Игры для детей по истории. Презентация на тему "дидактические игры на уроках истории"

Дидактические игры на уроках истории

Раработала: учитель истории и обществознания

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» Куулар Чодураа Александровна


Игра - активный вид деятельности,

направленный на воссоздание и

усвоение общественного опыта, в

котором складывается и

совершенствуется самоуправление

ученика личностно-оценочным

поведением.


Игра -это естественная форма

обучения, поэтому учитель организуя

игру, исходит из естественных

потребностей детей. В процессе игры

осуществляется баланс между

ребенком и взрослым человеком. В

игре дети создают собственную

реальность, творят свой мир.


  • Развлекательная
  • Коммуникативная
  • Самореализация
  • Игротерапевтическая
  • Диагностическая
  • Коррекция
  • Межнациональные коммуникации
  • Социализация

Педагогическая игра должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом .


Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации :

1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.


Классификация по сущностной игровой основе :

  • Игры с правилами (например игра «Кто хочет стать миллионером»;
  • Ролевые игры (например игра-суд);
  • Комплексные игровые системы

(например КВН)


Классификация по структурным элементам урока

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи :

  • Развитие познавательного интереса к истории;
  • Глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;
  • Активация познавательной деятельности;
  • Создание условий для самовыражения личности;
  • Повышение творческого потенциала учащихся;
  • Разнообразие учебной деятельности;
  • Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Игры при изучении нового материала

Игра «Три предложения». Это несложная игра с

некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая

операция по выведению главного. Условный компонент,

делающий игру занимательной, достигается посредством

правила – изложить это «главное» в трех простых

предложениях. Один из вариантов игры – работа с

печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа

учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают

Предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом

точно передается содержание.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому

историческому материалу. На уроке, когда изучается новый

материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или

работы с текстом записать на трех листочках три разных по

уровню сложности вопроса и задания к нему. После

изучения материала листочки сдаются. Наиболее

интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок»

или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости»

(красные задания – на «5», желтые –на «4», зеленые – на

«3»); на следующих уроках при проверке знаний

вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают

вопрос и отвечают на него.


Игра «Чистая доска»

Для ее организации перед объяснением нового материала в

разных концах доски записывают вопросы, которые могут

быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой,

картой, картиной. Они должны быть построены на

материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу

объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре:

«Посмотрите на доску, она заполнена различными

вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я

время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить

на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то

этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том,

чтобы к концу урока доска осталась чистой».


Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала

Игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение (слово) с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово)..Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст (предложение). Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т.д.)


Игра «Анаграммы»

Может быть сконструирована по любой теме, например по

теме «Культура Древней Греции». В игре потребуется

знание древнегреческих драматургов. Это имена

драматургов, в которых нарушен порядок букв. Необходимо

восстановить порядок букв и написать получившееся имя.

Например: ЛИСХЭ, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО, ЛОФОКС

(ЭСХИЛ, ЭВРИПИД, АРИСТОФАН, СОФОКЛ.) сложные

Игра позволяет в увлекательной форме закрепить для

запоминания слова.


Список литературы:

  • Баханов К. А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003.

3. В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова и др.Технологии современного урока. «Учитель»2009,


Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


Любая игра, основанная на реальных событиях, несет в себе познавательно-образовательную функцию. Это всегда интересно, поскольку вымышленные миры приедаются, и хочется побольше реальности, пускай даже из прошлого. Всегда приятно вершить историю народов, а заодно почерпнуть знаний из позапрошлого века, ведь они . Но для этого, само собой, нужно выбирать .

Age of Empires II

Такое ощущение, что разработчики создавали эту игру именно для того, чтобы нерадивые умы, предпочитающие компьютер школьным урокам, хоть как-то приобщались к истории. Игра сама по себе очень красивая (по тем временам) и интересная, так что волей-неволей заинтересуешься историей, чтобы разбираться в происходящем чуточку лучше. А кроме этого, разработчики позаботились о словаре, в котором кратко описан жизненный путь той или иной фракции в конкретную историческую эпоху.

Отдельным пунктом вспомним красочные заставки перед миссией, которые даже пропускать не хотелось. Бархатный голос рассказывал предысторию реального исторического конфликта или битвы, в которой нам предстояло принять участие, а рисунки на заставке создавали атмосферу. И пусть визуально это было не слишком похоже на реальность, зато многие узнали из этой игры больше, чем из уроков истории.

Age of Empires давала общее представление о том, как выглядела армия эпохи средневековья, как назывались характерные отряды той или иной фракции, как назывались все типы осадных орудий, чем закончилась битва при Фолкирке, кто такой Эль Сид, и где географически проходила битва при Азенкуре. Для тех времен это была совершенная игра, которая просвещала и позволяла расслабиться, строя город, развиваясь и воюя. Хотя находились вещи и поинтереснее.

Total War

Чего нам не хватало в Age of Empires, так это масштабных битв. К тому же со временем надоедало отправлять крестьян на сбор фуража и ремонт зданий. Хотелось, чтобы такие мелочи решались автоматически. Именно за это мы и полюбили серию Total War. На протяжении всей франшизы, начиная от римских кампаний и заканчивая Японией периода феодальной раздробленности, мы брали в руки маленькое государство и либо волокли его в пропасть, либо делали хозяином мира.

На приличном уровне сложности это было непросто - захваченные территории постоянно бунтовали, противясь новой религии, новому языку и тому факту, что ими теперь владеют иноземцы. Периодически нож в спину вонзали генералы, становясь вольными налетчиками, прихватив половину армии, а соседи, иногда даже союзники, посылали к тебе шпионов, дезертиров и убийц, хотя только что клялись в вечной дружбе. Видимо, не могли забыть, как 10 ходов назад ты оттяпал у них половину земель.

А до чего было обидно, когда тебе отказывали в династическом браке. Предлагаешь свою единственную красиво прорисованную дочь могущественному соседу, а он нос воротит и сыпет оскорблениями. Значит, нужно собирать поход и отвоевывать Лотарингию.

Игра хороша тем, что дает возможность почувствовать себя в роли правителя и столкнуться со всеми тонкостями политического устройства любого государства. Почти тренажер для начинающих политиков. При этом игра была как одна сплошная историческая справка, знакомившая с народами, о которых многие даже не слышали, показывающая, где простирались их территории, какая религия была в ту или иную пору, и какие беды происходили в тот или иной период.

Разумеется, полного соответствия быть не может, ведь всё в руках игрока, а повторять реальный исторический путь племени гетов довольно скучно. И вообще, очень сложно представить, как королевство Шотландия правит землями от Эдинбурга до Антиохии.

Но главная изюминка - это битвы: масштабные, огромные, кровавые. С самого младенчества каждому мужику хотелось хотя бы попробовать повести в бой 10000 отборных копий и луков и захватить ненавистную… скажем, Петродаву. Это тебе не обычная стратегия, где быстрый налет на союзника в стиле «зерг раш» гарантирует успех. Нужно было грамотно расставить свою армию, учесть погодные условия и тип войск противника. От осознания, что те же проблемы волновали корсиканца Наполеона и остгота Теодориха, события обрастали новой порцией эпичности. А если твоя битва исторически и территориально совпадала с каким-нибудь известным побоищем, то ответственность возрастала в три раза.

Assassin’s Creed

В своей знаменитой серии компания Ubisoft всегда старалась придерживаться исторических событий о противостоянии тамплиеров и ассасинов. Конечно же, нельзя точно передать и внедрить в игру всё происходящее, но и жаловаться на полное вранье не приходится. Особенно когда каждый исследованный предмет имеет свое обширное описание. На изучение всех персонажей, всех зданий и всех городов потребуется едва ли не больше времени, чем на прохождение игры. А если учесть, что за всю историю серии вышло немало частей, которые затронули и эпоху крестовых походов, и Ренессанс, и Французскую революцию, и даже карибское пиратство, то всё собрание сочинений Assassin’s Creed в печатном виде будет не меньше Большой Советской Энциклопедии.

Разумеется, у нормального человека сразу возникнут сомнения насчет того, что историю вершит странный парень в капюшоне, которого можно вычислить в толпе, как Роналда Макдоналда в офисе. Но персоны, архитектура и события практически всегда соответствуют действительности, пусть совсем без фантазии и не обошлось. Что ж, это игра - иногда нужно приврать, чтобы дать логику творящемуся вокруг беспределу.

Тем не менее, это нисколько не смазывает эффекта от общения с и Черной Бородой, наблюдения за походом женщин на Версаль, а также попытки убийства самого Наполеона. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но такие аспекты радовали больше, чем лазанье по стенам.

Mount & Blade Warband: Viking Conquest

Mount & Blade - это вымышленная легенда, основанная на реальной истории. У всех народов и оружия в игре были свои прототипы. Блуждание по территории незалежной Кальрадии, служба вассалом у очередного правителя, а также создание своего государства с вином и куртизанками давали ощущение чего-то невероятного. Скачешь по горам да по долам, собираешь отряд вояк - сотни так три-четыре, скачешь на коне с видом от первого лица, а они - за тобой, оглушая комнату ревом записанных турецких голосов. Дальше начинается битва с другими тремя сотнями. И пускай все угловато и не слишком красиво, главное - атмосфера и удовольствие.

Игра стала настолько популярной, что восторженные фанаты начали клепать моды один за другим. Была откровенная фантастика вроде Clash of Clans, пародирующая «Игры престолов», но были и относительно реалистичные моды вроде «Огнем и мечом», повествующем о временах Запорожской Сечи и Государства Московского. Но у всех у них не было сценария, пока за дело не взялись сами разработчики и не представили миру Warband - собственное дополнение, которое, в отличие от игры, происходит в реальный исторический период, а именно - во времена завоевания Британии датскими викингами.

Нам предлагают детализированную карту, включающую в себя Британские острова, Данию и Норвегию - в общей совокупности это 21 королевство, 6 уникальных культур и около 300 городов, замков, деревень, а также особых мест для исследования, изучения, захвата и грабежа. Заходишь, например, на Адрианов Вал, а тебе рассказывают, что это за место такое. Игра выглядит всё так же примитивно, но многие сцены, включая архитектуру поселений, основаны на археологической информации.

Кроме того, в игре есть 200 исторических персонажей, например, Ивар Бескостный, его брат - Сигурд Змеиноглазый, Харальдк Прекрасноволосый и даже Альфред из Уэссекса. Основную сюжетную линию пытались было вплести в историческую канву, но получилось не очень, ибо мир Mount & Blade чувствителен к изменениям. Но зато появляется представление о том, что происходило в северо-западной части Европы в IX веке.

Europa Universalis

Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Потому что львиную долю времени в игре ты будешь именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры, а потом подолгу смотреть, как твой план воплощается в жизнь.

На твоей совести судьба отдельно взятого государства. Реально существующего, в отдельный исторический период. Делай с ним всё, что заблагорассудится: укрепляй армию, развивай торговлю, вступай в войну, отыскивай Новый Свет. Главное, не растеряй территории и не уйди в минус.

Это не Total War, здесь война - не суть, а инструмент дипломатии. Тут нужно просчитывать гораздо больше и дольше. Но в остальном игры похожи: можно запросто изучать историю по местным географии, экономике, составу населения и обилию реальных исторических событий, происходящих в игре. Здесь историзма всё же побольше, потому что захватить пол-Европы, как это можно было в Total War, не получится.



ЗАЧЕМ:

заинтересовывать учащихся историей;

сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся.


Игра на уроке должна

обладать важнейшим признаком –

четко поставленной целью общения

и соответствующим ей

педагогическим результатом.


ИГРАТЬ –

это естественно


Классификация:

Игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры.

Игра средство активизации учебного процесса, способствующее умственному развитию.

Игра инструмент формирования личности, направляемая на развитие положительных ее качеств.

Игра форма самовыражения направленная на снятие напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.


Игра «ТЕЛЕГРАММА».

Прочитав текст, учащиеся передают/записывают

предложениями.

Лучшие предложения с точным содержанием.


Игра «Дерево мудрости»

Учащиеся к концу урока придумывают три разных по уровню сложности вопроса или задания на отдельных листочках.

Листочки сдаются учителю.

На следующем уроке листочки используются для проверки знаний.


Игра «Реставрация»

Есть текст/предложение по изучаемой теме записанный по отдельным предложениям (отдельных строках).

Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение (слово).Полоски перемешиваются и помещаются в конверт.

Ученик должен восстановить текст (предложение).


Игра «Архив»

Текст с потертыми буквами/словами, сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов.

Учащимся необходимо восстановить текст и увеличить его.



Игра «Интервью»/ «Пресс-конференция»

О дин учащийся герой, другой – журналист (ы).

  • «Герой» заранее собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть.
  • «Журналист(ы)» должны заранее готовит интересные вопросы.

Игра «Ассоциация»

Произносить в слух или записывать слова, которые ассоциируется с заданным термином. Побеждает с большим количеством слов.


Игра «Снежный ком»

Учащиеся по очереди произносят термины по заданной теме.

Каждый следующий участник игры должен участник дополняет сказанное предыдущим учащимся.


Игра «Азбука»

Задается буква. Учащиеся должны по партам вспомнить за определенное время слова, начинающихся с этой буквы и тесно связанных с изучаемой темой.

Побеждает команда с самым длинным списком.


Игра «Герой»

  • По заданному тексту одни учащиеся загадывают исторические личности, а другие отгадывают.
  • Разрешается задавать друг другу вопросы, но ответы на них могут быть только: «да», «нет» или «возможно».

Игра «Продолжи»

Соседи по парте, по очереди должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время как другой уже не сможет больше ничего вспомнить.


Игра «Анаграммы»

Учащиеся разгадывают термины с переставленными буквами. Им нужно восстановить порядок букв и написать получившееся слово.

барыня - рабыня

Нева-Вена

сенат - стена


Придумать Анаграммы по темам:

  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВНЕДРЕНИЯ В
  • СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
  • ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
  • САМООБРАЗОВАНИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
  • КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Игра «Бычок»

Выбирается 3-6 учащихся слабо подготовленные по заданной теме.

Команды 2- 3 учащихся объясняют первым материал, которые по очереди переходят от группы к группе. После прослушивания всех команд учащийся должен пересказать услышанное и выбрать лучших репетиторов.


Игра «Невод»

Соседи по парте должны написать сочинение по заданной теме. Через определенной время обмениваются листами и продолжают сочинение соседа.


Игра «Заяц»

Учитель задает всему классу короткие вопросы. Учащиеся письменно отвечают на заданные вопросы. В конце игры учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с правильными. Кто больше набрал правильных ответов, тот выигрывает.


Игры на уроках истории

Чтобы заинтересовать учеников и повысить эффективность обучения истории необходимо изменить традиционную форму изучения истории.

Образовательная цель игры: обобщить и закрепить полученные на уроках истории знания.

Воспитательная цель игры: через познание истории России прививать любовь к своей Родине.

Развивающая цель игры: прививать навык работы в команде, развивать реакцию и скорость при ответах на поставленные вопросы.

Оборудование : карточки с заданиями

Урок КВН по теме: Пётр I и его реформы.

Повторительно-обобщающий урок в 7 классе на закрепление материала о деятельности Петра I.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (5 мин.)

Сообщение темы и целей урока.
Урок повторения в форме игры.
Инструктаж учителя. Разделить класс на 2 команды(придумать название, девиз, выбрать капитана).

II. Основная часть урока-игры (35 мин.)

1. Разминка. Работа с картой. Показать: Москву,Санкт-Петербург, Полтаву, Гангут, Нарву, Ригу.
2. Напиши правильно: империя, император,реформа, Сенат, коллегия, регент, Швеция,конфузия, капитан .
3. Дай определение: конфузия, регентство,аристократия, подушная подать, ассамблея,император .
4. Найти ошибки в тексте: Петр I начал править в8-летнем возрасте. В связи с малолетством Петра царями были провозглашены оба брата – Петр и Иван. Регентшей при них была их тетя – Софья. Петр был женат трижды. Первой женой была Евдокия Лопухина, второй – Мария Милославская, третьей –Екатерина I. Петр I вел войну с Финляндией, которая получили название – Северная. Она продолжалась 25лет – с 1700 по 1725 гг. В 1702 г. Петр основал город –Санкт-Петербург.
5. Реши задачу, применив знания исторических дат,произведите с ними арифметические действия, в результате которых будет выявлена дата важного исторического события. Назовите это событие. (Начало Северной войны + год битвы при Лесной): 2 + 5 = Х(Полтавская битва)
(Год Гангутского сражения + год битвы при Лесной): 2 – 8 =Х (основание Санкт-Петербурга)
6. Викторина «Кто больше?»

    Кто больше назовет сподвижников Петра I (Меншиков, Ромодановский, Лефорт , Головин, Возницын, Шеин, Шереметьев, Репнин).

    Кто больше назовет реформ Петра I (Центральное управление, указ о единонаследии. Табель о рангах. Областная реформа. Реформа городского управления. Церковная реформа).

    Кто больше назовет событий Северной войны (Нарвская конфузия, захват Нотебурга, основание Санкт-Петербург, битва при Лесной, полтавская битва, сражение при Гангуте, Прутский поход, Гренгамское сражение, Ништадтский мир).

7. Восстанови хронологию

    Азовские походы

    Полтавская битва

    Основание Санкт-Петербурга

    Учреждение Сената

    Окончание Северной войны

8. Конкурс капитанов

По тексту определить, о каком событии идет речь.

Когда оба войска, сильно утомившиеся,отдохнули в течение часа, Карл возобновил сражение. Но его задела не столько храбрость войск неприятеля, сколько неожиданная хитрость со стороны русских. Неприятель растянул фланги в форме полукруга и расставил свои пушки, большие и маленькие, многие из которых были переносными, не только в траншеях, но и на концах этих флангов.Итак, с помощью этих и других больших пушек,которых вместе было около 100, говорят, постоянно заряжаемых не ядрами, а многими кусками железа…и стрелявшими в шведов по 50 раз, они (московиты)уничтожили этими залпами всю гвардию короля Карла, которая была сердцем и душой всего шведского войска. Остальные, самые многочисленные, так храбро удерживали напор неприятеля, что, не борясь уже за честь, а за жизнь, сражались, когда у них выбили оружие,голыми руками. Но, наконец, и эти частично попали в руки победителю, отчасти были жестоко перебиты,часть же обратилась в бегство.
Король же, когда кровь текла у него из недавно раненой и сейчас вновь поврежденной ноги, со всех сторон окруженный неприятелем, чуть-чуть не попал в руки неприятеля… И не будь помощи самого Бога и некоторых из капитанов, стремительно врезавшихся в гущу неприятеля, его бы не вынесли из боя. (Полтавская битва)

По тексту определить пропущенное слово:

Придти на ________________ имеет право всякий…Хозяин не должен никого встречать вне комнаты, ни провожать, хотя бы тот был и сам император… В комнате, где танцуют, должны быть приготовлены:стол с трубками, табаком и деревянными лучинками и еще несколько других столов для игры в шахматы и шашки; но карты на _____________ не терпятся и не подаются… Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних открывают танцы, после чего, смотря по месту, одна или две пары могут танцевать менуэт,англез или польский по желанию… Всякий имеет свободу делать что хочет, то есть может или танцевать, или курить табак, или играть, или разговаривать, или смотреть на других; равным образом всякий может спросить себе, по желанию,вина, пива, водки, чаю, кофе и сейчас получить требуемое. Но хозяин не обязан да и не смеет принуждать гостей пить или есть, а только может сказать, что имеет для угощения, а затем предоставляет им полную свободу… Собрания эти,начинающиеся около 5 часов, продолжаются не долее10, и тогда все должны разъезжаться по домам. (Ассамблея)

9. Проверка домашнего задания: мини-сочинение«Роль Петра 1 в истории»

III. Подведение итогов (3 мин.)

IV. Выставление оценок (2 мин.)

Команде – победителю – «5», проигравшим – «4».

V. Домашнего задания нет

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения«Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники.Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на IIIуровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

I-й уровень

1. Определить слово и назвать его:

    Конь, оружие, всадник, турнир, война, доспехи, стадо. (Рыцарь )

    Башня, скала, мост, подземный ход, феодал, колодец, цепи. (Замок )

    Религия, арабы, Мухаммед, пророк, аллах, мусульмане, Коран. (Ислам )

    Высшая школа, студент, факультет, декан, ректор, богословие, сессия. (Университет )

    Хранилище, деньги, банкир, обмен, здание, риск, охрана. (Банк )

    Ученик, мастер, мастерская, шедевр, изделие, помощник, ремесло. (Подмастерье )

    Город, глава, магистрат, власть, деньги, судья, центр. (Мэр )

2. К одному слову подобрать семь слов.

    верблюд (корабль, пустыня, горб, животное, вода, товар, караван )

    турнир (замок, рыцарь , состязание, сила, ловкость, оружие, конь )

    ярмарка (продажа, товар, деньги, торговля, продукты, купцы, менялы )

    крестоносец (рыцарь, крест, поход, земля, христианство, Палестина, борьба )

    султан (турки, глава, ислам, визир, деньги, титул, араб)

    купец (товар, море, пираты, гильдия, пошлина, деньги, корабль )

    император (страна, империя, Англия, Франция, титул, корона, власть )

3. Назвать слово:мусульмане, мулла, арабы,молитва, храм, аллах, Коран… (мечеть ).
4. Назвать семь слов, характеризующие сказку«Тысяча и одна ночь».

II-й уровень

Выбрать правильный ответ.

    Карл Великий правил во Франкской империи или в Византийскойимперии?

    Авиценна Ибн Сина – это халиф или учёный ?

    В Константинополе был построен храм Святой Софии или храм святой Марии?

    Парламент возник в Англии или во Франции?

    Жакерия произошла в Англии или во Франции ?

    Что длилось дольше: гуситские войны или I крестовый поход?

    Барон – это сеньор или вассал рыцаря?

    630 год – это год распада Франкской империи или возникновения ислама ?

    1265 год – это год возникновения парламента в Англии или Генеральных штатов во Франции?

    1066 год – это год Жакерии или Норманнское завоевание Англии ?

    1389 год – это год восстания Уота Тайлера или битва на Косовом поле ?

    1445 год – это I крестовый поход или изобретение книгопечатания ?

    500 год – это год возникновения ислама или государства у франков ?

    843 год – это год раздела Франкской империи или образования Франкской империи?

III-й уровень

Определите слово:

Этот древний город находится на перекрестке сухопутных и морских путей, мост из Европы в Азию.В своей истории поменял названия трижды. Им владели греки, римляне, турки. (Константинополь,Стамбул )
Подсказки (Захвачен турками в 1453 году; там находился храм Святой Софии; сейчас начинается на букву «С»; во втором его имени – имя императора)

Викторина «Знаешь ли ты историю?»

Игра проводится в 10 – 11 классах. В 10 классе как итоговый урок в конце года, в 11 классе в начале года как повторительный урок. Участниками могут быть все ученики класса. Игра проводится в несколько этапов. Через 4 этапа – финал, в который выходят 2 ученика. Оставшийся победитель играет в суперигру.

I. КТО?

1. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга )
2. Кто за жестокость был прозван Окаянным? (Святополк )
3. Кто написал «Поучение детям? (Владимир Мономах )
4. Кто был убит в полюдье? (Игорь )
5. Кто автор «Повести временных лет? (Нестор )
6. Кто возглавлял русские войска на Куликовом поле? (Дмитрий Донской )
7. Кто на Руси был прозван Калитой? (Иван )
8. Кто такие «гости»? (Купцы )
9. Кто такой князь? (Глава государства )
10. Кто совершил крещение Руси? (Владимир Святославич )
11. Кто считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий )

II. ЧТО?

1. Что произошло в 1223 году? (Битва на Калке )
2. Что такое вече? (Народное собрание )
3. Что решили на Любечском съезде князей? (Разделить земли на княжества )
4. Что такое вотчина? (Наследственное земельное владение )
5. Что такое «свинья»? (Ннемецкое построение войск )
6. Что произошло в 1240 году? (Невская битва )
7. Что такое дань? (Налог продуктами, деньгами )
8. Что такое ярлык? (Грамота на княжение )
9. Что произошло в 1480 году? (Стояние на Угре,окончание монгольского ига )
10. Что такое летопись? (Документ событий от лета до лета )
11. Что произошло в 945 году? (Убийство князя Игоря на полюдье )

III. ГДЕ?

1. Где княгиня Ольга побывала в 957 году? (В Константинополе )
2. Где был центр Киевской Руси в X веке? (В Киеве )
3. Где Батый основал Золотую Орду? (В Средней Азии, Поволжье )
4. Где расположен Киев? (На реке Днепр )
5. Где был убит Святослав? (На реке Дунай )
6. Где правил Иван Калита? (В Москве )
7. Где произошла битва в 1380 году? (На реке Дон )
8. Где зажигались сигнальные огни? (На крепостях, башнях )
9. Где правил Константин Мономах? (В Византии )
10. Где был убит князь Игорь? (На полюдье )
11. Где произошла битва в 1377 году? (На реке Пьяне )

IV. КАК?

1. Как звали византийскую принцессу, жену Владимира Святого? (Анна )
2. Как называлась столица Хазарского каганата? (Итиль )
3. Как называлось государство со столицей в городе Биляр (Булгар)? (Волжская Болгария )
4. Как на Руси назывались дворовые: жена, дети? (Челядь )
5. Как монголо-татары собирали дань? (Провели перепись населения )
6. Как звали сестру Щека и Хорива? (Лыбедь )
7. Как звали основателя города Киева? (Кий )
8. Как называется торговый путь, проходивший с севера на юг по Киевской Руси? (Из варяг в греки )
9. Как по легенде начинается Куликовская битва? (С поединка Пересвета с Челубеем )
10. Как называется столица Золотой Орды? (Сарай-Бату )
11. Как называется столица Византии? (Константинополь )

ФИНАЛ.

1. На чем писали в Новгороде? (На бересте)
2. что такое бортничество? (Сбор меда диких пчел)
3. Кто такие вои? (Воины на Руси)
4. Кто такие баскаки? (Монголо-татарские сборщики дани)
5. Когда правил Дмитрий Донской? (В1359–1389 гг)
6. Где состоялась битва в 1378 г.? (На реке Воже)

СУПЕРИГРА.

1. Что на Руси играло роль денег? (Мех, шкурки пушных зверей)
2. Что такое тьма? (10 тысяч)
3. Что произошло в 988 году? (Крещение Руси)
4. Кто был отцом Андрея Боголюбского? (Юрий Долгорукий)
5. Первым правителем какого государства был Улу-Мухаммед? (Казанского ханства)
6. Что такое поместье? (Земля за службу)

Игра «Колесо истории»

Игра проводится на историческом вечере на«неделе истории» среди 8–11-х классов. Также игру можно проводить в начале или конце года для проверки усвоения знаний. Игрой руководит учитель или подготовленный ученик. Перед игрой выбирается жюри, которое оценивает знания игроков. Кроме участников за игрой наблюдают и принимают участие зрители – все желающие.Участники: по одному из каждого класса, остальные– группа поддержки.

I ТУР

Неотосланные депеши

(Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?)

1. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно.Голодно». (Наполеон, 1812 г .)
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?» (Декабристы,1825 г. )
3. «Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом». (А.Невский, 1240 г.)
4. «Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен». (Пётр I, 27 июня 1709 г. )
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия – черноморская держава». (А.В.Суворов,1790 г., Измаил )
6. «С потерей Москвы не потеряна Россия. Надо сохранить армию». (М.И.Кутузов, 1812 г. )
7. «Прошли Астрахань. Идём к Кагальнику». (С.Разин,1669 г. )
8. «Всё ты был чей-то, а теперь вот, слава Богу, и свой стал». (Отмена креп. права, 1861 г. )

Игра со зрителями

1. «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий, - да будет мне враг!» (Владимир,крещение Руси )
2. «Иду на вы!». (Святослав )
3. «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». (А.Невский, Ледовое побоище )

II ТУР

Что? Где? Когда?

1. Какое отношение имеет свинья к войне? (Боевой порядок построения войск )
2. Где в I в. была изобретена бумага? (В Китае )
3. Где было положено начало Олимпийским играм? (В Греции )
4. Когда Константинополь был завоёван турками? (В1453 г. )
5. Какая династия была установлена в 1613 г.? (Романовых )
6. Где впервые изготовили сахар? (В Индии )
7. О ком писал А.С.Пушкин:

«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник»? (О Петре I )

8. Что произошло в 1380 г.? (Куликовская битва )

Игра со зрителями

1) Чьё имя вспоминается при чтении этих строк:

«Ушатом на себя холодную лил воду
И пламень храбрости вселял в сердца народу»? (А.В.Суворов )

2) Фамилию какого полководца времён Отечественной войны 1812 г. солдаты и даже офицеры переделали в «болтай да и только»? (Барклай-де-Толли )
3) Что обозначало в Киевской Руси слово «задница»? (наследство князя, нажитое добро )
4) Что такое завалинка? (земляная насыпь для утепления пола )

III ТУР

Знаешь ли ты их имена?

1. Гладиатор, сумевший поднять рабов на восстание. (Спартак )
2. Кому из учёных приписывают слова: «А всё-таки она вертится!» (Галилею )
3. Под чьим руководством была снята осада англичан города Орлеана? (Жанны д Арк )
4. Кому принадлежат слова: «Приходи, брате, ко мне в Москов»? (Ю. Долгорукому )
5. Назовите первого фельдмаршала России. (А.В.Суворов )
6. О ком говорил А.С.Пушкин: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом»? (О М.В.Ломоносове )
7. Кто является первым русским царём? (Иван Грозный )
8. Какой царь был прозван Освободителем? (АлександрII )

Игра со зрителями

1) При каком князе состоялась Куликовская битва? (Д. Донском )
2) Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак )
3) Кто крестил Русь? (Князь Владимир )
4) Кто стал первым императором России? (Пётр I )

IV ТУР

Что означают слова?

1. Сбор в пользу государства (налог )
2. Религия арабов (ислам )
3. Основной закон страны (конституция )
4. Глава республики (президент )
5. Здание, где совершаются религиозные обряды (храм )
6. Предприятие с разделением труда и ручным трудом (мануфактура )
7. Народное собрание (вече )
8. Совет бояр при царе (Боярская дума )

V ТУР

Искусствовед

1. Назовите первое «чудо света» (Пирамиды в Египте )
2. Где находится самая большая стена? (В Китае )
3. Назовите знаменитую икону и её автора («Троица»Рублёва )
4. Какой город назывался Царьградом? (Константинополь )
5. По примеру какого города был построен в Киеве Софийский собор? (Константинополь )
6. Грамоты из какого материала были найдены в Новгороде? (Из бересты )
7. Назовите самую древнюю летопись и её автора? («Повесть временных лет» Нестора )
8. Чем знамениты Кижи? (Деревянными церквами )

Игра со зрителями

1) Скажите второе название Покровского собора (Храм Василия Блаженного )
2) Какие два царя не управляли страной? (Пушка и колокол )
3) Откуда пришло название «деньги» (От монгол –таньга )
4) В честь какого события был построен Храм Христа Спасителя? (Победы в Отечественной войне 1812 г. )

VI ТУР

Исторический зоосад

Назвать животных, птиц, «вошедших в историю», и связанные с ними события.
Волчица – кормилица Рема и Ромула;
Гуси – Рим спасли от нападения галлов;
Слон – участник похода Ганнибала в 218 г. до н.э.;
Коза – её молоком был вскормлен Зевс;
Лошадь – в кавалерии, коннице, колесницах;
Корова – священное животное в Индии;
Крокодил; кошка; птица ибис; змея; ....

Жюри подводит итоги и объявляет результат.