Краткий исторический обзор производства акустических систем в россии. Хорошая акустическая система. Рейтинг, производители, характеристики

     До появления магнитофонов и электрических звукоснимателей единственным источником более или менее приличного звука был лишь длинно- и средневолновый вещательный радиоприемник. Наконец настало время стандартизации, которая была событием, совершенно невиданным на рынке потребительской электроники, причем эта ситуация сохраняется и до сих пор. В январе 1951 г. появился первый Государственный общесоюзный стандарт на радиовещательные приемники (ГОСТ 5651-51), установивший общие требования к качеству воспроизведения звука. По нынешним меркам оно было совершенно никудышным, но по тем временам могло удовлетворить даже самого придирчивого слушателя. Не пожалеем места для небольшой цитаты. «Частотная характеристика всего тракта приемника (кривая верности) по звуковому давлению должна обеспечивать воспроизведение полосы звуковых частот не уже указанной ниже. Приемник 1-го класса настольный – от 60 Гц до 6500 Гц. Указанные выше полосы частот должны воспроизводиться с неравномерностью, не превышающей 14 дБ (5 раз) на всех диапазонах, кроме частот ниже 250 кГц, где допускается неравномерность в 18 дБ (8 раз). Для электрической частотной характеристики ГОСТ вообще не устанавливает норм, поскольку в конечном счете звучание приемника определяется его характеристиками по звуковому давлению. Для приемника 1-го класса на частотах до 100 Гц коэффициент гармоник составляет 12%, на частотах 100 - 200 Гц - 7%, на частотах 200 - 400 Гц - 7%, на частотах свыше 400 Гц - 5 %».
Каково? А ведь и тогда люди кое в чем разбирались.

Как это было сделано

     Конечно, некоторые технологии впечатляли, особенно громкоговоритель с подмагничиванием. В 50-е годы прошлого века не существовало мощных постоянных магнитов, поэтому вместо них на высококачественные динамики устанавливалась солидная проволочная катушка – электромагнит, одновременно использовавшийся как дроссель фильтра в ламповом блоке питания. Борьба с фоном переменного тока была в то время очень актуальна.

     Удивительно, но такой громкоговоритель, встроенный в сравнительно небольшой и акустически не оформленный корпус приемника, звучал весьма приятно даже для современного слушателя, причины этого автор назвать затрудняется.

     В соответствии с указанным ГОСТом и его последующими модификациями было выпущено немало приемников полностью ручной сборки, служивших верой и правдой нескольким поколениям своих владельцев.

Заря эпохи Hi-Fi

     В 1965 г. появилась первая отечественная ламповая стереофоническая радиола, получившая название «Симфония». Для совсем молодых читателей поясню, что это «музыкальный центр», состоящий из приемника и электрофона – проигрывателя грампластинок, которые теперь называются винилом. Остановимся на ней немного подробнее, так как ее акустические системы долгое время оставались чуть ли не единственным советским эталоном высококачественного воспроизведения звука.

«В каждой из акустических колонок установлено по 4 громкоговорителя: один высокочастотный 3ГД-15, 2 среднечастотных - 2ГД-28 и один низкочастотный 5ГД-3. Разделение частот производится фильтрами, расположенными в акустических колонках. Для лучшего воспроизведения НЧ частот применена закрытая акустическая система с несколькими объемными резонаторами».

     Инженерные решения, связанные с применением объемных резонаторов, редки и сегодня. Вот что пишет о них энциклопедия: «В акустических системах первой отечественной стереофонической радиолы «Симфония» в качестве низкодобротного двухчастотного режекторного фильтра использовался резонатор Гельмгольца. Он представлял собой отдельный объем в нижней части корпуса с двумя отверстиями диаметрами 23 и 31 мм в горизонтальной перегородке. Частоты настройки составляли 50 и 100 Гц. Фильтр предназначался для частичного подавления 1-й и 2-й гармоник сетевой частоты лампового усилительного тракта, а также устранял неизбежный «горб» на АЧХ в области 60-80 Гц, характерный для обычных в то время высокодобротных динамиков».

