Результаты выборов в госдуму 1993. Одуревшая Россия

12 декабря 1993 года одновременно с референдумом по Конституции РФ были проведены всенародные выборы депутатов Государственной Думы первого созыва.

225 депутатов было избрано по пропорциональной системе по единому федеральному округу, при заградительном барьере 5 процентов, 225 — по мажоритарной системе по одномандатным округам.

Во многом выборы закончились сенсационно. Первое место в голосовании по партийным спискам заняла партия ЛДПР Владимира Жириновского - 22,92% голосов, вторым был «Выбор России» Егора Гайдара - 15,51%, третьими стали коммунисты Геннадия Зюганова - 12,40%. Также в парламент прошли «Женщины России» Алевтины Федуловой - 8,13%, «Аграрная партия» Михаила Лапшина - 7,99%, блок Явлинский-Болдырев-Лукин (Яблоко) - 7,86%, ПРЕС Сергея Шахрая - 6,73%, Демократическая партия России Николая Травкина - 5,52%. Всего в выборах участвовало 13 избирательных объединений.

За счет одномандатных округов по 64 мандата получили ЛДПР и «Выбор России», 42- КПРФ 37 - «Аграрная партия», 23 - «Женщины России», 27 - Яблоко, 22 - ПРЕС, 14 - ДПР. Не прошедшие в парламент по спискам РДДР по округам получили пять депутатских мест, движение «Кедр» одно, «Достоинство и милосердие» - три, «Гражданские союз» - десять, «Будущее России - Новые имена» - два. 130 мест получили независимые кандидаты. Председателем Госдумы первого созыва был представитель аграриев Иван Рыбкин.

В соответствии с переходными положениями Конституции, данный созыв парламента избирадся на два года. Одной из отличительных черт этого созыва была политическая неустойчивость, которая приводила к регулярному изменению численности и состава фракций. Одной из проблем, определивших работу первого созыва Госдумы, стали боевые действия на территории Чеченской Республики.

В июле 1995 года депутаты выразили недоверие правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента президенту Борису Ельцину и принять поправки к Конституции, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства. Важнейшим решением стало объявлении амнистии находившимся под следствием или под стражей участникам событий 19-21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября — 4 октября 1993 года. Всего был принят 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди принятых — федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации»; первая часть Гражданского кодекса; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы.

В этот же день прошли единственные в истории прямые выборы членов Совета Федерации. Правовой основой для их проведения являлись заключительные и переходные положения Конституции. Депутаты избирались сроком на два года по мажоритарной системе в двухмандатных округах, образованных в границах субъектов федерации. Избирателям выдавался один бюллетень, в котором предлагалось отметить две фамилии. В Чечне выборы не проводились, а в Татарстане и Челябинской области прошли чуть позже. Среди избранных были: 5 президентов республик, 11 глав правительств, 43 главы краёв и областей, три федеральных министра. Членами Совета Федерации от Москвы были Николай Гончар и Юрий Черниченко, от Санкт-Петербурга - Александр Беляев и Юрий Болдырев. Сенаторами были и некоторые известные в современной России политики - Елена Мизулина, Олег Смолин, Рамазан Абдулатипов, Аман Тулеев и другие. От Нижегородской области в Совет Федерации был избран Борис Немцов. Первым главой верхней палаты парламента стал представлявший в ней Калининградскую область Владимир Шумейко.

Читайте на портале «Твоя история» статью

12 декабря 1993 г . была принята Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства по Конституции является избираемый всенародным голосованием президент . В состав РФ входят 21 республика, 46 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей.

Постоянно действующий законодательный орган РФ — Федеральное собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы .

Государственная Дума Высшие органы власти Российской Федерации (по Конституции 1993 г.)

Политические партии и выборы в Государственную Думу РФ (1993, 1995 гг.)

12 декабря 1993 г . состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции. Это была не единственная особенность декабрьских выборов. Выборы в Государственную думу проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: половина мест разыгрывалась по мажоритарной системе (от каждого избирательного органа в парламент попадал 1 кандидат-победитель) и половина — по пропорциональной системе, означавшей распределение депутатских мандатов между партиями в зависимости от количества поданных за них голосов.

