День рождения заратустры. Заратустра - это кто? Философский роман Фридриха Ницше "Так говорил Заратустра"

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Греки, считавшие его воплощением восточной мудрости, называли его именем Зороастр - «Сын Звезды». В чем-то они наверняка были правы, поскольку основатель «космической религии», как и по сей день называют религию Авесты, имел право так называться, тем более, что согласно зороастрийской мифологии, душа Заратуштры сошла на землю со звезд. «Сын звезды» стал провозвестником первой в мире религии откровения, названной в последствии зороастризмом по имени ее основоположника.

Большинство ученых-иранистов, основываясь
на данных современных исследований, склоняются к тому, чтобы датировать время жизни Заратуштры серединой второго тысячелетия до н.э., что значительно отличается от устоявшегося в исторической науке представления о том, что пророк маздаяснийской религии жил в VII-VI вв. до н.э. Так например, доктор Джон Р. Хиннелс, профессор религии Лондонского университета в своей статье «Космическая битва: Зороастризм» пишет следующее:
«Под именем Зороастр на Западе известен пророк из древней Персии, более правильное имя его Заратуштра. Обычно считалось, что он жил около 600 г. до н.э., однако лингвистические исследования все больше убеждают современнных ученых, что это было примерно в 1200 г. до н. э., то есть он жил в эпоху, когда Персия выходила из каменного века. Это делает его первым из великих пророков всемирных религий».

Не менее известная британская иранистка, профессор Мери Бойс соглашается с мнением Дж. Р. Хиннелса о раннем датировании жизни пророка, относя этот момент к 1500 г. до н.э. Таким образом, можно утверждать, что именно зороастризм, а не иудаизм был первой монотеистической религией, а Моисей не открыл истину, провозвестив Единого Бога - Творца Неба и Земли, а лишь повторил для народа Израиля то, что уже было сказано Заратуштрой жителям переднеазиатских степей.
О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Первое откровение он получил в возрасте тридцати лет, и это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Вдохновленный своими видениями на проповедническую деятельность, Зороастр попытался обратить в новую веру своих соплеменников, но осмеянный и не понятый, он был вынужден покинуть родные места и долгое время скитаться в поисках единомышленников. Только через десять лет он смог обратить в свою веру первого человека - своего двоюродного брата Майдьйой Маонгха. «Затем его учение встретило благосклонность местного царя Виштаспа, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где-то в северо-восточной Персии, на бывшем юге России» - пишет Джон Р. Хиннелс. Прошло время, и добрая религия Заратуштры повсеместно распространилась по всей территории Великой Персидской Империи - самого большого и могущественного государства древнего мира.

Сам Заратуштра был обычным человеком и никогда в своих вдохновленных речах не подчеркивал собственной значимости и богоизбранности. Он был женат и имел шестерых детей - трех сыновей и трех дочерей. Его проповедь была направлена на таких же простых и честных людей, коим был сам пророк. Его слова сохранились в семнадцати гимнах, передаваемых из поколения в поколение от отца к сыну, народом, не знавшим письменности. Авеста была записана лишь в IV в. нашей эры, и то обстоятельство, что к этому моменту уже минуло более ста поколений зороастрийцев, свидетельствует о величайшей силе поэтического дарования Заратуштры, сложившего свои гимны в доступной для его современников стихотворной форме, оказавшейся чрезвычайно живучей и сумевшей сохранить силу своего воздействия на умы до настоящего времени.
Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих Добро и Свет, с одной стороны, и Тьму, исполненную Зла, с другой. Два эти начала возникли из Пустоты когда-то на заре мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же - демиург Ахура-Мазда, т.е. "Господь Премудрый"). Темное начало олицетворяет Злой Дух - Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем.
Религия Заратуштры космична по своей природе, поскольку основным содержанием ее является вера в конечное торжество Сил Света над Силами Тьмы в великой космической битве, ареной для которой стало все мироздание. В этой битве, согласно зороастрийской эсхатологии, принимают участие звезды, планеты, кометы, астероиды, Солнце и Луна.
Великая битва между Добром и Злом носит не только макрокосмический, но и микрокосмический характер. Каждый человек, как микрокосмос, воплощает в своей судьбе мистерию космического разделения Добра и Зла, и согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа Светлого воинства над исчадиями ада невозможна без сознательного выбора и активного участия в космической битве Человека - высшего из созданий Хормазда.

Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того, чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе Эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра - провозвестник святой маздаяснийской веры. Миссия Заратуштры заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога - творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало начало космической Эпохи Разделения Добра и Зла.
Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения. Заратуштра первым уравнял в правах мужчину и женщину, он впервые указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и не в богатстве жертвоприношений заключается истинное служение богу, а в праведных деяниях, праведных речах и чистых мыслях, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом.
Заратуштра обоготворил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за животными, строительство и любая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира является для зороастрийцев священной земной обязанностью. Но бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец несет легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом есть праздник, и все доброе, что есть в ней, - это дар Господа, от которого нельзя отказываться. Персы - носители древней зороастрийской культуры - и по сей день остались очень открытыми и жизнелюбивыми людьми, поскольку, несмотря на более чем тысячелетнее господство ислама в Иране, в их жилах все еще течет горячая кровь огнепоклонников.
Радость, любовь, смех и веселье являются лучшим оружием против демонов смерти и болезней - так утверждают гимны Авесты, оставленные поэтическим гением Заратуштры в наследство своим последователям. Зороастр принес в мир самую светлую и радостную религию, он учил любить жизнь и ненавидеть смерть, он смеялся, когда родился, и среди эпитетов Заратуштры есть даже такой как «Смеющийся пророк». Искренний добрый смех - лучшая защита от всех напастей, болезней и невзгод, насылаемых на нас мрачным и злым Ахриманом. Слезы, боль и стенания - это то, без чего Зло просто не может существовать, и это - та дань, которую Ангра-Манью требует от человечества, находящегося в его власти.

Освободиться от зависимости, сбросить с плеч иго болезней, уныния и неудовлетворенности, с улыбкой взглянуть в завтрашний день призывает нас светлая и добрая религия Заратуштры. Господь дал нам возможность творить, любить и верить, и эти три лекарства, способные пробудить находящийся в спячке человеческий дух, являются панацеей от всех бед,- посылаемых нам судьбой.
Давайте улыбнемся! Быть может, если мы научимся искренне смеяться не только над другими, но и над самими собой, нам удастся изменить жизнь к лучшему.

В настоящем выпуске Альманаха мы познакомим читателей с монографией знаменитого американского ученого ираниста - профессора Восточного Института Чикагского Университета А. Олъмштеда. Венцом его многолетних усилий стало фундаментальное исследование истории и культуры древнего Ирана, которое получило название «История Персидской империи». Публикация глав из этой книги, вышедшей в свет в 1948 г. в Чикаго, позволит читателям ознакомиться с представлениями о культуре зороастризма корифея современной науки, посвятившего исследованию этой древнейшей духовной традиции всю свою жизнь. Стиль Олъмштеда выразителен и эмоционален. Краткость изложения мыслей восполняется глубиной их содержания Многочисленные цитаты из гимнов пророка Заратуштры делают материал живым и убедительным.
Редакция Альманаха сознательно начинает публикацию книги А. Олъмштеда с 7 главы, посвященной пророку маздаяснийской религии Заратуштре, поскольку без него вся история Ирана пошла бы иным путем и, быть может, никогда и не было бы Великой Персидской империи - самого могущественного государства древнего мира, в котором более тысячи лет религия Заратуштры имела статус государственной идеологии.