     Интересно, что эти акустические системы (АС) пользуются популярностью среди любителей винтажной аппаратуры и в наши дни. Их чувствительность и мощность незначительны, а искажения велики, поэтому они безнадежно устарели.

Что было потом

     Долгое время ламповые радиолы были весьма дорогим и малосерийным товаром, который мог приобрести далеко не каждый «трудящийся». Но со временем стали появляться транзисторные стереофонические магнитофоны, которые позволяли развивать большую выходную мощность и стали очень популярными, несмотря на цену, составляющую примерно от четырех до шести месячных зарплат инженера. Для этих аппаратов и нужна была акустика новых серий. В 1974 г. ей стала - одна из самых распространенных впоследствии - АС 10МАС-1М. В ней впервые удалось (это обычный термин для советской промышленности) применить низкочастотный длинноходовый громкоговоритель с латексным подвесом диффузора. Необходимо признать, что системы были весьма посредственного качества, особенно скверной была сборка; так, воздух, выходящий из небольшой щели в задней стенке при работе на большой мощности, был способен потушить горящую спичку. Потому-то радиолюбители и занимались заливкой всех щелей изнутри эпоксидной смолой, что хорошо видно на фотографии «внутренностей» акустики.

Эпоха копирования

     Через несколько лет конструкторы приняли нелегкое решение перейти к копированию зарубежной акустики.

Честь эта была оказана наиболее продвинутым республикам Прибалтики, успешно выпустившим в 1978 г. знаменитую акустику 35АС-1, давшую «путевку в жизнь» целой серии систем под названием S-90. Конструктором такой копии стало КБ «Орбита» Рижского производственного объединения «Радиотехника».      Для 35АС-1 были разработаны совершенно новые громкоговорители и корпус. Если сейчас динамики не вызовут удивления у продвинутого любителя Hi-Fi, то подобный корпус не удастся найти даже среди современных зарубежных систем ценой в десяток тысяч долларов. Разумеется, древесноволокнистая плита (ДВП или MDF) тогда была неизвестна, но ее с легкостью заменила многослойная авиационная фанера для передней стенки и толстенные панели из ценных пород дерева для остальных деталей тяжелого ящика весом 23 кг.

     Очень скоро S-90 стала излюбленной акустикой, даже при цене, составляющей две средние зарплаты, ведь выбора практически ни у кого не было.

Конструкция

     Думаю, что 35АС-1 для меломана тех времен имела то же значение, что и автомат Калашникова для остального мира – живая легенда советского колонкостроения. До сих пор тысячи таких систем верой и правдой служат не очень богатым любителям музыки. Правда, не мешало бы ее немного обновить.

     Разобрать акустику несложно: достаточно отвернуть два десятка шурупов и снять тяжелую стальную плиту с верхней части лицевой панели, а также низкочастотный громкоговоритель. Взору изумленного естествоиспытателя откроется полутораметровый матрас из марли, в который завернуто более двух килограммов хлопковой ваты. Он добротно приклеен «на неизвлекаемость» к внутренней поверхности корпуса, закрывая при этом половину просвета трубы фазоинвертора. На задней стенке изнутри укреплен кроссовер, собранный на стальном основании. От его контактной колодки идет несколько проводов к двум совершенно излишним переключателям ослабления уровня ВЧ и СЧ, расположенным рядом с одноименными громкоговорителями.

     В целом, несмотря на явные огрехи сборки, серия S-90 была значимым прорывом в область подлинного Hi-Fi. Многие любители советского винтажа утверждают, что она работала лучше своего западного прототипа.

     Всего в советский период промышленностью было выпущено более 50 моделей различных бытовых акустических систем, не считая малосерийных образцов и редких эстрадных комплектов АС, которые могли иметь, например, экзотическое название «Падiлля». Большинство из них не выдерживало никакой критики, но некоторые модели по своему устройству и качеству работы останутся недоступными для россиян еще долгие годы.