Между политическими партиями и блоками развернулась настоящая предвыборная борьба за голоса избирателей. Ожидалось, что наибольшие шансы на успех имеет блок Е.Т. Гайдара “Выбор России ”, наиболее близкий к Президенту. Однако результаты выборов оказались иными. Избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. Выборы проводились в атмосфере высокой общественной напряженности, вызванной распадом СССР, октябрьским путчем. В итоге ни одна из политических партий, поддерживающих курс Президента, не набрала более 15 % голосов от общего числа избирателей.

Наибольшей неожиданностью выборов стал успех Либерально-демократической партии во главе с В.В. Жириновским . Избиратели отдали ей более 25 % голосов. ЛДПР получила в нижней палате парламента 70 депутатских мест.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) (председатель Г.А. Зюганов ) получила 65 мест, аграрная партия (лидер М.И. Лапшин) — противница частной собственности на землю — 47 депутатских мандатов. Таким образом, большинство в Государственной думе получили оппозиционные партии .

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко , Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин .

Вновь избранный парламент не стал менее оппозиционным, чем отстраненный от власти Верховный Совет и Съезд народных депутатов РФ. Но реальные политические возможности нового парламента стали значительно более ограниченными. Он уже не мог серьезно влиять на политику в стране и существенно корректировать курс президента и правительства.

В составе Государственной Думы II созыва (1995 г.) 36 % мест получила КПРФ, 12 % — “Наш дом — Россия ” (объединившая представителей исполнительных структур власти, хозяйственников и предпринимателей),

Движение "Наш дом — Россия"

11 % — ЛДПР , 10 % — “Яблоко ” (блок Г. Явлинского), 17 % — независимые депутаты, 14 % — другие. Состав Думы определил острый характер межпартийной борьбы по всем вопросам, особенно путях политического и экономического реформирования. Особенно негативное отношение парламентариев вызывала правительственная политика в Чечне, внешнеполитическая деятельность, направленная на сближение с НАТО.

12 декабря 1993 г. состоялись всенародное голосование по проекту Конституции и выборы в новый парламент. Выборы про­водились по смешанной избирательной системе: 225 из 450 депу­татов избирались по общефедеральному округу голосованием по спискам с барьером в 5% голосов, 225 - в одномандатных окру­гах простым большинством голосов. В голосовании приняло участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции проголо­совало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день является днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. Народ Российской Федерации учредил новую политическую систему.

На проходивших одновременно с референдумом выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха до­билась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В.В. Жириновским. Это был результат одновременного сниже­ния популярности Президента и противостоявших ему полити­ческих сил после событий 3-4 октября 1993 г. В составе ново­го парламента не было устойчивого большинства - ни пропре­зидентского, ни оппозиционного. Это означало, что Президент и правительство не могли опереться на поддержку Думы в прове­дении рыночных преобразований.

Президент Б.Н. Ельцин внес в Государственную Думу указ № 1400 и еще 64 указа, изданных им за период между 21 сентября 1993 г. и време­нем начала работы нового парламента. Однако Дума уклонилась от рассмот­рения их по существу. Вместо этого 23 февраля 1994 г. она объявила ам­нистию в связи с событиями 19-21 августа 1991 г. и 21 сентября - 4 октяб­ря 1993 г. Однако эта попытка поставить точку на прошлом не удалась: Б.Н. Ельцин воспринял амнистию как вызов, радикальные оппозиционеры - как признание своей правоты.

Социально-экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться. В 1993 г. внутренний валовой продукт (ВВП) сок­ратился по сравнению с 1992 г. на 8,7%. Инфляция составила 839%. Комментируя итоги года, премьер-министр B.C. Черно­мырдин произнес слова, ставшие крылатыми: «Мы хотели, как лучше, а получилось как всегда». Приверженцы Президента Б.Н. Ельцина объясняли экономический кризис сопротивлени­ем реформам со стороны Верховного Совета. Но ликвидация Верховного Совета не улучшила положение в экономике: в 1994 г. спад ВВП составил 12,7%, инфляция - 215,1%.

3. Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне

В Татарстане выборы и всенародное голосование проводи­лись, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни вы­боры, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов веде­ния и взаимном делегировании полномочий между органами го­сударственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности статуса бывшей автономии, констати­руя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации.

Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе. На территории Чечни референдум и выборы 12 декабря 1993 г. не проводились. Руководство Чечни настаивало на государ­ственной независимости республики. В 1992-1994 гг. в южных регионах России регулярно захватывались автобусы с залож­никами, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нече­ченское население.

Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Б.Н. Ельцин отдал приказ о подав­лении вооруженного мятежа в Чечне. Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шли кровавые сра­жения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила заложников в больнице в городе Буденновске Ставропольского края. После переговоров премьер-министра B.C. Черномырдина с Басаевым бандиты ос­тавили город и беспрепятственно ушли в Чечню.

В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе - втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6-8 марта 1996 г. После операции в Грозном чеченское командование пере­шло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и ста­ло наносить удары по российским коммуникациям. К концу апреля федераль­ным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.

Летом 1996 г. федеральный Центр по инициативе секрета­ря Совета безопасности А.И. Лебедя предпринял еще одну попыт­ку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представи­телями Федерации и чеченских региональных властей были под­писаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом догово­ренностей стали окончание военных действий и вывод федераль­ных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой.

Подписанный договор не решил проблему. Чеченское ру­ководство установило связи с международными террористичес­кими центрами. Террористический интернационал рассматри­вал Чечню как свой плацдарм для наступления на Россию и в Европу. Лидерами террористов стали эмиссар возглавляемой Усамой Бен Ладеном «Аль-Каиды» Э. аль-Хаттаб и Ш. Басаев.

На территории Чечни была сформирова­на террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боеви­ков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористи­ческих организаций, поставок оружия и поступления денежных средств.

При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились не восстановление республики, а на подготовку и оснащение новой армии.

Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возмож­на, но и то, что платой за выход является война. Это резко ох­ладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.

Одновременно с голосованием по Конституции были проведены первые выборы в новую Государственную думу. В парламент прошли по итогам голосования по партийным спискам: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 21,7%, блок «Выбор России» - 14,33%, Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 11,46%, «Женщины России» - 7,51%, Аграрная партия России - 7,38%, блок «Яблоко» - 7,26%, Партия российского единства и согласия (ПРЕС) - 6,22%, Демократическая партия России (ДПР) - 5,10%

НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Признавая незыблемость народовластия как основы конституционного строя Российской Федерации, сознавая, что носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а также в целях реализации права народа непосредственно решать наиболее важные вопросы

государственной жизни п о с т а н о в л я ю:

4. Утвердить прилагаемое Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

5. Установить, что в случае принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием она вступает в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования.

ИТОГИ ПЕРВЫХ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ РФ

Выборы в Государственную Думу впервые состоялись 12 декабря 1993 года одновременно со Всенародным референдумом по новой Конституции Российской Федерации.

Первый созыв 1993-1995 гг. (в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, избирался на два года).

Официальные результаты выборов:

Общее число избирателей, включенных в списки - 106.170.835

Число бюллетеней, выданных избирателям - 58.187.755 (54,81%)

Число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках - 57.697.698

Действительных бюллетеней (база для расчета процентов) - 53.751.696 (50.63% от числа избирателей) Недействительных бюллетеней - 3.946.002 (6.84%)

Величина 5-процентного барьера - 2.687.585 голосов

Против всех - 2.267.963 (4.22%).

Пятипроцентный барьер преодолели:

1. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) 22.92% (59 мест)

2. Выбор России 15.51% (40 мест)

3. Коммунистическая партия РФ (КПРФ) 12.40% (32 места)

4. Политическое движение "Женщины России" 8.13% (21 место)

5. Аграрная партия России (АПР) 7.99% (21 место)

6. Блок: Явлинский - Болдырев - Лукин 7.86% (20 мест)

7. Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) 6.73% (18 мест)

8. Демократическая партия России (ДПР) 5.52% (14 мест).

