Иринарх крестный ход. Иринарховский крестный ход

Борисоглебский Аносин монастырь

Сайт Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря рассказал о традиционном июльском Иринарховском крестном ходе, который 19 лет назад был возрожден на Ярославской земле и в котором нынче приняли участие сестры обители. Предлагаем познакомиться с этой интересной публикацией.

22–26 июля аносинские сестры приняли участие в традиционном Иринарховском крестном ходе от Ростовского Борисоглебского монастыря в Ярославской области до колодчика прп. Иринарха Затворника, ископанного им в годы молодости на родине, у села Кондаково. В ежегодном шествии принимают участие около полутора тысяч паломников со всей Руси, обращает внимание большое количество молодежи и детей, многие идут целыми семьями. Крестный ход длится пять дней, ежедневно богомольцы проходят около 15-20 километров. Путь пролегает по живописным местам Ярославской области, от храма к храму. Из почти десятка церквей лишь три – постоянно действующие. Остальные, разоренные и заброшенные, являют печальное наследие безбожного времени. У каждого храма – остановка, молебен и панихида на кладбище. Во главе крестного хода, за хоругвями, шествуют монастырские святыни: ковчег с мощами многих угодников Божиих и любовно украшенные живыми цветами иконы уроженцев здешних мест – преподобного Сергия Радонежского и покровителя крестного хода, Иринарха Затворника. Богомольцы по очереди несут на себе железные вериги преподобного Иринарха. Этот подвижник жил в годы смутного времени. Обладая даром прозорливости, он предсказал захват Москвы польскими интервентами и благословил князя Пожарского и гражданина Минина на сбор народного ополчения и освободительную борьбу.

Иринарховский крестный ход отличает особый праздничный дух. Каждый день начинается Божественной литургией со множеством исповедников и причастников и заканчивается торжественной полиелейной службой. Многие женщины и девушки, невзирая на тяготы дороги, а зачастую и бездорожья, идут в нарядных сарафанах и вышитых рубахах, а мужчины – в расшитых косоворотках (при этом такие искренние, чистые и светлые взоры, что и самым предвзятым критикам не назвать это маскарадом и «сарафанщиной»). Местные жители встречают хлебом-солью. На протяжении всего крестного хода вдоль процессии с кропилом, святой водой и неизменной подбадривающей улыбкой ходит организатор и вдохновитель возрождения этой народной традиции игумен Борисоглебского монастыря Иоанн (Титов). Шествие сопровождается непрерывной молитвой Иисусовой, распетой крестоходцами на особый мотив, и иными церковными песнопениями. А при виде очередного разрушенного храма, вопреки всякой человеческой логике, окрестность оглашается торжествующим возгласом «Христос Воскресе!» – и тысяча голосов подхватывает пасхальные гимны. И, будучи сопричастным всему этому, невозможно усомниться – Русь жива, и верится, что и поруганные до сих пор святыни будут воздвигнуты в прежнем благолепии.

Бывалые крестоходцы – а нынешнее шествие девятнадцатое с момента возрождения этой древней народной традиции – единогласно свидетельствуют: земля, по которой проходит крестный ход, действительно, освящается и преображается на глазах. Восстанавливаются храмы, наполняются, казалось, вымирающие села, колосятся пустовавшие в прежние годы поля, светлеют лица местных жителей. На местах разрушенных церквей, исчезнувших деревень и былых кровопролитных сражений установлены поклонные кресты. В уникальную школу «целостного развития» «глухого» села Ивановское и кадетский корпус «Ивановский спецназ» сегодня стремятся попасть ученики со всей России, а их выпускники успешно обучаются в престижных вузах. При возрожденном храме села Давыдова сложилась крепкая община, действует детский сад и интернат для подростков, основан Центр традиционной культуры, организован православный лагерь для детей-инвалидов с особенностями развития и их родителей. А центр и источник вдохновения этого оазиса в Ярославской глубинке – Борисоглебский, что на Устье, монастырь, под духовное окормление которого перебираются даже и успешные москвичи. С их участием и при самом монастыре действуют школа духовно-нравственного воспитания «Славяне» и спортивный клуб «Борисоглебская Застава» – неизменные помощники в организации крестного хода.

