Альберт Швейцер. Фантастическая жизнь эльзасского врача в джунглях Габона

«Я - жизнь, которая хочет жить в гуще других жизней, которые хотят жить.» (А. Швейцер

«Личный пример - не просто лучший метод убеждения, а единственный.» (А. Швейцер)

«Цивилизация - это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление». (Швейцер).

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.» (А. Швейцер)

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.» (А. Швейцер)

Мы всегда чем-то недовольны. Кто-то недоволен своими родителями, кто-то детьми, кто-то - несостоявшейся карьерой. Альберт Швейцер был недоволен тем, что на его долю выпало несправедливо много счастья. В тридцать лет этот человек достиг всего. Доктор философии, приват-доцент теологии, блестящий органист, которого с триумфом встречали во многих европейских городах. Чем бы он ни занимался, его ожидал успех. Но с юных лет его терзал единственный вопрос - за что, за какие грехи люди влачат трудную жизнь, и за какие заслуги ему досталось столько счастья.

И однажды это произошло. Совершенно случайно ему на глаза попалась статья с отчетом французского миссионерского общества о состоянии дел во французской колонии Габон. Там было написано, что в Габоне крайне необходимы врачи. Поиски были завершены. Швейцер поступает на медицинский факультет университета. Пять лет учебы, потом два года практики. И вот, наконец, он становится дипломированным врачом. Его друзья не могли поверить, что Швейцер уезжает в Африку. А он не спешил их разуверять, да к тому же частенько посещал их с просьбами пожертвовать деньги на медикаменты и медицинское оборудование для своей будущей больницы. Много раз замечал Швейцер, как менялся тон и отношение к нему его друзей, когда те понимали, что он пришел, как проситель. Но и тут он не унывал, а позже даже говорил, что доброта, которую он встретил в это время, в сотни раз перевесила те унижения, которые ему пришлось вытерпеть. Он говорил своим последователям, которых называл счастливцами, сумевшими бросить вызов привычным представлениям о счастье: «Тот, кто намеревается делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути, он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых.»

Швейцеру было нелегко бросить все, чем он жил тридцать лет. Последние дни пребывания в Европе он даже старался поменьше бывать на улицах родного города, чтобы чувства не помешали ему быть твердым. Он понимал, что теряет все. Он не сможет заниматься научной работой, музыкой, и, кроме того, лишается своего высокого положения, а в финансовом плане ему теперь придется полностью зависеть от расположения друзей, его поддерживающих.

В 1913 году Швейцер наконец-то оказался в крохотном африканском поселке Ламбарене, который станет для него вторым домом. Дел предстояло множество. Надо было построить больницу. Пока шло строительство, он принимал людей в своем доме, а хозяйственные постройки использовал в качестве операционных и перевязочных. Но в 1914 году началась первая мировая война, и французские власти интернировали его как германского подданного. Швейцер оказался в лагере для военнопленных. Четыре года в плену подорвали его здоровье, но не сломили дух. Отправившись в Африку после войны, на месте своей больницы он обнаружил лишь развалины, но нашел в себе силы начать все заново.

Более всего Швейцера удручало отсутствие помощников. Разумеется, губительный для европейца климат и отсутствие нормальных условий для жизни могли отпугнуть даже самого смелого. К тому же Швейцер с трудом выкраивал средства на медикаменты и оборудование, об оплате же не могло быть и речи. Но недаром Швейцер говорил: «Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична». Он верил, что Бог, вдохновивший его, вдохновит и кого-то другого. В 1924 году в Лампарене появился второй врач, а позже в центре работало пять врачей и шестнадцать медсестер. Эти несколько человек обслуживали 660 больных. Людей все равно не хватало, и на помощь приходили местные жители, когда-то исцеленные доктором. Освоив необходимые навыки, они стали верными и усердными помощниками профессиональным медикам.

А тем временем в Европе разгоралась новая война. И пока Большой Белый Доктор (так называли его в Лампарене) боролся в Африке за каждую человеческую жизнь, в топках войны сжигались десятки тысяч. Авторитетного доктора многие хотели видеть своим союзником. Но Швейцер всем отвечал отказом. Он не хотел участвовать в этой бойне ни на чьей стороне. Он продолжал дело своей жизни, ни на минуту не прерываясь.

6 августа 1945 года. Роженица в тяжелом состоянии никак не может родить ребенка. В результате сложнейшей операции, продолжавшейся всю ночь, мать и младенец были спасены. А в это время в другой части мира была сброшена бомба, которая в считанные секунды стерла с земли целый город и унесла десятки тысяч жизней. В тот день Швейцер сказал: «Когда одной единственной бомбой убивают сто тысяч человек, моя обязанность доказать миру, насколько ценна одна-единственная человеческая жизнь». Последующие двадцать лет, кроме непосредственного спасения жизни, он посвятил борьбе против испытаний ядерного оружия. В 1952 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Рассказывают, что когда ему об этом сообщили, он был в конюшне для антилоп и убирал навоз. Услышав эту новость, он кивнул и продолжил работу. На полученные деньги Швейцер построил в Лампарене лепрозорий. Почти полвека он провел в Африке, иногда выезжая в Европу, чтобы прочесть несколько лекций и дать несколько органных концертов. На заработанные деньги он закупал медикаменты и оборудование для своей больницы.

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

XX век, жестокий и противоречивый… Но на фоне жестокости и зла еще ярче сияют те, кто призывали к добру, миру, и своей жизнью являли любовь к ближнему. Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг, и конечно же «Большой Белый Доктор» Альберт Швейцер. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

"Я не знаю другого человека, в котором бы так идеально сочетались доброта и стремление к красоте, как в Альберте Швейцере." - Так Эйнштейн охарактеризовал Альберта Швейцера, выдающегося богослова, философа, музыканта и врача, по случаю его 80-летия.
Предлагаем вашему вниманию небольшею подборку цитат этого человека.

