Имена известных украинских ученых. Самые известные украинцы мира

Немудрено, что и 500 лет спустя этот стиль очаровывает, завораживает и восхищает. Впрочем, если подходить к вопросу объективно, восхищаемся мы не одеждой той эпохи, а ее современными интерпретациями, самая смелая из которых, пожалуй, принадлежит художникам и костюмерам сериала «Великолепный век» . Костюмы его героинь не раз подвергались критике за историческую недостоверность. И это еще мягко сказано! Настоящим современницам султана Сулеймана и мечтать не приходилось о столь соблазнительных фасонах, в которых щеголяют женщины на экране.

Домашний

Простота интригует . При всей экзотичности образа одежда восточных красавиц в средние века была весьма примитивной. Портные тогда попросту не умели создавать сложных нарядов, им только предстояло постичь эту тонкую науку, совершенствуя навыки в течение, как минимум, трех веков. Пока же мужская и женская одежда не слишком отличались друг от друга. Основой гардероба была просторная, прямая рубашка. Как правило, с неглубоким v-образным вырезом или на пуговицах до пояса. Вниз женщина надевала брюки – тоже прямого и простого кроя, которые позже несколько усложнились и приобрели форму шаровар. Выходя на улицу, красавицы должны были закутываться с головы до пят, поэтому в качестве верхней одежды выступали длинные и широкие прообразы халатов, а также – чадра, закрывавшая голову до плеч, и вуаль, скрывавшая лицо. Самая большая вольность, которую они могли себе позволить, – слегка приподнять вуаль, чтобы поцеловаться, встретившись со знакомой на улице, это было предписано этикетом.


Домашний

Слишком закрытые одеяния больше всего изумляли иностранцев – особенно европейцев, оказавшихся в Османской империи в то время. В путевых записках многие из них писали, что турчанки так укутываются, выходя из дома, что их при встрече часто не узнают даже собственные мужья.

Возможно, кому-то такая закрытость и покажется чрезмерной, но Восток – дело тонкое, и женский силуэт, который едва угадывается за нагромождением тканей и одежд, лишь сильнее разжигал интерес и будил воображение…


Домашний

Свобода или рабство? Интересная закономерность: чем богаче и знатнее была дама, тем более закрытым был ее уличный наряд. В то же время служанка из числа невольниц, сопровождавшая свою госпожу в баню или за покупками, как правило, вышагивала рядом в гораздо более открытом туалете и с открытым лицом. Возможно, причиной столь нелогичного, на первый взгляд, подхода был предприимчивый, но чрезмерно ревнивый нрав турецких мужчин. Рабыня-служанка была, прежде всего, дорогим товаром, которым было не грех похвастаться, а при случае – и выгодно перепродать. Супругу же, какой бы по счету она ни была в гареме, следовало оградить от посторонних вожделенных взглядов. Закрытая одежда была и своеобразным оберегом – скрывала женщину от чужой зависти и «сглаза», которые в то время считались вполне реальной и серьезной опасностью. Кстати, отголоски средневековых суеверий дают о себе знать и сейчас – кто из нас не привозил с турецких курортов традиционный сувенир – пестрые амулеты с большим нарисованным глазом посередине – оберег от косых взглядов?


Домашний

Искусство быть красивой. Классические приемы превращения в красавицу, известные любой современной женщине, в эпоху Великолепного века не работали. В распоряжении османских женщин не было ни пикантных декольте, ни облегающих фасонов, ни мини-юбок. Максимум, чем они могли «освежить» однообразное одеяние – это расшить лентами рукава или вышить на рубахе живописный узор. Самые дерзкие и отважные выбирали для себя рубашки поуже и шаровары поярче. Та, которой подобные уловки удавались лучше всего, могла претендовать на повышенное внимание мужа и определенное первенство в гареме. И это, пожалуй, все. Ведь ни у кого из посторонних не было даже возможности оценить ее старание и вкус.


