Мышление и сознание человека интересные факты. Эти факты о нашем мышлении и поведении вас непременно удивят! Что такое мышление

Фото: Mario Antonio Pena Zapatería/Flickr

Блуждания вокруг да около, пустые мечтания, горе и потери — все эти вещи ассоциируются с чем-то плохим. Но на самом деле они могут положительно повлиять на наши творческие усилия. И это лишь один из сюрпризов, которые преподносит исследование творческих способностей мозга. Скотт Кауфман и Кэролин Грегор в книге Wired to Create: Unraveling the Mysteries of the Creative Mind описывают ряд таких открытий, весьма неочевидных, но весьма полезных на практике. Вот несколько самых примечательных примеров.

1. 72% людей испытывают творческое озарение, когда находятся в душе

Нет, это не клише: встать под поток горячей воды и позволить мозгу расслабиться полезно в креативном смысле. Грегор и Кауфман показывают, что изоляция, в которой мы оказываемся, когда принимаем душ, становится отличным инкубатором для идей. В исследовании, которое Кауфман провел в 2014 году, 72% респондентов из разных стран мира признались, что в душе им приходили новые идеи.

2. Победа интровертов и сила одиночества

Как бы продуктивно мы ни работали в коллективе, ничто не сравнится с моментами, когда мы работаем — и думаем — в одиночестве. Более творческие, связанные с воображением участки мозга функционируют лучше, когда вокруг никого нет. Нейрологи называют это «конструктивной внутренней рефлексией», которая крайне необходима для генерации идей и творческих находок. Когда вы убавляете громкость внешнего мира, мозг более успешно строит определенные связи, формирует воспоминания и обрабатывает информацию.

3. Эксперименты делают нас более креативными

Вполне логично, что готовность испытывать новые идеи коррелирует с креативностью. Музыка The Beatles изменилась, когда они начали экспериментировать с новой техникой записи и новыми инструментами. И нейрологи установили четкую связь между открытостью к новому опыту и творческим мышлением. Исследование нового связано с выделением нейротрансмиттера допамина, который также играет полезную роль в мотивации и учебе, «стимулирует психологическую пластичность, склонность к исследованиям, гибкому взаимодействию с новыми вещами», — пишут авторы. Масса исследований, которые проанализировали Кауфман и Грегор, показывают, что стремление расширить опыт может быть важнейшим фактором, предсказывающим творческие достижения.

4. Травма раздвигает творческие горизонты

Фрида Кало, Трумэн Капоте, Робин Уильямс, Джерри Гарсиа — многие люди искусства в своей жизни пережили большую потерю или травму, которая серьезно сказалась на их творческих изысканиях. И это не случайность: психологи называют этот феномен «посттравматическим ростом». После серьезной потери мозг начинает функционировать более творчески, пытаясь «перестроить» жизнь в целом, когда наши представления, приоритеты и способы мышления сильно меняются. Посттравматическому росту посвящены сотни исследований. В частности, работа, опубликованная в 2004 году в Journal of Traumatic Stress, показала, что 70% людей, переживших травматический опыт, затем испытали положительные психологические перемены.

5. Витать в облаках полезно для мозга

Во время важной встречи по бюджету вашего проекта отвлекаться и уплывать куда-то в мыслях не стоит. Но вообще-то замечтаться бывает весьма полезно для креативности. Воображать себе дом вашей мечты или еще раз переживать приятный летний отпуск, сидя за офисным столом, вроде бы непродуктивно. Но в это время в голове происходит много интересного. Как показывают исследования, эти моменты — своего рода инкубационный процесс, который усиливает творческое мышление, долгосрочное мышление и сознательность. Психологи несколько десятилетий исследуют эти «конструктивные мечтания» и показывают, что они играют ключевую роль для развития воображения и творческой работы.

6. Самые лучшие идеи сначала подвергаются насмешкам

В истории масса примеров открытий и идей, которые сначала отвергали, а потом приняли как норму. Венгерский врач Игнац Земмельвайс сначала лишился работы, а потом попал в психиатрическую лечебницу — а ведь он всего-то предположил, что инфекции могут распространяться благодаря микробам на руках врачей в больнице. В XIX веке эта идея казалась радикальной и безумной. Это сопротивление новым, нестандартным идеям имеет понятную психологическую основу и имеет место до сих пор. В работе, опубликованной в журнале Scientometrics в 2009 году, исследуются примеры идей и открытий, получивших Нобелевскую премию, которым научное сообщество сперва противостояло. Это системное явление — скептицизм в адрес теорий, которые оспаривают существующую парадигму.

