Выборы в гд 1999 уроки. «Справедливая Россия

» Выборы в Государственную Думу

© Василий Авченко

Глава II. Эффективность политических манипуляций на практических примерах (продолжение)

§ 2. Выборы в Государственную Думу 1999 года как манипулятивный полигон: «медведи» учатся летать

Когда люди бедные и неустроенные, они всегда будут голосовать за коммунистов.
(Б. Ельцин, «Президентский марафон» ).

Перед схваткой

После переизбрания в 1996 году Ельцина политическая обстановка в России находилась в состоянии неустойчивого равновесия: с одной стороны, президентом был продолжен либеральный (реформаторский) курс, с другой — получившие ещё на парламентских выборах 1995 года большинство в Госдуме коммунисты смогли блокировать принятие важнейших инициатив президента и правительства. Очевидно, что президентская команда была заинтересована в том, чтобы на ближайших парламентских выборах управлять электоральным процессом и, если не избавиться от левой оппозиции в Думе, то хотя бы создать ей соразмерный «противовес». Стало ясно, что пускать на самотёк выборы нельзя.

В целом участвовавшие в выборах партии можно разделить на демократические (правые), центристские, левые (коммунистические) и патриотические, хотя, разумеется, здесь обычна эклектика (удачная или нет - другой вопрос). Отдельной строкой здесь проходит «партия власти».

КПРФ, партия левой оппозиции, к 1999 оставалась наиболее популярной из существовавших партий. Стоит отметить, что к 1996 году КПРФ уже стала считаться умеренно-левой (и даже «соглашательской» с точки зрения более радикальных левых партий) организацией. Поэтому на выборах в Госдуму были представлены и леворадикальные партии («Сталинский блок - за СССР» и др).

В руках Кремля был сильнейший «административный ресурс», о котором мы подробно говорили в разделе, посвящённом президентским выборам 1996-го. Что касается «партии власти», то «Наш дом - Россия» после отставки Виктора Черномырдина считаться таковой уже не могла. Поэтому близкие к власти политтехнологи решили создавать «партию нового типа». Это должна был быть, во-первых, полностью проправительственная, во-вторых, действительно популярная, способная состязаться с КПРФ структура. Таковой стало Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»). Популярности ей добавила поддержка нового премьер-министра Владимира Путина (маховик «раскрутки» президентского преемника Путина был уже запущен). На создании «Медведя» мы подробнее останавливаемся ниже.

«Отечество - вся Россия» (движения Лужкова и Примакова «Отечество» и «Вся Россия» объединились незадолго до выборов, в августе 1999 года) было соперником Кремля («партии власти») только в смысле конкуренции. Идеологические расхождения между командой Ельцина и Лужковым-Примаковым были невелики. В то же время между двумя этими группами была определённая неприязнь и старые счёты. Поэтому накануне выборов подконтрольный «семье» «телекиллер» Сергей Доренко исправно «мочил» с экрана ОРТ Юрия Лужкова. Что касается Евгения Примакова, то тут дело обстояло сложнее: власти не без оснований надеялись, что он сможет отнять часть голосов левого электората. «ОВР» было довольно неоднородным новообразованием, которое политолог А. Цуладзе определил как «объединением со смещённым центром, которое колебалось между умеренно-левым и умеренно-правым крылом» .

«Яблоко» и «Союз правых сил» традиционно рассчитывали на поддержку стабильного ядра своих сторонников, но претендовать на политические лидерство не могли. К 1999 году эти партии несколько умерили оппозиционный пыл, сместившись в сторону правоцентризма.

ЛДПР к 1999 году сохранило в глазах избирателей определённую популярность, но не самостоятельность. Идейная эклектичность и обычная непоследовательность лидера ЛДПР Владимира Жириновского оттолкнули от него многих бывших сторонников, которые выработали собственное, достаточно устойчивое политические мировоззрение.

КПРФ - 24,29%
«Единство» («Медведь») - 23,32%
«Отечество - вся Россия» - 13,33%
«Союз правых сил» - 8,52%
Блок Жириновского (ЛДПР) - 5,98%
«Яблоко» - 5,93%
«Коммунисты, трудящиеся России - за Советский Союз» - 2,2%
«Женщины России» - 2,1%
Партия пенсионеров - 2,0%
«Наш дом - Россия» - 1,2%
Российская партия защиты женщин - 0,8%
Конгресс русских общин (движение Ю. Болдырева) - 0,6%
«За гражданское достоинство» - 0,6%
Сталинский блок «За Советский Союз» - 0,6%
Движение в поддержку армии - 0,6%
«Мир. Труд. Май» - 0,6%
Блок генерала А. Николаева - академика С. Фёдорова - 0,6%
Российский общенародный союз - 0,4%
Партия мира и единства - 0,4%
Российская социалистическая партия - 0,2%
Движение патриотических сил «Русское дело» - 0,2%
Консервативное движение России - 0,2%
Всероссийская политическая партия народа - 0,1%
«Духовное наследие» - 0,1%
Социалистическая партия России - 0,1%
«Социал-демократы» - 0,1%
Независимые кандидаты - 5%

«Медведь» родился взрослым

Кремлёвские политтехнологи выразили намерение создавать партию нового типа. Осталось только найти нового типа… (Устное народное творчество)

Мы делаем акцент на стратегии и тактике «Единства» потому, что для нашей темы интересен успех именно этого новообразования. Если прочие влиятельные партии «законсервировались» в своих PR-приёмах и получили заранее спрогнозированное число голосов, то никак не зарекомендовавший себя «Медведь» совершил прорыв в применении на территории РФ политтехнологий и добился почти невероятного успеха.

Чему обязано «Единство» своим успехом? Во-первых, эта партия была новой - и по дате создания, и по форме. Её возглавили «не замаранные» публичной политикой люди, к тому же имевшие имидж национальных героев - борец с катастрофами Сергей Шойгу, борец с мафией и коррупцией Александр Гуров и просто борец Александр Карелин - олицетворение «сильной власти» (кстати, после прогремевших в 1999 терактов надежда на деятелей такого рода стала особенно трепетной). Вот что говорит Б. Ельцин о создании «Единства» в «Президентском марафоне»: «Мужественный Шойгу, спасатель, по-настоящему романтичная фигура, которая воплотила в себе весь идеализм нового поколения. Он должен был привлечь к себе молодёжь и женщин. Карелин - тот рассчитывал на поддержку всего мужского поколения. Гуров - говорил на языке, близком и понятном людям пожилого и среднего возраста» .

Отметим, что именно эта «партия власти» создавалась как «близкая к народу». «Демократический выбор России» и его лидер Егор Гайдар (выборы в Госдуму в 1993 году) такой «близостью» похвастаться не могли, то же относится и к «НДР» Черномырдина («призыв» 1995 года), опиравшейся в основном на элиту. Откровенные слова Б. Ельцина: «С самого начала мне было понятно, что эта партия «социального оптимизма» не должна в сознании избирателей ассоциироваться с моим именем, как, впрочем, и с именем любого другого известного политика прежнего поколения. Особенность нового движения (…) состояла в его абсолютной свежести, аполитичности его участников» . Непростая задача: создать «партию власти», не ассоциирующуюся с властью! Ельцин признаёт, что смысл «Единства» был в надевании на непопулярную власть популярной маски и побуждении голосовать, по сути, за эту маску.

«Медведи» ориентировались не только на традиционный электорат, но и на считавшуюся пассивной политически молодёжь (этот ход впервые был использован избирательной командой Б. Ельцина в 1996 году). Характерно, что все трое лидеров-«медведей» не воспринимались населением как чиновники-политиканы. Они казались просто практиками, хорошо выполняющими свою работу. Имиджи этой тройки не конфликтовали между собой (чем не могло похвастаться, например, «ОВР»).

Второе название «Единства» - «Медведь» - положительно воспринималась на подсознательном уровне (пишут, что Борис Березовский, которому приписывется инициатива создания движения, сначала хотел назвать новую партию власти - «Мужики»).

«Имиджмейкеры «Единства» ставили своей целью создать принципиально новый продукт, - пишет политический обозреватель Автандил Цуладзе. - В кратчайшие сроки предстояло из ничего раздуть целую партию, мыльный пузырь, который лопнет, как только выполнит своё прямое предназначение. Технология надувания «мыльных пузырей» стала одной из новинок этой кампании» .

Идеологию «Единство» не успело, да и не пожелало вырабатывать. Его создатели действовали по принципу Ж. Сегела («голосуют за человека, а не за идеологию») и упор сделали на яркие личности лидеров «Единства».

Остановимся на акцентах, которые делались пиарщиками «Медведя» в период предвыборной кампании. Во-первых, это декларированная поддержка со стороны В. Путина (хотя, будучи премьер-министром, он не мог формально возглавлять партию), во-вторых, «Единство» сразу же создавалось как «партия власти», в-третьих, это колоритные и выигрышные фигуры лидеров, в-четвёртых, «созидательная» и «народная» символика.

В основу агитационных роликов «Единства» были положены два видеоряда: программные заявления лидеров движения и мультипликационные вариации на «медвежьи» темы. Интересно, что медведь был выбран как животное, ассоциирующееся с «сильной рукой», «хозяином тайги» и пр., но, как отмечали некоторые аналитики, он вовсе не был стопроцентно выигрышным (например, в большинстве русских народных сказок медведь представлен сильным, но недалёким и постоянно попадающим впросак зверем).

Успех «Единства» отметили все (только что созданное, по сути, из пальца высосанное движение шутя догнало признанного лидера - КПРФ!). Однако, например, С. А. Белановский считает, что новое движение могло бы реализоваться на декабрьских выборах сильнее и довести свой актуальный рейтинг (около 25%) до рейтинга премьера Путина (около 55%) .

Дети догоняют отцов (комментарии к итогам выборов)

Мы-то думали, что «демократические» выборы - это игра по «их» правилам. Но теперь стало ясно другое: «их» выборы - это игра вообще без каких-либо правил… (В. Хатюшин о выборах в Думу 1999 года)

Если рассматривать результаты декабрьских выборов в контексте политической жизни России 90-ых, то становится ясно: победа КПРФ - не победа в том смысле, что коммунистическая партия в общем сохранила свой электорат и рейтинг, но проиграла в состязании политтехнологий. Здесь первое место следует, бесспорно, отдать новорожденному (по некоторым оценкам - «мертворожденному») «Единству». Не имея заслуг, серьёзного политического возраста, не имея даже программы, это движение смогло практически догнать (23,3% против 24,3%) КПРФ - движение, обладающее куда более глубокой идеологической и социальной базой. С. Лисовский и В. Евстафьев: «Было бы неправильно считать выборы-99 победой над коммунистами, потому что их главным итогом стала победа политических технологий, которая показала, что продуманная и просчитанная предвыборная коммуникативная кампания может привести к вершинам власти даже «виртуальную» партию» .

Факторы, определяющие исход выборов, можно разделить на технологические, административные и идеологические.

А. Цуладзе считает, что в области технологий успешнее всего выступил СПС (как и «Медведь», «виртуальная» партия) за счёт того, что Анатолий Чубайс в одном лице представлял главного финансиста, главного идеолога и политтехнолога блока . За обладание административным ресурсом шла борьба между «ОВР» и «Единством». Последнее сумело сочесть административную мощь и высокий политтехнологический уровень, сделав упор на масштабную рекламную кампанию. Что касается «ОВР», то это объединение, использовав лишь административный фактор и не имея продуманной тактики действий, проиграло в области технологической (рекламной). Оно вложило главные силы в партийное строительство, отодвинув работу в области политических коммуникаций на второй или третий план. КПРФ же опиралась в основном на идеологию, но у этой партии был достаточно силён и административный ресурс. Что касается технологического, то на фоне войны компроматов тактика коммунистов (отойти в сторону и спокойно вести агитацию) выглядела достаточно выигрышно. Первое место партии на выборах-99 было предсказуемо. Хотя на фоне успеха скороспелого «Медведя», повторяем, этот успех порядком бледнеет.

«Яблоко» рассчитывало в основном на свой идеологический ресурс, но проигрывало в технологическом и административном. ЛДПР обязано своим прохождением 5-процентного барьера главным образом грамотной разработке технологий.

Кроме этих трёх использовавшимися партиями ресурсов, на ход выборов влияли политические события в РФ. Это дефолт 1998-го и ухудшение уровня жизни широких слоёв населения, это теракты 1999 года (Буйнакск, Волгодонск и особенно взрывы жилых домов в Москве), это продолжающаяся война в Чечне, смена премьер-министра, болезнь Ельцина и т. д. Как видим, в большой манипулятивной игре выполняют свои функции - прямо или косвенно - даже насильственные смерти сотен людей.

Итоги выборов неоднозначны. С одной стороны, Дума стала «правее» и «приручённее», доля главных оппозиционеров - коммунистов - по сравнению с прошлым созывом уменьшилась (они уже не получили большинства). С другой стороны, КПРФ всё же одержало победу и смогло пользоваться этим, блокируя нежелательные инициативы правительства.

Историк и публицист Вадим Кожинов считает, что по сравнению с 1993 и 1995 произошёл сдвиг электората влево . Что касается успеха пропрезидентского «Медведя», то он взял столь впечатляющее количество голосов именно потому, что применил в своей агиткампании патриотическую риторику. Выборы-99 стали своеобразным полигоном для отработки политических технологий, способных в недалёком будущем «сконструировать» нового президента. Стала ясна роль грамотно организованной PR-кампании, публичная политика всё больше стала напоминать театральное действо большого размаха. Политтехнологи уже не навязывают избирателю свой продукт, диктуя, что есть хорошо и что - плохо, а, напротив, предлагают то, что избиратель заведомо примет, то, что соответствует (пусть внешне и показушно) установкам электората.

«Технология мыльных пузырей», о которой говорит А. Цуладзе, была с блеском применена в выборной кампании В. Путина (2000 г.). Власти уже не нужно было разгонять парламент танками и автоматами, как это было сделано в сентябре-октябре 1993 года. Кремль добился максимального успеха на парламентских выборах, что позволило «подготовить почву» для успешного выступления в ходе президентской кампании. Поэтому выборы в президенты Владимира Путина, по сути проведённые теми же лицами, что осуществляли продвижение Бориса Ельцина в 1996 году, прошли не в пример легче. А это значит, что политический процесс в России становится управляемым, сравнительно легко укладываясь в нужное правящей элите русло. Кроме того, уменьшение стихийного элемента в политической жизни - признак нарастания фактической (не формальной) доли диктата в действиях правящих кругов и уменьшения участия основного населения в управлении.

Показалась слишком пестрой, то прошу любить и жаловать карту думских выборов 1999 г. Когда-то давно я делал карту результатов этих выборов в разрезе районов, но не по всей России и плохого качества, так что эта устраняет оба недостатка. Напомню, что эти выборы были первым электоральным успехом Владимира Путина, хотя "Единство", которое было создано в его поддержку, и заняло второе место (23,32%) после КПРФ (24,29%). Но все же это считалось большим успехом. "Отечество - Вся Россия", которое еще за три месяца до выборов, когда его возглавил Примаков, считалось фаворитом, оказалось лишь на третьем месте с 13,33%. Другой успешной партий на этих выборах был Союз Правых Сил во главе с Кириенко, Немцовым и Хакамадой, который набрал 8,52%. "Блок Жириновского" тогда участствовал в выборах вместо ЛДПР, так как у ЛДПР возникли проблемы с регистрацией в ЦИКе. Никакой особой разницы от смены названия не было и блок набрал 5,98%. Жириновский даже немножко опередил Яблоко, которое показало явно неважный результат - 5,93%, хотя шло куда выше в рейтингах, особенно до начала кампании. Победителями выборов тогда считались "Единство" и СПС, а проигравшими ОВР и Яблоко. Другие партии и близко не подошли к 5% барьеру.

КПРФ и Единство набрали почти одинаковое количество голосов, поэтому они достаточно равномерно поделили карту по численности населения, а не по территории: Единство победило на малонаселенном Севере, а КПРФ - на густонаселенном Юге. Но уже тогда наметилась тенденция к ослаблению разницы в поддержке КПРФ между Севером и Югом, хотя она все еще была заметной. Но куда сильнее обозначилась тендеция к усилению позиций коммунистов в городах и ослаблению на селе. КПРФ все еще набрала на этих выборах больше на селе, чем в городах, но с гораздо меньшей разницей, чем Зюганов на президентских выборах 1996 года. Больше всего КПРФ набрало в Магармкентским р-не Дагестана - 76,26%. Меньше всего в Карабулаке в республике Ингушетия - 0,06%.

Единство же выступило на селе не хуже, чем КПРФ и тоже набрала на селе больше, чем в городах. География Единства не имела практически ничего общего с поддержкой НДР образца 1995 г. Точнее, она была полностью ей противопоположна: Единство набрало больше на селе, и меньше в городах, больше в Сибири и на Дальнем Востоке, чем в Европейской части. Меньше в республиках и особенно в Москве (чуть более 6%). Самая высокая поддержка у Единства была в сельских районах Севера. Но даже и в ”Красном поясе" Единство выступило неплохо, а при одновременном снижении показателей КПРФ, Единство смогло даже победить во многих районах Красного пояса. Надо отметить, что не во всех республиках у Единства была низкая поддержка. Помимо Тувы, где, разумеется, дружно голосовали за Шойгу, Единство так же уверенно победило в Калмыкии. Тут может быть дело и в том, что там правильно выбрали партию власти, а может быть и чисто за ведущую ОРТ Буратаеву, которая баллотировать от Единства и победила по одномандатному округу в Калмыкии. Так же 30% Единство получило в Дагестане. Причем, в Дагестане и ОВР 30% получило. Такое впечатление, что там не знали за какую партию будущей власти голосовать поэтому поделили честно. Больше всего Единство получило в Монгун-Тайгинском р-не Тувы - 84,13%. Вообще же районы Тувы занимают все места в первой десятке голосов за Медведя. В Карабулаке (Ингушетия), единственном ТИКе, за Единство было ноль голосов.

ОВР вместо общероссийской партии, претендовавшей на первое место, оказалось чуть ли не региональной партией Москвы, области и республик. В Москве за счет "Отечества" