Разрушьте храм сей, рукотворный. Это о чем речь

Ст. 19-22 Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Реша же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церков сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю; Он же глаголаше о церкви тела Своего. Егда убо воста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус

Что же Христос? Разорите , говорит, церковь сию, и треми денми воздвигну ю (ст. 19) . Он и много такого говорил, что тогдашним слушателям не было понятно, а только впоследствии могло быть ясно. Для чего же Он делал это? Чтобы доказалось Его предведение будущих событий, когда исполнится предсказанное, – как действительно случилось и относительно этого пророчества. Егда воста , сказано, от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус (ст. 22) . А в то время, когда Он говорил, они недоумевали, каким образом может исполниться сказанное; другие же возражали так: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю? (ст. 20) . Они говорят: сорок шесть лет, разумея построение последнего храма, потому что первый был окончен в двадцать лет.

Почему же Он не объяснил этой притчи и не сказал: Я говорю не об этом храме, но о плоти Моей? Уже впоследствии евангелист, когда писал Евангелие, то истолковал это изречение; а Сам Он в то время умолчал. Почему же умолчал? Потому, что они не приняли бы слово Его: если даже ученики Его не были тогда способны разуметь сказанное, то тем более – народ. Егда же , говорит евангелист, воста Иисус от мертвых, тогда помянуша и вероваша словеси и Писанию. Два предмета здесь представлялись им: Его воскресение и вопрос еще более важный: Бог ли был Тот, Кто обитал в этом храме? То и другое Он давал разуметь в словах: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Это и Павел представляет, как не малое знамение Божественности Его, говоря так: наречением Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа (Рим. 1, 4) . Почему же Он именно это знамение дает и там, и здесь, и везде, говоря или так: аще Аз вознесен буду (Ин. 12, 32) ; или: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь (8, 28) ; также: не дастся вам знамение, токмо знамение Ионы (см.: Мф. 16, 4); и здесь опять: треми денми воздвигну ю ? Да то в особенности и показывало в Нем не простого человека, что Он мог одержать победу над смертию и так скоро разрушить долговременное ее владычество и прекратить тяжкую брань. Потому и говорит: тогда уразумеете . Когда это? Когда, воскресши, привлеку к Себе вселенную (Ин. 12, 32) , – тогда-то уразумеете, что и это сделал Я, как Бог и истинный Сын Божий, наказывая за оскорбление Отца. Почему же Он не сказал, какие нужны были знамения для прекращения бывшего зла, а только обещал дать знамение? Потому, что таким образом Он еще более ожесточил бы их, а теперь – более поразил. Впрочем, они ничего не сказали на это; им казалось, что Он говорит нечто невероятное, и потому они не продолжали еще спрашивать Его; они оставили это без внимания, как дело несбыточное. Но если бы они имели смысл, то, – хотя бы это и казалось им тогда невероятным, – по крайней мере, впоследствии времени, когда Он сотворил уже множество знамений, они могли бы прийти и спросить Его о том, чтобы разрешить свое недоумение. Но как они были несмысленны, то на одни слова Его вовсе не обращали внимания, а другие выслушивали с злым умыслом. Потому и Христос говорил им в притчах.

Но представляется еще такой вопрос: каким образом ученики не знали, что ему надлежало воскреснуть из мертвых? Это потому, что они тогда еще не были удостоены благодати Святого Духа. Поэтому, хотя часто слышали слово о воскресении, но нисколько не разумели, а только рассуждали между собою, что бы это значило. В самом деле, весьма странно и дивно было слышать, чтобы кто-нибудь мог воскресить самого себя, и воскресить таким образом. Потому и Петр подвергся упреку, когда, не разумея ничего о воскресении, сказал: милосерд Ты, Господи (Мф. 16, 22) . Да и Христос ясно не открывал им этого прежде самого события, чтобы они не соблазнялись, так как вначале еще не верили словам Его, по причине великой их странности, и потому, что еще не знали ясно, кто Он. Тому, о чем громко вопияли самые события, никто не мог не верить; а что говорилось только на словах, тому, конечно, не все хотели верить. Поэтому сначала Он оставил это учение прикровенным; когда же самим делом доказал истину слов Своих, тогда наконец сообщил и разумение их и такую благодать Духа, что ученики Его все вдруг постигли. Той , говорится, воспомянет вам вся (Ин. 14, 26) . Если они, потеряв все уважение к Нему в один вечер, разбежались и даже говорили, что и не знают Его, не получив особенной благодати Духа, то едва ли бы они припомнили все сделанное и сказанное Христом во все время (жизни Его). Если же, скажешь ты, они должны были услышать все от Духа, а сами не могли удержать в памяти всего учения Христова, то какая была им нужда пребывать со Христом? Но это было нужно потому, что Дух собственно не учил их, а только приводил на память то, что прежде говорил Христос; но и послание Духа для напоминания Им сказанного не мало содействовало славе Христовой. Итак, сначала это было милостью Божиею, что на них ниспослана благодать Духа, столь великая и обильная; а после было уже их добродетелию то, что они усвоили себе этот дар. Они показали жизнь светлую, великую мудрость и великие подвиги, и презирали жизнь настоящую, ни во что вменяли все человеческое, но были выше всего, и, как легкие орлы, парящие на высоту, делами своими достигали самого Неба, чем и приобрели неизреченную благодать Духа.

Свт. Кирилл Александрийский

«Разорите церковь сию». Тем, кои просят благ из благого произволения, Бог подает их благосердно; тем же, кои приступают с искусительной целью, не только не подает щедро того, чего просят, но и подвергает их обвинению в лукавстве. Так, когда фарисеи, по известию других евангельских мест, требовали знамения, то Спаситель обличил их, сказав: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи» (Мф. 12:39–40) . Что сказал тем, то и этим, только с малым изменением, ибо они, как и те, требуют, искушая. Но имеющим такое настроение отнюдь, конечно, не было бы дано и это знамение (Ионы пророка), если бы оно (воскресение Христа) не должно было быть для спасения всех нас.

Надлежит знать, что это (изречение Господа) они сделали предлогом обвинения Его, облыжно говоря пред Понтием Пилатом, чего не слыхали: «сей рече» , говорят, «могу разорити церковь Божию» (Мф. 26:61) . Посему-то и сказал о них Христос у пророков: «возставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя» (Пс. 34:11) , и опять: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе» (Пс. 26:12) . Конечно, не побуждает их к убийству, когда говорит: «разрушьте храм сей» , но поскольку знал, что они непременно сделают это, прикровенно указал на это долженствовавшее случиться событие.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю

Как знамение Своей власти Иисус Христос представляет Свое трехдневное воскресение, и храмом называет Свое тело, которое было храмом и жилищем не только души, но и Божества. Сказал: разорите , не побуждая их к убиению Себя, но зная, что они так поступят, Он предсказал это в образной речи. Итак, разорите , т.е. предайте земле, разъедините с душой, нарушьте связь с нею.

Лопухин А.П.

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его

Иудеи требовали от Христа чуда в доказательство того, что Он имеет право выступать как уполномоченный посланник Иеговы, и Христос выражает готовность дать им такое чудо или знамение. Но Своему ответу Христос дает несколько загадочную форму, так что речи Христа не уразумели не только иудеи, но даже и ученики (ср. стих. 22). Говоря: «разрушьте храм сей», Христос как будто бы имел в виду именно иудейский храм, на что указывает и прибавление «сей » (τοῦτον). Если бы, говоря эти слова, Христос указал на Свое тело, то в таком случае не возникло бы никакого недоразумения: все поняли бы, что Христос предсказывает о Своей насильственной смерти. Таким образом, под «храмом » (ὁ ναός в противоположность слову τὸ ἱερόν, которое означает все помещения храма и двор, ср. стихи 14–15) можно было понимать прежде всего храм, который ясно был виден всем. Но, с другой стороны, иудеи не могли не видеть, что таким пониманием изречения Христа ограничиться нельзя. Ведь Христос говорил, что они разрушат храм, а между тем они, конечно, и представить себе не могли, чтобы их руки поднялись на разорение национальной святыни. И потом, Христос тут же изображает Себя восстановителем этого, разрушаемого иудеями, храма, и, очевидно, идущим против воли самих разрушителей иудеев. Опять тут получалось какое-то недоразумение! Но все-таки если бы иудеи и ученики Христовы внимательнее отнеслись к словам Христа, то они могли бы понять их, несмотря на всю кажущуюся их загадочность. По крайней мере, они должны бы спросить, что хотел сказать им Христос этим, очевидно, образным изречением; но они намеренно останавливаются только на простом буквальном смысле Его слов, стараясь показать всю их неосновательность. А между тем, как объяснилось после воскресения Христова для учеников Христа, Христос действительно говорил о храме в двояком смысле: и об этом каменном храме Ирода, и о Своем теле, которое представляло собою также храм Божий. «Вы, – как бы говорил Христос иудеям, – разрушите храм свой чрез то, что разрушите храм Моего тела. Умертвив Меня как своего противника, вы этим самым навлечете на себя суд Божий и Бог предаст на разрушение врагам ваш храм. Вместе же с разрушением храма должно прекратиться и богослужение и кончить свое существование ваша Церковь. Но Я воздвигну Свое тело через три дня, а вместе с тем устрою и новый храм, равно как и новое богослужение, не стесненное теми границами, в каких оно существовало раньше».

ВОПРОС. Если несложно Вам будет, растолкуйте мне, пожалуйста, как правильно понимать такую цитату:
"Разрушьте храм сей, рукотворный, и Я в три дня воздвигну другой, не рукотворный" (Ев.от Иоанна 2.19).
Это про какой храм речь идёт?

ОТВЕТ. Дорогая Иисусу Христу, Наталия!

Иудеи домогались от Иисуса Христа знамения, удостоверяющего Его власть поступать вопреки позволению самих первосвященников (речь идет о торговле в храме, из-за чего Иисус "сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул" (Иоан.2:15)).
Как когда-то Иисус ответил фарисеем и книжникам: "род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи". (Мф.12:39-40). Так и теперь Он ответил иудеям: "разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Иоан.2:19).
"На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус" (Иоан.2:20-22).

Господь тогда в метафорической форме говорил, что для неуверовавших в Него знамением будет Его смерть, пребывание три дня и три ночи во гробе и Воскресение Его в третий день. Теперь же иудеям, которые также, по-видимому, слышали эту метафору, Господь только напоминает об этом, пророчествуя, что именно они и будут повинны в Его смерти: «разрушении храма сего», который есть «храм тела Его», т.е. они будут повинны в разрушении тела Его, которое Он восстановит властью Своею, той властью Бога, о которой они и спрашивают Его. Вот такова Его власть, - восстанавливать разрушенное и воскрешать мертвое, т.е. власть Самого Бога.
Выражением "Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" пророчествует также верным Своим о Своем сошествии в ад для того, чтобы уверовавших в Него вывести и оттуда, о чем говорят и апостолы. Ап.Павел: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:8-9), ап.Петр: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:19-20).

Что касается фразы: "Разрушьте храм сей, рукотворный, и Я в три дня воздвигну другой, не рукотворный", то сказана она была некоторыми лжесвидетелями против Иисуса Христа на суде у первосвященника:
"И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный" (Мк.14:57-58).
Сказано это было в такой форме, чтобы дать возможность противникам Иисуса обвинить Его в богохульстве. По ходившему в то время у евреев мнению, Иерусалимский храм был осквернен нечестием служащих в нем священников и первосвященников, а потому грядущий Мессия, придя, разрушит его и вместо него поставит новый, сходящий с небес.
Иными словами, фраза эта утверждала, что Иисус, собираясь "разрушить храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигнуть другой, нерукотворенный" объявляет, таким образом, Себя Мессией, что у евреев было богохульством и такой "лжепророк" подлежал смерти.
Так они интерпретировали слово Божье, сказанное через Моисея: "но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил? Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей,- не бойся его" (Втор.18:20-22)
Именно поэтому сразу после этого лжесвидетельства "первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?" (Мк.14:61).
Иисус, Господь и Бог, Самое Истина, не могущий сказать ничего кроме истины, ответил: "Я; и вы у;зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мк.14:62).
В извращенных понятиях иудеев этого свидетельства было достаточно, чтобы объявить Иисуса достойным смерти:"Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти" (Мк.14:63-64).

Добрых плодов вам в познании Иисуса Христа, Господа нашего,

Рецензии

"Именно поэтому сразу после этого лжесвидетельства "первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?" (Мк.14:61).
Иисус, Господь и Бог, Самое Истина, не могущий сказать ничего кроме истины, ответил: "Я; и вы у;зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Мк.14:62)."

Прочитал... ну и кого иудеи узрели??? никого??? а??? вот Иисус и наврал... ;-)) святое предательство и святое писиние не во всем верны, т.к. их сделали ЛЮДИ, т.е. ГРЕШНИКИ.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 12-22.

2.12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.

2.13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим

2.14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

2.15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

2.16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

2.17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.

2.18. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?

2.19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

2.20. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?

2.21. А Он говорил о храме тела Своего.

2.22. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

(Ин. 2, 12-22)

Христос Воскресе, дорогие братья и сестры!

Пасха была одним из трех паломнических праздников, во время которых все иудеи, достигшие религиозного совершеннолетия, должны были находиться в Иерусалиме. И, конечно, с приближением праздника Спаситель отправился в Иерусалим.

Оказавшись там, Он нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег (Ин. 2, 14). Храм состоял из ряда дворов, ведущих к святилищу. Дворы располагались в такой последовательности: двор язычников, двор женщин, двор израильтян и двор священников. Событие, о котором повествует евангелист Иоанн, происходило во внешнем, самом большом дворе, который назывался двором язычников. Здесь продавалось все необходимое для совершения жертвоприношений: вино, масло, соль, а также животные. Здесь же находились меновщики денег.

Дело в том, что в Палестине на равных правах имели хождение разные серебряные монеты: римские, греческие, египетские, тирские, сидонские и собственно палестинские. Но храмовый налог полагалось уплачивать только священными шекелями, то есть иудейскими деньгами, которые можно было приносить в дар храму. Прочие деньги и монеты были языческими, а потому считались нечистыми.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Эта торговля и обмен денег нарушали всякое молитвенное настроение пришедших помолиться. В особенности это было тяжело для тех благочестивых язычников, которые не имели права входить во внутренний двор, где молились израильтяне, и которые, таким образом, должны были слышать блеяние и мычание животных, и крики торговцев и покупателей. Христос не мог потерпеть такого оскорбления храма. Он сделал бич из веревок, валявшихся около животных, и выгнал с храмового двора торговцев вместе со скотом. Еще строже Он поступил с менялами, рассыпав их деньги и опрокинув столы».

Видевшие все произошедшее иудеи понимали, что, поступая так, Господь заявляет Свои права на то, что Он Мессия, а потому сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18). Они были убеждены в том, что Мессия подтвердит Свои права какими-то поразительными делами.

На что Господь ответил: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). Первосвященники не поняли, что этими словами Христос предсказал Свою смерть, разрушение Своего тела и Свое Воскресение из мертвых на третий день.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в Нем вместилось Его Божество; и находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле, как о храме. Ввиду этого слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это, и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, - умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня».

Кроме того, слова Христа говорят и о том, что с тех пор истинным Храмом станет Он Сам. Бог присутствует и являет славу не в рукотворных строениях, но в распятом и Воскресшем Сыне Своем. Только присутствие живого, Воскресшего Христа обращает весь этот мир в Храм Божий. Потому и говорит Иоанн, что позже ученики, вспомнив эти слова, увидели в них предсказание Воскресения.

Ведь после совершения единственной истиной Жертвы - смерти Самого Христа, уже не стало места для других жертвоприношений. И теперь, дорогие братья и сестры, Господь не просто открывает уверовавшим возможность пребывать в присутствии Бога, но и дарует соединение с Ним в Таинстве Евхаристии.

Помогай нам в этом Воскресший Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

После сего пришел Иисус в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.

Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его крестных страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!»

Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. 600 священников и 300 левитов участвовали в богослужениях во время великих праздников. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: святое, куда могли входить только священники, и где был жертвенник фимиама, золотой подсвечник с семью ответвлениями, стол для хлебов предложения. И далее - отделенное двойной завесой, было святое святых. В первом храме, построенном Соломоном, здесь находились Ковчег завета и скрижали закона, врученные Богом Моисею. С разрушением храма в 587 году до Рождества Христова ковчег исчез, но святое святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право входить туда раз в году - в праздник, пророчествующий об искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в храме, рядом со святое святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, - как бы обращается Он к нам. - Храм - дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».

Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты - в дома их торговли?! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями.

Господь напоминает, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия - так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: Ревность о доме Твоем снедает Меня.

Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но храм, которым иудеи так гордились, - только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, - говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70 году), - его значение относительно, ибо подлинный храм - тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.

Господь говорит, что истинный храм, достойный бесконечного почитания, - человечество Христа, которое стало ковчегом Его Божества. Слово стало плотию, и Его тело - подлинное святое святых храма. Ибо в Нем обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Тело Христово, которое мы принимаем за евхаристией и которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском храме.

Новый храм, достойный почитания, - не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического тела. Вся Церковь, тело Христово, - этот новый храм, каменные храмы которого - только бледный образ. Она составлена из всех крещеных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь - пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель ее - Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву.

В праздник Пасхи Господней, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами ее. В течение всей Светлой седмицы мы слышим: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Каждый христианин - храм Божий. Тело каждого крещеного ребенка - вместилище присутствия Христова. В каждом новокрещеном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своем теле живое присутствие воскресшего Христа, принятое в крещении. Придет день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с ее священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив свое предназначение. Не будет больше Божественной евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только храм, который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божии, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Воскресения Христова.