Особенности современной политической карты мира. Этапы формирования политической карты в новом времени

Понятие «политическая карта мира» включает в себя два смысла. В узком смысле - это карта мира, на которой нанесены границы всех государств, в широком - расстановка политических сил, политическая жизнь мира в целом, отдельных групп стран, важнейшие политические проблемы современности.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Изменения на политической карте бывают количественными и качественными .

Количественные изменения :

    присоединение к государству вновь открытых земель (в прошлом - колоний);

    территориальные приобретения или потери в результате войн;

    добровольные уступки (обмен) странами участков государственной территории;

    объединение или распад государств и др.

К качественным изменениям относятся :

    приобретение страной политического суверенитета;

    введение иных, от существовавших ранее, форм правления и государственного устройства;

    образование межгосударственных объединений и политических союзов и др.

В последнее время количественные изменения все чаще уступают место качественным. В этом суть современных процессов- путь диалогов, международных контактов, мирного урегулирования всех споров.

Территория и границы.

Географы используют два термина: «географическое пространство» и «территория», часто наполняя их одним смыслом. Однако понятие «территория» отличается от понятия «пространство» своей конкретностью, привязкой к определенным координатам на земной поверхности.

Территория - часть поверхности суши с присущими ей природными, а также созданными в результате человеческой деятельности, свойствами и ресурсами.

Пределы территорий определяются границами.

Политические границы могут быть государственными и негосударственными. Государственные границы определяют пределы государственной территории. Негосударственные границы, имеющие характер политических – это, например, границы по международным соглашениям, договорные, временные, демаркационные и др.

Границы государственные - это линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения суверенитета данного государства. Государственная граница разделяет территории суверенных стран. Это как политическая, так и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национальной обособленностью, таможенным контролем, правилами внешней торговли и т.п.

Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Существует два типа установления государственной границы - делимитация и демаркация. Делимитация - определение по соглашению между правительствами сопредельных государств общего направления прохождения государственной границы и нанесение ее на географическую карту. Демаркация - проведение линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

Различают границы орографические, геометрические и географические.

Орографическая граница - это линия, определяющая границы и проведенная по естественным (природным) рубежам с учетом рельефа местности (проводится главным образом по горному хребту и руслу рек).

Геометрическая граница - это прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета рельефа.

Географическая {астрономическая) граница - это линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. Два последних вида границ широко распространены в Африке и Америке. В России имеют место все типы границ.

На пограничных озерах линия государственной границы проходит посередине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам. Внутри государственной территории выделяют еще границы административно-территориальных единиц (например, границы республик, областей, штатов, провинций, земель и др.). Это внутренние границы.

Специалисты по международному праву под «территорией» понимают различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Выделяют государственную территорию, а также территории с международным и со смешанным режимом.

Государственной является территория , находящаяся под суверенитетом отдельного государства и ограниченная государственной границей. В состав территории государства входят:

    суша в пределах границ;

    воды (внутренние и территориальные);

    воздушное пространство над сушей и водами.

Большая часть приморских государств (их в мире около 100) имеет территориальные воды. Это полоса прибрежных морских вод шириной от 3 до 12 морских миль от берега.

К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона . Экономические зоны и шельфы часто превышают площадь сухопутной территории государства и могут существенно увеличить его ресурсный потенциал.

Определение принадлежности, режима и границ прилегающих к побережью сравнительно мелководных районов Мирового океана превратилось во второй половине XX в. в важную политическую и правовую проблему в связи с возможностью разведки и разработки естественных богатств континентального шельфа (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Глубины края шельфа обычно составляют 100-200 м. Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию «своего шельфа», но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. под континентальным шельфом понимается морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориальных вод государства на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории вплоть до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Инициаторами установления экономических зон выступили в конце 60-х годов латиноамериканские государства (которые не имеют полноценной шельфовой зоны из-за больших глубин около побережья). К середине 80-х годов их примеру последовали почти все другие государства мира, в том числе наша страна. На экономические зоны ныне приходится 40% площади Мирового океана, в том числе районы, дающие 96% мирового вылова рыбы,

Экономические зоны - это районы акватории Мирового океана за пределами территориальных вод шириной около 200 морских миль, в которых приморское государство осуществляет суверенные права на разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение научных исследований, лов рыбы (т.е. это зоны национальной юрисдикции на ресурсы), а другие страны пользуются свободой судоходства и имеют доступ к излишкам допустимого улова (по Конвенции ООН по морскому праву).

К территориям с международным режимом относятся лежащие за пределами государственной территории земные пространства, которые находятся в общем пользовании всех государств в соответствии с международным правом. Это открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа.