Древние тескты о Заратуштре

А. ОЛЬМШТЕД
«ИСТОРИЯ ПЕРСИДСКОЙ ИМПЕРИИ»
Глава 7. Пророк Зороастр
Явление Ахура-Мазды

Заратуштра начал пророчествовать в середине 6 века до нашей эры на северо-западной окраине Иранского плоскогорья - там, где за 300 лет до этого ассирийцы получали дань от Персии. Имя его в переводе означало «обладающий золотистыми верблюдами», имя его отца Пурушаспа - «обладающий серыми лошадями», его мать звали Дугхдхова - «та, что доила белых коров». Заратуштра родился в пастушеской семье, в роду Спитамы - «Белого».
Данные относительно датировки жизни Заратуштры, на которые опирался Ольмштед во время написания своего труда, к настоящему времени устарели. Новейшие результаты этимологических исследований сви¬детельствуют о том, что время жизни Заратуштры можно датировать XIV-XIII вв. до н.э.
Богом Заратуштры был Ахура-Мазда - «Господь Премудрый» - официальный вождь персидского пантеона богов со времен Арьярамнеса. Однажды Ахура-Мазда предстал перед духовными очами Зороастра, о чем пророк повествует в Гатах -

Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда при рождении узнал я Тебя,
Когда Ты делами и словами награждал:
Зло за зло, Благо за благо, -
Мудростью своей в последний миг существования Земли.

Когда однажды пришла ко мне Благая Мысль,
И спросила: «Кто ты есть? Чей ты?
Какими знаками буду я указывать дни?
Когда смогу я узнать, что есть Твое и что в Тебе?»
Тогда ответил я: «Во-первых, я - Заратуштра,
Непреклонный враг Лжи,
Но сторонник Праведности,
Для достижения будущего блага желанного Царства,
Я поклоняюсь Тебе, Мазда, и воспеваю Тебя».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль однажды пришла ко мне.
На вопрос ее: «Какой будет твой выбор?»
Я ответил: «Оказывая почтение Твоему Огню,
Я буду думать о Праведности, пока хватит сил,
Так открой мне Истину, о которой прошу».
«Я пришла, связанная с ним Благодатью,
И сказала: Спрашивай нас о том, что хочешь узнать,
Ибо вопросы твои - это вопросы сильного,
Владыка сделает тебя сильным и счастливым».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль пришла однажды ко мне,
Когда впервые Ты дал мне разъяснения.
Вера моя принесет мне счастье.
«Есть ли что-нибудь, совершение того, что сказал Ты мне?»
И когда Ты сказал мне: «К Истине иди за советом», -
Тогда услышал я Твое повеление:
«Вперед иди, вот мое напутствие,
С судьбой, богатой сокровищами.
Бессмертные раздадут людям их Судьбы и наградят их».
То, что мудрый дает своему другу, если в силах его,
Дай мне, О, Мазда, окажи мне помощь!
Если Твоего Царства можно достигнуть Праведностью,
Дай мне подняться, вместе с теми,
Кто несет в душе Твои святые слова,
Дабы одолеть противников Твоего Учения.
Итак, Ахура, Заратуштра решил для себя, Какой Дух - святой, и какой - Лживый. Пусть Праведность получит силу на земле, Пусть Благодать будет в Твоем солнечном Царстве, И пусть сама Истина судит людей за их дела.

Проявления Ахура-Мазды
Можно спорить, является ли данный гимн точным описанием тех контактов с Богом, которые призвали Заратуштру к его миссии, но он, несомненно, содержит основные положения его Учения.
Попеременное обращение пророка к Ахуре, Мазде, Ахура-Мазде и Мазде-Ахуре заставляет вспомнить о времени, когда Ахура и Мазда были разными божествами; за 100 лет до прихода пророка Арьярамнес считал Ахура-Мазду одним из богов, но для Заратуштры он был единственным Богом. Другие божества древнего индоевропейского пантеона, например, Бог Солнца -Митра, могли быть признаны царями и народом, но для Зороастра эти дэвы были не богами, а демонами, которым поклонялись сторонники Лжи. Ахура-Мазда не нуждался во второстепенных божествах, над коими он мог бы властвовать.
Наряду с самим Ахура-Маздой в Гатах Заратуштры упоминаются только его проявления:
1) Спента Манью - его собственный Святой Дух;
2) Аша - Истина, Праведность, наилучший распорядок;
3) Воху-Ман (Благая Мысль) или Вахишта-Ман (Наилучшая Мысль) - то, что делает воз¬можным общение пророка с Богом;
4) Кшатра (Власть) - божественное Царство Ахура-Мазды, которое в конце времен ста¬нет всеобщим;
5) Армаити (Благодать) - Божественная Мудрость, смирение.
6) Хаурватат (Спасение);
7) Амеретат (Бессмертие), - завершает список семи проявлений Бога. Дополнительно упоминаются Ашир (Судьба), Сраоша (Послушание) иАтар (Огонь).

Понятие Зла

Axypa-Мазда в одеждах незыблемого неба - это единый Бог, но с ним постоянно соперничает Дух Зла. В начале было два духа-близнеца - Лучший и Наихудший. Они создали Жизнь и Анти-Жизнь: Наилучшее жилище для Праведных и Наихудшее существование для последователей Лжи. Дэвы также собрались на совет, но на них нашло затмение, и выбрали они Злую Мысль, и обратились к Злобе, которая разрушает жизнь смертных. А к людям пришли Царство (Кшатра), Благая Мысль (Воху-Мана) и Праведность (Аша). Благочестие (Армаити) дало долгую жизнь и целостность телу, чтобы люди могли присутствовать на Страшном Суде. Человек обла¬дает свободой воли, и он должен сделать свой выбор до Конца Мира.
Дэвы - порождения Злой Мысли, Лжи и Гордыни, дела которых наиболее разрушительны в седьмой сфере Земли - там, где обитает человек. Люди, творящие зло, приятны дэвам. Те, кто убивают праведных людей, научены Духом Зла, Злой Мыслью и Злым Словом на пагубу человечеству.
В Гатах Заратуштры резко осуждаются Лжеучителя (языческие жрецы - карапаны), которые разрушают учение и саму жизнь, мешают человеку осознать в себе Божественное начало. Карапаны утверждают, что Солнце и единосотворенный бык - наихудшее из того, что можно видеть глазами. [Заратуштра же осуждает ночные жертвоприношения Быков в культе Митры). Лжеучителя превращают мудрых в лжецов, оскверняют пастбища и поднимают руку на Истину. Ложь разрушает жизнь, пытается помешать трудолюбивым людям добиться благосостояния. С криками радости служители Зла убивают быков, отдают предпочтение карапанам, поклоняющимся дэвам, и власти тех, кто предпочитает Ложь - Праведности. Лжец попадет в жилище Злой Мысли, и разрушители этой жизни будут молить об учении пророка Ахура-Мазды, но он не откроет им Истины.
Заратуштра осуждает убийство быков и даже более того, он считает, что Зло вошло в мир, когда царь Йима - сын Вивахванта - дал вкусить людям мяса быка. Жрецы-карапаны отказываются подчиняться закону мирного выпаса скота; «за то зло, что причиняют они скоту своими делами и людям своим учением, пусть попадут они в Дом Лжи» - говорит Заратуштра.

