Политические реформы: замыслы и результаты. распад" ссср

В политическомразвитии страны этого периода можно выделить рядэтапов . Первый марта1986 г. по январь1987 г.) проходил под лозунгом «большесоциализма ». Для него характерны значительные изменения в руководстве КПСС, отставка наиболее одиозных фигур из окружения Л.И.Брежнева (В.В.Гришин, ДА.Кунаев), борьба с коррупцией, со злоупотреблениями, смена руководителей партийных организаций на местах. К руководству КПСС пришли новые люди: М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, А.Н.Яковлев, Е.К. Лигачев, Э.А.Шеварднадзе и др. Началось переосмысление реального положения всего нашего общества, переоценка исторического пути, пройденного страной. КПСС взяла на себя ответственность за деформации предшествующих этапов. Началась …
массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, переоценка их роли в истории страны. Вместе с тем сама политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа сомнению не подвергалась.

Однако уже в этот период начинаются разногласия в рядахсамихсторонниковперестройки . Руководящее ядро партии менее чем за два года оказалось расколотым на две противостоящих друг другу группы.

В октябре 1987г. с резкой критикой М.С.Горбачева на пленуме ЦК КПСС выступил первый секретарь Московского городского комитета КПСС Б.Н.Ельцин . Он говорил о медлительности в осуществлении перестройки, критиковал политику секретариата партии и самого М.С.Горбачева. Как показало время, это выступление было важным политическим шагом. Видя, что экономика страны вступает в полосу потрясений, Б.Н.Ельцин обозначил свою особую позицию, отмежевался от М.С.Горбачева. Тем самым типичный представитель партийной номенклатуры приобрел ореол народного героя, борца с бюрократией.

Другим критиком Горбачева стал второй секретарь ЦК КПСС Е.К. Лигачев . Он выступил за борьбу с коррупцией, наведение порядка, дисциплины, при сохранении основных параметров социалистической экономики. Рычаги управления страной, по его мнению, должны были остаться в руках КПСС. Е.К. Лигачев стал главным вдохновителем «антиалкогольнойкампании », по мере углубления преобразований он все более и более становился в оппозицию политике М.С.Горбачева.

Следующийэтап (1987 1988 гг.) проходил под лозунгом «большедемократии ». В этот период происходят кардинальные изменения в политической системе общества. На этом этапе основную роль сыграли решения XIXвсесоюзнойпартийнойконференции , состоявшейся в июне1988 г. Была поставлена задача — обеспечить полновластиеСоветов всех уровней, четко разграничить функции партийных и советских органов. Высшим органом власти в стране провозглашался Съезднародныхдепутатов , избирающий из своего состава двухпалатный ВерховныйСоветСССР . Соответственно республиканские съезды избирали ВерховныеСоветыреспублик . Конференция предложила проект нового Закона о выборах , который был принят в декабре1988 г. Выборы впервые в истории советского общества стали альтернативными (из двух и более кандидатур). Отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты (ранее соблюдалось пропорциональное представительство всех классов). Вместе с тем решения конференции носили половинчатый характер, обеспечивали сохранение власти в руках КПСС (одна треть депутатов съезда избиралась от общественных организаций — КПСС, профсоюзов, комсомола и др.; предусматривалось совмещение постов председателей Советов всех уровней и соответствующих партийных руководителей).

Выборы в высшие органы власти открыли новый этап — этап размежевания в лагере перестройки (1989 1990 гг.). В ходе выборной кампании широко обсуждались вопросы экономического и политического развития страны. На выборах потерпели поражение многие секретари областных и городских комитетов КПСС, работники парт аппарата, были избраны деятели, находившиеся в оппозиции (например, академик А.Д.Сахаров).

В апреле 1989г . открылся I съезднародныхдепутатовСССР . Съезд избрал ВерховныйСоветСССР . Председателем Верховного Совета был избран М.С.Горбачев . На съезде стала складываться оппозиционная группа депутатов, так называемая «межрегиональная группа», куда входили бывший первый секретарь Московского ГК КПСС Б.Н.Ельцин, Т.Х. Гдлян, Г.Х.Попов, А.А.Собчак, С.Б.Станкевич, Н.И.Травкин, Т.И. Заславская и др.