При этом некоторые особенности имеет международно-правовой режим арктических районов открытого моря (Северный Ледовитый океан). Канада, Россия и другие страны, территорию которых омывают воды этого океана, разделили его на «полярные сектора». «Полярный сектор » - пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами- меридианы. Все земли и острова в пределах «полярных секторов», ледяные поля у берега входят в состав государственных территорий этих стран.

Следует отметить также особый международно-правовой режим , установленный по договору 1959 г. в Антарктиде . Материк полностью демилитаризован и открыт для научных исследований всех стран мира.

Космическое пространство находится за пределами земной территории и его правовой режим определяется принципами и нормами международного космического права.

Особые территориальные режимы - это международно-правовые режимы, определяющие правовой статус и порядок пользования какой-либо ограниченной территорией. Так, известны режимы:

    судоходства по международным рекам, проливам и каналам, используемым для международного судоходства;

    режимы рыболовства и других видов морского промысла;

    эксплуатации минеральных ресурсов морского дна (эксплуатации континентального шельфа и пр.);

    режим водопользования и других видов хозяйственной деятельности на пограничных реках и т.п.

    Особыми видами территориального режима являются международно-правовая аренда территории, режим «свободных экономических зон», привилегированных в таможенном отношении и т.д.

Политическая карта мира прошла длительную историю своего формирования, отражающую весь ход развития человеческого общества.

В настоящее время на политической карте мира находится 230 стран. Более 190 из них являются суверенными, политически независимыми государствами.

По социально-экономическому развитию страны мира можно разделить на экономически развитые и развивающиеся.

Уровень развитости страны оценивается по валовому внутреннему продукту (ВВП).

Экономически развитыми странами являются все страны Европы, Россия, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и Израиль.

Все остальные страны - это развивающиеся страны, которые объединяют более 75 % населения мира.

Страны мира имеют две основные формы правления: республиканскую и монархическую.

Республика - форма правления, когда все высшие органы власти избираются или создаются парламентом. Более 75 % всех стран мира имеют республиканскую форму правления. Например, Франция, Польша, Индия, Китай, США.

Монархия - форма правления, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу. Например, Испания, Великобритания, Япония.

СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Политический

Суверенный Государство Развитие

Объединять

Принадлежать Политическая карта мира Социально-экономическое развитие Валовой внутренний продукт Население мира

Объединить

Правление

Избирать

Создавать

Парламент

Форма правления

Высший орган власти

Верховная государственная власть УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ 1

Подберите однокоренные слова к прилагательным.

Политический, экономический, республиканский, монархический, государственный. 2

Подберите прилагательные к существительным.

Карта, государство, продукт, развитие, власть. 3

Измените предложения по образцу.

Образец: Более 190 из них - это суверенные государства. Более 190 из них являются суверенными государствами.

1) Экономически развитые страны - это все страны Европы, Россия, Канада, США, Япония и др.

2) Все остальные страны - это развивающиеся страны. 3) Республика - это форма правления, когда все высшие органы власти избираются или создаются парламентом. 4) Монархия - это форма правления, где верховная государственная власть принадлежит одному лицу.

4 Вставьте в предложения данные под чертой глаголы.

1) В настоящее время на политической карте мира... 230 стран. 2) Более 190 из

них... независимыми государствами. 3) По социально-экономическому развитию страны... на развитые и развивающиеся. 4) Развивающиеся страны... более 75 % населения мира. 5) Страны мира... две основные формы правления. 6) Все высшие органы власти... или... парламентом. 7) Верховная государственная власть. одному лицу.

Находиться, являться / явиться, делиться, объединять / объединить, иметь, избираться / избраться, создаваться / создаться, принадлежать. 5

Ответьте на вопросы, используя текст. 1)

Сколько государств находится в настоящее время на политической карте мира? 2)

Какими государствами являются большинство из них? 3)

На какие государства можно разделить страны мира по социально-экономическому развитию? 4)

Как оценивается уровень развитости стран? 5)

Какие страны являются экономически развитыми странами? 6)

Сколько процентов населения мира объединяют развивающиеся страны? 7)

Какие формы правления имеют страны мира? 8)

Что такое республика? 9)

Что такое монархия? 6

Разделите текст на части и дайте название каждой части. 7

Поставьте вопросы задания 5 к абзацам текста и составьте сложный план. 8

Напишите изложение текста. 9

Сделайте сообщение на тему "Современная политическая карта мира", пользуясь планом задания 7.

Еще по теме СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА:

  1. § 2. Этапы формирования современной политической карты мира
  2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА РЕГИОНА И МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
  3. Волкова Г.И.. Политическая история Испании XX века: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк. - (XX век. Политическая история мира). - 191 с., 2005

Политическая карта географическая карта земного шара, материка или региона, на которой отражено территориально-политическое деление. Основные элементы содержания карты – границы государств и зависимых территорий, столицы, крупные города, иногда на политической карте отображаются пути сообщения, границы автономных образований в составе государств с федеральным устройством, столицы и центры единиц административно-территориального деления.

В современном мире насчитывается более 250 стран . Они разнообразны по месту в международном разделении труда и в международных отношениях, по уровню экономического развития, по размеру территории, по численности населения, по его этническому и национальному составам, по географическому положению и по многим другим показателям. 193 государства являются членами Организации Объединенных Наций (на 01.01.2018 г.) и 2 государства-наблюдателя : Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина.

Многообразие стран современного мира.

Страны мира группируются по разным признакам. Например, выделяются суверенные , независимые страны (около 193 из 250) и зависимые страны и территории. Зависимые страны и территории могут носить разные названия: владения – термин «колонии » не употребляется с 1971 г. (их осталось очень мало), заморские департаменты и территории, самоуправляющиеся территории. Так, Гибралтар является владением Великобритании; остров Реюньон в Индийском океане, страна Гвиана в Южной Америке – заморские департаменты Франции; островная страна Пуэрто-Рико объявлена «свободно присоединившимся к США государством».

Группировка стран по размерам территории:

  • очень большие страны (территория более 3 млн кв.км): Россия (17,1 млн кв.км), Канада (10 млн кв.км), Китай (9,6 млн кв.км), США (9,4 млн кв.км), Бразилия (8,5 млн кв.км), Австралия (7,7 млн кв.км), Индия (3,3 млн кв.км);
  • крупные страны (имеют площадь более 1 млн км2): Алжир, Ливия, Иран, Монголия, Аргентина и др.;
  • средние и небольшие страны : к ним относится большинство государств мира – Италия, Вьетнам, Германия и др.
  • микро-государства : Андорра, Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино, Ватикан. К ним же относится Сингапур и островные государства Карибского моря и Океании.

По численности населения выделяют 10 крупнейших стран мира : Китай (1318 млн чел.); Индия (1132 млн чел.); США (302 млн чел.); Индонезия (232 млн чел.); Бразилия (189 млн чел.); Пакистан (169 млн чел.); Бангладеш (149 млн чел.); Нигерия (144 млн чел.); Россия (142 млн чел.); Япония (128 млн чел.). Численность населения стран постоянно изменяется, поэтому эта «большая десятка» также изменяется. Большинство стран мира относятся к средним по численности населения государствам (менее 100 млн чел.): Иран, Эфиопия, Германия и др. Самые маленькие по численности населения страны – микро-государства. В Ватикане, например, живет 1 тыс. человек.

Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства стран мира.

Страны мира также различаются по формам правления и по формам территориально-государственного устройства .

Выделяют две основные формы правления : республики , где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству (США, ФРГ), и монархии , где власть принадлежит монарху и передается по наследству (Бруней, Великобритания).

Большинство стран мира имеет республиканскую форму правления. Выделяют президентские республики, где президент возглавляет правительство и имеет большие полномочия (США, Гвинея, Аргентина и др.), и парламентские республики, где роль президента меньше, а главой исполнительной власти является назначаемый президентом премьер-министр. Монархий в настоящее время насчитывается 29 .

Среди монархий выделяют конституционные и абсолютные. При конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией и деятельностью парламента: реальная законодательная власть принадлежит обычно парламенту, а исполнительная – правительству. Монарх при этом «царствует, но не правит», хотя его политическое влияние довольно большое. К таким монархиям относятся Великобритания, Нидерланды, Испания, Япония и др.

При абсолютной монархии власть правителя ни чем не ограничена. Государств с такой формой правления сейчас в мире всего шесть: Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Ватикан.

Особо выделяют так называемые теократические монархии , т. е. страны, где глава государства одновременно является его религиозным главой (Ватикан и Саудовская Аравия).

Есть страны, которые имеют специфическую форму правления. К ним относятся государства, входящие в так называемое Содружество (до 1947 г. оно называлось «Британское Содружество наций»). Содружество – объединение стран, в которое входят Великобритания и многие ее бывшие колонии, доминионы и зависимые территории (всего 50 государств). Изначально создавалось Великобританией для сохранения ее экономических и военно-политических позиций в ранее принадлежавших территориях и странах. В 16 странах Содружества главой государства формально считается британская королева . К наиболее крупным из них относятся Канада, Австралия, Новая Зеландия. В них глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, а законодательный орган – парламент.

Первая мировая война стала переломным историческим событием XX века для процесса геополитической самооргани­зации общества.

Принципиальное значение имело проявление после Первой мировой войны и постепенное утверждение социализации . Выдвигая в качестве приоритетных в различных сферах жизни общественные, коллективные интересы, она изменяет формы и характер капитализации, активно участ­вует в вытеснении докапиталистических отношений.

В XX в. обозначились три пути (исторические формы) процесса социализации со специфической географией.

Революционный - радикальное антикапиталистическое и антифеодальное изменение характера общества за короткий срок в странах, оказавшихся наиболее слабыми звеньями ка­питалистической системы в результате мировых войн и наци­онально-освободительной борьбы. Такие изменения обычно начинались с преобразования государственной власти и вели к созданию принципиально новой, централизованной плановой экономики нерыночного типа на основе общественной собст­венности, к ликвидации резких социальных различий, к ут­верждению новой, по сути однопартийной, политической сис­темы, направляющей общественное развитие к достижению коммунистических идеалов.

Эволюционный , связанный с постепенным, длительным реформированием капиталистического общества наиболее раз­витых в экономической и социальной сферах стран (утвержде­ние активной регулирующей функции государства в экономи­ческих и социальных процессах, расширение в экономике роли общественных форм собственности - государственной, коллек­тивной, акционерной, кооперативной и др.). «Шведский социализм», «народный капитализм», «социально-рыночная экономика».

Заимствование бывшими колониальными странами первого или второго вариантов социализации общества у развитых стран и попытки трансформации с их помощью традиционных, преимущественно докапиталистических, обществ Азии, Афри­ки, Латинской Америки с целью ускоренного преодоления отсталости.

По масштабам и последствиям воздействия на ПКМ именно революционную социализацию следует рассматривать как само­стоятельную новую геополитическую силу. Её важнейшим ре­зультатом стало появление принципиально новых по своим политическим, экономическим, социальным и духовным каче­ствам, а также по типу освоения геопространства геополити­ческих систем - социалистических стран - и образование ими мировой социалистической системы.

К концу 1980-х годов в ее составе насчитывалось 17 государств Восточной и Юго-Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Они охватывали около 27% территории Земли, более 32% населения и производили от 33 до 40% (по разным оценкам) промышленной продукции, представляя собой в те­чение нескольких десятилетий наиболее динамичную в инду­стриальном отношении группу стран и геополитическую сис­тему, альтернативную капиталистической.

Становлению и ус­коренному прогрессу мировой социалистической системы спо­собствовали экономические и военно-политические интеграци­онные процессы между странами при ключевой роли СССР - образование Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.), главного инструмента формирования социалистического миро­вого хозяйства, Организации Варшавского договора (1955 г.), заключение двусторонних договоров и т. п.

Второй геополитической силой, в полной мере раскрывшей свои возможности начиная со второго десятилетия XX века, стали противоречия и борьба между империалистическими державами за передел мира . Это привело к изменению геополитической структуры ПКМ.

Первая мировая война 1914-1918 гг. разре­шила противоречия между двумя группировками государств, складывавшимися вокруг Германии и Англии. Важнейшие изменения ПКМ, связанные с поражением Германии и её союзников, были закреплены Версальской системой мирных договоров (1919-1920 гг.) и решениями конференций стран Антанты (1920 г. в Сан-Ремо, 1921-1922 гг. в Вашингтоне). Они означали пер­вый глобальный передел геопространства в пользу победителей, создавших также первый инструмент междуна­родного контроля новой геополитической реальности - Лигу Наций (1919 г.).

Первый мировой экономический кризис 1929-1933 гг., по­дорвавший капиталистическое хозяйство, с тенденцией фаши­зации и милитаризации Германии, Италии и Японии, недо­вольство последних Версальской системой создали почву для новых противоречий и борьбы между лидерами за передел мира.

Поражение этих держав-агрессоров во Второй мировой вой­не 1939-1945 гг. и победа государств антигитлеровской и анти­японской коалиций при­вели к новым крупным изменениям ПКМ в пользу победителей, заложенным в решениях Крымской (Ялтинской), Берлинской (Потсдамской) конференций (1945 г.), Парижскими мирными договорами (1947 г.), а также Сан-Францисским договором с Японией (1951 г.) о послевоенном устройстве Европы, Азиат­ско-Тихоокеанского региона и мира.

Эти изменения выразились прежде всего в ликвидации систем геополитического могущества Гер­мании, Японии и Италии путем лишения их ранее приобре­тенных или захваченных территорий, сфер влияния и колони­альных владений; установлением над побежденными странами военно-политического и экономического контроля; реформи­рованием их военной, политической и экономи­ческой систем; созданием Организации Объединенных Наций (1945 г.) в качестве новой, более эффективной, чем Лига Наций, системы международного контроля и воздействия на мировые политические и экономические про­цессы.

После Второй мировой войны межимпериалистические про­тиворечия и борьба меняют свои формы с военно-политических на преимущественно экономические (торговые, финансовые и др.). Это было обусловлено не только превосходством воен­но-политического потенциала США, но и утверждением мировой социалистической системы, распадом колониальной системы и появлением многочисленной группы развивающихся стран. Главной тенденцией изменения ПКМ в XX в. является постепенное ослабление систем геополитического могущества европейских держав и Японии на фоне расширения до глобальных размеров системы геопо­литической мощи США.

С конца Первой мировой войны мощной (третьей) геопо­литической силой изменения ПКМ, становятся национальные процессы . Их главные результаты выразились в стремительном росте числа суверенных государств (новых субъектов и объектов междуна­родных отношений) и в почти полной деколонизации ПКМ. Оставшиеся к концу XX в. несамоуправляющиеся территории составляют всего око­ло 0,1% населения Земли и насчитывают немногим более 30 стран, почти исключительно островных.

В период между мировыми войнами под воздействием освободительной борьбы ПКМ изменилась следующим образом:

1) появились отдельные суверенные государства в Юго-Запад­ной Азии (Афганистан, Турция, Йемен, Хиджаз, Ирак), в Европе (Финляндия, Польша, доминион Ирландия, Чехослова­кия, Югославия) и Африке (Египет);

2) произошла ликвидация полуколониальных режимов Китая, Сиама, Персии и др.;

3) об­разовались очаги борьбы в Британской Индии, Французском Индокитае, арабских владениях Англии и Франции в бассейне Средиземного моря.

С конца Второй мировой войны и до начала 1960-х годов центр освободительных процессов переместился в Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию (Сирия, Ливан, Иордания, Израиль; Индия, Пакистан, Цейлон; Бирма, Малайя, Индонезия, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Филиппины, Корея) и Африку (Марокко, Тунис, Ливия, Судан, Гвинея-Конакри). Новыми суверенными государствами в Европе становятся Исландия (1944 г.) и Ирландия (1949 г.).

Завершение распада колониальной системы приходится на 1960-е - 1990-е годы и выражается в массовом обретении госу­дарственного суверенитета колониями в Африке (1960-е-1970-е годы), в бассейне Карибского моря (1960-е-1980-е годы) и на побережье Аравийского полуострова (конец 1960-х - начало 1970-х годов). Наиболее крупными колониальными владельца­ми в конце 1990-х годов оставались Великобритания, Франция и США. Некоторые колониальные владения не стали суверен­ными государствами, а были интегрированы в состав бывших метрополий, получив специальный автономный статус.

Освободитель­ный процесс приобрел незавершенный характер.

продолжается борьба за утверждение арабского государства Палестина на базе автономных образований, воз­никших в середине 1990-х годов на территориях, оккупиро­ванных Израилем еще в 1948 и 1967 гг.;

при содействии ООН решается судьба бывшей испанской Западной Сахары, оккупи­руемой Марокко, и Восточного Тимора, бывшего португальско­го владения, контролировавшегося до 1999 г. Индонезией. Та­ким образом, в перспективе реально появление новых суверен­ных развивающихся государств.

Достижение политической независимости колониальными владениями сопровождалось сохранением их экономической.

Неотъемлемой частью освободительных процессов является борьба за суверенитет, отделение части территории многонаци­ональных стран. Именуемая сепаратизмом , эта борьба в разное время привела к появлению государств Бангладеш (бывший Восточный Пакистан), Эритрея (являвшая­ся частью Эфиопии), пяти новых югославских государств на территории бывшей СФРЮ, к разделению Чехии и Словакии, а также явилась одной из причин распада СССР.

В результате сепаратизма возникли самопровозглашен­ные, но не признанные международно государственные образо­вания, такие, как Турецкая республика Северного Кипра, При­днестровская Молдавская республика, Абхазия, Нагорный Ка­рабах, бывшая Ичкерия (Чечня), Исламский эмират Афгани­стан (на территории, контролируемой движением «Талибан»).

В настоящее время сепаратистские тенденции в разной мере проявляются в десятках стран мира, неся угрозу их раскола и появления новых государств. Наиболее яркими примерами служат Югославия (проблема Косово, Черногории и др.), Тур­ция (курдская проблема), Канада (сепаратизм франко-канад­ского Квебека), Сомали, Шри-Ланка, Индия, Индонезия, Фи­липпины. В более «мягких» формах это явление затрону­ло Бельгию, Испанию, Францию, Великобританию, Италию, Китай, Украину и другие страны.

Результатами национально-интеграционных (объединитель­ных) процессов стали такие изменения ПКМ, как возрождение Польши (1918 г.), образование арабских государств - Саудов­ской Аравии (вторая половина 1920-х годов), ОАЭ (1971 г.), Йемена (1990 г.), воссоединение Вьетнама (1975 г.), объедине­ние Германии (1990 г.), возвращение китайских территорий в состав КНР - Сянган (1997 г.), Аомынь (1999 г.).

Межнациональные интеграционные процессы в сочетании с деятельностью других геополитических сил привели к появ­лению таких многонациональных государств, как Чехословакия, Польша, Румыния, СССР, Югославия (до 1991 г.), Индия и Пакистан.