     Так, АС 75АС-001 стали последней разработкой ВНИИРПА им. А.С. Попова (г. Ленинград), внедренной в серийное производство и ставшей своеобразной «лебединой песней» нашего колонкостроения. При проектировании впервые применялись математическое моделирование, а также оптимизация параметров головок и кроссовера при помощи ЭВМ. Кроме этого, АС обладают целым рядом других достоинств. Во-первых, в них установлены эффективные громкоговорители (100ГДН-3, 30ГДС-1 и 10ГДВ-4) нового поколения, что позволило добиться рекордной (для бытовых систем 80-х гг.) чувствительности в 91 дБм. Обеспечивался широкий диапазон частот – от 25 до 25000 Гц при небольшой неравномерности АЧХ и малом уровне искажений. АС 75АС-001 (они впоследствии получили более «громкое» название 150АС-001) под названиями «Корвет» и «Кливер» выпускались заводами «Океанприбор» (г. Ленинград) и «Красный Луч» в одноименном городе недалеко от Таганрога. И у той, и у другой моделей совершенно одинаковые наборы громкоговорителей, схемы и конструкция. Однако «Красный луч» помимо колонок изготавливал еще и наборы динамиков для обоих вариантов АС, поэтому некоторые аудиофилы до сих пор считают, что «Кливер» на родных динамиках звучит лучше, чем «Корвет». Возможной причиной этого являются «рацпредложения», направленные на удешевление продукции и реализованные в процессе серийного выпуска.

Как обстоят дела сейчас?

     Плохо. По мнению экспертов, в конце 90-х гг. «российский High-End» практически скончался из-за отсутствия инвестиций и традиционного недоверия любителей к продукции отечественных производителей техники для потребительского рынка. Прибалтийские заводы перешли к выпуску дешевых АС, собранных по «западному» типу и не вызывающих особого восторга.

     Российские же заводы выпускают незначительное количество продукции в рамках совместного производства. Из традиционных «акустических» предприятий на рынке в основном остались новосибирский завод «Ноэма» (выпускающий громкоговорители с 1976 г.) и ОАО «Динамик» (г. Гагарин Смоленской области), выпускающие широкий спектр отечественных динамических головой и акустических систем. В широкой продаже их увидеть невозможно, хотя нельзя исключить, что соотношение цена/качество может оказаться вполне приемлемым. Так, 100-ваттная НЧ головка диаметром 260 мм, обычно устанавливаемая в дорогие сабвуферы, стоит в розничной продаже не более $50.

Эпиграф:

«Аудиотехника, эта та область, где голый материализм, как теперь стало очевидным, потерпел крах. Именно здесь мы соприкоснулись с фактами,подтверждающими соседство иного мира, который живет по другим, неизвестным нам законам. Главное то, что с позиций материализма этот мир не является материальным. На это в первую очередь указывает то, что многие воспринимаемые слухом атрибуты звука отсутствуют в звуке физическом…»

А. М. Лихницкий

Немного о себе:

Митрофанов Александр: 55 лет, инженер-кинотехник с более чем 40-летним опытом. Конструированием акустики занялся еще в ранней юности, по примеру своего отца, всю жизнь посвятившего радиотехнике. Накопленный опыт с успехом применяю при создании своих оригинальных моделей. Являюсь сторонником классического подхода в построении АС, использую концепции и хорошо отработанные решения «Золотого века аудио» 50-х годов, что позволяет получить «живой» и «неокрашенный» звук.

Что делаю, а что нет:

Не делаю клонов бюджетной акустики. Получится дороже — трудоемкость штучного изготовления всегда выше крупносерийного. Сделать «тоже самое дешевле — не выйдет». Акустики для современной электронной музыки и кино полно на рынке и я не вижу смысла изобретать «велосипед». Другое дело, если цель индивидуального изготовления — нестандартный дизайн или отделка, повышенные требования к качеству звука, тогда есть смысл изготовить 2-х или 3-х полосную АС под Ваш интерьер на заказ. Например, для особого дизайна домашнего кинозала. Такая акустика довольно универсальна и хорошо отыгрывает любые жанры музыки, а также будет великолепна в домашнем кинотеатре.

Если же Вы хотите полного погружения в «нирвану музыки» и Ваши предпочтения — это джаз, классика, ранний рок-блюз, вот тут есть серьезный смысл заказать «свою» акустику, с высоким разрешением и натуральностью звучания, но такая сейчас серийно не производится. Поэтому я предлагаю воскрешенную и доработанную мной схему 1,5-полосной акустики, выпускавшейся в 50-е и 60-е годы прошлого века. Ее отличает неповторимое, «волшебное», звучание, от которого невозможно оторваться, оно проникает буквально Вам в душу, завлекает Вас.

Концепция и чуть теории…

Это обязательно большой объем корпуса, обычно два динамика: широкополосный и СЧ-ВЧ, легкие целлюлозные диффузоры, кроссовер отсутствует, на СЧ-ВЧ фильтр 1-го порядка. Самое главное в том, что в СЧ области работают оба излучателя, дополняя друг-друга, на самой ответственной части звукового диапазона: примерно от 500 Герц до 6 000 Герц, потому что музыка «живет» на средних частотах!

Применение одного широкополосного динамика считаю ошибочным, один излучатель не способен передать весь звуковой диапазон без драматических потерь, в виду различных условий работы излучателей НЧ и СЧ-ВЧ диапазона, поэтому наиболее удачной считаю 1,5 полосную конструкцию, и не 2-х и не 3-х, которые с технической точки зрения хоть и грамотны, но с музыкальной абсолютно неверны. Достаточно просто послушать 1,5 полосную акустику и 2-х, 3-х полосную современную — и Вы сами все услышите. Акустика все скажет сама за себя. А решать, что нужнее, современный «стильный» дизайн, широкий диапазон частот и высокая мощность или «живая» музыкальность — выбор за Вами…

Вывод.

Я предлагаю свой подход в построении акустики. Приходите, слушайте, сравнивайте. Только Ваши «уши», а не отзывы на форумах, способны сказать — подойдет это Вам или нет. Одно могу сказать с полной уверенностью: промышленные изделия сопоставимой стоимости такого качества звука дать не в состоянии. К тому же авторская акустика ценна своей индивидуальностью и неповторимостью.

Сейчас меня будут бить:))

а) Это приведет к железному занавесу и ни к чему больше. Наша страна, увы, похоже постепенно заворачивает на путь реставрации СССР в том или ином виде, это будет особенно интересно тем, кто в СССР никогда не жил. Д. А. Медведев, который, не смотря на все его недостатки, для меня все же авторитет, потому что часто говорит как есть, недавно сказал, что импортозамещение в основном потерпело крах. Цены поднялись, и опять все импортное. СССР выставлял много лозунгов на тему, догоним и перегоним было постоянно, была выставка "Интенсификация 90" в моем районе, и что? Приходит это к тому, что чиновники и директора хотят сидеть толстым свином, и ждать, пока им сейчас принесут. Кто нести то будет? Поколение, которое должно было эту волну создать, разочаровано и ничего делать не хочет, тем более, что как я знаю умонастроение большинства директоров, деньги за это они платить не готовы. Дальше, как в фильме "Убить дракона": "Что, что?" - "М...м... молодежь" - "О, правильно сказал, молодежь!". Это все было и еще раз было. Подрастает новая трава, ее тоже выкосят. А уж в деле раздувания щек в чистом поле мы традиционно впереди планеты всей.

б) Огромный потенциал, да! Вы наверное в Москве живете? Так вот, в России все в Москве. Так как там, нигде больше нету. Питер по сравнению с Москвой кажется провинцией, как Саратов. Никаких мощностей тута нету. Все старые радиозаводы давно закрылись, новые фирмы чаще всего напоминают шарашкины конторы - однодневки. Потому что все отсюда переехало в Москву. Здесь одни руины ельцинского периода и торгово-развлекательные комплексы. Раньше Ленинград был одним из локомотивов в радио и компьютерной индустрии, сейчас это не налаживается никак. Вот КБ "Импульс", где сначала я работал после института, я вижу каждый день по пути. Это было когда-то предприятие полного цикла, от разработки до производства. Иногда даже там в башне кое-где свет горит, а там, где должны производить, давно ни огонька. "Импульс" пытался воскреснуть много раз, и каждый раз фиаско. Люди это видят, и это при высоком уровне образованности населения, и ничего. Поэтому явка в Питере на последние выборы была самой низкой по стране.

