О путешествии в Китай: Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Ляо Шифу

УДК 299.513

Е. И. Варова

ДАОССКИЕ ХРАМЫ И РИТУАЛЬНО-БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Освещена значимость даосских храмов и ритуально-богослужебной практики в современном Китае. На основе исследования выявлена значимость религиозного института даосизма в китайском обществе. Рассматриваются основные черты ритуально-богослужебной практики на Тайване.

Ключевые слова: Китай, даосизм, даосские храмы, общество, ритуально-богослужебная практика, медитация, алтарь

This article deals with the significance of Taoist temples, ritual and liturgical practice in modern China. The research has revealed the importance of the religious Institute of Taoism in Chinese society. The basic features of the ritual and liturgical practice in Taiwan are explored.

Keywords: China, Taoism, Taoist temples, society, ritual and liturgical practice, meditation, altar

Одна добрая мысль водворит согласие в целом мире.

Одна крупица чистоты сердца

будет источать благоухание целую сотню веков.

Хун Цзычен

История культуры Китая вызывает давний и устойчивый интерес исследователей. В XXI в. он еще более увеличивается, ибо к прошлому Китая обращаются для объяснения новой роли, которую это государство и его культура начинают играть в современном мире. Именно сейчас, когда в отечественной синологии наметилась тенденция переосмысления целого ряда исторических явлений, особенно актуальна выработка новых подходов к месту и роли религии в современном обществе .

Отношения с обществом - одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед любым религиозным институтом. Определение места и роли даосизма в современном китайском обществе достаточно широко дискутируется на страницах общественных и научных изданий, в выступлениях государственных деятелей и представителей даосских кругов. По мнению известного даосского деятеля Чень Лянь-шэна, жизненные силы даосизма непосредственно зависят от участия его в жизни общества, а самоизоляция в монастырях «может лишить его будущего». Сторонники такого взгляда придают большое значение

процессу создания даосских организаций и активной общественной деятельности последователей даосизма .

История изучения даосизма в России имеет давние традиции, берущие начало в трудах Н. Я. Бичурина и П. Цветкова - представителей российской духовной миссии в Пекине. Их работы послужили фундаментом даологических исследований целой плеяды отечественных китаеведов [Там же, с. 5].

Необходимость оценки роли и места даосизма в современном китайском социуме осознана в мировом китаеведении уже давно. Так, еще в 1969 г. на первом международном симпозиуме по изучению даосизма данный вопрос фигурировал в намеченной программе исследований (составитель Х. Уэлч). При этом обращалось внимание как на исследования, связанные с трансформацией даосизма в условиях становления и развития капиталистических отношений и проникновения европейской культуры в Китай в XIX в., так и на изучение истории даосизма и его особенностей в странах дальневосточного региона (прежде всего в КНР) в настоящее время .

Даосизм был и остается одним из наиболее распространенных национальных философско-религиозных учений. На основе даосских идей сложились многие формы верований, но не менее значителен вклад даосизма и

его идеологии в оформление программ и организаций тайных обществ. Все это обуславливало двойственное отношение к даосизму в политическом руководстве страны. Поэтому процесс создания в Китае даосской ассоциации растянулся на весьма значительное время. Подготовка началась в 1953 г., одновременно с организацией буддийской и исламской ассоциаций, но организационая конференция была проведена лишь в апреле 1957 г.

В 1980 г. была проведена конференция Китайской ассоциации последователей даосизма, после которой работа ее активизировалась. При крупных храмах Пекина и Шанхая было организовано обучение патриотически настроенных верующих, решивших посвятить свою жизнь проповеди даосского учения. В настоящее время в различных крупных даосских религиозных центрах страны проводятся реставрационные работы. Даосская ассоциация обретает международные связи .

О социальных функциях даосизма в старом Китае можно судить по его роли в жизни современных сельских общин на Тайване. Существование ряда общин немыслимо без непосредственного руководства даосскими наставниками, которые выполняют широкий круг функций. Многие храмы, в которых практикуют даосские жрецы, не являются собственно даосскими, а представляют собой святилища народной синкретической религии. Это обстоятельство, в частности, затрудняет ведение достоверной статистики по даосизму [Там же, с. 207].

Храмы в Китае, как правило, посвящались сразу многим богам, причем объектом поклонения в них часто выступали группы божеств. Наибольшей популярностью пользовались композиции из персонажей. Три легендарных основателя китайской цивилизации -Фуси, Шэньнун и Хуан-ди, триада «счастливых звезд» (божества счастья, чинов и долголетия), различные вариации триады верховных даосских божеств. На Тайване в XX в. Сложилось новое трио божеств, в которое входят популярнейший персонаж народного

пантеона Гуань-ди, Бог очага Цзаошэнь и легендарный даосский маг Люй Дунбинь.

Религиозная деятельность храмов имела два основных аспекта. Обычно храмы находились под покровительством избранного круга лиц - подчас даже одного-двух семейств, -принадлежавших к влиятельной верхушке местного общества. Покровительство храмам было мощным средством укрепления престижа верхов местного общества и остается таковым на Тайване и среди китайцев ЮгоВосточной Азии .