Домашний

Впрочем, закрытость существования вовсе не отменяла роскоши и удовольствий. Конечно, это касалось богатых и влиятельных семейств. Мужья щедро одаривали свои гаремы дорогими украшениями, а одежду себе женщины шили из самых роскошных тканей. Особую роль приобретала прическа. Не имея возможности подчеркнуть достоинства фигуры, османки тщательно ухаживали за волосами и, стремясь очаровать супруга, изысканно переплетали длинные густые пряди со сверкающими нитями драгоценностей. Самые богатые расшивали одежду нитями из золота и серебра.

Особым украшением дам из богатого сословия была маленькая шелковая шапочка. Ее расшивали золотыми монетами и оторачивали тесьмой из черного шелка. К этой тесьме и крепилась вуаль, которой женщины должны были закрывать лицо, выходя на улицу или представая по необходимости перед гостями мужа. Последнее было большой редкостью. Обычно рядом с мужчинами женщины не появлялись, оставаясь на своей половине дома. К месту встречи гостей ненадолго допускалась лишь служанка, которая подавала кушанья к столу.


Домашний

Творческий подход. Художники по костюмам, одевшие героинь «Великолепного века», непреложно соблюли единственное правило гардероба богатого семейства: все женские туалеты выполнены из очень дорогих, фактурных и ярких тканей, в числе которых преобладают шелк и бархат. Что же до фасонов – они изысканны, великолепны, безупречно подчеркивают достоинства и особенности характера и статуса героинь, но… не имеют ничего общего с исторической достоверностью. Зауженная талия, шнуровки, элементы корсета, наконец, отделка из тонкого кружева, – все это появится в дамских туалетах не раньше, чем через 300 лет.

Единственная деталь фасона, которая существовала во времена Султана Сулеймана, это декольте. Его изобрели еще в XIV веке, при дворе Изабеллы Баварской в Бургундии. Но то была мода просвещенной Европы, и в мусульманской Османской империи декольте не могло появиться ни при каких обстоятельствах. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что глубокий вырез на груди и европейки поначалу использовали вовсе не в целях обольщения. Просто в моду вошли плотные, не слишком эластичные ткани, которые плохо облегали фигуру. А фасоны требовали максимальной обуженности лифа. В закрытом, плотном, узком платье женщине нечем было дышать, вот и пришлось обеспечивать себе свободу вдоха за счет глубокого выреза.


Домашний

Османские дамы, которые не представляли себе, как и, главное, зачем нужно потуже затягивать на себе одежду, были избавлены от необходимости открывать грудь. Платья в пол, отрезные и присборенные по линии бедер тоже появились гораздо позже, не говоря уж о рукавах, верхняя часть которых напоминает «фонарик».

Это «тренды» XIX века, до которых современницам Султана Великолепного было примерно так же далеко, как тургеневским барышням до джинсовых брючных костюмов. Но – положа руку на сердце – кого волнует историческая правда в художественном сериале, где кипят интриги и страсти, а в кадре любят и страдают, побеждают и проигрывают яркие женщины в роскошных нарядах, над которыми трудились лучшие турецкие модельеры и художники по костюмам?


Домашний

«Великолепный век» – самый дорогой за всю историю турецких сериалов, и он с лихвой оправдывает этот статус. В конце концов, как сказал когда-то классик, кино – это величайшая иллюзия. А разве иллюзия бывает достоверной?

Многие могли бы подумать, что из-за обычая женщин, живших в Оттоманской Империи полностью скрывать свое тело и лицо под покрывалом, сейчас не найдется никакой достоверной и подробной информации об одежде женщин из Стамбула и других турецких городов. Но оттоманская мода всегда вызывала живой интерес у заморских гостей, и в результате до наших времен дошло множество изображений, которые подробно описывают одежду турчанок.

Дворцовые традиции хранить одежду султана после его смерти тоже сыграли свою положительную роль, и благодаря им у нас теперь есть примеры того, что носили в ту эпоху. Через столько веков до наших дней дошла огромная коллекция дворца Топкапи. Самые ранние образцы датируются временами правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481). В коллекции находятся предметы гардероба султанов, султанш и их детей.

