Первый день поста что кушать. Великий пост: первый день

Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на . Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная .

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца – не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

Как правильно поститься? Какие правила при этом важно соблюдать? Что можно есть в Великий пост? Sputnik Грузия попытался найти ответы на эти вопросы, с которыми вы сможете ознакомиться ниже.

Как правильно поститься

Из четырех многодневных постов установленных православной церковью Великий пост самый основной, продолжительный и строгий. Он состоит из двух частей и в общей сложности длится семь недель.

Первая часть — Святая Четыредесятница, установлена православными в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне и длится шесть недель. Вторая — Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой, в течение которой вспоминают последние дни земной жизни и крестной смерти Спасителя.

По церковному уставу, мирянам для того, чтобы поститься, необходимо получить благословение духовника. Потому что перед вхождением в пост христиане должны духовно подготовиться, пройти таинство исповеди.

Священнослужители постоянно напоминают, что пост — это время молитв и покаяния, а не диета, которая ограничивает употребление определенных продуктов. Следовательно, в пост православным нужно в первую очередь заботиться об очищении души и помыслов, чтобы с чистым сердцем встретить Воскресение Христово. А для этого необходимо ежедневно молиться и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

Верующим, соблюдающим пост, категорически не рекомендуется в эти дни принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях. На протяжении всего Великого поста нельзя вступать в брак, тем более венчаться. Праздновать другие торжества также следует после завершения поста. В этот период желательно воздержаться и от вредных привычек, например, от курения и спиртных напитков.

Служители церкви считают, что человек, соблюдая пост и больше времени посвящая молитвам, отодвигая все ненужное на задний план, сможет приблизиться к Богу. Первая и последняя недели поста самые строгие, а молитвы более длительные. Некоторые верующие, по желанию, принимают в эти дни только воду и хлеб.

По церковным канонам, в Чистый понедельник, первый день поста, и Великую пятницу (последняя пятница перед Пасхой) принято полностью отказываться от пищи.

Что можно, что нельзя

Отказ от некоторых продуктов и физическое очищение — одна из важных составляющих Великого поста. Люди, у которых нет проблем со здоровьем, в период поста должны отказаться в первую очередь от любой пищи животного происхождения. К ней относят все сорта мяса и птицы, яйца, животные жиры, молочные продукты.

В эти дни также запрещается есть рыбу, за исключением пары дней. А также все то, что содержит элементы этих продуктов. Основные продукты, которые можно принимать во время поста — злаки, фрукты, овощи.

По церковным канонам, составлять меню постной кухни нужно по следующим принципам:

понедельник, среда, пятница — сухоядение, то есть разрешено есть хлеб, фрукты, овощи;

вторник, четверг — можно есть горячую пищу растительного происхождения без масла;

суббота, воскресенье (кроме заключительной недели поста) — разрешается пища растительного происхождения с постным маслом.

© photo: Sputnik / Сергей Никонец

Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим — Вербное воскресенье, которое в 2019 году выпадает на 21 апреля.

В Страстную (красную) пятницу, которая в 2019 году выпадает на 26 апреля, нельзя принимать пищу до выноса плащаницы во время церковной службы.

Раньше пост соблюдался очень строго, особенно на первой неделе и на страстной. Люди воздерживались даже от приема воды до девяти часов утра. Цари и вельможи тоже постились, как и простой народ, употребляя в эти дни только грибы и овощи.

От поста освобождаются тяжело больные люди, беременные женщины, кормящие матери, военные, рабочие, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, а также путешественники и дети до семи лет. С семи до 14-ти лет дети могут держать пост только по средам и пятницам. А после 14-ти лет подросток сам должен выбрать, соблюдать ему пост или нет.

Если у вас есть проблемы со здоровьем, прежде чем принять решение о посте, обязательно стоит посоветоваться с врачом о том, сможете ли вы поститься без нанесения вреда вашему здоровью.

Во время поста воздерживаться нужно не только от скоромной пищи, но и от зависти, злобы, склок и скандалов. Также в эти дни нужно совершать как можно больше добрых дел, ибо без этого пост теряет свое значение.

Священники считают, что в случае, если человек станет нервным и раздражительным из-за запрета на определенную пищу, то лучше прекратить пост. Потому что это не диета, а период духовного очищения, которого невозможно достичь, находясь постоянно в раздраженном состоянии.