Важной частью храмовой ритуальной практики даосов являются особые формы медитации. Помещение для медитации обычно располагается с восточной стороны храма. Медитативная практика осуществляется на основании большого числа канонических пособий. Параллелизм медитации и литургии подкрепляется архитектурой храма, символика различных частей которого отображает представления даосов об устройстве космоса .

В древнем трактате Дао Дэ Цзин сказано: «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее!» . Поскольку Дао нельзя понять сознанием, даосы стремятся достичь определенного мистического состояния путем дыхательных и иных упражнений. Лао-Цзы говорил: «Будь неподвижен, как гора, и текуч, как большая река». Таким образом, получается, что благодаря медитации можно прийти к просветленному состоянию .

В философском даосизме медитация - это процесс «отрешения», описанный Чжуан-цзы как «сидение и забывание», во время которого медитирующий устраняет различия между собственным я и вечным потоком Дао. Через медитацию индивидуум может постичь неизведанное бытие, которое стирает все противоположности, и таким образом перейти от одностороннего, эгоцентрического видения к целостному, недискурсивному видению само-порождающегося и самозавершающегося космоса. Ритуалы религиозного даосизма служат одинаковой цели - связи с Дао. Многие из них были установлены первыми даосскими школа-

ми. Школа «Небесных наставников» составила основу для последующего развития ритуалов в современном Китае . Институт даосского монашества и даосские монастыри возникли только в VII - VIII вв. Но и после этого даосская традиция продолжала варьироваться в локальных и региональных организационных формах, не имея единой церковной организации и стандартной степени институциализации . Даосы выступали в роли своеобразных архимагов, мастеров общения с божествами. В этой роли они служили - а на Тайване служат и сегодня - в храмах локальных божеств .

Алтарь храма в разных школах может оформляться по-разному, но, как правило, располагается под изображением божества. На алтаре (в порядке удаления от изображения божеств) размещаются светильник - символ негасимого света Дао и «золотой пилюли» бессмертия (цзинь дань); две свечи - символ Солнца и Луны, а также человеческих глаз как внешних каналов сознания; пять мисок с плодами, символизирующими пять элементов (у син); курильница с тремя благовонными палочками, означающими три мировые субстанции: семя - цзин, пневму - ци и дух - шэнь. Эти предметы даосского храма знаменуют путь к соединению с Дао, начинающийся с упорядочения и соединения внутренних энергий тела/личности.

Выделяют несколько видов богослужений. Главные из них имеют по преимуществу календарный характер. «Церемонии, сопряженные с очищением» (чжай цзяо, от чжай -’пост, очищение’ и цзяо - ’богослужебная церемония’) - особо торжественные и длительные, продолжаются много дней. Они совершаются, как правило, в честь особо чтимых «прежденебесных» (сянь тянь) божеств или, в случаях крайней необходимости, как молебен. Среди них одно из важнейших мест занимает ритуал «космического возрождения», выполняемый каждые 60 лет, т. е. единожды в течение одного календарного цикла. На Тайване такие ритуалы совершаются в каждом городе и селении. «Очищение», предваряющее собст-

венно богослужение, предполагает не только пост и плотское воздержание, но и определенные обряды, в том числе освящение места для проведения церемонии .

Испытания, пережитые даосизмом в ХХ в., отразились на экономической жизни монастырей. Ассоциация последователей даосизма проводит значительную работу по организации новых форм ее деятельности - производственной и предпринимательской, направленной на развитие системы самообеспечения монастырей. Наибольшее распространение получили организация туризма на знаменитых даосских горах и в известных храмах Китая, открытие малых предприятий, торговых точек, гостиниц, чайных, земледелие и животноводство. Подобных примеров много. Доходы от хозяйственной деятельности идут в первую очередь на восстановление и реставрацию даосских монастырей, создание условий для нормальной религиозной деятельности. В целом, говоря об административно-хозяйственном устройстве и внутреннем распорядке даосских монастырей, следует отметить следующий факт: являясь центрами даосской традиции и культуры, они сохраняют исторически сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно эффективно адаптируются к стремительно меняющимся современным условиям .

Важнейшей сферой деятельности даосизма в современном Китае является охрана природы. На доктринальном уровне она обусловлена самоценностью основного принципа проявления благой мощи Дэ - категории естественности. Природа рассматривается даосами как ее образ, воплощенный в этом мире. «Мудрый... отвечая колебаниям жизни, считает своим учителем природу...» [Там же, с. 97].

Даосизм, для которого, по словам К. М. Скиппера (1982), характерна «исключительная преемственность и непрерывность традиции», во многом сохранил свою жизнеспособность и основные положения доктрины и в настоящее время. Поэтому он остается мощным фактором, воздействующим на культуру и идеологию Китая и других стран Дальнего Востока .

В настоящее время открытые даосские храмы контролируются даосской ассоциацией. Большинство храмов было разрушено во время культурной революции, и лишь немногие вновь открылись в последнее время, некоторые стали музеями, и лишь часть продолжает вести религиозную деятельность .