Преображает крестный ход и судьбы самих его участников. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на дружные многодетные семьи, сообща отважно и радостно преодолевающие препятствия пути – вместе с беременными мамочками, грудничками в переносках, колясками, в том числе и многоместными – многие из этих русских семей зародились именно здесь, на Иринарховском крестном ходе, ставшем неотъемлемой частью их жизни.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об организационных моментах. Крестоходцы обеспечены двухразовым горячим сытным питанием, благодаря следующей за процессией полевой кухне. Также сопровождает шествие бригада медработников в карете скорой помощи. Ночевки организуются у храмов (в том числе, заброшенных), в которых совершается вечернее богослужение, а на утро – Литургия. Большинство богомольцев располагаются в собственных палатках, разбито также несколько многоместных армейских палаток, а некоторые паломники предпочитают провести ночь под кровлей храма. В Ивановском путников радушно приняла местная школа. Естественно, туристическое снаряжение довольно громоздко, однако нужды нести его на себе нет: покидая стоянку, можно сдать тяжелый рюкзак в грузовую машину и идти налегке. То, что некоторые предпочитают не расставаться со своим грузом, кажется, продиктовано скорее благочестивым желанием потрудиться, нежели действительной необходимостью.

В следующем году исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Иринарха. Крестный ход, который, с Божией помощью, состоится в этот юбилейный год, будет двадцатым с момента возрождения.

Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха.

Ежедневно в крестном ходе участвуют от 1500 до 2000 человек со всей России, стран ближнего (в этом году прибыл автобус из Латвии) и даже дальнего зарубежья. Всего же участников, с учетом выходящих на отдельные участки маршрута, насчитывается около 5 тыс. человек.

Крестный ход начинается в Борисо-Глебском монастыре от кельи преподобного Иринарха и движется на его родину, в село Кондаково, и к источнику, который будущий святой — тогда еще просто благочестивый юноша Илья — вырыл собственными руками и сам поставил первую часовню. За три века возведенная святым часовня не раз перестраивалась. Последний раз ее успели обновить перед революцией, в 1916 году, в честь 300-летия преставления преподобного Иринарха.

Советская эпоха оставила от часовни две каменные глыбы. Колодец засыпали мусором. Говорят, что крестные ходы верующие дерзновенно продолжали вплоть до 1920-х годов, но только в 1996 году появилась надежда восстановить многовековую традицию.

На тот момент Иринарховский источник был уже расчищен и местные жители пользовались им как простым колодцем. Обязательно брали там воду для засолки огурцов. Считали, что тогда они получаются необыкновенно вкусными.

«Когда принимали нас в гостях, приговаривали: "Пейте-пейте чай, вода у нас вкусная, особенная", — вспоминает супруга настоятеля Ильинского храма в селе Ивановском священника Феодора Божкова матушка Мария. — Конечно, тропинка там была протоптана, а место такое болотистое. Источник находится в овраге, надо было спускаться вниз. Настелили мосточки. В первую очередь поставили поклонный крест и сразу начали сооружать купальню, чтобы участники первого крестного хода могли окунуться».

В этом году крестный ход пришелся на 20-24 июля. Епископ Переславский и Угличский Феодор открыл его в Борисо-Глебском монастыре , а завершил на пятый день Литургией в Кондакове и молебном у Иринарховского колодца. На второй день крестный ход остановился на ночь в селе Ивановском, знаменитом на весь район своей школой и учителями-подвижниками. Здесь — первый восстановленный на маршруте крестного хода храм — во имя Илии Пророка.

Его настоятель — священник Феодор Божков — участник Иринарховского хода с 1999 года. Он делает акцент на особой миссии крестоходцев. Все заброшенные храмы, которые встречаются по пути, начинают потихоньку возрождаться к жизни: «Сначала там прибираются. Потом храм потихоньку приспосабливают под службу раз в год, затем постепенно ремонтируют и возрождают.