По одномандатным округам ЛДПР провела 5 кандидатов, «Выбор России» - 24 кандидата, Аграрная партия - 16, КПРФ - 10, блок «Явлинский - Болдырев - Лукин» - 7, ПРЕС - 4, «Женщины России» - 2. Не преодолевшие 5% барьера на выборах по спискам «Гражданский Союз» провел в округах 10 кандидатов, РДДР - 5, блок «Достоинство и милосердие» - 3, блок «Будущее России - новые имена» - 2 и один депутат был избран от «Кедра».

Председатель Государственной Думы - Рыбкин Иван Петрович.

Было принято 464 закона, из них подписано Президентом - 320.

ПОРТРЕТ ЭЛЕКТОРАТА

Даже беглый анализ избирательной статистики позволяет выявить ряд закономерностей. Выбор России и РДДР получили наилучшие результаты в мегаполисах (в первую очередь Москве, Санкт-Петербурге и на Урале). ЛДПР - в "горячих" пограничных (Псков, Белгород, Ставрополь) и наиболее удаленных регионах (Чита, Сахалин). Коммунисты - в сельских округах европейской части России (за Уралом представители КПРФ не выиграли ни одного мажоритарного округа). У АПР при очевидной близости к коммунистам гораздо меньше различий между географическими регионами и в то же время среди всех 13 партий, участвовавших в выборах, наибольший разброс электората. Среднеквадратичное отклонение составляет у аграрников 95% от математического ожидания, если брать в расчет все 225 округов, и 83%, если учитывать только "русские" регионы без национальных республик и автономных округов. Это очень высокий показатель. У следующих за АПР Выбора России, Яблока и РДДР в "русских" регионах отклонение составляет не более 50%. У ПРЕС в "русских" регионах разброс меньше 30% от средней, а все максимальные результаты достигнуты в республиках и автономных округах.

Обычно аналитики выделяют в России 4 типа электората: демократический (скорее все-таки либеральный), коммунистический (левый), патриотический (национально ориентированный) и неопределившийся ("болото"). Иногда выделяют еще специфический электорат партии власти. Однако собственно у партии власти электорат очень мал, а сторонники ПРЕС или НДР рекрутируются обычно из различных слоев населения. Еще один тип электората выделяют относительно редко, однако как раз с его определением нет никаких проблем. Речь идет об иноэтническом (нерусском электорате). Разумеется, внутри данного типа существуют весьма глубокие различия, общее же заключается в том, что федеральные политические партии не могут обратиться к иноэтническому населению, минуя местные элиты, как это они делают в большинстве "русских" регионов. Определить количество иноэтнического электората также несложно - около 10%. Обычно именно округа в республиках и автономных округах дают наиболее отличающиеся от средних по России значения. В 1993 г. такими территориями оказались Башкирия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Дагестан, Тува, Карачаево-Черкессия, Ямал и другие. Иноэтнический электорат представляет собой отдельную, весьма объемную и выходящую за рамки данного материала тему. Далее мы сосредоточимся преимущественно на "русских" регионах.

Попытки дать точное определение другим типам электората сводятся к банальным "сторонники реформ" - "противники реформ", что, во-первых, вовсе не является независимой переменной, а во-вторых, дает весьма низкую корреляцию с избирательными цифрами. Вообще говоря, категории "демократический", "коммунистический" и т.д. электорат не имеют точного определения и используются скорее на эмоциональном уровне. Математический анализ, однако, свидетельствует о глубоком расколе между избирателями либеральных (Выбор России, Яблоко, РДДР) и левых (КПРФ, АПР) партий. Отрицательная корреляция между ними достигает 0,76, что для идеологических партий, получивших вместе всего около половины голосов по федеральному округу, является чрезвычайно высоким показателем.