Костюмы женщины в Оттоманской Империи 16-го века

Если взглянуть на различные иллюстрации, картины, изучить письменные источники, то можно легко воссоздать образ женщины, жившей в оттоманской империи 16-го века. Итак, непременной составляющей костюма женщины была рубашка с длинными расширенными рукавами, закрывающая ноги. На улице она носила длинное покрывало (чадру), яшмак (платок, закрывающий лицо), в некоторых случаях носилась вуаль.

Чадра покрывала полностью тело и руки, уходя в пол. Верхняя юбка открывалась спереди и надевалась, когда женщина выходила на улицу. С чадрой надевали или вуаль или яшмак. Вуаль была закреплена сверху и опускалась на лицо, яшмак подвязывался снизу и закрывал нижнюю часть лица до глаз.

Все женщины, выходя на улицу, должны были скрывать лицо, поэтому было невозможно отличить одну от другой. Даже муж не мог узнать свою жену в таком одеянии. Яшмак и вуаль, скрывающие лицо, были из очень хорошего материала, впрочем, как и остальная одежда богатых турчанок. Они носили наряды из золотого или серебристого атласа, шелка, парчи и дамаска.

В своих записях из путешествий Иоахим Зинцендорф, который был капелланом в императорском посольстве в Стамбуле в период с 1577 по 1581, отметил, что женщины на улице носили мешковатые штаны, пошитые из прозрачного шелка , тафты или другого материала очень хорошего качества. Сверху была надета другая свободная одежда той же плотности красного, желтого или синего цвета . Также сверху они носили шелковую рубашку, доходящую до колен, а на ней был надет кафтан из шелкового дамаска. Шаровары нужны были именно для того, чтобы полностью скрывать ноги, которые, как и лицо, не должен был видеть никто, кроме членов семьи.

На голове они носили небольшую шелковую шапочку, украшенную золотыми монетами и обвитую тесьмой из черного шелка. К этой тесьме крепилась полупрозрачная вуаль, которая скрывала лицо. Благородные женщины османской империи надевали вуаль, выходя на улицу – им нравилось носить роскошную одежду и даже то, что на них обращают внимание. Бедные женщины появлялись на людях покрытые с ног до головы шелковой накидкой.

Кафтаны или другие накидки бедными турчанками шились из шелка или бархата. В конце шестнадцатого века богатые женщины носили кафтаны из жесткой парчи с длинными расширенными рукавами, на который сверху мог надеваться еще один кафтан, с короткими. Воротник кафтана менялся с течением времени, но к семнадцатому веку он остановился на V-образной форме.

Женская и мужская обувь по своему стилю были схожими, но домашняя обувь была гораздо более комфортной. Дома носились туфли из сафьяна, остроносые, иногда без задника, с вышивкой. На улицу надевали обувь (туфли или более высокие сапожки) на деревянной подошве-платформе или на каблуке. Внешнее украшение обуви, конечно, могло рассказать о состоянии того, кто ее носит, как, впрочем, и головные уборы.

Турчанки носили длинные волосы, которые они заплетали в косы. В них могли вплетаться тесьмы из различных благородных материалов, а на голове была шапочка, богато расшитая, украшенная драгоценностями, что непременно указывало на принадлежность к высшему сословию.

Ошибка века

В 2011 году на экраны всего мира вышел красочный турецкий сериал «Великолепный век», рассказывающий о жизни дворца Топкапи при правлении Сулеймана Великолепного. Сериал моментально обрел миллионы поклонников по всему миру, которые с интересом стали наблюдать за пылкими страстями и жесткими придворными интригами. Модные дизайнеры прониклись оттоманской модой и начали даже выпускать коллекции, на которые она их вдохновила. А историки моды и эксперты-турковеды схватились за голову, и на то есть причина. Век, разумеется, изображен великолепный, но не совсем тот, который остался в исторических справочниках.

Жалобы на сериал начали поступать на турецкое телевидение практически с выхода первого эпизода. По словам специалистов неточностей в нем огромное количество, и это касается как сюжетной линии, так и визуальной составляющей, в частности, костюмов героев.