Правила и традиции

На протяжении семи недель, в течение которых продолжается Великий пост, верующие должны соблюдать определенные традиции и вспоминать самые значимые деяния святых угодников.

В первую неделя, которая называется Федорова неделя, поминают защитников Христовой веры. В субботу верующие чтят память мученика Феодора Амасейского, который несмотря на пытки отказался приносить жертвы языческим богам.

Вторая неделя поста проходит в поминании Григория Паламы — наследный аристократ в двадцать лет отказался от блестящих перспектив и оставил царский двор константинопольских правителей, чтобы провести жизнь в отшельничестве на горе Афон в заточении монастырей и пройти путь до звания архиепископа Фессалоникийского, православного богослова, полемика и философа.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. В это время верующие совершают поклонение Кресту Животворящему. Церковь выставляет Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

Четвертая неделя поста посвящена жизни Иоанна Лествичника, который в шестнадцать лет отправился в горы Синая, чтобы принять монашество. Впоследствии он еще сорок лет жил в пустыне отшельником, а затем стал настоятелем обители в Синае. Именно Иоанн стал автором Лествиц — духовных аскетических скрижалей, которые призваны помочь верующим в достижении духовного совершенствования.

На Великий пост, в ходе его первой части, приходится сразу три родительские субботы — второй, третьей и четвертой недели поста установлены для поминовения усопших.

Пятая неделя поста проходит в поминовении жизни и деяний покровительницы всех кающихся грешниц — Марии Египетской. Жизнь святой Марии — великой грешницы, которая смогла искренне покаяться в совершенных грехах и долгие годы провела в пустыне в покаянии, должна убеждать всех в великом милосердии Божьем.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

На шестой неделе (воскресенье) православные празднуют великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник называется также Вербным воскресеньем — день, когда вспоминают о событиях, когда Иисус вошел в Иерусалим. На Всенощном бдении освящаются окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений, которые затем раздают верующим. Накануне — на утрени и литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.

Вербным Воскресеньем заканчивается Четыредесятница и наступает Страстная Седмица. Каждый день этой недели является Великим, так как сопровождался важнейшими библейскими событиями — Тайной вечерей, предательством, судом, Голгофой и чудесным Воскрешением.

Поэтому пост в ходе последней недели ужесточается, особенно в Красную пятницу — в день казни Иисуса. Великая суббота — единственная суббота в течение всего года, когда можно соблюдать строгий пост. Те люди, которые готовятся к причастию, не должны пить и есть ничего после восьми часов вечера. В том случае, если кто-то нарушит пост, должен покаяться и продолжить его, но не прекращать ни в коем случае.

В последнюю неделю поста нужно раскаяться в вольных или невольных прегрешениях, причаститься и очиститься от всего греховного, так как на протяжении этой недели Иисус терпел ради людей жестокие муки.

На этой неделе верующие должны максимально оградиться от мирской суеты — не смотреть телевизионные программы, не слушать музыку и как можно больше находиться дома.

Польза

Согласно исследованиям, пост в первую очередь полезен для здоровья. Во время принятия постной пищи организм очищается от холестерина, что уменьшает количество сердечно-сосудистых заболеваний. Благоприятно влияет пост и на другие жизненно важные системы организма, но только в том случае, если вы будете делать это правильно. А вот если нарушать правила питания поста, то можно нанести вред своему организму.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

В любом случае ваше питание должно быть сбалансированным и содержать все необходимые элементы. Поэтому медики советуют задуматься о правильном замещении продуктов.

Например, мясо, птицу, рыбу, молочные продукты и яйца заменить на бобовые, орехи, семечки, различные злаковые и каши, изделия из муки грубого помола. Этим вы сможете возместить дефицит белка в рационе.

В постное меню следует внести макаронные изделия и картофель — они являются отличными источниками энергии, придадут вам силы и бодрость, вернут хорошее настроение и радость жизни.

Овощи и фрукты в количестве не менее 500 граммов ежедневно.

Старайтесь пить в этот период больше жидкости — кисели, компоты, воду, чай и так далее. Кушать желательно небольшими порциями несколько раз на день.

Но все же главное значение поста остается в духовном очищении. Постящийся, отказываясь от деликатесов, мысленно готовит себя ко встрече с Богом. В этом и есть главная суть и ценность поста.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

В старину с началом Великого поста жизнь в городах и сёлах буквально замирала - заканчивались шумные масленичные гулянья, не играли свадеб, не ходили в гости, спать ложились рано.

