Ск закрывается. Сми сообщили о ликвидации управления процессуального контроля ск рф

© Фото с сайта kremlin.ru

Глава СК РФ Александр Бастрыкин досрочно вышел из отпуска. Сотрудникам ведомства объявлено, что у них остается прежний руководитель. Сам Следственный комитет тоже продолжит функционировать в прежнем виде. Правда, вскоре у Генпрокуратуры должно прибавиться полномочий по контролю за деятельностью комитета.

Как рассказал «Росбалту» источник в СК России, когда Бастрыкин решил уйти в отпуск, было известно, что он будет длительным — до октября 2018 года. При этом говорили, что в СК РФ его нынешний председатель может уже не вернуться. Да и сам комитет может перестать существовать как отдельное ведомство. Поэтому в СК преобладали пессимистические настроения. Однако, отметив юбилей (27 августа ему исполнилось 65 лет), Бастрыкин с новыми силами приступил к работе. Почти сразу погрузившись в «гущу событий», он отправился в командировки по Северному Кавказу. «Его досрочное возвращение из отпуска было неожиданным, при этом Александр Иванович пребывал в отличном настроении. Руководящим сотрудникам объявили, что все сомнения остались позади, Бастрыкин остается руководителем СК РФ, его полномочия продлены. Как я понял, „продление полномочий“ — это такое образное выражение, просто была беседа с Владимиром Путиным, все прояснилось», — высказал мнение источник в СК.

Собеседник «Росбалта», знакомый с ситуацией, рассказал, что беседа президента и Бастрыкина состоялась во время траурных мероприятий, связанных с кончиной Иосифа Кобзона.

Также сотрудникам СК было объявлено, что само ведомство продолжит работать, в ближайшее время его трансформация не состоится. Источники агентства говорят, что все же «ложка дегтя» для комитета подготовлена. Предполагается, что до конца 2018 года будет принят ряд законодательных актов, которые значительно расширят возможности Генпрокуратуры по контролю за деятельностью СК.

Еще летом собеседники «Росбалта» (в том числе в самом СК) отмечали, что до осени (когда начнут работу Госдума и Совет Федерации) судьба Следственного комитета остается неопределенной. Не было ясности, в каком виде будет существовать комитет, останется ли вообще такое ведомство. В последнее время обсуждалось сразу несколько вариантов возможного реформирования СК России, в частности — создание на базе комитета единого следственного органа, в которой еще вольются следователи МВД РФ и ряда других ведомств. Однако наиболее реалистичным выглядело возвращение комитета под контроль Генпрокуратуры.

Тем более, что в феврале 2018 года на коллегии в Генпрокуратуре эту тему поднял глава государства Владимир Путин. «Прошу существенно усилить надзор за следствием, причем на всех его уровнях», — подчеркнул тогда президент РФ. Вскоре и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что контроль прокуратуры над следствием должен быть возвращен, сенаторы полностью поддерживают эту идею.

Собеседники агентства полагают, что проблемы у СК РФ и его руководителя возникли из-за внутренних противоречий, ну и, конечно, коррупционных скандалов. Сначала было арестовано все руководство комитета по Кемеровской области. Потом под стражу отправились «серый кардинал» СК РФ Максименко и замначальника ГСУ СК по Москве Денис Никандров. А потом в СИЗО переместился и бывший глава ГСУ СК по Москве Дрыманов — один из самых близких к Бастрыкину людей в системе следствия.

Герман Александров

21:43 — REGNUM В течение всего времени существования Следственного комитета РФ в прессе периодически появлялась информация о его возвращении в состав Генеральной прокуратуры, заявил 16 ноября корреспонденту ИА REGNUM управляющий партнёр юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр , комментируя очередной виток слухов о ликвидации комитета. Он отметил, что подобные идеи могут быть связаны с определёнными бюрократическими вопросами, так как в настоящее время полномочия прокуратуры на этапе предварительного расследования очень ограничены и добиться реальной защиты лица, привлекаемого к уголовной ответственности, практически невозможно. В частности, это вызвано тем, что суд на этапе предварительного расследования рассматривает только процессуальные вопросы, а в существо уголовного дела не вникает.