Наибольший резонанс вызвало заявление турецкого дизайнера одежды Зухал Йоргансиоглу. Она много лет работает с оттоманскими мотивами, которые вдохновляют ее на создание новых коллекций. По словам дизайнера, костюмы, показанные в «Великолепном веке», безусловно, очень красивы, роскошны, но… они вовсе не из Турции шестнадцатого века. Йоргансиоглу говорит, что женщины Оттоманской Империи не могли носить настолько обтягивающие платья с глубоким декольте, тем более во время правления Сулеймана Великолепного.


В оттоманских дворцах носили красные, зеленые, черные, темно-синие и светло-розовые кафтаны. Они были совсем не облегающими и не тесными в талии. Под кафтан обязательно надевались шаровары. Очень распространена была ткань хереке, богатая вышивка шелком и золотом. Поэтому, здесь нет речи об Оттоманской Империи шестнадцатого, потому что то, что мы видим на экране скорее ближе к костюмам Франции девятнадцатого века. Именно оттуда взяты платья с сексуальными декольте и корсеты, в которых появляются в сериале придворные дамы и наложницы султана. Также они носят роскошные букли, которые лежат свободно на плечах или струятся по спине, тогда как в Оттоманской Империи шестнадцатого столетия волосы аккуратно заплетались.

О том, что одежда в сериале имеет слишком много черт от более поздней западной моды, подчеркивали многие. Действительно, в Турции впоследствии носили платья и костюмы, позаимствованные по дизайну у Запада, но это было гораздо позже – в восемнадцатом и девятнадцатом веках.


Когда речь заходит о знаменитостях с украинскими корнями, мы вспоминаем одесских бабушек в роду Сильвестра Сталлоне, Стивена Спилберга, Ленни Кравица. Гордимся достижениями Милы Йовович и Ольги Куриленко. Составить подобный список не трудно. Мы же попытались отыскать «наш» след в биографиях всемирно известных актеров, режиссеров, писателей и музыкантов, которых мы не привыкли ассоциировать с Украиной.

Милла Йовович, актриса

Милой по праву может гордиться каждый украинец. Дочь знаменитой советской актрисы Галины Логиновой переехала из Киева в США в пятилетнем возрасте и смогла построить головокружительную карьеру в модельном и кинобизнесе. При этом стоит отметить, что Милла почти без акцента и с нескрываемым удовольствием говорит не только на русском, но и на украинском языке.

Серж Генсбур, поэт, композитор, режиссер

Молодожены Йосиф Гинсбург (родом из Феодосии) и Броха Бессман (из Харькова) переехали в Париж в поисках лучшей жизни. Там же, в Париже рождаются близнецы, девочка Лилиан и мальчик Люсьен Гинсбурги. Люсьен позже назовется Сержем и слегка изменит написание отцовской фамилии, закрутит роман с Брижит Бардо и Джейн Биркин и напишет огромное количество замечательных песен, в корне повлиявших на развитие современной поп-музыки.

Дастин Хоффман, актер

Драматическую историю собственной семьи Дастин Хоффман узнал не так давно в эфире одного из американских телешоу, занимающегося генеалогическими расследованиями. Оказывается, бабушка и дедушка оскароносного актера по отцовской линии иммигрировали из Белой Церкви (Киевская область) в Чикаго перед началом печально известных еврейских погромов. Позже дед Хоффмана вернулся на родину, чтобы увезти своих родителей, но по приезду был расстрелян. Услышав об этом, знаменитый “человек дождя” растрогался до слез.

Станислав Лем, писатель

Всемирно известный футуролог, на книгах которого выросло не одно поколение мечтателей (один из них – Тарковский – намечтавшись, снял Солярис) родился во Львове в 1921 г. – тогда Львов находился на территории Польши.

Стивен Спилберг, режиссер

Один из самых талантливых постановщиков своего поколения не только с детства привык к звукам русской и украинской речи, но и по собственному признанию любит время от времени отведать настоящего украинского борща. Такие экзотические для американца пристрастия Стивен унаследовал от своих дедов. Оба предка Спилберга были родом из Украины. Один родился в Одессе, другой - в небольшом селе близ Каменца-Подольского.

