Все пустое. О необходимости реформирования процедуры формирования совета федерации федерального собрания российской федерации

Любые успешные конституционные реформы, и особенно реформы, осуществление которых связано с принятием новой конституции, всегда являются результатом длительного общественного диалога, обсуждения перспектив государственного развития, поиска консенсуса, согласования различных взглядов на будущее общества. Если конституционная реформа проводится несвоевременно или излишне форсировано, не разрешает сложившиеся социальные противоречия, «ломает» устоявшиеся форматы взаимодействия внутри общества, такая конституционная реформа навряд ли сможет решить задачи, на решение которых она была направлена. При проведении любых конституционных преобразований должны учитываться не только актуальные социальные и экономические факторы, но также и историческое наследие, которое во всяком случае оказывает влияние на трансформацию правовой системы и образ конституционного идеала, сложившийся в конкретном обществе.

В приведенном отношении особенно примечателен опыт Республики Куба, Национальная ассамблея народной власти которой 22 июля 2018 года одобрила проект новой Конституции. Конституционный проект направлен как на создание качественно новых условий для общественного взаимодействия в самых различных сферах отношений, так и на сохранение достижений революции и ценностей коллективизма. Новая Конституция Республики Куба, не отвергая, но отнюдь, выражая уважение предшествующему опыту государственного строительства, призвана продолжить и приумножить результаты народно-освободительной борьбы, в результате которой стало возможным создание Острова Свободы. Проект Конституции Республики Куба безусловно является новым этапом конституционного развития государства.

Сочетая признание значимости рынка и плановый характер отдельных секторов экономики, частную собственность и коллективную собственность на некоторые из средств производства, определение ведущей роли Коммунистической партии Кубы в сфере государственного управления и открытость органов государства к взаимодействию с гражданами, новый Конституционный проект призван удовлетворить ожидания максимально широких групп населения.

Новая Конституция позволит обеспечить стабильность и гибкость правовой системы государства, создать условия для планомерного развития общественных отношений – с этой целью Национальная ассамблея народной власти наделяется полномочиями интерпретировать конституционные положения.

Проект Конституции предполагает учреждение разветвленной системы публичного управления, необходимой для обеспечения эффективности деятельности государства. Так, в частности, Конституционным проектом предусматривается учреждение должности Президента Республики Куба – главы государства, избираемого Национальной ассамблеей народной власти из числа депутатов Национальной ассамблеи, должности Вице-Президента, высшего коллегиального органа исполнительной власти – Совета Министров.

Отдельное внимание в тексте проекта Конституции Республики Куба уделено правам и свободам человека, необходимости их обеспечения в соответствии с передовыми международными стандартами – так, в частности, положениями Конституционного проекта гарантируются свобода от произвольных задержаний (статья 50), права лиц в период их содержания под стражей и лишения свободы, а также право на социальную реинтеграцию после отбытия наказания (статья 51), тайна связи (статья 53), свобода передвижения (статья 54), свобода самовыражения и свобода совести (статья 59).

Положения Конституционного проекта предусматривают особенные гарантии участия населения в решении дел местного значения – гарантируется право петиций, право на проведение народных консультаций по вопросам местного значения, право представлять предложения по решению вопросов местного значения, закрепляются иные основные формы взаимодействия населения и местных органов власти.

Примечательно, что конституционная реформа в Республике Куба осуществляется в строгом соответствии с положениями действующей Конституции – необходимые решения уже приняты на уровне Национальной ассамблеи народной власти, являющейся представительным органом государственной власти, окончательное же решение может быть принято на референдуме, при непосредственном участии всего населения Республики Куба.

Конституционная реформа в Республике Куба является одним из самых нетипичных примеров государственно-правового развития среди современных государств. Конституционная реформа, которую мы наблюдаем в настоящее время, – это реформа, которая предполагает эволюцию существующего строя при сохранении конституционной идентичности Кубы. Проект новой Конституции отражает все уникальные черты кубинского правопорядка.