Подобное часто возникает при более устойчивых расколах - этнических, религиозных и т.д. Такие случаи можно наблюдать и в России - многие из титульных этносов российских республик практически не голосуют за ЛДПР, РОС или другие партии с устойчиво "державным" образом. Предположения о глубоком расколе между различными типами электората подтверждает и корреляция между либералами и ЛДПР (-0.75). Однако естественное в таком случае предположение о близости электората ЛДПР и левых вовсе не соответствует действительности. Корреляция ЛДПР и всех левых составляет 0,52 (средний уровень), а между ЛДПР и КПРФ всего 0,26 (слабая связь).

Графически полученные соотношения можно представить себе в виде почти равнобедренного треугольника, где "демократический" электорат равноудален от левого и ЛДПР-овского. Таким образом, функциональное определение либерального электората может быть следующим - это те избиратели, которые голосуя выбирают не из левых и левых национал-патриотов. Соответственно левый электорат это те, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за "либералов". Разумеется, данные определения носят всего лишь функциональный, а не строго научный характер. Разумеется, вовсе не все левые, тем более в 1993 году, голосовали за коммунистов и аграрников, и вовсе не все либералы за Выбор России, однако подобный подход позволяет с достаточной точностью определить количественные характеристики различных типов электората.

В отличие от левых и либералов, идентичность других типов электората выражена значительно слабее (это подтверждают существенно меньшие значения коэффициента корреляции между остальными партиями), однако дать им функциональные определения все-таки возможно. Национал-демократы - это те, кто, выбирая из некоммунистов и нелибералов, считает Россию национальным государством русского народа. В связи с запретом РОС, ФНС и других их союзников по Верховному Совету, этим избирателям оставалось голосовать по общефедеральному округу только за ЛДПР, что и сделали те, кто все-таки пришел на выборы. Этот тип электората в России вовсе не многочисленен, как иногда считается, - где-то в районе 15% и сосредоточен на русском Севере, в некоторых пограничных регионах и частично в Сибири. При голосовании сторонники национал-демократической идеи часто голосуют вместе с протестным электоратом. В отличие от коммунистов, где многие также голосуют протестно, но против очевидного врага в лице "демократов", протестный электорат голосует против всех больших идеологий - и против либералов, и против коммунистов, и против федеральной власти. На практике это приводит к поддержке либо региональных партий власти, либо партий с паллиативной, либо квазиидеологией. ЛДПР, Женщины России, отчасти ПРЕС и АПР стали основными получателями этих голосов. Размытость протестного электората не позволяет точно определить его количество, однако, по-видимому, это все-таки не более 15-17% с очень серьезными колебаниями во времени. Именно в этой категории избирателей в наибольшей степени прослеживается отказ от участия в голосовании.

В 1993 выйти за пределы своего базового электората удалось только ЛДПР. Главная причина здесь, на наш взгляд, в том, что ЛДПР оказалась в глазах общественного мнения единственной партией, нескомпрометировавшей себя сентябрьским кризисом, что позволило либерал-демократам одновременно играть на разных полях. За ЛДПР в конечном итоге проголосовало большинство национал-демократов, значительная часть протестного электората, деморализованные сторонники левых и даже часть оппозиционных демократов.

В. Брутер. История современных российских выборов. Год 1993

“РОССИЯ, ТЫ ОДУРЕЛА!”

Результаты думских выборов шокировали кремлевских наблюдателей. Сохранились документальные записи того, как наиболее известные из них собрались в ночь с 12 на 13 декабря в телецентре "Останкино", где в прямом эфире, открывая бутылки шампанского, политический, артистический и интеллектуальный бомонд комментировал предварительные данные с избирательных участков. Передача, задуманная как грандиозная демонстрация победы Кремля, завершилась конфузом… Гости, приглашенные праздновать победу партий, поддерживаемых администрацией Бориса Ельцина, один за другим покидали студию. Седовласый шестидесятник Юрий Карякин в отчаянии бросил в микрофон знаменитую реплику: "Россия, ты одурела!”