в) Не надо путать оборонку и гражданку, и прочий хрен с редькой. В СССР оборонка была тоже на уровне, что не мешало держать все остальное в дефиците. Тем более зря верить во все лозунги, как чуть где лампочка замигает, это тиражируется как победа на всю страну. Эти все "Байкалы" и "Эвересты" появились не сегодня, и поставить их вместо американских деталей в военные машины категорически надо. Идея хорошая, но кроме главной шелезяки, компьютер состоит еще и из других деталей и еще из софта. В деле создания жестких дисков мы отстали на всю жизнь, ничего подобного WD и Seagate мы родить не в состоянии. В начале 90х я видел уровень наших военных компьютеров, даже по сравнению с i286 на столах это было просто смешно. Тяжелое на вес, еще не значит хорошее. А софт для "Эвереста" писать никто не хочет уже 25 лет. Это хотя бы операционная среда, хорошо, если кое как заточили какой-то Linux, а надо бы совсем свое для военных целей то. Я уже молчу про ИИ, это серьезные работы, а все программные средства и библиотеки написаны в основном под американские архитектуры, портировать их под "Эверест" совсем никто не спешит. Можно писать на эмуляторах, но это ерунда. И еще вопрос, сколько в этих "Эверестах" нашего, сколько тайваньского. Это военная тайна на полном серьезе. Так что оборонка - не показатель возможностей разработки отечественного HiFi, коммерческие перспективы которого в России крайне сомнительны, я об этому уже писал раньше. Интерес и спрос почти == 0. Поэтому все лезут в оборонку, там наклюнулись стабильные деньги.

г) К сожалению, конкурентного тут ноль. Писали, что среднего возраста поколение в разработке новых военных изделий потерпело крах, и тянуть стали молодые. А что тут странного? Эти среднего возраста сидели в крупных компаниях, типа "Туполев" и гнили там на 30000 оклада. И вдруг и сказали: давайте за те же 30000 вы возьметесь и сделаете новейший боевой робот, а директора получат еще больше денег к своим миллионам. Естественно, был фейл. Но, как у нас принято, не этим все же решили заплатить, а наняли других, которым наконец деньги дали в руки (М-м-молодежь!). Ессно, им интересно сутками ковыряться в этих железяках. Принято считать на нашей Родине, что зарплата инженера должна быть не ниже 150000 руб, иначе он лузер по жизни. Загрести столько на хайфае? Вы шутите? А за меньшие деньги он стараться не будет, поверьте на слово. Так что низкие доходы при окружении человека презрением за это - тормоз, а не газ в данном случае.

д) Все детали для аудио, включая микросхемы, надо заказывать в Китае. И корпуса тоже. Наши заводы могут сделать нормального дизайна корпус за приемлемые деньги? Я как вижу наши изделия, так это империя наносит ответный удар. Мне как-то тесть, одно время приближенный к Сердюкову в бытность его министром обороны, жаловался: у наших закажешь, заплатишь миллион денег и будешь ждать три года, они штучно делают, долго и дорого. Проще и быстрее в Китае заказать, и в разы дешевле, так что в оборонке дела не лучше. Поэтому Сердюков рвал и метал на нашу оборонку.

е) Ну и etc. Интерес к HiFi в нашей стране упал до нуля. Даже при наличии потенциала, мощностей и логистики организовывать его производство на нашей территории коммерчески не выгодно. Свои брать не будут, а зарубежные компании давно переехали в Китай жить, с ними конкурировать очень тяжело. Еще одна фирма, ставящая мульку "Рубин" на целиком китайский телевизор, это далеко от идеи отечественного HiFi.