А. Блок. Стихи о любви

«Встану я в утро туманное…» Александр Блок

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анализ стихотворения Блока «Встану я в утро туманное…»

Сумерки и туман, прозрачные тени, приглушенные краски, неясные шепот и смех - таковы особенности художественного пространства «Стихов о Прекрасной Даме». Герой, блуждающий во мгле, живет предчувствиями, видениями и намеками, пытаясь разгадать их, как сложный шифр. Наблюдая за движением далеких огней, он ждет судьбоносного свидания. Мотив ожидания не всегда связан с возвышенным образом Таинственной Девы: в стихотворениях представлена и земная ипостась небесного облика - подруга, царевна. В произведении « » герой приводит прямую речь лирического адресата, которая касается деталей предстоящей встречи.

Стихотворение, созданное осенью 1901 г., занимает особое место в поэтическом цикле. Текст отличается уверенными интонациями, отражающими ликование и жизнерадостное настроение лирического «я». Для этого есть достойный повод - долгожданный приход «подруги желанной».

Светлому состоянию души вторят детали пейзажа. Его главной доминантой становится солнечный свет, бьющий в лицо героя. Чтобы подчеркнуть яркость и силу утренних лучей, автор использует лексему «ударит», с помощью которой олицетворяется природный образ. Легкий туман и ветер дополняют картину начала погожего дня. Она резко контрастирует с густой неподвижностью сумерек, типичной для большинства творений цикла.

Зачин определяет позицию романтической пары: лирический субъект, выглянувший в окно, замечает возлюбленную, которая поднимается по ступенькам крыльца. Радостное удивление, порожденное неожиданным визитом, выражено риторическим вопросом.

Во втором и третьем катренах изумление сменяется торжествующими восклицаниями. Повелительные интонации демонстрируют решительное настроение субъекта речи, его стремление убрать препоны и открыться внешнему миру, ощутить кожей тепло солнца и дуновение ветра.

Кульминационный эпизод произведения обозначен мотивом «песен веселых», редким для меланхоличного блоковского романтика. Ликующие звонкие звуки утреннего гимна заполняют солнечное пространство стихотворения. Рефрен, замыкающий текст, подчеркивает гармоничность момента.

В произведении « » также моделируется ясная картина погожего утра. Чистый, переливающийся на солнце снег дарит надежду: воодушевленный герой рассчитывает наяву встретиться с возлюбленной, «девой в снежном инее».

Выберите стихи... 31 декабря 1900 года Dolor ante lucem Servus - reginae Авиатор Ангел-хранитель Балаганчик Барка жизни встала... Бегут неверные дневные тени... Белой ночью месяц красный... Болотные чертенятки Брожу в стенах монастыря... Будет день - и свершится великое... Бушует снежная весна... Была ты всех ярче, верней и прелестней... В голодной и больной неволе... В густой траве пропадешь с головой... В день холодный, в день осенний... В дюнах В ночи, когда уснет тревога... В ресторане В углу дивана Верю в Солнце Завета... Весенний день прошел без дела... Весна в реке ломает льдины... Ветер принес издалека... Ветер хрипит на мосту меж столбами... Ветр налетит, завоет снег... Восходишь ты, что строгий день... Вот Он - Христос - в цепях и розах... Всё ли спокойно в народе?.. Встану я в утро туманное... Всю жизнь ждала... Второе крещенье Входите все. Во внутренних покоях... Вхожу я в темные храмы... Гадай и жди. Среди полночи... Гамаюн, птица вещая Гармоника, гармоника!.. Голос в тучах Голос из хора Город спит, окутан мглою... Две надписи на сборнике `Седое утро` Двенадцать Девушка из Spoleto Девушка пела в церковном хоре... Днем вершу я дела суеты... Дух пряный марта был в лунном круге... Дышит утро в окошко твое... Его встречали повсюду... Ее песни Ей было пятнадцать лет... Есть в дикой роще, у оврага... З.Гиппиус За краткий сон, что нынче снится... Запевающий сон, зацветающий цвет... Зачем, зачем во мрак небытия... Земное сердце стынет вновь... Золотистою долиной... И вновь - порывы юных лет... Идут часы, и дни, и годы... Из газет Измучен бурей вдохновенья... Инок Ищу спасенья... Как день, светла, но непонятна... Как океан меняет цвет... Как тяжело ходить среди людей... Когда вы стоите на моем пути... Когда замрут отчаянье и злоба... Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет... Когда ты загнан и забит... Королевна Коршун Крылья Лениво и тяжко плывут облака... Ловя мгновенья сумрачной печали... Луна проснулась. Город шумный... Люблю высокие соборы... Май жестокий с белыми ночами!.. Медленно в двери церковные... Медленно, тяжко и верно... Медлительной чредой нисходит день осенний... Милый друг! Ты юною душою... Митинг Мне снилась смерть любимого созданья... Мне снилась снова ты... Мне снились веселые думы... Моей матери (Друг, посмотри...) Моей матери (Спустилась мгла...) Моей матери (Чем больней душе мятежной...) Мой любимый, мой князь, мой жених... Муза в уборе весны постучалась к поэту... Мы были вместе, помню я... Мы встречались с тобой на закате... Мы живeм в старинной келье... На весенний праздник света... На железной дороге На небе зарево. Глухая ночь мертва... На Островах На поле Куликовом На снежном костре На улице - дождик и слякоть... Настигнутый метелью Не доверяй своих дорог... Не затем величал я себя паладином... Не легли еще тени вечерние... Не поймут бесскорбные люди... Не проливай горючих слез... Неведомому богу Незнакомка Неизбежное Ночь на новый год Ночь, улица, фонарь, аптека... Ночью вьюга снежная... Ну, что же? Устало заломлены слабые руки... О да, любовь вольна, как птица... О доблестях, о подвигах, о славе... О, весна без конца и без краю... О, я хочу безумно жить... Обреченный Одинокий, к тебе прихожу... Одной тебе, тебе одной... Окрай небес - звезда омега... Она молода и прекрасна была... Она пришла с мороза... Они читают стихи Осенний день Осенняя воля Отворяются двери - там мерцанья... Отдых напрасен. Дорога крута... Отрекись от любимых творений... Перед судом Песня Офелии Петербургские сумерки снежные... Плачет ребенок... По улицам метель метет... Погружался я в море клевера... Под масками Поднимались из тьмы погребов... Пойми же, я спутал, я спутал... Пока спокойною стопою... Полный месяц встал над лугом... Помнишь ли город тревожный... Пора забыться полным счастья сном... Последнее напутствие Последний путь Потемнели, поблекли залы... Похоронят, зароют глубоко... Поэт в изгнаньи и в сомненьи... Поэты Превратила всё в шутку сначала... Предчувствую Тебя... Приближается звук... Принявший мир, как звонкий дар... Просыпаюсь я - и в поле туманно... Пусть рассвет глядит нам в очи... Пусть светит месяц - ночь темна... Пушкинскому Дому Работай, работай, работай... Равенна Разверзлось утреннее око... Разгораются тайные знаки... Рассвет Рожденные в года глухие... Россия Русь Сама судьба мне завещала... Свет в окошке шатался... Светлый сон, ты не обманешь... Свирель запела на мосту... Свобода смотрит в синеву... Своими горькими слезами... Сегодня в ночь одной тропою... Седое утро Сердитый взор бесцветных глаз... Сердце предано метели Сквозь винный хрусталь Скифы Скрипка стонет под горой... Смычок запел. И облак душный... Смятение Снежная вязь Снежное вино Сны раздумий небывалых... Соловьиный сад Сольвейг Сольвейг! О, Сольвейг!.. Старинные розы... Стою у власти, душой одинок.. Странных и новых ищу на страницах... Сумерки, сумерки вешние... Твое лицо мне так знакомо... Темная, бледно-зеленая... То отголосок юных дней... Ты - божий день. Мои мечты... Ты горишь над высокой горою... Ты жил один! Друзей ты не искал... Ты из шопота слов родилась... Ты много жил, я больше пел... Ты твердишь, что я холоден... У забытых могил пробивалась трава... Увижу я, как будет погибать... Уже над морем вечереет... Унижение Усталый от дневных блужданий... Утихает светлый ветер... Фабрика Хоть все по-прежнему певец... Художник Целый год не дрожало окно... Часовая стрелка близится к полночи... Черный ворон в сумраке снежном... Шаги Командора Шли мы стезею лазурною... Экклесиаст Я - Гамлет. Холодеет кровь... Я был смущенный и веселый... Я вам поведал неземное. Я вырезал посох из дуба... Я вышел в ночь - узнать, понять... Я вышел. Медленно сходили... Я долго ждал - ты вышла поздно... Я жду призыва, ищу ответа... Я и молод, и свеж, и влюблен... Я их хранил в приделе Иоанна... Я к людям не выйду навстречу... Я медленно сходил с ума... Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне... Я помню длительные муки... Я помню нежность ваших плеч... Я пригвожден к трактирной стойке... Я стар душой... Я стремлюсь к роскошной воле... Я ухо приложил к земле... Я шел во тьме дождливой ночи... Я шел к блаженству... Я, отрок, зажигаю свечи... Явился он на стройном бале... Ярким солнцем, синей далью...

* * *
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

«3 октября 1901

* * *
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песочной косе
Загорались вечерние свечи,
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло...
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

                                     Имеющий невесту есть жених; а
                                     друг жениха, стоящий и внимающий
                                     ему, радостью радуется, слыша голос жениха.

                                                                           От Ионна III, 29
Я, отрок, зажигаю свечи,
Огонь кадильный берегу.
Она без мысли и без речи
На том смеется берегу.

Люблю вечернее моленье
У белой церкви над рекой,
Передзакатное селенье
И сумрак мутно-голубой.

Покорный ласковому взгляду,
Любуюсь тайной красоты,
И за церковную ограду
Бросаю белые цветы.

Падет туманная завеса.
Жених сойдет из алтаря.
И от вершин зубчатых леса
Забрежжит брачная заря.

7 июля 1902

* * *
Я и молод, и свеж, и влюблен,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет по листам -
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам,-
Ароматные слезы хвалы.
Ты придешь под широкий шатер
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зеленой тени.
Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон,
И до ночи- с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клен.

31 июля 1902

* * *
Вхожу я в темные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

25 октября 1902

«Стихи о Прекрасной Даме» были полны веры в возможность прожить одной лишь идеальной любовью, верой во всемогущество духа и вседостаточность его. Эта вера разрушила семейную жизнь Блоков еще до того, как она успела начаться.
Торжественно обвенчавшись с Любовью Дмитриевной, Блок тут же стал объяснять ей, что их брак ни в коем случае не должен быть «вульгарным» супружеством с физической близостью, что близость эта может разрушить гармонию «высших» отношений.
Возможно, в этой проповеди сказалось не только влияние друзей-символистов, требовавших от поэта, чтобы он убил «дракона похоти», но и память об угарной любви к К. М. Садовской. Как бы то ни было, нормальная семейная жизнь была искажена с самого начала.
Трагическим личным опытом, ценой своего семейного счастья Блок наглядно доказал гибельность идеализма как для самой жизни, так и для искусства. Мистическая запредельность «Стихов о Прекрасной Даме» иссушила живую плоть и самого стиха, уводя его в безжизненные пустыни логических построений, словесных абстракций.
Контраст между идеальными мечтаниями и жизнью, суровой и трезвой, приводил к пессимистическому убеждению, что нет в жизни ни счастья, ни гармонии, ни идеальной любви. Идеал «Прекрасной Дамы» сменился хмельным миражом «Незнакомки». А вскоре отсветы пожаров 1905 года затмили сполохи «брачной зари».