Это не диета!

Для православных верующих главный смысл поста состоит не в соблюдении каких-то гастрономических правил, а в очищении духа. Более того, отказ от пищи не является самоцелью. Это своего рода подпорка, необходимая для глубокого внутреннего труда. Во время поста не следует голодать. Есть нужно досыта, но не объедаться. Необходимо удовлетворять чувство голода, чтобы можно было работать духовно и физически.

Можно и нельзя

Во время поста верующие отказываются от определённых продуктов, так называемой скоромной пищи. К ней относятся мясо, яйца, молоко и молочные продукты, крепкий алкоголь.

В пост можно позволить себе зерновые продукты (хлеб, каши, изделия из круп), овощи, фрукты, ягоды, орехи, грибы, мёд, растительные масла, пряности. По определённым дням разрешается пить красное вино (не более 1 бокала) и употреблять рыбу и морепродукты.

Пост могут не соблюдать беременные женщины, кормящие мамы, больные и дети до пяти лет. Детей старше пяти можно постепенно приучать к посту, но без слишком строгих ограничений. Например, они могут воздерживаться от животной пищи не на протяжении всего поста, а лишь несколько дней.

19 - 25 февраля

1- я неделя называется Феодоровой. В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью.

Чистый понедельник . Название Чистый понедельник происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. В Чистый понедельник соблюдается очень строгий пост. По возможности верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями.

Согласно Церковному уставу разрешена горячая пища без масла.

Монастырский устав полагает питаться горячей пищей без масла.

Разрешена пища с растительным маслом. В этот день православные почитают святого мученика Феодора Тирона , который в ответ на принуждение римского императора принести жертву идолам продолжал исповедовать христианскую веру.

За неповиновение императору Феодора посадили в темницу и предали мукам.

Однако он не отрёкся от христианской веры и был сожжён.

Монастырский устав разрешает пищу с растительным маслом.

2 - я неделя Великого поста посвящена поминовению Григория Паламы . Святитель Палама, живший в XIV веке, отказался от придворной должности и удалился в Афонский монастырь, чтобы отдать себя служению вере и проповедям о силе поста и молитвы.

Церковный устав предписывает сухоядение. Можно есть хлеб, овощи, фрукты.

Церковь разрешает горячую пищу, варёные и печёные блюда, но без растительного масла.

Можно есть горячую пищу, но без растительного масла.

Готовьте в пароварке, запекайте, варите супы.

Устав предписывает сухо-ядение. Придётся ограничиться свежими овощами, хлебом, фруктами.

Родительская суббота - день поминовения усопших. В этот день Церковь призывает всех объединиться в поминальной молитве. Дело в том, что, согласно правилам, во время поста не полагается устраивать панихиды, сорокоусты и заупокойные службы. Но, чтобы усопшие не остались без молитвы, Церковь выделила для поминовения особенные дни. В Родительскую субботу нужно посетить храм и вместе со всеми попросить упокоения для умерших родных.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина.

День памяти Григория Паламы. Можно есть горячую пищу с растительным маслом, выпить вина.

5 - 11 марта

3- я неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В третье воскресенье поста во всех церквях из алтаря выносится украшенный цветами Крест. Святой Крест напоминает о страданиях Иисуса Христа и укрепляет верующих в продолжении поста.

Разрешена горячая пища без растительного масла. Готовьте супы, запекайте и тушите овощи.

Сухоядение . Церковь разрешает есть свежие овощи, фрукты, хлеб. Можно употреблять соленья, мочёные ягоды, фрукты и овощи, квашеную капусту.

Можно есть горячую пищу без растительного масла.

Разрешена горячая пища, можно сдобрить её растительным маслом. По традиции в этот день родственники ходили друг к другу в гости и угощались киселём - ягодным или овсяным.

Родительская суббота . Как и во вторую субботу Великого поста, полагается сходить в храм и помолиться об упокоении умерших родственников. В Родительскую субботу разрешается горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 200 г.

В этот день посещают храмы для поклонения Кресту, освящают просфиры, читают предания о житиях святых. Разрешена горячая пища с растительным маслом, вино.

