О концепции геоинформационной системы органов исполнительной власти республики башкортостан. Концепция геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан

Об интегрированной автоматизированной информационной системе «Единое геоинформационное пространство города Москвы»

В целях развития Единого геоинформационного пространства го- рода Москвы и обеспечения доступа органов исполнительной к геопространственным данным: 1. Ввести в промышленную эксплуатацию интегрированную автома- тизированную информационную систему "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) 2. Утвердить Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство го- рода Москвы" (приложение). 3. Установить, что является оператором и государственным заказчиком про- мышленной эксплуатации ИАИС ЕГИП, а также уполномоченным органом исполнительной , ответственным за регламенти- рованное осуществление информационного обмена между участниками информационного взаимодействия в рамках Единого геоинформационного пространства города Москвы. 4. Признать утратившими силу: 4.1. Распоряжение Правительства Москвы от "О создании Координационного совета по программе разви- тия единого геоинформационного пространства города Москвы". 4.2. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию". 4.3. Распоряжение Правительства Москвы от "О вводе в промышленную эксплуатацию интегрированной ав- томатизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (первая очередь)". 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Ермолаева А.В. П.п.Мэр Москвы С.С.Собянин Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 20 марта 2012 г. N 120-РП Положение об интегрированной автоматизированной информационной системе "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформацион- ное пространство города Москвы", способ утверждения порядка инфор- мационного взаимодействия между органами государственной и организациями (далее - участники информационного взаимодействия) в целях обеспечения межсистемного обмена и доступа к единому геоинформационному пространству города Москвы, состав участников информационного взаимодействия, их права и обязанности. 1.2. Интегрированная автоматизированная информационная систе- ма "Единое геоинформационное пространство города Москвы" (далее - ИАИС ЕГИП) представляет собой государственную информационную сис- тему, обеспечивающую интеграцию и предоставление геопространствен- ных данных, содержащихся в информационных ресурсах органов госу- дарственной и организаций. 1.3. В ИАИС ЕГИП включаются пространственные данные о терри- тории города Москвы, представленные в двухмерном и трехмерном ви- дах, охватывающие наземное, подземное и надземное пространство, связанные между собой единой координатной основой, позволяющей отображать и обрабатывать пространственные объекты одновременно из разных массивов данных любых масштабов, включая массивы тематичес- ких данных различных информационных ресурсов. 1.4. ИАИС ЕГИП является составной частью инфраструктуры пространственных данных города Москвы, которая представляет собой совокупность городских информационных ресурсов, технологий, сис- тем, правовых актов, необходимых для сбора, обработки, актуализа- ции, хранения, распространения, обмена и использования пространс- твенных данных и метаданных. 1.5. Основными целями создания ИАИС ЕГИП являются: - развитие геоинформационных технологий в городе Москве за счет комплексного подхода в использовании пространственных данных и развития интеграционных процессов; - формирование и развитие информационной базы геопространс- твенных данных для использования органами государственной в деятельности по развитию города Москвы и повышению безопасности города в целом; - повышение качества государственного управления, оказания государственных и иных услуг за счет более эффективного использо- вания пространственных данных; - снижение бюджетных расходов на развитие и поддержание ин- формационных ресурсов единого геоинформационного пространства го- рода Москвы за счет исключения дублирования работ по созданию и актуализации пространственных данных. 2. Участники информационного взаимодействия 2.1. Участниками информационного взаимодействия с использова- нием ИАИС ЕГИП являются пользователи и поставщики информации в ИАИС ЕГИП, а также уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП). 2.2. Пользователи информации - органы государственной , граждане и организации, нуждающиеся в конкретной информации, содержащейся в едином геоинформационном пространстве города Москвы, и предоставляемой другими участниками информацион- ного взаимодействия. Органы государственной являются пользо- вателями любой информации, содержащейся в ИАИС ЕГИП (в том числе информации для служебного пользования). Граждане являются пользователями информации общего пользова- ния, содержащейся в ИАИС ЕГИП. Организации являются пользователями информации общего пользо- вания, содержащейся в ИАИС ЕГИП, а также по их запросу - информа- ции для служебного пользования. 2.3. Поставщик информации - органы государственной власти го- рода Москвы и организации, являющиеся собственниками информацион- ных ресурсов, располагающие необходимой информацией и предоставля- ющие ее другим участникам информационного взаимодействия. 2.4. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП (оператор ИАИС ЕГИП) - орган исполнительной , ответственный за регла- ментированное осуществление информационного обмена между участни- ками информационного взаимодействия. 3. Структура интегрированной автоматизированной информационной системы "Единое геоинформационное пространство города Москвы" 3.1. В состав ИАИС ЕГИП входят: 3.1.1. Система оперативного доступа к геопространственным данным единого геоинформационного пространства города Москвы - ин- формационная система, предназначенная для служебного пользования имеющими к ней доступ участниками информационного взаимодействия. 3.1.2. Среда межсистемного обмена геопространственными данны- ми единого геоинформационного пространства города Москвы - инфор- мационная система, состоящая из системной базы данных геоинформа- ционных ресурсов и среды обмена геопространственными данными, включая пространственные данные, находящиеся у органов государс- твенной . 3.1.3. Автоматизированная информационная система "Электронный Атлас" - информационная система, предназначенная для предоставле- ния официальных геопространственных данных Правительства Москвы в открытом доступе. 3.1.4 Технологический портал ИАИС ЕГИП - информационная сис- тема, обеспечивающая доступ к геопространственным данным ИАИС ЕГИП и предоставляющая описание информационных ресурсов ИАИС ЕГИП. 3.2. Информационные ресурсы ИАИС ЕГИП включают базовые прост- ранственные данные и тематические (отраслевые) пространственные данные. 3.3. В состав базовых пространственных данных входят открытый цифровой картографический фон масштабов 1:25000 и 1:10000 Единой государственной картографической основы города Москвы (ЕГКО), включая схемы административно-территориального деления города. 3.4. Формирование и обновление базовых пространственных дан- ных ИАИС ЕГИП осуществляется на основании информации, предостав- ленной уполномоченной организацией по созда- нию и ведению Единой государственной картографической основы г.Москвы. 3.5. Состав тематических (отраслевых) пространственных данных определяется оператором ИАИС ЕГИП по предложению поставщиков ин- формации и утверждается уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4. Порядок информационного взаимодействия и использования компонентов Единого геоинформационного пространства 4.1. Порядок информационного взаимодействия между участниками информационного взаимодействия определяется регламентом взаимо- действия, утверждаемым уполномоченным органом ИАИС ЕГИП. 4.2. Межсистемный обмен геопространственными данными и публи- кация официальных пространственных данных на официальных сайтах органов государственной в информационно-теле- коммуникационной сети Интернет осуществляется с использованием ИАИС ЕГИП. 4.3. Формирование и обновление информационных ресурсов ИАИС ЕГИП осуществляется оператором ИАИС ЕГИП на основании информации, предоставленной поставщиками информации, с использованием элект- ронно-цифровой подписи. 5. Права и обязанности участников информационного взаимодействия 5.1. Уполномоченный орган ИАИС ЕГИП: - обеспечивает развитие программно-аппаратной части ИАИС ЕГИП; - разрабатывает регламент взаимодействия между участниками информационного взаимодействия; - осуществляет взаимодействие с участниками информационного взаимодействия в рамках реализации настоящего положения; - осуществляет контроль за соблюдением участниками информаци- онного взаимодействия требований, установленных настоящим положе- нием. 5.2. Оператор ИАИС ЕГИП: - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федера- ции в области информации, информационных технологий и защиты ин- формации, а также требованиями, установленными Правительством Рос- сийской Федерации и Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; - обеспечивает функционирование ИАИС ЕГИП в круглосуточном режиме; - осуществляет формирование и обновление пространственных данных на основе информации, предоставляемой участниками информа- ционного взаимодействия; - обеспечивает целостность и доступность данных ИАИС ЕГИП для участников информационного взаимодействия; - осуществляет ведение ретроспективных данных; - осуществляет учетную регистрацию участников информационного взаимодействия и предоставляет им доступ к ИАИС ЕГИП; - осуществляет консультационную поддержку участников информа- ционного взаимодействия по вопросам использованию ИАИС ЕГИП. Отдельные функции оператора ИАИС ЕГИП могут быть переданы ор- гану или организации по решению в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Оператор ИАИС ЕГИП не несет ответственность за достоверность и полноту информации, предоставляемой поставщиками информации. 5.3. Поставщик информации: - осуществляет формирование и ведение тематической составляю- щей части ИАИС ЕГИП; - обеспечивает достоверность и полноту предоставляемой инфор- мации; - соблюдает требования и правила ведения и использования дан- ных ИАИС ЕГИП. 5.4. Пользователь ИАИС ЕГИП: - осуществляет доступ к ИАИС ЕГИП в соответствии с установ- ленным регламентом взаимодействия; - направляет оператору ИАИС ЕГИП предложения по изменению по- рядка предоставления информации; - соблюдает требования эксплуатационной документации по ис- пользованию данных ИАИС ЕГИП; - соблюдает требования законодательства о защите информации ограниченного доступа и обеспечении информационной безопасности информации, передаваемой с использованием ИАИС ЕГИП.

