Шлем виртуальной реальности VFX3D. Дополнительные элементы управления

Шлем виртуальной реальности VFX3D

Каски на голову Господа!

Трудно придумать более яркий символ эпохи цифрового мира, нежели шлем виртуальной реальности. Достаточно вспомнить любой голливудский фильм на эту тему: герой обязательно надевает на голову нечто напоминающее либо каску, либо гипертрофированные очки для того, чтобы попасть в виртуальный мир и начать свою вечную борьбу с всемирным злом.

Так уж получилось, что основным источником восприятия для человека как в виртуальном, так и в реальном мире служит зрение. Поэтому множество компаний ломало голову над созданием удобных приспособлений, позволяющих погрузиться в виртуальный мир. Одним из пионеров данной области стала компания IIS (Interactive Imaging Systems). Ее первый продукт (шлем виртуальной реальности VFX1) вышел на рынок более 5 лет назад и, хотя не получил большого распространения, но, тем не менее, стал значимой вехой на пути устройств виртуальной реальности к конечному пользователю. До этого момента область виртуальных технологий в основном являлась прерогативой военных. Так уже давно существуют и успешно используются варианты шлемов виртуальной реальности для пилотов вертолетов и некоторых вариантов военных тренажеров. Обычный пользователь может лишь облизываться, глядя на характеристики военных устройств: по сравнению с тем, что предлагается обычным пользователям, это небо и земля. Правда, стоит отметить, что стоят такие шлемы до 250000 долларов, что на фоне нескольких десятков миллионов за сам вертолет, конечно, кажется копейками:)

Увы - прогресс в области шлемов виртуальной реальности движется очень медленно. Если его сравнивать, например, с темпами эволюции процессоров или видеоакселлераторов, то кажется, что на рынке шлемов вообще царит застой. Однако это не так. Во-первых, в последнее время значительно увеличилось количество компаний, выпускающих подобные устройства. Во-вторых же, для них нашлось дополнительное применение. Использование очков или шлемов виртуальной реальности при просмотре DVD-фильмов (к примеру, с портативного плеера), позволяет получить эффект присутствия в кинотеатре. Для тех, кому это интересно, могу порекомендовать вот этот сайт , где можно посмотреть на все многообразие устройств виртуальной реальности.

От наших друзей из компании "Multimedia Club " нам достался на тестирование эксклюзивный экземпляр шлема виртуальной реальности VFX3D от компании IIS. Данный шлем является результатом эволюции VFX1, с которого начинала компания-производитель.

Для начала небольшое отступление о том, что же такое шлем виртуальной реальности и как он работает. Шлем представляет собой комбинацию из трех основных систем виртуальной реальности:

  1. Аудио - как правило, в виде наушников. В дорогих моделях иногда используются квадро-наушники для обеспечения более комфортного прослушивания 3D-звука.
  2. Видео - два монитора (или панели) по одному на каждый глаз. Они могут быть жидкокристаллическими (LCD) или CRT (в последнее время редкость). Теперь немного о таком животрепещущем моменте, как разрешающая способность панелей. Производители часто указывают максимальную разрешающую способность, в которой может работать устройство, но оно часто не соответствует физическому разрешению панели. Вычислить реальное разрешение панелей можно по формуле высота*ширина*3пиксела=реальный размер панели (3 пикселя это RGB, для того чтобы получить один цветной пиксель). Таким образом, для получения разрешения 640*480 в шлеме должны стоять панели 640*480*3= 921600 пикселей.
  3. И последний "кит", на котором стоит технология, это ориентация в пространстве (треккинг). В отличие от очков виртуальной реальности, которым требуются дополнительные сенсоры движений головы, шлемы всегда имеют встроенные сенсоры, причем, как правило, на несколько направлений движения. Обычно это: поворот головы вправо/влево, наклон головы вправо/влево, наклон головы вверх/вниз.

Работает шлем достаточно примитивно. Вы просто подключаете его к компьютеру и получаете изображение, которое в данный момент существует на дисплее. Для более интересных режимов, скажем просмотра стерео или трекинга в виртуальном мире, необходимо иметь соответствующее программное обеспечение, которое позволит вам использовать эти возможности шлема.

Ну а теперь перейдем к рассмотрению конкретной модели шлема, попавшей к нам на тестирование.

Технические характеристики

  • Видео
    • Два ЖКД с диагональю 0.7 дюйма
    • Разрешение каждого 360000 пикселей
    • 16 бит цвет
  • Оптика
    • Угол обзора 35 градусов
    • Фиксированный фокус: 11 футов
    • Можно использовать вместе с очками
  • VOS (система ориентации в виртуальном пространстве; треккинг) - 3 сенсора
    • Yaw (поворот головы вправо/влево) 360°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
    • Pitch (наклон головы вверх/вниз) ±70°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
    • Roll (наклон головы вправо/влево) ±70°, чувствительность ±0.1° (12 бит)
  • Аудио
    • Высококачественные наушники
    • Диапазон поддерживаемых частот: 20 Гц-20 КГц
    • Встроенный регулятор громкости
  • Контроль параметров
    • Яркость
    • Контраст
    • Цветность
    • Подсветка
    • Видеорежимы: Mono, Stereo 1, Stereo

В комплекте поставки входят следующие вещи: Шлем, черная коробочка LinkBox, к которой непосредственно подключаются все источники сигналов, и огромное количество шнуров для подключения чего-то куда-то:). К сожалению, в комплекте, который достался нам, не было ни инструкции, ни программного обеспечения. Так что пришлось лезть в сеть в поисках недостающего. По счастью, на сайте IIS можно без труда найти все необходимое.

Также мне достался джойстик CyberPack, который ранее поставлялся в комплекте со шлемом, но теперь является как бы дополнительной периферией. Принцип работы этого джойстика основан на работе системы трекинга шлема. Джойстик имеет два сенсора, которые позволяют контролировать его наклоны вправо/влево и вперед/назад, что и соответствует осям x и y, а также три кнопки.

Однако приступим к стадии установки. Основой всех подключений является "черная коробочка" LinkBox. На фото внизу можно увидеть все разнообразие ее коннекторов.

На фото слева сторона, отвечающая за "выход" сигнала. Здесь присутствуют два разъема: S-Video и разъем непосредственно осуществляющий связь LinkBox со шлемом. Также здесь расположена кнопка включения питания всей системы.

На фото справа сторона, выполняющая противоположную задачу т.е. связь с компьютером. Слева направо: Audio вход - соединяется с разъемом Line Out на аудио карте, VGA - через специальный pass-through кабель подключается непосредственно к разъему видео карты, а уже в него подключается монитор (более подробно этот кабель можно рассмотреть на фото внизу), RS-232 вход соединяется со свободным COM портом компьютера и, наконец, разъем для блока питания, который обеспечивает работоспособность всей этой системы.

Последствия использования VGA pass-through кабеля были довольно плачевными. Картинка на мониторе стала "мыльной" в лучших традициях старых китайских видеоакселлераторов на чипсете Voodoo 1, которые также использовали похожий VGA pass-through кабель.

На этом фото можно увидеть полностью собранный комплект, но пока не подключенный к компьютеру.

Установка программного обеспечения очень простая. Вы запускаете программу, и она устанавливает две утилиты и драйвера, необходимые для работы системы трекинга шлема.

VFX control Утилита обеспечивает калибровку треккинг сенсоров и настройки программного интерфейса. VFXLauncher Эта программа по идее должна дать возможность запускать имеющиеся у вас на компьютере игровые программы в режиме, позволяющем вам максимально использовать возможности шлема VFX3D.

Джойстик CyberPack подключается как стандартный джойстик к игровому порту. После этого вам необходимо прописать его в разделе Game Controllers как обыкновенный джойстик с двумя осями и тремя кнопками.

Теперь можно перейти к процессу калибровки, как сенсоров шлема, так и сенсоров джойстика Cyberpack. Калибровка джойстика осуществляется в разделе Game Controllers как обыкновенного джойстика (стандартными средствами). Надо сказать, что с непривычки придется довольно долго возиться с калибровкой джойстика, так как для начала требуется полностью овладеть и осознать систему его управления. Не могу сказать, что она показалась мне удобной, но в виртуальном мире она кажется вполне естественной: наклон руки вперед - движение вперед, наклон руки вправо - поворот вправо и т.п.

Калибровка шлема процесс более утомительный из-за большего количества сенсоров. Для калибровки используется, как уже говорилось выше, утилита VFXcontrol. Конечно, можно оставить установки по умолчанию и в большинстве игр они будут работать более-менее приемлемо, но для полного комфорта стоит потратить несколько минут на процедуру калибровки сенсоров. Калибровка достаточно проста, но несколько утомительна. Необходимо откалибровать все три сенсора движений один за другим. Рекомендуется начинать с сенсора поворота головы Yaw. Для этого, нажав кнопку Calibration необходимо медленно повернуть шлем на 360 градусов проделать это три раза, а потом повторить похожую процедуру для остальных двух сенсоров(Pitch,Roll) после чего отключить кнопку Calibration.

Затем можно обратиться к секции INTERFACE SETUP. Фактически здесь нас интересует только один пункт: DirectX Support ON. Он отвечает за работу сенсоров треккинга в играх, используя процедуры DirectX. Таким образом, для работы со шлемом пользователю необходимо использовать исключительно Directx и навсегда забыть об OpenGL и Glide.

Здесь меня поджидал первый подводный камень. Как выяснилось, драйвера шлема не могут работать с DirectX старше версии 7.0a. Пришлось заняться мучительной процедурой "отползания" с DirectX 8 на DirectX 7. Параллельно выяснилось, что шлем не работает с операционными системами Windows ME и 2000. Однако, наконец, удалось успешно перейти на DirectX 7, и драйвера шлема отрапортовали о том, что все в порядке. Предварительные настройки завершены. Теперь, наконец-то, можно надеть шлем на голову и заняться регулировкой его параметров видео. Шлем очень плотно садится на голову благодаря толстому и мягкому уплотнителю. При этом он несильно давит на голову, так что чувствуешь себя довольно комфортно, хотя, пожалуй, в теплое время года сидеть в нем будет несколько жарковато. Слава богу, производители предусмотрели возможность извлечь уплотнитель из шлема и вымыть его:)

Надо отметить, что шлем, не столь полно отделяет от реальности как хотелось бы. Относительно наушников ничего плохого сказать не могу: они достаточно хорошо блокируют внешние шумы. Но когда вы опускаете на глаза переднюю часть шлема, где находятся LC-экраны (визор), то приходится сосредотачиваться на изображении, так как окружающая действительность так и норовит "втиснуться" в щели вокруг визора.

Теперь перейдем непосредственно к настройке видеопараметров шлема. Контроль осуществляется с помощью двухпозиционных качающихся кнопок, расположенных на нижней поверхности шлема (на фото они в красных кружках).

Левая клавиша при нажатии вперед позволяет получить доступ к меню установок видео: яркость, контраст, насыщенность и т.д. и при ее последующих нажатиях циклически проходит через все элементы меню. После выбора элемента меню правой кнопкой можно увеличить или уменьшить значение выбранного параметра. При нажатии левой клавиши назад можно получить доступ к видеорежимам Mono, Stereo1, Stereo2. Режимы Stereo1 и Stereo2 являются реверсивными режимами. При переключении из режима в режим вы увидите в одном из дисплеев надпись "Left Eye". Это необходимо на тот случай, если программа перепутала видео источники для правого и левого глаза - таким образом, у вас есть возможность убедиться, что все в порядке. Меню исчезают с экранов через 2 секунды. Когда меню, вызываемые левой кнопкой, не активны, правая кнопка используется для контроля громкости звука в наушниках.

Повозившись несколько минут с настройками, я понял, что в принципе лучше будет произвести настройку изображения в конкретно используемой программе, а не пытаться добиться приемлемого качества для разглядывания рабочего стола Windows . Теперь надо было выбрать из списка игры, имеющиеся у меня в наличии, и посмотреть, как они будут работать.

Вас наверно удивило то, что я не коснулся такого вопроса, как работа в шлеме без монитора? Собственно говоря, я не стал поднимать этот вопрос, так как качество изображения очень плохое и работать просто невозможно. Как ни печально, но шлем не может заменить монитор. Скорее всего, это связано с низкой разрешающей способностью ЖК-экранов (360k = 263*480*3). Так что оставалось использовать шлем исключительно как средство развлечения.

Из всего списка приведенных игр у меня под рукой были UnrealTournament и SystemShock 2. Обе игры поддерживали 3D stereo/tracking. Для запуска использовалась утилита VFXLauncher. Тут начались очередные веселые вещи. Утилита нашла директорию с игрой и оповестила меня о том, что треккинг этой игрой не поддерживается, так что мне следует либо удалить драйвер, либо оставить, как есть. Удаляем драйвер треккинга из Game Controllers. Опять запускаем VFXLauncher и стартуем игру, получаем сообщение о том, что игре требуется драйвер треккинга и предложение его проинсталлировать. Далее следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений;) После восстановления драйверов трекинга запуск игр ведется с игнорированием этого предупреждения. Честно говоря, от программного обеспечения для столь дорогой вещи я ожидал более качественной работы. Видимо как следствие, UnrealTournament не только не пожелал включить стереорежим, но и не запустил треккинг. Правда, SystemShock 2 порадовал безукоризненной работой в стереорежиме и полной поддержкой системы трекинга.

Теперь непосредственно впечатления от работы устройства. Качество видео, конечно, весьма посредственное - цветопередача оставляет желать лучшего. Попытки подстроить параметры шлема для достижения более-менее приемлемого качества изображения успеха не имели. Игра в стереорежиме, несмотря на некоторый дискомфорт от цветопередачи, оставляет незабываемое впечатление. Ощущение объемности предметов очень впечатляющее. Даже в монорежиме все игры обретают некоторую объемность. В SystemShock2 я долго рассматривал урны на полу: почему-то каждая вызывала у меня ассоциации с хулиганским поведением Волка в "Ну Погоди!" Так и хотелось поддать ей ногой: до такой степени натурально она выглядела:)

Треккинг, правда, работал не безукоризненно. Периодически когда я крутил головой, осматривая достопримечательности потолков и полов космического корабля, треккинг сбивался, и изображение дергалось довольно ощутимо. Скорее всего, мне надо было больше внимания уделить калибровке сенсоров треккинга. В остальном все работало просто безукоризненно. Правда, пришлось некоторое время привыкать целиться движениями головы. Со стороны эта процедура наверно выглядела весьма занимательно. Инженерам IIS стоило сделать дополнительный датчик чтобы, подмигивая можно было стрелять, тогда можно было бы полностью погрузиться в виртуальную реальность, не отвлекаясь на джойстик:)

Увы, осталась еще одна старая проблема: очень сильно устают глаза при работе со шлемом. До сих пор сохранилось ограничение при работе в 15 минут, после чего рекомендуется сделать перерыв.

Далее: мне, конечно, было любопытно посмотреть, как будет выглядеть DVD-фильм при просмотре его в шлеме. В принципе получилось очень неплохо: создается впечатление, что вы сидите в кинотеатре примерно в 9-10 ряду. При этом при просмотре фильма с помощью программы PowerDVD создавалось ощущение, что просмотр идет на нормальном широком экране 16:9. К сожалению, цветопередача, как уже говорилось выше, посредственная. При просмотре DVD глаза устают не так быстро, но все же смотреть весь фильм без перерыва довольно опасно. Качество звука хорошее, но для подобного устройства, на мой взгляд, стоило использовать более качественные наушники.

Итого

Прогресс по сравнению со старой моделью налицо. Качество видео значительно улучшилось: старый шлем поддерживал более низкое разрешение и мог работать только в режиме 256 цветов. Однако качество изображения по-прежнему средненькое и не может удовлетворить даже обычного геймера. А довольно быстрое утомление глаз делает приобретение подобного шлема в частное пользование несколько преждевременным. Однако этот шлем может с успехом использоваться для обучающих и демонстрационных роликов, а также для использования в игровых клубах. Ведь что ни говори, а ощущения от уже знакомых игр становятся просто незабываемыми.

VR (virtual reality) устройства внедрились в жизнь геймеров и простых пользователей совсем недавно, многие еще не успели попробовать эту новую технологию из-за высокой стоимости оборудования. Главная деталь всей системы – шлем полного погружения в виртуальную реальность. На рынке можно найти много вариантов этого товара с разной ценой.

Что такое шлем виртуальной реальности для компьютера

Это устройство является промежуточным звеном между человеком и несуществующим миром, в который пользователь может перенестись. Шлем для ПК в основном воздействует на зрение и слух, погружая человека в определенную атмосферу. Для этого используют наушники, которые плотно прилегают к голове и максимально огораживают пользователя от внешних шумов. Для взаимодействия со зрением внутри шлема есть два экрана (как в бинокле линзы), которые «собирают» цельную картинку. На них в девайсе поступает видеосигнал от компьютера.

Следует отличать шлем VR для ПК от видеоочков и очков дополненной реальности. Последние мало относятся к настоящей виртуальной среде. Их способ работы заключается в том, что вы через линзы видите окружающий мир, а компьютерная картинка поверх очков рисуется на основе реальных объектов. На слуху был продукт под названием Google Glasses, который отозвали в последний момент перед продажей из-за жалоб на головные боли при их использовании.

Видеоочки же можно назвать «младшим братом» шлемов. Они тоже используют стереоскопический эффект и 3D-картинку. Как правило, достигается необходимый результат за счет разделения изображения с дисплея при помощи системы диоптрий и линз. Рассчитано устройство на просмотр фильмов, роликов с аттракционами, но полного погружения в виртуальную реальность очки не обеспечивают.

Универсальный шлем VR для ПК

Это один из вариантов устройства, который рассчитан не только на просмотр видео, но и на использование в играх. Мало кто из мировых производителей стал бы разрабатывать модели исключительно для одного направления, поэтому большинство современных моделей шлемов для ПК относятся к универсальным, к примеру:

  • OSVR;
  • AntVR Kit;
  • HTC Vive;
  • Samsung Gear.

Отдельно следует сказать про Oculus Rift, потому что разработчики назвали свой функционал полезным не только для геймеров и киноманов, но и для сферы обучения, военных. Создатели стараются реализовать самый универсальный вариант VR девайса, который бы можно было использовать для любых целей. Это одна из тех причин, почему этот продукт получил самую мощную PR-кампанию благодаря чему находится у всех на слуху.

Игровой шлем

В эту категорию входят устройства, которые рассчитаны на взаимодействие с приставками и компьютерами. Самый популярный шлем для игр – Sony Morpheus, его можно подключить только к консоли ПС4 (PlayStation 4). Главная разница между универсальным и игровым шлемом в уровне детализации, скорости «отклика», что влияет на то, с каким комфортом пользователь будет играть. К примеру, геймерская категория шлемов должна иметь идеальную скорость взаимодействия, что не требуется при просмотре фильмов.

Как работает шлем виртуальной реальности

Главная задача шлема виртуальной реальности для ПК – создать ощущение присутствия пользователя внутри игры. Для передачи изображения используются два OLED-дисплея, которые расположены в нескольких сантиметрах от глаз человека. Через шнур от компьютера или приставки на экранчики передается изображение с малым смещением. Перед дисплеями установлены искривляющие изображение линзы, совмещающие картинку и создают эффект объемности.

В корпусе шлема для ПК встроены датчики (акселерометр, магнитометр, гироскоп), которые отслеживают повороты, движение головы в пространстве и сразу же смещают картинку в линзах. Отдельно в помещении устанавливается трекер с инфракрасными светодиодами, он должен находится напротив человека, фиксируя его положение в пространстве. Это важно в тех играх, где у пользователя есть возможность перемещаться в пространстве. Для управления используются специальные или универсальные джойстики.

Как выбрать виртуальный шлем для ПК

Если вы решились купить в интернет-магазине шлем виртуальной реальности для ПК, следует внимательно подойти к моменту выбора. Покупку нельзя назвать недорогой, эти технологии только поступили на рынок и на них держится стабильно высокая цена. До недавних пор шлем для ПК можно было заказать только из Америки, но в этом году они попали на прилавки стран СНГ. На что стоит обращать внимание при выборе товара из каталога:

  1. Качество звука. Шлем VR делает упор на визуальную составляющую, но при передаче ужасного двумерного звука, который ничем не отличается от обычных колонок, восприятие виртуальной реальности будет сильно испорчено. Лучшими в этом вопросе считаются модели Avegant Glyph, которые многие издания называют «персональным домашним кинотеатром». Этот девайс изначально совмещает наушники и шлем в одно единое устройство. Хорошую симуляцию разных источников звука обеспечивает и гаджет Sony Morpheus. Разработчики заявляют, что их наушники могут распознать до 60 точек звучания.
  2. Угол обзора, качество картинки. Чем больше этот показатель, тем комфортнее будет картинка в среде виртуальной реальности. Многие производители заявляют, что их устройства будут обладать углом обзора 100 градусов, но во время тестов отмечались значения в 90 градусов. На качество же картинки влияет разрешение экранов. К примеру, 1080р от компании Ocuclus Rift будут явно выигрывать у модели AntVR Kit, которая имеет качество 720р.
  3. Датчики движения, вес. Очень важный показатель для геймеров, без них устройство просто не сможет отслеживать движение головы или перемещение в пространстве игрока. На рынке есть девайсы, которые лишены акселерометра и гироскопа. Виртуальная реальность не будет подстраиваться под ваши передвижения и ощущение присутствия внутри среды не будет. Вес изделия имеет значение, потому что долго сидеть с 1-2 кг на голове будет сложно даже тренированному спортсмену. Такое постоянное воздействие на шейный отдел позвоночника может плохо сказаться на здоровье человека.

Цена на шлем виртуальной реальности для ПК

Первое, что интересует всех, кто заинтересовался VR технологиями – сколько стоит шлем виртуальной реальности? Многое зависит от марки производителя, технологий, которые использует модель, и функционала устройства. При желании человек может создать собственные очки виртуальной реальности, используя вместо компьютера смартфон с диагональю от 4 до 6 дюймов. Если же вы хотите играть с комфортом за своим компьютером, то обратите внимание на такие флагманы в этой индустрии:

Этот вариант имеет очень мощную рекламную кампанию, уже несколько лет с прототипами устройства работают разработчики, что говорит о производстве контента для гаджета (будет во что играть). Сейчас он совместим с популярными шутерами: DOOM, Team Fortress 2 и несколькими другими играми. Цена шлема виртуальной реальности – 39 000 рублей. Технические характеристики этого девайса:

  • разрешение – 960х1080;
  • угол обзора – 110 градусов;
  • частота обновления – 75 Гц;
  • отклик – 2-3 сек;
  • вес – 440 г.

Этот гаджет рассчитан на работу с PS4, для управления и передачи изображения используется консоль и ее геймпады. Первая игра, которая заявила о поддержке данного шлема – симулятор полета в космосе EVE: Valkyrie. Система обладает прекрасными наушниками, которые воспринимают до 60 источников звука. Цена на шлем виртуальной реальности до сих пор не озвучена производителем. Обладает устройство такими характеристиками:

  • разрешение – 1920х1080;
  • размер экрана – 5,7 дюймов;
  • угол обзора – 100 градусов;
  • частота обновления экрана – псевдо 120 Гц (60 Гц + система репроецирования).

Это продукт от китайского производителя, который обещал, что он станет «убийцей» Окулус Рифт. Параметры устройства действительно ничем не уступают этому раскрученному шлему виртуальной реальности. Однако первые тесты девайса показали, что написанное на коробке сильно отличается от того, что получается в конечном итоге. Цена на шлем виртуальной реальности – 17 500 рублей, что очень порадовало многих людей, которые собирались купить себе устройство. Производитель заявляет такие параметры:

  • разрешение – 1920х1080;
  • вес – 380 г;
  • угол обзора – 100 градусов.

Еще один продукт с мощной рекламной кампанией. Главная особенность этого варианта – частота обновления экрана равна 90 кадрам в секунду. Распространяется шлем сразу же с контроллерами, производитель указывает, что использовать можно его не только для игр, но и вместе с контентом от партнеров: Google, HBO, Lionsgate. Очень высокая точность отслеживания движения головы, которую гарантируют качественный акселерометр, гироскоп и лазерный сенсор. Купить шлем можно будет за 52 000 рублей. Основные характеристики:

  • частота обновления экрана – 90 кадров в секунду;
  • разрешение – 1200х1080;
  • угол обзора – 110 градусов.

Видео: 3D-шлем от лучших производителей

Развитие информационных и мультимедиа технологий циклично. Человечество придумало газеты, а потом радио, которое, в конце концов, вытеснило телевидение. В современности доминирует интернет, компьютеры, смартфоны и игровые консоли. Возможно, в будущем шлемы виртуальной реальности заменят нам мониторы и телевизоры, а устройства, подобные Google Glass или Smart watch, – мобильные телефоны.

Устройства HMVRD (head mounted virtual reality display – дисплеи виртуальной реальности, которые надевают на голову) имеют ряд технических проблем: маленькое разрешение матриц построения изображения, инертность обратной связи, большой вес, сказывающийся на комфорте использования. Ну а главная причина, из-за которой шлемы VR есть не у каждого геймера – это цена.

Разработчики и производители техники вкладывают огромные инвестиции в развитие технологий VR, и уже сейчас есть ряд устройств, готовых к использованию, которые смогут популяризировать виртуальную реальность. Мы собрали небольшой список из 10 самых перспективных шлемов виртуальной реальности, и расскажем о каждом подробнее.

HTC RE Vive


Это первый шлем, созданный в рамках программы SteamVR, разрабатываемой Valve. Vive использует два экрана с разрешением 1080x1200 и частотой обновления 90 герц. В устройстве используется множество датчиков, в частности: гироскоп MEMS, акселерометр, лазерные датчики позиционирования. Дополнительно с шлемом используется два ручных контроллера, а для точного отслеживания положения HTC Re Vive и его контроллеров в пространстве используются две внешние станции Lighthouse. В качестве программного обеспечения шлем использует OpenVR SDK, созданный для разработки и поддержки оборудования SteamVR. Полная поддержка SteamVR заявлена у Unity и Unreal Engine 4.8.

Oculus Rift


Один из первых современных шлемов VR, разработка которого началась еще в 2011 году. Основным вкладом компании Oculus VR является популяризация виртуальной реальности, и инвестиции в разработку игр совместимых с шлемами и очками VR. Было выпущено две версии шлема для разработчиков, а окончательная версия для пользователей будет доступна в 2016 году. Точных характеристик конечного устройства пока нет, но известно, что будут использован OLED экран высокого разрешения 2160 на 1200 (1080 на 1200 точек на каждый глаз) с частотой обновления 90 Гц, а конструкция будет иметь множество настроек и возможность использовать шлем людям, которые носят очки. Шлем оснащен инфракрасными датчиками и внешней камерой для обеспечения более точного определения положения пользователя в пространстве, а также съёмными наушниками. К Oculus Rift прилагаются специально разработанные контроллеры, которые позволят управлять игровым процессом без использования традиционных клавиатуры и мыши. Два контроллера являются симметричными, они содержат аналоговые джойстики, кнопки, систему обратной тактильной связи и светодиоды для отслеживания положения контроллеров в пространстве. Заявлена полная поддержка Xbox One и Windows 10.

Microsoft HoloLens


Если смотреть чисто с технической стороны, HoloLens – это не шлем виртуальной реальности, а очки дополненной реальности или, как говорят разработчики, смешанной. Но они попали в наш список, только за то, что продвигают саму идеи виртуальной реальности, популяризируя развлечения и работу с использованием VR. Очки накладывают на то, что вы видите, дополнительную графику, будь то текстовая или видео информация, рендер игры, например, мира из Minecraft. Все вычисления и обработка графики происходят в самих очках, и потому вам не всегда нужны другие устройства для их работы, но, чтобы выводить картинку из ресурсоемкой игры, вам понадобится ПК. Работать с HoloLens будут все устройства с ОС Windows 10, в том числе смартфоны и Xbox One. Точные технические характеристики очков пока не были опубликованы.

Sony Project Morpheus


Шлем виртуальной реальности для PS4 получил название Project Morpheus. В отличие от других продуктов, рынок для него уже готов, ведь количество игр для консоли от Sony огромно, а еще больше ожидается в будущем. Остается только ждать поддержки VR в этих играх. Никаких дополнительны устройств вместе со шлемом нет, для работы он использует PlayStation Camera и контроллер DualShock 4. В шлеме нету встроенной гарнитуры, и для вывода звука придется использовать или стерео систему, подключенную к консоли, или беспроводную гарнитура Sony. В качестве дисплея используется панель OLED с разрешением 1920 на 1080 (960 на 1080 точек на каждый глаз) и частотой обновления 120 Гц.

Samsung Gear VR


Устройство виртуальной реальности, созданный в сотрудничестве с Oculus VR. В отличии от Oculus Rift, Gear VR автономен, и использует смартфоны Samsung Galaxy S6 и Galaxy S6 Edge для вывода изображения и звука, вычислений. В оснащение входит разъем USB, акселерометр, гироскоп и датчик приближения для определения положения гарнитуры. Приложения и игры можно получить в Oculus Store.

Razer OSVR


Название данного устройства – аббревиатура от Open Source Virtual Reality, указывая на полную открытость кода и аппаратных решений. Аппаратная и программная платформа созданы в сотрудничестве с Nod Labs, Sixense, Leap Motion, Gearbox Software, Sensics. Шлем может взаимодействовать со специальным кольцом от Nod Labs для управления жестами с функцией отслеживания положения тела. Определение положения в пространстве и управление жестами реализовано с помощью устройства захвата движений от Leap Motion. Шлем виртуальной реальности оснащается акселерометром, гироскопом и компасом, имеет внешние порты USB 3.0 для дополнительных аксессуаров и два порта USB 3.0 для внутренних расширений. Шлем поддерживает независимую настройку с учётом межзрачкового расстояния и диоптрии для возможности использования без очков. Для вывода изображения используется 5,5-дюймовый дисплей с разрешением 1920 на 1080 с частотой обновления 60 Гц. Конструкция предусматривает поддержку сменных дисплеев. Платформа OSVR совместима с другими шлемами виртуальной реальности, например, Oculus DK 2. Заявлена поддержка движками Unity 3D и Unreal Engine 4.

FOVE


Первый в мире серийный шлем виртуальной реальности с функцией отслеживания движений глаз. Шлем определяет в какую точку изображения вы смотрите, что позволит повысить глубину резкости и эффект присутствия, а также обеспечит ряд других возможностей, в числе которых более естественное перемещение по игровому миру, зрительный контакт с игровыми персонажами и наведение оружия на цель силой взгляда. Устройство использует специальную технологии обработки визуальных данных, суть которой сводится к отслеживанию графическими движками области в которую смотрит пользователь, и концентрации на ней всех доступных ресурсов с целью обеспечения максимально качественной и детализированной картинки. FOVE оснащается 5,8-дюймовым дисплеем разрешением 2560 на 1440 точек и специальными датчиками, отслеживающими движения глаз с точностью 0,2 градуса. Проект собрал $480,650 на Кикстартере, и после успешного завершения компании была заявлена поддержка Valve Lighthouse.

StarVR


Шлем виртуальной реальности, разрабатываемый Starbreeze, известной в первую очередь как разработчик игр Payday 2, Syndicate и Brothers: A Tale of Two Sons. Для создания собственного шлема виртуальной реальности Starbreeze использует разработки купленной недавно французской компании InfinitEye VR SAS. Главной отличительной особенностью StarVR является широкое поле обзора: 210° по горизонтали и 130° по вертикали. По словам разработчиков, это на 75% больше по сравнению с полем зрения человеческих глаз, и превосходит все разработки других компаний. Существующий прототип StarVR использует два дисплея с диагональю 5,5 дюйма и разрешением 2560х1440 точек, что в общей сложности дает разрешение 5120х1440 точек. Будущие игры Starbreeze обещают встроенную поддержку шлемов VR.

Carl Zeiss VR One


Недорогой, но качественный шлем виртуальной реальности, использующий смартфон как устройство построения изображения. Также примечательно что используются высококачественные линзы Carl Zeiss, ставшие стандартом в высококачественной потребительской технике. Установка смартфона происходит в специальный лоток, который обеспечивает совместимость с разными телефонами. На данный момент доступны лотки для Samsung Galaxy S5 и S6, Apple iPhone 6. В полном распоряжении разработчиков SDK для создания собственных приложений, а в будущем ожидается поддержка более широкого ассортимента смартфонов.

Google Cardboard


Эксперимент компании Google в области виртуальной реальности, в основе которого лежит идея шлема, который, по замыслу разработчиков, можно собрать из подручных материалов. Шлем изготовлен из картона, 2 линз, магнитов и нескольки устройств крепежа: резинки, липучек, двустороннего скотча. Набор для сборки можно купить в интернете, а можно сделать самому. Для построения изображения используется один из поддерживаемых проектом смартфонов. Для обратной связи с телефоном используется NFC-метка и движения магнитов, которые улавливаются магнитометром смартфона. Наверное, это самый недорогой шлем виртуальной реальности в мире, но, если учитывать цену телефона, который нужен для вывода изображения, стоимость уже не кажется такой маленькой. Для Google Cardboard существует множество приложений, получить которые можно через Play Market или Apple Store, а также доступно SDK для разработчиков.

Послесловие, или несколько слов от автора

Как видим, будущее у виртуальной реальности есть! В разработку включились буквально все гиганты игростороя, да и не только, ведь даже Facebook купил Oculus, а Google и Microsoft не отстают. Компании, производящие гаджеты, стараются захватить рынок, а разработчики платформ занимаются универсальными технологиями и API. Упор в развитии делается на игры и мобильные развлечения. Уже сейчас существует большое количество сервисов, направленных на виртуальную реальность и еще больше – на подходе.


Бывшие в середине девяностых годов безумно популярными шлемы виртуальной реальности затем надолго ушли в историю. Но сейчас этот компьютерный аксессуар снова возвращается на рынок. И сегодня мы расскажем про несколько наиболее интересных вариантов данного устройства, уже появившихся в продаже или только готовящихся к ней.

Oculus Rift

является самым известным на данный момент шлемом виртуальной реальности. И это притом, что он еще даже не появился в продаже – доступ к девайсу с лета 2013 года имеют только разработчики, которые собираются создать программное обеспечение и продукты, работающие вместе с данным цифровым эксессуаром.



Популярность Oculus Rift обеспечивается за счет его впечатляющих технических характеристик (ожидается разрешение экрана 1920 на 1080 точек и 110 градусов диагонального обзора) и совсем небольшой цены – 300 долларов.



Изначально планировалось, что шлем Oculus Rift можно будет использовать, преимущественно, при игре на компьютере или консоли. Однако с ростом популярности устройства все больше стали говорить о более широком спектре его возможностей, в том числе, и в военном деле. А основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что такой шлем виртуальной реальности в будущем сможет стать альтернативой смартфону.

DARPA ULTRA-Vis

Кстати, о военном деле. Американская оборонная компания DARPA разработала инновационный шлем виртуальной реальности ULTRA-Vis, созданный специально для нужд армии. Подобные устройства и ранее использовались в военных целях, но DARPA ULTRA-Vis в перспективе может стать самым массовым продуктом такого рода.



Шлем DARPA ULTRA-Vis не закрывает полностью обзор человека, на которого он надет. Полупрозрачный экран данного устройства находится лишь перед одним глазом солдата. И на нем можно увидеть двухмерное изображение со многими нужными во время боя параметрами.

Шлем DARPA ULTRA-Vis оснащен также модулем GPS, возможностью производить видео и фотосъемку, переговариваться с другими солдатами и начальством, а также вести видеофиксацию событий с радиусом 360 градусов. Последнее позволяет человеку видеть, что происходит вокруг него без необходимости поворачивать голову.



И, что весьма важно, шлем виртуальной реальности DARPA ULTRA-Vis стоит в 50 раз дешевле, чем существующие ныне военные образцы подобных устройств.

Project Morpheus

Шлем виртуальной реальности Project Morpheus компания Sony создала специально для взаимодействия данного устройства с игровой консолью PlayStation 4. В первую очередь, этот девайс будет предназначен для гоночных симуляторов, но Sony обещает, что не менее захватывающими с ними будут выглядеть и другие виды игр, а также неигровые приложения.



Project Morpheus оснащен не только двумя экранами с общим разрешением 1920 на 1080 пикселей, но также множеством датчиков, отслеживающих повороты головы и положение игрока в пространстве. В него встроена сложная аудиосистема, позволяющая имитировать до 60 источников звука одновременно.



Впрочем, представленный на выставке 18 марта 2014 года опытный образец шлема Project Morpheus очень далек от того варианта, который в итоге будет запущен в продажу. Но точные характеристики и дата его выхода пока неизвестны.

Carl Zeiss Cinemizer

А вот компания Carl Zeiss пытается не ограничивать сферу действия своих очков виртуальной реальности с названием Cinemizer. Создатели этого устройства заявляют, что его можно будет использовать не только для видеоигр, но и в работе, обучении и отдыхе.



Архитекторы смогут при помощи Carl Zeiss Cinemizer показывать заказчикам их еще не построенный дом, учителя демонстрировать ученикам наглядное воплощение исторических или физических процессов, фотографы и операторы увидят в окулярах данного устройства изображение с камер, которые находятся даже на определенном расстоянии от них.



С помощью Carl Zeiss Cinemizer можно читать книги, смотреть видео и исследовать глубины глобальной сети Интернет. И это лишь малая часть тех функций, которые доступны пользователю этих очков виртуальной реальности.

vrAse

Устройство с названием vrAse является самыми дешевыми на данный момент очками виртуальной реальности на рынке. Стоимость этого девайса составляет всего 100 американских долларов, что в три раза дешевле, чем предполагаемая цена на Oculus Rift.



Дело в том, что в vrAse совершенно отсутствует экран. Вместо него в очках находится рамка, куда пользователь должен вставить свой смартфон (на момент выхода это был Samsung Galaxy S4). В комплекте с данным устройством идет набор специальных линз, приближающих или отдаляющих изображение на экране телефона для того, чтобы откалибровать его под нужды пользователя и развести картинку на два глаза.



Главное применение vrAse – это просмотр фильмов на экране телефона, который теперь будет казаться по-настоящему огромным. Но в будущем производитель очков обещает адаптировать под них некоторые видеоигры, чтобы в них можно было играть одними лишь поворотами головы.


В противовес шлему виртуальной реальности Китай выпустил более дешевый аналог – ColorCross VR 3D. Если первый используется исключительно со смартфоном Samsung Galaxy Note 4, то устройство восточного производства в этом плане более универсально и поддерживает значительно больший диапазон размеров экрана.

На российском рынке очки ColorCross не пользуются особой популярностью. Судить об этом можно по малочисленным отзывам покупателей в популярных интернет магазинах. Пользователи пишут, что очки неплохи для своей цены, однако довольно хрупкие, а значит, обращаться с ними стоит крайне осторожно.

Характеристики и возможности

Главное отличие обозреваемого шлема Palmexx 3D VR– возможность работать с размерами экранов от 3.5 до 6 дюймов. Разработчики заявляют, что данная модель поддерживает и OS Android выше версии 4.1, и Windows Phone, и iPhone, начиная с 4-го. Перечень возможностей устройства впечатляет:

  1. Полное погружение в виртуальную трехмерную реальность с эффектом личного присутствия.
  2. Просмотр фильмов в 3D, не уступающий IMAX по качеству.
  3. Поддержка трехмерных игр с жесткого диска ПК через беспроводное соединение.
  4. Поддержка панорамного – отличная возможность прокатиться на автомобиле по чужому городу, осматривая окружающую местность.
  5. Возможность поиграть во множество игр с поддержкой технологии виртуальной реальности. К таким приложениям относятся Minecraft, GTA Vice City, Fifa 2015, Need For Speed Shift и другие.
  6. Уникальный шанс стать непосредственным участником событий, переносясь в полноценную искусственную трехмерность.
  7. Ощутимое улучшение качества просмотра видеоконтента с YouTube.
  8. Просмотр 3D фотографий.
  9. Доступ к широкому ассортименту приложений, основанных на технологии дополненной реальности.
  10. Возможность отдельного приобретения геймпада, позволяющего управлять смартфоном более комфортно.

В данной модели присутствует независимая регулировка линз для каждого глаза. Также можно настраивать пояс. Габариты шлема довольно скромные: 14 см в ширину, 9.5 см в высоту, 8.6 см в толщину. В качестве материала корпуса выступает среднего качества пластик. Цвет устройства может быть белым или черным. В комплекте к нему прилагается инструкция и салфетка для протирания линз.

Важно!

Пульт для удобного управления смартфоном во время погружения в виртуальное пространство в комплектации отсутствует. В случае необходимости его придется покупать отдельно

Распаковка шлема ColorCross

Как и большинство других посылок из Китая, очки Palmexx 3D поставляются в компактной ламинированной коробке из низкокачественного картона. Лицевая сторона упаковки украшена множеством красочных картинок, иллюстрирующих особенности устройства. Несколько надписей на китайском языке явно восторженно описывают работу обозреваемого шлема.

Внутри коробки действительно находится заявленный комплект, состоящий из самих очков ColorCross и белой салфетки для ухода за линзами. Конструкция девайса предполагает крепление смартфона при помощи специальных фиксаторов на фронтальной части корпуса. При этом экран должен быть направлен в сторону линз. Теперь, чтобы протестировать работоспособность, достаточно запустить любое 3D .

Удобство использования

Крепление для мобильных устройств с разными диагоналями экрана действительно универсальное, а пазы для фиксации регулируются достаточно удобно. Однако если в устройство поместить смартфон со слишком маленьким дисплеем, гарантированы рамки по краям видео. Если же дисплей окажется слишком большим, изображение будет обрезаться.

Независимая регулировка линз при этом оказывается бесполезной, а эксплуатация очков становится некомфортной. Складывается ощущение, что пользователь смотрит в подзорную трубу, не видя при этом углов изображения. Соответственно, на ощущение присутствия в виртуальной реальности нет и намека.

Важно!

Одевание шлема ColorCross поверх обычных очков не предусмотрено. Они не помещаются в конструкцию по ширине. Стоит учесть эту особенность во избежание напрасной траты денег

Тест работоспособности

Даже если забыть об обрезании изображения, видимости отдельных пикселей и рамках по краям, эффекта полноценного погружения в искусственную трехмерность все равно не наблюдается. Из-за слишком близкого расположения экрана к глазам качество 3D не соответствует заявленному разработчиком.

Даже в демках Oculus Rift (Tuscany Dive, Dive City Coaster) особая оптическая глубина не проявляется. Из вышеописанного можно сделать вывод, что качество обозреваемого девайса довольно низкое, а значит, устройство не стоит своих денег.

Цены на очки VR

Рынок очков виртуальной реальности богат предложениями горячих скидок. Так, например, на большинстве продающих страниц цены на шлем ColorCross не превышают 500 руб. Это вызывает подозрения, поскольку в авторитетных интернет-магазинах средняя цена устройства вдвое выше.

По этой причине стоит остерегаться спонтанных покупок на незнакомых ресурсах. Подобные решения могут вылиться в получение бракованного товара и серьезную задержку доставки.

Таким образом, покупать данное устройство не рекомендуется. Удовольствие от низкой цены быстро сменится на разочарование от качества этой китайской поделки. Если же вы все еще хотите приобрести очки или шлем виртуальной реальности, то можете ознакомиться с нашими .