Дидактическая игра дикие животные и их следы. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников посредством дидактических игр

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель занятия: обобщение и расширение знания детей о диких животных.

Задачи занятия:

Образовательные: закреплять знания детей о жизни диких животных в зимний период времени, их повадках и отличительных признаках. Учить различать их следы.

Развивающие: развивать активный словарь детей, умение образовывать прилагательные во множественном числе от существительных (лиса – лисьи, медведь – медвежьи…). Способствовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитывать любознательность, уважительное отношение к природе и ее тайнам. Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным.

Предварительная работа:

1. Разучивание загадок, по теме “Дикие животные”;

2. Дидактические игры “Четвертый лишний ”, “Дикие животные”;

3. Рассматривание иллюстраций (дикие животные, забота человека о диких животных);

4. Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр.27;

5. Разучивание физминуток “ Как на горке снег», «Зайка»;

6. Чтение стихотворения Маршака «Снежная страна».

Материал к занятию:

Презентация: «Следы диких животных», фонограмма музыки «В мире животных», карточки со следами диких животных, дидактическое пособие «По следам мышонка Пика», бассейн с песком.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(Звучит музыка «В мире животных»)

Слайд №1.
Воспитатель:
Ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с удивительным миром вокруг нас. Ушла осень, а вслед за ней пришла зима. Белым ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь словно чистые белые страницы какой-то огромной белой книги. И кто ни пройдет по ним, расписывается: «Здесь был такой-то».

Слайд №2.

Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых. Только сложный узор различных следов на снегу говорит о том, что и зимой в лесу продолжается жизнь. Значит, точно тут были разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали…

Слайд №3.

Но кто был? Что делал? А чтобы нам не ошибиться, чьи следы можно увидеть в лесу зимой я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний»

Слайды№4.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Лиса-кошка-собака- коза.
Медведь- кролик- лошадь- свинья.
Коза- овца- лошадь- лось.
Коза- кошка- свинья- заяц.
Белка-собака - коза-овца.
Свинья - корова-еж-лошадь.
Собака - кролик-волк-овца.

(Дети выбирают лишнее животное. Объясняют свой выбор).

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, каких животных вы выбрали.

Слайд№5.

Дети: Лиса- медведь- лось- заяц - белка- еж- волк.

Воспитатель: Как, одним словом мы можем их назвать?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: А почему этих животных называют дикими?

Слайды №6.

Дети: Они живут в лесу.

Воспитатель: Давайте, ребята, немножко отдохнем, и сделаем веселую зарядку.

Физминутка «Как на горке снег»

Как на горке снег, снег
(руки поднимают вверх)
И под горкой снег, снег
(приседают)
И под елкой снег, снег
(поднимают руки вверх, встают)
И под елкой снег, снег
(приседают)
А под елкой спит медведь
(изображают, как спит медведь)
Тихо, тихо не шуметь
(Грозят пальцем).

Воспитатель: Ну что ж, ребята, надо скорее разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы, и в этом нам поможет лесная белая книга, которую принес знакомый мышонок Пик.

«Это – снежная страница.

Вот прошла по ней лисица,

Заметая снег хвостом.

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

(С. Маршак)

Воспитатель: А вот кто и чем в ней писал, вы узнаете, отгадав загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Слайд №7.

Воспитатель: У лисы очень тонкий слух. Она даже слышит, как под глубоким снегом в своих норках пищат мыши. А еще у нее очень острый нюх.

Зимой можно увидеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Воспитатель: А вот и другой зверек пробежал по снегу.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Слайд №8.

Белка ловко перескакивает с дерева на дерево. В этом ей помогает длинный пушистый хвост. Он служит ей и как планер, и как парашют.

На снегу белка оставляет четкий отпечаток лап. От передних след маленький: две точки, и обе рядом. На эти короткие передние лапки белка опирается, а задние выносит далеко вперед и чуть в стороны. От задних лапок след длинный, вытянутый, с отпечатком тонких пальчиков.

Передними лапками белка работает, как руками: срывает шишки, берет орешки, подтягивает ко рту веточки с почками. Шишки – любимый зимний корм белок.

Расскажите, как зимует белка?

Слайд №9.

Дети: К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. К зиме белочка делает съестные припасы.

Воспитатель: Можно ли увидеть следы медведя зимой в лесу? (ответы детей)

Да, Напрасно было бы искать зимой его следы. Ведь, он залегает в берлоге еще до снега. Для него было бы гораздо опасней, если бы он стал делать это позднее. Ведь по следам было бы легко отыскать его берлогу.

Физминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг, у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображает ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

Воспитатель: На снегу можно заметить следы самых разных животных. Но самое интересное скрыто от глаз: под снегом есть целые лабиринты с уютными закуточками, в которых прячутся от хищников и хранят свои съестные.

