Заповедь христа о богатстве праведном. Во-первых, Господь призывает нас искать Царства Божия

Жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви.

Уже почти две тысячи лет христианская Церковь совершает свою земную миссию. Статус Церкви уникален: имея богочеловеческую природу, она живет одновременно в двух реальностях и в трех временных пространствах.

Две реальности – материальная и нематериальная. Это значит, что Церковь хоть и существует в мире и имеет видимые формы, но по своему духовному происхождению неотмирна. Подобно женщине, имеющей в чреве ребенка, Церковь носит в своем человеческом теле божественную благодать, источник великой радости и в то же время скорби, потому что человеческое тело тянется к земле, а благодать к небу.

Три времени – это прошлое, настоящее, будущее. Совершая Евхаристию в настоящем, Церковь входит в реальность прошлую (участники Литургии становятся истинными участниками Тайной вечери) и устремляется в будущее (в одной из литургических молитв говорится о воспоминании «второго и славного паки пришествия»). Церковь сегодня живет плодами искупительного подвига Спасителя, совершенного две тысячи лет назад, и ждет второго пришествия Христова.

Бытие Церкви являет в себе великую и вечную религиозную антиномию Бога и мира, Неба и земли, Духа и плоти. Эта антиномия глубоко трагична. Трагизм Церкви в том, что она всегда, стремясь в небо, все же должна опираться на землю; воздевая в молитве руки, всегда имеет опасность споткнуться о камни, лежащие на пути ее земного странствия. Одним из таких камней был и остается соблазн материального обогащения.

С целью сохранения в человечестве истинного богопочитания Господь отделяет Себе еврейский народ и дает ему закон. На протяжении всей истории ветхозаветного Израиля не умолкает в нем пророческий голос, предупреждающий евреев об опасности сребролюбия и тесно связанного с ним идолопоклонства. «Не поможет богатство в день гнева… Надеющийся на богатство свое упадет… Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу», – говорит Соломон (Прит. 11:4; 11:28; 23:4–5). Зная опасность духовной зависимости от имущества, псалмопевец Давид предупреждает: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).

В то же время богатство в Ветхом Завете рассматривалось и как благословение Божие. Мы знаем множество ветхозаветных праведников, которые были очень богаты. Но они не привязывались к своему имуществу и хорошо понимали, Кто дал им все. Так и говорит, например, Иаков брату своему Исаву, предлагая ему дары от стада: «Прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все» (Быт. 33:11). «Господь дал, Господь и взял… да будет имя Господне благословенно!» – восклицает Иов, в один миг лишившись детей и огромного имения. Самый богатый человек своего времени, царь Соломон, делает вывод в конце книги «Екклесиаст»: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

В Новом Завете открывается прообразовательное значение ветхозаветного богатства как указание на духовные сокровища, подаваемые Христом. Праведник Нового Завета – это обладатель внутреннего богатства. Причем речь идет о богатстве преизобилующем и неисчерпаемом: о Царстве Божием. Именно потому, что наш Бог – Бог Ревнитель (Втор. 5:9) и Огонь Поядающий (Втор. 9:3) – дарит нам Самого Себя и Свое Царство. Слова Христа и Его апостолов о богатстве материальном резки и суровы:

«Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение» (Лк. 6:24). «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! …Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10:23, 25). «Горе вам, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас» (Иак. 5:1). Не менее жестко говорит и ап. Павел: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9–10).

В «Деяниях апостолов» мы читаем, что у первой иерусалимской общины имущество было общее. Однако такой вариант христианского коммунизма не просуществовал долго. В том же тексте говорится о ропоте эллинистов из-за пренебрежения их вдовиц, об обмане Анании и Сапфиры. Ап. Иаков пишет в своем послании о лицемерии многих христиан по отношению к богатому классу. Как видно, вопрос власти и богатства начал беспокоить Церковь с самого начала ее существования.

***
В IV веке, когда Церковь была официально признана государством и получила в свое распоряжение огромные материальные средства, проблема обогащения и обмирщения нависла над ней грозовой тучей. Буквально мучился решением имущественного вопроса Златоуст. Когда он касается этой темы в проповедях, чувствуются тревога и волнение великого архипастыря. Остановимся на учении Златоуста о богатстве – мысли вселенского учителя помогут прийти к важным выводам.

