Египетский фараон эхнатон и единобожие. Загадка культа Атона

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

О большинстве старинных богов древнеегипетской мифологии информации можно обнаружить очень много, в самых разнообразных источниках, но достаточно молодой бог Египта Атон остается в некотором роде загадкой. В общем виде, можно говорить о том, что Атон – это символ солнца, дух солнца. О происхождении этого бога сказать практически нечего, есть сведения, что он достаточно продолжительное время был незначительным местным богом солнца. Скорее всего, его храм могу располагаться в Гелиополе. Большую популярность бог смог получить лишь в период Среднего Царства, благодаря фараону Эхнатону, который попытался сделать Атона главным богом Древнего Египта.

Однако, несмотря на это возвеличивание Атона , информации сохранилось немного. Ничего о его внешнем виде, ничего о функциях, которые ему приписывались. Известно лишь, что в Книге Мертвых Атон является покойным богом. Как только гиксосов свергли, место главного египетского бога занял Амон-Ра. Он возглавил весь египетский пантеон богов, а правители восемнадцатой династии проводили активную пропаганду этого бога среди граждан Египта. Во время правления фараонов жрецы Амона очень много зарабатывали, культ бога очень сильно поощрялся, особенно в материальном плане. Однако, даже в это время осталось большое количество людей, которые поклонялись богу Солнца из Гелиополя. Но сильно окрепшая власть жрецов представляла значительную опасность для фараонов, которые склонны отступать от общепринятого культа фиванского бога Амона. Сын Тутмоса, фараон Аменхотеп также пошел супротив жрецов и склонялся в своих предпочтениях к Атону . Об этом говорит хотя бы тот факт, что его супругой была иностранка Тие, родившая ему двух прекрасных дочерей Иуаа и Тую. Они никаких связей с родом фараонов не имели и, скорее всего, поклонялись гелиопольскому Атону . В качестве приданого фараон подарил Тие египетский город Тчару. Кстати, сама он была уроженкой страны, которая располагалась на границе с Гелиополем. Аменхотеп был столь смел в своих религиозных предпочтениях, что соорудил в Фивах рядом с главным храмом Амона, новое святилище солнечному Атону , что естественно, вызвало значительно недовольство жрецов. Сын Аменхотепа также отличался особым рвением к культу Атона - об этом свидетельствует вся его жизнь, начиная с ранней молодости. Сторонники традиционной египетской религии утверждали, что данная предрасположенность всячески подогревалась матерью-иностранкой.

Гимн Атону:

Прославление: "Да живёт Ра-Горахти, ликующий на небосклоне, в имени своём как Шу, который [есть] Атон" 1 , да будет он жив вечно, вековечно, живого и великого Атона, находящегося в Празднестве Сед, владыки всего, что окружает солнечный диск, владыки неба и владыки земли, владыки "Дома Атона" 2 в Ахетатоне [и] царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель [Египта] Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, жи-вущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и] жены царёвой великой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива, здорова, молода вечно, вековечно".

Говорит он [Эйе]:

"Ты сияешь прекрасно на небосклоне неба, живой солнечный диск, положив-ший начало жизни!

Ты восходишь на восточном небосклоне и ты наполняешь всю землю своей красотой!

Ты прекрасен, велик, светозарен и высок над всей землёй!

Твои лучи объемлют страны вплоть до предела всего того, что ты создал!

Ты [есть] Ра и ты доходишь до их [стран] пределов!

Ты подчиняешь их для сына твоего, любимого тобой! 3

Ты далёк, а лучи твои на земле, [ибо] ты перед [ними, чтобы видели?] твоё прохождение!

Ты заходишь на западном небосклоне и земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого.

Спят они [египтяне] в помещениях, причём головы их закутаны, и они не видят другого 4 . Тащат их все вещи, что под их головами, и не знают они [об этом].

Каждый лев выходит из своего логова. Все гады кусаются [во] мраке, [когда] уходят (?) свет и жар. Земля молчит, так как тот, кто создал их, зашёл на своем небосклоне.

Светает, [когда] ты восходишь на небосклоне. Ты сияешь в виде солнечного диска днём. Ты гонишь мрак, [когда] ты даёшь лучи. Обе Земли торжествуют. Просыпаются и встают на ноги, подымаются они [люди] из-за тебя. Омывают свои тела и берут одежду. Руки их славят твоё воссияние, [и затем] они совершают работу свою.

Весь скот вкушает свои травы. Деревья и травы зеленеют. Птицы вылетают из своих гнёзд, и их крылья славят твоё Ка. Все животные прыгают на ногах. Всё то, что летает и порхает, оживает, [когда] ты восходишь для них.