Конкурс следопытов «Чей след»

(Следы животных нарисованы на карточках. Дети по следу определяют, кому он принадлежит и показывают это животное в движении)..

Воспитатель: В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди читают и разбирают эти знаки глазами. А как же еще читать, как не глазами?

И уж какой у зверей нос «грамотный» - ни за что не ошибется!

Кто чем пишет?

Звери все больше лапами пишут. Кто всей пятерней, кто четырьмя лапами, а кто копытом. Но, оказывается, не всякий в лесу расписывается попросту, некоторые – с хитростью.

Легко и просто разобрать и запомнить белкин почерк:

У мышей почерк хоть очень мелкий, а тоже простой, разборчивый. Вылезая из-под снега, мышь часто делает петельку и тогда уж бежит прямо, куда ей надо, или возвращается к себе в норку. Получаются на снегу длинные строчки двоеточий – одно от другого на одинаковом расстоянии:

Птичий почерк, сороки, скажем, тоже легко разобрать. От трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого пальца – тире (прямая черточка), слайд №10.

А вот разберись в волчьем да лисьем почерке! С непривычки сразу запутаешься. слайд№11.

Лисий след похож на след маленькой собаки. Волчий след похож на след большой собаки. Это – азбука.

Когда волк идет шагом он аккуратно ступает правой задней ногой в след передней левой ноги, а левой задней – в след правой передней. Поэтому следы его ложатся прямо, как по веревочке, строчкой – в одну линейку.

Кто из животных так же путает свои следы?

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать (слайд№12)

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо запомнили следы лесных обитателей? И не перепутаете их никогда? Тогда давайте поможем мышонку Пику определить по следам на снегу, кто же разрушил его дом?

Работа с дидактическим пособием «По следам мышонка Пика» стр. 27

Развитие мелкой моторики. Работа с песком.

(Дети идут с педагогом к песочнице)

Воспитатель: Так как снег в нашей группе растает, мы будем оставлять следы на песке.

Посмотрите на меня, соедините три пальца вместе.

Раз-два-три - превратились в зайцев мы. Оставляют следы зайца.

Сделаем теперь кулачки.

Раз-два-три - а теперь медведи мы. Оставляют следы медведя.

А сейчас раздвинули широко указательный, средний и безымянный пальчики и тоже оставили след.

Молодцы! Чьи следы у вас получились.

Дети: (заячьи, медвежьи, птичьи)

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Вам оно понравилось?

Спасибо вам, вы молодцы!

Дидактические игры по экологии для детей 6-7 лет.

Цель : расширять знаний детей подготовительного возраста о диких животных Крайнего Севера и диких животных тайги и леса.
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к природе.
Развивать умение, образное мышление и логику у детей дошкольного подготовительного возраста.
Закреплять знания детей, через перфокарты, кроссворды.
Активизировать словарный запас.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о диких животных Крайнего Севера и диких животных тайги и леса.

Игра «Кто, что любит?».
Цель: формировать представление детей о хищных животных и травоядных. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением моделей особенностей питания животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его еде.


Игра «Чьи части тела?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по следу. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне дикие животные, на правой стороне части тела этих животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его части тела.


Игра «Кто что любит?».
Цель: формировать представление у детей о корме диких животных. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображение на левой стороне дикие животные, на правой стороне корм диких животных. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его корму.


Игра «Живая пирамида».
Цель: закреплять знания детей о экологической пирамиде. Закреплять знания детей через перфокарты.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне хищные животные, на правой стороне травоядные животные. Дети должны провести стрелку от хищного животного к тем животным каких они ловят.


Игра «Чей хвост?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их хвостам. Закреплять у детей умение пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты на левой стороне животные, на правой стороне их хвосты. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его хвосту.


Игра «Чьи следы?».
Цель: развивать у детей умение систематизировать животных по их следам. Закреплять умение детей пользоваться перфокартами.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям перфокарты с изображением на левой стороне диких животных, на правой стороне их следы. Дети должны провести карандашом стрелку от животного к его следу.
Дидактические игры по экологии для детей подготовительного возраста.
Белый медведь.
Профессия: хищник.
Особые приметы: белый большой с неторопливой походкой.
Одежда: пушистый густой мех защищает от холода.
Меню: корни ягоды, рыба, тюлени.

Северный олень.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: широкое копыто, на голове у всех оленей рога.

Одежда: длинная густая и волнистая шерсть.
Меню: мох, альпийские травы.

Полярный волк.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: хищник.
Особые приметы: клыки, серый хвост.
Одежда: серый густой мех защищает от холода.
Меню: полярные зайцы, северные олени.