Казимир Малевич, художник

Всемирно известный авангардист родился в Киеве в семье поляков, отец Малевича похоронен на Байковом кладбище. Семья переехала в Курск, когда Казимир был уже юношей-студентом, в Курске же он женился, перебрался с семьей в Москву, где, с небольшими перерывами на творческие отпуски и командировки, жил довольно долго. Там же написал свой Черный квадрат – венец супрематизма.

Вера и Таисса Фармига, актрисы

Этим двум сестричкам из Голливуда любовь ко всему украинскому прививалась с детства. Родители девушек Любовь и Михаил были активными представителями украинской диаспоры в штатах. Удивительно, но номинантка на “Оскар” Вера Фармига до шести лет совсем не говорила на английском, ведь в семье слышала исключительно украинскую речь. Также обе актрисы выступали в народном украинском ансамбле и до сих пор могут свободно говорить и петь на языке своих предков.

Пол Муни, актер

Пол Муни - один из ярчайших американских актеров середины XX века. Дебютная роль в гангстерской драме «Лицо со шрамом» режиссера Говарда Гоукса принесла уроженцу Львова номинацию на «Оскар». Украинец был даже удостоен звезды на Голливудской «Аллее славы».

Дэвид Духовны, актер

Все мы знаем, что среди иностранцев нередки случаи, когда они толком не могли отличить русское от украинского. Вот и Дэвид Духовны долгое время ошибочно считал себя русским. Это при том, что его отец родился в Киеве. Окончательно разобрался в сложных географических хитросплетениях актер совсем недавно, когда Украина стала частенько упоминаться в зарубежных новостях. О том, что он все-таки украинец, Духовны гордо сообщил своим подписчикам в Твиттере.

Боб Дилан, музыкант

Американский певец, композитор и вдохновитель сотен исполнителей родился в штате Миннесота в семье мелкого торговца. Настоящее имя артиста - Роберт Аллен Циммерман. Его бабушка и дедушка выехали в США из Одессы, когда в 1905 году в городе начались еврейские погромы. Сегодня фото легендарного музыканта висит в посольстве США в Украине рядом с портретами Игоря Сикорского, Миллы Йовович, Дастина Хоффмана, Дэвида Духовны и других знаменитых американцев украинского происхождения.

Мила Кунис, актриса

Голливудская старлетка и нынешняя супруга Эштона Катчера также отлично говорит по-русски и по-украински. Все потому, что она родом из украинских Черновцов. В 1991 году семья Милы, получив Грин карту, переехала из Украины в Лос-Анджелес.

Чак Паланик, писатель, журналист

Автор «Бойцовского клуба», «Удушья», «Колыбельной» и прочих культовых романов пока ни разу не был в Украине: по словам Паланика, у него нет времени на посещение исторической родины. Дед писателя по отцовской линии был украинцем, эмигрировавшим в США через Канаду. А брат Паланика (как говорит писатель) и сейчас живет в Украине.

Лив Шрайбер, актер

Прижившееся в американском сообществе имя голливудского актера и партнера известной актрисы Наоми Уоттс на самом деле является искаженной транскрипцией имени Лев. Дед Шрайбера по материнской линии был выходцем из Украины. Сам актер прекрасно знает историю своего семейства и нередко вспоминает об украинских корнях в интервью.

Ленни Кравиц, певец

В жилах американского певца Ленни Кравица тоже течет украинская кровь. Многократный обладатель «Грэмми» на концерте в Киеве в 2008 году рассказал, что его дедушка со стороны отца родился в Украине, а прадед был киевлянином.

Леонардо ДиКаприо, актер

Леонардо ДиКаприо также долгое время ошибочно полагал, что его предки родом из России, о чем неоднократно рассказывал. Некоторое время спустя новоявленный оскароносец, судя по всему, глянул на карту мира и обнаружил, что Одесса находится в Украине. Бабушку Лео звали Елена Смирнова. Она-то и покинула родные края, выйдя замуж за немца.

Стивен Тайлер, певец

Лидер группы Aerosmith родился в городе Йонкерс американского штата Нью-Йорк, но не понаслышке знает, каким вкусным может быть наш борщ. Дедушка Тайлера по материнской линии был украинцем, но после переезда в США сменил фамилию с Чернышевич на Бланча.

Уильям Шатнер, актер

Легендарный капитан Кирк из оригинальной саги “Стар Трек” также неоднократно признавался, что в его жилах течет кровь множества народов, в том числе и украинского. Его дедушка и бабушка были представителями традиционного еврейского семейства и в тяжелые для украинского еврейства времена они вынуждены были бежать из страны в США.

Дэвид Копперфилд, иллюзионист

Родители матери известного фокусника были родом из Одессы – они перебрались в Иерусалим, где и родилась мама Дэвида Сэта Коткина (настоящее имя будущего мужа Клаудии Шиффер).

Леонард Нимой, актер

Как это ни парадоксально, но партнер Шатнера по сериалу, его главный напарник и лучший друг мистер Спок, также является выходцем из Украины. Родители покойного Леонарда Нимоя были родом из нынешней территории Хмельницкой области. Оттуда сначала отец, а затем и мать Леонарда переехали в Бостон. Там-то легендарный актер и сделал свои первые шаги в ремесле.

Робер Оссейн, актер

Исполнитель роли Жофрея Де Пейрака в киносаге про приключения Анжелики, маркизы чего-то там, родился в Париже в семье скрипача азербайджанского происхождения и актрисы Анны Миневской, приехавшей во Францию из родного Киева.

Ольга Куриленко, актриса

В 2008 году в Украине, пожалуй, только ленивый не обсуждал выход новой части бондианы “Квант милосердия”. Еще бы - ведь подружкой самого знаменитого киношпиона на этот раз стала украинская красавица. Ольга Куриленко родилась и провела детство в Бердянске. Уже будучи подростком, она переехала в Москву, а затем и во Францию, где работала по модельным контрактам. Сегодня на ее счету десятки голливудских блокбастеров.

Кэтрин Винник, актриса

Широкой публике имя актрисы Кэтрин Винник стало известно относительно недавно, после выхода на экраны телесериала “Викинги”. До восьми лет Катерина Винницька (настоящее имя актрисы), выросшая в семье представителей украинской диаспоры в Канаде, говорила исключительно на родном, украинском языке. Карьера девушки пошла в гору и нам остается только порадоваться за нашу соотечественницу.

Лив Тайлер, актриса

Девушка с необычной красотой в свое время не зря покорила Питера Джексона, снявшего ее в роли эльфийки в знаменитой трилогии “Властелин колец”. Возможно, не последнюю роль в формировании такой эффектной внешности сыграли украинские корни актрисы. О том, что у Лив Тайлер есть предки из Украины, стало известно из интервью ее знаменитого отца Стивена Тайлера. Во время визита в Украину рокер признался, что его дедушка – украинец и в детстве одним из его любимых блюд был украинский борщ.

Джек Пэланс, актер

Имя этого актера скорее будет известно представителям старшего поколения зрителей. Пэлэнс в свое время был одной из самых успешных звезд американских вестернов. Также актер является неоднократным номинантом на самые престижные кинопремии и лауреатом “Оскара”. От родителей, эмигрантов из Львова и Тернопольской области, звезде досталась привычная для нас и не слишком звучная для Голливуда фамилия Палагнюк, позже преобразованная в Пэланс. Известная история, когда Пэланс отказался от почетной награды “Русских ночей”, привселюдно подчеркнув, что он - украинец, а не русский, а после покинув вечеринку.

Сильвестр Сталлоне, актер

Об итальянском происхождении знаменитого Рэбмо знают практически все, а вот о его украинских корнях мало кто слышал. А ведь предки Сталлоне по материнской линии проживали в Одессе. Об этом сама мать Слая узнала много лет назад от сотрудников КГБ.

Разумеется, это наше субъективное мнение и этот список можно и расширить и продолжить

Стив Возняк

Американский изобретатель с украинскими корнями, инженер-электронщик и программист, соучредитель компании Apple Computer. Вместе со Стивом Джобсом и Рональдом Уэйном в 1976 году. В середине 1970-х он в одиночку спроектировал компьютеры Apple I и Apple II, которые начали «микрокомпьютерную революцию» и определили развитие отрасли.