"Мои знания пессимистичны, но моя вера оптимистична."

"Не из чувства доброты по отношению к другому я кроток, миролюбив, терпелив и приветлив - я таков потому, что в этом поведении обеспечиваю себе глубочайшее самоутверждение."

"Ошибается тот, кто считает себя христианином лишь потому, что ходит в церковь.
Чтобы научиться молиться, сначала нужно научиться благодарить."

"Каждый из нас должен отдать необычный долг: за жизнь заплатить жизнью."

"Для человека, которому перевалило за 60, у меня есть один рецепт:много работать и - еще больше работать!"

"Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни."

"Подлинный оптимизм... состоит в стремлении к осознанному идеалу..."

"...Исполненное желание чаще всего приносит разочарование, ибо только ожидаемая радость есть истинная радость..."

"То, что обычно считается оптимизмом, - не более как естественная или приобретенная способность видеть вещи в розовом свете."

"Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной."

"Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой."

"Этическое - это нечто большее, чем не-эгоистическое!
Этика есть безграничная ответственность за все, что живет.
Нам необходимо подняться до духовности, являющейся этической, и до этики, включающей в себя всю духовность."

"Абстракция - это смерть для этики, ибо- этика есть живое отношение к живой жизни."

"Не обязательно быть ангелом, чтобы стать святым."

"Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами."

"Если посмотреть со стороны, то моя жизнь может показаться полной приключений. В принципе же, она очень проста. Мои предки были учителями и органистами. Поэтому, проходя мимо сельской школы, я всегда испытываю некое чувство тоски по профессии, которой традиционно занимались мои предки."

"В двадцать лет каждый из нас имеет лицо, дарованное нам Богом; в сорок - лицо, которое дала нам жизнь; в шестьдесят - лицо, которое мы заслужили."

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, нужно самому иметь душу."

"Только две вещи приносят облегчение от жизненых невзгод: музыка и кошки"

"Трагично не то, что человек умирает, а то, что в человеке умирает при жизни…"

"Личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ."

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городе Кайзерсберге, Германия. Образование получил в Мюнстере и Мюльхаузене, где обучался с 1884 по 1893 год. В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки.

С 1898 по 1899 годы он живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно. К концу 1899 года Швейцер защитил в Страсбурге диссертацию и получил степень доктора философии, а в 1900 году ещё и звание лиценциата теологии. Ещё через год вышли его первые книги по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса».

Вскоре Швейцер начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета, но уже в 1905 году он принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды.

Помимо научной работы Швейцер занимался и общественной деятельностью. Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества, а в 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы».

К тому же он был крупнейшим экспертом по конструкции органов, и его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. В 1911 году Швейцер сдал экзамены на медицинском факультете, и через два года закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса», получив степень доктора медицины. 26 марта 1913 года Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправляется в Африку.

В небольшом селении Ламбарене на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправляют во французские лагеря. В 1918 году Швейцера освобождают по обмену на французских военнопленных. Последующие несколько лет он работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами по всей Европе, читал лекции во многих европейских университетах, стал почётным доктором Цюрихского университета.

В 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2-х томах. Вся эта активная деятельность помогла Швейцеру скопить необходимые средства на восстановление больницы в Ламбарене. И в феврале 1924 года он вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, что позволило Швейцеру вернуться в Европу и вновь заняться концертной деятельностью и чтением лекций.

Следующие буквально три десятка лет он жил на два континента - то работал в Африке, то посещал Европу для чтения лекций, органных концертов и издания своих книг. В это время Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене и несколько европейских университетов присудили ему почётные докторские степени. А в 1953 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года и на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных.

Весной 1957 года Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. Вскоре после этого две тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний, Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение. Сам же Швейцер в 1959 году окончательно и навсегда уехал в Ламбарене, после этого больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.

До самых последних своих дней Швейцер продолжал принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 года в Ламбарене, а больница, основанная им, существует и работает до сих пор.

Альберт Швейцер (1875-1965) занимает в культуре XX в. особое место - он принадлежит одновременно и интеллектуально-философской традиции и традиции социально-нравственного реформаторства. Он как бы возвращает нас ко временам древних мудрецов и пророков, когда закладывались духовные основы цивилизаций, когда слово сливалось с поступком, знания воспринимались в их нравственно обязывающем значении, достойный образ жизни рассматривался как продолжение правильного образа мыслей. Основное внимание А.Швейцера направлено на критику ценностных оснований современной европейской культуры. Он считал, что европейская культура потеряла смысл, цель, пошла по ложному, гибельному пути, и свою задачу он видел в том, чтобы дать ей новые духовно-нравственные перспективы. В этом желании остановить гибельное развитие человечества, вернуть его к чистым религиозно-нравственным истокам Швейцер был редкостен, но не одинок; он находился в ряду таких людей как Л.Н.Толстой, М.Ганди, М-Л.Кинг.

А.Швейцер разрабатывал разнообразные теологические и философские проблемы. Ему принадлежат такие фундаментальные труды как "От Реймаруса до Вреде. История исследований жизни Иисуса" (Von Reimaarus zu Wrede-Geschichte der Leben-Jesu-Forschung. 1906);

"Мистицизм Апостола Павла" (Die Mystik des Apostels Paulus. Tubingen, 1930); "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). Основное свое дело мыслитель видел во всестороннем обосновании Нового жизнеучения, которое он назвал этикой благоговения перед жизнью. Этому посвящена большая часть сочинений А.Швейцера, центральное место среди которых занимает "Философия культуры", состоящая из двух частей: "Упадок и возрождение культуры" (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923); "Культура и этика" (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923).

Учение и биография Швейцера неразрывно связаны. Он стремился придать своей жизни достоинство этического аргумента и воплотить идеал человечности, который он теоретически обосновывал.