Полярный заяц.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: длинные уши.
Одежда: белый пушистый мех защищает от холода.
Меню: мох.

Песец.
Где живёт: на Крайнем Севере в стране вечных льдов.
Профессия: хищник.
Особые приметы: пушистый хвост.
Одежда: белый мех защищает от холода.
Меню: полярными зайцам, лемминагамми.

Лось.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: великан из семейства – оленей, огромные ветвистые рога.
Одежда: коричневая шерсть.
Меню: сочная осина, берёзки, в воде листья и корешки водных растений.

Благородный олень.
Где живёт: в гористых местность покрытые лесом.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: круглыми стволами и ветвями своих рогов.
Одежда: шерсть отливается золотом.
Меню: молодыми побегами деревьев.

Тигр.
Где живёт: в таёжных лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: полосатая окраска, имеет усы и хвост.
Одежда: густая, длинная шерсть.
Меню: кабан, лоси, олени.

Рысь.
Где живёт: в лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: кисточки на ушках, короткий хвост, широкие лапы.
Одежда: яркопетнистая шерсть.
Меню: зайцы.

Волк.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: живёт в стае, воют хором.
Одежда: серая шерсть.
Меню: лоси, олени, кабаны.

Лиса.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: хищник.
Особые приметы: пушистый рыжий хвост.
Одежда: рыжий мех, белая грудка чёрные сапожки.
Меню: мыши, зайцы.

Белка.
Где живёт: в хвойных и смешанных лесах.
Особые приметы: прыгает с ветки на ветку, пушистый хвост.
Одежда: рыжеватая шерсть.
Меню: грибы, орешки, ягоды.

Бурый медведь.
Где живёт: в сибирских лесах.
Профессия: всеядный.
Особые приметы: зимой спит в берлоге.
Одежда: бурая шерсть.
Меню: ягоды, орехи, мёд, птичьи яйца, рыбу.

Заяц.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: травоядное.
Особые приметы: длинные уши, короткий хвост.
Одежда: зимой белая, летом серая.
Меню: кора деревьев, трава.

Ёж.
Где живёт: в глухих местах и лесах.
Профессия: всеядный.
Особые приметы: иголки на теле.
Меню: личинки, грызуны, плоды растений.

Страница 5

Игра «Чьи следы». Цель игры: закрепление знаний о диких и домашних животных, учить различать их по следам, развитие зрительного внимания и памяти. Подготовка к игре: для игры нужны карточки на которых изображены животные и карточки со следами этих животных.

Ход игры: детям нужно подобрать следы к каждому из животных. Кто быстрее и правильнее выполнит задание – получает фишку. Кто больше всего наберет фишек, тот и будет лучшим следопытом.

Детям раздаются карточки, на которых изображены животные. Водящий показывает следы, а дети подбирают следы к своим животным. Детям нельзя ошибаться, при неправильном ответе, ход переходит к другому ребенку.

Игра «От какого дерева лист». Цель игры: закрепление названий деревьев, их частей: закрепление цвета, формы предметов; развитие зрительного внимания, памяти. Развитие аналитических способностей. Подготовка к игре: для игры нужны карточки с изображениями листьев разных деревьев, разной формы и разного цвета.

Ход игры: детям раздаются карточки. Водящий достает по одному листочку и показывает детям. Если такой листочек имеется на карточке у ребенка, то он описывает его и говорит от какого дерева.

Например: «Этот лист зеленого цвета, круглой формы он среднего размера. Это липовый листок». Если ребенок называет все верно, то он получает этот листочек и закрывает им подходящий на своей карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свои листочки на карточке.

Игра «Угадал – беги». Цель игры: закрепить знания учащихся о деревьях и кустарниках, развивать внимание, мышление. Подготовка к игре: для игры нужны загадки о деревьях или кустарниках, которые есть в вашей местности.

Ход игры: учитель читает загадку, учащиеся должны угадать и подбежать к «отгадке» – дереву или кустарнику.

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много много желудей.

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается,

А цветок то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.

Стоит зеленый кустик

В красный горошек.

А тронешь – укусит.

(Шиповник)

Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими.

(Ель и сосна).

На формирование и закрепление знаний учащихся о неживой природе направлены дидактические игры:

Игра «Когда это бывает?». Цель игры: уточнить представления детей о сезонных явлениях. Подготовка к игре: для игры потребуются листья различных растений и различной окраски.

Ход игры: детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это такое?». Цель игры: уточнить представления детей о предметах неживой природы. Подготовка к игре: для игры потребуется природный песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры: детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Игра «Это когда?». Цель игры: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Подготовка к игре: для проведения игры нужны картинки с изображениями снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов.

Новое в образовании:

Психогенная форма задержки психического развития
Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. Исследован...