Таким образом, следует признать, что религиозный институт даосизма является неотъемлемой составляющей современного общества КНР. В силу доктринальных особенностей и нравственно-этических традиций он продолжает оказывать существенное влияние на различные стороны жизни китайского общества. Го -сударство заинтересовано в сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, оно стремится использовать их авторитет и влияние как фактор социальной стабильности и высокого национального самосознания. Даосские орга-

низации в свою очередь укрепляют внеконфес-сиональные связи для адаптации своего социального института в современных условиях.

Вместе с тем даосизм не может быть усвоен современной «модернистской» цивилизацией в его традиционном виде. Но очевидно и то, что сегодня его былая замкнутость серьезно поколеблена, даосские наставники получили немыслимые прежде возможности для распространения своих знаний и методов совершенствования. Ясно, что такая переориентация повлечет за собой разительную перемену общественного лица даосизма: либо он как самостоятельная традиция отомрет, либо станет составной частью глобальной цивилизации будущего. Так или иначе «открытие» даосизма и даосских монастырей для цивилизации, парадоксальное, предуготованное нынешним духовным состоянием общества явление.

1. Вэнь Цзянь Даосизм в современном Китае / Вэнь Цзянь, Л. А. Горобец. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. - 160 с.

2. Горбунова, С. А. Буддийские объединения в истории Китая XX в. (10-90-е годы): информ. бюл. № 2 / С. А. Горбунова. - М.: Печат.-множит. лаборатория ИДВ РАН, 1998. - 164 с.

3. Духовная культура Китая: энцикл.: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. - [Т. 2:] Мифология. Религия / ред. М. Л. Титаренко и др. - 2007. - 869 с.: ил. (в пер.)

4. Кравцова, М. Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2003. -416 с., ил. - (Мир культуры, истории и философии).

5. Китай. Земля небесного дракона: Культура; Философия; Религия и др. / под ред. Э. Л. Шонесси; пер. с англ. А. П. Романова. - М.: БММ, 2006. - 256 с.

6. Крюков, М. В. Этническая история китайцев в XIX - начале XX века / М. В. Крюков, В. В. Малявин, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. - М.: Наука: Вост. лит., 1993. - 413 с.

7. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин / Лао-Цзы. - М.: Медков С. Б., 2012. - 192 с.

8. Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: Астрель: АСТ, 2001. - 632 с.

9. Уиткомб, В. Современный Китай / Ванесса Лайд Уиткомб, Майкл Бенсон; пер. с англ. И. В. Павловой. -М.: АСТ: Астрель, 2006. - XVI, 318, с.: ил.

10. Энциклопедия современной китайской культуры / под ред. Эдварда Л. Давис. - Лондон: Нью-Йорк, 2005. - 1105 с.

Даосские храмы в горах Яцзышань

Юлия Дерябина

Комплекс даосских храмов в горах Яцзышань большой. Его площадь 5 кв.км. Территория древних строений, как пишут, 8404,18 кв.м. Самый первый храм в этом месте построен в 632 году, Он виден на фото 1 вдали, на вершине горы, на уровне 361 м. над уровнем моря.

Первый храм комплекса - храм Дунъюэ да ди (Великого владыки восточного пика). Его ещё называют Тайюэ дади (Великий владыка пика Тай). Считается воплощением Лао-цзы, а также внуком и регентом верховного божества Юйди (Нефритового императора). В его ведении жизнь и смерть людей. На горе Тай хранятся таблички, на которых написаны даты смерти всех людей.

В Пекине есть храм Дунъюэ (отчет о нём ). В нём подробнейшим образом разобрано как и за какие грехи человека будут карать после смерти.
В храме Дунъюэ на Яцзышань эта тема раскрыта скромнее, но ярких страшилок достаточно.
На фото - одна из многочисленных иллюстраций наказаний в даосском аду. Снято на настоянию моего благоверного.

Мы оставили машину довольно далеко, хотя можно было, как выяснилось, подъехать прямо к красным воротам на фото 3.

Прямо за воротами начинается лестница, 365 ступенек. До храма, как и положено, путь трудный.

Оглядываемся назад. Внизу, перед красными воротами - всем известный даосский знак.

Дошли до входа в Дунъюэ храм. Изначально был построен при династии Мин. Разрушен в лихие революционные времена, заново отстроен в 2004 году.

Сразу за проходным залом прямо по курсу храм божества Дунъюэ. При входе интересный текст такого содержания:
"В этом зале поклоняются Дунъюэ - властелину горы Тай. Изначально его звали Цзинхун (Золотая Радуга). Он сын правителя по имени Золотое Колесо Ван Шаохай из народности мяо и феи Милунь. Правитель Золотое колесо - 9-ый потомок Паньгу. Он повелитель всех духов и властелин жизни и смерти."

На фото 8 и 9 - Дунъюэ, повелитель горы Тай. Как регент Нефритового императора в земном мире, несёт ответственность за всё в нём происходящем. У него огромный административно-управленческий аппарат (до 75 ведомств). Среди них ведомства рождения и ведомства смерти, ведомства наблюдения за поступками людей, ведомства карьеры и материального положения, ведомства природный явлений и проч. Ничто в земном мире не происходит без его участия.

Низшие должности в аппарате Дунъюэ занимают души умерших людей, украсившие себя при жизни достоинствами и благими поступками. Если чиновников в штате не хватает, Дунъюэ может призвать к себе любого из живущих людей. Так объясняется преждевременная смерть хорошего человека.

9.

По сторонам от зала Дунъюэ - четыре зала, по два с каждой стороны. В каждом зале - по три генерала, защитника даосизма.

На фото 13 - 16 статуи генералов. Их имена: Жень Убе, Ли Фулун, Те, Ян Бяо, Гао Юань, Чжан Ань, Нин Шикуа, Чжоу Гуань, Кан Си, Ин Цзяо, Пан, Чжу Янь.
Считается, что все они некогда были людьми героического склада

За залом властелина горы Тай - проход в следующий сыхэюань (двор).

17.

Ван Лин Гуань. У него красное лицо и три глаза. Гроза всех злобных сил, помогает оправится от болезней.

На это, собственно, смотрит Лин Гуань.

Сбоку от зала Лин Гуаня - дерево с необычными красными плодами. Может, кто подскажет что это? Проходившие мимо китайцы только руками развели в ответ на вопрос.

Проходим дальше. В открытых павильонах по сторонам - статуи 10-ти владык ада. (фото 22, 23). Каждый из них - глава загробного ведомства.
Считается, что они определяют наказание человеку после смерти и дальнейшую судьбу, т.е. следующее воплощение.

Имена 10-ти владык ада: Яньло (Яма), владыка У Гуань, Сунди, Чуцзян, Тинь Гуан, Бяньчен, владыка горы Тай, владыка Души (Города), владыка Равенства, владыка Реинкарнаций.
Яма (Яньлован) - в его ведомстве незаслуженно страдавшие получают прощение и отправляются в мир за восстановлением справедливости.
У Гуань - в его ведомстве мучаются души, совершившие 22 греха, в том числе уклонение от уплаты налогов, уплаты ренты.
Сунди - в его ведомстве мучаются души, совершившие 18 грехов, в том числе жадные и неблагодарные.
Чуцзян - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Тиньгуань - хранитель записей о жизни и смерти, управляет счастьем и несчастьем.
Бяньчен - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе похищение людей и мошенничество.
Владыка горы Тай - в его ведомстве мучаются души, совершившие 15 грехов, в том числе растраты и разбазаривание средств и имущества.
Владыка Души (Города) - в его ведомстве мучаются души, отличающиеся сыновней непочтительностью.
Владыка равенства - в его ведомстве мучаются души, совершившие 7 грехов, в том числе нелегальное лечение.
Владыка Реинкарнаций ясно чем занимается.
Насколько я поняла, душа проходит через все 10 кругов загробного судилища, кругов ада. В каждом судилище принимается решение должен ли она отбывать в этом департаменте наказание или же должена направляться дальше.

На фото 24 - 25 - пытки в даосском аду.

Но из 10-ти кругов ада рано или поздно есть выход. На фото 26 человеческие души идут к выходу, к следующему рождению

29.

На фото 30 - храм божеств нян-нян.

30/

На фото 31 в центре - Би ся юань-цзюнь (Госпожа Лазоревой зари), другое её имя - богиня горы Тайшань. Появление Би-ся нян-нян сопровождается ливнем и ураганным ветром. Дождь - символ слияния не бы и земли. Отсюда культ божества как чадоподательницы, известный с времён династии Хань (III век до н.э - III век н.э.)

На фото 32 справа - Сун-цзы нян-нян (государыня, приносящая детей). Это обожествлённая жена Вэнь-вана (XII / XI в. до н.э.), основателя династии Чжоу. По преданию, у Вэнь-вана было 100 сыновей. На традиционных китайских свадебных церемониях исполняют гимн, посвященный Сун-цзы нян-нян для того чтобы пара была богата детьми. У неё на руках ребёнок. Рядом нян-нян, помогающая при родах.

На фото 33 - нян-нян, помогающая при родах и Янь-гуан нян-нян (Государыня божественного зрения), защищающая детей от глазных болезней.

Чуть выше - храм Трёх чиновников (Сань Гуань).

34.

Три чиновника (Сань гуань). Чиновник Воды (Шуи Гуань) - отводит беды. Небесный чиновник (Тянь гуань) - дарует счастье. Чиновник Земли (Ди гуань)- отпускает грехи.
День почитания Тянь гуань (15-ое число 1-ого месяца) совпадает с праздником фонарей. Ди гуань и Шуи гуань чествуют 15 числа 7-ой и 10-ой луны соответственно.

У даосов существовал обряд прощения грехов. На специальных бумажных желтых бланках писалась просьба и имя просившего. Один бланк оставлялся на горе, при обращении к Небу. Второй закапывался в землю. Третий опускался в воду.

Поднимаемся выше. Внизу остается храм Дунъюэ. На переднем плане фото 36 - очень интересное дерево с плодами - "ёжиками"

Плод - "ёжик" сидит прямо на ветке. Не знаю что за дерево, увы.

Храм Конфуция – место, где великому учителю посвящали жертвоприношения императоры. Он расположен в провинции Шаньдун, в городе Цюйфу, но когда-то эта территория являлась столицей царства Лу, то есть родиной великого учителя.

Этот храм выстроен по принципам императорского дворца - по его центральной оси расположены все главные сооружения, а вспомогательные расставлены симметрично по обеим сторонам. Его площадь строго прямоугольна и защищена красной стеной из кирпича. В основе всей композиции лежит наращивание масштабности сооружений - они увеличиваются при приближении к центральному зданию, которое является самым высоким. Перед храмом выложены каменные плиты. Во дворе размещено более 2100 стел из камня с надписями, которые восхваляют Конфуция. Пьедесталы под ними выполнены в виде черепах. Так же здесь есть реликвия самого учителя – древнейший колодец дома Кунов. Цветовую гамму всех девяти дворов дополняют темно-зеленые сосны.

В 1499 году храм был разрушен пожаром. Но на сегодняшний день он полностью восстановлен, и с 1994-го входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Китае есть несколько подобных храмов Конфуция, но именно этот является самым крупным и самым главным.

Самое главное строение во дворе храма – Дворец Великих свершений с яркой желтой глазурованной черепицей. В самом центре зала размещена статуя Конфуция, рядом с ней статуи его учеников.

Храм Конфуция – это достопримечательность, отражающая память о философе и учителе всех времен.

Храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун

Гробница, имение и храм великого политика, философа и учителя Конфуция размещены в небольшом городе Цюйфу, провинции Шаньдун. Храм был возведен в его честь около 478 года до н.э. За все время своего существования место неоднократно подвергалось нападениям и разрушениям, но в последующие эпохи его восстанавливали почитатели великого мыслителя.

На данный момент место насчитывает больше чем 100 строений разного происхождения. Место самого захоронения включает в себя монумент, гробницу Конфуция и могилы больше чем ста тысяч его потомков и наследников.

Небольшое жилье семьи Кун превратилось в огромную аристократическую резиденцию, от которой на данный момент сохранилось около 152 зданий. Комплекс памятников и монументов в Цюйфу сохраняет свой исторический характер и художественную ценность спустя более чем 2000 лет истории.

На данный момент место захоронения является объектом исторической ценности Народной Республики Китай. Также место занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Янь Хуэй

Храм Янь Хуэй находится в городе Цюйфу, провинция Шаньдун, Китай. Он сооружен в 1290 году и посвящен памяти Янь Хуэйя, любимого ученика Конфуция. Янь родился в нищете, но очень много работал и был восхищен Конфуцием, который провел бедную жизнь и никогда не чувствовал себя несчастным. Янь Хуэй также был известен своими моральными принципами. Он был признан вторым святым в годы правления династии Юань, поэтому храм Янь Хуэй еще называют храмом второго святого. Вся обстановка здесь напоминает людям о простоте и скромности этого человека.

Храм расположен к югу от северных ворот городской стены в нескольких кварталах от Храма Конфуция, который стоит у северной части южных ворот. Это здание имеет прямоугольную форму, его длина – 255 метров, ширина – 110 метров. Здесь находятся 150 скульптурных и архитектурных объектов, в том числе стел, ворот, залов и павильонов, а также 370 древних деревьев. Находящиеся в залах резные камни имеют большое значение для изучения древних китайских иероглифов. Храм Янь Хуэй - одна из главных исторических ценностей Китая, поэтому здесь всегда много туристов.

Даосский храм

Расположенная в окрестностях города Тайань гора Тайшань, или Гора Восхода, входит в число пяти священных гор, почитаемых приверженцами даосизма.

По сложившейся традиции эта гора почиталась как место обитания даосских святых и божеств, она ассоциируется с восходом Солнца, зарождением жизни, обновлением. На протяжении вот уже 3000 лет расположенный на вершине горы храм притягивает многочисленных паломников.

Храм Божества Горы Тай, построенный в эпоху династии Цинь - крупнейший и самый древний даосский храмовый комплекс на горе Тайшань. Его площадь составляет 96 тысяч кв. метров. С III века до н.э. в архитектуре храма стали появляться элементы, схожие с декором императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу.

Комплекс построек состоит из пяти главных залов и множества дополнительных помещений. В самом центре расположен Дворец Небесного Благословения. Он был возведен в 1008 году, а спустя ровно год его стены были покрыты росписями "Путешествие божества горы Тай". Основной сюжет настенной росписи посвящен тому, как Божество горы инспектирует Поднебесную.

Вокруг храма растут кипарисы, возраст которых насчитывает несколько столетий.

Храм Ляньшань

В горных хребтах Китая, в провинции Шаньдун, скрывается один из красивейших китайских храмов – Ляньшань. Он был основан во времена династии Цзинь. Этот храм великолепен и величествен, он стоит напротив горы и состоит из 40 залов и 18 павильонов.

В первоначальном виде храм был построен в 357 году, в период правления Фу Цзянь. Во времена династии Тан Ляньшань достиг своего апогея. В нем появилось больше сорока залов из натурального дерева, 500 буддийских комнат для монахов, живших здесь во времена вознесения, и множество каменных статуй, являющихся одними из старейших культурных ценностей Китая.

В храме находится всего 167 каменных ступ, но вы не найдете здесь двух одинаковых. Главной достопримечательностью храма является зал тысячи будд, который непременно стоит посетить каждому туристу.

Буддийский храм Чжаньшань

Храм Чжаньшань – старейший буддийский храм города Циндао. Храмовый комплекс состоит из нескольких впечатляющих сооружений, среди которых центральными являются ступа и колокольня башня. В центральном зале храма возвышается большая статуя Будды Шакьямуни, восседающего в самом центре в окружении четырех скульптур меньшего размера.

Среди культовых построек Циндао храм Чжаньшань, построенный в 1945 году, является одним из старейших, и это неудивительно, ведь и сам город можно считать совсем "молодым" - он был заложен в 1897 году.

Буддийский храм Чжаньшань является действующим и открыт для свободного посещения. Ежегодно 8 апреля, когда торжественно празднуется День Рождения Просветленного Будды, на богослужение в храме собираются тысячи верующих.


Достопримечательности Шаньдуна

Истоки учения Учение о Дао – одно из самых загадочных и таинственных явлений в истории. Недомолвками, иносказаниями, многозначностью наполнены речи даосских мудрецов, мифами и легендами окружена история возникновения даосизма.

Своим первопредком, прародителем, положившим начало многих могущественных династий, китайцы считают Хуан Ди - Жёлтого императора (*Прим: Светлокожий бог спустившийся с неба ). Сохранились якобы и исторические факты его жизни, существует и его гробница, но в ней находится только часть одеяния, а сам Хуан Ди обрел бессмертие. Среди всего того что подарил китайцам Жёлтый император, и идеи философии даосизма.

У истоков учения стоял и другой мифический персонаж китайской истории – Лао Цзы. Именно его принято считать автором «Дао Дэ Цзин» - того поэтического трактата, где обрёл даосизм основные идеи и понятия. Описание земного бытия Лао Цзы фантастично и похоже на собрание легенд и сказаний.

По легендам, мать зачала его, проглотив "камешек" горного хрусталя, и вынашивала в течение 80-ти лет, родив в 604 году до н.э. умудрённым стариком. Имя Лао Цзы многозначно, оно означает в том числе и «Старый Младенец». Его мудрость оформилась за годы службы в императорском книгохранилище. Разочарование в окружающей жизни привело старца к отшельничеству. Он менял имена, избегая чужого внимания. Он звался Ли Эр, Лао Дань, Лао Лай-цзы и в конце концов решил покинуть Китай, «уйдя на Запад».

До этого Лао Цзы не излагал свои взгляды письменно. Появление «Дао Дэ Цзинь» объясняют тем, что мудрец хотел способствовать большему распространению своих теорий. Он желал создать альтернативу набирающему популярность конфуцианству. Основатель даосизма был не согласен с присущей учению Конфуция интравертностью, направленностью извне. Лао Цзы отрицал главенство власти, значимость ритуалов и традиций в жизни человека. Это не могло не вызывать отрицательного отношения со стороны властей.

О дальнейшей судьбе великого старца существуют потрясающие версии. По одной из них он удалился в Тибет, где стал основателем ламаизма, по другой – уехал в Индию. Там он чудесным образом способствовал рождению Гаутамы или даже сам был Буддой Шакьямуни. Есть даже легенды о путешествиях Лао Цзы в те места, где впоследствии появилась Русь.

Даосизм ошибочно считают некоторые религией, на самом деле это глубокая, закрытая для посторонних мистическая школа, филосовское учение. Так как даосы не любили внимание извне, очень интересно заглянуть к ним с оказией, которую нам оказал блогер мастерок...


Вверх по течению Амура, в 12 километрах от Хэйхэ, находится Небесный даосский храм Лун Шоу Шань или, как его еще называют - храм Небожителей. В нем бывает совсем не много туристов, просто мало кто еще о нем знает.

Он располагается на превосходном месте – по склону большой сопки, так что в немалой степени напоминает традиционные китайские даосские храмы Китая. Главное, на что просто невозможно не обратить внимание, это расположение его элементов на разных уровнях. Хотя этот храм и построен совсем недавно, но эмоций вызывает ничуть не меньше храмов с вековой историей.





При входе на территорию храма нас по традиции попросили не наступать на пороги, а просто перешагивать их.


На территории монастыря много каменных львов.



Тут можно купить вот такие благовония, поставить их и загадать желание.


Очень необычный моему глазу антураж. Все достаточно светло и открыто.


Традиционная для многих культур свастика .



Хоть и храм построен не так давно, где то в 2008 году, но атмосфера и антураж очень соответствует тому, что я в Китае! Все же в этом районе больше нет никаких исторических достопримечательностей и без посещения этого храма поездка в Китай была бы не полной.



Даосский храм в Хэйхэ - это, в первую очередь, священное место, созданное для духовного совершенствования и поклонение богам. А их тут, кстати, не мало. У всех статуй богов, находящихся в храме, вы найдете подношения, принесенные сюда людьми, чтобы выказать свое уважение. (*Прим. Мастерок принимает за богов - бессмертных даосов, тех кто достиг духовного бессмертия, которым и поклоняются адепты)


А вот это башня желаний. Нужно кинуть монетку так, чтобы она не выпала оттуда и тоже можно загадать желание.


(*Прим. Обратите внимание на рисунок тиснения)


Как и для любого религиозного места, для даосского храма тоже есть ограничения в посещении:

Ни в коем случае нельзя входить на территорию храма с оголенным торсом;

Жизнь в Даосском монастыре. Беседа с настоятелем Даосского монастыря Ляо Шифу

Даосская тема в Москве, сегодня, пожалуй одна из самых таинственных и мистифицируемых, в следствие чего мой интерес к жизни «настоящих» даосов был гигантским.

Жизнь даосских монахов проста и неискушённый взгляд мирянина с трудом отличит быт монахов даосских от жития монахов православных. Храм состоит из 2-х этажей. Земной этаж - первый, занимают женщины, 2-й этаж, - небесный занимают мужчины-монахи. Даосские монахипридерживаются строгой аскезыи вегетарианского питания.

Встают монахи в пол-пятого, проводят утреннюю службу, после чего монахи женщины отправляются готовить еду, а монахи мужчины отправляются либо работать на стройке, либо на поле. Своими глазами я не видел в храме никаких массовых медитаций, занятий цигун, ушу и т.д. Костя, посетивший Китай более 30-и раз сказал, что в каждом храме всё по-разному, но в целом так построен быт всех монастырей, где он был: сурово и просто. Образ монаха, медитирующего между тренировками по ушу или тантрическими упражнениями - связан с реальностью весьма условно. И эта связь в большинстве случаев обусловлена экономикой. Действительно в Китае есть монастыри, типа Шаолиня, где обучают ушу (чаще всего европейцев и американцев), но в большинству монастырей этих не более 30-и лет и создаются они обычно на подобие туристические центры.

В каждом монастыре свои правила. В силу коммерциализации Китая, в горах становится всё больше монастырей «гостиничного типа». Там фиксированные таксы за проживание и удобства 3-х звёздочного отеля. Наш монастырь принадлежал к другой категории. Монахи приютили и кормили нас, так же как кормили бы любого другого путника. Фиксированной таксы не было. Каждый оставил на пожертвование столько, сколько считал нужным.

Кроме денег я оставил монастырю в подарок несколько картин, которые в монастыре же и нарисовал. Китайцы были очень удивлены, что европейцы «тоже так умеют». Настоятелю Ляо Шифу картины очень понравились и он украсил их каллиграфическими надписями (Ляо Шифу - великолепный каллиграф). Ляо Шифу предложил мне в следующий раз приехать с печатью.

Что же касается монахов нашего монастыря, то каждый монах выбрал свой вид практики. Вот настоятель Ляо Шифу, кроме всех прочих своих функций по вечерам занимался каллиграфией, писал молитвы и заряжал амулеты. Как я уже писал выше,

настоятель был настоящим мастером каллиграфии, он безупречно писал иероглифы, состоящие из десятков черт кончиком кисти. Каждый иероглиф был не больше четверти моего мизинца по площади. Вечер даосы проводили в основном «по комнатам». Конечно же, что там даосы делали в кельях, я не знаю. Говорю только то, что я видел. Насколько я понял, даосы придерживаются в основном принципа трудотерапии, как и наши православные монахи.

Вторая служба в даосском храме проходила в 18.00, на закате. После ужина рабочие, которые помогали реконструировать храм собирались у телевизора и за чаем и сигаретами смотрели китайский теле-сериал про гражданскую войну. Сюжет был невероятно затянут и вымучен, хуже чем в мексиканских 2000-серийных драмах, снято было ужасно но китайцы не могли оторвать глаз от голубого экрана и бурно обсуждали сюжетные повороты. Иногда к телезрителям присоединялся и Ляо Шифу.

Ляо Шифу - крайне уважаемый человек. На выходных монастырь наполняют толпы мирян из близлежащего города, жаждущих получить аудиенцию настоятеля и он принимал всех. Среди мирян были и бизнесмены и мамы с малолетними детьми и многие другие. И всё же, несмотря на свой высокий сан, настоятель Ляо был очень прост в общении, открыт и крайне приветлив. В первое же утро, наставшее после нашего приезда, за чаем я попросил настоятеля Ляо Шифу ответить на наши вопросы. Он великодушно согласился. Ему более 45 лет а выглядел он максимум на 30. Ляо - это имя настоятеля, Шифу, с китайского - «главный». Но в следствие влияния массовой мульт-культуры на мой ум, иначе как «мастер Шифу» я его не называл (памятуя о мультике «Кунфу панда»).

Передаю нашу беседу за чаем как можно более правдиво. Хотя, могу Вам сказать, что общался я с Ляо Шифу через переводчика Олега. А Ляо говорил на одном из южнокитайских диалектов и переводчик иногда не мог понять слова Ляо. Плюс надо учитывать, что кое-чего я и сам мог исказить, т.к. записал этот разговор лишь через неделю после тогокак он имел место быть.

Я: - Я слышал, что бывает несколько видов Даосов, есть те кто живёт по одиночке а есть целые монашеские общины, правда ли это? И в чём разница между ними.

Ляо Шифу: - Даосизм никак не привязывает к жизни в монашеской общине. Всё равно каждый практикует по отдельности, каждый ищет свой собственный путь и практикует по-своему. Некоторые в качестве практики выбирают помощь другим людям и следуют своему пути, помогая другим и принимая помощь от других. Эти люди обычно идут в монастырь. Другие же смельчаки уходят в горы и живут там наедине с природой и таким образом сами решают свои проблемы, без вовлечение в этот процесс внешних людей. Некоторые такие отшельники дожили до 200 лет и живы до сих пор. Но в любом случае каждый проходит свой путь самостоятельно, просто разные люди выбирают разные виды практик.

Я: - Ляо Шифу, а почему вы выбрали именно Даосизм?

Ляо Шифу: - Даосизм самое древнее культурное течение Китая и всегда был указующим перстом развития нашей страны. Даосизм помогает найти свой путь в жизни. (Так же он сказал ещё несколько фраз, но увы, возможности наших переводчиков были ограничены)

Я: - Ляо Шифу, скажите а в чём состоит принцип даосского недеяния?

Ляо Шифу: Принцип недеяния состоит в адекватности реальности. В умении слушать внешний мир и адекватно реагировать без промедления, следуя лишь своему пути, а не своим эгоистическим порывам. То есть, делая не то что хочется сделать, ато что будет адекватно внешним условиям. Например, когда едешь на машине так же можно следовать принципу недеяния, то есть вовремя адекватно реагировать на внешние факторы, а не давить на педаль когда вам хочется давить и поворачивать когда хочется повернуть, так же не стоит цепляться за правила дорожного движения. Надо просто быть внимательным и адекватным и тогда это будет недеяние, тогда будете следовать своему жизненному пути и не собьётесь.

Я: - Я слышал что недеяние так же является разновидностью практики. Например, - перебор риса и гречки, или красной фасоли от белой. Правда ли это?

Ляо Шифу: - Я про такие практики ничего не слышал. Но вообще принцип недеяния применим к любой деятельности.

Я: - Ляо Шифу, многие в Москве под Даосизмом понимают различные разновидности телесных, тантрических и сексуальных практик. Скажите, практикуют ли даосы такие разновидности практик?

Ляо Шифу: - Я слышал, что в древностидаосы практиковали нечто подобное, но эти практики, особенно те что связаны с сексом, были крайне опасны и те кто ими занимаются редко избегали падения и в большинстве случаев сворачивали со своего пути. На моей же памяти Даосы принимают обет безбрачия и сексуальных практик не применяют, дабы избежать того безобразия когда люди выдают одно за другое и не следуют в результате своему Дао, а лишь своему эго, как это происходит … в вашей Москве.

Я: - У нас в Москве я часто слышал о Даосах невероятные магические истории. Скажите, содержит ли даосизм магическую, мистическую часть, например магию талисманов.

Ляо Шифу:Путь Дао - един, и обычный быт и магия талисманов и многое другое, всё это является частью пути и должно гармонично сочетаться друг с другом. Если одна из частей начинает сильно перевешивать, человек сбивается с пути.

Я: - У нас в Москве очень много говорят про Фен шуй, можно купить много книг но авторы в большинстве случаев русские или американцы. Что вы слышали про фен шуй, как фен-шуй применён при строительстве этого храма, и применён ли?

Ляо Шифу: - Если вы хотите изучить фен шуй, вам нужно найти хорошего учителя и следовать по его стопам и всячески избегать чтения книг по этой теме. Дело в том, что в Феншуй очень много творчества, каждый мастер имеет своё понимание феншуй отличное от понимания другого мастера. Вот например как было с этим храмом: Основан он был в конце 70-х на тропе ведущей к святому горному роднику. Изначально приглашали мастера по фен-шуй и спросили его, можно ли построит здесь храм. Он подумал, посмотрел и сказал, что здесь «не фен шуй» и место непригодно. Строительство храма отложили.

Спустя несколько лет пришёл другой мастер и сказал, что это место идеально подходит для храма, после чего храм и начали строить.

Воодушевлённая интересной темой, наша спутница Лена, которая была ученицей известных московских мастеров фен шуй Мая Богачихина и Бронислава Виногродского начала спрашивать у Ляо Шифу про феншуйные мелочи, например про монетку которая колеблется на нитке, подобно маятнику и каждый раз Ляо Шифу делал круглые глаза и говорил что ничего подобного ранее не слышал.

В разговоре было затронуто ещё множество тем, но они не носили для меня характера особой важности.