3 Выборы в Государственную думу в 1993, 1995, 1999 годах. Президентские выборы в 1996, 2000 годах

Выборы 1993 года. В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу­дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандат­ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно­временно был проведен Всероссийский референдум по про­екту новой Конституции Российской Федерации. Представ­ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу­дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница - аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии - «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу­татского корпуса V Думы определил ту политическую ат­мосферу, в которой начался новый этап государственно­го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г. С конца 1994 г. поли­тическая жизнь России в значительной степени опреде­лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из­бирателей в VI Государственную Думу. В результате про­ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь­ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом - Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо­лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» - 14, «Наш дом - Россия» - 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже­ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об­щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно­гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи­рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо­кие противоречия между жесткой политикой реформиро­вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель­цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при­мененные для оздоровления экономики страны, не при­несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля­ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не­выплаты заработной платы, пенсий и пособий - все это превратилось в постоянно действующие факторы соци­альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го­сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра­вительственной группировки «Единство» был одновре­менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года. Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат­ривались в контексте государственно политического раз­вития России как генеральная проба ведущих политиче­ских сил в преддверии главного события 1996 г. - выбо­ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты - лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот­воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ­явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе­реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель­цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об­щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже­лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре­форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий­ский предприниматель, руководитель крупной фарма­цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за­регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав­ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле­ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Первая половина 1996 г. в политической жизни Рос­сии ознаменовалась беспрецедентной по своим масшта­бам агитационно-пропагандистской кампанией в под­держку действующего Президента РФ. Определяющее влияние на развернувшуюся предвыборную кампанию оказывала группа ведущих российских предпринимате­лей (так называемое «Обращение 13-ти») - руководите­лей крупнейших финансово-промышленных «империй» (в средствах массовой информации они получили назва­ние «семибанкирщины»), которые призвали предпринять все меры для переизбрания Б. Н. Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешной реализации. Перед российскими избирателями была нарисована убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны - либо по­строение новой российской государственности на демо­кратических основах и рыночных отношениях, либо воз­врат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального со­циализма».

Проведенные в два тура 16 июня и 3 июля 1996 г. президентские выборы принесли убедительную победу Б. Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, то есть до 2000 г. В ходе второго тура голосования Президент Российской Федерации, получивший около 40 млн. голосов избирателей, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого в стране курса радикальных соци­ально-экономических реформ.

Выборы Пре­зидента в 2000 году. В канун нового 2000 года Президент Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста. Исполняю­щим обязанности Президента был назначен глава прави­тельства В. В. Путин.

Выборы Президента состоялись 26 марта 2000 г. Им был избран уже в первом туре Владимир Влади­мирович Путин. 7 мая 2000 г. состоялась инаугурация В. В. Путина в качестве второго Президента Российской Федерации.


4 Внешняя политика России в новой геополитической обстановке

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного чле­на Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитические условия потре­бовали от российского руководства сформировать соот­ветствующую концепцию внешнеполитического разви­тия. Условно можно выделить два основных этапа форми­рования внешней политики России в современных усло­виях: 1992-1993 гг. были отмечены интенсивным поиском приоритетных направлений во внешней политике России в связи с распадом господствовавшей в течение всего по­слевоенного периода двухполюсной системы «Восток-За­пад», лидерами которой являлись СССР и США; 1994- 1997 гг. стали временем, когда главными задачами явля­лись гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира, повы­шение степени интегрированности нашей страны в ми­ровую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций, укрепление лидирующих позиций России на постсоветском про­странстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

Постепенно сформировались два важнейших направ­ления российской внешней политики. Прежде всего это становление и развитие отношений с бывшими советски­ми республиками, или так называемым ближним («но­вым») зарубежьем, а также развитие отношений с веду­щими странами Запада, в первую очередь с США.

В последнее время внешняя политика России все более дистанцируется от Вашингто­на и на глобальном уровне происходит ее переориента­ция на роль ведущей евразийской державы, являющейся ключевым звеном в развитии новых отношений ведущих индустриальных государств Европы и Азии.