Географические данные и результаты их анализа необходимы для работы самым разным городским службам и организациям. Как трансформировалось использование ГИС с появлением геооблака, рассказывает консультант управления отраслевых проектов Департамента информационных технологий Москвы Сергей ЗУБКОВ.

- В какой ситуации начинался проект создания единого геоинформационного пространства Москвы?

К началу 2012 г. в столице было много разрозненных геоинформационных систем с частично дублирующими друг друга данными, которыми владели органы исполнительной власти (ОИВ), отвечающие за землепользование, строительство, транспорт, охрану объектов культурного наследия и т.д. ИТ-ресурсы, обслуживавшие существовавшие ГИС, располагались в разных организациях. В большинстве случаев геоданные передавались между организациями на оптических дисках и флеш-накопителях. Были редкие исключения в виде ftp-ресурсов. Скорость принятия решений, для которых нужны были актуальные пространственные данные, не устраивала высшее руководство города. С качеством данных тоже были проблемы, поскольку ручная подготовка и передача данных чреваты искажениями и ошибками. Каждому ОИВ выделялся свой бюджет на сопровождение отраслевых ГИС. Кому-то его хватало, кому-то - нет, у одних были квалифицированные специалисты для работы с геоданными, у других - нет. Ситуация была довольно пестрая, что не способствовало эффективному использованию геоданных в городском хозяйстве. Весной 2012 г. распоряжением правительства Москвы ДИТ был назначен оператором единого геоинформационного пространства. Началось активное развитие данного направления.

- Какие плюсы дает геоинформационное облако?

Основная заявленная задача может показаться достаточно широкой - повышение эффективности деятельности органов власти Москвы. Однако достигается эта эффективность за счет вполне конкретных действий: повышения качества используемых пространственных данных и расширения возможностей геоинформационного анализа.

В настоящее время специалисты ОИВ получают быстрый доступ к выверенной и регулярно обновляемой информации из централизованного источника. Кроме того, за счет перехода на единые форматы данных удалось сэкономить на сопровождении и эксплуатации программного обеспечения ГИС (расходы уменьшились в шесть раз), сократить временные, финансовые и административные затраты на выпуск многочисленных регламентов доработки, обновления и конвертирования данных для их использования в других ведомствах, а также обеспечить полноценный анализ данных разных ведомств и доступ заинтересованных организаций к этой аналитике для поддержки принятия управленческих решений. Например, благодаря анализу данных дистанционного зондирования можно получать информацию о ходе строительства дорожных объектов, об исполнении программ благоустройства города, о ситуации с озеленением Москвы.

- Как происходил перенос геоданных в единое облачное хранилище? Какие проблемы пришлось решать?

Прежде всего владельцы данных должны были убедиться в том, что весь процесс организован так, что никто кроме их специалистов не сможет внести в данные изменения. Стоит также отметить, что изначально во всех ведомствах были установлены десктопные ГИС, которые использовались обычно на 20% их функциональных возможностей. Поэтому в ходе разработки общегородского облачного решения мы плотно общались с будущими пользователями, чтобы определить уровень их требований к продукту. Оказалось, что лишь немногочисленным поставщикам картографических данных нужен мощный функционал, а всем остальным пользователям достаточно простых функций, которые несложно предоставлять централизованно через веб-интерфейс.

- Что представляет собой облако ГИС Москвы сейчас?

Все данные хранятся в ЦОДе, в котором развернуто программное обеспечение ГИС. ПО - полностью отечественная разработка на базе open source, причем этот выбор был сделан еще в 2013 г., задолго до нынешней кампании по импортозамещению. Архитектура решения такова, что выдерживает заданную нагрузку и требуемую частоту обновления данных. По умолчанию данные должны обновляться раз в 30 дней, но некоторые их виды могут обновляться гораздо чаще, даже раз в 5 с (например, телематические данные по уборочной технике). Ресурсов системы хватает и на такую частоту обновлений.

Что изменилось с появлением геооблака для организаций - поставщиков данных и для пользователей этих данных?

Основные проблемы возникают с теми органами власти, которые раньше сами владели базовыми пространственными данными и, имея их всегда под рукой, могли оперативно решать свои задачи. Теперь мы как поставщик облачного решения должны обеспечить им как минимум такую же надежность хранения и скорость доступа к данным. И иногда мы слышим справедливую критику в свой адрес об отказе сервиса в ЦОДе, проблемах с хранилищем, падении каналов связи и т.п.

Те организации, которые раньше своих данных не имели, а заказывали их в других ведомствах, теперь получают эту информацию централизованно и гораздо быстрее, чем раньше. Прежние двухсторонние регламенты передачи данных между ведомствами замещены разработанным новым регламентом информационного взаимодействия участников единого гео-информационного пространства, в котором определены требования к поставщикам данных и форматам передачи данных, процедуры ввода данных, их модификации и заверения всех изменений электронной подписью.

- Понадобилось ли специальное обучение пользователей работе в новой системе?

В тех органах исполнительной власти, которые традиционно являются поставщиками базовых пространственных данных, давно есть подразделения с компетентными ГИС-специалистами, которых обучать не нужно. В организациях - пользователях данных обучение, конечно, потребовалось. В общей сложности в несколько этапов с декабря 2013 г. наши курсы прошли около 800 человек. Базовый ознакомительный курс занимает два часа, расширенный - восемь часов, есть также специальная веб-версия курса в системе дистанционного обучения правительства Москвы.

Обычно клиентам проще принять облачную модель для сервисов, которые уже хорошо проработаны и фактически «отделены» от клиентского устройства (его моделей, типов, операционных систем). Иногда к облачным сервисам прибегают тогда, когда процессы еще не проработаны. В этом случае облачные сервисы используют как полигон, позволяющий быстро и относительно недорого оценить применимость технологий/идей/подходов в рамках компании; выстроить процессы и фактически провести переход от пилотного внедрения к промышленному использованию.

Сергей ХАЛЯПИН, главный инженер, Citrix Russia & CIS

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Концепции геоинформационной системы органов
исполнительной

В целях реализации Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной , Концепции долгосрочной целевой программы "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан на 2012 - 2017 годы", одобренной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 августа 2011 года N 962-р , Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию геоинформационной системы органов .

2. Определить заказчиком геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан в месячный срок внести предложения по созданию пилотного проекта геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан Мулюкова М.М.

Концепция геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.Илимбетов

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 29 ноября 2011 г. N 434

1. Общие положения
2. Актуальность создания ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
3. Цель и задачи создания ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
4. Основные принципы создания ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
5. Основные функции ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
6. Основные комплексы задач ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
7. Системотехнические требования к ГИС органов исполнительной власти
Республики Башкортостан
8. Источники финансирования работ по созданию и эксплуатации ГИС органов
исполнительной власти Республики Башкортостан

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Концепция геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан (далее - Концепция) определяет цель, задачи, основные принципы создания и развития геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Концепция предназначена для целенаправленного формирования в Республике Башкортостан инфраструктуры пространственных данных путем развития соответствующей технологической инфраструктуры и является основой для разработки программы создания геоинформационной системы органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

1.2. Основные понятия и определения, применяемые в Концепции:

геоинформационная система (далее - ГИС) - автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных, а также решения информационных и расчетных задач с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации;

пространственные данные - цифровые данные о пространственных объектах, включающие сведения об их местоположении, форме и свойствах, представленные в координатно-временной системе;

инфраструктура пространственных данных Республики Башкортостан - территориально распределенная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных по территории Республики Башкортостан;

цифровая топографическая карта - цифровая картографическая модель, содержание которой соответствует содержанию карты определенного вида и масштаба;

оператор ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан - бюджетное учреждение Республики Башкортостан, на которое возложено обеспечение внедрения, эксплуатации, администрирования и организации устойчивого функционирования системы;

информация с ограниченным доступом - документированная информация, которая по условиям ее правового режима подразделяется на сведения, составляющие государственную тайну, и конфиденциальную информацию;

растровая форма представления цифровой картографической информации - способ представления цифровой картографической информации в виде матрицы, элементами которой являются коды цветов картографического изображения;

ортофотопланы - фотографический план местности на точной геодезической основе, полученный путем аэрофотосъемки.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Одним из важнейших компонентов создания единого информационного пространства Российской Федерации, формирующим эффективную систему производства и предоставления пользователям пространственных информационных ресурсов, в соответствии с Концепцией создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 года N 1157-р , является подсистема территориального (субъектового) уровня государственной власти, предоставляющая пользователям регламентированный удаленный доступ к базам пространственных данных.

В настоящее время пространственные данные (как в бумажном, так и в цифровом виде) в процессе своей деятельности использует большинство органов исполнительной власти Республики Башкортостан, однако только 25 процентов из них имеют свои собственные ГИС. Важным аспектом используемых в органах исполнительной власти Республики Башкортостан ГИС является то, что программное обеспечение, в рамках которого они разработаны, не позволяет реализовать полный перечень функций, предоставляемых современными ГИС-технологиями (решение аналитических задач), а ограничивается лишь функциями информационно-справочных систем.

Основным картографическим материалом, используемым в органах исполнительной власти Республики Башкортостан, являются карты территории Республики Башкортостан масштабов от 1:10000 до 1:1500000, территории города Уфы масштабов 1:5000, 1:30000, 1:100000 и территории специальных объектов масштабов от 1:100 до 1:5000. В качестве основных форматов используемых пространственных данных могут быть выделены трехмерные модели объектов, космические снимки, планы объектов, ортофотопланы, цифровые топографические карты территории Республики Башкортостан, изображения в растровой форме представления.

Актуальными задачами использования органами исполнительной власти Республики Башкортостан в процессе своей деятельности пространственных данных являются:

совместное использование информационных ресурсов, в том числе космических и авиационных снимков, создание и внедрение специализированных и интегрированных баз первичной информации, создание единой системы классификации и кодирования информации (в том числе пространственной);

организация распределенной системы сбора и хранения пространственной информации, ведение аналитической работы с первичными и агрегированными данными;

пространственный и статистический анализ данных (поиск объектов по пространственным и семантическим данным, анализ информации путем выбора объектов на основе их близости к другим объектам, статистический анализ данных, связанных с тематическими картографическими слоями, и др.);

создание системы классификации информации об объектах и территориях по предметным областям, функциональным направлениям использования, уровням административно-территориального деления и другим признакам.

Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р , определена задача доведения доли государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации до 100 процентов. Учитывая, что предоставление значительной части услуг населению связано с необходимостью оперирования пространственными данными, создание и внедрение ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан является одной из важнейших задач совершенствования деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

3.1. Целью создания ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан является их обеспечение актуальной, достоверной и комплексной геопространственной информацией для оперативного всестороннего исследования, оценки и обоснования управленческих решений.

3.2. Задачи создания ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан:

а) создание единой информационной среды пространственных данных для обеспечения информационной поддержки и планирования деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

б) формирование тематических пространственных данных Республики Башкортостан, необходимых для обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

в) снижение бюджетных расходов на создание пространственных данных и повышение их качества за счет исключения дублирования работ, а также расходов на приобретение, разработку и эксплуатацию программного обеспечения ГИС отдельных органов исполнительной власти;

г) доступность и применяемость ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан в работе каждого исполнителя;

д) обеспечение информационного взаимодействия ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан с подобными системами органов исполнительной власти других субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Основными принципами создания ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан являются:

4.1. Понимание инфраструктуры пространственных данных и геоинформационных технологий как полноценного инструмента, обеспечивающего доступ граждан, организаций и органов исполнительной власти Республики Башкортостан к пространственным данным и их эффективное использование.

4.2. Открытость системы, ее взаимодействие и информационный обмен с федеральными, республиканскими, муниципальными и ведомственными информационными системами и базами данных.

4.3. Преемственность и управляемость перехода от действующих систем сбора и хранения информации в органах исполнительной власти Республики Башкортостан к информационной компьютерной системе, базирующейся на использовании современных информационных технологий и программно-технических средств.

4.4. Использование современных принципов организации распределенных информационных систем на основе сервис-ориентированной архитектуры.

4.5. Информационная совместимость элементов и отдельных подсистем на основе стандартизации и унификации программно-технического и нормативного правового обеспечения, их создания и функционирования.

4.6. Этапность проектирования и внедрения системы и ее элементов в целях минимизации затрат, эффективного использования выделяемых ресурсов и оперативного внедрения разработок, включая максимальное использование средств и ресурсов, имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

4.7. Использование ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан в работе руководителей этих органов, а также исполнителей, связанных с созданием, редактированием, хранением и использованием пространственной информации.

4.8. Наличие оператора, который определяется Правительством Республики Башкортостан и выполняет следующие функции:

а) устойчивое функционирование программного обеспечения ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан, обновление программного обеспечения, связанное с выходом новых версий системы и корректировкой ошибок, выявленных в процессе работы;

б) устойчивое функционирование баз данных ГИС, формирование и ведение политики доступа к ним;

в) регистрация и удаление пользователей ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

г) консультирование и оказание практической помощи по функциональным, технологическим и информационно-справочным вопросам, возникающим в процессе использования ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

4.9. Обеспечение возможности доступа к пространственным информационным ресурсам и функциям ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан как со стационарных, так и с мобильных устройств.

4.10. Обязательность использования стандартизованных базовых пространственных данных при проведении работ по созданию и актуализации пространственных данных для обеспечения интеграции государственных и муниципальных информационных ресурсов.

4.11. Исключение дублирования бюджетных расходов на создание пространственных данных.

4.12. Включение ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан в состав архитектуры электронного Правительства Республики Башкортостан за счет создания единого геоинформационного пространства, объединяющего базы данных органов исполнительной власти Республики Башкортостан в единую среду совместного использования для обеспечения эффективного планирования и принятия обоснованных решений.

5. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Основными функциями ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан являются:

5.1. Централизованное хранение и управление всеми базовыми пространственными информационными ресурсами органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

5.2. Совместное использование пространственных информационных ресурсов, в том числе космических и авиационных снимков, создание и внедрение специализированных и интегрированных баз первичной информации, создание единой системы классификации и кодирования информации.

5.3. Организация распределенной системы сбора, хранения и обработки специализированной пространственной информации, в том числе с использованием облачных моделей вычислений.

5.4. Информационное обеспечение формирования и принятия управленческих решений, а именно:

а) поиск и предоставление пользователям всей имеющейся информации в виде, удобном для анализа и использования;

б) тематический анализ данных по направлениям деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан;

в) моделирование и прогнозирование процессов и явлений, происходящих на территории республики.