Альберт Швейцер родился в 1875 г. вторым ребенком в семье священника Людвига Швейцера в небольшом городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе. Его мать также была дочерью священника. Вскоре после рождения сына семья переехала в расположенный неподалеку городок Гюнсбах, где, как пишет Швейцер, он вместе со своими тремя сестрами и братом счастливо провел юношеские годы. Он рос в скромном достатке, в заботах любящих, хотя и строгих, родителей. Альберта отличали нравственная впечатлительность и сила воли.

Жизнь Альберта Швейцера и далее складывалась вполне благополучно. У него рано обнаружились разнообразные дарования, которые в сочетании с приобретенными в ходе семейного воспитания протестантскими добродетелями - трудолюбием, упорством и методичностью - предопределили успешную карьеру. Он закончил гимназию, затем Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Продолжил обучение философии и музыке в Париже. К 30-ти годам Альберт Швейцер был уже признанным теологом, многообещающим философом, органистом, мастером органостроения, музыковедом. Его книга о Бахе принесла ему европейскую известность. Он был удачлив в службе, имел широкий круг друзей. На подходе к вершинам славы он решает все разом поменять: Европу - на Африку, профессиональный труд - на служение страждущим, поприще ученого и музыканта - на скромную долю врача, ясное благополучное будущее - на неопределенную жизненную перспективу, сопряженную с неимоверным трудностями и непредсказуемыми опасностями. Почему он так поступил? Ни сам Швейцер, ни его исследователи не смогли ответить на этот вопрос сколько-нибудь убедительно.

Рассмотрим прежде всего фактическую сторону дела. Вот как описывает сам Швейцер историю этого растянувшегося на многие годы решения: "Однажды солнечным летним утром, когда - а это было в 1896 г. - я проснулся в Гюнсбахе во время каникул на Троицын день, мне в голову пришла мысль, что я не смею рассматривать это счастье как нечто само собою разумеющееся, а должен за него чем-то отплатить. Раздумывая над этим, лежа еще в постели, в то время, когда за окном пели птицы, я пришел к выводу, что было бы оправданным до тридцати лет жить ради наук и искусств, чтобы затем посвятить себя непосредственному служению человеку". Вопрос о том, чем и как он конкретно будет заниматься после тридцати лет, Швейцер тогда оставил открытым, доверившись обстоятельствам. Годы шли, приближаясь к обозначенному рубежу. И однажды, осенью 1904 г., он увидел на своем столе среди почты зеленую брошюру ежегодного отчета Парижского миссионерского общества. Откладывая ее в сторону, чтобы приступить к работе, он вдруг задержался взглядом на статье "В чем испытывает острую нужду миссия в Конго?" и стал читать. В ней содержалась жалоба на нехватку людей с медицинским образованием для миссионерской работы в Габоне, северной провинции Конго, и призыв о помощи. "Закончив чтение, - вспоминает Швейцер, - я спокойно принялся за работу. Поиски завершились". Однако прошел еще год, прежде чем он объявил о своем решении родным и друзьям (до этого он поделился своими мыслями лишь с одним не названным им близким другом). Это был год раздумий, взвешивания своих сил и возможностей, строгой рациональной проверки намерения на осуществимость. И он пришел к заключению, что способен поднять намеченное дело, что для этого у него хватит здоровья, энергии, выдержки, здравого смысла, и в случае неудачи - стойкости, чтобы пережить крах. Теперь оставалось только легализовать принятое решение. 13 октября 1905 г., будучи в Париже, он опустил в почтовый ящик письма, в одном из которых снимал с себя обязанности по руководству семинарией св. Фомы в Страсбурге, а в остальных извещал родителей и ближайших знакомых о том, что, начиная с зимнего семестра, он становится студентом медицинского факультета и намерен по окончании его поехать врачом в Экваториальную Африку. Примечательно, что швейцеровская трехступенчатая модель принятия решения воспроизводит выявленную еще Аристотелем схему морального выбора: а) общая ценностная ориентация воли; б) конкретное намерение, состоящее в рациональной калькуляции противоборствующих мотивов, выборе средств; в) решение.

Решение Швейцера вызвало среди родных и друзей настоящий переполох. Недоумение и непонимание переходило в активное противодействие. Но никакие эмоциональные оценки и благоразумные доводы не могли его поколебать. Ведь принятое решение было не началом, а итогом почти десятилетних раздумий. Швейцер лишь еще более укрепился в уверенности, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, живо почувствовал безнравственность любых попыток вторжения в чужую душу. Много раз повторит он в своих произведениях и свято будет всю жизнь блюсти заповедь: "Не судите других".

Альберт Швейцер закончил медицинский факультет, занялся врачебной практикой, защитил диссертацию по медицине ив 1913 г. вместе с Еленой Бреслау, на которой женился за год до этого, отправился в Африку, в ставшее с тех пор знаменитым местечко Ламбарене. Там он сразу же приступил к врачебной деятельности и начал строить больницу, средства на которую были собраны им заблаговременно. Швейцер остался верен избранному пути до конца своей долгой жизни. Он много раз приезжал в Европу, оставаясь в ней иногда по несколько лет, среди прочего и даже в первую очередь для того, чтобы добыть деньги для своей больницы, которая со временем разрослась в небольшой медицинский городок. Однако основным его делом было лечение больных в Африке.

Как известно, Швейцер не раз пытался реализовать свой принцип служения человеку: в студенческие годы он хотел принять участие в попечении о беспризорных детях, позже занимался устройством жизни бродяг и людей, отбывших тюремное заключение. Однако эта деятельность не удовлетворяла его, ибо ставила в зависимость от филантропических организаций, далеко не всегда безупречных. Да и общая атмосфера благотворительной деятельности, которая во многих случаях оборачивается самообманом нечистой совести, не могла удовлетворить остро ощущавшего любую фальшь Швейцера. Работа в Африке привлекала его именно независимостью от официальной благотворительности. При этом вначале он намерен был поехать туда миссионером, но с удивлением обнаружил, что для руководителей Парижского миссионерского общества тонкости теологических убеждений имели куда более важное значение, чем готовность к христианскому служению. И тогда он решает работать только врачом, чтобы свести к минимуму зависимость от Миссионерского общества.