16ЀЯр

В науке о сознании существует понятие «когнитивное искажение» - повторяющиеся ошибки в мышлении, которые есть у всех людей. Некоторые из этих ошибок совсем не вредны (а можно даже сказать, что полезны), но многие приводят к неточным суждениям и к тому, что мы не мыслим рационально.

Мы спорим, чтобы победить, а не чтобы добраться до истины

Все знают приписываемую Сократу фразу о том, что «в споре рождается истина». Но сама идея спора возникла совсем не для этого: учёные Хьюго Мерсиер и Дэн Спербер выдвинули теорию (она называется аргументационной теорией рассудка), что в ходе развития человеческого общества люди научились спорить и рассуждать, чтобы получать власть друг над другом. Современные люди тоже зависят от этого: мы продолжаем спорить, даже когда все факты против нас, - потому что это инструмент манипуляции.
Мерсиер и Спербер считают, что способность рассуждать, задавать вопросы и предлагать ответы родилась не для того, чтобы найти истину. Мы научились рассуждать, чтобы убеждать других - и быть внимательнее, когда другие пытаются убедить нас. Когда в очередной раз будете гуглить подтверждение своим словам в споре и ничего не найдёте - задумайтесь: возможно, вы просто неправы и не хотите это признавать. Просто в древние времена проиграть в споре означало понизить свои шансы на выживание, поэтому наш мозг работает так.

Мы не понимаем вероятность

Человеческий мозг с большим трудом оценивает вероятность в бытовых ситуациях. Классический пример: мы не боимся садиться в машину, но многие из нас очень боятся самолётов. В то же время почти все знают, что шанс умереть в автокатастрофе гораздо выше, чем разбиться на самолёте, но наш мозг не соглашается с этим. Хотя статистически шанс погибнуть в машине - 1 к 84, а в самолёте - 1 к 5 000, а то и 1 к 20 000. Это называется отрицанием вероятности, когнитивная ошибка, которая зачастую приводит к тому, что мы преувеличиваем риск безобидных вещей и недостаточно сильно боимся действительно опасных. Кроме того, тут в сознание часто вмешиваются эмоции: считается, что чем больше эмоций связано с маловероятным событием, тем более вероятным оно нам кажется.

У нас двойные стандарты по отношению к другим людям

В социальной психологии существует понятие «фундаментальная ошибка атрибуции». Звучит сложно, но на самом деле оно означает простую вещь: мы склонны осуждать других и не вникать в обстоятельства и оправдывать себя. Ошибки других людей мы объясняем их личными проблемами и особенностями, а своё поведение и ошибки оправдываем внешними обстоятельствами. Скажем, ваш коллега сильно опоздал на работу, да ещё и пришёл пьяным - это ужас, он неконтролируемый алкоголик! А если вы опоздали и пришли пьяным - ну, у вас тяжёлый период в жизни, и вам нужно было отвлечься.
Эта ошибка иногда приводит к тому, что мы считаем, что у всех одинаковые обстоятельства, и поэтому склонны осуждать других. Поэтому, например, существует феномен фэт-шейминга: люди склонны осуждать полных людей. Тем, у кого никогда не было проблем с лишним весом, кажется, что обстоятельства одинаковые и люди просто ленятся вести здоровый образ жизни; они не принимают во внимание воспитание, метаболизм, количество свободного времени, возможность личного выбора или другие факторы. Думать, что у всех одинаковые обстоятельства - безумие, но это делают все.

Мы больше доверяем людям внутри нашей группы

Распространённая идея в социологии: мы разделяем всех людей на группы и больше всего любим тех, кто попадает с нами в одну группу, скажем, коллег по работе или друзей или даже людей с таким же цветом кожи. Это отчасти связано с гормоном окситоцином, «молекулой любви». В мозге он помогает нам установить связь с людьми внутри нашей группы. Но окситоцин, к сожалению, работает и в обратную сторону: всех людей вне группы мы боимся, относимся к ним с подозрением и даже презираем. Это называется «ингрупповой фаворитизм» - мы переоцениваем возможности и ценность нашей группы за счёт людей, которых знаем хуже. Этот социальный феномен появился ещё в древние времена, когда человечество делилось на племена.

Мы рады следовать за толпой

Как показали знаменитые эксперименты Соломона Аша, у любого человека есть склонность к конформизму. Аш показывал людям картинку с четырьмя линиями и спрашивал, какая из них совпадает по длине с линией X. Мы все видим, что это линия B. Аш подсаживал к людям подставных соседей, которые все называли неправильную линию C - и треть поддавалась неправильному варианту, навязанному большинством. Человек склонен поверить во что-то с большой вероятностью, если в это уже верят другие люди. Отсюда появляются социальные нормы и формы поведения, которые распространяются внутри группы. Склонность соглашаться с большинством - это то, почему нельзя доверять социологическим опросам, их результаты влияют на то, как мыслят люди, которых потом же и опрашивают.

Мы воспринимаем все цифры и значения в привязке к другим

Это так называемый «эффект привязки» - любую новую информацию (в первую очередь, цифры) мы сравниваем с уже существующей, и больше всего на нас влияет информация, которую мы услышали первой. Скажем, человек приходит наниматься на работу и обсуждает возможную зарплату с работодателем: тот, кто назовёт первую цифру, задаст тон всему разговору. В головах обоих собеседников возникнут рамки, которые будут так или иначе отталкиваться от первой цифры, - любое ответное предложение в их головах будет сравниваться с ней.
Маркетологи очень любят использовать эффект привязки: скажем, когда мы приходим в магазин одежды, мы сравниваем разницу в цене между вещами - но не цену саму по себе. Поэтому некоторые рестораны включают в меню очень дорогие блюда, чтобы более дешёвые выглядели рядом с ними привлекательно и разумно. Ещё, когда нам предлагают три варианта на выбор, мы обычно выбираем средний - не слишком дешёвый и не слишком дорогой; именно поэтому в фастфуде обычно есть маленький, средний и большой размер напитка.

Мы видим совпадения и частоту там, где их нет

Знаменитый феномен Баадера - Майнхоф: иногда мы вдруг замечаем вещи, которые раньше не замечали (особенно если они начали иметь к нам какое-то отношение), и ошибочно считаем, что этих вещей стало больше. Классический пример: человек покупает красную машину и вдруг начинает всё время видеть на улице красные машины. Или человек придумывает какую-нибудь важную для себя цифру - и ему вдруг начинает казаться, что эта цифра появляется везде. Проблема заключается в том, что большинство людей просто не понимают, что это ошибка мышления - и верят, что какие-то вещи действительно происходят с большей частотой, что может сильно сбить их с толку. Поэтому мы видим совпадения там, где их нет, - наш мозг начинает вылавливать несуществующие алгоритмы и повторения из окружающей реальности.

Наш мозг считает, что мы в будущем - это другие люди

Как показывают исследования, когда мы думаем о себе в будущем, в мозге активируются те части, которые ответственны за то, как мы думаем о других людях. Иными словами, если вас просят представить себя через 10 лет, ваш мозг представляет себе какого-то непонятного незнакомца. Это приводит к тому, что называется гиперболическим дисконтированием (да, ещё одно громоздкое словосочетание): мы с трудом думаем о пользе для себя в будущем - и хотим получать выгоду как можно скорее, пусть и меньшую. Скажем, вы скорее съедите что-нибудь вредное, чтобы получить моментальное удовольствие, вместо того чтобы задуматься о своём здоровье в будущем. Сознание живёт настоящим моментом, поэтому мы откладываем всё неприятное на потом. Этот феномен особенно волнует врачей (по понятным причинам) и экономистов (мы плохо умеем тратить деньги разумно и откладывать их на потом). Одно исследование, связанное с едой, хорошо иллюстрирует эту ошибку в мышлении: когда люди планируют, что они будут есть на протяжении недели, 74% выбирают фрукты. А когда выбирают, чего бы им съесть прямо сейчас, 70% выбирают шоколад.

Категории: / / от

Мышление является одним из самых важных инструментов познания мира. Оно позволяет получать знание о предметах, явлениях или свойствах, которые мы не можем непосредственно почувствовать.

Что такое мышление

Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений.

Однако в психологии существует множество других определений. Например:

  • высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира;
  • процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности.

Споры по поводу наиболее точного определения этого термина ведутся до сих пор.

Бывают ли моменты, когда мы не мыслим? Оказывается, привычные действия мы совершаем не задумываясь: чистим , причесываемся, включаем свет. Всё это мы делали много раз, и наша память выдает готовую программу действий.

А мышление начинает работать только тогда, когда мы делаем что-то новое: учимся, планируем действия, решаем проблемы.

Мыслить можно по-разному. Математик в уме составляет сложные формулы и решает уравнения. Композитор сочиняет музыку. Ребенок собирает из конструктора машинку. Всё это – разные способы мышления.

Психологи различают практическое и теоретическое мышление. Практическое связано с предметами, а его результатом становится какое-либо действие или поступок. Если человек захотел, к примеру, поехать в другой город, то он отправляется покупать билет.

Теоретическое мышление не приводит непосредственно к действию. Когда мы решаем задачу о скорости поезда, мы остаемся на своем месте, а не мчимся на вокзал.

Виды мышления

В доисторические времена мышление было неотделимо от практической деятельности. Человек получал первые знания о предметах, когда с ними работал: лепил, мастерил, изменял. Этот тип мышления психологи называют наглядно-действенным.

Следующей стадией развития стало наглядно-образное мышление. Оно имеет дело уже с представлениями: человек меняет ситуацию не на самом деле, а лишь в воображении.

Последним появилось словесно-логическое мышление – способность мыслить абстрактными понятиями, которые выражены в словах.

Итак, мышление классифицируется следующим образом:

  • Наглядно-действенное – манипулирует предметной сферой (имеется у детей с рождения до 1,5 лет);
  • Конкретно-предметное – задачи решаются с помощью реального существующего объекта (от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное – осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти (от 3 до 7 лет).
  • Абстрактно-логическое – мышление абстракциями, то есть категориями, которых нет в природе (формируется после 7 лет). Интересен факт, что у животных нет абстрактного мышления.

Формы мышления

Основные формы мышления – это понятие, суждение, обобщение и умозаключение. С помощью понятий мы определяем признаки предметов и явлений. Например, понятие «полезно» характеризует объект или действие как хорошее и нужное для здоровья.

Суждение – это такое построение мыслей, при котором мы соглашаемся с какой-то идеей или отвергаем ее. Когда мы говорим себе: «Да, огурцы полезны, поэтому их нужно есть побольше» или: «Да, огурцы, конечно, полезны, но я их не люблю и есть не буду» , – мы выносим суждение.

Обобщение – это выделение группы предметов, имеющих общие признаки. Зная, что огурцы, и капуста полезны и что они – овощи, мы обобщаем: «Овощи – полезны».

Умозаключение – это тот вывод, который делает человек на основе нескольких суждений. Например, на основе суждений: «Овощи полезны» и «Те, кто ест много гамбургеров, чаще страдают болезнями сердечнососудистой системы» можно сделать умозаключение: «Лучше есть овощи, чем гамбургеры».

Мыслительный процесс включает в себя анализ, то есть разложение целого на составные части, и синтез – построение целого из частей.

Анализ и синтез можно сравнить с приготовлением какого-нибудь блюда. Сначала мы вспоминаем, из каких продуктов оно состоит, а затем смешиваем эти продукты в определенном порядке, поджариваем, тушим или запекаем. Такая же «кухня» и у мышления.

Нарушения мышления

В конце приведем некоторые распространенные нарушения мышления.

Разноплановость мышления - суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранены умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения.

Резонёрство - один из видов нарушений мышления, характеризующийся пустым, бесплодным многословием, «рассуждательством» с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Некритичность - утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

Символическое мышление - психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления, при котором больной придает понятиям аллегорический смысл, совершенно не понятный другим, но имеющий для больного исключительное значение.

Атактическое мышление характеризуется наличием паралогических построений и в норме не сочетающихся между собой понятий. Речь грамматически построена правильно, но недоступна пониманию окружающих.

Патологическая обстоятельность - одно из расстройств мышления по темпу течения ассоциаций, при котором нарушается его целенаправленность.

Поговорка о том, что «все наши мысли материализуются» - не пустые слова, а доказанный учеными и психологами факт, который они напрямую связывают с законом притяжения.
Если задуматься, то каждый из нас, подумав о чем-то, вскоре замечал, что мысль «воплощалась» в жизнь. Например, женщина, мечтая о внимании определенного мужчины, замечала, что он и правда стал оказывать ей знаки внимания…
Если посмотреть на силу мысли с другой стороны, то получается, что и все беды, проблемы и рядовые неприятности мы сами притягиваем в свою жизнь: сетуя на бедность, никак не выберемся из долгов; жалуясь не неудачи в личной жизни, остаемся одинокими; думая о слабом здоровье, постоянно «подхватываем» болячки и вирусы, и т. п.
Конечно, все это можно списать на обычные совпадения, но… Изучая подсознание человека, ученые уже давно пришли к выводу, что наши мысли - это своеобразный магнит, притягивающий желаемое и делая его реальным.
Исходя из этого, многие психологи всерьез занялись разработкой методик, освоив которые, большинство людей за минимальный срок достигают желаемого: становятся успешнее, обеспеченнее в материальном плане, делают успехи в карьере и создают счастливые семьи. Как это происходит? Долгая формулировка сводится к простому заключению: чтобы стать успешнее, достаточно научиться правильно думать и желать!
Желайте осторожно!
Потому что первое правило закона притяжения заключается в том, что наши желания, правильно сформулированные, непременно сбываются. Правда, не сразу. Наверное, многим девушкам приходилось замечать такую закономерность: мечтаешь о парне, безутешно льешь слезы в подушку, безрезультатно пытаешься обратить на себя внимание зазнобы. Проходит время, девушка забывает о своем увлечении, и вот вам, получите: некогда обожаемая пассия появляется на горизонте.
А все потому (и это доказано исследованиями ученых!), что мы, по закону притяжения, сами привлекаем в свою жизнь все, что в итоге в ней имеем. То есть, подсознательно желаемое рано или поздно становится действительным. Это касается практически всех сфер жизни: здоровья, карьеры, достатка, отношений с противоположным полом.
Помните, наши мысли - наши желания
Наше подсознание неразрывно связано с Вселенной, которая фиксирует наши мысли, воспринимая их, как наши желания. В этом и таится наибольшая опасность. Пока женщина сокрушается, что она одинока, Вселенная принимает жалобу за… желание, и материализует мысль. В результате идут годы, сменяются поклонники, но женщина - по прежнему одинока… Потому что с помощью силы притяжения САМА притянула в свою жизнь одиночество, а начать мыслить по-другому не может или не хочет. Ведь искоренить в себе привычку думать о плохом не так-то просто - большинству из нас проще жаловаться на судьбу и роптать, что жизнь не складывается.
И получается замкнутый круг: мы жалуемся - Вселенная фиксирует «жалобы» как «желания» - «желания» исполняются - мы жалуемся еще больше… То же самое можно сказать о наших страхах. Не даром говорят, что с нами случается то, чего мы больше всего боимся.
Думайте правильно!
Вышесказанное наталкивает на вопрос: как научиться думать правильно - так, чтобы изменить судьбу в лучшую сторону и привлечь в свою жизнь желаемые блага?
Ответ прост: свои желания нужно научиться правильно формулировать! А перед этим не помешает избавиться от старых, негативных мыслей, с которыми мы привыкли жить. Их нужно выбросить, как старых хлам, пересмотреть прошлое, определить счастливое будущее, и отныне думать о нем только позитивно! Наши собственные убеждения, окрашенные в черные тона, являются залогом такой же беспросветной жизни с кучей проблем и отсутствием радужных перспектив. Пришло время меняться!
Визуализируйте свои желания!
Это - наиболее эффективный и действующий метод для материализации собственных мыслей. Чтобы желаемое исполнилось, нужно понять и четко представить, чего вы хотите, и продумать все детали.

Вы тоже думаете, что можете управлять своим сознанием и что все время совершаете осознанный выбор? Если вы так считаете, то, пожалуй, автор книги «Не бери в голову» Крис Пэйли вас немного расстроит. Он рассказывает о 100 занимательных фактах о сознании, которые меняют наше представление о самих себе. Перед вами пять:

1. Самих себя мы можем понять, только ставя эксперименты на других людях

Эксперимент остается единственным из всех возможных методов, успешно объясняющих мир вокруг нас. Ученые бросают предметы, пропускают через них электрический ток, нагревают их, намагничивают и атакуют их элементарными частицами.

Наши умственные способности - не исключение из правил. Самонаблюдения недостаточно: ведь мы не можем сказать, почему и что мы делаем, размышляя над собственными мыслями. Мы даже не можем выяснить, почему мы думаем, что мы думаем, размышляя над собственными мыслями. И только эксперимент способен рассказать, почему мы такие, какие есть, почему мы думаем то, что думаем, и делаем то, что делаем.

Человек по природе своей экспериментатор, -

2. Имитация ― искренняя форма лести, а для официантки ― самый быстрый способ получить чаевые

Вам кажется, что вы знаете, почему даете официантке такие большие чаевые - может быть, тут дело в хорошем обслуживании, вкусной еде или в ее улыбке. Но в одном голландском эксперименте официантки, которые согласились повторять заказ за клиентом (произнося слова «гамбургер» и «жаркое» вместо простых «да» или «я поняла»), получали чаевые в три раза чаще, чем обычно. Более того, в среднем размер их чаевых был на 70% больше. Интересно, что большинство официанток этого не знали, и, когда их просили не подражать, они работали весь вечер, получая крохи по сравнению с тем, что могли бы получать.

3. Если вы думаете, что навсегда остались в одиночестве, вполне вероятно, так и будет

В попытках выяснить, каким образом перспектива одиночества влияет на желание людей помогать другим, ученые провели серию экспериментов. Они сообщили студентам, что создали тест, способный точно предсказать вероятность человека остаться в одиночестве. Студенты выполнили тест и получили обратную связь. В действительности, исходя из полученных данных, психологи не могли сделать никаких выводов о том, насколько испытуемые будут счастливы в личной жизни.

Ученые сообщили случайной выборке студентов, что их ответы показали перспективу создания долгого стабильного семейного союза и высокую вероятность, что они, скорее всего, всегда будут окружены заботой близких людей. Остальным сказали, что они представляют тип людей, которые останутся в одиночестве, и, хотя, возможно, у них в данный момент есть друзья, они могут жениться или выйти замуж, и даже не один раз, но эти отношения будут кратковременными, а с возрастом появится одиночество.

После этого теста психологи предложили студентам позаботиться о людях. В ходе одного эксперимента они сообщили, что собирают пожертвования на благотворительность, и оставили тестируемых наедине с ящиком для сбора средств. Т е участники, которым пророчили любовь в будущем, дали почти в четыре раза больше денег. В другом эксперименте студенты думали, что проходят следующий тест вроде бы на творческие способности, но когда экспериментатор отправился собирать результаты, то опрокинул на пол стаканчик с карандашами. Две трети тех, кто рассчитывал на близкие отношения в будущем, помогли ему собрать карандаши, а среди тех, кому пророчили одиночество, - только один из шести.

4. Если вы помните о чем-то, это не значит, что это происходило на самом деле

Элизабет Лофтус и ее коллеги одними из первых провели эксперимент, продемонстрировавший, как опасно порой полагаться на свою память. Исследователи показали добровольцам ролик с дорожной аварией, после чего спросили одних участников: «Как быстро двигались автомобили, когда разбились вдребезги друг о друга?» Других они спросили о скорости, когда автомобили «врезались», «стукнулись», «соприкоснулись» или «ударились». Участники, которые слышали вопрос с глаголом «разбились», отметили более высокую скорость.

Все часто не так, как мы себе представляем -

Неделей позже экспериментаторы снова встретились с волонтерами и задали им новые вопросы о том, что они помнят об аварии. В частности, были ли там разбитые стекла? Волонтеры, у которых ранее спрашивали о скорости движения автомобилей, когда те «разбились» друг о друга, ошибочно вспоминали о разбитых стеклах после аварии в два раза чаще. Единственное вполне безобидное слово изменило воспоминания людей, а затем их память смонтировала остальные детали аварии, чтобы восстановить последовательность.

5. Чем больше мы смотрим на вещи, тем больше они нам нравятся

Мы окружаем себя вещами, которые любим, или начинаем любить вещи, которые нас окружают? Патриоту посчастливилось жить в стране, которую он любит, или он любит эту страну, потому что живет в ней?

Однако выяснилось, что пристрастие большинства из нас к еде, приготовленной матерью, - это не везение и не странное проявление генетики. Постоянное употребление чего-либо заставляет нас любить это все больше и больше. В одном из первых экспериментов, которые продемонстрировали это явление, Роберт Зайонц просил людей читать вслух список бессмысленных слов (например, «иктитаф», «диликли» и «чивадра»), сообщив им, что это турецкие прилагательные. После этого он спрашивал участников, какое, по их мнению, слово означает по-турецки что-то хорошее, а какое - что- то плохое. Некоторые из этих слов в списке встречались чаще, и чем чаще они встречались, тем чаще испытуемые считали, что эти слова означают что-то хорошее.