Международные рождественские образовательные чтения. XXVI Международные Рождественские образовательные чтения

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

Международные Рождественские образовательные чтения

Начиная со 2-ых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Значимость

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской Православной Церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Место проведения

Местом проведения Чтений в разное время были Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , Парламентский центр Совета Федерации , большой зал Московской Мэрии , Государственный Кремлёвский Дворец .

Программа чтений

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список Международных Рождественских образовательных чтений в Москве

  1. 1993 года :
  2. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1994 года :
  3. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1995 года :
  4. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1996 года :
  5. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1997 года :
  6. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1998 года :
  7. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1999 года :
  8. Международные Рождественские образовательные чтения - с 23 по 29 января 2000 года :
  9. Международные Рождественские образовательные чтения - с 21 по 27 января 2001 года :
  10. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2002 года :
  11. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2003 года :
  12. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2004 года :
  13. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 30 января 2005 года : «Школа, семья, Церковь - соработничество во имя жизни».
  14. Международные Рождественские образовательные чтения - с 29 января по 4 февраля 2006 года : «Школа и Церковь - традиции и реформы образования».
  15. Международные Рождественские образовательные чтения - с 28 января по 3 февраля 2007 года : «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».
  16. Международные Рождественские образовательные чтения - с 27 января по 2 февраля 2008 года : «Православные ценности и современное образование».
  17. Международные Рождественские образовательные чтения - с 15 по 17 февраля 2009 года : «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития».
  18. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 29 января 2010 года : «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».

Примечания

Ссылки

  • Сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: XVIII Международные Рождественские образовательные
  • Старый сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Рождественские чтения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные Рождественские образовательные чтения" в других словарях:

    Рождественские чтения (полное название Международные Рождественские образовательные чтения) церковно общественный форум, в ходе которого ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования. Проводится в Москве в начале… … Википедия

    XIX Рождественские образовательные чтения Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24 25 января 2011 года в Москве в Храме Христа Спасителя. Тема «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».… … Википедия

    Владимир Николаевич Катасонов Страна: … Википедия

    - ← Декабрь 2011 годаФевраль 2012 года → 1 января Исполнительный директор канадско британской информационной корпорации Thomson Reuters Том Глосер ушёл в отставку. В Аргентине стартовал ралли марафон «Дакар 2012». Вступила в должность… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

Рождественские образовательные чтения

Рождественские чтения (полное название Международные Рождественские образовательные чтения ) - церковно-общественный форум, в ходе которого ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования . Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и обычно собирает свыше пяти тысяч участников. Организатор - Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви .

История

1-е Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году . Они выросли из конференции православных педагогов Москвы . В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования .

Начиная со 2-х Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Значимость

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской православной церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Место проведения

Местом проведения Чтений в разное время были Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , Парламентский центр Совета Федерации , большой зал Московской Мэрии , Государственный Кремлёвский дворец , Российская государственная библиотека и др.

Программа чтений

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список Международных Рождественских образовательных чтений в Москве

Примечания

Ссылки

  • Сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Информация о Международных Рождественских образовательных чтениях .
  • Старый сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Рождественские чтения .

Категории:

  • Христианское образование
  • Русская православная церковь
  • События в Москве
  • XX век
  • XXI век
  • Появились в 1993 году
  • Международные конференции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рождественские образовательные чтения" в других словарях:

    Международные Рождественские образовательные чтения проводятся в Москве, в начале года. Организатором Международных Рождественских образовательных чтений является Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.… … Википедия

    XIX Рождественские образовательные чтения Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24 25 января 2011 года в Москве в Храме Христа Спасителя. Тема «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».… … Википедия

    Владимир Николаевич Катасонов Страна: … Википедия

    - ← Декабрь 2011 годаФевраль 2012 года → 1 января Исполнительный директор канадско британской информационной корпорации Thomson Reuters Том Глосер ушёл в отставку. В Аргентине стартовал ралли марафон «Дакар 2012». Вступила в должность… … Википедия

    Александр Михайлович Копировский Дата рождения: 24 августа 1951(1951 08 24) (61 год) Место рождения: Кобрин, Белорусская ССР Страна … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

Международные Рождественские образовательные чтения - церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения . Проводится в Москве в начале года под почётным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. Организатор - Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви .

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады регулярно публикуются в сборниках.

Название форума связано с тем, что чтения обычно проходят в январе после празднования Рождества Христова .

История

Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году . Они выросли из конференции православных педагогов Москвы .

В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования .

Начиная с 1994 года , когда на Рождественских чтениях присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Список состоявшихся чтений

Со времени образования до 2004 года Рождественские чтения не имели определённых названий. Данная традиция появилась в 2005 году с XIII Рождественских чтений.

Значимость

Для православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения являются хорошей возможностью встретиться друг с другом и обсудить актуальные проблемы, стоящие перед российским образованием и общественной жизнью. Чтения способствуют углубленному осмыслению современных явлений с православной точки зрения, способствуют развитию взаимопонимания между людьми, занимающих различные позиции, открывая пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской православной церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Рождественские образовательные чтения - крупнейший в России ежегодный форум православной общественности. Первые Рождественские чтения состоялись в Москве в 1993 году. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Церкви. Среди важнейших задач Чтений - развитие духовно-нравственного просвещения, осмысление проблем науки и культуры в православной мировоззренческой перспективе, расширение сотрудничества Церкви и государства в области социального служения и гуманитарной деятельности.

Рождественские образовательные чтения ежегодно проводятся Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и собирают более пяти тысяч участников.

Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.

Начиная со вторых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни нашей Церкви, педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Местом проведения Чтений в разное время были Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, Парламентский центр Совета Федерации, большой зал Московской Мэрии, Государственный Кремлевский Дворец.

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rel.org.ru/