Вопросы религии

Как и других пророков, Заратуштру временами посещали сомнения.
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью,
Как правильно молиться Тебе, Великому?
Как друга, Мазда, наставь меня»,
- х...
Этим трехстишьем Заратуштра начинает каждое свое обращение к Богу, когда у него возникают трудноразрешимые вопросы.
«Кто Отец Праведности? Кто начертал путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну менять фазы? Кто поддерживает Землю снизу, и кто вертит Небо? Кто создал воду и растения? Кто сде¬лал быстрым ветер и тучи? Кто создал Благую Мысль? Кто тот Творец, что создал свет и тьму, сон и пробуждение, рассвет, полдень и ночь - то, что напоминает понимающему человеку о его долге?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью, истинно ли то, что я проповедую? Поможет ли Благочестие Праведности делами своими? Провозгласит ли Благая Мысль Царство Твое? Можно ли быть уверенным в Царствии Твоем? Будут ли последователи соблюдать букву и суть религии, которая является наилучшей для живущих? Достигнет ли Благовестие ушей тех, кому проповедуют религию Мазды? Кто из тех, с кем он говорит, Праведный, а кто - Лжец?»
Заратуштра - простой человек, и он сомневается в себе и в своем призвании:
«Где истинный враг? Разве Ложь, противостоящую Спасению Мазды, не следует рассматривать как врага? Как избавиться от пут Лжи? Следует ли передать Ложь в руки Праведности для уничтожения ее [Лжи] словом Маздаяснийской религии? Или же уничтожить лжецов, заставив их страдать? Может ли Мазда защитить своего пророка, когда две враждебные армии сходятся на поле битвы? Кого он поможет победить? Пусть будут даны знаки, указующие, кто есть истинные судии? Как самому прийти к своей цели, единению с Маздой?»
И затем, после погружения в глубины мистицизма идет стих, относящийся к человеческой или практической стороне бытия:
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Как о, Праведный, заработаем мы эту награду? Десять кобылиц с жеребцом и верблюдом, Что были мне обещаны, О, Мазда, со Спасением и Бессмертием, как дары твои?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Какое наказание будет на первом Суде тому, Кто не воздаст награду человеку, заработавшему ее, Сдержавшему слово и выполнившему требуемое от него, - Я знаю, какое наказание он получит в конце».

«Были ли дэвы хорошими правителями?» - спрашивает он тех, кто видел, как ради служения дэвам (древнеарийским языческим божествам), карапаны убивают домашних животных, а Кавии (вожди кочевых племен) своими набегами заставляют постоянно страдать мирных скотоводов и земледельцев вместо того, чтобы, следуя закону Праведности, самим выращивать хлеб и увеличивать пастбища.

Взгляд в будущее
Преследования заставляли пророка с надеждой обращаться к будущему, долгожданному Царствию Небесному, к Великому Преображению, Обновлению Мира. Это Преображение будет достигнуто Саошиантами, Спасителями - Зороастром и теми, кто придет после него; и пророк надеется, что время это близко. На Страшном Суде Правда сокрушит Ложь. Он хочет знать, может ли Праведность одолеть сторонников Лжи до этого момента? «Как ему узнать, что Мудрость и Истина действительно могут покарать последователей Лжи, которые угрожают ему? Кто может мириться с кровожадной Ложью? К кому придут знания Благой Мысли?»

Совесть человека, праведного или грешного, определяет его награду в будущем. Сам Ахура-Мазда - судия, его помощник Зороастр, его советник и проводник - Праведность - будут отделять мудрых от тех, кто сделал неправильный выбор. Затем Зороастр поведет тех, кого он научил почитать Мазду, через Мост Чинвад - Мост Разделения. Те, кто сделал правильный выбор, попадут в Дом Песнопений [Рай], Жилище Благой Мысли, Царство Благой Мысли, Великое Наследие Благой Мысли, в которое они придут путем Благой Мысли, указанным Праведностью, где Души Спасенных получат вознаграждение. Здесь они увидят трон могущественного Ахуры, и Послушания Мазды, и Небесный Свет.
Глупцы же проследуют в Дом Лжи, [Ад], Дом Злой Мысли, Дом дэвов, место Наихудшего существования. На Страшном Суде испытают они муки совести, а перейдя Мост Чинвад, будут обречены на века несчастья, темноты, духоты и зловония. Будут стенать они, но никто не услышит их.
Те же, чьи наклонности неопределенны, у кого перемешаны добрые и злые мысли, у кого сколько благих, столько же и дурных дел, - те окажутся в чистилище - месте, которое находится посередине между Домом Песнопений и Домом Стенаний [между Раем и Адом].

Покровительство Виштаспы
Непризнанный дома, Зороастр думал о том, чтобы бежать из родной страны, но: «Куда бежать, и надо ли бежать? Не нахожу понимания у сильных мира сего и жрецов, не слушают меня земледельцы, ни, тем более, злобные князья. Как же почитать мне Тебя, Мазда-Ахура?»
Он знает причину своих неудач: у него слишком мало последователей. Он обращается к Мазде, как к другу, и молит о поддержке:
«Когда восход солнца возвестит Праведность этого мира? Когда, в соответствии с пророчеством, придут Спасители? Злобная Ложь мешает Праведности.. Тот, кто лишает Ложь силы, готовит место для праведного учения. Тот, кто обращает последователей Лжи, и уверен, что сделал это, пусть объявит об этом соплеменникам; и да защитит его Мазда-Ахура от кровопролития. Где искать Пророку защиты, если Ложь пытается причинить ему зло? Пусть зло не сможет использовать проводником человека, который хочет нанести ущерб имуществу Зороастра; пусть его дела обратятся против него. В правление карапанов и Кавиев люди привыкли к злым делам, разрушающим жизнь. Их души и совесть испытают мучения на Мосту Разделения; на все време¬на будут они пребывать в Доме Лжи».
Со своей горной родины на северо-западе Ирана Зороастр вместе со своими сородичами из рода Спитамы ушел в поисках земли, где его учение найдет отклик в сердцах людей. Пока пророк трудился, проповедуя учение соседним племенам, мир менялся. Некогда могущественная Мидийская империя начала распадаться. Кир - царь персов - восстал против мидийского царя Астиага. В то время как Виштаспа, сын Аршама, из соперничающей ветви царей рода Ахемени-дов правил Парсией и Гирканией, он воспользовался возможностью ослабить связи со своим мидийским владыкой. Здесь пророк получил радушный прием, и вскоре жена Виштаспы - Хутаоса - была обращена в его религию. Затем, естественно, последовало обращение ее венценосного мужа, и Виштаспа стал покровителем новой религии.