«Периодически возникают вопросы, связанные с разной позицией ведомств в связи с избираемой мерой пресечения. Следствие, используя различные особенности законодательства, может самостоятельно продлевать срок расследования уголовных дел в течение нескольких лет и не принимать во внимание позицию прокуратуры по этом вопросу. Объединение ведомств приведёт к повышению профессионального уровня руководящих работников прокуратуры, на должность прокурора будут назначаться люди, ранее отработавшие следователями и знающие на практике все особенности предварительного расследования», — считает Роман Скляр.

Он отметил, что если в будущем полномочия Следственного комитета всё-таки будут переданы в ведомство прокуратуры, это должно повысить качество государственного обвинения, так как прокурор будет информирован о ходе уголовного дела с самого начала расследования. В настоящее время прокурор получает все материалы уголовного дела для утверждения обвинительного акта по окончании предварительного расследования, сроки на принятие решения ограничены Уголовно-процессуальным кодексом, и зачастую для качественного изучения существа уголовного дела времени не хватает.

По мнению юриста и правозащитника Александра Хуруджи , озвученные изменения могут быть частью политики властей по сокращению количества сотрудников правоохранительных органов и масштабной реформы силовых и правоохранительных ведомств. Подготовка к этой реформе была начата вскоре после ликвидации ФМС и ФСКН и создания Росгвардии. Ведомственная принадлежность следствия служила предметом спора силовиков ещё в советские времена. Предпосылки для «трёхведомственной» структуры следствия были созданы ещё при Иосифе Сталине .

«Общеизвестен факт, что затраты на правоохранительные органы в структуре бюджета государства Россия выше многих развитых и развивающихся стран. При этом часто многие структуры МВД, СК, прокуратуры и так далее дублируют друг друга, а то и вовсе мешают, контролируя и переконтролируя. А в итоге выходит как в поговорке, когда у семи нянек дитя без глаза. Так что данные изменения можно только приветствовать: это и сокращение раздутого штата силовиков, и расходов бюджета на подобные службы, и упрощение ведения дел и взаимодействия сотрудников», — считает Хуруджи.

Добавим, 16 ноября в ряде СМИ в очередной раз появилась информация, что МВД России подготовило предложения по реформированию системы предварительного следствия и ликвидации Следственного комитета. Позднее официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла данную информацию, сообщает «Интерфакс».

Напомним, Следственный комитет России был выделен из состава прокуратуры в 2011 году. В 2016 году появлялась информация, что глава СК РФ Александр Бастрыкин якобы покидает свой пост, позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал эту информацией слухами, которые «Кремль не комментирует».

Следственный комитет оформился как самостоятельное ведомство в 2011 году

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка

Москва. 15 июня. сайт - Генпрокурор России Юрий Чайка выступил за создание единого Следственного комитета.

"Я вижу единый Следственный комитет, и он действительно должен быть при прокуратуре", - заявил Чайка, отвечая на вопросы журналистов в пятницу в Калуге.

Он отметил при этом, что всегда придерживался этой позиции, и она не изменилась.

"Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ", - сказал генпрокурор.

Он допустил применение модели ФБР США как единого следственного органа.

"Какая форма следствия будет - сложно сказать. Наверное, здесь близка будет модель ФБР при региональном прокуроре. Это будет эффективная модель", - сказал Чайка.

По его словам, "сегодня мир берет на вооружение модель прокуратуры советского образца по вопросам следствия".

"Евросоюз создает спецпрокуратуру по образу и подобию советской прокуратуры, и с 2019 года прокурор возбуждает уголовное дело, расследует, поддерживает обвинение и направляет дело в суд. То, от чего мы ушли, мотивируя тем, что функции следствия и надзора надо разделить, совершив большую глупость, о чем я всегда говорю", - сказал Чайка.

Он считает, что у прокуратуры должны быть полномочия для того, чтобы осуществлять надзор за следствием.

"Прокурорская модель реализуется как орган уголовного преследования: либо прокурор сам расследует уголовное дело, либо осуществляет надзор за следствием - то, чего сегодня у нас нет. На мой взгляд, мы к этому придем, жизнь заставит это сделать рано или поздно", - подчеркнул генпрокурор.

Реформа Следственного комитета

В 2011 году Следственный комитет оформился как самостоятельное ведомство, до этого с 2007 года СК работал в структуре прокуратуры.