Четвертой геополитической силой становится взаимодействие ведущих капи­талистических, социалистических и развивающихся стран .

Основная линия изменений ПКМ в ходе взаимодействия ве­дущих капиталистических и социалистических государств - оформление биполярности, т. е. раскол глобальной геополити­ческой системы на две противоположные - социалистическую и капиталистическую системы. Их взаимодействие характеризуется двумя последовательными тенденциями: расширением пределов и ростом геополитическо­го могущества социалистической системы в 1920-е-1980-е го­ды и ее последующим распадом в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Наиболее примечательными историческими веха­ми во взаимодействии двух систем, в разное время существенно повлиявшими на характер ПКМ, были следующие.

Противодействие Германии и стран Антанты в 1918-1922 гг. привело к становлению первого социалистического государства СССР, к отторжению от неё территорий При­балтики, запада Украины и Белоруссии, Бессарабии и др. Здесь сложился пояс «буферных» государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния), ставших своеобразным «санитарным кордоном» между капита­листической Европой и СССР.

Вынужденное сотрудничество СССР с Германией в 1939-1940 гг. с целью предотвращения нараставшей для него угрозы войны привело к расширению территории СССР на запад за счет вхождения в его состав, главным образом, ранее утраченных территорий Российской империи - восточных районов Польши (Западной Украины и Западной Ьелоруссии), Прибалтики (Эстонии, Латвии, Литвы, ставших союзными республиками), части территории Финляндии (Карельский перешеек с Выборгом, пограничные с Карелией и Мурманском районы на севере, аренда под военно-морскую базу полуострова Ханко), Бессарабии и Северной Буковины (из состава Румынии).

Сотрудничество СССР с ведущими капиталистическими странами (США и Великобританией) в рамках антигитлеров­ской и антияпонской коалиций в период Второй мировой войны, их совместные победа привели к укреплению геополитического положения СССР вследствие расширения пределов его могущества на западе и востоке. Во-первых, в состав СССР перешли: от Германии - северная часть Восточ­ной Пруссии (с 1946 г. - Калининградская область) с незамерзающими портами; от Японии - Курильские острова и Южный Сахалин, открывшие свободный выход советскому фло­ту в Тихий океан; от Финляндии - область Петсамо (Печенга). Во-вторых, пребывание групп советских войск в странах Цент­ральной и Восточной Европы, Восточной Азии, а также созда­ние и использование до 1955 г. военных баз в Финляндии (Поркала-Удд) и Китае (Порт-Артур-Люйшунь) гарантировало большую степень безопасности СССР и его союзников - новых социалистических стран. В состав СССР вошла также Закарпатская Украина. Советские оккупационные зоны в Германии, Австрии и Корее способствовали укреплению безопасности СССР и социалистических стран, «сужали» сферу геополитического могущества капиталистической системы, как и крупное расширение территории Польши, а также Югославии (с включением на западе полуострова Истрия) и международно признанный нейтральный статус Австрии и Финляндии.

Результатом сотрудничества союз­ников по Второй мировой войне стало создание ООН (1945 г.), в которую вошли также СССР как постоянный член Совета Безопасности, Украина, Белоруссия, большинство социалисти­ческих стран (КНР - с 1971 г., ГДР - с 1973 г.). Это позволило социалистической системе стать активным фактором мировой политики и воздействия на ПКМ, а СССР - создать систему геополитического могущества глобального масштаба.

«Холодная война» (1946 г. - конец 1980-х годов) как конфронтация и соперничество между капиталис­тической и социалистической системами также привела к круп­ным ПКМ:

Появление «расколотых» на капиталистическую и со­циалистическую части стран и народов: Вьетнама (в ходе антиколониальной войны 1946-1954 гг.), Кореи (на КНДР в г. и Республику Корея), Китая (в результате гражданской войны 1945-1949 гг. на КНР и Тайвань - «Китайскую рес­публику), Германии (на ФРГ, ГДР и Западный Берлин в 1949 г.);

Создание и деятельность военно-политических союзов (блоков) государств: ведущих капиталистических и их союзни­ков - НАТО (1949 г.), СЕНТО (1955-1979 гг.), СЕАТО (1954-1977 гг.), АНЗЮС (1952 г.), АНЗЮК (1971 г.) и др.; социа­листических стран - Организация Варшавского договора (1955-1991 гг.), двусторонние договоры между большинством этих государств и СССР;

Раздел (в международно-правовой форме) неосвоенных, труднодоступных участков геопространства - Арктики, Антарктиды (1959 г.), а также Мирового океана (1958 г.);

Краткосрочные периоды «разрядки» в отношениях между двумя системами, способствовавшие ряду изменений ПКМ. Так, в первой половине 1970-х годов стабилизируется ситуация в «германском вопросе» (рас­кол Германии), связанная с нормализацией на основе двусторонних договоров отношений между ФРГ и ее восточными социалистическими соседями и с признанием особого статуса Запад­ного Берлина. Все это привело к стабилизации геополитической ситуации, в том числе послевоенных границ, в Европе и к появлению первого общеевропейского международного органа - Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (1973-1975 гг., в дальнейшем - ОБСЕ).

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов, в период «новой разрядки» в отношениях двух систем, обусловленной перестроечными процессами в СССР, происходит активизация его сотрудничества с США и западноевропейскими странами;

Распад социалистической системы (конец 1980-х - начало 1990-х годов). Трансформация («вестернизация») об­щественного строя в большинстве стран и в появлении на их месте в Восточной Европе и в Евразийском регионе нового типа государств - постсоциалистических (их 28). Прекратили свое существование ГДР, объединившаяся в 1990 г. с ФРГ и Западным Берлином, многонациональные СССР (декабрь 1991 г.), Югославия (1991-1992 гг.), Чехосло­вакия (1993 г.). На их территориях образовались 22 новых государства (не считая «самопровозглашенных»), создавших ряд международных региональных организаций, крупнейшая из них - Содружество Независимых Государств (декабрь 1991 г.), включающая в настоящее время 12 стран, бывших союзных республик СССР. До пяти сократилась группа соци­алистических стран (КНР, КНДР, Вьетнам, Лаос, Куба), утра­тившая системное качество и глобальное геополитическое мо­гущество;

Ускоренный рост экономического и военно-политического могущества КНР в 1980-е-1990-е годы, способствовавший пре­вращению социалистического Китая в новый самостоятельный полюс глобальной геополитической системы с тенденцией гло­бализации его роли.

Важной составляющей изменения ПКМ, непосредственно связанной с конфронтацией капиталистической и социалистической систем в период «холодной войны», стало взаимодей­ствие двух систем с развивающимися странами.

Сотрудничество с развивающимися странами социалисти­ческих государств имело своим резуль­татом появление особой группы стран социалистической ориентации (в разное время через нее про­шли более 30 стран). Это обеспечивалось, прежде всего, тес­ными экономическими, политическими и военными связями соцстран с Египтом, Сирией, Ираком, Йеменом, Афганистаном, Анголой, Мозамбиком, Ливией, Никарагуа и другими представителями группы.

Взаимодействие ведущих капиталистических и развиваю­щихся стран также привело к образованию в «третьем мире» группы стран-союзников капиталистических лидеров («субим­периалистических режимов»). В разное время такую функцию выполняли или сохраняют по сей день Иран (до 1979 г.), Турция, Пакистан, Таиланд, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Египет (с конца 1970-х годов), Саудовская Ара­вия, Марокко, Заир, Сомали и др.

Одним из специфических результатов такого взаимодей­ствия стало создание влиятельных антиимпериалистических международных организаций - Движения неприсоединения, АСЕАН, ОАЕ, Лиги арабских государств, организации Ислам­ская конференция, ОПЕК и др.

Появление в начале 1990-х годов в качестве новых субъ­ектов международных отношений России и других постсоциа­листических стран трансформирует треугольник геополитичес­ких взаимоотношений в четырехугольник, что заметно расши­ряет возможности обновленной геополитической силы в изме­нении ПКМ.

Взаимодействие постсоциалистических государств со странами Запада и усиливающаяся экономическая и политическая зависимость первых от вторых обозначили следующие тенденции:

1) расширение НАТО и европейских организаций на Восток, что усиливает дезинтеграцию постсо­циалистического мира и изоляцию от него России;

2) нарас­тающую дезинтеграцию отдельных многонациональных постсо­циалистических стран при активном участии Запада (Боснии и Герцеговины, Югославии и др.);

3) расширение до регио­нальных масштабов и усиление системы геополитического мо­гущества Турции в русле ее взаимодействия с постсоциалис­тическими соседями в Каспийско-Черноморском регионе.

Гео­политическими реакциями на эти тенденции явились форми­рование с конца 1990-х годов союзного государства России и Белоруссии, создание Евразийского экономического сообщества пятью странами СНГ (2000 г.), а также установление отноше­ний стратегического партнерства между Россией и Китаем, активизация отношений России с Индией, Ираном, Кубой.

Современная эпоха развития ПКМ может быть обозначена как постбиполярная, или эпоха «новой многополюсности», в которой доминирующую роль в настоящее время играют США и американская глобальная многокомпонентная система геополитического могущества.

Политическая карта мира - тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех . Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

По географическому положению выделяют:

  • островные ( , );
  • материковые ( , );
  • имеющие выход к морю ( , Республика Корея, );
  • не имеющие выхода к морю ( , );

По величине территории:

  • очень большие ( , Канада, Китай);
  • большие;
  • средние;
  • небольшие;
  • «микрогосударство» ( , ).

По численности:

От крупнейших с населением более 100 млн. человек - до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения:

  • однонациональные (Япония),
  • многонациональные (Россия, Китай).

По форме правления:

  • конституционные - Норвегия, Великобритания;
  • абсолютные - Япония, Саудовская Аравия
  • теократические - .

республики

  • президентские - , ;
  • парламентские - большинство стран Западной .

По государственному устройству:

  • федеративные - , Россия;
  • унитарные - , Франция.

По уровню социально - экономического развития:

  • экономически развитые страны - Япония, ;
  • развивающиеся - Индия, ;
  • страны с переходной экономикой - большинство постсоциалистических стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

Этапы формирования современной политической карты. Особенности современного этапа.

Процесс формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, поэтому можно говорить о существовании нескольких периодов в ее формировании. Обычно выделяют: древний (до V в. н. э.), средневековый (V - XV вв.), новый (XVI - конец XIX в.) и новейший периоды (с начала XX в.).

На протяжении новой истории политическая менялась особенно активно. В период Великих открытий крупнейшими колониальными державами были и . Но с развитием мануфактурного производства на авансцену истории вышли Англия, Франция, а позже и США. Этот период истории характеризовался большими колониальными захватами в Америке, Азии и .

В новейший период истории серьезные территориальные изменения связаны с ходом двух мировых войн и послевоенным переустройством мира.

Первый этап (между Первой и Второй мировыми войнами) ознаменовался появлением на карте мира первого социалистического государства (РСФСР, а позже СССР). Изменились границы многих государств (одни из них увеличили свою территорию - Франция, у других государств она уменьшилась). Так, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории (в т. ч. Эльзас-Лотарингию) и все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная империя - Австро-Венгрия, и на ее месте образовались новые суверенные страны: , Венгрия, Чехословакия, Королевство , и словенцев. Была провозглашена независимость и . Произошел раздел Османской империи.

Второй этап (после Второй мировой войны) характеризовался значительными территориальными изменениями на : на месте бывшей Германии образовались два суверенных государства - ФРГ и ГДР, появилась группа социалистических государств в Восточной Европе, в Азии и даже в (Куба). Очень крупные изменения на политической карте были обусловлены распадом мировой колониальной системы и образованием большого числа независимых государств в Азии, Африке, Океании, Латинской Америке.

С начала 1990-х годов выделяют третий этап новейшей истории. К качественно новым изменениям на политической карте мира, оказавшим большое влияние на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь всего мирового сообщества в этот период, можно отнести распад в 1991 г. СССР. Позже большинство республик бывшего Союза (за исключением трех государств ) вошли в состав Содружества Независимых Государств (). Перестроечные процессы в странах Восточной Европы привели к осуществлению преимущественно мирных («бархатных») народно-демократических революций 1989-90 гг. в странах этого региона. В бывших социалистических государствах, произошла смена общественно-экономической формации. Эти государства встали на путь рыночных преобразований («от плана к рынку»).

В октябре 1990 г. объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. С другой стороны, бывшая федеративная республика Чехословакия распалась на два независимых государства - и (1993 г.).

Произошел распад СФРЮ. Была провозглашена независимость республик , Союзная Республика Югославия (в составе , и автономного края Косово). Острейший политический кризис этой бывшей федерации вылился в гражданскую войну и межнациональные конфликты, продолжающиеся до настоящего времени. В конце 90-х годов была осуществлена военная агрессия стран против СРЮ, в результате которой Косово было практически отделено от нее.

В мире продолжался процесс деколонизации. Независимость получила - последняя из колоний в Африке. Были образованы новые суверенные государства : Федеративные Штаты , Республика острова, Содружество Северных Марианских островов (бывшие «подопечные» территории США, получившие статус свободно ассоциированных с США государств).

В 1993 г. была провозглашена независимость государства (территории, бывшей ранее одной из провинций на берегу , а еще ранее, до 1945 г. - колонией Италии).

В 1999 г. под юрисдикцию Китайской Народной Республики (КНР) вернулся (Сянган), бывшее владение , а в 2000 г. и бывшая португальская колония - Макао (Аомынь). На современной политической карте мира осталось совсем немного несамоуправляющихся территорий (владений других государств). Это в основном острова в и . Имеются также спорные территории в разных регионах мира (Гибралтар, Фолклендские острова и др.).

Все изменения на политической карте можно подразделить на количественные - связанные с территориальными приобретениями, потерями, добровольными уступками. И качественные - смена одной формации другой, завоевание суверенитета, введение нового государственного устройства.

Типология стран мира - одна из наиболее сложных методологических проблем. Решением её занимаются , экономисты, политологи, социологи и представители других наук.

В.В. Вольский под типом страны понимал – объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующих её роль и место в Мировом сообществе на данном этапе Всемирной истории.