История п бавлены. Мбоу "бавленская средняя школа" - история

Первое упоминание Посёлок с Население Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

География

Расположен в 18 км на северо-восток от Кольчугина . Железнодорожная станция на линии Александров - Иваново .

История

Посёлок Бавлены возник при железнодорожной станции на открытой в 1893 году линии Александров - Юрьев-Польский в 1 км от известного с начала XV века села Бавлены .

В 1930 году у станции Бавлены началось строительство центральной усадьбы Александровского зерносовхоза и машинно-тракторной мастерской. В 1933-1936 годах в Бавленах по контрактам работала группа квалифицированных механиков, водителей, трактористов из США - всего 70 человек, в большинстве своём родившихся в России, но эмигрировавших в США перед Первой мировой войной. В середине 1930-х годов в посёлке проживали около 250 человек, работали школа, клуб, был заложен парк. В 1935 году создан учебно-производственный комбинат для подготовки трактористов-комбайнеров, впоследствии ставший профтехучилищем.

1 октября 1940 года машинно-тракторная мастерская была преобразована в Бавленский мотороремонтный завод. В годы Великой Отечественной войны предприятие выполняло заказы Наркомата обороны, из-под Москвы на Бавленский завод приходили для починки тракторы-тягачи, бронетранспортёры.

В связи с последующей переориентацией завода на выпуск разнообразной продукции завод в 1944 году был переименован в Бавленский механический (БМЗ), а в 1959 году - в Бавленский электромеханический (БЭМЗ). В 1993 году завод акционировался и получил название ОАО «Бавленский завод „Электродвига­тель“», с 2010 года - ОАО «ГМС Бытовые насосы ». Большую известность предприятию принесли выпускаемые с советских времён бытовые вибрационные насосы «Малыш», популярные среди садоводов, дачников и хозяев частных владений.

Достопримечательности

Напишите отзыв о статье "Бавлены"

Примечания

Литература

  • Забуга В. А. Завод и посёлок: история ОАО «Бавленский завод „Электродвигатель“». - Владимир: ИП Журавлёва, 2008. - 424 с. - ISBN 978-5-903738-19-9 .
  • Трофимова Н. Бавлены // Владимир: история рядом с нами. - Владимир: Калейдоскоп, 2012. - С. 87-117.

Ссылки

  • . ОАО «Электродвигатель». Проверено 30 октября 2013.