В результате реформирования прокуроры утратили право инициировать уголовные дела, а также руководить следствием посредством обязательных указаний. Прокуроры, таким образом, потеряли позиции руководителей процесса. А Следственный комитет стал единственным следственным органом, который подчиняется напрямую президенту.

Дискуссии о причинах этой реформы сводились к обсуждению разделения функций надзора, расследования, оперативно-розыскной деятельности.

Единая служба следствия

Как отмечал журнал Forbes, на первых этапах реформы озвучивались идеи объединить всех следователей под одним началом. Эта же идея была прописана в Концепции судебной реформы 1991 года, однако от нее отказались.

Между тем в конце 2017 года в СМИ появилась информация о том, что МВД России подготовило ряд предложений по реструктуризации следственных органов страны, которые включают, в том числе, ликвидацию СКР и передачу его полномочий МВД РФ и Генпрокуратуре. Официальный представитель ведомства Ирина Волк опровергла эти сообщения. Она отметила, что министерство не выдвигало инициатив о передаче полномочий СКР другим ведомствам, "и тем более - о его ликвидации".

Официальный представитель СКР Светлана Петренко в декабре также опровергла появившуюся в СМИ информацию о якобы готовящейся в 2018 году реформе СКР. "В медиапространстве не первый раз появляется подобного рода информация, которая не соответствует действительности. Все это вбросы, не более!" - отмечала она.

Однако в марте 2018 года руководитель главного следственного управления Следственного комитета по Москве Александр Дрыманов , что в России может быть создана "единая служба следствия" на базе СКР.

Последняя информация в СМИ о создании единой службы следствия - я могу сказать, не со всей долей уверенности, что это очень вероятно - что так и будет", - заявил журналистам Дрыманов в понедельник.

Отвечая на вопрос, идет ли работа по изменению законодательства для создания указанной службы, Дрыманов ответил: "Безусловно".

В ответ на другой вопрос о том, будет ли формироваться такая служба на базе СКР через слияние следственных подразделений ФСБ и МВД, он отметил, что это "логично".

Создание "единой службы следствия", по его словам, может занять около года.

Руководство СКР намерено включить подразделение процессуального контроля в Главное следственное управление СКР, сообщили два источника РБК в ведомстве. В формате самостоятельного главка подразделение процессуального контроля перестает существовать, подтвердили еще один источник РБК в правоохранительных органах и собеседник, близкий к СКР. На сайте комитета ГУПК по-прежнему назван в числе семи главков центрального аппарата СКР.

РБК направил запрос в пресс-службу СКР.

Управления процессуального контроля также есть в региональных главках СКР. Там тоже происходит их сокращение. Это подтверждает письмо, которое 4 июня этого года и.о. руководителя управления кадров комитета Анатолий Яковлев направил и.о. начальника Главного следственного управления СКР по Москве Андрею Стрижову (предшественники обоих, и , недавно ушли в отставку). Подлинность документа подтвердил РБК источник, близкий к Следственному комитету.

«Принято решение о существенном сокращении числа сотрудников управления процессуального контроля» ГСУ по Москве, «особенно руководящего звена», сказано в письме. «Высвобождающиеся единицы» предписано направить «на усиление следственного аппарата» ГСУ. До 8 июня руководитель московского главка должен был направить в кадровое управление ходатайство о внесении изменений в штат ГСУ по Москве. В письме указывается, что изменения происходят «по результатам рассмотрения докладной записки» ГУПК от 29 мая.

Ликвидация управления процессуального контроля связана в том числе с конфликтом между Бастрыкиным и его бывшим заместителем, депутатом Госдумы Василием Пискаревым, сказал один из источников РБК в комитете. ГУПК создавался Пискаревым. Бастрыкин часто критиковал его работу и в целом считал недружественной себе структурой, сказал собеседник РБК. Связаться с Пискаревым РБК не удалось.

Тройная проверка

Функции по контролю и надзору за следствием, по сути, есть у трех инстанций, поясняет Титаев: «Есть руководитель следственного органа, есть процконтроль, и есть прокуратура». У этих органов «есть дисциплинирующее влияние, их действительно боятся на низовом уровне», отметил он. «Но есть подозрение, что этого дисциплинирующего влияния уже слишком много. Кроме того, вся их деятельность на протяжении последних лет отражала тенденцию к дальнейшей формализации и так очень формализованного российского уголовного процесса. Поэтому их упразднение и привлечение этих кадров к какой-то более полезной деятельности — скорее благо. Точно не зло», — считает Титаев.