В идеале имущественного неравенства быть не должно, ибо любовь отрицает неравенство, считает Златоуст. Путь к его искоренению – добровольный монастырский коммунизм (имущество общее, и при этом все работают). Если сейчас мир к этому не готов, нужен по крайней мере индивидуальный отказ каждого человека от части своего имения в пользу бедных. Пока грех жив, неравенство даже и необходимо, т. к. нужда побуждает к труду и является изобретательницей всех искусств. Поэтому Бог и попускает быть богачам (как Божьим казнохранителям). Богатство даже может быть благом при наличии двух условий: если действительно дается Богом и если расходуется на нужды бедных.

Богатство, данное Богом – это какое? Златоуст утверждает, что он не знает ни одного обладателя праведного богатства. Единственный пример, который он может найти, – это ветхозаветные праведники: их богатство определялось в основном стадами скота. А приплод скота зависит не от человека, но от Бога. Таков, по Златоусту, единственный пример праведного богатства.

Даже если имущество досталось в наследство, Златоуст предлагает по родословной дойти до Адама и Евы и вопрошает: «Разве у первых людей было неравенство? Нет. Значит, богатство, тебе принадлежащее, когда-то кем-то похищено».

Далее. Насколько личная собственность может быть израсходована на нужды бедных? По Златоусту, критерием здесь выступает совесть. Как известно, она у всех разная. В конце этого туннеля видится опять же полный отказ от имущества.

***
Размышления вселенского учителя на эту тему похожи на бой евангельской нравственности с экономикой. Последняя у Златоуста проигрывает и побеждает нравственность. Но, к сожалению, мы знаем, что в жизни обычно все наоборот.

Интересно, что размышления одного из величайших умов христианской Церкви оказываются довольно непрактичными для реальной жизни. Впрочем, они дают важные мысли для понимания проблемы собственности в христианстве.

Первое: экономика христианского государства в принципе удобнее строится скорее на заповедях Ветхого Завета, чем Нового. Да, общественные отношения должны получить евангельскую прививку. Но пока существует грех (а он будет существовать до конца мира), никакая утопия невозможна. Царствие Божие видимым образом на землю не придет. То же можно сказать и об учении Златоуста, приложимому лишь к возрожденному во Христе обществу.

Второе и самое главное: Новый Завет ведь не об экономике. Он – о браке души с Христом. А брак ведь тоже не экономика, брак есть любовь.

Поэтому-то жесткие слова Христа о богатых и богатстве по сути являются суровым предупреждением разрушения любви, нарушения супружеской верности души по отношению к Христу. Отсюда и праведный гнев Павла, певца Любви, говорящего: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры». Вера не однополярна, она всегда – взаимоотношение. Вера подразумевает верность обеих сторон. Измена не только нарушает верность, но и подрубает веру под корень. Нелепо верить в Того, Кто есть Любовь, не любя.

Всякий христианин, независимо от пола и семейного положения, обручен с Христом. Истинное богатство и сокровище наше – любовь Божья, встретившая нашу взаимность. Если сердце наполнится Иисусом, сребролюбию в нем не будет места.

Если мы пережили личную встречу с Господом, если каждое слово Евангелия принимается нами как глоток свежего воздуха, если в Пасхальную ночь мы приобретаем опыт умирания и воскрешения, если воскресный день для нас немыслим без Литургии, а Литургия – без причащения, если страшное зрелище наших грехов когда-то переломило нас пополам, но мы выжили, и вот стоим в храме и радуемся о Христе – значит, соблазн богатства не так уж и страшен для нас.

А если всего этого нет? Тогда человека все страшит.