Содержание процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников
Цель процесса воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников - повышение активности родителей, систематизация имеющихся у них знаний, вооружение практическими приемами работы с детьми. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтап...

Виды декупажа
Выделяют пять видов декупажа – прямой, обратный, художественный, объемный и декопатч. Все они кардинально отличаются между собой, пусть и объединены базовой техникой. Прямой или классический Прямой, или классический декупаж – это декорирование, во время которого картинка приклеивается непосредствен...

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

муниципального образования

город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №116»

Воспитатель:

Дубровина Зоя Александровна

2018год.

Авторская дидактическая игра «Чьи следы?»
Цель:
Формировать у дошкольников элементарные представления об окружающем мире.
Использование информационно- коммуникационных технологий в играх и на занятиях позволяет детям не только легко и прочно усвоить материал, но и развить внимание и логическое мышление, желание высказывать свои мысли.
В набор входит:
Карточки с изображением животных, следы животных.
Как играть:
У этой игры много вариантов.
Можно рассмотреть животное, назвать его, а затем подобрать ему следы.
Можно описать словесно животное, дети угадывают, а затем подбирают след.
Ещё вариант, рисование животных, а затем подбирание следов. Или наоборот.
Правильно угаданный след дикого животного сопровождается иллюстрацией и аплодисментами, что особенно привлекает внимание детей.
Можно разнообразить (усложнить игру), добавив следы птиц и картинки с птицами, животных жарких стран, следы человека без обуви и в различной обуви.
Можно придумать свои правила, всё зависит от вашей фантазии.

Развивающая игра «Чей след?» знакомит детей с обитателями наших лесов. Животные самые обычные, всем известные: волк, лиса заяц, медведь… Поэтому такое задание можно предложить даже малышам 4-5 лет. Беседу о следах лучше начать на прогулке. Отпечатайте свои следы на снегу зимой или на песчаном пляже летом, рассмотрите их с ребенком. Вернувшись домой, достаньте игрушку «Чей след?» и пусть ребенок попробует угадать, какому зверю принадлежат следы. Затем догадку можно проверить – попробовать соединить изображения следа и животного в единое целое. Поскольку каждая карточка разрезана по своему, след сможет подойти только к нужному зверю.
Для детей постарше эту развивающую игру можно превратить в замечательный конкурс. Но для этого вам придется изготовить как минимум два набора карточек-головоломок. А дальше соревнование на время – кто быстрее. Участвовать в конкурсе могут одновременно и два человека и две небольших команды. Еще один вариант для командной игры-конкурса. Каждому участнику выдается по половинке карточки – кому-то со следом, кому-то с животным. Дети должны собраться в пары так, чтобы картинки соответствовали друг другу. Побеждает команда, сделавшая это первой.
Усложнить развивающую игру можно, разрезав все карточки одинаково. То есть любой след может подойти к любому животному. Плюс такого варианта в том, что ребенок более осознано должен соединять картинки, опираясь непосредственно на рисунки, а не на форму линии разреза. Но есть и минус – нужен внешний контроль правильности с вашей стороны. Вы определяете правильно или нет собрана картинка и исправляете ошибки. Если вы собираетесь проводить конкурс с такими картинками, то определять победителя будет нужно уже не только по критерию «кто быстрее», но и «кто точнее».

Как сделать карточки к развивающей игре для детей «Чей след?»

Прежде всего, вам надо распечатать картинки-карточки. Чтобы все они получились у вас одинакового размера, предлагаем вам действовать по следующему алгоритму:
1. Кликните по картинке на сайте, чтобы увеличить ее. Скопируйте картинку (щелкните правой кнопкой мыши и выберете действие «Копировать изображение»)
2. Откройте приложение Microsoft Word и вставьте картинку.
3. Измените размеры рисунка, выставляя ширину изображения 18-19 см. Если картинка «уезжает» за приделы страницы, то в параметрах «обтекание текстом» выберете вариант «вокруг рамки» — картинка станет «послушной».
4. Если вы хотите сделать карточки больше чем 18 см, то используйте альбомное положение листа. Главное, выставляйте одинаковое значение для всех карточек.
5. Перенесите точно так же все остальные картинки и пустите все на печать.
Наклейте распечатанные картинки на картон и положите под пресс из нескольких книг. Вырежьте карточки-картинки. Разрежьте каждую карточку пополам по произвольной линии: углом, волной, по прямой… Если вы собираетесь сделать на всех карточках одинаковый разрез, обязательно сделайте шаблон, наметьте по нему линию разреза, а потом уже режьте.

Карточки к развивающей игре для детей «Чей след?»


Заяц – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»


Белка – карточка к развивающей игре для детей от 4 лет «Чей след?»