Конкретная форма служения человеку, избранная Швейцером, была, можно сказать, самой подвижнической: врач не навязывает свои услуги другим (иначе всегда остается сомнение в чистоте мотивов), а наоборот, другие, нуждающиеся, сами ищут помощи у него. Как врач, Швейцер мог поставить себя на службу людям практически везде, в том числе и в экваториальной Африке, в любых обстоятельствах, даже в лагере, куда он был интернирован во время первой мировой войны. Врачебная деятельность почти идеально подходила для индивидуалиста, ревниво ограничивающего свою активность пределами личной ответственности - здесь эти пределы задаются физическими возможностями самого врача.

А.Швейцер был очень организованным человеком и обладал поразительной работоспособностью. Занимаясь больницей - и как врач, и как директор, и как строитель, и как экономист, - он находил еще время для музыкальных опытов. И он не прекращал научных занятий. Начиная с первой диссертации "Философия религии И.Канта" (1899) и до конца жизни он вел исследования в области философии, этики, теологии.

В 50-е годы он включился в борьбу за мир, точнее, за запрещение атомного оружия. В 1952 г. ему была присуждена Нобелевская премия мира.

О Швейцере обычно говорят, что он отказался от судьбы процветающего европейца, блестящей карьеры ученого, педагога, музыканта и посвятил себя лечению негров никому дотоле неведомого местечка Ламбарене. Но в том-то и дело, что он не отказался. Он состоялся и как выдающийся мыслитель, деятель культуры и как рыцарь милосердия. Самое поразительное в нем - сочетание того и другого. Дилемму цивилизации и милосердной любви к человеку он снял самым продуктивным образом. Предлагаемое им решение можно резюмировать словами: цивилизацию - на службу милосердной любви. Швейцер в опыте своей жизни соединил вещи, которые считались и считаются несоединимыми: самоутверждение и самоотречение, индивидуальное благо и нравственные обязанности. Первую половину жизни он посвятил самоутверждению, вторую - самоотречению, первую - себе, вторую - другим. Соотношение этих двух моментов он понимал как иерархию и практиковал служение людям в такой форме, которая позволяла ему действовать как носителю духа цивилизации и даже продолжать (уже, конечно, в качестве побочной) свою деятельность философа и музыканта.

Умер Альберт Швейцер в Ламбарене в 1965 г. Там же он похоронен. Медицинский комплекс в Ламбарене продолжает полноценно функционировать благодаря усилиям друзей и последователей выдающегося гуманиста и мыслителя XX в.

Альберт Швейцер - жизнь, отданная людям

В.В. Гажиев, А.И. Бобровицкая, В.А. Мельник

Государственный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк

Ключевые слова: история медицины, деонтология, персоналки

Истекающий XX век - "железный век" останется в памяти человечества благодаря невероятному нагромождению беспрецедентных социальных потрясений, грозных природных и техногенных катастроф и экологических катаклизмов. Достаточно упомянуть хотя бы следующее: две самые кровавые в истории человечества мировые войны, многочисленные гражданские войны, развал мировых колониальных систем, создание новых государств, демографический взрыв на ряде континентов, изменение климата на планете в связи с потеплением, проблема с появлением озоновых дыр и многое, многое другое.

Нельзя не признать, что и сегодня большая часть человечества мучительно ищет путей выхода из перманентного состояния отсталости, нищеты и голода.

Парадоксально то, что наш век многими исследователями определяется в истории цивилизации рекордным по проявлениям антигуманизма, жестокости и правового беспредела. И эта ситуация фантасмагорически сочетается с колоссальным духовным, гуманистическим потенциалом, накопленным человечеством на протяжении нескольких тысячелетий. Естественно, что во все периоды истории цивилизации и культуры существовало понятие "борьбы добра и зла". Философы, ученые, религиозные и политические деятели, лидеры и правители, филантропы, гуманисты и альтруисты, представляющие различные течения общественной мысли, философские и религиозные направления сделали огромный вклад в формирование понятий морали, общественной этики, культуры и идеалов гуманизма.

Имена и деяния выдающихся гуманистов всех времен и народов не только остались в благодарной памяти потомков, но и служат стимулами для иоиых поколении и борьое "за создание более благоприятных уе.ювии существования человека на земле. Тем не менее многое разумное, правильное и доброе, заложенное в великих учениях и философских системах не реализовалось на пользу людей, наоборот, в своеобразном тупике систематически оказывались этика, мораль, культура, демократия и религия.

20 век выдвинул и поднял на небывалую высоту деятелей прежде всего политических и религиозных, которые были возвеличены своими связями с движениями масс, с различными переворотами и социальными эксцессами.

Достижения науки стали применять для создания средств, направленных против человечества, на манипулирование сознания и воли людей. В практику политиков укоренились демагогия и популизм. Как и в давние времена краеугольным камнем во взаимоотношениях людей во многих странах сохраняется, хотя и в разной степени закамуфлированное, право сильного. Над миром повисла и еще не устранена угроза атомной войны, тлеет опасность развязывания конфликтов с применением бактериологического оружия.

В настоящей статье дается очерк об уникальном человеке Альберте Швейцере, который на протяжении большой и плодотворной жизни не только исповедовал истинное человеколюбие и добро, но и на практике в своей многогранной деятельности реализовал идеалы гуманизма. Он никогда не представлял ни одной партии, или какого - либо движения и шел по жизни своим путем, не "играл в чужие игры", был прежде всего человеком индивидуальных действий и исповедовал личное благородство в обществе, признающем только обезличенную силу. Тем не менее его деятельность была не только замечена, она получила признание мировой прогрессивной общественности. Более того, совершенно не стремясь к этому, он приобрел репутацию и славу одного из самых истинных филантропов XX века. Когда - то он сказал:"Человек должен бороться, бороться со злом, а не сидеть сложив руки, ожидая божественного вмешательства" [З]. Эти слова по сути явились программой, символом его жизни и деятельности. Альберт Эйнштейн заметил о Швейцере: "Наконец - то в это трагическое столетие появился великий человек" [I].