«В 2007 году (когда прокурорское следствие было выделено в Следственный комитет при прокуратуре. — РБК ) сначала были выбиты штаты и деньги, а потом для них начали придумывать работу. Так родился процконтроль», — сказал РБК руководитель юридического департамента фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров, назвав ГУПК «ненужной структурой». При этом весь штат, который занимался надзором за следствием в прокуратуре, остался в прокуратуре; в итоге две контролирующие структуры с похожими функциями работают параллельно, отметил он. По мнению Федярова, передача надзорных функций СКР «изначально была нелогичной»: «И следствие, и процконтроль подчиняются одному руководителю, заточены на одни и те же показатели».

«Контролировать расследование уголовных дел должен независимый орган, — заявил РБК адвокат Александр Карабанов. — Сейчас, когда расследованием занимается тот же орган, что и проверяет независимость принятых решений, эффективного контроля нет». При этом он отметил, что уже несколько лет подряд «идет межклановая война между Следственным комитетом и прокуратурой» и одним из ее предметов являются как раз полномочия по контролю над производством по делам.

Интерес прокуратуры

Процессуальный контроль следствия не справляется со своими функциями, неоднократно утверждал генпрокурор Юрий Чайка. 30 марта, выступая на совещании в Екатеринбурге, он , что «баланс полномочий между следствием и прокурорским надзором сегодня нарушен» и что часть полномочий по надзору за следствием «должна быть возвращена прокуратуре для более полноценного, квалифицированного расследования уголовных дел».

О «недостаточном ведомственном контроле» со стороны СКР 30 мая начальник Главного управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Генпрокуратуры Валерий Максименко, рассуждая о большом количестве нарушений и волоките в делах о невыплатах зарплат.

Президент Владимир Путин, выступая в феврале на коллегии Генпрокуратуры, усилить контроль над следователями на всех уровнях. Идею вернуть прокуратуре контроль над следствием поддерживала также спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В апреле она заявила, что сенаторы об изъятии у СКР части функций по надзору за следствием.

Сделать однозначный вывод о связи изменений в СКР со стремлением Генпрокуратуры вернуть себе контроль над следствием нельзя, считает профессор кафедры сравнительной политологии НИУ ВШЭ Николай Петров. Однако вариант возвращения СКР в ситуацию 2007 года (когда комитет работал при прокуратуре) вполне возможен, отметил политолог: «В этом смысле какие-то переустройства сегодня вполне могут быть предзнаменованием тех изменений, которые произойдут в скором времени».

Передача надзора за следствием прокуратуре не решит проблем, считает Федяров: «Прокуратура тоже заточена на следственные показатели. Для нее тоже прекращение дела — отрицательный показатель. Сейчас, если дело расследовано плохо, прокуратура может не утвердить обвинительное заключение, отказаться поддерживать гособвинение в суде. Но она почти никогда этого не делает».

Генеральная прокуратура России готова к реорганизации Следственного комитета РФ, разработав соответствующий план почти год назад. В планах у генпрокурора Юрия Чайки вернуть СКР в лоно Генпрокуратуры, сократить численность сотрудников комитета на две трети и взять полный контроль над следствием. Для начала реализации своего плана Чайка ждет лишь сигнала сверху, который может поступить еще до начала осени, пока председатель СКР находится в отпуске.

Начавшийся отпуск может стать последним для Александра Бастрыкина в должности председателя Следственного комитета России. Как сообщает центр «Досье», долгоиграющие слухи об отставке Бастрыкина и ликвидации СКР вот-вот превратятся в свершившийся факт. Свою версию издание подкрепляет данными о разработанном в Генпрокуратуре плане по реструктуризации СКР, который предполагает поглощение ведомства его прародителем - Генеральной прокуратурой.

Последний отпуск председателя СКР

Отпуск Александра Бастрыкина может плавно превратиться в отставку с поста главы СКР. Освободившуюся должность займет один из заместителей Бастрыкина, а само ведомство сменит вывеску, превратившись в Главное следственное управление при Генпрокуратуре России. Эти действия прописаны в плане Генпрокуратуры, который осенью 2017 года разработали сотрудники управления по надзору за расследованиями особо важных дел надзорного ведомства. План одобрил генпрокурор .