«Какую награду обещал Заратуштра тем из его последователей, которых Ахура-Мазда первыми узрел в Доме Песнопений? - Высшее счастье, благодаря твоим благословениям, Благая Мысль, и твоим, Истина. Кави Виштаспа принял, благодаря нашему Братству и Благой Мысли, учение, которое дали ему святой Ахура-Мазда и Праведность.
Кто из смертных возрадуется Заратуштре Спитаме, достоин награды - ему Мазда-Ахура даст жизнь, его имущество будет процветать благодаря Благой Мысли, его мы считаем другом праведным».
«О, Заратуштра», - спрашивает Ахура-Мазда,- «какой из твоих праведных людей - друг великого Братства, и кто хочет вознаграждения?»
Зороастр отвечает: «Это Кави Виштаспа на Последнем Суде. Тех, кого ты, Мазда-Ахура, соберешь в своем доме, созову я словами Благой Мысли».
Вскоре после того, как Виштаспа принял религию в 550г., у него родился первый сын. В соответствии с новым учением его нарекли Дарайя-Вохумана, что означает «придерживающийся Благой Мысли», или Дарайвауш на западном диалекте и Дарий на греческом. Примерно через пять лет в северо-восточный Иран пришел Кир, и Виштаспа из незначительного кави превратился в сатрапа могучей Персидской империи.
Под покровительством Виштаспы пророк прожил немало счастливых лет. Он возносит хвалу своему двоюродному брату - первому своему последователю Майдьйой маонгха, своим родичам, детям - потомкам Спитамы, потому что они отличили «мудрое» от «немудрого», делами своими и следованием законам Ахуры заслужили благодать. Фрашаоштра и его брат Джамаспа из семьи Хвогва стали его верными соратниками, и Фрашаоштра пообещал пророку отдать свою дочь Хвови ему в жены.
«Фрашаоштра дал мне прекрасную Хвови, о, Мазда-Ахура, пусть она приобщится к Истине для своего блага».
У Заратуштры родились несколько сыновей и дочерей. «Наилучшее имущество принадлежит Заратуштре Спитаме, так как Ахура-Мазда дает ему радость благой жизни, а также всем тем, кто знает слова и дела Доброй Религии и следует им. Пусть они с радостью в мыслях, словах и делах доставляют ему радость, благославляют его, и Кави Виштаспу, и сына Заратуштры, Спитамида, и Фрашаоштру, следуя путями Учения Спасителя, указанными Ахурой».

Дочь Заратуштры вышла замуж за его ближайшего последователя Джамаспу. «Этот человек, Пуручиста, произошел от Хаэчатаспа и Спитамы. Он дан тебе, младшей из дочерей Зороастра, в качестве учителя, указывающего путь единения с Благой Мыслью, Праведностью и Мудростью. Поэтому советуйся со своим разумом, мудро совершай благие дела с благочестием».
Джамаспа обещает: «Преданно буду я любить ее, чтобы могла она служить отцу, мужу, простым людям и благородным, праведная женщина праведным мужам. Пусть Ахура-Мазда даст ей великое наследие Благой Мысли для блага ее».

Кризис

Мы с радостью расстались бы с пророком в этот лучший период его жизни, когда он жил в кругу любящих родственников и друзей. Но в старости для него настали плохие времена. Возникла угроза со стороны кочевников и пришлось призывать к священной войне: «Тех, кто творит зло, пусть их постигнет обман и несчастье, и возопят они. Через благих царей пусть (Ахура) покарает их и принесет мир радостным поселянам. Пусть постигнут их мучения о, Великий, и смерть, и да будет это скоро! Где Праведный Господь, который отберет у них жизнь и свободу? Тебе, Мазда, принадлежит Царство, в котором дашь Ты праведным людям лучшую долю».
Кризис нарастает.
«Простирая к Тебе руки о, Мазда, молю о помощи, прежде всего, обращаюсь к Праведности, Святому Духу, чтобы мог я получить ответ Благой Мысли. Я служу Тебе, Мазда-Ахура, Благой Мыслью, дай мне благословение жить в мире и мыслить, чтобы последователи Твои увеличивались в числе. Я буду возносить Вам хвалу, как никогда ранее, Истина, Благая Мысль и Мазда-Ахура. И те, для кого Благочестие ведет к Царству (небесному), никогда не погибнут. Приди мне на помощь по зову моему».

Зороастр чувствует, что приближается окончание его земного пути.
«Я, который с Благой Мыслью посвятил себя руководству душами, который получал награды от Мазды-Ахуры за дела свои, пока есть у меня власть и сила, буду учить людей пути Праведности. Когда же я увижу тебя, Истина и Благая Мысль, трон могущественного Ахуры и Послушания Мазды? Посредством святого слова мы можем обратить банду разбойников к Великому.
Приди с Благой Мыслью; дай нам истинное учение, Мазда, дар терпения, окажи помощь Заратуштре и дай средство победить врага».
«Открой мне Истину, как награду и благословение Благой Мысли. Дай, Благочестие, Виштаспе и мне то, чего мы просим. Дай, Владыка Мазда, своему пророку силы нести слово Твое. У Тебя, Наиславнейший, что единодушен с Наилучшей Праведностью, прошу я наилучшего. Ахура, дай воину Фрашаоштре и мне дары Благой Мысли на все времена. Пользуясь от щедрот Твоих, да не прогневаем мы Тебя. Ахура-Мазда, Праведность и Наилучшая Мысль, мы стремимся воспеть гимны во хвалу Тебе, так как Ты лучше всех можешь провести нас в Царствие Благое. Так выполни, Мазда-Ахура, просьбы тех, кто праведны и достойны Благой Мысли, Ты ведь знаешь их. Тогда я воистину узнаю, что молитвы, обращения к Тебе с благой целью не остаются без ответа. Тогда сохраню я Праведность и Благую Мысль в себе навсегда. Научи меня, Мазда-Ахура, словом Твоим через Дух Твой вещать, какой будет Новая Жизнь».

Это последняя молитва Зороастра, после которой уста пророка сомкнулись навеки. Яшты, которые в известной сейчас форме относятся к более позднему переводу, хотя содержат и более древние части (в некоторых из них есть сведения о времени, предшествующем жизни Зороастра), приводят молитвы Виштаспы, всадника Заиривари против врагов (Татрьявахта, Пешаны, Хч"маяки, Даршинихи, Спиньяурушки и Аштаурванта, сына Виспа-таурвоашти.) Упоминаются также войны с Ареджат-аспа из Хьяоны. Более поздние тексты сообщают, что Ареджат-аспа взял штурмом Балкх и убил Зороастра и его учеников прямо у алтаря. Пророк, по-видимому, умер в то время, когда произошло несколько восстаний против Дария. Если верить традиции, то пророк погиб от руки Фрады из Маргианы, предательски убившего его ударом кинжала в спину.

Влияние религии Зороастра в последующие годы
Для доказательства величия Зороастра нет необходимости обращаться к более поздним легендам о чудесных знаках при рождении пророка, о жизни, полной чудес, о мученической смерти от руки кочевника. Из его собственных слов мы извлекаем факты о его жизни и наблюдаем развитие его мыслей. В его речах можно найти, быть может, излишнюю возвышенность желаний, но это делает пророка более человечным, более достойным любви. В Учении не обнаруживается влияний более древних религий Востока. Оно выросло на родной почве, в пределах его народа. Истоком являются древние арийские верования, но пророк поднялся над непритязательным поклонением ариев дайвам до высот, которых уже никогда не достигала арийская религиозная мысль, не поддержанная влиянием пророка.
В начале своей миссии пророк задавался вопросом, будут ли его последователи соблюдать каноны религии. Дарий Великий был сыном его покровителя Виштаспы и, должно быть, часто беседовал с пророком при дворе своего отца. Оставленные Дарием тексты полны параллелей с языком Учителя, а надпись на его могиле является, фактически, цитатой из Гат. Но, несмотря на прекрасный язык текстов, сам Дарий не жил в соответствии с учением, и его постоянное упоми¬нание «Лжи» и «Лжеца» только указывает на то, что он часто сходил с пути Истины.