Раз в год совершается Литургия на родине преподобного Иринарха в селе Кондакове. Последние два года мы стали практиковать консервацию храмов. Своды церкви закрывают прочным легким тентом, который защищает его от внешних воздействий и дальнейшего разрушения. В таком состоянии храм может дожидаться своей очереди годами».

«Когда прокладывали маршрут первого крестного хода, учительница физкультуры Елена Николаевна Апраксина бежала впереди, — продолжает Мария Божкова. — Насельник монастыря брат Глеб нес фонарь, видел ее и шел куда нужно. Мы с девочками садились на пригорках и пересчитывали людей, чтобы сообщить на кухню, сколько еды готовить. Однажды посетовала игумену монастыря отцу Иоанну (Титову): "Батюшка, что-то мне крестный ход теперь не нравится. Раньше было 90-100 человек, так душевно, а теперь — 1500-2000 человек"! На что отец Иоанн ответил: "Тогда было душевно, а теперь — духовно"».

«Здесь вокруг единомышленники. Если в Москве вдруг мелькнет знакомое лицо с крестного хода, без стеснения подойдешь и скажешь: "Привет"! Мы радуемся друг другу, как земляки в эмиграции. В эмиграции из потерянной православной Руси. Иринарховский крестный ход — это как град Китеж, который раз в год всплывает в Борисоглебском районе», — рассказывает 34-летний Илья Бобылев, участник Иринарховского крестного хода на протяжении последних пяти лет.

Иринарховский крестный ход и впрямь самобытен, пожалуй даже демократичен. Хочешь — просто иди или читай акафисты. Хочешь — ешь ягоды, плети венки, пой православные песни, общайся с близкими по духу людьми или дыши воздухом трав и лесов. Вериги преподобного Иринарха перелагают на ходу с одного участника на другого, их дают понести даже женщинам. Многие идут в стилизованной под старину одежде — в льняных рубах, косоворотках; женщины — в сарафанах, льняных платьях, некоторые — с лентой вокруг головы вместо платка.

Священника же Феодора Божкова больше поражают добрые, одухотворенные лица людей: «Крестный ход — это всегда борьба с собой, и на очень многих лицах видна борьба с человеческой немощью и победа. Я как священник свидетельствую: для многих участие в крестном ходе — шаг к исповеди. Немало людей любят наше Отечество, красоту нашей природы, возможность увидеть которую дает Иринарховский крестный ход, но при этом мало знают о Церкви. Здесь же, идя через родные просторы, они видят добрые лица людей и понимают: в основе всего этого Бог, Церковь. Для таких людей наш крестный ход становится переломным моментом в мировоззрении».

С 18 по 22 июля пройдет Иринарховский крестный ход из Борисоглебского мужского монастыря пос. Борисоглебского в с. Кондаково к колодцу преподобного Иринарха Затворника.

Начинается он в Борисоглебском мужском монастыре, что на реке Устье торжественной литургией, а заканчивается в селе Кондаково, где родился и вырос подвижник Борисоглебской земли преподобный Иринарх Затворник.

По пути следования крестного хода паломники пройдут населенные пункты: Селище, Теперское, Комарово, Павлово, Ильинское, Кр. Октябрь, Языково, Алешкино, Кучеры, Ивановское, Емельяново, Георгиевское, Никульское, Горки, Зубарево, Давыдово, Новоселки и Кондаково. Будут сделаны остановки на ночлег в Павлово, Ивановском, Зубарево и Кондаково.

Расписание крестного хода:

8.00 Божественная Литургия в соборе святых Бориса и Глеба
12.00 Лёгкий обед
13.30 — 14.00 Молебен у раки преп. Иринарха затворника, в пределе пророка Илии. Крестный ход
к кельи преп. Иринарха
14.00 Выход из Борисо-Глебского монастыря
14.30 — 14.45 Водосвятный молебен у святого источника в Троице на Бору.
15.00 — 15.15 Молебен и заупокойная лития на месте бывшего Троицкого женского монастыря
(Троица на Бору)
18.00 — 21.00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Павлово
22.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Павлово

6.00 Подъём


13.30 — 14.00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Павлово
15.20 — 16.20 Молебен в храме с. Ильинское, заупокойная лития на погосте, кратковременный привал
17.40 — 18.00 Молебен в с. Красный Октябрь
18.00 — 22.00 Вечерня, утреня, 1 час в с. Ивановское
22.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Ивановское

6.00 Подъём
6.30 — 12.00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия
12.00 — 13.30 Завтрак, подготовка к выходу
13.30 — 14.00 Молебен, заупокойная лития на кладбище с. Ивановское
15.50 — 16.20 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Георгиевское
18.30 — 21.00 Вечерня, утреня, 1 час в храме с. Зубарёво
21.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Зубарево

6.00 Подъём
6.30 — 12.00 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия
12.00 — 13.30 Завтрак, подготовка к выходу
13.30 — 14.00 Молебен, крестный ход вокруг храма, заупокойная лития на кладбище с. Зубарево
16.00 — 17.00 Молебен в храме, заупокойная лития на погосте с. Давыдово
18.00 — 21.00 Всенощное бдение в храме с. Кондаково
21.00 Ужин, вечернее правило и ночлег в с. Кондаково

6.00 Подъём
6.30 — 12.30 Утренние молитвы, часы, исповедь, Божественная Литургия,
12.30 Крестный ход на Колодчик
13.00 — 13.30 Водосвятный молебен у колодчика преп. Иринарха затворника
13.30 — 14.30 Обед.
14.00 — 16.30 Отъезд с. Кондаково — пос. Борисоглебский на всем имеющемся транспорте.

  • 24.07.2017 в 14:59
  • фото: http://pereslavl-eparhia.ru

Уже двадцать лет тысячи людей приезжают в поселок Борисоглебский, чтоб принять в нем участие.

Завершился 20-й юбилейный Иринарховский крестный ход, который прошел в Переславской епархии Ярославскйо митрополии. Это один из самых почитаемых и любимых крестных ходов в наших краях. Среди тех, кто в течение нескольких дней проходит путь от Борисоглебского монастыря до последнего пункта назначения - источника преподобного Иринарха, люди из самых разных городов России. Тысячи и тысячи паломников ежегодно оставляют свои дела, оформляют отпуска и приезжают в Борисоглебский район, чтоб стать крестоходцем.

Завершился 20-й юбилейный Иринарховский крестный ход, который прошел в Переславской епархии Ярославской митрополии. Это один из самых почитаемых и любимых крестных ходов в наших краях. Среди тех, кто в течение нескольких дней проходит путь от Борисоглебского монастыря до последнего пункта назначения - источника преподобного Иринарха, люди из самых разных городов России. Тысячи и тысячи паломников ежегодно оставляют свои дела, оформляют отпуска и приезжают в Борисоглебский район, чтоб стать крестоходцем.

Завершился крестный ход Божественной литургией в Рождественском храме села Кондаково. Службу возглавил еписком Переславский и Угличский Феодор. В этот день причастились около тысячи человек. человек. По окончании богослужения епископ Феодор возложил на себя вериги преподобного Иринарха Затворника и все присутствующие проследовали крестным ходом вокруг храма, а затем — к святому источнику около села Кондаково.

Москвич, иди туда, где небо сходится с землей

В середине лета опытные московские крестоходцы устремляются в Ярославскую область, где по традиции 19 июля в ростовском Борисоглебском монастыре стартует ежегодный Иринарховский крестный ход. С молитвой и иконами в течение пяти дней по дорогам и лесным тропам Борисоглебской земли богомольцы пройдут больше 60 километров.

В первый день пути совершается водосвятный молебен у источника в Троице на Бору. Затем каждый день неизменно начинается с Литургии, а заканчивается вечерним богослужением: в храме Тихвинской иконы Божией Матери в селе Павлово, в храме пророка Илии в селе Ивановском, в храме Святителя Николая в селе Зубареве и в храме Рождества Христова в селе Кондаково – на родине преподобного Иринарха Затворника.