Отрывок, характеризующий Бавлены

Едва Пьер прилег головой на подушку, как он почувствовал, что засыпает; но вдруг с ясностью почти действительности послышались бум, бум, бум выстрелов, послышались стоны, крики, шлепанье снарядов, запахло кровью и порохом, и чувство ужаса, страха смерти охватило его. Он испуганно открыл глаза и поднял голову из под шинели. Все было тихо на дворе. Только в воротах, разговаривая с дворником и шлепая по грязи, шел какой то денщик. Над головой Пьера, под темной изнанкой тесового навеса, встрепенулись голубки от движения, которое он сделал, приподнимаясь. По всему двору был разлит мирный, радостный для Пьера в эту минуту, крепкий запах постоялого двора, запах сена, навоза и дегтя. Между двумя черными навесами виднелось чистое звездное небо.
«Слава богу, что этого нет больше, – подумал Пьер, опять закрываясь с головой. – О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они… они все время, до конца были тверды, спокойны… – подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они – эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.
«Солдатом быть, просто солдатом! – думал Пьер, засыпая. – Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего человека? Одно время я мог быть этим. Я мог бежать от отца, как я хотел. Я мог еще после дуэли с Долоховым быть послан солдатом». И в воображении Пьера мелькнул обед в клубе, на котором он вызвал Долохова, и благодетель в Торжке. И вот Пьеру представляется торжественная столовая ложа. Ложа эта происходит в Английском клубе. И кто то знакомый, близкий, дорогой, сидит в конце стола. Да это он! Это благодетель. «Да ведь он умер? – подумал Пьер. – Да, умер; но я не знал, что он жив. И как мне жаль, что он умер, и как я рад, что он жив опять!» С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же (категория этих людей так же ясно была во сне определена в душе Пьера, как и категория тех людей, которых он называл они), и эти люди, Анатоль, Долохов громко кричали, пели; но из за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший, и звук его слов был так же значителен и непрерывен, как гул поля сраженья, но он был приятен и утешителен. Пьер не понимал того, что говорил благодетель, но он знал (категория мыслей так же ясна была во сне), что благодетель говорил о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами, окружали благодетеля. Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его. Пьер захотел обратить на себя их внимание и сказать. Он привстал, но в то же мгновенье ноги его похолодели и обнажились.
Ему стало стыдно, и он рукой закрыл свои ноги, с которых действительно свалилась шинель. На мгновение Пьер, поправляя шинель, открыл глаза и увидал те же навесы, столбы, двор, но все это было теперь синевато, светло и подернуто блестками росы или мороза.
«Рассветает, – подумал Пьер. – Но это не то. Мне надо дослушать и понять слова благодетеля». Он опять укрылся шинелью, но ни столовой ложи, ни благодетеля уже не было. Были только мысли, ясно выражаемые словами, мысли, которые кто то говорил или сам передумывал Пьер.
Пьер, вспоминая потом эти мысли, несмотря на то, что они были вызваны впечатлениями этого дня, был убежден, что кто то вне его говорил их ему. Никогда, как ему казалось, он наяву не был в состоянии так думать и выражать свои мысли.
«Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога, – говорил голос. – Простота есть покорность богу; от него не уйдешь. И они просты. Они, не говорят, но делают. Сказанное слово серебряное, а несказанное – золотое. Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого. Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Все соединить? – сказал себе Пьер. – Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли – вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! – с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос.
– Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
– Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, – повторил какой то голос, – запрягать надо, пора запрягать…
Это был голос берейтора, будившего Пьера. Солнце било прямо в лицо Пьера. Он взглянул на грязный постоялый двор, в середине которого у колодца солдаты поили худых лошадей, из которого в ворота выезжали подводы. Пьер с отвращением отвернулся и, закрыв глаза, поспешно повалился опять на сиденье коляски. «Нет, я не хочу этого, не хочу этого видеть и понимать, я хочу понять то, что открывалось мне во время сна. Еще одна секунда, и я все понял бы. Да что же мне делать? Сопрягать, но как сопрягать всё?» И Пьер с ужасом почувствовал, что все значение того, что он видел и думал во сне, было разрушено.
Берейтор, кучер и дворник рассказывали Пьеру, что приезжал офицер с известием, что французы подвинулись под Можайск и что наши уходят.
Пьер встал и, велев закладывать и догонять себя, пошел пешком через город.
Войска выходили и оставляли около десяти тысяч раненых. Раненые эти виднелись в дворах и в окнах домов и толпились на улицах. На улицах около телег, которые должны были увозить раненых, слышны были крики, ругательства и удары. Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Доро гой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.

Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.

История села Бавлены очень древняя. В первый раз село упоминается в духовной грамоте Можайского князя Владимира Андреевича, писанной в 1410 году, который в завещании отказал село Богоявленское сыну своему князю Семену (собрание государственных грамот и договоров т.1, ст. 75). В конце 16 и в течение 17 столетия село Богоявленское было вотчиной уже Московского патриарха; с упразднением же патриаршества оно перешло в ведение Синодального приказа. В книгах патриаршего казенного приказа о нем находим следующие сведения: «102 (1594) года января 7 Иов патриарх Московский и всея Руси пожаловал детей своих боярских Семена да Михаила Петровых детей Свинского в Юрьевском уезде Польского в селе Богоявленском на 150 чети в поле, а в двух по тому же по 75 человеку».

Шли годы. В начале 17 века в России в это время разразилась так называемая «Великая смута». Не обошли стороной эти беды и нашу древнюю Владимирскую землю. Город Юрьев-Польский и его окрестности были разорены. В книгах вышеуказанного приказа номер 153 (1645) года записано: «В вотчине святого патриарха пустошь, что было село Богоявленское на речке на Бгоявленке». Пустошь Богоявленская была вновь заселена лишь в 1646 г., и в книгах патриаршего казенного приказа под этим годом отмечено: «Деревня, что была пустошь Богоявленская поставлена внове, а в ней 8 дворов крестьянских и бобыльских, в них 14 человек».