В марте мае1990 г. прошли выборы в ВерховныеСоветыреспублик и местныеСоветы . В ходе этих выборов стали складываться политическиепартии и течения, противостоящие КПСС. Эти силы одержали победу над партийными структурами. Московский Совет возглавил Г.Х.Попов, Ленинградский А.А.Собчак. В июне1990 г. I съезднародныхДепутатовРСФСР избрал ВерховныйСовет республики. Его председателем стал Б.Н.Ельцин .

В марте1990 г. IIсъезднародныхдепутатов СССР принял решение о переходе к президентской системе правления. Президентом был избран М.С.Горбачев . Съезд отменил 6-ю статью Конституции СССР, провозглашавшую «руководящую и направляющую роль КПСС в политической системе советского общества». Тем самым окончательно юридически завершилась передачавласти из рук партийных органов в руки Советов. В октябре1990 г. был принят закон СССР «Обобщественныхобъединениях », признававший наличие в СССР многопартийности . В большинстве республик были введены посты президентов . 12 июня 1991г. путем всенародного голосования первым президентомРоссии был избран Б.Н.Ельцин .

Размежевание продолжалось. Радикальные политические течения, первоначально выступавшие под лозунгом «улучшения социализма», перешли на антикоммунистические позиции. Оюенью-1990г. идея антикоммунизма была, открыто, провозглашена в обращении оргкомитета движения «ДемократическаяРоссия », пытавшегося сплотить все партии "и группы, противостоящие КПСС. Многие руководители КПСС (Б.Н.Ельцин, А.Н.Яковлев) вышли из партии и примкнули к демократическому движению. Произошел раскол и внутри КПСС. Из нее выделилась так называемая «демократическаяплатформа », образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, консерваторы из руководства образовали Российскуюкоммунистическуюпартию в составе КПСС. Секретари РКП (И.К.Полозков и др.) все чаще выступали с национал-патриотических позиций.

Резкое ухудшение экономической ситуации, утрата правительством СССР контроля над экономикой страны обострили центробежныетенденции . Начался фактический распад СССР. Первыми из состава Союза вышли Прибалтийские республики. Разработка нового союзного договора должна была остановить этот процесс. Однако часть партийно-государственной номенклатуры попыталась действовать силовыми методами. 19августа1991 г. вице-президент Г.И. Янаев объявил о введении чрезвычайногоположения . Для управления страной был создан так называемый Государственныйкомитетпочрезвычайномуположению (ГКЧП ). Президент М.С.Горбачев был отстранен от власти. Однако попытка государственного переворота не удалась. Уже 21 августа члены ГКЧП были арестованы.

Путч 19-21 августа 1991г. был попыткой консервативных сил вернуться к прежнему положению. Он привел к резкому повороту в общественном мнении, к уходу КПСС с политической арены. Путч ускорил распад СССР, приход к власти в бывших союзных республиках некоммунистических правительств. 8 декабря1991г . руководителиРоссии , Украины и Белоруссии подписали в Минске соглашение о том, что СССР прекращаетсвоесуществование . Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные органы. Подал в отставку президент СССР М.С.Горбачев. На смену ему было создано аморфное СодружествоНезависимыхГосударств (СНГ ) — объединение, статус которого не определен по настоящее время.

К распаду СССР привел целый комплекс причин. Исторические причины коренились в характеренациональнойполитики Советского государства. Еще при создании СССР в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самоопределение, вплоть до отделения. Государственное устройство было основано на договорном объединении союзных государств, созданных на базе крупных наций. Эти государства имели все атрибуты государственной власти – Советы, министерства и т.д. С крушением КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реальными носителями государственной власти, исчез политический центр, объединявший властные структуры. Исчез скрепляющий каркас – безраздельная власть Коммунистической партии с ее «пролетарским интернационализмом.

Политическиепричины . Республиканские органы власти были заинтересованы в перераспределении властных полномочий в свою пользу. За ними стояли интересы политических элит как новых, поднявшихся на волне перестройки, так и старых номенклатурных. Одни использовали лозунг национальной независимости, чтобы получить власть, другие – чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали интересы народов своих республик – опасность обострения экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, обострения национальных конфликтов, вплоть до гражданских войн из-за взаимных территориальных претензий.

Экономическиепричины . Снижение уровня жизни, нарастание социально-экономических трудностей, тотальный дефицит порождали естественную реакцию на уровне массового сознания — ксенофобию, т.е. враждебное отношение к людям других национальностей, как к опасным конкурентам на потребительском рынке. Обвинение их в опустошении магазинов и спекуляции, на уровне руководства — изоляционизм, надежду на то, что отказ от обременительных обязательств и от влияния центра позволит своими силами преодолеть трудности.

Все сказанное выше представляло собой проявление одного общего процесса — системногокризиса союзного государства. Именно поэтому любые действия правительства, направленные на смягчение или даже разрешение национальных проблем и противоречий между республиками и центром, были безрезультатны. Напротив, они способствовали эскалации и обострению конфликтов на национально-государственной почве.

Распад СССР привел к росту националистических тенденций. Развернулась борьба за пересмотр границ между новыми государствами (армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха, столкновения между Осетией и Ингушетией и др.), борьба бывших автономных республик за независимость (Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Татарстан и др.). Внутри новых государств начались столкновения различных номенклатурных группировок и национальных кланов (Таджикистан).

3. Экономические преобразования. Крах административно-бюрократической системы .

К середине 1980-х годов экономика страны оказалась в состоянии кризиса . В феврале1986 г. на XXVIIсъездеКПСС были предложена программа «ускорениясоциально экономическогоразвития » страны. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем программы стало изменениеинвестиционнойполитики . Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение . В него планировалось вложить в 1,8 раз больше средств, чем в предшествующую пятилетку, и на этой основе в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, обеспечить техническое вооружение отрасли, осуществить электронизацию, компьютеризацию, внедрить самые передовые технологии, в первую очередь ресурсосберегающие. Впоследствии на этой основе планировалось осуществить техническое вооружение всей промышленности страны. По существу, речь шла о второйиндустриализации , но в отличие от 1930-х годов, когда индустриализация осуществлялась за счет внутренних источников, планировалось широкомасштабное привлечение иностранных кредитов. Ожидаемый быстрый подъем в экономике позволил бы вернуть их в кратчайшие сроки.

Эта программа была рассчитана на длительный срок (на 2 пятилетки). Одновременно был предложен ряд экстренных мер для мобилизацииимеющихсярезервов :

— переход предприятий на 2 — 3 сменную работу, что позволило бы высвободить ряд производственных мощностей и начать техническое перевооружение предприятий без снижения объемов производства;

— укрепление дисциплины и улучшение организации труда;

— экономия и рациональное использование ресурсов;

— улучшение качества продукции.

С этой целью была создана система государственнойприемки . Все эти меры сразу же наткнулись на инерцию системы. Перевод на 2-х — 3-х-сменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магазинов, столовых, детских учреждений, поэтому и не был осуществлен в сколь-либо крупных масштабах. Экономии ресурсов препятствовал сложившийся затратный механизм, когда работа предприятий оценивалась по объему реализованной продукции в денежном выражении, и любое снижение цены продукции отражалось на прибыли предприятия.

В условиях же всеобщего дефицита и монополизма производителей лозунг повышения качества выглядел просто нелепо – брали любую продукцию. Меры, направленные на укрепление дисциплины, свелись к пресловутой антиалкогольной кампании, в результате которой был нанесен непоправимый ущерб экономике страны (по некоторым оценкам доходы от продажи водки составляли до 30% доходной части бюджета) и авторитету власти.

Одновременно осуществлялся ряд мер, направленных на реформированиеадминистративно бюрократической системы , аналогичных реформам 1950-х — 1960-х гг. В 1987 г. был принят Закон о государственномпредприятии (объединении ). Он предусматривал расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов коллектива от эффективности производства. Составление производственных планов переходило в ведение самих предприятий. План состоял из государственногозаказа и прямых договоров с другими предприятиями и торговыми организациями. Все текущие затраты (оплата труда, реконструкция, социальное развитие) покрывались из средств предприятия, вносившего платежи в госбюджет за производственные фонды, землю, воду. Оставшиеся средства оставались в распоряжении предприятий. Началась перестройка руководства экономикой. Министерства должны были руководить предприятиями недирективно , а с помощью экономическихрычагов кредитов , госзаказов , системыцен . Коллективы предприятий — получали право брать их в аренду, выходить из состава министерств. Заводы и фабрики различных министерств могли объединяться в акционерные общества. Предприятиям было разрешено выпускать акции и даже выходить со своей продукцией на внешний рынок.

Аналогичные мероприятия были проведены в 1989 г. в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на селе. Вводилась система государственного заказа для колхозов и совхозов. Все, что производилось сверх госзаказа, могло реализоваться по договорным ценам.

Данная реформа, как и предыдущие, имела ограниченный, половинчатый характер. К тому же ее осуществление проходило в условиях резкого ухудшения экономической ситуации.

Программа ускорения требовала гигантских капиталовложений в промышленность. Отдачу они могли дать только через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой она не обеспечивалась. Кроме того, начали осуществляться крупные социальные программы: «Жилье до 2000г.», повышение стипендий студентам, пенсий.

Падение мировых цен на нефть привело к сокращению валютных поступлений. Правительство вынуждено было резко сократить импорт, но не за счет машин и оборудования, а за счет предметов потребления, лекарств, продовольствия. Это еще более обострило положение на потребительском рынке. На руках населения скопились значительныеденежныесредства , необеспеченныетоварнымиресурсами . Денежная масса выросла , цены же, устанавливаемые государством, оставались неизменными . Быстро опустели прилавки магазинов: дефицитом стало буквально все. Расцветала теневая экономика — на перепродаже товаров наживались состояния. Правительство срочно увеличило импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезало в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.

Инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, вкладывали их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом они стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа. Широкое развитие получали бартерные сделки с заграницей.

Инфляция привела к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию, начали искать пути натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989г. — 211 млрд. т зерна, 1990г. — 230 млрд. т) стал ощущаться недостаток продовольствия. Почти во всех городах страны была введена карточная система распределения товаров первой необходимости.

Политика ускорения социально-экономического развития потерпелакрах , окончательно разбалансировала экономику страны. Государственный дог СССР достиг 60 млрд. долл. Золотой запас страны за 1985 — 1991 гг. сократился в 10 раз и составлял всего 240 т. Страна встала перед необходимостью резко ограничивать капиталовложения в промышленное строительство, перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров.

В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистскиетенденции . Республики и отдельные области вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Регионы выполняли те решения правительства, которые их устраивали. Экономика Союза становилась неуправляемой. Правительство В.С.Павлова провело ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкассы, введение 5%-го налога с продаж, повышение цен на 50-70%). Но эти меры не стабилизировали положения.

Началось массовое недовольство народа экономической политикой правительства, стачки, забастовки. Это еще более обострило ситуацию.

Правительство лихорадочно вело поиски выхода из создавшейся экономической ситуации. Одна за другой были разработаны программы перехода к рыночной экономке (наиболее известной из них была программа «500 дней », разработанная группой С.С.Шаталина — Г.А.Явлинского). Однако в обстановке нарастающего политического противостояния, вызванного ухудшением экономической ситуации, проведения любых реформ уже было невозможным — время было упущено. Шел распад единого экономического пространства, перед страной встала угроза голода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте. По выражению Е.Т.Гайдара, экономика страны находилась «в состоянии свободного падения», в обществе все более утверждалось мнение, о ее принципиальной нереформируемости, необходимости перехода к капиталистической рыночной экономике.

Контрольные вопросы

1) В чем причины и сущность политики «нового политического мышления»? Каковы её результаты?

2) В чем заключалась политика «ускорения социально- экономического развития»? В чем причины её неудач?

3) Назовите основные направления реформ политической системы страны.

4) В чем причины обострения национального вопроса в СССР? Был ли неизбежен распад Советского Союза?

Предыстория перестройки, «кадровая революция», конституционная реформа 1988–1990 годов, формирование многопартийности, национальная политика и межнациональные отношения, августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

Предыстория перестройки.

После смерти JI. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешенность многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за ее очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, зародила надежды на перемены к лучшему.

В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.