Сразу же после смерти Зороастра началась неизбежная реакция. По мере того, как реальный Зороастр все более погружался в туман прошлого, как основатель религии, он все более обожествлялся, созданные им Гаты (даже те из них, в которых он признается в своих сомнениях и страхах, где он ждет дара в количестве 10 кобылиц, жеребца и одного верблюда, где он сочувствует своим дрожащим от холода лошадям) начали распевать во время ритуала, и они приобрели мистический характер. Ему стали приписывать положительную оценку богов и ритуалов, пришедших из древнеарийского язычества, тех самых богов и ритуалов, которые были им страстно отвергнуты. Позже арийское язычество, в свою очередь, частично слилось с учением Магов, сведения о которых сохранились с еще более давнего времени.
После ухода Зороастра среди последователей его религии появились те, кто обожествлял хаому, восстанавливал ночные культы Митры и жертвоприношения скота, против чего пророк столь резко протестовал, а также те, кто поклонялся богине-матери Анахите, но были и другие, кто считал его непосредственное учение наиболее близким по духу.
В пору заката более древних религий лучшие умы видели в учении Зороастра то новое, свежее и захватывающее, что нашло в дальнейшем свое отражение в большинстве более поздних религиозных учений. Поэтому далеко не случайно, что Новый Завет столь близок по духу Гатам Зороастра.

альманах "Путь Арты" 1999 год, Минск, АРБА стр 91-99

статья из журнала "МИТРА" №7(11) стр 36-38
Заратуштра – пророк от Бога

Как известно, зороастризм получил свое название по имени пророка Заратуштры (Зороастра), который восстановил учение древних ариев в первоначальном виде и адаптировал его к условиям своего времени. Заратуштра сам себя воспринимал не только как восстановителя, но и как очистителя учения о едином космическом законе, которое легло в основу всех позднейших религий. Исследователи отмечают: «Великие религии часто являются порождением великих гениев и зороастризм не является исключением. Хотя личность его основателя окутана тайной, все же нам достаточно известно о Зороастре, чтобы отвести ему высокое место в великом братстве пророков» (Катехезис зороастризма: Древняя религия магов. М.Сфера,с11

Личность Заратуштры открывается нам в трех ипостасях: исторической, мифической и реальной. В Авесте ему иногда дается имя «Заратуштротемо», т.е. «величайший или высочайший Заратуштра». Считается, что существовала непрерывная последовательность людей, которые принимали на себя эту функцию. Вполне возможно, что Заратуштра воплощался на Земле неоднократно, в разные времена.
Через века до нас дошли проповеди Заратуштры – «Гаты», которые свидетельствуют о существовании реального автора. Многие из этих священных гимнов построены в виде вопросов, с которыми пророк обращается к Творцу Мира – Ахуре Мазде. «Гаты» включают 17 проповедей Заратуштры, которые имеют сакральный смысл. Пророк в стихотворной форме дает в них основные положения об устройстве мира, его двойственности. Творцом нашего мира является Ахура Мазда. Но, по словам Заратуштры, есть мир вещей и есть духовный мир. Духовный мир полностью принадлежит Ахуре Мазде. А материальным миром пытается завладеть дух зла, дух разрушения и осквернения благих творений. Заратуштра очень обеспокоен жестокостью и несправедливостью, царящими в материальном мире. Он обращается к Ахуре Мазде с просьбой научить его «через Закон обладанию Доброю Мыслью», благодаря которой он обретет «пути доброго учения»:
Кого ты на защиту
Поставишь мне, о Мазда,
Когда меня лукавый
Замыслил погубить?
Кого как не Огонь Твой
И Мысль Твою (Благую),
Удел которых Истину,
О Господи, плодить!
Наставь меня учением,
По вере мне подай!
(Авеста в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 141.)

Заратуштра в свое время был священнослужителем и пророком, человеком «замечательной проницательности и практического разума» и при этом всегда оставался достаточно прост и великодушен, склонен к философскому дуализму и религиозному монотеизму. Главные принципы учения пророка сконцентрировались вокруг двух важнейших понятий, а именно: Аша, или Закон Вселенской гармонии, и Воху-Мана, или Благая Мысль. По мнению пророка, Благой помысел как раз и является защитником для человека. Сам себя Заратуштра называл «мантраном», т.е. человеком, который поет мантры, молитвы. В своих гимнах он призывает защищать материальный мир, который ассоциируется для него с Душой Быка. Ашу (праведность) он называет «Арта – Правда, дух Огня». Так, в «Молении о поддержании скотоводства» (в переводе И.С.Брагинского) Заратуштра заключает:
Если сила Арты мне
передастся Воху-Маною,
Если вдохновит меня
Мазда сам реченьем магии,
То, Ахура, снизойдут
к нам щедроты, вас достойные!
(Там же. С. 130.)

В 30 лет, согласно зороастрийским преданиям, пророк получил откровение. Однажды, когда Заратуштра отправился на реку Асватак для приготовления хаомы и отошел вброд подальше от берега, ему явился Воху-Мана, Благой Помысел. Он был ростом «в три копья», выглядел «прекрасным, всезнающим, мудрым, осиянным божественной славой». Воху-Мана провел его на встречу с семью Бессмертными Святыми (в некоторых источниках говорится о пяти изэдах). Они предстали перед ним во всей своей красе и силе: «Когда Заратуштра приблизился к ним, он не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было сияние Бессмертных Святых. Они пребывали в Арьяна Вэджа, на берегу Вахти Датии» (Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998. С. 265.)
Поведав Заратуштре о двух изначальных Духах – Благом и Злом, Ахура Мазда «явил пророку свой Божественный Разум», Амеша Спэнта посвятили его в таинства истинной веры.

Можно предположить, что с тех пор устами Заратуштры говорил сам Творец Мира. Заратуштра провозгласил новый нравственный закон: он первым возвестил о выборе между добром и злом на всех уровнях – от личного до вселенского:
Вот вам ученье о властелинах двух:
Людям открыл Ахура деянья их.
В нем – нечестивых беды заключены,
Праведных – радость, ясный к блаженству путь Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. С. 194.
.
Триада «Благая мысль, Благое слово, Благое дело» тоже принадлежит Заратуштре. Основные его религиозные наставления людям заключены в «Гатах». Однако, как говорил сам пророк, постичь смысл его слов может лишь только тот, «кто душою чист, праведен в мыслях и не ленив умом». Он предупреждал, что разницу между добром и злом может постичь лишь праведник, а «бесчестный пребудет слеп». Он призывал:
Будем же мы, несущие в мир добро,
Принадлежать, Ахура, тебе, и пусть
Арта нас укрепит, ибо мудрым – там
Место, где есть премудрости горний свет (Там же.)
.
Заратуштра считал, что каждый человек должен сделать нравственный выбор, от которого и зависит его будущее:
Да воспрянет, кто несет
Слово Правды, слово Блага
И Бессмертья. Для него
Увеличит Царство Мазды
Добрый Помысел, когда
Отворится путь к блаженству (Там же. С. 198.).

В главе 19 «Истытание Заратуштры» Видевдата рассказывается о том, как Ахура Мазда учил Заратуштру молиться:
«Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснийской (Даэне); молись ты, Заратуштра, невидимым Амеша-Спэнта на земле, разделенной на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени (зурван акарана), воздуху (Вайю), действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру сильному, сотворенному Маздою, святой прекрасной дочери Ахура-Мазды (Спэнта-Армаити).
Молись ты, Заратуштра, фраваши моей, фраваши Ахура-Мазды, ей, величайшей, добрейшей, твердейшей, мудрейшей, благовиднейшей и по праведности высочайшей, душа которой есть Святая молитва (Мантра Спэнта). Сам от себя молись, о Заратуштра, этому творению Ахура-Мазды» (Авеста в русских переводах (1861–1996). Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 121.) .
Заратуштра усердно молился благим творениям Ахуры-Мазды, а также Митре, «имеющему широкие пастбища, носящему отличное оружие, самое блестящее из оружий, самое побеждающее из оружий», и Сраоше праведному, «с прекрасным станом, держащему в руках оружие, направленное на головы дэвов». Силой мантры он боролся против Анхра-Манью и его помощниц Друджи (лжи) и Айшмы (злодейство и безобразие).
Основной задачей жизни Заратуштры была борьба с черными магами – карапанами и улучшение жизни народа своей страны. Благодаря Святому Слову, которое было главным оружием пророка, ему удалось сорвать маску с магов, которые занимались откровенной чернухой.
Однако Заратуштра был не только пророком и реформатором в свое время. Он обладал также уникальными способностями. Чтобы противостоять засилью зла, человек должен получить определенное посвящение. Таинство посвящения Заратуштры состояло из трех серезнейших истытаний: он должен был пройти сквозь огонь, повторяя заповедь «благие помыслы, благие слова, благие дела», потом ему на грудь вылили чашу расплавленного металла и последним испытанием было вспарывание живота ножом. Все это Заратуштра выдержал с честью и достоинством. В мифах говорится также о том, что и единоверцы Заратуштры, принявшие «пречистую религию», должны будут пройти эти три испытания: пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. После пройденного испытания Заратуштра был наделен чудодейственными способностями.
В древних преданиях рассказывается о том, что Заратуштра умел исцелять «без применения лекарственных трав, прижиганий огнем и надрезов ножом». Пророк владел четырьмя способами исцеления. Первый способ – исцеление Святым Словом, силой святых молитв «Ахуна Вайрья» и «Арта-Вахишта». Второй – исцеление взглядом. Третий – рукоположением. Согласно легендам, Заратуштра был наделен магическим даром. Когда он возлагал руки на больное место, раны затягивались и не оставалось даже ни шрамов, ни следов пореза. Четвертый способ – ритуальное омовение водой. Этот обряд Заратуштра проводил, поставив больного так, чтобы «загрязненная жидкость не стекала ни в воды, ни в священный огонь, ни на святую землю». Он набирал чистую воду из источника и выливал ее на голову больного. В результате больной полностью исцелялся.
В своих проповедях о возможностях целительства Заратуштра говорил следующее.
«Один может исцелять Святостью, один может исцелять Законом, один может исцелять ножом, один может исцелять травами, один может исцелять Святым Словом. Среди всех лекарственных средств – этот один, лечащий Святым Словом; этот один, который силой воли наилучшим образом прогоняет хворь из тела праведного, исполненного веры: ибо это одно есть целительное наилучшее средство из всех лекарственных средств.
Хвороба отступает перед подобным средством, смерть отступает; дэвы отступают, противотворение и противодействие дэвов отступают; лишенный святости артемога (исказитель Правды) отступает, угнетатель мужей отступает.
Выводок Змеи отступает; выводок Волка отступает; выводок двуногих (друджвантов) отступает. Гордыня отступает; Презрение отступает; Горячая Лихорадка отступает; Клевета отступает; Несогласие отступает; Сглаз отступает. Все отступает перед Святым Словом»
(Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. . С. 183–184.) .
Можно с уверенностью сказать, что Заратуштра был пророком от Бога. Его проповеди не утратили своей актуальности и в наше время. Несмотря на то, что века отделяют нас от времени жизни и деятельности пророка Заратуштры, мы еще не раз будем возвращаться к страницам его биографии и духовному наследию, черпая из него сокровенные знания и созидательную силу.
В заключение хотелось бы привести слова пророка, адресованные им к Творцу Мира:
Мазда, Твоему Огню,
Что силен посредством Правды,
Мы желаем, чтобы он
Для исполненного веры
Стал наградой; для врага
Веры – мукой беспредельной
(Там же. С. 220.).

Галина Соколова

Заратустра

Заратустра

ЗАРАТУСТРА (Заратуштра, греческое - Зороастр) - полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии - Авеста - в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против оргиастического культа хаома (см. Авеста). Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями. Современные научные данные (уточненный анализ яз. Авесты) позволяют в согласии с зороастрийской традицией утверждать, что родиной З. был северо-западный Иран; ареной, на к-рой он выступал, был повидимому северо-восток Ирана, т. е. та его часть, где с наибольшей рельефностью отразился контраст между оседлым и кочевым бытом. Можно думать, что деятельность З. была связана с изменением хозяйственных отношений на севере Ирана, с переходом от скотоводства к земледелию. Более или менее точное определение времени деятельности З. представляет затруднения. Во всяком случае его следует отнести к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Реформаторская деятельность З. отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, к-рый поражал еще классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собою олицетворение отвлеченных идей, лишенных плоти: Ахура Мадза (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Ваху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с к-рыми боролся З., поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с к-рыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным лит-ым наследием З. считаются упомянутые гаты.
Легенда о З. вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фр. Ницше. Как и легендарный герой Ирана, З. Ницше - в его произведении «Так говорил З.» (Also sprach Zarathustra) - реформатор и мудрец. Он объявил войну старой религии и морали. Девизу христианства: «люби ближнего» он противопоставляет свой лозунг: «люби дальнего». «Дальний» - сверхчеловек - будет презирать человека, подобно тому, как с презрением смотрит сейчас человек на обезьяну. Ницше создает свою новую аристократическую мораль, мораль сильных, ведущих ожесточенную борьбу с «моралью рабов», основанной на сострадании. Уравнительным демократическим тенденциям своего времени он противопоставляет гордое одиночество и безграничную свободу личности. Творец З., индивидуалист, имеет своего предшественника - философа Штирнера, автора «Единственного и его собственности», который в этом произведении объявил войну религии сострадания и идее равенства накануне революции 1848.
Эпоха общественного подъема естественно не могла явиться благодарной почвой для философии Штирнера, отталкивающейся от этой общественной жизни. Совершенно иной была социальная обстановка, когда появилась ницшеанская философия Заратустры. Крупный капитал сметает со своего пути все, что мешает его развитию, ликвидируется все патриархальное, традиционное, отстающее от его бешеного темпа. Заповеди христианской морали начинают звучать особенно фальшиво, когда сопоставляются с новой капиталистической действительностью. Одновременно образуются слои, не находящие себе в ней места, подавленные суровыми требованиями жизни, но презирающие свое бессилие. Представителем этих отброшенных историей групп и был Ф. Ницше. Он, как указывает Меринг, «на основании художественных реминисценций рисует себе сверхлюдей, свободные, очень свободные умы, хороших европейцев - пышные прозвища, которые он производит тем более слепо, чем более инстинктом декадента он чувствует, что дело сводится к приукрашиванию весьма невзрачных фигур эпохи падения. Являясь субъективно безумием духа, продуктом отчаяния, эта так наз. философия представляет объективно прославление крупного капитализма».
Мотивы З. были разработаны в произведениях многих европейских художников, в их числе - Гауптман, отразивший идеалы сверхчеловека в «Потонувшем колоколе», Пшибышевский - в «Homo sapiens» и др. Подробнее о З. - см. Ницше .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    Заратуштра Спитама Zaraθuštra … Википедия

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Религиозные термины

    ЗАРАТУСТРА - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Теософский словарь

    ЗАРАТУСТРА - ((Заратуштра) (X в. до н. э.) – пророк и реформатор др. иранской религии (зороастризма); тж в знач. нариц.; см. тж ЗАРДЕШТ) Слушайте! / Проповедует, / мечась и стеня, / сегодняшнего дня крикогубый Заратустра! (рфм.: люстра) М914 15 (393); И вновь … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Заратустра - Заратуштра (греч. Zoroaster или Zoroastres), древнеперс. жрец и пророк (1 я треть 1 го тыс. до н. э.). З. был сыном жреца. Он стал реформатором политеистич. религии древних персов, превратившейся в религию дуалистич. монотеизма. Это… … Словарь античности

    Заратустра - Зарат устра, ы, муж. и Зарат уштра, ы, муж … Русский орфографический словарь

    Заратустра - Зороа/стр, Зарату/стра и Зарату/штра (1 м) (пророк) … Орфографический словарь русского языка

Заратуштра, Заратустра, Зороастр

ЗАРАТУСТРА (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом . Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя - родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой причине. Ксанф из Лидии, самый ранний греческий писатель, упоминающий этого великого законодателя и религиозного реформатора, относит его к периоду примерно за 600 лет до Троянской Войны. Но где тот историк, который мог бы в данный момент сказать, когда происходила эта война? Аристотель и Евдокс относят его к эпохе не меньше чем за 6000 лет до времен Платона , а Аристотель не был человеком, который утверждал что-либо, не имея на то веских причин. Бероз делает его царем Вавилона около 2200 лет до Р.Х., но в таком случае, кто может сказать, какими были подлинные цифры Бероза, прежде чем его манускрипты прошли через руки Евсевия, чьи пальцы были столь ловкими в искажении цифр, как в египетских синхронистических таблицах, так и в халдейской хронологии? Хауг относит Зороастра по меньшей мере к 1000 г. до Р.Х.; а Бунзен ("God in History", т. I, кн. III, гл. VI, с. 276) утверждает, что Заратустра Спитама жил при царе Вистаспе около 3000 лет до Р.Х., и описывает его как "одного из могущественнейших умов и одного из величайших людей всех времен". Именно с такими точными данными в руках, и полностью умершим языком Зенда, учения которого представлены, и, по всей вероятности, самым бессистемным образом, переводами на пехлеви - язык, который, как доказал Дармстетер, сам выходил из употребления уже в столь давнюю эпоху, как Сассанидскую, - наши ученые и востоковеды взяли на себя смелость монополизировать право определять гипотетические даты эпохи святого пророка Зуртуста. Но оккультные записи утверждают, что обладают точными датами жизни каждого из тринадцати Зороастров, упомянутых в "Дабистане". Их учения, и особенно учения последнего (божественного) Зороастра, распространились от Бактрии до Медии; оттуда, под названием Магизм, введенные Адептами-Астрономами в Халдее, они оказали огромное влияние на мистические учения Моисеевых доктрин, даже до того, возможно, как они достигли своей высшей точки в том, что теперь известно как современная религия парсов. Подобно Ману и Вьясе в Индии, Заратустра есть родовое имя великих реформаторов и законодателей. Эта иерархия начинается с божественного Заратустры в "Вендидаде ", и заканчивается великим, но смертным человеком, носившим это имя, и теперь утерянным для истории. Как показано в "Дабистане", существовало много Зороастров или Заратустр. Как сказано в "Тайной Доктрине", т. II, последний Зороастр был основателем храма Огня Азарекша за много веков до исторической эры. Если бы Александр не уничтожил так много священных и драгоценных трудов маздеян, истина и философия были бы больше склонны согласиться с историей в том, что та дарует этому греческому Вандалу титул "Великого".

ЗОРОАСТР Греческая форма Заратустры.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Давайте сперва припомним то, что Аммиан Марцеллин и другие историки рассказывают о Дарий Гистаспе. Последний, проникнув в Верхнюю Индию (Бактриану), научился у брахманов чистым обрядам, звездным и космическим наукам, и передал это магам. Но история также говорит, что Гистасп раздавил магов и ввел – или, вернее, навязал им силою – чистую религию Зороастра – религию Ормазда. Но чем объяснить тогда, что на гробнице Дария была найдена надпись, сообщающая, что он был «учитель и иерофант магии и магианизма»? Очевидно, имеется какая-то ошибка в истории, и история ее признает. В этой путанице имен Зороастр, учитель и наставник Пифагора, не может быть ни Зороастром, на Заратуштрой, которые установили поклонение солнцу среди парсов; не мог он быть и тем, кто появился при дворе Гуштаспа (Гистаспа), признаваемого якобы отцом Дария; и не мог он также быть тем Зороастром, кто поставил своих магов выше самих царей. Старейшее священное писание зороастрийцев, «Авеста», не выдает ни малейших следов, что этот реформатор когда-либо был знаком с какой-либо из тех наций, которые впоследствии приняли его образ поклонения. Он кажется ничего незнающим о соседях Западного Ирана, медийцах, ассирийцах, персах и других. Если бы у нас не было никаких других свидетельств о великой древности зороастрийской религии, как только открытие большой ошибки, совершенной в нашем веке некоторыми учеными, которые отождествили царя Виштаспа (Гуштаспа) с отцом Дария, тогда как персидская традиция прямо указывает на Виштаспа, как на последнего принца по Кайанитской линии, который правил Бактрианой, – это должно бы быть достаточно, так как завоевание Бактрианы ассирийцами произошло за 1200 лет до Р. X.

Поэтому будет вполне естественно, если мы это обращение Зороастр будем считать не именем отдельного человека, а общим термином класса, разбор смысла которого должен быть оставлен филологам. Гуру по-санскритски означает духовный учитель; и так как Зуруастара на том же языке означает того, кто поклоняется солнцу, то почему невозможно, что по ходу естественных изменений языка, вследствие большого количества различных народностей, обращенных к поклонению солнцу, – название гуру-астара, духовный учитель поклонения солнцу, столь напоминающее имя основателя этой религии, постепенно изменило свою первоначальную форму и превратилось в Зуруастара или Зороастра? Мнение каббалистов таково, что существовал только один Заратуштра, но было много гуру-астаров, или духовных учителей, и что один из таких гуру или, скорее, хуру-астеров, как его называют в старинных рукописях, был наставником Пифагора. Насколько верно это объяснение – пусть решает филология и читатели сами. Лично мы верим этому, так как по этому предмету мы больше доверяем каббалистической традиции, нежели объяснениям ученых, так как у них по сей день по этому поводу не было двух одинаковых мнений.

Аристотель утверждает, что Зороастр жил за 6000 лет до Христа; Гермипп из Александрии, который, говорят, читал подлинные книги зороастрийцев, хотя Александра Великого обвиняют в их уничтожении, – показывает, что Зороастр был учеником Азонака (Азон-ах или Азон-Бог) и жил за 5000 лет до падения Трои. Эр или Эрос, чье видение рассказано Платоном в «Государстве», по мнению Климента, был Зордустх. В то время как маг, свергнувший с трона камбизов, был медянином, и Дарий объявил об отмене ритуалов магов с тем, чтобы установить ритуалы Ормазда, Ксант из Лидии заявляет, что Зороастр был главою магов!

Под «первоначальным» [Зороастром] мы подразумеваем Амешаспенда, называемого «Заратустром, Владыку и Правителя Вара, утвержденного Иимою в этой стране». Было несколько Заратустр, или Зертуст, один Дабистан насчитывает их тринадцать, но все они были перевоплощениями первого. Последний Зороастр был основателем Храма Огня в Азарекши и писателем трудов о первой священной религии Магов, уничтоженной Александром.

Именно на этой «Земле», или новом Континенте, стал Заратустра законодателем и правителем. Это была Четвертая Раса в ее зарождении, после того, как люди Третьей начали вымирать.

Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийс­ким Назаратом. Данное слово происходит от Назар и Назир (разделенные, отделенные) – очень древней секты адептов, существовавшей за многие века до Христа

< ... >

1) что «Зороастр» – имя родовое и 2) что было несколько пророков с этим именем.

Было не­ сколько Заратуштов (родовое имя). Он сам подтверждает это, говоря: «Я есмь тот, кто живет и уми­рает». Но Зороастр парсов появился за 5400 лет до РХ

< ... >

Как Зера (Zerah) означает на древнеев­рейском восход Светила, так и Сурья означает Сол­нце, и само имя Заратхушта является сочетанием ин­дусского и еврейского наименований. Сэр Вильям Друммонд показывает, что Гайд ошибочно принима­ет Зороастра за современника Дария. Сюидас отно­сит его эру за 500 лет до Троянской войны, Плутарх за 5000 лет до этого времени, а Плиний – за не­сколько тысячелетий до Моисея. Все эти противоре­чия свидетельствуют о том, что существовало несколько Зороастров, один из которых – Зороастр парсов – был исторической личностью, Посвящен­ным, а сэр Вильям Друммонд, в «Oedipus Judaicus» помещает Зороастра за много веков до Моисея.

< ... >

Эти «века» преподносились ученикам как четыре человеческие расы: золотой означал монгольскую, серебряный – белую или кавказскую, медный – индейскую и железный – негроидную. Минос по­лучил законы от небес в пещере на Горе, Эгерия передала Нуме начертанные на дощечках законы в гроте или пещере на холме, Моисей получил [скри­жали] на Синае и т.д.

Дагдай (Daghdai) – имя матери Заратуштры. Валлансей показывает, что при таком написании оно означает Святой Дух (или Мудрость), а Фабер, пи­шущий то же имя как Day-dae говорит, что оно зна­чит Божественная Рыба так что парсы, думаю, принимают это. Поинтересуйтесь, почему Зороастр освящал во время ритуалов вино (истину), получен­ное из винограда (притча Иисуса?), розу (фаллос), чашу (чрево) и гранатовое зернышко (Посланника). Роза была посвящена Солнцу. Зороастр удалился в горы Армении (Аримана), дабы говорить с Ормуздом, и когда гору охватило пламя, он остался невре­дим. Затем на горе Гордион он написал первую Зенд-Авесту.

* * *

В древнейшей иранской книге под названием «Десатир» – собрании учений четырнадцати древнейших иранских пророков (увеличение их до пят­надцати, включением Симкендеша, или «Секандера», будет страшной ошибкой, что нетрудно дока­зать, опираясь на слова самого Заратушта, приведен­ные в этой книге) – Заратушт стоит в списке три­надцатым. Этот факт знаменателен. Относительно периода жизни первого Зороастра и его личности за­падные ученые не дают никакой достоверной ин­формации; их свидетельства расходятся настолько, что сбивают с толку. Среди многочисленных проти­воречивых сведений, отмечу, древнегреческих клас­сиков, которые пишут, будто Заратушт жил от 600 до 5000 лет до Троянской войны, т.е. за 6000 лет до Платона. А Берос, халдейский жрец, заявляет, что Зороастр был основателем индийской династии в Вавилоне 2200 лет до Р.Х., тогда как позднейшие местные предания сообщают, что он был сыном Пурушаспы и современником Гуштаспа – отца Дария, жившего за 600 лет до Р.Х. Наконец, Бунзен утвер­ждает, что Заратуштра родился в Бактрии до пересе­ления бактрийцев к Инду, которое произошло, как показывает ученый египтолог, в 3784 году до Р.Х. Среди всего этого моря противоречий, к какому же можно прийти заключению? Очевидно, остается лишь одна гипотеза – что все они ошибаются. Под­тверждение тому я нахожу в тайных традициях эзотерической доктрины: существовало несколько учи­телей с этим именем. Платон и Аристотель, столь точные в своих сведениях, вряд ли могли перепугать 200 лет с 6000. Что же касается общепринятой мест­ной традиции, делающей великого пророка совре­менником отца Дария, то она абсурдна даже на пер­вый взгляд. И хотя ошибка слишком явная, чтобы нуждаться в серьезном опровержении, все же скажу несколько слов по этому поводу. Позднейшие иссле­дования показывают, что персидские надписи указывают на Виштаспа как на последнего из династии Кеянидов, правивших Бактрией, тогда как ассирийское завоевание этой страны произошло в 1200 году до Р.Х. Одно это уже доказывает, что Зороастр жил за 1200 или 1300 лет до Р.Х., а не за 600, как то приписывают ему, и что, таким образом, он не мог быть современником Дария Гистаспа, отца которого столь небрежно и так долго путали с Виштаспом, процветавшим шестью веками раньше. Если доба­вить к этому историческое несоответствие между утверждением Аммиана Марцеллина – будто Дарий уничтожил магов и ввел культ Ахурамазды – и надписью на гробнице этого царя, гласящей, что он был «учителем и иерофантом магизма»; и если добавить другой, столь же многозначительный и весьма важ­ный факт, что зороастрийская Авеста совсем не упоминает о знакомстве ее автора или авторов с мидя­нами, персами или ассирийцами, а древние книги парсов хранят молчание об этом и не содержат ни­каких сведений о народах, живших в западных час­тях Ирана или вблизи него – то дата 600 лет до Р.Х., принятая за время жизни пророка, становится абсолютно невероятной.

Таким образом, можно с уверенностью заключить следующее: 1) было несколько (всего семь, как гла­сят тайные анналы) Ахуру-астров (духовных учите­лей) Ахурамазды, которые позднее выродились в Гуру-астров и Зуру-астров – от «Зера Иштар», ти­тула халдейских жрецов или магов; и 2) последним из них был Заратушт «Десатира», тринадцатый из пророков и седьмой, из носивших это имя. Именно он был современником Виштаспы – последнего царя из династии Кеянидов и составителем «Вендидада», комментарии к которому утеряны и от которого ос­талась лишь мертвая буква. Некоторые факты, изложенные в тайных анналах, хотя и кажутся ученому точной науки лишь преданием, весьма любопытны. Они сообщают о том, что в гигантской пещере, но­сящей имя Заратуштры в его жреческом варианте, есть некая полая скала, полная испещренных надпи­сями табличек и, и что эти таблички, возможно, когда-нибудь будут обнаружены. Эта пещера, с ее скалой, табличками и множеством настенных надпи­сей, находится на вершине одного из пиков восточ­ного Тянь-Шаня, значительно дальше его стыка с Белор-Таг, где-то вдоль восточного направления. Одно из полуживописных-полуначертанных проро­честв и поучений, приписываемых самому Заратуштре, повествует о потопе, превратившем внутреннее море в мрачную пустыню, называемую Шамо или Гоби. Эзотерический ключ к мистическим верова­ниям, когда-то легкомысленно названным Сабейс­кой или Планетарной Религией, а потом – Культом Солнца или Огня, согласно легенде, «висит в сей пе­щере». В этом предании великий Пророк изобража­ется с золотой звездой на сердце, представителем той расы допотопных гигантов, которая упоминает­ся в священных книгах и халдеев, и евреев. И со­всем неважно, примут ли эту гипотезу, или же отвергнут. Поскольку отрицание не делает обратное в его жреческом варианте более достоверным, то о ней равно стоило упомянуть.

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра - халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.


Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа"

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.


Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.


После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.


Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением . После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.


Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Память

  • В опере «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа есть произведение «Так говорил Заратустра».

  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» , посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации романа и «12 стульев» , представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.