Название села Богоявленским дает основание предполагать, что первоначальная церковь в селе была основана, как и сейчас, в честь Богоявления Господня; в вышеупомянутом духовном завещании князя Владимира Андреевича видно, что она существовала уже в начале 15 столетия.

В феврале 1803 года священник Свято-Богоявленского храма с. Бавленья Иоан Матвеев, от лица прихожан, подал прошение Епископу Владимирскому и Суздальскому Ксенофонту о построении в селе каменной церкви вместо деревянной, которая по древности лет приходит в ветхость.

После глубокого изучения вопроса Консисторией Владимирской епархии о строительстве каменной церкви в с. Бавленье была выдана грамота: «О построении в означенном селе Бавленье, вместо деревянной, каменной церкви». Грамота за подписью его Преосвященства марта 18 дня 1803 года под № 2069 и книга при Указе Сборная, на два года дана под № 2068.

Из архивных данных видно, что в это время в селе было 65 дворов и одного только мужского населения 230 душ.

В необыкновенно короткий срок были собраны необходимые средства, наняты рабочие, и в 1810 г. Храм был выстроен и готов к освящению.

В сентябре 1810 г. Владыке Ксенофонту от священника с. Богоявленского Михаила Андреева, старосты Якова Климова и всех прихожан подан рапорт, в котором говорится: «Построена церковь каменная, которая всем церковным благолепием и утварью снабжена». Также священник и прихожане просят освятить храм и выдать антиминс для богослужения.

Также в архиве имеется рапорт благочинного Юрьевского округа Владимирской епархии Василия Елецкого: «По данной от Вашего преосвященства в прошлом 1803 года марта 18 числа благословенной, на построение состоящия ведомства моего в селе Бавленье каменного здания во имя Богоявления Господня церкви, Грамоте, оная церковь зданием кончена, утварью церковною и прочим благолепием убрана исправно». В приложенном рапорте дана опись, в которой говорится о полной росписи алтаря и великолепного шестиярусного иконостаса, о том, что для богослужения заготовлены серебряные богослужебные сосуды, что богослужебные книги содержатся в полном составе и что в ризнице имеются шесть разноцветных комплектов для священников и многое другое.

В консистории ОПРЕДЕЛЕНО: «новую церковь на выданном атласном антиминсе освятить вышепрописанному благочинному священнику Елецкому октября, 9 числа сего года».

В клировой ведомости за 1811 г. находим, что домов в селе 52, мужчин 154, женщин 175 человек. Храмовой земли имеется 34 десятины и 45 кв. сажень. При храме имеются дома для священно- и церковнослужителей на церковной земле, построены тщанием прихожан в 1895 г. И составляют собственность церкви. Имеется церковная школа, открытая в 1898 г., в которой проходят обучение 39 мальчиков и 27 девочек. При храме функционирует церковная библиотека.

Революционные преобразования 1917 г. затронули все стороны национальной жизни. Они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью.

Священник Василий Виноградов из-за непосильных налогов был вынужден отказаться от исполнения священнических обязанностей. Последняя служба в храме, судя по архивным фактам, была проведена 7 сентября 1938г.

В списке церквей Кольчугинского района церковь с. Бавлены считалась не закрытой. Власти объясняли ее бездействие то отсутствием священника, то аварийным состоянием. Все эти годы одним из наиболее активных прихожан, требовавших открытия храма, бал Муратов Михаил Иванович. Многочисленные письма во многие инстанции были подписаны его именем.

В 1943 г. 15 апреля состоялось общее собрание прихожан прихода с. Бавлены. Присутствовало 48 человек. Было принято постановление. Весь доход пересылать на оборону Родины, лишь бы открыли храм. Священником решили просить власти зарегистрировать протоиерея Константина Миловского, проживающего в с. Беречино, о чем он выразил свое согласие. Но районные власти еще по инерции сопротивлялись. 8 января 1944 г. властями был составлен акт: практически нетронутый за 6 лет храм признан негодным. Но Муратов М.И продолжает добиваться открытия храма.

И наконец к 1945 г. под давлением новой политики и неиссякаемой энергии прихожан наверх подается объективная информация: « Техническое состояние Свято-Богоявленского храма с. Бавлены, как снаружи так и внутри удовлетворительно, ремонта не требет». Церковь не закрыта, но и не работает, т.к. нет священника. Налог за здание и земрента уплачены по 1945г.».

Можно много говорить, как пытались прихожане отстоять свой храм. Много судеб помнит он на своем веку. Храму предстояло испытать 45 лет унижений.

Только после «перестройки» 22 ноября 1990 года Медведев Аркадий Федорович послал епископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию прошение и получил благословение на образование новой общины в храме с. Бавлены.

11 января 1991 года в с. Бавлены было проведено собрание прихожан. Началась подготовка храма к богослужениям (отчистка храма от остатков комбикорма, установление иконостаса и многое другое). Вначале молились на дому у прихожан, после подготовки храма начались службы и в самом храме.

В настоящее время в селе, как и в старину, церковь в честь Богоявления Господня с колокольней. Престолов в ней два: холодный – в честь Богоявления Господня, теплый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Настоятелями храма являлись священник Николай Тихомиров (1991-1996г.г.), священник Аркадий Гоглов (1996-1999г.г.), священник Сергий Фомантьев с августа 1999 по настоящее время.

Год 2000 - в Бавленской школе создана музейная комната. Её руководитель - Зоя Михайловна Березовская. Проведены первые обзорные экскурсии для ветеранов Великой Отечественной войны, а затем - для учителей - ветеранов. Это были первые шаги нашей музейной комнаты. Её экспозиция состояла из стендов, отражающих путь ветеранов войны и страницы из школьной жизни.
В 2001 году хозяйкой музейной комнаты становится
И. В. Малыгина. И КТД "Улицы поселка Бавлены" объединяет в едином порыве всю школу. Сколько было сделано открытий и больших и маленьких, но все равно, таких важных! А на свет потом появилось музейное занятие с одноименным названием.
В 2001 году начинает работать кружок "Активисты школьного музея" под руководством Ирины Валентиновны. Это были Настя Денисова, Ксения Утенкова, Настя Кокуркина, Аня Сороченкова, Настя Байгузова.
Одновременно начинает работать группа учащихся над сбором материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Это были Дима Кручин, Наташа Сергеева, Никита Грудинин, Нина Акимова, Женя Трусова. Собранные ими материалы хранятся теперь в музее.
В мае 2001 года создается новое музейное занятие "Эхо войны в моей семье". Оксана Леонова, Денис Скотников, Саша Семенов, Маша Цветкова, Аня Сороченкова, Саша Анисимов вместе со своим руководителем Ириной Валентиновной сумели заново воспроизвести эпизоды военных лет, пережитое их дедушками и бабушками. Это занятие стало традиционным и любимым в нашей школе.
А каким необычным и значимым стал 2002 год. Вся жизнь школы в этом году была посвящена краеведческой работе "Школа носит имя Героя".

Преобразилас ь часть музейной экспозиции, появились новые экспонаты. А главное, у школы появились замечательные экскурсоводы: Настя Ден исова и Никита Грудинин!
Обзорную экскурсию "Служба в вооруженных силах - долг и честь юношей школы" они проводили на одном дыхании. И совсем незаметно было, чтобы они волновались.
Работа в школьном музее определила судьбу Насти Денисовой - она поступила на музееведческий факультет Владимирского Государственного Университета.

Одна за другой прибавлялись экскурсии "Из истории Бавленской школы", "Путь знамен". Добавилось музейное занятие "Начальная история поселка Бавлены".

В 2005 году ученики нашей школы защищали проект "Музейная комната нашей школы" на конкурсе "Гражданином быть обязан". Проект был высоко оценен жюри конкурса. Благодаря выполненной работе удалось полностью обновить музейную комнату. В ней была проведена Никитой и Настей новая обзорная экскурсия "Мои земляки" .