Для нас медиков особенно значима и поучительна в его большой жизни прежде всего врачебная деятельность, которой он посвятил более полувека.

Когда 3 сентября 1965 года из африканской страны Габон пришла скорбная весть о кончине Альберта Луи Филиппа Швейцера, весь цивилизованный мир испытал глубокую скорбь.

А. Шнейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе в семье потомственного протестантского священника. Несколько поколений его предков были пасторами и органистами. Начальное образование Альберт получил в сельской школе, затем продолжил учебу в "Реальшуле" в Мюнстере, а завершил среднее образование в гимназии в Мюльхаузене. В 18 лет поступил в Страсбург-ский университет, где одновременно осваивает философию, теологию и теорию музыки. Студентом второго курса был призван на солдатскую служоу, но не прекращал посещать, лекции в вузе по философии. Позже совершенствовал свои знания, слушая лекции в Парижской Сорбонне и Берлинском Университете. В 24 года (1899) получает степень доктора философии (тема докторской диссертации "Философия религии Канта"). Позже он подготовил диссертацию по теологии (1аина мессианства и страданий. Очерк жизни Иисуса").

Невзирая на научные успехи, А. Швейцер, следуя семейной традиции, становится

священнослужителем и трудится в скромном приходе. Но этот путь уже не его удел. А. Швенцера приглашают работать преподавателем в университет. Круг интересов молодого профессора необычайно широкий. Он прежде всего озабочен состоянием современной культуры и цивилизации. В 1900 году публикует работу об упадке (Ьилософии и культуры в современном мире. Готовит солидный труд о философии Канта, который был напечатан .

Исходным пунктом А. Швейцера в подходе к проблеме явилось растущее противоречие между прогрессом современной ему цивилизации и науки и идеалами гуманистической этики . Параллельно своим разносторонним и многоплановым занятиям он, согласно семейной традиции, с увлечением овладевал секретами органной музыки. Довольно скоро он достиг в этой области столь высоких результатов. что был признан одним из лучших исполнителей органных произведений великого И.С. Бахл п Европе, а п последствие и п мире. Интересен также следующий факт его жизни и деятельности в этот период, когда А. Швейцер, профессионально изучая органостроение, внес ряд ценных предложений по усовершенствованию устройства этого популярного у любителей музыки инструмента."В итоге он пишет серьезный труд по рационализации устройства органа, оцененный специалистами как классический. Интерес А. Швейцера к творчеству И.С. Баха получил свое выражение в создании нескольких глубоких исследований о нем. изданных в разных странах [б].

Вышесказанное о Швейцере свидетельствует. что в период расцвета своих творческих сил, он достиг многого, необходимого для благополучной и счастливой жизни: имел мировое признание, его ждала блестящая карьера в университетах Европы, или на музыкальном" поприще.

Однако, этот удивительный человек поступил иначе. Как христианин, следующий Евангелию, призывающему помогать ближнему, особенно увечному, угнетенному и страдающему, он с юных лет наблюдал" неразрешенные противоречия современного общества и не мог с ними смириться. В последствие в своей автобиографии он говорит: "Я сказал себе, что до 30 лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям" .

Для реализации своих помыслов он выбирает медицину. В тридцатилетнем возрасте в ореоле своих званий, известности, славы он поступает на медицинский факультет Страс-бургского университета. Учеба проходила нормально и была успешно завершена. В автобиографии. касаясь периода учебы на медицинском факультете, он отметил: "Изучая естественные науки, я почувствовал, что" соприкоснулся с действительностью, что нахожусь среди людей. для которых каждое утверждение требует обоснования и действия. Изучение естествознания для меня больше чем совершенствование знаний. Оно явилось событием в моей духовной жизни" [I].

Выбор места врачебной деятельности выпал на африканскую страну Габон. Из газет Швейцер узнал об объявленной миссией в Габоне вакансии на врачебную дол." мл. Ламбарене. Сегодня весь просвещенг i ми, ".наст о Ламбарене. а тогда это было ^ытое Богом место.