12 - 18 марта

4 - я неделя Великого поста называется Неделей преподобного Иоанна Лествичника . Свои размышления о духовности Иоанн облёк в книгу, которую христиане считают надёжной лестницей к Небесным вратам. Книга так и называется - «Лествица».

Согласно уставу можно есть горячую пищу без масла: супы, тушёные овощи, компоты и кисели.

Церковный устав предписывает сухоядение. Разрешены лишь хлеб, овощи и фрукты.

Монастырский устав разрешает горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение

Родительская суббота - день поминовения усопших. Несмотря на название Родительская, субботние поминовения не должны относиться только к умершим отцу и матери. В этот день вспоминают всех ушедших.

Разрешена горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного виноградного вина. Вино можно только сухое, без добавления сахара, не более 1 бокала (200 мл). Лучше развести вино водой.

День памяти преподобного Иоанна Лествичника. Можно есть горячую пищу с маслом.

19 - 25 марта

5 - я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской , эту неделю также называют Похвальной, так как в субботу в Церкви читают особую молитву - Похвалу Пресвятой Богородицы. В среду на Похвальной неделе совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского - христианского проповедника. В старину девушки считали обязательным выстоять эту службу, полагая, что за рвение Андрей Критский поможет им заполучить женихов.

Церковь предписывает сухоядение. Разрешены свежие и мочёные овощи и фрукты. Можно есть соленья, хлеб и сухофрукты.

А вот от горячей пищи придётся воздержаться.

Согласно церковному уставу можно есть горячую пищу, но без растительного масла. Готовьте супы, компоты, кисели, тушите и запекайте овощи.

21 марта (среда)

По уставу можно есть горячую пищу без растительного масла.

Сухоядение . Нельзя употреблять в пищу ничего, кроме хлеба, овощей, фруктов.

Похвала Пресвятой Богородицы . Этот праздник появился в IХ веке в честь избавления Константинополя от захватчиков. Когда на христианский город двинулись толпы язычников‑персов, Богородица защитила город. В благодарность во всех церквях Константинополя в честь Богородицы возносили всенощную похвальную песнь.

В этот день церковный устав разрешает горячую пищу, заправленную растительным маслом. Можно выпить немного сухого виноградного вина.

В этот день Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую. Мария была великой грешницей, а затем раскаялась. В этот день можно есть горячую пищу с маслом и выпить вина.

26 марта - 1 апреля

6 - я неделя Великого поста посвящена Входу Господня в Иерусалим. В народе её называют Вербной неделей. В этот день Иисус въехал в Иерусалим и явил себя в качестве Мессии, а верующие привествовали его ветвями.

Сухоядение. Хлеб,овощи, фрукты

Церковный устав разрешает есть горячую пищу без масла. Варите, тушите овощи, готовьте кисели и компоты.

28 марта (среда)

Церковь предписывает сухоядение. Можно есть лишь свежие овощи и фрукты, хлеб. Не пренебрегайте орешками, сухофруктами, соленьями.

Церковь разрешает есть горячую пищу без масла.

Устав предписывает сухоядение. В пищу можно употреблять овощи и фрукты, не прошедшие термическую обработку.

Лазарева суббота . Спустя несколько дней после кончины святого Лазаря Иисус воскресил его. Весть о чуде разнеслась по всей Иудее, и именно после этого фарисеи (в ту пору представители самого влиятельного религиозного течения) решили убить Иисуса Христа. Разрешается есть горячую пищу с маслом, рыбную икру и немного вина. В старину на Лазаря пекли хлебцы, в один из которых вкладывали грош. Кому попадётся - быть счастливым.

Вход Господень в Иерусалим . В храмах в этот день совершается обряд освящения вербы.

Разрешается есть горячую пищу, рыбные блюда и немного вина.

2 - 8 апреля

7 - я неделя Великого поста названа Страстной в память о страданиях, которые перенёс Иисус в последние дни своей земной жизни. Все дни на этой неделе называются Великими. В это время перед верующими проходит вся жизнь Христа и всё Его учение. Это самая строгая неделя поста.

Церковный устав предписывает сухоядение - разрешены свежие овощи, фрукты, соленья, хлеб.

День, когда православные вспоминают разные притчи Иисуса, обличение Им фарисеев, которые больше заботились о чистоте своих тел, нежели о душе. Рекомендуется сухоядение.

В этот день Иуда решился предать Иисуса Христа иудейским старейшинам и получил за это 30 сребреников. Монастырским уставом предписано сухоядение.

В народе Великий четверг называют Чистым. В этот день полагается убирать жилище, красить яйца и печь куличи. Церковь рекомендует сухоядение.

В этот день Иисус был предан суду, растерзан, распят и умерщвлён на кресте. Церковный устав предписывает полное воздержание от пищи.

Благовещение. В этот день к Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью о том, что у Марии должен родиться сын - Иисус Христос.

Обычно на Благовещение разрешено есть рыбу, но в этом году этот день приходится на Страст-ную субботу, поэтому от рыбы придётся отказаться. Зато разрешено немного красного вина.

Праздник Пасхи . Конец Великого поста, разрешается есть любую пищу.

Главные продукты

Поскольку Великий пост приходится на конец зимы и весну, стоит позаботиться о том, чтобы организм не испытывал недостатка в витаминах.

Особенно важен в этот период витамин С. Обратите внимание на квашеную капусту. По содержанию аскорбиновой кислоты она уступает только шиповнику. Чтобы восполнить недостаток витамина С, капусту нужно есть через день на протяжении всего поста.

Не забывайте и про мочёные яблоки, огурцы и помидоры - все квашеные продукты содержат большое количество пробио-тиков, которые являются пищей для полезной микрофлоры.

Во время Великого поста на вашем столе обязательно должны присутствовать бобовые и орехи. Они помогут восполнить дефицит белков, который возникает при отказе от мяса и молока.

Не стоит обходить стороной и свежие овощи - они снабдят не только витаминами, но и ценными микроэлементами, а заодно очистят кишечник от накопившегося «мусора».

Организму не обойтись без ненасыщенных жирных кислот. Часть из них можно найти в льняном масле (достаточно принимать его по 1 чайной ложке в день). А другая часть содержится в рыбе и морепродуктах. Если же в период поста вы не употребляете рыбу, принимайте биологические добавки, содержащие кислоты омега‑3.

А вот гнаться за поливитаминными комплексами во время поста не стоит. Дело в том, что закисление организма мешает усвоению витаминов, поэтому лучше принимать их после того, как организм будет очищен.

Во время поста можно есть каши, хлеб, овощи, фрукты, ягоды, орехи, мёд, сахар. В некоторые дни Великого поста разрешается добавлять в пищу растительное масло и пряности, готовить рыбные кушанья.
А вот мясо, яйца, молоко и молочные продукты к постному столу никак не подходят.
От крепкого алкоголя тоже необходимо отказаться на весь период поста. Единственное, что можно себе позволить, – немного красного вина, но только в определённые дни.

Что едят в первую неделю Великого поста? Как ее провести, что можно есть, а что нельзя, какое должно быть меню? Все это следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

11 марта 2019 года начинается Великий Пост, который длится 7 недель, до 27 апреля. Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста - духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела - подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес. Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно . На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

  • раки;
  • омары;
  • кальмары;
  • креветки;
  • мидии и другие.

Питание первой седмицы состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

1-я неделя воздержания - основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в эту неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни - дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в эти дни.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения. То есть приема пищи без термической обработки.

Для поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготавливают соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.


Бутерброд с авокадо

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой , посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить , перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать , который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.


Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • — перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в 1-ю неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.


Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина - сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав. Их предварительно можно или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста. Пища в эти дни не поддается термической обработке: она не варится. не жарится, не запекается и не парится.


Засахаренные финики

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с , приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед. Его можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы. Если вы разрежете его на кусочки, то получите постный ужин. Он вполне соответствует требованиям сухоядения.

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница - день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума. При остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первый этап поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод. Ягоды можно брать .

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий с ингредиентами станет украшением обеденного стола.


Ягодный смузи

Для следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2. Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

Станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу - максимум и минимум - в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

Помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

Также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

Самое главное для христианина во время - провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва - только условия, при которых наша цель - очищение души - достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста - это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) - это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что - не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни - так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» - о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин - это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый - в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму - построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все - либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению - ко вниманию.

Сверх сил в эту - первую - неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста - не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы - чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу - изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», - ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» - для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей - принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». - «Что вы хотите?» - «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу - ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.