Автор проективной методики рисунок школы. Методика оценки мотивационного компонента психологической готовности к школьному обучению я в школе

воспитанников МБДОУ

Цель исследования: выявление отношения ребенка к предстоящему обучению в школе, степень сформированности у него внутренней позиции школьника.

Сроки проведения: 16 февраля 2015 г.

Диагностический инструментарий: методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Рисунок «я в школе». Настоящая модификация разработана Захаровой Е.И. с учетом системы анализа детского рисунка Г.Т. Хоментаускаса и характеристики внутренней позиции школьника Л.И. Божович.

Всего обследовано: 20 воспитанников подготовительной группы.

Диагност: педагог-психолог Белоусова Ю.С.

Форма проведения: групповая.

Результаты проведенного исследования.

Количественные данные представлены в таблицах.

Таблица 1. Данные исследования по методике «Я в школе».

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во воспитанников 20

16 чел.

75%

4 чел.

25 %

0 чел.

Обработка результатов и интерпретация

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

цветовая гамма

линия и характер рисунка

сюжет рисунка

1. Цветовая гамма :
2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2. Линия и характер рисунка :
2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.
1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3. Сюжет рисунка :
2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл – обе характеристики присутствуют.
0 баллов – ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов

75% воспитанников (6-5 баллов) – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
25% воспитанников (4-2 балла) – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей (Алиса Д, Даша Н., Даниил З., Толя Т.)
1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Выводы:

Высокая степень сформированности внутренней позиции школьника означает наличие у него позитивного отношения к элементам школьной действительности, готовность включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности. Сформированность внутренней позиции школьника является важнейшим условием успешной школьной адаптации. В подготовительной группе у основной массы детей сформирована внутренняя позиция школьника.

Несформированность такой позиции означает отсутствие осознания необходимости изменения жизненной ситуации и позитивного отношения к ней. Удовлетворенный дошкольной позицией ребенок испытывает значительные трудности в адаптации к условиям обучения в школе.

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут». Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.

Анализ и оценка рисунков.

  • 1. Несоответствие теме указывает на:
    • а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
    • б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
    • в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
  • 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е., что именно изображено:
    • а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии познавательных мотивов;
    • б) ситуации не учебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
    • в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.

Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»:

  • 1) Дарыймаа Кужугет. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
  • 2) Оюна Ондар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
  • 3) Наташа Монгуш. На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
  • 4) Байыр Монгуш. Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
  • 5) Азий Куулар. Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер - мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
  • 6) Максим Доржу. На рисунке изображена доска - рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе;
  • 7) Алдын Тюлюш. Изображена типичная игровая ситуация - качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
  • 8) Сергей Кунгаа. Изобразил себя на турниках - это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
  • 9) Алдынай Куулар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
  • 10) Солангы Конгар. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.

Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Уровень адаптации первоклассников к школе (%) по методике Н.Г. Лускановой:

В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.

  • 20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом, прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют поручения без внешнего контроля.
  • 40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решают типовые задач и, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным, дружат со многими одноклассниками.
  • 40% детей отрицательно относятся к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, к урокам готовятся нерегулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.

Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.

  • Научный руководитель:
  • Роанова В.А.
  • Тип: Специалист
  • Организация, в которой проходила защита:
  • Год защиты: 2012
  • Аннотация: Цель исследования: анализ диагностической и прогностической ценности проективной методики «Рисунок «Я в школе»». Основные выводы по результатам работы: 1.Рисунок «Я в школе» занимает особое, уникальное место в ряду инструментов диагностики мотивационной готовности к школе, поскольку отражает эмоциональное переживание школьной ситуации, что имеет ключевое значение для прогноза успешной адаптации. 2.Рисунок «Я в школе» обладает прогностической ценностью при выявлении зон риска возникновения школьной дезадаптации. 3.Школьная жизнь вызывает тревогу как у детей, которые дополнительно готовятся к школе, так и у детей без подготовки. Если тревожные переживания появились до поступления в первый класс, они не исчезают, а перерастают в тревогу, связанную со школьной жизнью. 4.Посещение «нулевого» класса оказывает положительное влияние на формирование представлений ребенка о школе, но не снижает тревогу, связанную с поступлением в первый класс. 5. Опыт обучения в школе старших сиблингов может оказывать негативное влияние на желание ребенка идти в школу.

Цель : предназначается для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Методика проведения: каждому ребёнку даётся стандартный лист бумаги и цветные карандаши и просят нарисовать школу, время рисования неограничено.

Обработка результатов .

Работа оценивается по 3 параметрам: :цветовой гамме, линиям и характеру рисунка, его содержанию

1 Цветовая гамма.

    2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зелёный, голубой т. д.)

    0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, синий, чёрный и т.д.)

    1 балл – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона.

2. Линия и характер рисунка.

    2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно, используются длинные сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

    0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично, линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабые по нажиму.

    Сюжет рисунка .

    2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение предметов, оживляющих пейзаж (цветов, флагов, занавесок и т.д.); изображение детей, идущих в школу, за партами, учителя у доски, время года – весна или лето, время суток – день или утро.

    0 баллов – асимметричный рисунок, отсутствие деталей, людей, либо они идут из школы, холодное время года, тёмное время суток

    1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов.

6 –5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4- 2 балла – наличие некоторой тревоги по поводу школьного об или незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.

1-0 баллов – явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к непринятию школьных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Вводные навыки.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс, во многом определяется наличием у них элементарных представлений о специфическом содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков) ВН. Достаточный уровень их развития облегчает задачу адаптации ребёнка к школе и усвоение более сложных заданий и навыков и рассматривается как один из показателей готовности к школе.

Качественный анализ ВН изучается в процессе педагогического наблюдения, в котором выявляют:

      Речевые знания и умения,

    звуковой анализ слова,

    построение фразы;

    словарный запас;

    фонематический слух;

    звукопроизношение.

2. Математические знания и представления.

    счёт в пределах 10 (прямой и обратный);

    состав числа, решение арифметических задач с «+» и « - «..

    представления о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)

3. Навыки учебной работы :

    посадка за столом (партой);

    способ удерживания пишущего предмета;

    ориентация в тетради, книге;

    знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии)

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: "Здесь на листе бумаги нарисуй школу".
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов: Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
1) цветовая гамма;
2) линия и характер рисунка;
3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1) Цветовая гамма:
2 балла - в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)
1 балл - в равной степени присутствуют светлые и темные тона.
0 баллов - рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2) Линия и характер рисунка:
2 балла - объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет "разрывов" контура.
1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики.
0 баллов - объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3) Сюжет рисунка:
2 балла - симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и "процесса учения"; время года - весна, лето (солнце, нет туч); изображение светлого времени суток.
1 балл - обе характеристики присутствуют.
0 баллов - ассиметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы; время года - осень, зима (темное небо, идет дождь или снег); время суток - ночь или вечер.

Анализ результатов
6-5 баллов - у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
4-2 балла - у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.
1-0 баллов - у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.