Габон - государство в Центральной Африке, находится в зоне влажных лесов. Благодаря природным условиям относится к экстремальным регионам мира. В описываемый период Габон являлся колонией Франции. С 1910 по 1958 год относился к Французской Экваториальной Африке. С августа l^O года Габон -независимая республика. В своих более поздних записях А. Швейцер пишет: "Когда я поехал в Африку, я уже смирился с мыслью, что приношу три жертвы - лишаюсь возможности играть на органе, отказываюсь от академической преподавательской деятельности, к которой привязан всей душой, теряю материальную независимость и понимая, что вся моя даль-.нейшая жизнь будет зависеть от помощи друзей". Дальше он пишет: "Я читал и;т слышал от миссионеров о жллком физическом состоянии туземцев джунглей. Чем больше я об этом думал, тем непостижимее казалось, как это мы европейцы, так мало уделяем внимания великому гуманному долгу" [З]. Когда Швейцер со своей молодой женой Еленой Бреслау (она бы-.ла медсестрой) в 1913 голу ступили на африканскую землю, их потрясла могучая первозданная природа, мощь реки Огове. омывающей берега острова, на котором раскинулся Ламбарене - типичный колониальный поселок. где цари.ш отсталость, нищета, высокий уровень заПилепасмости псепочможпыми в том числе тяжелейшими тропическими болезнями. Молодую семью с самого начала ожидали суровые трудовые будни, необходимость устройства жилья, быта с одной стороны, а с другой -начинать свою врачебную работу. Прежде всего не было больницы, не было необходимых строительных материалов, полностью отсутствовали р.юочие - строители. Но зато. прослышав о приезде белого врача, п Ламбарене дпи-нулись 6о;1Ы)ыс из разных мест Габона. Можно было впасть в отчаяние, но молодая семья не сдалась. Туземные хижины переоборудовали в больничные помещения: например, старый курятник преобразили в операционную, жилье врача - п аптеку и т.д. Позже А. Швейцер вспоминал: "Я набрался мужества и остался. Нищета. которую я видел, давала мне силу для этого. а вера в людей поддерживала мою решимость. Я хочу верить, что найду немало таких людей. которые спаслись от тяжелых недугов и поэтому с готовностью согласятся помогать тем. кто находится в таком же положении, в каком находились сами" [I]. Строительство больничного комплекса проходило в очень сложных условиях. Первоначально были сооружены больничные корпуса (фактически бараки) из местных материалов (дерево, бамбук). Затем созидательная работа прекратилась, т.к. в связи с началом первой мировой войны в 1914 году доктор Швейцер, как эльзасец был интернирован французскими колониальными властями, а затем в 1^"17 году в качестве "военнопленного" был направлен в лагерь на территории Франции. И только в 1924 году после длительного вынужденного отсутствия Швейцер вернулся в Ламбарене. где застал полную разруху: большая часть построенных больничных помешенин исчезла, сохранился лишь один барак, используемый как приемный покой и операционная.

Начался новый этап восстановления и развития госпиталя, который в целом завершился в 1925 году. Постоянно возрастающее количество поступающих больных с различной патологией уже не вмещалось в восстановленной больнице и у Альберта Швейцера возник план постройки нового госпиталя. Территория, на которой предполагалось осуществить строительство нового больничного городка, была подарена Швейцеру правительством Франции еще при колониальном режиме. При сооружении новой больницы Швейцер выступал в нескольких ипостасях, не связанных с его врачебной профессией и многогранными знаниями и умениями: он оказался главным архитектором, десятником и даже рядовым строителем, а также специалистом и в других ооластях. Так, например, он руководил работой по обустройству колодцев, насаждению фруктовых деревьев, внедрению новых видов огородных и, прочих культур. В работе ему помогали европейцы, но основная работа выполнялась местными жителями, преимущественно реконволесцентами. Строительство в Ламбарене не прекращалось на протяжении всей деятельной жизни Швейцера. Со временем больничный комплекс приобрел черты современного медицинского учреждения, в который органически вплелись особенности местной тропической архитектуры, обусловленной климатом, строительными материалами, особенностями быта и менталитета местных жителей.

При этом ни одно правительство, ни одна организация не оказывали Швейцеру регулярной финансовой, или другой материальной помощи. В этой связи А. Швейцер постоянно был озабочен добыванием недостающих средств для самых различных целей: на покупку лекарств, продовольствия, оборудования и многого другого. Конечно, со временем у Швейцера появилось немало друзей, которые периодически направляли в Ламбарене денежную и гуманитарную помощь, но особенно важно знать и помнить то, что основные и притом немалые деньги были им заработаны лично. Все, что он зарабатывал литературной и концертной деятельностью было вложено в главное дело А. Швейцера - (ильницу в Ламбарене.

Больница насчитывала более 50 зданий, в которых одновременно размещалось в среднем до бб0 больных.

Характер лечебно-профилактической деятельности ламбаренской больницы имел свои особенности, что было связано также с личностью А. Швейцера. Медицинское обеспечение больных осуществляли всего 5 врачей и 16 медицинских сестер (все преимущественно из Европы). Они бь1ли добровольцами и заработной платы не получали. Им оплачивали проезд из Европы в Африку и назад, иногда давали.тпуск.

И, -n крайне тяжелого климата наолю-далась bi . ...ля текучесть кадров специалистов-европейц., но на смену убывшим прибывали новые добровольцы медики, жаждущие и^по-читавшие за честь трудиться рядом со Швейцером. В составе сотрудж ^ов были и африканцы, раннее больные. Освона определенный набор навыков медицинского характера, они стали верными и усердными помощниками профессиональных медиков.

Структура заболеваемости пациентов Ламбарене была естественно очень разнообразной. Больные стекались со всех районов страны до 800 -1000 км с самой различной патологией:

Серьезной проблемой для страны является также распространение среди жителей тяжелой болезни фрамбезии (неполовой трепонема-тоз). Эпизодически возникали специфические ситуации, требовавшие хирургической помощи в связи с нанесением людям травм дикими животными (крокодилами, бегемотами, леопардами, обезьянами и пр.). Врачи овладели методами оказания помощи укушенным ядовитыми змеями и членистоногими. Нередко поступали больные, страдающие авитаминозами и болезнями, обусловленными нарушением питания (бери-бери, пелагра, квашиоркор).

При таком положении вещей медицинская группа под руководством А. Швейцера осуществляла всю полноту необходимой, многоплановой лечебной помощи больным, поступающим в Ламбарене. Особенно важный и неоценимый вклад сделан Альбертом Швейцером и его соратниками в борьбу с проказой (лепрой) на территории Габона и сопредельных стран. Габон - одна из наиболее пораженных лепрой стран мира (проказа зарегистрирована у 2,3% населения). Ламбаренский лепрозорий - большая деревня, выросшая рядом с больничным комплексом - начали строить в 1953, а завершили в 1957 году. Строительство и обустройство крупнейшего в Африке лепрозория осуществлено на деньги от Нобелевской премии, которой А. Швейцер был удостоен в октябре 1953 года. Лепрозорий рассчитан на несколько сот стационарных больных. В настоящее время лепра уже излечивается. Выздоравливающие могут трудиться в мастерских кустарных промыслов, а также на плантациях бананов, сахару ного тростника, маниока. Больные проказой живут семьями и для детей создан детский сад.