***
Вот как получилось – начали о богатстве, а закончили о любви. Что ж, наверное, это правильно, ведь христианин на все в мире смотрит сквозь призму своей любви, любви к Христу, той любви, которая является нашим главным богатством и останется таковым до конца. Если только мы будем теми, кем быть должны…

Сергей Комаров

В статье использованы материалы из книг:

Новомученик Иоанн Попов. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Эл. ресурс: http://lib.pravmir.ru/library/book/412
Сомин Н. В. Учение Св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне // Эл. ресурс: http://www.chri-soc.narod.ru/zlatoust_main.html

Учение Будды. Христианство

Существуют те или иные предписания для верующих разных религий. Как правило необходимо вести праведную жизнь, соблюдая Божьи заповеди и законы (иудаизм), быть покорным Богу (ислам). Буддизм и христианство тоже призывают человека вести праведную жизнь, но при этом учения Будды и христианство имеют уникальные отличия.

Учение Будды

Буддизм - одна из древнейших мировых религий. Буддизм - от слова Будда, что значит Пробужденный. Так по легенде называли царевича Сидхарта Гаутаму, который оставил свою семью и уготованный ему путь правителя и стал странствующим монахом. В итоге ему открылось то, что стало основой учения буддизма.

Исследователи отмечают, что никакого единого буддизма не существует, есть его разные направления. Но можно выделить то, что было характерно для раннего буддизма, то что проповедовал Будда.

В первую очередь это четыре Благородные Истины Буддизма:

1. «Все есть страдание. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание».

Это истина говорит о том, что все в мире страдают. Человек постоянно неудовлетворен.

2. Причина страдания - желания.

Желания порождают различные поступки, и человек попадает в круговорот перерождений. Буддисты видят в этом мучение, а не возможность прожить еще одну жизнь.

3. Страдание можно прекратить. Когда в лампе заканчивается масло, огонь угасает. Также, когда угаснут желания- угаснет и страдание.

Нирвана (угасание) - это состояние свободное от страданий или состояние высшего блаженства.

4. Чтобы достичь Нирваны нужно следовать Благородному Восьмеричному Пути (Правильный образ жизни и др.)

Важной частью буддизма является учение о несуществовании души.

Души нет. Человек - это название соединенных элементов, подобно тому, как колесница это название для соединенных вместе колес, кузова, оглоблей и т.д.)

Человек привязывается к себя, своему «я», а это - иллюзия.



Также нужно знать, что буддизм ничего не говорит о Боге.

Христианство

Нередко христианство связывают с необходимостью для человека придерживаться так называемых 10 заповедей. Но эти заповеди из Ветхого Завета, книги которого являются в первую очередь священными текстами для Иудаизма. Христианство опирается на Ветхий Завет. Но христианство как учение Христа изложено в Новом. Что же нового дает Новый Завет?

Проповедь любви

Если не рассматривать богословский вопрос о пришествии Бога в мир, о его искупительной жертве ради спасения людей, то в философско-этическом плане, учение христианства, учение Нового Завета - это проповедь любви.

Нагорная проповедь Иисуса:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Матф. 5: 43-48)

Иисус призывает прощать и не судить других:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, (Матф. 6: 14)

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Матф. 7: 1-5)

В 1-ом послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1-8)

Христианская любовь - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления.

По своей сущности напоминает отцовскую (материнскую) любовь к ребенку, которого родитель продолжает любить и участвовать в его судьбе несмотря ни на что.

Но, в отличие от родительской любви, христианская любовь не зависит от родственных связей, а также от возраста, пола, разницы в социальном статусе и т. д.

Христианская любовь побуждает к служению человеку, к тому, чтобы помочь, защитить, восполнить всякую нужду, не считаясь с собственными интересами.

Иисус учит:

Вы слышали, что сказано: глаз за глаз и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. (Матф. 5: 38-42)

Учение Иисуса о богатстве и заботах

О богатстве:

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Матф.6:19-20) .

Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? ... Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф.19:16-24).

О заботах:­

Поэтому говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на одну малую меру? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, не гораздо ли больше вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. (Матф. 6:25-34).