5.5. Обеспечение на основе тематических пространственных информационных ресурсов группы государственных услуг, предоставляемых в рамках электронного Правительства Республики Башкортостан органам местного самоуправления Республики Башкортостан, организациям и гражданам.

5.6. Обеспечение целостности, непротиворечивости, защищенности и безопасности пространственных информационных ресурсов.

6. ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЗАДАЧ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан должна обеспечивать информационную поддержку принятия решений по комплексам задач, затрагивающих следующие основные сферы деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан:

6.1. Социально-экономическая сфера:

а) анализ социально-экономического развития Республики Башкортостан в целом, ее муниципальных образований, соответствующих программ и планов, информационная поддержка их реализации;

б) отображение данных по административно-территориальным образованиям республики (общая характеристика территорий и инфраструктуры, органы местного самоуправления, экономическая основа);

в) учет распределения населения по территории Республики Башкортостан, миграционные процессы, социальная защита, уровень жизни и занятости населения.

6.2. Финансово-экономическая сфера:

а) анализ отдельных показателей доходов и расходов бюджета Республики Башкортостан и бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан;

б) оценка государственной и муниципальной собственности, отображение данных по управлению ею, анализ процессов приватизации;

в) информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности республики;

г) информационное обеспечение инвестиционной деятельности, оценка инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан;

д) информационное обеспечение развития финансового рынка;

е) информационное обеспечение мероприятий по формированию ценовой политики, качеству товаров и услуг;

ж) информационное обеспечение развития туризма;

з) использование данных государственного кадастра недвижимости.

6.3. Экология, природные ресурсы и природопользование:

а) обеспечение обмена данными с кадастром природных ресурсов (лесное хозяйство, водное хозяйство и гидротехнические сооружения, полезные ископаемые);

б) анализ природных ресурсов по их видам, темпам потребления и уровням переработки;

в) обеспечение обмена данными с базой данных экологического состояния территории Республики Башкортостан (различные виды загрязнений атмосферы, почвы, подпочвы, поверхностных и подземных вод с учетом источников, масштабов и повторяемости загрязнений);

г) мониторинг процессов, связанных с охраной окружающей среды, прогнозирование и оценка последствий принимаемых решений;

д) анализ влияния среды обитания на состояние здоровья населения, информационная поддержка оценки эффективности программ повышения экологической безопасности.

6.4. Транспорт, связь:

а) сбор и обработка информации для оценки состояния и развития транспорта, отображение данных транспортной сети на территории Республики Башкортостан, формирование и контроль за выполнением соответствующих программ;

б) сбор и обработка информации для оценки состояния информационно-коммуникационных систем Республики Башкортостан, формирование и контроль за выполнением соответствующих программ.

6.5. Жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и градостроительство:

а) сбор и обработка информации для оценки состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, отображение данных по формированию соответствующих программ;

б) информационное обеспечение анализа состояния жилищного фонда и инженерных систем жизнеобеспечения;

в) информационная поддержка строительного комплекса, формирование и контроль за выполнением соответствующих программ;

г) отображение решений схем территориального планирования Республики Башкортостан и ее муниципальных образований, обеспечение обмена данными между ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан и информационной системой обеспечения градостроительной деятельности;

д) отображение планов размещения объектов капитального строительства, трасс инженерных коммуникаций и сетей межрегионального значения, в том числе естественных монополий.

6.6. Агропромышленный комплекс:

а) поддержка и управление в сфере агропромышленного комплекса Республики Башкортостан;

б) поддержка и управление процессами использования земель сельскохозяйственного назначения;

в) прогноз и анализ производства сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов;

г) оценка эффективности государственной поддержки развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан;

д) наличие и использование производственных мощностей предприятий агропромышленного комплекса Республики Башкортостан.

6.7. Потребительский рынок и услуги:

а) сбор и анализ информации для оценки состояния и развития потребительского рынка Республики Башкортостан, подготовка предложений для удовлетворения спроса населения, в том числе сельского, на услуги предприятий данного сектора экономики;

б) анализ состояния розничной продажи алкогольной продукции на потребительском рынке Республики Башкортостан.

6.8. Малое и среднее предпринимательство:

а) сбор и обработка информации для оценки состояния и уровня развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, формирование и контроль за выполнением соответствующих программ;

б) оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

6.9. Здравоохранение, образование и культура:

а) анализ состояния здоровья населения в Республике Башкортостан и в ее отдельных муниципальных образованиях, состояния системы здравоохранения, подготовка данных для обеспечения ее развития;

б) анализ состояния системы образования в Республике Башкортостан и в ее отдельных муниципальных образованиях;

в) анализ состояния развития культуры, учет культурных ценностей в Республике Башкортостан.

6.10. Общественный порядок и безопасность:

анализ и обработка информации по криминогенной обстановке в Республике Башкортостан в целом и ее муниципальных образованиях.

6.11. Социально-политическое положение Республики Башкортостан:

а) сбор и обработка информации по анализу общественного мнения;

б) оперативная оценка текущей социально-экономической и политической ситуации, анализ и прогноз уровня социально-политической напряженности в разрезе территорий и различных социальных групп.

6.12. Обеспечение функционирования Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

а) хранение и актуализация информации об органах управления, силах и средствах Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о потенциально опасных объектах, состоянии резервов, медицинских, продовольственных и материально-технических средствах для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) выдача оперативной информации об обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций и о силах и средствах, задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

в) планирование обеспечения ресурсами и транспортом при возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) прогнозирование и моделирование развития чрезвычайных ситуаций, обеспечение решений функциональных и расчетно-аналитических задач, многовариантное планирование мероприятий по защите населения и окружающей среды в случае возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

д) сбор и обработка информации в целях мониторинга и вероятных прогнозов событий, формирование комплексной оценки мониторинговой обстановки;

е) возможность автоматизированного обмена информацией с федеральным государственным бюджетным учреждением Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

7. СИСТЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГИС ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Основными системотехническими требованиями к ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан являются следующие:

7.1. Использование официальных источников картографического материала федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

7.2. Создание ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан на базе сервис-ориентированного программного обеспечения, поддерживающего обработку пространственных данных из распределенных источников.

Аппаратно-программные средства системы должны создаваться с использованием передовых мировых технологий в сфере телекоммуникаций и автоматизации управления и удовлетворять следующим основным требованиям:

а) открытость, т.е. совместимость с современными стандартами, поддержка Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности системы;

б) системное единообразие во внутренней структуре информации;

в) поддержка возможности хранения в базах данных больших объемов информации, обеспечение возможности функционального расширения и наращивания мощности (расширяемость и масштабируемость);

г) масштабируемость как ключевое требование экономии финансовых средств, гарантирующее отсутствие необходимости в перестраивании системы по мере роста объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей;

д) переносимость, или способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;

е) адаптируемость, возможность легкой настройки в условиях масштабируемости и изменения соответствующей нормативной правовой базы;

ж) расширяемость с учетом наращивания функциональных возможностей системы, не выходя за рамки принятой концепции развития и используя существующую технологическую базу, в соответствии со специфическими потребностями пользователей.

7.3. ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан должна поддерживать работу с пространственными данными стандартов OGC: WMS, WFS, WCS.

8. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Финансирование работ по созданию и эксплуатации ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан будет проводиться в рамках реализации долгосрочной целевой программы развития информационного общества в Республике Башкортостан на 2012 - 2017 годы.


Документ сверен по.

Утратил силу в связи с изданием постановления правительства Воронежской области от 12.02.2009 N 82.

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (ГИС ОИВ)

НА 2003 - 2005 ГОДЫ

(в ред. постановления администрации Воронежской области

от 20.05.2003 N 385)

В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом РФ от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации“ постановляю:

1. Утвердить концепцию государственной информационной системы органов исполнительной власти Воронежской области (ГИС ОИВ) на 2003 - 2005 годы. (Приложение).