Необходимо отметить, что больница Швейцера по ряду особенностей отличалась не только от европейских аналогичных учреждений, но и от государственных больниц африканских стран. Пациенты поступали на лечение к "Большому Белому Доктору" (так называли А. Швейцера местные жители), как правило, с запущенными заболеваниями и в сопровождении родственников, которые на период лечения оставались с больными для ухода за ними. Это

создавало дополнительные сложности (размещение, питание), но больница, в которой постоянно испытывалась нехватка персонала, приобретала необходимых помощников.

А. Швейцер установил следующие основные неукоснительные правила жизнедеятельности больницы обязательные для всех: а) забота о больном, б) соблюдение чистоты, в) соблюдение дисциплины. Никто не имел каких-либо привилегии, независимо от положения. национальности. Лечение было бесплатным. Существенной была и есть проблема языкового общения. Медицинские работники, европейцы и африканцы и больные принадлежали к разным этническим группам, общего языка нс было. в определенные периоды говорили по крайней мере на 15 языках и наречиях. Основными переводчиками были африканцы, усвоившие определенные навыки разговорной речи европейцев. Особенно остро на первых порах раоо-ты А. Швейцера стояла задача психологического характера: как найти дорогу к сердцу людей впервые в жизни общавшихся с врачами и не имеющих ни малейшего представления о научной медицине, как преодолеть недоверие к белому человеку, олицетворяющему колониализм 0 Как заслужить доверие больных к врачу. к которому африканцы изначально испытывали прсдуоеждснис? Габонскис пациенты, например. таблетированные лекарства использовали как украшения. Они проделывали в таблетках отверстия, нанизывали на нитки и носили их на шее. в ушах и других частях тела. А. Швейцер и его коллеги ввели в обычай обращаться к больным со словами "брат" и "сестра".

Своеобразно решали вопрос питания больных и персонала. Пациенты готовили пищу себе сами. за исключение тяжелобольных и оперированных. Питание больных было преимущественно вегетарианским, что обусловлено типичной для Африки нехваткой белковой пищи. Это больной и старый вопрос, который не решается и сегодня. Во многих африканских странах, в том числе и в Габоне, в связи с распространением трипаносомоза (сонной болезни). к которому восприимчив крупный рогатый скот. этих животных не разводят. Переносчик сонной болезни - знаменитая муха це-це. Мясо животных - истинное и редкое лакомство для рядовых габонцев в том числе и для обитателей из Ламбарене - изредка поступало на стол. если удачливые охотники добывали из реки Огове крокодила или бегемота. Но зато рыба была на столе часто. Ее ловили в той же Огове. Положение с питанием касалось всех. для персонала и пациентов в меню различий не было. кроме требований, определяемых болезнью. С целью улучшения питания в больнице по инициативе Швейцера стали разводить домашнюю птицу.

Большой роскошью для жителей Габона являлась обычная поваренная соль. Поэтому Шпейцер ввел в обиход больницы приятный обычай: каждый выписываемый домой получал в подарок "на посошок" мешочек с солью.

Трудно перечислить все добрые дела Швейцера и его сотрудников. В его госпитале прошли курс лечения несколько сот тысяч человек. проведено несколько тысяч хирургических операций. Ежедневно получают амбулаторную помощь до 500 больных. Внедрены профилактические методы: все дети из ближаиших мест от Ламбарене проходят медицинские осмотры и подвергаются иммунопрофилактике.

В Ламбарене готовят также местные медицинские кадры. При госпитале организованы курсы медицинских сестер, где будущих специалистов обучают всему необходимому для работы с больными на современном уровне.

Медицинская деятельность Альберта Швейцера в Габоне была не единственным родом его занятии.

Он продолжал заниматься наукой, музыкой. лекционной деятельностью за пределами Африки. В период с 1933-1939 год университеты Пвропы присудили ему несколько почетнмх докторских степенен.

Бу 1учч тесно связанным с г iooi"" f. Швейцер, тем не менее, не мог не эа.чима-главной проблемой нашего "железного век. установлением длительного и прочного мира. Он участвовал в важных мировых акциях, был "активным противником ядерных испытании и политики гонки вооружении. Борьба за жизнь на земле, за мир связала Альберта Швейцера с выдающимися людьми мира. Г.го близкими друзьями были Ромен Роллан. Стефан Цвейг, Альберт Эйнштейн. Слртр и другие. Он называл и\ ^ ор.тгниками. поддерживал с ними активную переписку. Выше упоминаюсь, что п "1953 голу доктор Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира за свою благородную. гуманную деятельность. В ноябре 1954 года в бело он произнес знаменитую Нобелевскую речь о проблемах мира в современном мире. Специального многопланового исследования требует мировоззренческая сторона духовного мира Швейцера. Исходный принцип его мировоззрения "благоговение перед жизнью", как основа нравственного этического возрождения чсловсчсстпп. Он призывал люлси признать друг дрма достойным доверия и счтал, что благоговение перед жизнью не исчезает, пока есть лю.ш. исповедующие Любовь .

Н.чслсдие Альберта Швейцера как мыслителя и философа нуждается в глубоком изучении и популяризации. Сегодня к этому источник} мудрости приходят люди нового поколения. чтобы приобщиться к извечным истинам Веры. 11адежды и Любви.

Интерес к личности и деятельности Швейцера в последние годы обострился у всех. кто озабочен поисками нравственных ориентиров.

В первую очередь, это относится к людям. избравшими своей профессией медицину. В СССР и даже в западных странах Альберт Швейцер не был оценен по достоинству и однозначно. Идеологический и научный официоз трактовал его в лучшем случае как абстрактного идеалиста, чудаковатого беглеца из техно-генного мира в девственные дебри Африки, где он уподоблялся некому "Доктору Айболиту". Кстати, работая в Габоне, Швейцер действительно лечил домашних и диких животных.

В советское время его имидж был отягощен еще званием "миссионер", кем он в действительности был. а по нашим воззрениям - это образ явно отрицательный. Затем отсутствие у него восхищения социализмом вообще и его советской моделью - не добавляли ему авторитета. Работы Швейцера практически не были

переведены на русский и тем более украинский язык. Историки медицины не занимались научными разработками, касающихся личности и деятельности Швейцера. Его опыт медицинской работы в тропической стране не получил отражения в учебных пособиях. В программах медицинских вузов о Швейцере не упоминали. В качестве исключения упомянем, что в 1971 году в серии "ЖЗЛ" была издана книга Б. Носика "Швейцер". Среди сотрудников в Ламба-рене советских врачей не было. Только один раз к концу его жизни Ламбарене посетила группа официальных лиц из Москвы.

Сегодня примером возрождения интереса к Альберту Швейцеру может быть названо основание в Варшаве Всемирной Академии медицины Альберта Швейцера, в состав которой входят профессора из 42 стран. В их числе ректор НМУ академик Е. Г. Гончарук. В правлении Академии состоят Лауреаты Нобелевской премии и сотрудники Швейцера по Ламбарене. Почетный Президент Академии - дочь великого гуманиста Рена Швейцер-Миллер. В правление Почетных Советников входит внучка Швейцера - Кристиана Енгол. Цель Академии - по словам Президента Польского академика медицины профессора Казимежа Имиелински - "гуманизация и гуманитаризация всех отраслей науки, особенно в медицине, поиски духовного наследства Альберта Швейцера (его идей, особенностей мышления, стиля жизни) и внедрения их в практику - особенно медицинскую"

14-15 мая 1999 года в Варшаве состоится под эгидой польской Академии медицины XI Международный симпозиум под лозунгом "Модель личности Альберта Швейцера и современная медицинская практика "

В.В. Гаде/ее, A.I. Бобровицька, В.А. Мельник Альберт Швещер - життя, в1ддане людям Державнии.медичнии университет ш. М. Горького, м. Донецьк

Альберт Швейцер (1875-1965) - шмецько-французський лжар, мислитель, близький до фиюсофн житгя; протестантськин теолог, м1сюнер, знавець музики та славнозвюний виконавець на орган! твор1в 1.С. Баха. В 1913 poui заснував шпнталь в Ламбарене (Габон), з яким назавжди пов"язав свое життя та д1яльн1сть. Грунтовании принцип його свггогляду - схиляння перед життям", як засада морального в1дродження людства. Був прихильннком 1ндив1дуальних дж, та сповщував особисту шляхетжсть в сустльств!, яке виэнае фактично чинн1сть безособово"1 сили. В 1953 poui оув удостоений Нобсл1вськоТ премп за велику гуманну, в першу чергу, л1карську д1яльн1сть. Автор багатьох книжок та досл1джень. Був почесним доктором наук декщькох Свропейських университет. В останнж час спостер1гаеться зростання жтересу багатьох, хто заклопотаний пошуками моральних ор1ентир1в, до особистост! Альберта Швейцера. (В1сн. пг.епщ.-1999.-Т.З, №2.- С .157-161).

V.V. Gazhiev. A.I. Bobrovitskaya, V.A. Melnik Albert Schweitzer, the life devoted to people Gorky stale medical university, Donetsk

Albert Schweitzer (1875-1965) is a German and French physician, thinker, close to the philosophy of life;

protestant theologist. missioner, connoisseur of music and famous organ player. In 1913 he founded a hospital in Lambarene (Gabon), his further life and activities beinii associated with it. The basic principle of his world outlook was "worship of life" as a pledge of a moral resurrect win of man. He was a partisan of tair actions and stood tor a personal nobility in the society"which actually recognized only inpersonal strength. He was a Nobel Prize Winner for his humane, above all medical, work (1953). He authored many books, investigations. Was a honontic cause, doctor of a number of European Universities. At present the interest of those seeking moral values and wishing to understand the personality and activity of Albert Schweitzer is increasing. (Arch. Hyg. Epid.- 1999.-Vob, ?2.- P.

157-161).

Литература

1. Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером: Пер, с нем. М.: Наука, 1967.- С.136.

^ iMioimcbKi К. Визнання. КиТв, медичш

кадри.29.12.1998.

3 Мелехов Б. Габон. М.: Мысль, 1977.- С.64. 4. Носик Б. Швейцер. М.: Молодая гвардия,

1971 - С 414

5 " Сафронова Н. Альберт Швейцер. Благоговение перед жизнью. М.: Медицинская газета. 7.10.1990. _ _ 8. Швейцер А. Иоганн Сеоастьян Бах: Пер

с нем. Москва, "Музыка", 1965.-С.125.

9 Швейцер А. Признать друг друга достойным доверия: Пер. с нем. М.: Медицинская газета 7.10.1990.

10. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем.

М.: Медицинская газета, 7.10.1990.

Гажиев В.В., Бобровицкая А.И., Мельник В.А. Альберт Швейцер - жизнь отданная людям//Вестник гигиены и эпидемиологии. - 1999. - Том 3, № 2. - С.157-161.

(1965-09-04 ) (90 лет) Место смерти Ламбарене , Габон Страна Альма-матер
  • Страсбургский университет
  • Тюбингенский университет
Язык(и) произведений немецкий , эльзасский диалект и французский Направление Западная философия Период Философия XX века Основные интересы этика Значительные идеи благоговение перед жизнью Награды Премия Гёте (1928)
Премия мира немецких книготорговцев (1951)
Нобелевская премия мира (1952)
Медаль Парацельса (1952)
Большая золотая медаль SEP (1959)
Премия Соннинга (1959)
Альберт Швейцер в Викицитатнике Альберт Швейцер на Викискладе

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра .

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни" .

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.