Плывут корабли на север, а также и на юг, и все дороги открыты, когда ты воссиеваешь. Рыбы в реке выходят (?) на лик твой. Лучи твои [проникают] внутрь моря.

Создающий зачатие (?) в женщинах, далающий семя в мужчинах! Дающий жить ребенку во чреве матери, успокаивающий его, чтобы он не плакал! - [ты] кормилица в утробе! Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал, когда он [ребенок] покидает утробу в [первый?] день, когда он рождается. Ты открываешь его уста совсем 5 и делаешь [всё] то, что нужно ему.

Когда птенец в яйце, он [уже] говорит в скорлупе. Ты даёшь ему дыхание внутрь его [яйца], чтобы он сохранил жизнь. Ты устанавливаешь его время, чтобы было пробито оно [яйцо] из яйца. Он выходит из яйца, чтобы говорить в установленное время. Он идёт [уже] на своих ногах, когда выходит из него [яйца]. О, как многочисленно то, что ты делаешь, и то, что [является] тайным, единст-венный бог, [кроме] которого нет другого!

Ты образовал землю по своему желанию, когда ты был один, с людьми, скотом и всеми животными, которые ходят по земле на своих ногах и которые подымаются вверх, летя на своих крыльях.

Чужеземные страны, Сирия и Куш, Египет - ты каждому человеку назначаешь его место. Ты делаешь то, что требуется им. Каждый имеет свою пищу 6 и отмерено его время жизни. Их языки разделены по речи так же, как и их образы. Их кожа различна, [так как] ты отличил чужеземцев.

Ты создал Нил в преисподней 7 и привёл ты его по желанию твоему, чтобы дать жизнь подданным, подобно тому как ты их создал для себя, владыка их всех, страдающий из-за них, владыка каждой страны, восходящий ради них, солнечный диск дневной, большой величием.

Ты делаешь [так], чтобы жили далекие чужеземные страны. Ты дал Нил на небеса 8 , и он падает для них. Он делает волны на горах, как [на] море, орошая их поля в их селениях.

О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности! Нил на небе ты предназначил для чужеземцев и для всех диких животных, ходящих на ногах, а Нил, который идёт из преисподней,- для Египта.

Лучи твои кормят каждую пашню. Когда ты восходишь, они оживают и растут из-за тебя. Проводишь ты время, чтобы воспроизводить всё то, что ты сделал: Всходы, чтобы они (пашни) охладели, жару, чтобы вкусили (?) её.

Создал ты небо далекое, чтобы восходить на нём, чтобы смотреть на всё созданное тобой.

Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося. Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного.

Города, селения, поля, дороги, река - зрит тебя каждый человек 9 перед ними 10 , когда ты в виде дневного солнечного диска.

Ты в моём сердце и нет другого, который познал бы тебя, кроме твоего сына Неферхепрура - единственного для Ра. Ты даёшь, чтобы он был сведущим в твоих помыслах и в твоей силе. Земля существует под твоим началом 11 подобно тому, как ты создал их [людей]. Ты восходишь - они живы, ты заходишь - они мертвы, Это ты сам время жизни, и живут в тебе. Глаза [устремлены] на красоту (твою) до твоего захода. Кладут всякую работу, когда ты заходишь на западе. Когда (ты) восходишь, (ты?) даёшь расти (?) ... для царя. Спешат (?) со всех ног (?) с тех пор, как ты основал землю. Ты поднимаешь их для сына твоего, вышедшего из твоей плоти, царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдой, владыки Обеих Земель Неферхепрура - единственного для Ра, сына Ра, живущего правдой, владыки венцов Эхнатона, большого по веку своему, [и для] великой жены царёвой, возлюбленной им, владычицы Обеих Земель Нефернефруитен-Нефертити, да будет она жива и молода вечно, вековечно!

Примечания:

  1. В кавычки слов, для выделения, взята титулатура Атона, которая в тексте заключена в царские картуши. В ней он отождествляется с Ра-Горахти.
  2. "Дом Атона" - название храма Атона в Ахетатоне.
  3. То есть для Эхнатона.
  4. Букв.: не видит один глаз другого.
  5. То есть даёшь ему речь.
  6. Букв.: каждый под пищей своей.
  7. По представлениям египтян, Нил вытекал из потустороннего мира.
  8. То есть дождь.
  9. Букв.: каждый глаз.
  10. То есть где бы ни находился солнечный диск, его всегда видят люди.
  11. Букв.: под твоей рукой.

Ато́н-Ра - Царь богов, фараонов и людей, Отец чистой любви и доброты, непричастный злу, не касающейся тьмы. Атон - олицетворенный солнечный диск, Отец чистой любви. Сострадательный, милосердный, благородный и нежный Бог, не ведающий злобы и гнева.

Добрый Бог не прибегает к языку зла и непричастен похоти. Прекрасноликий Атон-Ра не скрывает своего лица. Созерцать его одно блаженство. Он непрестанно говорит, всегда в диалоге. Уста Бога-Логоса нельзя заткнуть кляпом. Отец говорит о древних забытых началах - архетипах катарской восьмерицы. Отец чистой любви говорит на языке архетипов, божественных Логосов и Универсума.

В отличие от вероучения нового бога Атона-Ра, жреческий культ устаревшей религии, с акцентом на мифологизации и обрядоверии имеет черты поклонения Амону и как следствие - выпадение из архетипа, что проявляется в смешанности добра со злом.

Амону присуще молчание. Диалог божества с человеком отсутствует. Иегова говорил со своими адептами только во времена Торы и пророков, после чего замолчал на три тысячи лет. Аналогично Христос фарисейской версии замолчал на два тысячелетия.

Служители старого культа Амона негласно принимали темный универсум. Выражалось это в процветании оккультных школ, формализации сокрытых знаний. Появилась медицина, врачующая болезни с помощью лекарств, сообщенных таинственно - то ли от пришельцев-гуманоидов , то ли от аталантов. Существовал четкий, скрупулезный регламент: от каждой болезни - свой рецепт, своя молитва и… своя цена.

Коррупция, дистантность, властность, самообожествление, стали обычным явлением. Жизнь в смешанном порядке подвержена рационализму и предписанным схемам. Кроме того, египетские жрецы использовали древний мертвый язык, на котором не могли читать простые люди.

При Аменхотепе III в Египте начались кардинальные преобразования и продолжались при Эхнатоне. Это был небывалый расцвет Египта: тройные, четвертные урожаи, изумительная доброта, ни малейшего кровопролития, мир духовный. Основной смысл духовной метанойи Египта - Атон-Ра не нуждается в храмах! Упраздните храмы и священство! Человек - священник по чину мелхиседека в своем внутреннем.

Культ Амона сводится к антиархетипической духовности - мудрости змея. На короне, поясе, шлеме фараона Египта изображалась змея - урей . В Египте издавна почитались многие священные животные: бык, павиан, кошка, сокол, ибис, леопард… Маат тоже изображалась как крылатая богиня. Почему основным культовым символом все же являлся змей?

Тайна жреческой мудрости - поклонение уроборо́су, змею, кусающему себя в хвост. Египетские адепты Амона поклонились древней рептилии, которая преподнесла им свою «мудрость»: овладение материальным миром. Служители культа внешне поклонялись солнечному божеству Амону, а в духе - древнему змею. Настолько всё перемешалось!

Чего стоит, например, концепция усеченной пирамиды! На вершине её око надзирающее, символизирующее главенство высших над низшими, сильных над слабыми. Говоря языком жречества, змей уроборос лежит в основе мироздания и символизирует вечность, круговорот бытия, перевоплощения - колесо сансары, влияние 12-ти знаков зодиака , предписанность гороскопов, воздействие на подсознание, рецепты продления жизни и т. д.

Змей дарит духовность жрецам? Как бы не так! В прямом смысле они змеепоклонники и пытаются сочетать культ солнечного Отца с премудростью змея. Чудовищно!

Атон - Ата, Та́ту, Та́то, Папочка, Тятенька, Добробоженька Божий - не нуждается ни в культах, ни в обрядах, ни в мифах, ни в дистантной кастовости, ни в эзотерических ключах овладения толпой и миром, ни в эксплуатации и окрадывании помазанников. Тату (Атон) обитает во внутренних храмах с универсальными конами (архетипами духовной совести), в божественном потенциале.

Бел-Богу Атону присущи безусловный покров и надежная эгида, завершающиеся миром и победой. Он Отец совершенных блаженств. Атон-Ра посылает божественную Мать в 1500 ликах - Спасительницу, Путеводительницу премилосердную. Ничего кроме священной диады Отец-Мать или эннеады (девятерицы) не нужно. Добрые Отец, Мать, Сын.

Царица Маа́т - наивысшая женская ипостась египетского пантеона. Богиня Маат занимает второе место в триаде Атона. Атон - Отец чистой любви. Маат - Мать чистой любви. Гор-Христос - Сын чистой любви.

Великолепен символ богини - пчела, Непорочное Зачатие . Великолепен образ юной и прекрасноликой богини истины и мира. Маат стоит выше всех богинь египетского женского пантеона - Сешат, Месхенет, Хатор и десятков других.

Божества Амон и Атон-Ра имеют отношение к солнцу, но тем не менее, между ними огромная разница. Амон представляет собой мировое жреческое фарисейство с его храмами, культами, ритуалами, дистантностью и претензией на власть, в том числе царскую.

Черенбох (Амон), в отличие от Бел-Бога (Атона), скрывает свое лицо, будучи уродом, чудовищем. Он происхождением от темных культов и темных миров. Яхве не говорит, но карает своих же, обманывает, похотствует и лжет. В конечном счете завет с ним заканчивается крахом - полным поражением.

Аменхотеп III, отец Аменхотепа IV, только начал реформу, но не смог завершить. Умирающий фараон завещает сыну новое имя - Эхнатон (в переводе с древнеегип.: «прекрасноликий, в ком обитает полнота Атона, доброго, несмешиваемого божества»).

Аменхотеп IV или Эхнатон (1351-1334 гг. до Р. Х.) как религиозный реформатор - важнейшая фигура в истории Египта. Совершил беспрецедентную духовную революцию. Выполняя последнюю волю своего отца, перешел от традиционного культа Амона к почитанию другого бога - Атона.

За семнадцать лет своего правления молодой фараон полностью изменяет мировоззрение и духовный уклад Египта. Закрывает храмы, сжигает книги, посвященные Амону. Упраздняет жесткие каноны и идолопоклонство. Упраздняется каста жрецов (численностью от 20-ти до 50-ти тысяч), обслуживающих несколько сотен египетских божеств. Народ, привыкший к жреческой эзотерике, переубеждается. Стираются десятки предрассудков, так печально напоминающих современный византийский домострой: дистантность, обособленность, обрядоверие, регламентированность быта, обожествление священника. Другая премудрость царит - солнечная Восьмерица .

Благодаря божественному диалогу и водительству градуляционного богоматеринского жезла, в Египте совершается атонистическая революция.

Примечания

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра.
Около 1375 г. до н.э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек.
Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?
Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп IV старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».
Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.
Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Атоном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.
О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворен!

На небосклоне восточном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой.

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.

Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.

На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.

Когда исчезаешь, покинув западный небосклон

Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.

Очи не видят очей.

В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.

Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.

Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.

Тьмой вместо света повита немая земля,

Ибо создатель ее покоится за горизонтом.

Только с Заходом твоим вновь расцветает она.

Подобно Атону, сияешь на небосклоне,

Мрак разгоняя лучами.

Празднуют Верхний и Нижний Египет

Свое пробужденье.

На ноги поднял ты обе страны.

Тела освежив омовеньем, одежды надев

И воздев молитвенно руки,

Люди восход славословят.

Верхний и Нижний Египет берутся за труд.

Пастбищам рады стада.

Зеленеют деревья и травы.

Птицы из гнезд вылетают,

Взмахом крыла явленье твое прославляя.

Скачут, резвятся четвероногие твари земные.

Оживают пернатые с каждым восходом твоим.

Корабельщики правят на север, плывут и на юг.

Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.

Перед лицом твоим рыба играет в реке.

Пронизал ты лучами пучину морскую.

Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М.Э. Матье:

Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,

Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.

О бог единый,

Нет другого, подобного ему!

Ты создал землю по своему желанию, ты один,

Людей, всякий крупный и мелкий скот,

Все, что ходит по земле ногами,

Все, что в вышине летает на своих крыльях...

Ты творишь миллионы образов из одного себя,

Города, селения, поля, дорогу и поток...

Ты в сердце моем,

Нет другого, познавшего тебя...

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано: «Ты в сердце моем, / Нет другого, познавшего тебя».
Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.
Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.
И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра».
Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хепри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.
Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.
Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой истории - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.
Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:
«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».
Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь... когда я не обладал имуществом... И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам... хотя я и был на последнем месте... (раньше) я просил хлеба».
Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.
...Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.
Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Египетская мифология зародилась в 6-4 тысячелетиях до нашей эры. На протяжении 40-50 веков жителями дельты Нила и других областей государства фараонов были придуманы истории о богах и богинях, которым они поклонялись, считая своими покровителями. Одним из таких мифологических существ является Атон, культу которого посвящена эта статья.

«Сказание Синухе»

Это одно из древнейших произведений мировой художественной литературы, дошедшее до наших дней. В нем упоминается о боге Атоне, что дало ученым возможность датировать возникновение его культа периодом ранее 12-й династии.

Согласно «Сказанию Синухе», умерший царь — бог, поднимающийся к небесам. Там он составляет единое целое с солнечным диском, а его тело сливается с тем, кто его создал. При этом дневное светило отождествлялось с богом Атоном.

Характеристика

Полное имя бога Атона — Ра-Гор. Иероглиф, которым его обозначали, использовался и для записи титула «Свет солнечного диска». Его часто сокращали, поэтому на многих стелах и фресках бог назван просто Атоном. Он сочетал в себе черты женского и мужского божественного начала. Считалось, что все сущее произошло от бога и вместе с тем существует внутри него. В отличие от остальных божеств, Атон, как правило, не считался антропоморфным и изображался в виде солнечного диска. Однако его лучи заканчивались кистями рук, наподобие человеческих.

Развитие культа солнечного диска

В период Атон — бог Египта — считался одним из воплощений верховного бога Ра. При фараоне Аменхотепе Третьем его перестали изображать в виде сверкающего солнечного диска. В этот период жрецы стали подчеркивать схожесть египетского бога Атона с Ра, поэтому на древних фресках, созданных в 14 веке до н. э., он выглядит уже как человек с головой сокола. Сам Аменхотеп Третий придавал этому божеству намного большее значение, чем его предшественники. В частности, известно, что он пожелал назвать свою барку для путешествия в загробный мир «Душой Атона».

Аменхотеп Четвертый и царица Тия

Этот фараон вступил на египетский престол в 1419 году до нашей эры, после своего отца и тезки, так как его старший брат умер еще в юном возрасте. На тот момент главный царственный бунтарь и революционер Древнего мира был совсем еще молодым человеком, но отличался высоким уровнем интеллекта.

Матерью Аменхотепа Четвертого была царица Тия, которую историки считают одной из самых выдающихся женщин в Дело в том, что она не была чистокровной египтянкой и не принадлежала к царскому роду, поэтому брак между ней и фараоном считался нарушением всех действующих обычаев. Между тем, Тия была возвышена своим царственным супругом сверх всякой меры и оказывала влияние на принятие им решений касательно практически всех сфер жизни страны.

Став вдовой, Тия начала направлять действия сына, которому с детства внушила идею о превосходстве Атона — бога Солнца — над более известными и влиятельными богами Древнего Египта.

Следуя примеру своего предшественника Аменхотепа Четвертого, молодой фараон стал поклоняться диску солнца и решил начать невиданную в истории Древнего Египта религиозную реформу.

Монотеистическая революция

Аменхотеп Четвертый остался в истории Древнего Египта, как фараон, который пытался искоренить многовековую религиозную традицию, основанную с главенством культа Амона. По его указу стало считаться, что верховный бог Древнего Египта — Атон, и предписывалось поклоняться диску солнца. Имя бога было приказано записывать внутри картуша, как имя фараона, чего ранее никогда не делалось. Кроме того, в период правления Эхнатона, названный Амарной, бога Атона (фото см. ниже) рассматривали как творца, являющегося результатом слияния всех богов воедино.

В честь своего всесильного покровителя Аменхотеп Четвертый построил новый город Ахетатон, куда переселился сам и перенес свою столицу, а также изменил свое имя. Если ранее оно переводилось, как «Амон доволен», то теперь царя стали звать Эхнатоном, т. е. «полезным Атону».

На все эти грандиозные преобразования, поправшие самые устои египетского государства, молодому реформатору понадобилось лишь 6 лет.

Упрочение культа бога Атона

На 12-м году своего правления фараон пошел еще дальше. Он запретил употреблять слова «бог» и «боги», так как считал, что в сознании египтян они связаны с прежними культами. Их заменило имя Атона, которое стало нарицательным. В опалу попало даже слово «мать», которое по своему звучанию на древнегреческом языке напоминало имя богини Мун из древнеегипетского пантеона.

Свое решение о принятии единобожия Эхнатон объяснял тем, что над миром властно одно лишь Солнце, которое предстает перед глазами людей в виде сверкающего диска, а на земле от его имени правит владыка Эхнатон.

Для того чтобы никому не пришло в голову поклоняться другим богам, фараон приказал разрушить многие храмы и возвести на их месте новые, посвященные Атону.

Причины религиозной революции

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, что заставило фараона отойти от культа Амона. Среди наиболее вероятных причин называется стремление молодого царя создать единую религию для разросшегося египетского государства, ставшего многонациональным, а также необходимость ослабить влияние на общество вельмож и жрецов. Кроме того, считается, что Эхнатон был исключительно эгоистичным и самовлюбленным человеком, стремившимся всячески возвеличить свою персону. Его тяга к абсолютной власти над окружающими превосходила все грани разумного и заставляла его совершать поступки, о которых его предшественники не могли даже и помыслить.

Извержение вулкана Санторин

Кроме политико-классовых объяснений, почему культ Атона в такие короткие сроки смог вытеснить богов, считавшихся более могущественными, некоторые исследователи выдвигают и нетрадиционные версии. В частности, часть историков связывает падение культа Амона с разочарованием широких масс египтян, связанным с несостоятельностью этого бога защитить своих адептов от последствий климатической катастрофы. Доподлинно известно, что в 1380 году до н. э. произошло извержение вулкана Санторин. Исследователи считают, что под известной по Библии «Тьме египетской» современники подразумевали недостаток солнечного света, возникший вследствие гигантского выброса пепла в атмосферу. В результате все значительная часть Средиземноморья пережила ряд катастроф, включая изменения климата, неурожайные годы и прочее. не смог защитить египтян от этих бед, несмотря на все их жертвоприношения и молитвы. Тогда часть жителей Древнеегипетского царства перестала верить в его всемогущество и стали искать себе других покровителей.

Закат новой религии

Древнеегипетский бог Атон был единственным объектом поклонения лишь около 15 лет. В 1336 (1334) годах до н. э. фараон-бунтарь Эхнатон умер. Причем обстоятельства его смерти неизвестны. Кроме того, мраком покрыты последние годы правления Эхнатона. Это связано с тем, что в последующие века жрецы сделали все, чтобы стереть из памяти людей историю о царе, который попрал богов, до этого считавшихся всемогущими.

Поклонение Атону при его приемнике

Смерть фараона-реформатора еще не означала завершения эпохи монотеизма. Его преемник Сменхкара, которому на момент восшествия на престол было около 15 лет, решил продолжить его дело. Он так высоко чтил тестя (возможно, и отца), что даже присоединил к своему титулу прозвище, согласно которому он был любимчиком умершего государя. Однако на 3-м году правления Сменхкара неожиданно изменил свою религиозную политику и позволил подданным поклоняться не только Атону, но и Амону. Кроме того молодой фараон убрал из своего имени упоминания тестя и единственного небожителя, которому тот поклонялся. Вновь вошли в употребление и слова «бог» и «мать». В то же время он сохранил в своем дворце многочисленные изображения Атона.

Двоеверие

После смерти Семнехкара на престоле взошел ребенок — фараон Тутанхатон. На четвертом году его правления имя царя изменилось на Тутанхамон, а сам он покинул столицу, основанную его отцом Ахетатоном, чтобы поселиться в Мемфисе.

По завершении его правления, которое продлилось около 14 лет, на престол взошел старый царедворец Эхнатона — Эйе, царствовавший около пяти лет. Он продолжил традицию двоеверия, которая была введена его молодыми предшественниками.

Конец культа бога Атона

Преемником фараона Эйе стал Хоремхеб, который не состоял в родстве с представителями 18-й династией. Он был обязан своим возвышением жрецам Амона, которые сильно пострадали от реформ Эхнатона. При этом фараоне началось повсеместное восстановление старых храмов. Он издал указы, согласно которым объявил всех своих предшественников, поклонявшихся Атону, еретиками. Их имена были вычеркнуты на всех папирусах, на которых были записаны списки «законных» фараонов, поэтому следующим законным правителем после Аменхотепа Третьего был указан Хоремхеб. Кроме того, в «Книге мертвых» самого Атона стали именовать покойным богом.

Отголоски культа

В течение следующих 10-20 лет часть наиболее образованных египтян продолжала тайно поклоняться Атону. Египетский бог (фото барельефов с его изображениями см. выше) был предан окончательному забвению лишь после смерти тех, кто помнил времена расцвета культа солнцепоклонничества.

По мнению некоторых историков, именно культ Атона больше всего повлиял на формирование иудейского монотеизма. Это предположение связано с тем, что пророк Моисей жил в Древнем Египте, предположительно, в период правления Эхнатона. Если считать этот факт имеющим место, то он не мог не познакомиться с идеями новой религии, главной из которых было убеждение в существовании единого всемогущего Творца.

Как бы то ни было, новая религия была разгромлена, и потомки узнали о ее существовании лишь в XIX веке.

С этим именем, олицетворяющим солнечный диск, связана первая великая религиозная революция, о которой мы упоминали в предыдущей статье о боге Ра.

Около 1375 г. до н. э. фараон Аменхотеп IV провозгласил Атона наивысшим и единственным богом. Все другие божества были запрещены, храмы, посвященные им, разрушены, а жрецы оставлены не у дел. По велению фараона священное имя Амона было стерто отовсюду, даже с глиняных табличек.

Почему был возвышен один-единственный бог вопреки многовековой традиции? Как такая мысль могла прийти в голову фараона? Почему после этого египтяне не восстали от мала до велика, не защитили своих небесных покровителей?

Принято считать, что, вводя единобожие, Аменхотеп ГУ старался добиться полнейшего единовластия фараона, освободиться от влияния на государственные дела авторитетных жрецов Амона-Ра. Как предположил английский египтолог Д. Раффл, фараон стремился «объединить нацию и стабилизировать обстановку».

Однако и без того фараон считался наместником бога Солнца на земле, а запрещение культа сразу всех богов, включая их «небесного фараона» Амона-Ра, безусловно, осложняло ситуацию внутри страны и расшатывало общественные устои.

Есть ли принципиальная разница между Амоном-Ра и Атоном-Ра? Ведь и тот и другой являются символами Солнца. Отличие между ними в том, что Атон не имеет человеческого облика. Это - реальный солнечный диск, материальное солнечное тело, излучающее свет и тепло - источник жизненной, энергии, а не мифический «дух Солнца», к тому же очеловеченный.

О сущности Атона превосходно сказано в гимне, посвященном ему (имеется несколько вариантов перевода; здесь приведен перевод В. Потаповой):

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворен!

На небосклоне восточном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой.

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдаешь во владенье любимому сыну.

Ты - вдалеке, но лучи твои здесь, на земле.

На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.

Когда исчезаешь, покинув западный небосклон

Кромешною тьмою, как смертью, объята земля.

Очи не видят очей.

В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди.

Из-под их изголовья добро укради - и того не заметят.

Рыщут голодные львы.

Ядовитые ползают змеи.

Тьмой вместо света повита немая земля,

Ибо создатель ее покоится за горизонтом.

Только с Заходом твоим вновь расцветает она.

Подобно Атону, сияешь на небосклоне,

Мрак разгоняя лучами.

Празднуют Верхний и Нижний Египет

Свое пробужденье.

На ноги поднял ты обе страны.

Тела освежив омовеньем, одежды надев

И воздев молитвенно руки,

Люди восход славословят.

Верхний и Нижний Египет берутся за труд.

Пастбищам рады стада.

Зеленеют деревья и травы.

Птицы из гнезд вылетают,

Взмахом крыла явленье твое прославляя.

Скачут, резвятся четвероногие твари земные.

Оживают пернатые с каждым восходом твоим.

Корабельщики правят на север, плывут и на юг.

Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.

Перед лицом твоим рыба играет в реке.

Пронизал ты лучами пучину морскую.

Продолжим цитировать отрывки в переводе (с английского подстрочника) М. Э. Матье:

Птенец в яйце говорит еще в скорлупе,

Ты даешь ему воздух внутри ее, чтобы ожить.

О бог единый,

Нет другого, подобного ему!

Ты создал землю по своему желанию, ты один,

Людей, всякий крупный и мелкий скот,

Все, что ходит по земле ногами,

Все, что в вышине летает на своих крыльях…

Ты творишь миллионы образов из одного себя,

Города, селения, поля, дорогу и поток…

Ты в сердце моем,

Нет другого, познавшего тебя…

Автором этого прекрасного гимна считают самого Аменхотепа IV, принявшего имя Эхнатон («Угодный Атону»). Хотя возможно, что гимн сочинили по его указанию, авторство Эхнато-на представляется более вероятным. Недаром сказано:

«Ты в сердце моем,

Нет другого, познавшего тебя».

Гимн вполне реалистичен, даже с элементами натурализма. Он заставляет вспомнить поэму о природе Лукреция Кара и научно-философские стихотворения М.В. Ломоносова. В отличие от мифов, здесь отсутствуют мистика, фантастические образы. С научной точки зрения значение Солнца для земной жизни здесь представлено вполне корректно. В природе не признаются никакие особые духовные сущности. Такое мировоззрение приближается к атеистическому.

Произошел религиозно-философский переворот, потрясший основы духовной культуры. Это было ошеломляющее деяние. Недаром многие египтяне сочли Эхнатона безумцем.

И все-таки, как верно отметила М.Э. Матье: «Гимны Атона, которые часто считаются совершенно особым, новым явлением в египетской религиозной литературе, в действительности отнюдь не были таковыми». Некоторые литературные обороты в приведенном выше гимне почти дословно совпадают с выдержками из более раннего гимна Осирису, а также «Большого гимна Амону-Ра»

Еще предшественники Эхнатона начали проводить политику, ослабляющую духовную власть жрецов Амона-Ра. Аменхотеп III по разным поводам упоминал Атона, называя его именем свой дворец, воинские подразделения, царские ладьи. Но в то же время величайшим богом называли и Амона, и Гора, и Осириса, и Хеп-ри, и Ра, не говоря уже о множестве местных богов-покровителей. Подобная разноголосица заставляла усомниться в самом существовании богов.

Каким бы разным не представлялось Солнце земному наблюдателю, оно остается единым и, конечно, ничем не напоминающим человека. Утверждая эту очевидную истину, Эхнатон невольно сближал свой «атонизм» с атеизмом, отрицанием всех богов как мистических сущностей, и материализмом. Однако если даже он в глубине души склонялся к таким воззрениям, выражать их явно было бы настоящим безумием, подрывом единовластия фараона как наместника, или, вернее, земное воплощение Всевышнего. Такой поступок был бы равносилен самоубийству.

Эхнатон - одна из наиболее загадочных фигур мировой истории - явился первым основателем религии нового типа, исповедующей единобожие, признающей одну высшую духовную субстанцию.

Самое удивительное, что общество (не считая чрезмерно разросшейся касты жрецов) без особых потрясений приняло нововведения Эхнатона. Более того, последовал расцвет культуры. Вот что писала об этом видный советский египтолог Матье:

«Успех проводившихся мероприятий, быстрое создание новой столицы, сложение нового религиозно-философского учения и оформление нового культа, наконец, яркий расцвет нового стиля в искусстве нельзя объяснить только личными действиями Эхнатона и раболепным следованием ему принявших его учение царедворцев. Все это не могло бы произойти в столь короткий срок, если бы для нового идеологического течения не было и соответствующей питавшей эти идеи среды».

Эхнатон приблизил к себе незнатных простых свободных граждан - немху. Например, одним из высокопоставленных царедворцев стал Май, написавший о себе: «Я расскажу всем о благах, которые сотворил мне владыка, и вы скажете - о, как велико сотворенное этому немху! Я - немху по отцу и матери, и создал меня царь… когда я не обладал имуществом… И когда я стал господином поселения, он причислил меня к вельможам… хотя я и был на последнем месте… (раньше) я просил хлеба».

Интересное соответствие идеологическим переменам продемонстрировало искусство, чему свидетельство - реалистические изображения Эхнатона, его супруги Нефертити и двух дочерей; при этом показаны непропорциональные и даже несколько уродливые черты лица фараона (а красота Нефертити, по-видимому, вдохновляла художников и скульпторов). При Эхнатоне были созданы замечательные картины, изображающие реалистические сцены из жизни, пейзажи, проникнутые светлым чувством.

…Головокружительное возвышение Атона длилось сравнительно недолго. Силы, которые противодействовали новшествам, были слишком велики. Вообще, крупный общественный организм обладает огромной инертностью, а духовные традиции, какими бы нелепыми они ни были, никогда не исчезают бесследно. Воздвигнув в кратчайшие сроки новую столицу державы, посвященную Атону - Ахетатон, - фараон остался в этом городе в относительной изоляции. Начались волнения в подвластных Египту азиатских странах. Ослабление власти фараона его враги стали объяснять ложностью бога Атона и гневом истинных прежних богов, возглавляемых Амоном-Ра.

Еще раз подчеркнем: Эхнатон обожествил Ра не в образе человеческом, а в виде реального солнечного диска Атона, отменив всех других богов. Такой монотеизм имел материалистические черты и даже, можно сказать, научную основу (с позиций учения В.И. Вернадского о биосфере). В этом смысле культ Атона можно считать научной религией.

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 1 Атон – истинный бог Оказавшись среди прекрасных дворцов и пышной зелени своего нового города, Эхнатон, которому теперь исполнилось двадцать два года, полностью посвятил себя разработке своей религиозной системы. Соответственно, нам необходимо ознакомиться с

Из книги Эхнатон. Фараон-вероотступник автора Вейгалл Артур

Глава 2 Атон – милосердный отец всего сущего Амон-Ра и все старые боги Египта являлись не кем иным, как обожествленными смертными, наделенными необычайной, хотя и ограниченной властью, и сохраняли во многом человеческие привычки и черты характера. Другие боги, как мы

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Атон - личный бог царя и источник абсолютной истины Бог Атон, в отличие от традиционных египетских богов, не имел человеческого облика (либо облика человека с головой животного): он изображается непосредственно как солнечный диск, устремленные к земле лучи которого