2. Определить управление архитектуры и градостроительства администрации области (Яновский) уполномоченным органом по созданию ГИС ОИВ.

3. Управлению архитектуры и градостроительства (Яновский), ГУ “Градостроительный кадастр“ (Последов):

3.1. Разработать программу создания ГИС ОИВ на 2004 - 2007 годы и перечень первоочередных проектов и мероприятий.

(в ред. постановления администрации Воронежской области от 20.05.2003 N 385)

3.2. Подготовить необходимую документацию для дальнейшей сертификации системы в соответствии с действующим законодательством.

4. Главному управлению экономического развития (Харитон) проработать вопрос привлечения средств на создание ГИС ОИВ от российских и иностранных инвесторов.

5.1. Рассмотреть вопрос создания ГИС МО (муниципальных образований) во взаимодействии с ГУ “Градостроительный кадастр“ в районах области.

5.2. Предусмотреть в бюджетах муниципальных образований на 2003 год средства на создание и развитие ГИС МО.

6. Главному финансовому управлению администрации области (Сафонова) предусмотреть расходы на реализацию пилотных проектов создания ГИС ОИВ при разработке бюджета Воронежской области на 2003 год за счет административных штрафов за нарушения градостроительного законодательства, а также части средств, направляемых на информационное обеспечение органов исполнительной власти в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Цапина А.Н.

Глава администрации области

В.Г.КУЛАКОВ

Приложение

Утверждено

постановлением

администрации области

от 11.09.2002 N 804

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2003-2005 ГОДЫ

1. Введение

Концепция госинформационной системы для органов исполнительной власти Воронежской области (ГИС ОИВ) определяет: цели, задачи, направления разработки, требования к функциональному содержанию и перечень основной информации, этапы создания ГИС ОИВ. Концепция должна быть положена в основу программы создания ГИС ОИВ Воронежской области.

Разработка и реализация региональных программ и проектов, мероприятия в области социальной и экономической политики в регионе - все это реализуется на основе анализа многоаспектной, разнородной информации. Эта информация имеет общий признак - она пространственно привязана и относится к конкретным территориям. Концепция предлагает базировать хранимые в ГИС ОИВ данные на общей топографо-геодезической основе для обеспечения взаимоувязанного документально точного представления различных аспектов информационных моделей объектов управления. Информационной основой ГИС ОИВ должен стать градостроительный кадастр Воронежской области, являющийся собственностью Администрации области.

Как показывает мировой опыт, эффективное информационное обеспечение территориального планирования и управления возможно только на базе геоинформационных технологий - технологий, обеспечивающих хранение и поиск необходимой информации, “привязанной“ к конкретным объектам специально создаваемой компьютерной (цифровой) карты территории. В госинформационной системе (ГИС), в зависимости от базового масштаба используемых цифровых карт, информационными объектами могут быть:

Отдельные жилые здания определенного типа, промышленные объекты, кварталы застройки;

Улицы и дороги или их отдельные элементы (проезжие части, бордюры, кюветы, придорожные газоны), массивы зелени или отдельные деревья;

Инженерные коммуникации или их составные части (участки трубопровода, колодцы, камеры).

Целью создания ГИС ОИВ является повышение оперативности, полноты и достоверности предоставления органам государственного управления области всей необходимой информации об инфраструктуре и социальном развитии области в территориально-временном разрезе для обеспечения качественной реализации функций управления административно-хозяйственным комплексом.

Цель создания ГИС ОИВ может быть достигнута решением следующих проблем:

Формирование единого информационного пространства области с его вхождением в информационное пространство России;

Проработка нормативной правовой базы по взаимодействию органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих структур по вопросам создания госинформационной системы;

Формирование цифровых планов территорий и городов.

Применение ГИС ОИВ существенно повысит качество решения проблем социально - экономического развития области. Последующая интеграция ГИС ОИВ Воронежской области с ГИС органов исполнительной власти Российской Федерации позволит дать правильное представление проблем области на федеральном уровне.

2. Основные направления создания ГИС ОИВ.

ГИС ОИВ Воронежской области по направлениям разработки, составу решаемых задач, составу обрабатываемых данных должна соответствовать, уточнять и дополнять ГИС ОИВ Российской Федерации, с более глубокой проработкой задач и состава данных на уровнях администрации области.

Создание государственной информационной системы органов исполнительной власти области является первым этапом создания ГИС ОИВ (органов исполнительной власти) Воронежской области.

Основные направления разработки и внедрения госинформационной системы для органов исполнительной власти Воронежской области определяются функциями органов власти и состоят в решении перечисленных ниже функциональных задач по следующим разделам:

Социально-экономическое состояние области (Главное управление экономического развития администрации области (Харитон)):

Анализ учетно-статистической информации для управления комплексным развитием территории на основании обобщающих показателей социально-экономического развития области (уровень, пропорции, динамика);

Учет распределения населения по территориям, миграционные процессы, социальная защита, трудоустройство и занятость населения, уровень жизни населения;

Поддержка процессов разработки планов и прогноз социально-экономического развития области и ее территории на основе параметрических сведений о сценарии экономической реформы, сведений о порядке и механизме ценообразования, финансирования промышленности и социальной среды и т.п.;

Поддержка и управление процессами приватизации, информационное обеспечение по учету и разграничению собственности, подготовка данных по оценке и управлению государственной собственностью.

Экономика и финансы (Главное финансовое управление администрации области (Сафонова), Главное управление экономического развития администрации области (Харитон)):

Подготовка проекта бюджета области и его исполнение, контроль движения финансов, финансовые показатели области;

Анализ эффективности налоговой политики области, взаимодействие налоговых органов по налогообложению физических и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством;

Формирование обобщенных внутренних потребностей и предложений по экспорту и импорту продукции, поиск и подбор партнеров - потребителей и производителей, определение видов и объемов ввозимой и вывозимой продукции и согласование ценовой политики по ее реализации;

Информационное обеспечение инвестиционных проектов.

Экология, ресурсы и природопользование (Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Воронежской области (Жуков) по согласованию, экологическая инспекция администрации Воронежской области (Бородкин); главное управление государственного имущества администрации области (Паринов)):

Ведение земельного кадастра;

Кадастр природных ресурсов;

Ведение реестра собственности;

Анализ ресурсов по их видам, темпам потребления и уровням переработки;

Определение и распределение квот на использование территориальных ресурсов и поиск выгодных партнеров по их реализации, развитие хозяйственной инфраструктуры области;

Создание и ведение базы экологического состояния территории области, создание системы постов наблюдения;

Мониторинг по охране окружающей среды, прогнозирование и оценка последствий принимаемых решений;

Анализ влияния среды обитания на состояние здоровья населения, разработка программ улучшения среды обитания;

Энергоресурсы (Управление энергоресурсов администрации области (Щепкин)):

Мониторинг и анализ состояния ТЭК области и обеспечение энергетической безопасности региона;

Топливно-энергетический баланс области в целом;

Учет, контроль и регулирование использования средств бюджета области на оплату энергоресурсов.

Транспорт (Главное управление по промышленности, транспорту и связи администрации области (Клейменов)):

Сбор и обработка информации для оценки состояния и развития транспорта, подготовка данных для развития транспортной сети на территории области, формирование и контроль выполнения программ развития транспорта.

Коммунальное хозяйство и строительство (Главное управление по строительству и жилищно-коммунальному комплексу администрации области (Зюзин)):

Сбор и обработка информации для оценки состояния коммунального хозяйства области, подготовка данных по формированию областных программ развития коммунального хозяйства области;

Анализ состояния жилищного фонда и инженерных систем жизнеобеспечения населения, информационная поддержка строительного комплекса, формирование областных программ развития строительного комплекса.

Сельское хозяйство (Главное управление агропромышленным комплексом администрации области (Дубовской)):

Поддержка и управление в сфере агропромышленного комплекса;

Поддержка и управление процессами использования земельных, лесных и иных природных ресурсов;

Прогноз и анализ производства сельскохозяйственной продукции;

Оценка эффективности капиталовложений в сельское хозяйство;

Оценка состояния потребительского рынка.

Здравоохранение, образование и культура (Главное управление здравоохранения администрации области (Мезенцев), Главное управление образования администрации области (Львович), Управление культуры администрации области (Бунеев)):

Анализ состояния здоровья населения по территориям, состояния системы здравоохранения, подготовка данных для развития здравоохранения в области и по ее территориям;

Анализ состояния образования по территориям области;

Учет культурных ценностей в области, развитие информационной системы обеспечения привлекательности для инвестиций и туризма.

Социально-политическое состояние (Управление социального планирования администрации области (Кабанов)):

Сбор и обработка информации по анализу общественного мнения;

Оперативная оценка текущей социально-экономической и политической ситуации, анализ и прогноз уровня социально-политической напряженности в разрезе территорий и различных социальных групп;

Информация о партиях, движениях, отдельных политических лидерах, уровень поддержки по территориям в рамках предоставленной компетенции.

3. Информационная основа и структура ГИС ОИВ

Информационной основой ГИС ОИВ должна стать система градостроительного кадастра области, создаваемая в соответствии с постановлением администрации области от 31.01.2002 N 93 “О создании Государственного учреждения “Областная служба градостроительного кадастра Воронежской области“ и утверждении положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на территории Воронежской области“. Направления формирования документированных сведений в системе государственного градостроительного кадастра определены Постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности“ от 11 марта 1999 года N 271.

Государственный градостроительный кадастр - единственный из серии государственных кадастров области, создание которого изначально строится на основе госинформационных технологий.

Решение перечисленных в п. 2 задач по созданию ГИС ОИВ должно быть осуществлено на основе эффективного использования данных, которые представлены в виде таблиц, цифровых карт, снимков, аналитических моделей и экспертных систем с вариантами сценариев развития ситуации и проектами планов мероприятий.

Структурно ГИС ОИВ представляет собой разветвленную сеть распределенных баз данных. Распределение данных должно проводиться:

По территориальному признаку;

По организациям-изготовителям баз данных;

По функциональному признаку.

Базы данных разветвленной сети должны быть связаны единой системой управления. Система управления базами данных должна позволять:

Эффективно осуществлять сбор сведений с территорий;

Предоставлять необходимую информацию в территориальные органы власти;

Своевременно получать обновленные данные от организаций-изготовителей (держателей) баз данных;

Получать функциональные сведения от смежных подразделений для проведения комплексного анализа.

Информация в ГИС ОИВ должна быть защищена от несанкционированного доступа, особенно в той ее части, которая является секретной или коммерческой, в порядке, установленном действующим законодательством.

Укрупненная структура информационной основы ГИС ОИВ включает следующие компоненты:

1. Цифровые карты местности и цифровые тематические карты, аэрокосмические снимки, объединяющиеся в системе государственного градостроительного кадастра;

2. Информационные базы данных различной тематики;

3. Базы территориально привязанных данных.

Информационные модели, построенные на цифровых картах, должны отражать воспроизводственные процессы территориальных ресурсов (материальных, финансовых, природных, трудовых) и динамику их изменений.

Вопросы создания цифровых карт для ГИС ОИВ должны решаться, исходя из принципа использования единой топографо-геодезической основы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, к которой привязываются объекты других информационных систем.

Решения по принципам создания информационной основы ГИС ОИВ в части цифровых карт местности и цифровых тематических карт приведены в приложении 1.

Перечень сведений, необходимых для проведения сравнительной оценки состояния области с другими регионами России, а также территориально привязанных данных приведены в приложении 3.

Нормативная правовая основа ГИС ОИВ, в том числе, включает вопросы защиты государственных интересов при использовании картографической информации и вопросы создания единого информационного пространства.

Организация защиты государственных интересов при использовании топографо-геодезической и картографической продукции на предприятиях, организациях и учреждениях, независимо от форм собственности, должна проводиться в соответствии с действующими нормативными правовыми актами РФ.

Необходимо разработать и принять в установленном порядке законопроекты, регулирующие правовые и финансовые вопросы по условиям передачи и использования информации.

4. Пользователи ГИС ОИВ

Пользователями ГИС ОИВ могут являться органы исполнительной власти Воронежской области в целом, которые включают в себя:

Органы исполнительной власти Воронежской области;

Депутаты и структурные подразделения Воронежской областной Думы и территориальные органы федеральных органов власти Российской Федерации, действующие на территории Воронежской области (по соглашениям), при реализации последующих этапов создания ГИС ОИВ.

Взаимодействие администрации области и федеральных органов определяется действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

Организационно ГИС ОИВ представляет собой комплекс функциональных госинформационных систем, разрабатываемых в соответствии с концепциями, программами и техническими заданиями различных ведомств, интегрируемый в единую госинформационную систему для органов исполнительной власти Воронежской области путем применения единой топографо-геодезической основы цифровых карт Воронежской области и единого информационного пространства, создаваемых и актуализируемых службой государственного градостроительного кадастра.

Основным назначением госинформационной системы является оперативное предоставление всем органам исполнительной власти достоверной информации об инфраструктуре и социальном развитии области в территориально-временном разрезе для обеспечения качественной реализации функций управления административно-хозяйственным комплексом.

5. Этапы создания ГИС ОИВ

Проектирование и внедрение госинформационной системы органов исполнительной власти в Воронежской области целесообразно разделить на три этапа:

Разработка и реализация пилотных проектов (один из районов области, Коминтерновский район г. Воронежа) при наличии согласия муниципального образования, за счет средств бюджета области;

Создание ГИС ОИВ для администрации области;

Организация взаимодействия ГИС ОИВ с муниципальными ГИС в рамках действующего законодательства.

Указанные три этапа могут выполняться параллельно во времени, с опережением или отставанием работ в различных структурах управления. Применение единых принципов, изложенных в Концепции и единой топографо-геодезической основы цифровых карт Воронежской области, создаваемой службой государственного градостроительного кадастра, позволит объединять госинформационные системы различных структур управления в единую ГИС ОИВ Воронежской области.

Первый этап предусматривает создание цифровых карт г. Лиски и Коминтерновского района г. Воронежа, как единой топографо-геодезической основы ведомственных госинформационных систем. На этом этапе предполагается установка ГИС ОИВ у глав администрации, а также в отделах администрации г. Лиски и Коминтерновского района г. Воронежа. При изготовлении службой ГГК цифрового топоплана территорий пилотных проектов, со всей системой подземных коммуникаций, его постоянными потребителями становятся все инженерные службы города. Их информационные ресурсы интегрируются в ГИС ОИВ в процессе реализации пилотного проекта. Поэтому привлечение к финансированию работ по созданию цифровой основы внебюджетных средств организаций, эксплуатирующих сети электро-, газо-, водо- и теплоснабжения, связи, канализации вполне логично и необходимо. Объем этих средств может составить 70% и более от общей потребности.

Второй этап предусматривает создание цифровых карт Воронежской области и локальное применение ГИС ОИВ на уровне администрации Воронежской области. На этом этапе предполагается установка ГИС ОИВ у главы администрации области, органах исполнительной власти (структурных подразделениях администрации Воронежской области).

Третий этап предусматривает выполнение работ по организации взаимодействия ГИС ОИВ Воронежской области с госинформационными системами органов местного самоуправления (муниципальными госинформационными системами).

6. Первоочередные работы по создания ГИС ОИВ

Создание тематических баз данных. Структурные подразделения администрации области должны организовать наполнение баз данных информацией, используемой или формируемой этими подразделениями, и должны обеспечить соответствие состава обрабатываемой информации требованиям законодательства РФ.

Значительный объем сведений для построения тематических баз данных ГИС ОИВ может предоставляться Воронежским областным комитетом государственной статистики и другими структурными подразделениями федеральных органов власти Российской Федерации, действующими на территории Воронежской области по соглашениям.

Функции координатора по разработке госинформационной системы целесообразно возложить на главное управление экономического развития администрации области.

При структурных подразделениях администрации области и структурных подразделениях федеральных органов власти Российской Федерации, действующих на территории Воронежской области, возможно организовать рабочие группы или советы по компонентам ГИС ОИВ.

Разработка госинформационной системы для органов местного самоуправления может выполняться под руководством местных администраций на базе системы государственного градостроительного кадастра.

7. Перечень первоочередных проектов, разрабатываемых

для органов исполнительной власти

Первоочередные (пилотные) проекты создаются как функциональные компоненты ГИС ОИВ и предусматривают выполнение всего спектра работ по формированию информационной основы ГИС ОИВ (см. п. 3.).

Этап создания базы картографической информации должен выполняться на основании изложенных в Концепции требований по созданию карт на основе единых требований, установленных законодательством.

Этап создания баз тематических данных должен предусматривать создание новой информации, а также использование имеющихся информационных ресурсов - тематические базы данных, созданные и создаваемые в администрации области, включая базы данных комитета по государственной статистике; созданные и создаваемые в территориальных органах исполнительной власти; созданные и создаваемые в коммерческих и государственных структурах.

Этап создания баз территориально привязанных данных должен предусматривать привязку информационных (тематических) баз данных к топографо-геодезическим координатам и систему создания вариантов описания и оценки оперативной обстановки в виде точечных, линейных и площадных объектов и условных знаков.

Этап создания системы управления информационными базами должен предусматривать вопросы первичной установки картографических и тематических баз данных с топографо-геодезической привязкой, вопросы доставки изменений баз данных, вопросы отгрузки информации пользователям.

8. Источники финансирования работ по созданию ГИС ОИВ

Источниками финансирования работ по созданию ГИС ОИВ могут быть:

Областной бюджет;

Бюджетные ассигнования федерального бюджета;

Целевые кредиты под гарантии органов власти области в пределах их компетенции;

Бюджетные ассигнования местных бюджетов;

Средства внебюджетных фондов;

Иные, не запрещенные законодательством источники.

Первоочередные затраты необходимо произвести на создание банка общей топоосновы цифровых карт.

Варианты финансирования первоочередных затрат:

1. Приобретение цифровых карт масштаба 1:1000000, 1:200000 и организация их сопровождения (мониторинга) возможно:

За счет средств областного бюджета;

Кооперированные средства администрации области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Воронежской области;

Кооперированные средства пользователей цифровых карт указанного масштаба.

2. Создание цифровых карт масштабов 1:50000, 1:25000, 1:10000 и организация их сопровождения (мониторинга):

Кооперированные средства областного бюджета, бюджетов органов местного самоуправления, средств федерального бюджета.

Из средств органов местного самоуправления.

3. Создание цифровых карт масштабов 1:5000, 1:2000, 1:500 и организация их сопровождения (мониторинга) службами государственного градостроительного кадастра, за счет средств, выделяемых из областного бюджета ГУ “Градостроительный кадастр“ и муниципальных средств.

Созданный банк цифровых карт является собственностью администрации области и муниципальных образований, затраты возмещаются за счет предоставления информации пользователям, при активном использовании может являться источником доходов администрации муниципального образования.

Затраты на создание тематических карт финансируются на основании соответствующих программ.

Создание информационных баз данных и использование имеющихся баз данных выполняется по планам и программам их создания, использование баз данных в ГИС ОИВ должно основываться на нормативно-правовой основе (п. 3, 5).

9. Основные результаты реализации информационной

системы для ОИВ Воронежской области

Основные результаты реализации программы представляются в виде системы послойно наполненных баз географически привязанных данных по следующим компонентам:

Компонент “ГИС градостроительного кадастра“ создаст банк данных о зданиях и сооружениях жилых, промышленных, общественных и т.д., улицах и дорогах, инженерных коммуникациях (по видам);

Растительности (по видам зеленых насаждений), гидрографии, инженерно-геологических условиях строительства, границах населенных пунктов и отводах под строительство, численности и составу населения, размещения по населенным пунктам и территории города, рождаемости, смертности и миграции по населенным пунктам, а также структуре занятости, динамике трудовых ресурсов и т.п., жилом фонде и условиях заселения, жилищной обеспеченности, уровне инженерного благоустройства домов и квартир, приросте жилого фонда, размещении и характеристиках строящихся жилых домов и т.п., общественном обслуживании и социальной инфраструктуре - школьных и дошкольных учреждениях, учреждениях торговли, здравоохранения, культуры, рекреации, пассажирском транспорте и т.п., инженерной инфраструктуре - размещении, характеристиках и состоянии головных и линейных сооружений, экологии - характеристиках источников загрязнения, границах санитарно-защитных зон; местах утилизации отходов и т.п., проектно-планировочной документации - решениях по строительству, реконструкции, благоустройству, предусмотренных утвержденными проектами;

компонент “ГИС земельного кадастра“ создаст банк данных о границах земельных участков в разрезе прав собственности на землю и реестр собственников, тем самым обеспечит условия объективного взимания налогов на землю и соблюдение нормативно-правовых актов по владению, пользованию, смене собственника;

компонент “ГИС - дороги“ создаст банк данных о дорогах Воронежской области, качестве покрытия, техническом состоянии дорог, технических характеристиках мостов, проездов, переездов, паромных и ледовых переправах, дорожных знаках, создаст информационные базы экономических данных об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок, стоимости содержания дорог, а также создаст реестр собственности и границы ответственности. Это позволит определить и эффективно использовать технические и экономические условия эксплуатации и развития транспортной, дорожной сети;

компонент “ГИС железных дорог“ создаст банк данных о железных дорогах Воронежской области, железнодорожных мостах и переездах, железнодорожных станциях, площадках, сооружениях, создаст информационные базы экономических данных об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок, стоимости содержания дорог. Это позволит определить и эффективно использовать технические и экономические условия эксплуатации и развития транспортной, железнодорожной сети;

компонент “ГИС речного хозяйства“ создаст банк данных о рельефе дна судоходных рек и информационные базы экономических данных о речных грузовых и пассажирских маршрутах, тем самым обеспечит информацией расчеты работ земснаряда по углублению русла рек и экономические расчеты по эффективности и развитию судоходства;

компонент “ГИС - наводнения“ создаст банк данных о рельефе берегов рек, обеспечит условия моделирования разливов рек и выполнение расчетов противопаводковых мероприятий, расчетов убытков от наводнений, предоставит необходимые сведения для работы противопаводковых комиссий;

компонент “ГИС гидросооружений“ создаст банк данных по плотинам, шлюзам, водозаборам, очистным сооружениям и стокам жидких отходов промышленных предприятий, информационные базы технико-экономических данных по гидросооружениям, тем самым обеспечит возможность моделирования и расчетов техногенных воздействий на водоснабжение населения и предприятий;

компонент “ГИС водного хозяйства“ создаст банк данных о реках, водохранилищах, озерах, болотах, водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, информационные базы данных о протяженности, площади, запасах и качестве водных ресурсов, характеристике рыбных запасов, реестре собственности и границах ответственности, что обеспечит объективную оценку и планирование использования водных ресурсов области;

компонент “ГИС лесного хозяйства“ создаст банк данных о лесоучастках, породах и возрасте леса, экономической оценке, местонахождении лесодобывающих и перерабатывающих предприятий, объемах вырубки, переработки, продажи леса, о правах собственности и границах ответственности, что обеспечит объективную оценку и планирование использования лесных ресурсов области;

компонент “ГИС кадастра природных ресурсов“ является объединяющим для компонентов “ГИС - геология“, “ГИС лесного хозяйства“, “ГИС водного хозяйства“ (а также рыбного хозяйства, заказников, охотничьего хозяйства и др.), связывает геобазы указанных объединяемых компонентов, создает информационную базу комплексной оценки природных ресурсов Воронежской области;

компонент “ГИС - экология“ создаст банк данных об экологическом состоянии области и обеспечит условия разработки мероприятий по улучшению экологической обстановки, определению обоснованных сумм платежей в экологические фонды и направлению расходования средств;

компонент “ГИС - особо охраняемых природных территорий“ создаст банк данных по особо охраняемым природным территориям области и обеспечит принятие решений по разделам охраны природы;

компонент “ГИС экопатологии“ создаст банк данных о влиянии экологической обстановки на состояние здоровья и смертность населения и обеспечит объективную оценку условий проживания населения на территории области;

компонент “ГИС - нефтегазопроводов“ создаст банк данных о нефтегазопроводах, перекачивающих станциях и других инженерных сооружениях на территории области, реестр собственников, права собственности и границы ответственности, банк данных о рельефе прилегающих территорий, информационные базы технико-экономических данных, тем самым обеспечит условия моделирования и оценки последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечит информацией проведение экономических расчетов;

компонент “ГИС контроля и моделирования природных и техногенных проявлений катастрофических деформаций земной поверхности Воронежской области“ на основе результатов мониторинга и космического картографического материала на базе ГИС - технологий техногенных и природных событий в области обеспечит оценку, анализ и прогноз аварийных ситуаций, связанных с деформированием земной поверхности;

компонент “ГИС - население“ создаст базы данных по размещению населения, обеспечит анализ по половозрастному составу, призывному возрасту, занятости, социально защищенным группам, миграции населения, тем самым обеспечит условия анализа и расчета социальных программ, а также разбивку по избирательным округам и анализ электората;

компонент “ГИС УВД“ подразделяется на составляющие: “ГИС пожарной охраны“; “ГИС - ГАИ“; “ГИС охраны общественного порядка“; назначение указанных компонентов ГИС вытекает из их наименования и не нуждается в разъяснении;

компонент “ГИС ЧС“ подразделяется на составляющие: “ГИС ГОЧС“ главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Воронежской области, включая ГУ ГОЧС, штабы ГОЧС г. Воронежа и районов города. Создаются базы: п“тенциально опасных объектов; тактико-технических характеристик этих объектов; сил и средств гражданской обороны; привлекаемых сил и средств областной подсистемы чрезвычайных ситуаций; тактико-технических характеристик сил и средств; база данных дислокации зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения области; информационные базы тактико-технических характеристик зон и маршрутов эвакуации;

компонент “ГИС медицины катастроф“ создает базу дислокации и информационные базы состояния медицинских учреждений;

компонент “ГИС обеспечения безопасности жизнедеятельности населения“ создает базу постов наблюдения за потенциально опасными объектами, базы рельефа и других характеристик местности в масштабах, необходимых для решения задач моделирования чрезвычайных ситуаций на объектах наблюдения и прилегающих территориях, информационные базы тактико-технических данных для организации работы и регистрации результатов работы постов наблюдения;

компонент “ГИС социально-экономического развития области“ создает базу административного деления области, информационные базы паспортов территорий, подключает информационные базы Воронежского областного комитета государственной статистики по показателям состояния социально-экономического развития и базы данных главного управления экономического развития по показателям прогноза социально-экономического развития, что позволяет выполнить анализ деятельности органов местного самоуправления в сравнении со смежными территориями на текущий момент и в динамике по годам, кварталам, тем самым, обеспечивая условия разработки мероприятий по управлению территориями.

Безусловно, перечень ожидаемых результатов можно продолжить.

Таким образом, в результате реализации программы будут разработаны и внедрены правовые, экономические, организационные и технические мероприятия по выполнению задач создания ГИС ОИВ, сформированы информационные базы цифровых карт Воронежской области различного масштаба для отображения динамики социально-экономического развития области. Структуры управления областью будут обеспечены реальной пространственно-временной информацией об инфраструктуре и социальном развитии области, позволяющей сформировать механизм управления хозяйством области на госинформационной основе.

Приложение 1

РЕШЕНИЯ ПО ВЫБОРУ ИСХОДНОГО КАРТОГРАФИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА И ФОРМАТОВ ЦИФРОВЫХ КАРТ

1. Госинформационное обеспечение для органов исполнительной власти должно базироваться на единой топографо-геодезической основе, единых классификаторах информации, форматах и согласованных структурах баз данных, что позволит объединять независимо создаваемые базы данных в общий банк, сократить время создания ГИС ОИВ и уменьшить затраты на создание.

2. Исходной основой для цифровых карт должны служить составительские (издательские) оригиналы топографических карт, создаваемые по общепринятым общегосударственным научно-техническим требованиям, которые могут обеспечить соответствие точности цифрового плана их графическому аналогу и удовлетворить, с точки зрения точности, потребности департаментов, комитетов и служб администрации области, федеральных органов власти и органов местного самоуправления, а также предприятий и организаций.

3. Банк цифровых карт городов (населенных пунктов) должен создаваться в составе муниципальных ГИС на базе ГУ “Градостроительный кадастр“.

4. ГУ “Градостроительный кадастр“ обладает программным комплексом, позволяющим интегрировать информацию муниципальных и ведомственных ГИС, независимо от их форматов.

Приложение 2

РЕШЕНИЯ ПО ВЗАИМОУВЯЗКЕ ГИС ОИВ С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ГИС

1. Автоматизированные географические или кадастровые системы города должны разрабатываться так, чтобы они могли технически и функционально согласовываться с ГИС ОИВ.

2. Требования к картографическим базам должны совпадать с требованиями для ГИС ОИВ, что позволит муниципальную ГИС связать с ГИС ОИВ.

3. Для обеспечения единого научно-технического и методического руководства по организации госинформационного обеспечения в области (создания МГИС, АИС градостроительного кадастра, банков цифровой топографической и кадастровой информации, цифровых топографических карт) могут быть определены в качестве заказчика - Главное управление экономического развития администрации области, в качестве подрядчика - ГУ “Градостроительный кадастр“.

4. Хранение цифровой топографической и кадастровой информации, накопленной на территории области, и банка данных должно удовлетворять всем действующим нормативно-техническим документам по защите информации.

Приложение 3

ИНФОРМАЦИОННЫЕ БАЗЫ ДАННЫХ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМАТИКИ И

ТЕРРИТОРИАЛЬНО ПРИВЯЗАННЫХ ДАННЫХ

Решение функциональных задач п. 2 выполняется с использованием различных информационных баз данных, создаваемых в рамках единого информационного пространства Воронежской области и имеющих самостоятельное значение.

ГИС ОИВ предусматривает отображение информации на картографической основе для повышения эффективности анализа данных. В настоящем разделе приводится основополагающий перечень используемых баз данных.

Для подготовки материалов и сравнительной оценки состояния области с другими регионами России и состояния страны в целом, для принятия обоснованных решений по управлению в составе ГИС должны присутствовать необходимые сведения следующего характера:

Социально-экономическое положение России.

Экспресс-информация, информационно-аналитические материалы.

Краткосрочные экономические показатели РФ.

Основные показатели социально-экономического положения РФ.

Территории России в разрезе показателей.

Города России, региональная статистика.

Демографическая статистика, статистические сборники и публикации.

Аналитические материалы (принципиальная схема анализа, аналитические доклады).

Цены Воронежской области.

Баланс предприятий России.

Баланс предприятий Воронежской области.

В настоящее время различными коллективами для решения задач управления экономикой региона ведется работа по созданию баз данных различного назначения. Эти и другие базы данных должны быть включены в ГИС области и использоваться для получения объективных характеристик. Концепция предполагает создание и использование региональных баз данных. Эти базы имеют как самостоятельное значение, так и большое значение в общей ГИС.

База территориально привязанных данных (БТПД) представляет собой специальный слой цифровой карты, предназначенный для отображения схемы оперативной обстановки на карте с помощью тематических условных знаков, линий, площадей. База схем оперативной обстановки представляет собой совокупность БТПД различной тематики, или вариантов одной тематики, или динамики развития оперативной обстановки (изменения БТПД) по датам.