В череде российских крестных ходов Иринарховский называют самым красивым (к примеру, один из других самых известных – Вятский – зовется самым трудным). Скорее всего, «красивый» здесь означает «нарядный». И правда: это парад русского костюма. Большая часть женщин и девушек идут в сарафанах, а многие мужчины и парни – в традиционных русских рубахах. Нарядность ходу придает и природа. Сначала он идет по удивительному бору – памятнику природы, пересекает речку, а дальше – русский простор. Завершается крестный ход на одном из самых высоких мест в Ярославской области – удивительной возвышенности в Кондакове, где кажется, что небо и земля находятся рядом друг с другом.

По письменным источникам, Иринарховский крестный ход существовал уже в XVIII веке, но вскоре после большевистского переворота был пресечен безбожниками на долгие десятилетия. Организаторы крестного хода шаг за шагом воссоздавали детали тех дореволюционных традиций. Ведь, как и у каждой составляющей нашей Церкви: у монастыря ли, у благочиния ли, у прихода ли – у Иринарховского крестного хода своя история, свой характер, свое лицо, свой наряд, свой мотив молитвы.

Преображается путь крестного хода. Прокошены и проложены дороги; через речушки и ручьи трудниками ­построены или отремонтированы мостики и переходы – это неотъемлемая часть подготовки к началу хода (здесь отлажены совместные действия с местными администрациями); по мере сил приведены в порядок кладбища (в рамках монастырско-общественной программы «Погост»); устранена мерзость запустения в заброшенных храмах. У каждого селения, где проходит крестный ход, установлены поклонные кресты – это результат совместной ­программы монастыря и Ивановской средней школы – «Животворящий крест».

Еще совсем недавно крестоходцы почти весь путь преодолевали через заросшие поля, сквозь заросли берез, ивняка, по бездорожью. Но вот прямо на глазах преображается земля: березки выкорчеваны, земля распахана, зеленеют поля. А вдали мелькают крыши новеньких домов, ферм, гаражей для техники… Правда прежде, когда шли напрямую, путь был короче, а теперь нужно обходить засеянные нивы вокруг, однако крестоходцев это только радует.

Но самое главное – преображенные люди. Не только участники шествия, но и многие местные жители, которые с нетерпением ждут встречи богомольцев целый год. Жители деревни Шипино считают день прихода к ним крестоходцев настоящим праздником: «Наряжаемся. Готовим трапезу. Ждем. Даже мужики в этот день не пьют…»

О трапезах, встречающих крестоходцев, разговор особый. Уже нет в живых учительницы Ивановской школы В. Мазниной, заложившей в Шипине традицию приема трудников обильной трапезой, а столы по-прежнему ломятся от яств. Почила о Господе и директор Борисоглебской школы Н. Н. Дегтева, отладившая прием в Никульском. Нины Николаевны с нами нет, а дело ее продолжают оставшиеся в деревне две старушки: свыше тысячи паломников они насыщают своими гостинцами! Встречают крестный ход обильными столами жители Селища, Резанок, Давыдова…

Ежедневно на узких переходах, чаще на мостиках, где ход вытягивается в длинную вереницу, «счетная комиссия» подсчитывает число участников. Это нужно и для того, чтобы выяснить, на сколько человек готовить ужин, завтрак (все это монастырь берет на себя). С каждым годом паломников прибавляется: 60, 120, 300, 600, 1200, 2600 человек… Но вот что интересно: как вначале, так и теперь две трети участников – молодежь и дети. Двадцать лет – срок небольшой, но именно на крестном ходе так ясно видишь динамику жизни. Маленькие девочки и мальчики первых ходов – теперь уже солидные главы семейств.

Крестный ход всех уравнивает в правах. Уже два десятилетия рядом идут высокопоставленный чиновник и человек от земли. Иностранная речь на крестном ходе тоже не редкость: греческая, польская, сербская, английская, немецкая…

Владимир Мартышин
Опубликовано: июль, 2017 г.

Цитата
Крестный ход является свидетельством живой веры народа нашего и способности во имя Божие совершать подвиг, а подвиг – это всегда нечто, что идет против наших желаний, нашего спокойствия и удовольствия.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Из слова к участникам Великорецкого крестного хода 6 июня 2017 года