С рождеством пресвятой богородицы 21. Что нельзя делать

21 сентября христиане отмечают большой праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен рождению матери Христа – Деве Марии. публикует лучшие поздравления в этот день.

21 сентября – Какой сегодня праздник

Рождество Пресвятой Богородицы – одни из главных праздников в православии. Он в ходит в двенадцать самых важный дней в году.

Рождество Пресвятой Богородицы: история праздника

По легенде, у Анны и Иоакима не было никогда детей, но они очень хотели продолжить свой род. Поэтому молились Богу об этом. Однажды Иоаким пошел в пустыню, чтобы непрерывно просить высшие силы о ребенке, а его жена Анна осталась дома и обращалась к небесам там. К ним с неба снизошел Ангел и сказал, что родится у них дитя в скором времени. И о нем будет говорить весь мир.

Рождество Пресвятой Богородицы: лучшие поздравления

С Рождеством Пресвятой Богородицы!

Светлой верой душа пусть наполнится.

Вам - любви, доброты и терпения,

Чтоб сияло вам счастье прекрасное,

Не настало бы время ненастное.

И здоровы чтоб были все близкие,

Согревало бы солнце лучистое!

В храмах сотни горят свечей,

И идут преклонить колени

Пред святой миллионы людей.

Богородица Дева Мария,

От беды нас укрой, защити.

Ты, родившая сына для Бога,

Нас, детей твоих грешных, прости.

Веру в душах пускай возродит,

Богоматери сила святая

На добро пусть нас благословит.

Это праздник начала начал!

Свято верит народ, тихо молится,

Чтоб Господь в этот день всем послал

И терпенье, и блага, и радости,

И великую тайну любви…

Сам бесёнок - проказник и пакостник -

Убегает, чем беса гневит.

Тьма рассеется, боль - отойдёт,

Богородица к людям идёт.

С Рождеством Пресвятой Богородицы

Поздравляю сердечно я вас.

Пусть душа ликованьем наполнится

В этот радостный, праздничный час.

Я желаю молитв теплых, искренних

За родных, за себя и друзей.

Благодать же с небес, словно искрою,

Осветит, чтоб жизнь стала полней.

Рождество сегодня необычное –

Праздник Богородицы святой!

Пусть удачи ваши будут личными,

Радость не обходит стороной.

Пусть молитвы будут все услышаны,

Пусть любовь наполнит сердце вдруг!

Верьте в чудо, верьте в силы высшие!

И в тепло святых волшебных рук!

Благословенны небеса

И дарят людям чудеса!

Ведь по земле весть разнеслась –

Мария Дева родилась!

Сердца желаю вам открыть,

В них счастье поскорей впустить,

И чудеса пусть в жизнь придут,

И вам удачу принесут!

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – .

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ .

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя . (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков . Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127.
(2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200.
(3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я.
(4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я.
(5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь.
(6) Там же. Икос.
(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

История праздника

Праздник установлен Церковью в IV веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинается 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание.

В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим.


Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна.

Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария».

В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая. Выше всего, что было когда-нибудь создано, начало нашего спасения, наша заступница пред Богом. О рождестве Ее радовались небо и земля. По случаю Ее рождения Иоаким принес Богу большие дары и жертвы, получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Потом он устроил в своем доме большой пир, и все веселились и славили Бога.

Святая Церковь справедливо называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

Традиции: что нужно делать в этот день

Богородица, Богоматерь, мать дева Мария, мать Иисуса Христа. Она считается «молитвенницей», заступницей за женщин перед Богом.

Этот праздник так и назывался, Праздник Урожая. Чем больше урожай собрали люди, тем дольше длился праздник. Он мог длиться от трех дней до двух недель. В эти дни было принято ходить друг к другу в гости, угощать блюдами, которые были приготовлены из того, что собрано. И чем хлебосольнее будет стол, тем лучше урожай будет в следующем году. Таким образом старались задобрить природу, чтобы следующий год был не хуже, чем этот.

В гости к молодым - уму разуму учить. Когда все уборочные работы закончены, в народе начинали играть свадьбы. Так вот, если на селе была недавно сыграна свадьба, то в этот день все старики, живущие на селе, шли к молодоженам. Конечно же, к молодым обязательно приходили и их родители, бабушки и дедушки. Молодая хозяйка должна была расстараться в этот день, накрыть богатый стол, приветить родных и сторожил. Прожившие долгую жизнь люди, угощались и молодых учили, как жить, что и как правильно делать. Кстати говоря, именно на таких посиделках молодым и передавались знания в виде народных примет. И если молодые не чурались, а слушали и на ус мотали, то и жизнь у них после этого складывалась просто замечательно, как в семейном плане, так и в материальном.

В давние времена женщины рано утром старались пойти на речку и встретить этот день у воды. Считалось, что если женщина умоется в этот день водой до восхода солнца, то она будет красива до самой старости. А если девушка умывалась до восхода солнца — быть ей в этом году просватанной.

Обнови огонь, чтобы жизнь была благополучной. Была такая примета, что с этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень в этот день. Такой вот своеобразный Новый год. Обычно в домах на селе обязательно горела, так называемая, дежурная лучина, которую никогда не гасили, а поджигали от нее новую. Спичек тогда не было. Но в этот день было принято эту лучину гасить и зажигать заново. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. А в новый год вы возьмете с собой только все самое лучшее, а то, отчего хотите избавиться, останется в старой жизни.

Верующий молится - Богородица улыбается. В такой день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу. Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Хотя, следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице - она всегда поможет, если человеку нужна ее помощь. Но в данной примете говорится не о том, чтобы обращаться к Пресвятой Деве с просьбами. Имеется в виду, что Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.

Что нельзя делать:

Одним из важных моментов является то, что на Рождество Пресвятой Богородицы не следует употреблять мясо и непостную пишу, а также алкоголь. В этот день нужно соблюдать пост, отказаться от физической нагрузки, домашней работы, ссор с близкими людьми, осуждения. Близкие, родственники, друзья собираются вместе на Рождество Пресвятой Богородицы.

Православные люди должны не только молиться и поститься, но и соблюдать душевную чистоту, делать добрые дела, помогать словом и теплотой души.

Рождение Девы Марии относится к двунадесятым праздникам, одним из двенадцати важнейших после Пасхи . Появление на свет матери Иисуса Христа - великое событие для всех верующих, ведь оно совершилось для спасения человечества и приобщения к вечной жизни.

Празднование установилось в христианстве не сразу. Достоверно определено, что в месяцесловах V века нет упоминаний Богородичного праздника. Официальное введение произошло по воле императора Маврикия в конце VI столетия. Но только спустя несколько веков стало особенно торжественным, с всенощным бдением и особой службой.

Само же явление в этот мир Пресвятой Девы в Новом Завете практически не описано. Найденные источники свидетельствуют о том, что впервые подробное описание зачатия источника чистоты и святости было составлено во II веке. По преданию, у Иоакима и Анны, благочестивой семейной пары, жившей в Иерусалиме, не было детей до преклонного возраста.


В те времена, далёкие от современной идеологии чайлдфри, это считалось позором, вызывало общественное порицание. Священник в храме, куда пришёл в один из дней Иоаким, отказал тому в принятии его даров. Расстроенный и скорбящий мужчина ушёл в пустыню, чтобы помолиться в очередной раз, а Анна в это время тоже вознесла молитву Богу.

Они были услышаны: ангел, явившийся им, предрёк рождение у них девочки, сообщив, что назвать её следует Мария. Супруги встретились у входа в город, а точнее у Золотых ворот, поделившись друг с другом этим божественным благовестием. И действительно, через девять месяцев они стали родителями дочери, имя которой узнал весь мир, как и было предсказано. С её появлением начался новый период для человечества, а Иоаким и Анна стали почитаться как Богоотцы, причастные к рождению Иисуса.

Никакой важный церковный праздник на Руси не обходится без народных примет, которые берут своё начало из крестьянского календаря, сформированного ещё в языческие времена. Завершение периода от Успения Богородицы в августе до её Рождества, именуемого простыми людьми Малой Пречистой, называется Осенинами. С окончанием летних полевых работ и началом осенних приготовлений крестьяне оценивали урожай. Чем он выше, тем продолжительнее праздник, отмечаемый широким хлебосольством. В этот день принято благодарить Пресвятую Деву, ассоциирующуюся испокон веков с Матерью Землей, за плодородие, просить семейного благополучия, здоровья для детей.


Богородица не единожды избавляла Русь от грозных бед и всевозможных напастей. Одним из таких чудотворений считается помощь русскому воинству под предводительством Дмитрия Донского в Куликовской битве . Победа совпала с Рождеством Святой Девы – 8 сентября по старому стилю. В православии стала отмечаться совместно, и по современному календарю дата выпадает на 21 число.

В честь светлого события Рождества Богородицы было построено много храмов на русской земле. Но не все они сохранились до наших дней – не столько время, сколько советская власть была беспощадна к ним. Постепенное возрождение и строительство – значимый момент для всех православных. Одна из знаменитых построек – древний собор XII века как место первоначального погребения князя Александра Невского, варварски разрушенный в 1930 году. Сегодня он возрождён, как и ряд других. 21 сентября проходящие в них торжества возглавляют высшие церковные служители и молятся за богослужением вместе с прихожанами.

В настоящее время для всех верующих организуются к данной дате различные просветительские мероприятия и специальные проекты, такие как христианские книжные выставки, форумы, экспозиции фотографии. Православные волонтёры стараются к светлому празднику приурочить всевозможные благотворительные акции, чтобы каждый имел возможность совершить добродетельный, милосердный поступок, который будет оценён Пресвятой Владычицей по достоинству.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который верующими ежегодно отмечается 21 сентября, имеет особую важность, ведь в этот день появилась на свет Матерь Иисуса Христа. Именно после рождения Девы Марии мир наполнился светом и радостью, а проповедники стали ждать, как это было сказано в сказаниях священных апокрифов, приход Спасителя.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

Известно, что Рождество Девы Марии официально начали отмечать только в шестом веке. В этот день, по сложившейся традиции, в храмах проходят торжественные службы, священнослужители наряжаются в особые одежды, в которые облачаются лишь несколько раз за год. Верующие замечают, что в этот день царит особая атмосфера, напитанная счастьем и радостью. Рождение Девы Марии стало подарком для ее престарелых родителей, которые молились о том, чтобы у них появился младенец, который бы озарил их жизнь светом и наполнил ее смыслом.Тогда Бог послал им ангела с благой вестью, и ровно через девять месяцев у них появилась Мария.

Богородица была рождена безгрешной. Она совместила в себе две наследственные линии, издавна враждующие между собой. По отцу Дева Мария относилась к потомкам Царя Давида, в то время как ее мать была из рода первосвященников. Поэтому Иисус Христос при жизни получил статус Небесного Царя. Для верующих праздник Рождества Богородицы означает, что каждая душа обретает шанс на вечную жизнь в мире без боли и скорби. Своим приходом в этот мир Богородица подарила людям Спасителя и Избавителя от греха.

На праздник верующие обязательно хотят в храм, чтобы отметить день появление на свет Богородицы. Если такой возможности нет, то очень важно дома прочесть молитвы к Божьей Матери возле ее иконы.

В этот день пекли специальные хлебцы, на которых выдавливались буквы «Р» и «Б» - «Рождество Богородицы». Их непременно раздавали всем домашним, а оставшиеся прятали под иконы, где хранили до Рождества Иисуса Христа. Если в доме кто-то заболевал, то ему давали такой хлеб со святой водой.

Хозяйки на праздник Рождества Богородицы обязательно готовили грибной или рыбный суп, а также пекли пироги с рыбой и грибами. Такими пирогами угощали всех пришедших в дом в этот день.

Как отмечают Осенины: традиции древние и современные

Осенины - второе название праздника Рождества Богородицы. На Руси их наступление означало завершение тяжелой поры сбора урожая. Это событие отмечали шумно и весело, собираясь на гулянья и посиделки. Водили хороводы, пели песни и устраивали пиры. Пекли овсяные караваи, варили кисели, выходили с этим угощением к водоему, где благодарили землю за хороший урожай. Девушки на Осенины показывали свои наряды, а юноши присматривали себе невест. В этот день молодежи даже разрешалось целоваться на людях без косых взглядов старших.

В наше время Осенины отмечают примерно также, как и Масленицу, на протяжении нескольких дней. Но в отличие от Масленицы этот праздник более сытый, благодаря собранному урожаю и заготовленным впрок вареньям и соленьям.

Приметы на Рождество Богородицы

По тому, какой будет погода в этот день, судили о наступающей осени и предстоящей зиме.

- Если птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко. Если ищут корм на земле, жди холодную и голодную зиму.

- Ясная погода 21 сентября говорит о том, что погожие деньки продлятся до конца октября.

- Ясное и звездное утреннее небо 21 сентября сулило скорое наступление холодов и обещало при этом сухую погоду.

- Если с утра идет дождь, то он может длиться еще 40 дней, а потом наступит очень ранняя и очень холодная зима.

Поздравления в стихах с Рождеством Богородицы

Верующие всегда стремились поздравить друг друга со светлым праздником Рождества Богородицы. Приводим несколько вариантов поздравлений в стихах, которые можно найти в сети интернет.

С Рождеством Пресвятой Богородицы!
Пусть в душе расцветает добро,
Только счастьем сердечко наполнится,
И заглянет веселье в окно!

Этот праздник несет вдохновение,
Только радость и мир, и любовь.
Пусть уходят подальше сомнения,
И приходит везение вновь!

Богородицы Святой
Рождество настало,
И желаю в день такой
Я чудес немало!
В чудо, главное, поверь,
И оно случится!
Никаких не знать потерь!
К лучшему стремиться!

Рождество сегодня необычное –
Праздник Богородицы святой!
Пусть удачи ваши будут личными,
Радость не обходит стороной.
Пусть молитвы будут все услышаны,
Пусть любовь наполнит сердце вдруг!
Верьте в чудо, верьте в силы высшие!
И в тепло святых волшебных рук!

Пресвятая Богородица
Дает людям приют
Оберегая от одиночества
Птицы молитву вновь поют.

Под твоим Покровом, нас храня
Имеем бы убежище от бед.
Мы просим каждый день, живя
Пошли, пожалуйста, нам свет!