Госдума приняла президентский закон о новом порядке формирования Совета Федерации. Теперь закон должен одобрить сам Совет Федерации 28 ноября, а затем подписать президент. Очевидно, в ближайшее время так и произойдет.

Остается вопрос, какая дальнейшая судьба ожидает верхнюю палату Федерального собрания.

История вопроса

Порядок формирования Совета Федерации, первое заседание которого прошло в январе 1994г., неоднократно менялся. Поиски такого принципа формирования СФ, который бы наиболее полно обеспечивал главное предназначение палаты - представлять и отстаивать интересы регионов, ведутся на протяжении всей истории ее существования. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что Конституция РФ не содержит прямого указания о способе создания верхней палаты российского парламента. В статье 95 Конституции говорится лишь, что в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого региона - 1 от законодательной и 1 от исполнительной власти.

Депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны сроком на 2 года (1994–1995гг.) 12 декабря 1993г. гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Со второй половины 1994г. стал дебатироваться вопрос о порядке формирования Совета Федерации следующего созыва, а в декабре 1995г. был принят закон, по которому в состав СФ входили губернаторы и главы законодательных собраний регионов, они работали в палате на непостоянной основе. Это привело, с одной стороны, к усилению влияния региональных элит, с другой - выявило необходимость работы палаты на более профессиональной и постоянной основе.

Некоторые эксперты заговорили о "чрезмерном влиянии региональных элит на федеральную политику", это выражалось в том, что многие законодательные акты, направленные на укрепление федеральной власти, не одобряются Советом Федерации. В этой связи встал вопрос о целесообразности пересмотра норм, установивших порядок формирования Совета Федерации, переходе к выборам членов СФ или к их избранию региональными органами государственной власти. В таком случае "будет достигнута главная цель, когда на главу органа законодательной (представительной) или исполнительной власти субъекта РФ не будет распространяться неприкосновенность по статусу члена Совета Федерации. Это существенно расширит возможности федеральной власти влиять на действия руководителей регионов, в том числе используя нормы уже действующего законодательства (например, главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступления против государственной власти, интересов государственных службы и службы в органах местного самоуправления")", отмечалось в материалах, подготовленных Министерством по делам Федерации и национальностей РФ к семинару, проведенному Фондом стратегических разработок в апреле 2000г.

27 июня 2012г. президент В.Путин внес в Госдуму свой законопроект о порядке формирования верхней палаты, который, по словам В.Матвиенко, стал "чуть-чуть понятнее и внятнее" документа, подготовленного верхней палатой парламента. 20 ноября Госдума приняла его в окончательном 3-м чтении.

Постулаты законопроекта

Документом предусматривается, что кандидатом для наделения полномочиями члена СФ может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта РФ в течение пяти лет, предшествующих выдвижению.

Сохранятся непартийный принцип работы палаты. В СФ, в отличие от Госдумы, нельзя создавать партийные фракции.

Законом определяются две различные процедуры наделения полномочиями члена СФ - представителя от законодательного органа и члена СФ - представителя от губернатора субъекта РФ. При проведении выборов губернатора субъекта РФ каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена СФ. Список кандидатур и сведения о них представляются кандидатом на должность губернатора субъекта РФ в избирательную комиссию одновременно с документами, необходимыми для его регистрации.

Решение о наделении полномочиями члена СФ от законодательного органа субъекта РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в СФ от законодательного органа может быть только депутат этого органа.

Законом исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена СФ по инициативе губернатора или законодательного органа субъекта РФ. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2013г. При этом член СФ, избранный или назначенный до вступления в силу данного документа, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена СФ.

Мнение

Можно предположить, что принятый закон о порядке формирования СФ не станет последним, и поиски оптимального механизма формирования палаты и места Совета Федерации в системе законодательной власти в целом будут продолжаться. Некоторые эксперты полагают, что полномочия Совета Федерации нужно расширить. Так, руководитель Центра исследований федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентей полагает, что Совету Федерации нужно предоставить право вносить поправки в законы, принятые Госдумой (сейчас СФ может либо одобрить, либо отклонить закон, поступивший из Госдумы).

По его мнению, переход к выборам в Совет Федерации - назревшая проблема. "Но если мы не определимся с целями этих выборов, они ничего не изменят по существу. Чтобы этого не произошло, требуется определенность по главной проблеме. Это - место Совета Федерации в системе законодательной власти как палаты регионов, - заявил он на заседании научно-экспертного совета при председателе СФ 24 апреля 2012г. - Выступая в таком качестве, Совет Федерации должен перестать играть роль просто высшего законодательного органа. Обусловлено это тем, что представительство в нем всех субъектов Федерации делает его единственным, кто способен обеспечить, во-первых, законодательное оформление приемлемой для России модели федеративных отношений, во-вторых - правовое обеспечение реализации адекватной отечественным реалиям региональной политики".

Наталья Капышина, РБК

Федеративная реформа

Реформа заключалась, в частности, в создании Федеральных округов и института полномочных представителей, отмене выборности губернаторов, укрупнении ряда субъектов федерации.

Весной 2000 года Путин направил в Госдуму пакет важных законопроектов, знаменующих начало административно-правовой реформы. Была сформулирована задача остановить дезинтеграцию России, вызванную игнорированием губернаторами и законодательными собраниями субъектов федерации норм Конституции и федеральных законов, возведением межрегиональных барьеров на пути движения товаров и капиталов.

В 2003 г. начался второй этап реформы федеративных отношений, предпринятой Путиным. Одним из направлений реформы на этом этапе стало укрупнение субъектов РФ. А первыми «кандидатами» на объединение стали автономные округа.

После переизбрания Путина Президентом РФ на второй срок процесс укрупнения субъектов федерации ускорился.

13 сентября 2004 г. Путин выступил с предложениями по новому порядку избрания губернаторов. В конце 2004 г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Летом 2000 года Путин подписал федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». В Совет Федерации, согласно документу, от каждого субъекта РФ входят по одному представителю законодательного и исполнительного органов госвласти региона. Членом СФ может быть избран (назначен) гражданин России не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы госвласти. Представитель от законодательного органа избирается законодательным органом региона на срок полномочий этого органа, а при формировании органа путем ротации -- на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель от двухпалатного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. При этом кандидатуры для избрания вносятся на рассмотрение председателем законодательного органа или поочерёдно председателями палат. Решение об избрании представителя принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного органа -- совместным постановлением обеих палат. Представитель в СФ от исполнительного органа госвласти субъекта РФ назначается главой региона на срок его полномочий. Решение о назначении оформляется соответствующим указом и в трехдневный срок направляется в законодательный орган региона. Указ вступает в силу, если на ближайшем заседании этого органа две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя.

Реформа Путина заметно изменила роль губернаторов, которые в период правления Ельцина стали силой, угрожавшей стабильности центра. Теперь позиции губернаторов были сильно поколеблены. Фактически они лишились прямого доступа к президенту, так как между ними и Кремлем появился новый институт федеральной власти - инспектуры. Теперь всенародно избранные губернаторы могли быть уволены президентом, а региональные парламенты - распушены. Новый закон, принятый Государственной Думой 19 июня 2000 г., предусматривал возможность роспуска президентом регионального парламента и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ в случае «препятствия для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушений прав и свобод человека и гражданина, прав и охраняемых законом интересов юридических лиц». 282

Следующим шагом патитической реформы Путина стало принятие 5 августа 2000 г. федерального закона РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Новым законом отменялся порядок формирования СФ РФ «по должности», то есть губернаторы и спикеры региональных парламентов уже не могли быть «сенаторами». Теперь верхняя палата российского парламента формировалась из представителя законодательного собрания и представителя руководителя региональной администрации. Кандидатура представителя от законодательного органа власти вносилась на рассмотрение местного парламента спикером и утверждалась простым большинством. Кандидатура представителя от исполнительного органа власти назначалась губернатором, утверждалась указом, который направлялся в региональный парламент и там утверждался. Реформа вызвала ропот среди губернаторов: главы крупных регионов Э. Росссль, М. Прусак. А. Тулеев и др. выступили с открытой критикой действий президента. М. Прусак высказался прямо: «Мы проиграли, и теперь надо красиво и достойно уйти». А.Тулссв назвал реформу Совета Федерации объявлением войны губернаторам. 283 Сам Путин так объяснял логику производимой реформы: «Сегодня губернаторы и руководители республик являются институтами исполнительной власти. А будучи членами Совета Федерации - одновременно и парламентариями, то есть соавторами законов, которые сами же должны исполнять. Это… фактически нарушение принципа разделения властей». 284

Такое изменение принципа формирования Совета Федерации внесло ощутимые поправки в композицию элиты. Губернаторы теперь не имели возможности регулярно собираться вместе для обсуждения актуальных проблем и выработки согласованных подходов. Территориальные ассоциации губернаторов, которые в последние годы ельцинского правления играли все более заметную роль, распались. Коалиция сенаторов, представлявших регионы-доноры, которая осмеливалась ставить условия Кремлю и считала себя всемогущей, теперь была рассеяна. Губернаторы лишились не только возможности согласованно вырабатывать решения и оказывать давление на центр, но и возможности апеллировать лично к президенту. Теперь они должны были решать все возникающие вопросы с полпредами и их аппаратом. Федеральные инспектора приобрели больше полномочий, нежели бывшие представители президента, и теперь они то и дело внедрялись в сферу компетенции губернаторов, ощущая уверенность в поддержке их действий федеральными структурами.

Более того, несмотря на многочисленные жалобы губернаторов, что федералы мешают им работать и вносят хаос в управление регионами, полпреды набирали все больший вес. В каждом федеральном округе были созданы координационные советы по безопасности, куда вошли руководители всех силовых и правоохранительных органов региона (начальники военных гарнизонов, руководители управлений ФСБ, милиции, прокуроры и пр.) и консультативно-экспертные советы по предпринимательству, членами которых стали видные бизнесмены и директора предприятий. Получалось, что полпреды консолидировали силы федеральных структур, противопоставляя их деятельности структур региональных. Из-под контроля губернаторов постепенно выходила их главная опора - управления внутренних дел. Бывшие начальники региональных силовых ведомств, подчиняясь теперь полпредам, а не губернаторам (как это фактически было в конце 90-х годов), лишили местную элиту серьезной базы поддержки. Как признался полпред в Приволжском федеральном округе С. Кириенко, накануне реформы 2000 г. «реально независимым от региональных властей остался только командующий военным округом». 285 В то же время произошло укрепление президентской власти, так как, выстроив вертикаль «президент - администрация президента РФ - полпреды - федеральные инспектора», Кремль приобрел разветвленную сеть опорных групп, имеющих представительство во всех без исключения регионах и состоящих в значительной степени из людей в погонах.

Рисунок 5. Профессиональный состав главных федеральных инспекторов в 2000–2002 гг. 286

Рисунок 6. Конфигурация верховной власти при В. Путине

Таким образом, принятие пакета из трех законов изменило баланс сил на российской политической арене. Власть региональной элиты была существенно ослаблена, а власть президентских структур - усилена. Для того, чтобы не вызвать волны недовольства губернаторов, Кремлю потребовалось заранее запланировать меры по снятию напряжения. Этой цели служили два других законодательных акта, входящих в президентский пакет 2000 г.: «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», принятый Госдумой 7 июля 2000 г., и указ президента РФ № 602 от 1 сентября 2000 г. «О Государственном совете Российской Федерации». Первый из указанных актов давал губернаторам право отстранять от должности глав местного самоуправления (за исключением глав столиц и административных центров регионов). Раньше этим правом был наделен только президент России. Но эта мера не столько компенсировала губернаторам потерянную власть, сколько еще раз указывала на то, что теперь Кремль предлагает заниматься региональной элите своими внутренними проблемами, главным образом хозяйственными, и не вмешиваться в работу федеральных органов власти.

Создание Госсовета РФ - этого нового «совещательного органа, содействующего реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти», 287 - было призвано хотя бы отчасти восстановить баланс сил, продемонстрировав губернаторам, что Кремль не намерен полностью вытеснить их с поля высокой политики. Потеряв позиции в Совете Федерации, региональные лидеры вновь получили возможность лично встречаться с президентом страны, пусть и на «совещательной основе». Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе семи членов, которые отбираются президентом РФ и подлежат ротации один раз в полгода (статья 3.8. указа № 602). Бывшие сенаторы и после реформы СФ получают федеральную «площадку» для консультаций. Создание Госсовета продемонстрировало намерение В. Путина расширить круг проводимых консультаций и «нулевых чтений» со всеми значимыми группами российской элиты для того, чтобы минимизировать сопротивление проводимой реформе и в то же время стремиться к достижению консенсуса по важнейшим вопросам государственной политики.

Этот этап реформы Путина привел к тому, что была устранена главная причина слабости государства, построенного его предшественником Ельциным, которая крылась в разрушении управленческой вертикали, что привело к определенному вакууму власти федеральных структур, утрате ими контроля и механизмов воздействия на политический процесс в масштабах страны, к агомизации элиты. Путин вернул Кремлю значительный объем власти над регионами, расширил базу поддержки центра на местах и наметил пути для восстановления действия механизмов управления территориями, не нарушая при этом демократических принципов (по крайне мере формально). Была создана управляемая, сверху донизу упорядоченная система исполнительной власти, усилено федеральное присутствие в регионах. Надо отметить, что Путин не пошел по пути, который активно обсуждался среди элиты: отменить выборы губернаторов. Мировое сообщество, без сомнения, восприняло бы такой шаг как возврат к старым методам авторитарного правления. Была избрана иная стратегия - ввести в каждый регион президентских назначенцев, которые в новой иерархии власти заняли более высокое место, нежели главы субъектов Федерации при Ельцине. Реформа Путина 2000 г. восстановила субординацию элитных групп, усилила центр и его контроль над регионами. Если весь период правления Ельцина власть рассредоточивалась, перемешаясь от центра к регионам, то в первый же год правления Пугина процесс был обращен вспять: власть вновь стала возвращаться в центр, центробежные тенденции уступили место центростремительным. Опасность неуправляемости территорий и неподчинения региональных лидеров Кремлю была преодолена.

На реализацию принципа разделения властей оказывает существенное влияние взаимодействие федеральных органов государственной власти с региональными (органами государственной власти субъектов Федерации). Именно на данном направлении были сосредоточены усилия президентской власти в начале 2000-х гг. Причиной явилась резко обозначившаяся политика децентрализации, под знаком которой проходили 1990-е гг., которая привела к экономическому спаду и снижению административного потенциала государства. Отечественный политолог В.Гельман, суммируя оценки различных исследований, выделил следующие тенденции, способствующие децентрализации:

Передача регионам важнейших ресурсов – институциональных (возможность принятия регионами законов, противоречащих федеральным), административных (самостоятельное формирование органов власти в субъекте, влияние на назначение руководителей федеральных структур, включая силовые, влияние на региональные власти финансово-экономических и криминальных структур), экономических (переход под контроль региональных администраций части государственной собственности и значительной доли бюджетных средств – до 60%);

Нарастание ассиметрии как в отношениях между Центром и регионами, так и в политическом и экономическом статусе самих регионов, вследствие распространения практики двусторонних договоров о разграничении полномочий между субъектами федерации и Центром (в 1990-х гг. было заключено 42 договора с 47 субъектами ) и предоставления эксклюзивных прав некоторым этническим республикам (Татарстан, Башкортостан), а также экономически процветающим регионам;

Утрата Центром рычагов воздействия на региональные политические процессы, превращение региональных элит в ведущих акторов общероссийского политического процесса, способных играть роль «группы вето» в ходе федеральных выборов, вынуждая Центр к новым уступкам.

Весной 2000 г. обозначились основные направления внутрен­ней политики нового президента: реорганизация государства, преследующая цель укрепле­ния центра, а также всей вертикали власти; отстранение бизнес-элиты от центров политической власти; либерально-рыночные нововведения в экономическую и социальную политику.

Реорганизация вертикали государственной власти включила в качестве важнейшей меры создание семи федеральных округов, оказавшихся промежуточным и одновременно связующим зве­ном между центром и регионами России. Федеральные окру­га - Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, При­волжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Основной задачей полномочных представителей Президента являлось приведение политики и правовой базы субъектов Федерации в соответствие с общефедеральными законодательст­вом и государственной политикой. Введение полномочных представителей в Со­вет Безопасности Российской Федерации и фактически, и формально воз­высило их над всеми губернаторами, а также над большинством фе­деральных министров и законодателей.


Хотя в решении о создании федеральных округов указывалось, что задача президентских полпредов - не руководство регионами, а регулирование и координация действий федеральных органов власти на местах, их деятельность первое время порождала серьезные конфликты. Однако, уже через год после создания федеральных округов и института полпредов Президент выразил удовлетворение реформой, выделив среди ее поло­жительных следствий приведение законодательных актов регио­нов в соответствие с федеральной Конституцией.

Вторая важная реформа в механизме государственной вла­сти - реорганизация Совета Федерации, верхней палаты Феде­рального собрания - также серьезно ущемила статус региональ­ных лидеров. Губернаторы и председатели региональных законо­дательных собраний, являвшиеся по статусу и членами верхней палаты, должны были, согласно реформе, рас­статься с местами в Совете Федерации. Вместо них членами Совета Федерации становились рядовые представители региональных исполнитель­ных и законодательных органов. В результате уменьшались как возможности влияния региональных лидеров на центральную власть, так и политический вес самих регионов. Региональные лидеры сначала оказали сопротивление реформе, но в июле 2000 г. вынуждены были уступить объединенным усилиям Президен­та и Государственной Думы.

В-третьих, президент создал для губернаторов Государствен­ный совет, совещательный орган, призванный давать стратеги­ческие рекомендации для разработки новой законодательной базы. Как и Государственный совет, созданный некогда Алексан­дром I, он не обладает реальными властными полномочиями. Новое коллективное представительство губернаторов было несравнен­но менее влиятельным, чем прежнее: Госсовет собирается не чаще одного раза в три месяца, а в промежутках от его имени действует президиум из семи губернаторов. Поскольку президиум регу­лярно полностью сменяется, он, как и Госсовет, не может приобре­сти роли реального властного института.

В отношениях с регионами была применена тактика отказа от договорных отношений. Так, к 2002 г. осталось в силе 14 договоров с субъектами федерации, остальные были тем или иным путем денонсированы. Это привело к выравниванию политических статусов регионов.

Изменение налогового законодательства снизило поступления в региональные бюджеты, что сделало их более зависимыми от трансфертов из Центра, который к тому же стимулировал перераспределение собственности в регионах в пользу общероссийских финансово-промышленных групп.

Важным шагом по укреплению вертикали власти стало принятие поправок к действующему законодательству, которые дали президенту право временно отстранять губернаторов от должности, если в отношении них возбуждено уголовное дело, а также распускать законодательный орган власти субъекта федерации, не исполняющий постановления суда. На главах субъектов федерации теперь лежала ответственность не только за выполнении предвыборных обещаний, но и за исполнение федеральных законов, указов Президента, актов правительства и судебных решений.

Реформирование осуществлялось и по другим направлениям. В 2001 г. был принят закон «О политических партиях», запретивший регистрацию региональных партий, которые чаще всего управлялись региональными элитами. В 2002 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые предполагали избрание не менее 50% депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Целью этих преобразований являлось повышение роли партий как в федеральном, так и в региональном политическом процессе.

Реформа государственного механизма в начале 2000-х гг. позволила федеральной власти повысить управляемость регионами, оказывать влияние на политическую элиту субъектов федерации и с наименьшими препятствиями проводить в жизнь свою волю, что привело к стабилизации политической жизни в стране.

9. Реформа политической власти 2004 г.

13 сентября 2004 г., выступая на расширенном заседании Правительства с участием глав субъектов Российской Федерации, Президент России предложил новую реформу политической власти, продиктованную необходимостью повышать эффективность органов власти в решении всего комплекса стоящих перед страной проблем. Реформа была продиктована захватом террористами школы в Беслане и другими террористическими актами, которые были осуществлены на территории страны. Суть предложений, высказанных Президентом, свелась к следующим преобразованиям:

1. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации избираются законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Такой принцип формирования высшей исполнительной власти в регионах соответствует принципам образования Правительства Российской Федерации.

2. Одним из механизмов, обеспечивающих реальный диалог и взаимодействие общества и власти в борьбе с террором должны стать общенациональные партии. В интересах укрепления политической системы страны введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу.

3. Образована Общественная палата как площадка для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений и законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, имеют общенациональное значение. В январе 2006 г. Общественная палата приступила к работе.

В соответствии со ст.32 Конституции России каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В реальной действительности это право оставалось декларативным, потому что граждане, не имеющие поддержки финансовых, административных, корпоративных или криминальных структур, не могут всерьез рассчитывать на успех в предвыборной борьбе. Поэтому нередко к руководству регионами приходили политики, обязанные своим избранием соответствующим структурам и в дальнейшем свою деятельность строили из их интересов, а не из интересов большинства граждан. А так как должность руководителя администрации является выборной, то, несмотря на недовольство народа, добиться смещения такого руководителя федеральным органам власти было практически невозможно. Президент предложил эту систему власти сделать полностью подконтрольной федеральному центру, так как именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, поэтому за низкую эффективность работы органов государственной власти в субъектах федерации он несет персональную ответственность.

В каждой стране, перешедшей к демократизации, складывается своя система, которая основывается как на международном опыте, так и на национальных особенностях. Демократия в России только ищет свой путь, который сможет привести к созданию эффективной системы власти, заботящейся о людях и поддерживаемой обществом.

Голосование по партийным спискам вводится с целью ускорения политической социализации граждан, которые, по замыслам реформаторов, будут вынуждены разбираться в политических программах партий, чтобы сделать правильный выбор. Предполагается, что в такой системе сложнее будет избираться во власть популистам, демагогам и другим политикам, для которых интересы людей не являются определяющим критерием в практической политической деятельности, а политические партии будут разрабатывать свои программы, исходя из интересов тех или иных больших социальных групп, которые станут электоральной базой политических субъектов. Эффективность деятельности каждой политической партии можно будет определить по результатам политической практики после прихода к власти. Политическая партия, не оправдавшая ожиданий избирателей, на следующих выборах не сможет гипотетически добиться такой поддержки, которая могла бы обеспечить ей место в новых органах государственной власти. Такая схема эффективно работает в ряде демократических стран.

В российское законодательство были внесены также следующие изменения: установлен семипроцентный барьер для прохождения политической партии на выборах в российский парламент; предоставлено право политической партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России своего кандидата на пост главы исполнительной власти субъекта федерации.

Практическое решение вопросов повышения эффективности государственной власти неизменно приводит к дискуссии о потенциальных опасностях, подстерегающих общество на данном пути. Так, в частности современные споры о «вертикали власти» предполагают три различных взгляда на проблему: во-первых, как средство для обеспечения единства, силы и эффективности государства; во-вторых, временная мера, связанная с террористической угрозой; в-третьих, как курс на свертывание демократии в стране, подрыв неокрепших демократических ценностей и институтов.

Для того, чтобы у граждан не возникало чувства опасности за демократическое будущее, представляется необходимым, во-первых, создание такой системы власти и управления, которая не подавляла бы многообразие существующих в обществе интересов и потребностей, а способствовала их реализации, и, во-вторых, характерными чертами каждого человека должны стать стремление к согласию и общественной солидарности, а также потребность контроля за властью.