При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачев. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачева.

Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления к экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачеву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.

«Кадровая революция».

Новое руководство пришло к власти без четкой концепции и программы перемен. Горбачев позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.

В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия - поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.

В 1985-1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окруженных, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьезная политическая реформа.

Конституционная реформа 1988-1990 гг.

В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили. Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Ее решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма. Из курсов Новой истории и истории России вспомните, что вам известно о сущности либерализма как политического учения.

В частности, был провозглашен курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачев предложил сформировать новый высший орган власти - Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.

Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.

Из доклада М. С. Горбачева на XIX Всесоюзной партийной конференции

Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.

Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май-июнь 1989 г.) Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.

Из предвыборной платформы А. Д. Сахарова. 1989 г.

1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД - МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...

На втором этапе конституционной реформы (1990-1991) выдвинулась задача введения поста Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачев. Однако инициаторы этих изменений не учли, что президентская система власти не может органично сочетаться с системой власти Советов, предполагавшей не разделение властей, а полновластие Советов.

Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе. Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.

Формирование многопартийности.

По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил. В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.

Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.

Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.

При всем многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления - коммунистическое и либеральное. Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).

Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.

Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС. В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.

Из выступления И. К. Полозкова, первого секретаря ЦК КП РСФСР. 1991 г.

Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо - антикоммунизм.

К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчетливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек. В руководстве КПСС участились нападки на Горбачева и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.

Национальная политика и межнациональные отношения.

Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, казалось, давно решенного национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Еще в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодежь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (НКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении ее в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку - городе Сумгаите.

Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.

Реформа политической системы, проводившаяся Горбачевым, неуклонно вела к еще большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистан.

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики.

12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.

Все это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введенные в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.

Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия.

К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачева в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввел в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жесткий контроль над средствами массовой информации; ввел войска в Москву.

Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачев возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.

Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Началом политики перестройки было кардинальное преобразование М. Горбачевым кадрового состава органов государственной власти.

«Кадровая революция»

Кадровая «чистка» коснулась преимущественно политических деятелей, которые препятствовали внедрению социальных и экономических реформ, а также не поддерживали Генерального Секретаря в инициировании дружеских переговоров с капиталистическим западом.

В период 1985 -1987 гг, было смещено с постов более 80% руководителей обкомов Коммунистической партии. Должностных мест в правительстве лишилась половина министров. Только на одном пленуме ЦК в 1989 году были отправлены в отставку 110 человек из 460 членов ЦК КПСС.

Под лозунгами борьбы со старым консерватизмом, были сняты с руководящих должностей секретарь ЦК Компартий Украины В. Щербицкий и Казахстана Д. Кунаев. Через короткое время все ключевые посты в партии и государстве занимали назначенцы М. Горбачева.

Но, несмотря на отсутствие сопротивления новых членов государственного аппарата, обновление общества и экономики продвигалось с большим трудом ставало понятным, что государству нужна более серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года

После первого кризиса перестройки, который случился в 1987 году, Горбачев еще более твердо стал на путь полной демократизации государства. В январе 1987 года на Всесоюзной конференции (которая последний раз проводилась в 1941 году) было принято решение подготовки политической реформы в СССР.

Летом в Советском государстве прошли первые выборы в органы местного самоуправления, на которых впервые за все существование СССР было разрешено выдвигать несколько кандидатов, претендующих на одно депутатское место.

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы.

Многопартийность

Кризис коммунистической идеологии привел к тому, что люди активно начали искать другие ориентиры, которые смогли бы ее заменить. В этот период вышли из тени опальные оппозиционеры, ранее гонимые преследованиями советской власти.

Первой оппозиционной группой стал «Демократический союз» В. Новодворской. В 1988 году активизировались народные фронты окраин Прибалтики и Украины, которые первыми провозгласили себя партиями. Социал демократы объединились вместе с социалистами в независимые партии и организации.

На волне гласности оживились и анархические движения «Революционный анархо коммунистический союз» и «Конфедерация анархистов». Националистические партии, которые призывали к выходу республик из СССР, начали формироваться в Закавказье.

Вскоре после начала перестроечных изменений стало ясно, что меры принимаемые руководством партии и страны, недостаточны. Ими нельзя заставить работать изжившую себя систему. Было принято решение пойти на серьезные изменения в политическом строе страны. На пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г. были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества», «совершенствования советской избирательной системы», выборов руководителей разных рангов на альтернативной основе. Отмечалась также необходимость «разработки правовых актов, гарантирующих гласность», выдвижения на руководящую работу беспартийных. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX Всесоюзной партийной конференции, летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Тем не менее, подавляющее большинство делегатов было вынуждено признать кризисное состояние страны, необходимость проведения дальнейших реформ. Сказались также отсутствие у партийцев самостоятельного мышления, привычка повиноваться высшему руководству, которое в это время было нацелено на преобразования.

1 декабря 1988 г. Верховный Совет СССР принял два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборе народных депутатов СССР».

Заседания съезда должны были проводиться один раз в год. На нем избирался Верховный Совет СССР как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Верховный Совет состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Они были равны по своему численному составу и равноправны. Съезд народных депутатов ежегодно должен был обновлять пятую часть Верховного Совета.

Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели целый ряд серьезных недостатков. Противоречило принципам демократии избрание одной трети народных депутатов от общественных организаций. Этим нарушалось положение: «один избиратель - один голос». Теперь руководители и активисты общественных организаций могли иметь несколько голосов на выборах, то есть проголосовать как граждане-избиратели, а также как члены общественных организаций и творческих союзов. Депутаты оказывались в неравном положении: одни прошли всенародные выборы в упорной борьбе со своими соперниками, другие получили мандат депутата от тех или иных организаций. Например, «красная сотня» - 100 депутатов от КПСС - была избрана на пленуме ЦК партии в январе 1989 г.

Большое количество депутатов, два органа - Съезд и Верховный Совет-все это делало структуру высших органов государственной власти громоздкой, неуклюжей и, в конечном счете, неэффективной. Подобная структура была создана специально, с тем, чтобы руководству легче было манипулировать депутатами, чтобы при необходимости блокировать деятельность демократически настроенных депутатов, прежде всего голосами тех, кто получил мандаты от общественных организаций.

Несмотря на недостатки новых законов, положенная ими политическая реформа явилась значительным шагом вперед на пути к освобождению советского народа от тоталитаризма, пут однопартийной системы, от формальных выборов без выбора, в которых участвовал один кандидат, предложенный коммунистической партией.

РЕФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

"Кадровая революция". Как и его предшественники, Горбачев начал преобразования со смены "команды". В короткий срок были смещены со своих постов 70% руководителей обкомов КПСС, более половины министров союзного правительства.

Значительно обновился состав ЦК КПСС. В 1985-1987 гг. были заменены более половины членов Политбюро и секретарей ЦК. На одном апрельском (1989 г.) пленуме ЦК из 460 членов и кандидатов в члены ЦК были отправлены в отставку сразу 110 человек.

Под лозунгом борьбы с "консерватизмом" были сняты с работы первый секретарь Московского городского комитета КПСС В. В. Гришин, первый секретарь ЦК Компартии Украины В. В. Щербицкий, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев, первый заместитель Председателя Совмина СССР Г. А. Алиев и др. Учитывая реальную роль партийного аппарата, Горбачев заменил почти 85% руководящих кадров ЦК КПСС - опоры системы управления.

Вскоре на всех ключевых постах в партии и государстве были лишь назначенцы Горбачева. Однако дела по-прежнему двигались с большим трудом. Стало ясно, что нужна серьезная политическая реформа.

Политическая реформа 1988 года. Перелом в политической ситуации наступил в 1987 году. Общество ждало быстрых перемен, но их не было. Позже Горбачев назвал это время первым серьезным кризисом "перестройки". Выход из него был лишь один - демократизация общества.

Январский (1987 г.) пленум ЦК принял решение о созыве (после 46-летнего перерыва) Всесоюзной партийной конференции, в повестку дня которой было решено включить вопрос о подготовке реформы политической системы. Как сказал, выступая на пленуме, известный артист М. А. Ульянов, "время винтиков прошло… Пришло время народа, который сам управляет своим государством".

В мае 1987 г. в Москве прошла первая не санкционированная властями демонстрация под лозунгом: "Долой саботажников перестройки!" В сентябре московские власти первыми в стране приняли положение о порядке проведения массовых шествий и демонстраций. С тех пор Манежная площадь столицы стала местом массовых митингов.

Летом 1987 г. прошли выборы в местные органы власти. На них впервые было разрешено выдвинуть по несколько кандидатов на одно депутатское место. Был снят контроль за явкой избирателей. Результат заставил власти задуматься: почти в десять раз выросло число голосов против кандидатов, массовой стала неявка избирателей на участки, в 9 округах выборы вообще не состоялись. На бюллетенях появились "крамольные надписи".

Летом 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, объявившая о начале политической реформы. Главной ее идеей стала попытка соединить несовместимое: классическую советскую политическую модель, предполагавшую единовластие Советов, - с либеральной, опирающейся на разделение властей. Было предложено: создать новый высший орган государственной власти - Съезд народных депутатов; Верховный Совет превратить в постоянно действующий "парламент"; обновить избирательное законодательство (ввести альтернативность выборов, а также избрание депутатов не только по округам, но и от общественных организаций); создать Комитет конституционного надзора, обязанного следить за соблюдением Основного закона. Однако главным пунктом реформы стало перераспределение властных полномочий от партийных структур - к советским, создаваемым в ходе относительно свободных выборов. Это было самым сильным ударом по партийной номенклатуре за все годы ее существования, так как подрывало сами основы ее существования.

Однако данное решение не только лишило Горбачева поддержки этой влиятельной части общества, но и вынудило ее захватить в личную собственность то, что прежде находилось лишь под ее управлением.

Весной 1989 г. по новому избирательному закону прошли выборы народных депутатов СССР. На I Съезде народных депутатов председателем Верховного Совета СССР был избран Горбачев.

Через год выборы прошли в союзных республиках, где "конкурс" составил 8 человек на один депутатский мандат.

Теперь инициатива реформирования страны перешла к избранным в ходе открытых выборов представителям народа. Вскоре они дополнили политическую реформу новыми положениями. Главной среди них была идея построения правового государства, в котором было бы реально обеспечено равенство граждан перед законом. Реализация этого положения на практике привела к отмене 6-й статьи конституции о руководящей роли КПСС. Чувствуя, что власть начинает ускользать, Горбачев согласился на предложение об учреждении поста президента и был избран первым (и, как оказалось, последним) Президентом СССР.

Возрождение многопартийности. Кризис коммунистической идеологии и "пробуксовка" проводившихся Горбачевым реформ привели к тому, что люди стали искать выход из сложившейся обстановки на иных, нежели коммунистические, идейно-политических основах.

Первой оппозиционной партией в мае 1988 г. провозгласила себя группа В. И. Новодворской, принявшая наименование "Демократический союз". Тогда же возникли народные фронты в республиках Прибалтики, ставшие первыми массовыми независимыми организациями. Несмотря на то, что все эти группы и объединения заявляли о "поддержке перестройки", представляли они самые различные направления политической мысли.

Либеральное движение включало в себя представителей "Демсоюза", нескольких организаций христианских демократов, конституционных демократов, либеральных демократов. Наиболее массовой политической организацией либерального толка, объединившей представителей различных течений, стала "Демократическая партия России" Н. И. Травкина, созданная в мае 1990 года.

Социалисты и социал-демократы были объединены в "Социалистической партии", "Социал-демократической ассоциации" и "Социал-демократической партии России".

Анархисты создали "Конфедерацию анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистический революционный союз".

Национальные партии вначале начали формироваться в республиках Прибалтики и Закавказья.

Однако при всем многообразии этих партий и движений основная борьба развернулась между коммунистами и либералами. Причем в условиях нараставшего экономического и политического кризиса политический вес либералов (их называли "демократами") увеличивался с каждым днем.

Государство и церковь. Начавшаяся демократизация общества не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. В ходе выборов 1989 г. народными депутатами СССР были избраны представители основных религиозных конфессий. Значительно ослаб, а после отмены 6-й статьи конституции и вовсе был отменен партийно-государственный контроль за деятельностью церковных организаций.

Началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь. Русской Православной Церкви был возвращен старейший московский Свято-Данилов монастырь, ставший резиденцией патриарха. С особой торжественностью из запасников "музеев истории религии и атеизма" были перенесены в храмы мощи Александра Невского, Серафима Саровского и других святых. Началось строительство новых церквей, молитвенных домов, мечетей, синагог. Были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах. Кризис коммунистической идеологии привел к росту религиозных настроений в обществе.

После смерти патриарха Московского и всея Руси Пимена новым предстоятелем Русской Православной Церкви в июне 1990 г. был избран Алексий II. С его приходом самая массовая религиозная организация страны вступила в новый период своей истории, а ее авторитет как в стране, так и в мире значительно вырос.

Изменения, произошедшие в годы "перестройки", вновь сделали церковь одним из авторитетных и самостоятельных элементов общества.

Кризис КПСС: истоки и последствия. Наиболее драматичной в годы "перестройки" оказалась судьба правившей долгие годы Коммунистической партии. Инициировав обновление общества, она так и не смогла сама вовремя "перестроиться" и сохраниться на политической арене. Одной из главных причин этого была та особая роль, которую КПСС десятки лет играла в жизни страны.

Поначалу ничто не предвещало кризиса партии. Более того, ее авторитет в народе в первые годы перемен заметно вырос, а численность увеличилась с 17 млн. до 21 млн. человек. Для большинства вступивших в партию это был искренний порыв, стремление внести свой вклад в обновление страны. Но для других - возможность сделать карьеру, получить квартиру, выехать туристом за границу. Искренними были многочасовые обсуждения проекта тезисов ЦК КПСС к XIX партконференции, в ходе которых коммунисты предлагали идеи обновления своей партии.

Однако кризис коммунистической идеологии и отсутствие перемен в правящей партии, а затем и отмена 6-й статьи конституции поставили ее на грань кризиса. В январе 1990 г. была создана "Демократическая платформа в КПСС", выступившая за серьезное реформирование партии на принципах демократии, с последующим преобразованием ее в обычную парламентскую партию. Вслед за ней в КПСС возникли и другие течения. Однако руководство партии, отвергая любые попытки ее ре­формирования, фактически вело дело к политической гибели огромной организации. В канун XXVIII съезда КПСС Центральный Комитет обнародовал собственную платформу "К гуманному, демократическому социализму", настолько абстрактную, что в партийных организациях и левые, и правые фланги стали именовать ее "К туманному, демагогическому социализму".

Тем временем консервативно настроенная часть руководства КПСС предприняла попытку оформиться организационно. Летом 1990 г. была создана Компартия РСФСР, стоявшая на позициях возврата к прежней модели КПСС.

В результате к состоявшемуся в июле 1990 г. XXVIII съезду, ставшему последним в истории КПСС, партия пришла в состоянии раскола. В ней действовали три основных течения: радикально-реформаторское ("Демократическая платформа"), умеренно-обновленческое (группа Горбачева) и консервативное (Компартия РСФСР). Не вывел партию из кризиса и состоявшийся съезд. Наоборот, не дождавшись реформаторских решений, из КПСС вышла "Демократическая платформа". Сам же Горбачев, став в марте 1990 г. Президентом СССР, практически перестал заниматься внутрипартийными делами. Это означало усиление позиций консерваторов. Осенью 1990 г. руководство ЦК ком­партии РСФСР, без обсуждения в партийных организациях, одобрило свой программный документ, осудивший решения прошедшего съезда КПСС за "несоциалистические ориентиры перестройки". Часть членов ЦК КПСС потребовала отставки Горбачева с поста генсека.

В этих условиях выход членов КПСС из партии приобрел массовый характер. За короткий срок численность коммунистов сократилась до 15 млн. человек. Причем выходили из нее и те, кто поддерживал идею реформ, и те, кто их отрицал. Возникла потребность в организационном размежевании существовавших в КПСС течений. Это должно было произойти на XXIX съезде осенью 1991 г. По замыслу Горбачева, партия должна была "вернуться на рельсы социал-демократии, с которых она начинала в 1898 года". Однако этого так и не произошло из-за острого политического кризиса в августе 1991 года.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.