Подчиняться новая структура будет напрямую первому заместителю генпрокурора, которым сейчас является . При реорганизации из СКР планируют уволить около 14 тысяч сотрудников из 21 тысячи человек штатной численности - под «оптимизацию» попадут главное управление СКР и различные периферийные структуры: отделы процессуального контроля, контрольное управление, главное управление криминалистики, кадровые и материально-технические отделы. Также часть следователей могут отсеять за счет переаттестации, как раньше отфильтровали сотрудников МВД.

«Также план предполагает упразднить академию Следственного комитета, оставив институты МВД и академию Генпрокуратуры. Чтобы сделать роспуск менее болезненным, образовательные учреждения СК сначала передадут в ведение прокуратуры. Кстати, ректор академии при прокуратуре - , супруга Буксмана» , - отмечает «Досье».

ПАСМИ о скорой ликвидации СКР стало известно в ноябре прошлого года - тогда соответствующая инициатива исходила от главы следственного департамента МВД Александра Романова , который предложил разделить расследование уголовных дел, лежащее на СКР, между МВД и Генпрокуратурой.

Чего хочет Чайка

Главным призом для генпрокурора Юрия Чайки при реорганизации СКР должен стать возврат полномочий по возбуждению и расследованию уголовных дел, которые были потеряны Генпрокуратурой при выводе СКР из ее структуры. Свое желание обладать такими полномочиями Юрий Чайка еще раз подтвердил в июне 2018 года.

«Я вижу единый Следственный комитет, и он действительно должен быть при прокуратуре. Должно быть единое следствие, за исключением, может быть, каких-то государственных преступлений, которые должны остаться в подследственности ФСБ» , - заявил генпрокурор.

Генпрокуратура должна полностью контролировать возбуждение и расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, а прокуроров, как следует из плана ГП, следует наделить «исключительным правом организовывать и контролировать расследование уголовных дел о преступлениях» в отношении спецсубъектов: следователей, судей, адвокатов, крупных чиновников и политиков.

В плане ГП также указывается, почему ведомство хочет забрать себе все полномочия СКР.

«По существующим правилам, следователь СК России или его руководитель может провести проверки или возбудить и расследовать уголовное дело в отношении любого из своих оппонентов - адвоката, прокурора или судьи. При этом в отношении самого следователя СК России никто кроме его руководителя вопрос об ответственности поставить и разрешить не может» , - утверждается в документе.

Среди рядовых сотрудников СКР и ГП возможное слияние не вызывает особых разногласий - они очень тесно работают вместе и даже отдыхают тоже вместе. Объединение двух ведомств лишь облегчит им работу. Для начала этого процесса требуется лишь санкция сверху.

«Впрочем, нельзя исключать и того, что у Следственного комитета могут быть свои виды на дальнейшее существование. „Чайка очень хочет собрать ресурс в своих руках, но кто же ему даст управлять такой сильной структурой? - сказал один из источников Центра «Досье», близкий к СК. - Может быть, это не единственный план».

Вариативность ближайшего будущего СКР, а также карьерного будущего Александра Бастрыкина подтверждают и источники ПАСМИ. В марте текущего года президент принял у себя Бастрыкина, предложив ему возглавить новое ведомство, которое должно стать российским аналогом ФБР и объединить следственные полномочия МВД, ФСБ и СК.

С того времени произошло одно важное событие, которое существенно пошатнуло позиции Бастрыкина - ФСБ задержала и отправила под арест бывшего главного следователя Москвы и ближайшего соратника Бастрыкина Александра Дрыманова , которого сам Бастрыкин долгое время ограждал от нападок чекистов. Дрыманова обвинили в получении крупной взятки за освобождение из СИЗО криминального авторитета Андрея Кочуйков а (Итальянец), наконец включив его в уголовное дело, фигурантами которого уже были экс-глава УСБ СКР , бывший начальник СУ СКР по ЦАО Москвы Андрей Крамаренко и бывший заместитель Дрыманова .

Падение Дрыманова не могло не сказаться на аппаратном весе Бастрыкина. В связи с этим председателю СКР придется приложить немало усилий, чтобы все же получить кресло руководителя новой следственной структуры и не дать Следственному комитету влиться в Генпрокуратуру. По данным ПАСМИ, именно этим и занимается Бастрыкин во время своего отпуска.

Источник