Почему бастуют во франции. Сезонные забастовки во Франции

В ближайшие недели и месяцы французам придется нелегко - во Франции началась одна из самых длительных забастовок в истории страны. Из-за участия в ней работников коммунальных служб на тротуарах вырастут горы мусора, в цехах заводов и фабрик будет периодически отключаться электричество - профсоюзы энергосектора предупредили о точечном отключении света, движение поездов французской государственной железнодорожной корпорации SNCF отменено. Даже сбежать подальше от царящего хаоса будет непросто - в стачке участвует и персонал авиакомпании Air France.

Более четырех месяцев французские профсоюзы приходили в себя после того, как волна забастовок , поднятая ими осенью 2017 года, завершилась поражением. В тот раз им пришлось удовлетвориться мелкими уступками правительства в реформировании рынка труда - но они не смогли предотвратить изменений в трудовом законодательстве, обещанных президентом страны Эмманюэлем Макроном еще в ходе предвыборной борьбы . Более того: правительству удалось вбить клин между профсоюзами различных отраслей и добиться того, чтобы недовольство жителей страны не вылилось за допустимые рамки, - по французским меркам, тогда на улицы вышло не так уж и много народу. Инициаторы новой забастовки надеются, что на этот раз все будет по-другому.

Спорные привилегии

Профсоюзы хорошо подготовились к тому, чтобы одержать победу в решающем сражении. За четыре месяца им удалось не только добиться большей сплоченности, но и разработать обширную программу действий. Инициатором протестов стали три крупнейших профсоюза железнодорожников - CGT, CFDT и Unsa, отстаивающих права работников Национальной компании французских железных дорог SNCF. На сегодняшний день эта гигантская государственная корпорация обременена долгом в размере 45 млрд евро.

Запланированная правительством реформа национальных железных дорог предполагает лишить служащих SNCF особого статуса, связанных с ним льгот (в числе которых - возможность раннего выхода на пенсию) и приравнять их к обычным наемным работникам. Профсоюзы расценили эти изменения как неприкрытую атаку и призвали к беспрецедентной акции протеста, которая, по замыслу организаторов, должна продлиться более трех месяцев. Планируется, что до 28 июня все участники забастовки вместо положенных пяти рабочих дней будут работать лишь три.

Работники SNCF начали забастовку уже вечером 2 апреля. На следующий день во многих регионах Франции началась и трехмесячная забастовка сотрудников служб по вывозу мусора, также выступающих против планов властей лишить их профессиональных льгот, в частности - возможности раннего выхода на пенсию. Пока что представители особо вредных для здоровья профессий, к которым относятся работники коммунальных служб, помимо финансовых льгот имеют право выйти на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше, чем позволяет пенсионный возраст.

3 апреля к трехмесячной забастовке присоединились и работники энергетической и газовой отрасли, также протестующие против либерализации рынка труда. А у поддерживающего стачку персонала авиакомпании Air France требования не настолько комплексны: они хотят добиться повышения заработной платы на 6 процентов. Организаторы забастовки надеются, что в ней примут участие представители всех отраслей госсектора.

Опасность для Макрона ?

Профсоюзы пытаются надавить на правительство со всех сторон, но особенно опасной для президента Макрона и его премьер-министра Эдуарда Филиппа может стать забастовка железнодорожников. Хотя, согласно опросам, большинство французов одобряют отмену особого статуса работников железнодорожного транспорта и связанных с ним привилегий, эксперты все же предупреждают: если движение поездов, а, следовательно, и общественная жизнь во Франции будут парализованы более двух недель, жителей страны охватит беспокойство. Как следствие, усилится давление на правительство страны, и, возможно, оно будет вынуждено пойти на уступки.

Примеров из прошлого более чем предостаточно. Особенно часто в связи с предстоящей забастовкой французские СМИ упоминают осень 1995 года. Тогда недавно вступивший в должность премьер-министр Ален Жюппе предложил радикальную реформу пенсионной системы и социального страхования. Как и реформа Макрона, план Жюппе включал в себя отмену привилегий работникам железнодорожной корпорации SNCF, долг которой на тот момент составлял 25 млрд евро. Затрагивала реформа и другие отрасли общественного сектора. В ответ профсоюзы организовали всеобщую забастовку, парализовавшую жизнь страны на несколько недель. В итоге правительству пришлось уступить - изменения в пенсионную реформу так и не были внесены. Карьере Жюппе, в первые дни стачки заявившему, что ни о каких послаблениях не может быть и речи, пришел конец.

Контекст

Исход битвы не берется предсказать никто

Но несмотря на множество параллелей, у предстоящей забастовки есть существенные различия с той, которая произошла в 1995 году. В отличие от тогдашнего президента Франции Жака Ширака, Эмманюэль Макрон обещал провести реформу рынка труда еще на этапе предвыборной борьбы. Кроме того, согласно опросам, в стране возросло число жителей, которые после длившихся десятилетиями дебатов о необходимости реформирования трудового законодательства поддерживают предложенные Макроном преобразования.

При этом правительство Франции действует довольно осмотрительно. Несмотря на то, что государственный долг страны приближается к 100 процентам, президент Макрон намерен сократить всего 120 тысяч из почти 5,6 млн рабочих мест в госсекторе в течение четырех лет - до 2022 года.

В то время как расстановка сил перед предстоящим боем в целом ясна, никто из экспертов не отваживается предположить, чем завершится противостояние. Пока ясно лишь одно: если правительство поддастся давлению улицы, запланированная реформа рынка труда, которая, возможно, является краеугольным камнем президентства Макрона, окажется под угрозой срыва. Профсоюзы прекрасно это осознают - и надеются, что в ближайшие недели в стране установится хорошая погода. Холодная осень 2017 года мобилизации участников забастовки не способствовала.

Во Франции продолжаются мощные забастовки, из-за которых страна столкнулась с дефицитом бензина и транспортными проблемами, под угрозой проведения Евро-2016

На родине революций жгут шины, блокируют нефтеперерабатывающие заводы и останавливают транспортное сообщение. Президент Франсуа Олланд, который и так уже заслужил звание самого непопулярного президента Пятой Республики, столкнулся с мощнейшим протестом с тех пор, как пришел к власти в 2012 году.

Какова главная причина протестов?

Участники протестов требуют, чтобы правительство отказалось от планов изменить трудовое законодательство. Ключевые пункты, которые не устраивают демонстрантов — упрощение процедуры увольнения, повышение пенсионного возраста, разрешение корректировать 35-часовую рабочую неделю.

Протесты во многих местах перешли в насилие. В Париже 18 мая сожгли машину полиции. Также нередко протестующие забрасывают стражей порядка подручными средствами, жгут шины, а полиция отвечает слезоточивым газом и дубинками. Несколько особо агрессивных участников протестов задержаны.

Во Франции все время протесты. Сейчас все то же самое, или есть разница?

Действительно, много вопросов французы привыкли решать уличными акциями. Протесты против трудового законодательства длятся уже несколько месяцев. Но в последние две недели они заметно радикализировались.

Возмущение протестующих вызвало решение премьер-министра протолкнуть реформу без голосования в парламенте. Конституция это позволяет. Кроме того, профсоюзные лидеры надеются, что правительство будет более сговорчивым перед угрозой срыва Евро-2016.

Предыдущие протесты, организованные профсоюзами, не приводили к желаемому результату.

В 2010 году они не помешали правительству повысить пенсионный возраст на два года. В 2014 году — провести реорганизацию железной дороги. Количество членов профсоюзов и соответственно их влияние во Франции неуклонно падают.

Если лидеры не покажут сейчас, что способны побеждать, их популярность упадет еще ниже.

Почему правительство взялось за реформу?

Главный аргумент инициаторов реформы — изменения в трудовом кодексе в пользу работодателей приведут в конечном итоге к падению уровня безработицы. Он уже три года превышает 10% .

В пример приводят Германию, где после аналогичной реформы в середине 2000-х годов уровень безработицы снизился с 10-11% до 4,5%. В Испании и Италии, которые также пошли путем либерализации правил для рабочих, уровень безработицы сократился.

В чем заключается реформа?

Французский Трудовой кодекс — это том на 4000 страниц. Как пишет Bloomberg , он контролирует все, от длительности перерывов на посещение туалета до размера окон в офисах.

В 2000 году предыдущее правительство социалистов ввело 35-часовую рабочую неделю, и это еще больше усложнило правила для работодателей.

В предложенном в феврале 2016 года законопроекте правительство предлагает оставить 35-часовую неделю, но как средний показатель. Компаниям предоставляется возможность договариваться с местными профсоюзами о более продолжительной или короткой рабочей неделе. Он не должен превышать 46 часов.

Меняются жесткие правила увольнения. Правительство надеется, что это поощрит работодателей активнее нанимать работников, потому что они будут знать, что уволить в случае необходимости их теперь можно не за несколько лет, а значительно быстрее и проще.

Также компании-работодатели получат больше возможностей для снижения зарплат. В частности, снижается порог минимальной зарплаты.

Также работодателям предоставят более широкие возможности обсуждать отпуска, в частности те, что для свадьбы, по уходу за ребенком и в случае беременности.

Масштаб протестов?

Из-за забастовки нефтяников из восьми нефтеперерабатывающих заводов Франции шесть или закрыты, или сильно сократили объемы производства. Участники протестов также заблокировали порты Марселя и Гавра.

Как следствие на заправках уменьшилось количество топлива и некоторые из них вообще закрылись. Полиция разблокировала некоторые нефтеперерабатывающие заводы и масштабного кризиса удалось избежать, но топлива все равно не хватает.

Также бастуют работники общественного транспорта. В ночь с 31 мая на 1 июня начинается забастовка железнодорожников.

Наполовину сократится количество скоростных международных поездов TGV, которыми управляет государственная компания. Количество местных поездов сократится на 60%. С 31 мая начинает бастовать парижское метро.

Также не выйти на работу собираются пилоты Air France. Они не довольны "чрезмерным снижением себестоимости", что отражается на условиях оплаты труда и социальных пакетах.

С пятницы по воскресенье собираются бастовать французские диспетчеры.

Кто организатор протестов?

Главный двигатель протестов — профсоюз Всеобщая конфедерация труда (CGT). Она вторая по количеству членов. Впрочем, это лишь 3% всех рабочих во Франции.

Как отмечает Bloomberg, она происходит из французской Компартии. Ее также поддерживает профсоюз Force Ouvriere, который является третим по численности и еще пять меньших.

Зато первый по численности профсоюз Французская демократическая конфедерация труда (CFDT) поддерживает планы правительства. На ее стороне также профсоюз CFE-CGC, объединяющий в основном "белых воротничков" — менеджеров и т.п.

Как относятся к забастовкам сами французы?

Согласно опросу, проведенному компанией Ifop для газеты Journal du Dimanche, протесты поддерживает 46% французов. Еще 40% желает, чтобы правительственный законопроект был изменен.

Опрос компании Odoxa для газеты Le Parisien свидетельствует, что 61% французов считает ответственным за рост жесткости протестов правительство. Еще 37% говорит, что это безответственность радикальных объединений. Две трети опрошенных считает, что правительство плохо справляется с ситуацией.

Интересно, что опрос Ifop показывает, что французы не доверяют и радикальному лидеру CGT Филиппу Мартинесу.

Или может из-за протестов сорваться проведение Евро-2016?

Правительство уверяет, что чемпионат все равно состоится. Полным ходом проводятся антитеррористические учения.

Профсоюз CGT другого мнения. Она прямо заявила, что в случае, если правительство не прислушается к требованиям участников протестов, они сорвут Евро-2016. И готовит массовые акции протесты во всех 10 городах, где будут проходить матчи.

В чем причина непопулярности правительства?

Франсуа Олланд пришел к власти как представитель Социалистической партии. Именно социалисты ввели в начале 2000-х годов жесткое трудовое законодательство, которое теперь пытается изменить Олланд, премьер-министр Мануэль Вальс и автор реформы — министр труда Мириам эль-Хомри.

В начале своего правления Олланд вел себя как типичный левый. Например, ввел 75% налог на сверхдоходы. Это привело к тому, что несколько французских богачей взяли себе бельгийское гражданство, чтобы избежать его уплаты.

Теперь Олланд больше похож на лоббиста интересов бизнеса . В 2014 году премьер Мануэль Вальс снизил размер отчислений в фонд зарплаты и налог на доходы. Фактически Олланд и его правительство предали профсоюзных лидеров, которые поддерживали его на выборах в 2012 году.

Пытается ли правительство договориться с участниками протестов?

Да. Как считает газета Journal du Dimanche, профсоюзам могут пойти на уступки, но такие, которые не касаются трудового законопроекта.

Премьер-министр Мануэль Вальс 26 мая заявил, что могут быть модификации и улучшения, но не уточнил, какие именно. Отзыв законопроекта невозможен, подчеркнул он. Президент Олланд заявил, что продолжит свой курс, потому что уверен в правильности реформ.

Почему протестам радуются в России?

Российская пропаганда освещает протесты с акцентом на угрозу Евро-2016. Их злорадство имеет простое объяснение — из-за допингового скандала и расследования в отношении взяток руководству ФИФА под угрозой оказался их собственный чемпионат Евро-2018.

А "Первый канал", освещая протесты, успел попасть в международный скандал.

Журналист кисельовського телеканала в своем сюжете выдал протесты против трудового законодательства за протесты евроскептиков против мигрантов. Он исказил в переводе слова людей, у которых брал интервью.

В передачи Le Petit Journal, что выходит на Canal+, по косточкам разобрали сюжет россиян и поговорили со всеми его героями. Киселев в ответ сделал вид, что все нормально. "Мы действительно иногда пропускаем заусеницы", — прокомментировал он ситуацию газете "Коммерсант".

Чем могут закончиться протесты?

Есть шансы, что большинство французов скоро переключатся на футбол и потеряют интерес к бастующим, считает BBC . Также профсоюзы рискуют нарваться на гнев публики, если сорвут футбольный чемпионат и продолжат вызывать нехватку топлива на заправках.

Снижению эффективности забастовок способствует законодательная норма, принятая в 2007 году. Она обязывает работников общественного транспорта во время протестов оставлять минимально необходимый для работы персонал. С тех пор забастовки вызывают неудобства, но не полный транспортный коллапс.

Как отмечает Bloomberg, нынешние протесты менее масштабные, чем те, что происходили в предыдущие годы из-за падения популярности профсоюзов. И это также играет в пользу правительства. Поэтому многие бизнес-аналитики прогнозируют, что реформа все-таки состоится.

В субботу во Франции началась серия акций протестов автомобилистов, прозванных «желтыми жилетами» за то, что выходящие на дорогу с протестами люди надевают светоотражающие автомобильные жилеты. Протестующие вышли на дороги во многих регионах страны - Марселе, Тулузе, на парижской кольцевой дороге, в Нормандии и Бретани и других регионах страны, передает Le Figaro.

По данным МВД Франции, по состоянию на утро в республике проходит более 1 тыс. акций автомобилистов, в которых участвуют более 50 тыс. человек. Об этом сообщает газета Le Monde. Никаких стратегически важных дорожных путей перекрыто не было, подчеркнул министр внутренних дел Кристоф Кастанер. Между тем в департаменте Савойя на юго-востоке Франции скончался протестующий. Его сбила женщина, которая везла свою дочь к доктору. Когда по окну ее авто начали стучать манифестанты, водитель запаниковала и въехала в толпу протестующих. Сейчас женщина находится в отделе полиции в состоянии шока, ее допросят полицейские.

Всего в результате наездов и других инцидентов в ходе протестов пострадали порядка 17 человек, включая полицейского, который был ранен в столкновении с разгневанными автомобилистами, передает телеканал BFMTV.

Новый вид протестов

Французы, выступающие против повышения цен на топливо, планировали организовать около 1,5 тыс. акций протеста по всей Франции, сообщало накануне AFP со ссылкой на неназванные источники в полиции. Манифестанты не координируют свои действия в рамках единой структуры, как обычно это происходит во Франции, а общаются через социальные сети. Поэтому понять, где и в каком количестве соберутся манифестанты, сложно, утверждали правоохранители. По их словам, это обстоятельство усложняло принимать меры для контроля за ситуацией. Существует серьезный риск перекрытия протестующими дорог в разных регионах и, как следствие, транспортного паралича Франции, передавал французский телеканал BFM TV.

Как указывает газета Libération, у движения автомобилистов нет единого лидера и оно было организованно спонтанно через социальные сети, включая Facebook. В качестве одного из главных участников движения «желтых жилетов» французские СМИ упоминают Присциллу Людоски, предпринимателя c cевера страны. Ее обращение с призывом понизить цены на топливо собрало более 750 тыс. подписей. «Государство не должно забывать, что работает на простых людей, а не на лоббистов», - сказала Людоски в интервью газете Le Parisien. - Нельзя требовать от людей, чтобы они перестали пользоваться своими машинами и на следующий день взяли кредит на покупку электромобилей, которые, кстати, тоже загрязняют окружающую среду».

Министерство внутренних дел выделит дополнительно 30 отрядов быстрого реагирования, чтобы поддержать региональные силы правопорядка. МВД и Министерство транспорта будут тесно координировать свои действия, чтобы избежать трудностей при перемещениях по стране, уточняет Le Figaro. Власти не позволят протестующим нарушать права других граждан и их свободу передвижения, и полиция готова предотвратить такие попытки, заверил глава МВД Кристоф Кастанер. Правительство уважает право граждан на протест, но блокировать дороги недопустимо, подтвердил ​премьер-министр республики Эдуар Филипп.

Почему протестуют французы

Согласно планам правительства, в следующем году налог на дизельное топливо вырастет на 6,5%, а на бензин - на 2,9%. Такие действия власти предпринимают с целью борьбы с загрязнением атмосферы. «Еще в ходе президентской кампании мы говорили о намерениях прогрессивно повышать налог на бензин, а следовательно, на углероды, и таким образом будем препятствовать загрязнению окружающей среды», - объяснил позицию правительства премьер Эдуар Шарль Филипп (цитаты по Le Monde).

За последний год цены на бензин во Франции выросли на 10–15%, передает радио RFI. Наиболее популярное в стране дизельное топливо подорожало на 24%, сейчас стоимость литра часто превышает €1,6. В среднем по стране стоимость литра бензина SP-95 (примерный аналог АИ-95) и дизельного топлива составляет €1,48.

Президент Эмманюэль Макрон защищает решение повысить налоги. «Люди выступают против налогов на топливо, но призывают бороться с загрязнением окружающей среды из-за того, что их дети страдают от болезней», - обратил внимание президент. Макрон также напомнил, что цена бензина на 70% зависит от цен на нефть. ​

Введение экологического налога стоит рассматривать в контексте более масштабных преобразований Макрона, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров. Реформы президента затрагивают сферы социального страхования, образования, рынка труда, больниц и пенсий, напомнил эксперт. Кроме того, уточнил Федоров, эти изменения проводятся на фоне сокращения государственных расходов, чтобы снизить дефицит бюджета страны. «В целом такой комплекс мер привел к недовольству политикой Макрона в разных слоях населения, включая пенсионеров и госслужащих, - сказал Федоров. - Повышение налога на топливо, которое ударило по карману обычных французов, особенно в провинции, где люди чаще пользуются автомобилями, стало спусковым крючком новой волны протестов».

Как скажутся протесты на имидже Макрона

Протесты проходят на фоне падения рейтинга президента. Согласно опросу, подготовленному компанией YouGov для издания Huffington Post, положительно оценивает деятельность главы республики 21%. Негативное отношение к Макрону демонстрирует 61% французов - рекордно высокий показатель за полтора года его президентства, отмечается в исследовании, опубликованном 1 ноября.

В интервью телеканалу CNN Макрон отстаивает избранный им курс. По мнению президента, предлагаемые реформы могут быть непопулярными, однако являются необходимыми для Франции. «Меня избрали потому, что все мои предшественники или не смогли провести эти реформы, или даже не попытались их провести, - сказал он. - Я убежден, что в конце концов французы начнут постепенно осознавать смысл того, что мы делаем, и что это вносит позитивный вклад в развитие страны».

Макрон вложил много сил в реализацию реформ, и обратить этот курс вспять уже не представляется возможным, убежден Сергей Федоров. Опасность для президента сегодня представляют не только уличные протесты, но и возможное неудачное выступление на выборах в Европейский парламент в мае 2019 года. «Французы, вероятно, используют это голосование как возможность выразить протест действиям властей, а это ударит по планам Макрона по ускорению европейской интеграции», - пояснил Федоров. И указал, что свое представительство в Европарламенте на следующих выборах могут увеличить ультраправые партии, оппонирующие курсу французского лидера.