*****************************
В святом Писании говорится о том, что человек должен, прежде всего, искать в своей жизни Царства Небесного, а всё остальное приложится...
Я это говорю, в первую очередь, о себе и своей семье. В 90-е годы я тяжело заболела. Несколько лет была на инвалидности, потеряв трудоспособность. Это были очень тяжёлые для нашей семьи в материальном плане годы... Но и радостные, потому что именно тогда, в конце 90-х, мы познали Бога и стали постоянно искать Его лица... И с тех пор мы живём в мире и покое, постоянно общаясь с Богом в молитве, слушая в собрании верующих проповеди Слова Божьего. Началось наше знакомство с Богом с того, что моему мужу подарили Библию. Приятель моего мужа по делам бизнеса ездил в США и в своём гостиничном номере увидел маленькую книжечку в простом переплёте. Это была Библия. Оказывается, там у них так принято: все желающие могут не только читать Слово Божье прямо в своём номере, но и, при желании, могут взять Библию себе. Это бесплатно. Естественно, он её взял с собой, но, т.к. он сам не был склонен к вере в Бога, то он её подарил моему мужу. А мы тогда посещали евангельскую церковь, и он это знал. Итак, Святое Писание попало по назначению. А сам друг моего мужа не принял Слово, которое, в первую очередь, посылалось Богом именно ему... В дальнейшем его бизнес потерял свой оборот. Его подвели партнёры, и тут же "наехали" конкуренты. Кроме того, он тяжело заболел и слёг. А т.к. весь бизнес держался исключительно на нём (он был книжным издателем), то всё в одночасье рухнуло... Он не впал в нищету, но и прежнего размаха в бизнесе уже не было. Его сын не стал его преемником, не унаследовав способности отца к ведению своего дела, да и интереса особого к бизнесу у сына тоже не было.
Это такой небольшой пример, что может произойти с человеком, когда он пренебрегает Богом и Его Словом. Иисус Христос сказал: кто Меня постыдится, того Я постыжусь.
О динариии... Иисус, общаясь с людьми, всегда говорил притчами. В притче Христа динарий - это не денежный знак, а символ Божьего благословения.
Но если говорить о динарии, как о денежной единице, и, если поинтересоваться и посмотреть на исторические ссылки в Интернете, то это совсем немалая сумма в современном денежном эквиваленте.

К Богу же приходят не за материальными благословениями, а за духовными.
"Ищите прежде Царства...."
От духовной поддержки свыше зависит и наш материальный статус, и наше здоровье, и состояние нашей семьи... и абсолютно всё...
Ни для кого не секрет, бывают такие ситуации, когда человек материально обеспечен, но он не чувствует радости в жизни, у него тяжело на душе, у него депрессии, он одинок... не в том смысле, что вокруг него никого нет, а в том смысле, что людей интересует не он сам, а его деньги... Это очень тяжёлое положение. И душа такого человека нуждается в Боге и Его поддержке. В Слове говорится, что скорее верблюд пройдёт в игольное ушко, чем богатый - в Царство Небесное. Из притчи Христа становится ясным, что богатство - не всегда помогает человеку чувствовать себя счастливым.


Когда совсем нет денег - другая крайность. Англичане говорят: пустой кошелёк - тяжёл, как проклятье.
Да, нищета - это проклятье. Слово Божье немало говорит о богатстве и нищете. Какое же богатство следует нам собирать, или какие сокровища являются истинными, непреходящими?

- Божьи благословения являются истинным богатством: Притчи 28:20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным».

- Господь – является настоящим богатством (сокровищем): 1 Петра 2:7-8 «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены».

- Знание и понимание Господа – истинное богатство: Иеремия 9:23-24 «Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».

- Благость, кротость и долготерпение Божье являются богатством: Римлянам 2:4 «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»

- Божья благодать является настоящим богатством: Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его». Ефесянам 2:7 «…дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе».

- Радость, щедрость и радушие являются истинным богатством: 2 Коринфянам 8:2 «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия».

2 Коринфянам 9:8-11 «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает во век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу».

- Жизнь вечная (славное наследие святых) является истинным богатством: Ефесянам 1:18 «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».

- Доброе имя и добрая слава есть истинное богатство: Притчи 22:1 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота».

- Добрые дела и упование на Бога – настоящие сокровища: 1 Тимофею 6:17-19 «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

- Царство Небесное есть настоящее богатство: Матфея 13:44-46 «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил её».

- Вера есть настоящее богатство: Иакова 2:5 «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?»

- Надежда на Бога и на спасение есть настоящее богатство: Римлянам 15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».

Истинное богатство – во Христе: 1 Коринфянам 1:4-8 «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, - ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, - так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа».

- Духовные дары, которые Бог даёт христианам для созидания Церкви, являются истинным богатством: 1 Коринфянам 14:12

Апостолы о себе писали: 2 Коринфянам 6:10 «…нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».

Апостолы не были богатыми людьми. Наоборот, они даже называли себя нищими. Но одновременно с этим они были самыми богатыми людьми в мире, ибо являлись обладателями нетленного богатства: веры, надежды, благочестия, Царства Небесного и жизни вечной. И они не только владели этим богатством, но и «обогащали» многих, делясь Благой вестью о спасении со всяким человеком, встречавшимся на их жизненном пути.


Сегодня многие спрашивают: «Зачем христианам нужно собираться, ходить в церковь на молитвенные собрания? Что это им даёт?» Ответ очевиден: христиане собираются для того, чтобы делиться друг с другом благословением и обогащать друг друга богатством нетленным, как это делали первые ученики Христа.

К этому же призывает нас Библия: 1 Коринфянам 14:12 «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».

Это что касается нетленного богатства.

БИБЛИЯ О БЕДНОСТИ И НИЩЕТЕ

Мы выяснили, что Библия предупреждает людей о губительности погони за материальными богатствами.
Означает ли это, что Бог предпочитает, чтобы люди были бедными и нищими?
Ни в коем случае. Слово Божье открыто выступает и против нищеты. Об этом сказано во многочисленных стихах, свидетельствующих о причинах бедности и нищеты в мире.
Библия предупреждает своего читателя о том, чтобы он не повторял ошибок глупых и безрассудных людей, которые довели себя до нищеты.

Причины бедности:

- Лень – одна из причин бедности и нищеты:


Притчи 6:10-11 «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник».

Притчи 10:4 «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 20:13 «Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб».

Притчи 24:30-34 «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный».

- Пьянство (разгульный образ жизни) – одна из причин бедности и нищеты:


Притчи 21:17 «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет».

Притчи 23:20-21 «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище».

- Распутный образ жизни – одна из причин бедности и нищеты:


Льстивый язык чужой...



Притчи 6:23-26 «…ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба…»

- Непослушание Богу – одна из причин бедности и нищеты:


Второзаконие 15:4-5 «…Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе».

Притчи 13:19 «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести».

- Грех, царящий в мире, и его последствия – одна из причин нищеты. Бог не создал человека нищим. Он дал во владычество человека всю землю и всё, что её наполняет. Но Божий план вещей был нарушен и изуродован человеческим грехом.
Мы видим, что существует больше, чем достаточно причин для бедности и нищеты в мире. Кто-то сам себя довёл до нищеты ленью и греховным образом жизни; чья-то бедность является последствием, греха действующего в мире, а кому-то нищета досталась «по наследству».
Многие обвиняют в своей бедности и нищете Бога, но Господь тут ни при чём.
Он без лицеприятия заботится обо всех, и особенно о тех, кто любит Его всем сердцем и ищет Его лица день и ночь.
Вот как об этом свидетельствует царь Давид:

Псалом 36:25-26 «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Итак, мы выяснили, что Библия выступает, как против обогащения, так и против обнищания. Об этом же свидетельствует следующий отрывок:

Притчи 30:7-9 «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

Как же мы должны относиться к своему богатству или к своей нищете? На наш взгляд, Господь в Своём Слове даёт нам вполне разумное решение этой проблемы:

Господь учит нас быть довольными тем, что у нас есть:

1 Тимофею 6:6-11 «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».

Послание апостола Павла к Филиппийцам 4:11-13 - «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».

Слово Бога никогда не бывает ненужным, бесполезным и никогда тщетным к Нему назад не возвращается. Так сказано в Библии. Дорогие читатели! Храни вас и вашу семью Господь!
С уважением и с любовью во Христе, Алла Григорьева.

(Евангелие от Луки 12 :16-21 )

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.


Истолкование притчи:

Давайте подумаем какой смысл имеет притча о богаче, у которого родился хороший урожай. Он раздумывал, куда его деть, и решил разорить старые житницы и поставить новые большие и далее всю жизнь есть, пить и веселиться. Но далее мы помним что было. Так бывает с человеком, который не в Бога богатеет. Он строит жизнь свою в мирском, в земном понятии счастья: есть, пить, одеваться и приобретать земное богатство . О вечности и мысли не было. Были мысли о земном. богатстве. И сейчас много таких людей , которые думаю т приобрести в этой жизни много земного богатства. О таких раньше говорили, что жил, как скотина: и помер, как скотина.

Но вопрос: что сделали за жизнь свою для Бога? - был всем. На суде плач великий будет. Богач ел, пил, наслаждался, приобрел земное богатство и думал что это богатство будит с ним многие годы. Неверующий проживет, как полевой цветок, без следа пропадет. Надо жить, трудиться, но это Бог в притче сказал богачу: "Безумный, завтра возьмут твою душу". (от Луки 12 :2 0) .

Давайте рассмотрим, почему богача назвали безумный?

1. Плод трудов он присвоил себе, не подумав, что это дар Божий.

2. Не воздал славы Богу, за большой урожай.

3. Подумал, что богатство дано ему одному, но было много, с кем по делиться, и в этом могло быть спасение.

4. Богач думал, что навсегда сохранит богатство.

5. Думал о жизненных удовольствиях и не думал о благодати Духа Святого, исполняющей радости человека.

6.Думал, что долго проживет. Так и другие ныне, жизнь просуетятся, богатство соберут, а кому оставить? Близким родным, детям - родительские богатства без цены, быстро уходят на ветер.

У (Мт 6 :24 -25) написано : Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Люди в жизни служат двоим господам Богу или ма м моне. Слово " маммона " - (Мат. 6:24, Лук.16:13) -Сирийское слово, значащее богатство или земные бла га .

Вместо "одному усердствовать” лучше - "одного предпочитать и другим пренебрегать” (слав. "...или единаго держится, о друзем же нерадити начнет ”). Обращает на себя прежде всего реальный смысл выражения: бывает ли действительно так, что человек не может служить двум господам? На это можно сказать, что нет правила без исключений. Но обыкновенно бывает так, что когда "много хозяев,” то рабская служба бывает не только трудна, но и невозможна. Даже в практических целях производится, поэтому, сосредоточение одной власти в одних руках. Затем обращает внимание еще конструкция речи. Не сказано: одного (будет ненавидеть и одного презирать, потому что в этом случае получилась бы ненужная тавтология. Но одного будет ненавидеть, одного будет предпочитать, другого будет любить, другого ненавидеть. Указываются два господина, резко отличные по характеру, что, по-видимому, выражено словом, которое вообще означает родовое различие. Они совершенно разнородны и разнохарактерны. Поэтому "или” "или” не повторения, но предложения, обратные одно другому. Мейер выражает это так: "будет ненавидеть А и любить Б, или будет предпочитать А и презирать Б.” Указываются на разные отношения людей к двум господам, начиная с полной преданности и любви с одной стороны и ненависти с другой, и кончая простым, хотя бы даже и лицемерным, предпочтением или презрением. В промежутке между этими крайними состояниями можно подразумевать различные отношения большей или меньшей силы и напряженности. Опять чрезвычайное тонкое и психологическое изображение людских отношений. Из этого делается вывод, оправдываемый взятыми образами, "не можете служить Богу и маммоне,” - не просто "служить” , но быть рабами, находиться в полной власти.

Рассмотрим теперь, что значит "в Бога богатеть".В Бога богатеть - это думать о богатстве, как о даре Божьем и распоряжаться им во славу Божию: на дела милосердия, строительство храмов и пр. чем душа важнее тела, тем вечные богатства важнее временных. Богатство - это еще не осуждение, но пристрастие к нему и плохое употребление - в осуждение. Нам нужно искать Царства Божье, а не земные богатства. В библии написано : Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (от Луки 12 :29-31 ) . Земное богатство есть временным, оно есть ничто по сравнению с Божьим богатством. Потому что Царство Небесное это есть самое большое богатство для верующего человека, оно не есть тленным и временным. Царство Небесное есть вечно. Будем же богатеть в Бога и спасать души.