Макс Левчин

Американский веб-разработчик и программист, наиболее известен как один из создателей PayPal - крупнейшей в мире системы электронных платежей.

PayPal Inc. вышла на открытый рынок в феврале 2002 г. и затем была приобретена eBay. В 2004 г. Левчин запустил стартап Slide, сервис совместного использования медиафайлов для социальных сетей MySpace и Facebook. В августе 2010 г. Google приобрела компанию Slide за $182 млн.

Иван Поддубный

Знаменитый украинский борец, родился в семье запорожских козаков в селе возле Полтавы. Поддубный 7 лет работал портовым грузчиком в Севастополе и Феодосии, а в 1898 г. начал выступать на аренах цирков.

Один из самых выдающихся профессиональных борцов мира. Неоднократно выигрывал «чемпионаты мира» по классической (греко-римской) борьбе среди профессионалов, включая самый авторитетный из них - в Париже (1905-1908). Хотя и проигрывал отдельные схватки, но за 40 лет выступлений не проиграл ни одного соревнования, чемпионата или турнира

Игорь Сикорский

Авиаконструктор, учёный, изобретатель, философ. Создатель первых в мире: четырёхмоторного самолёта «Русский витязь» (1913 год), тяжёлого четырёхмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914 год), трансатлантического гидроплана, серийного вертолёта одновинтовой схемы (США, 1942 год).

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).

Василий Вирастюк

Украинский спортсмен, заслуженный мастер спорта Украины, обладатель титула «Самый сильный человек мира» (2004 год), неоднократный чемпион мира в силовом многоборье, а также актёр.

Андрей Шевченко

Украинский футболист, лучший бомбардир в истории сборной Украины (48 голов). С 15 июля 2016 года - главный тренер сборной Украины

Обладатель «Золотого мяча» 2004 года. Дважды становился лучшим бомбардиром Лиги чемпионов, дважды - чемпионата Италии. Второй бомбардир в истории «Милана», лучший бомбардир в истории миланского дерби. Шесть раз признавался лучшим футболистом Украины. Заслуженный мастер спорта Украины.

Сергей Бубка

Спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом. Первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Заслуженный мастер спорта СССР (1983). Чемпион Олимпийских игр 1988, 6-кратный чемпион мира (1983, 1987, 1991, 1993, 1995, 1997), чемпион Европы (1986) и СССР (1984, 1985). Победитель Кубков мира и Европы (1985) в прыжках с шестом.

Владел мировым рекордом в прыжке с шестом в закрытых помещениях (6,15 м) с 1993 по 2014 годы (на протяжении более чем двух десятилетий, вплоть до 15 февраля 2014 г., когда рекорд побил Рено Лавиллени). Владеет мировым рекордом в прыжке с шестом на открытых аренах (6,14 м) с 1994 года.

Борис Патон

Известный на весь мир учёный в области металлургии и технологии металлов, доктор технических наук, профессор. С 1962 года - президент Национальной академии наук Украины. С 1953 года - директор Института электросварки имени Е. О. Патона

Лилия Подкопаева

Украинская гимнастка, заслуженный мастер спорта Украины (1994), судья международной категории. Обладательница Кубка Европы (1995), 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей. Абсолютная чемпионка мира по спортивной гимнастике (1995), чемпионка Европы (1996), Олимпийская чемпионка Игр в Атланте (1996).

Яна Клочкова

Украинская пловчиха, четырёхкратная олимпийская чемпионка, самая титулованная спортсменка Украины в истории Олимпийских игр. Участница трёх летних Олимпиад: 2000, 2004, 2008 (на последней в заплывах не участвовала).

Яна Клочкова установила 50 рекордов Украины в 25- и 50-метровых бассейнах на дистанциях 100, 200, 400 метров комплексным плаванием; 200, 400 и 800 метров вольным стилем; 100 и 200 метров на спине; 200 метров баттерфляем и эстафетным плаванием. На Олимпийских играх в Сиднее установила мировой рекорд на дистанции 400 метров комплексным плаванием и рекорд Европы на дистанции 200 метров комплексным плаванием.

Александр Москаленко , главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства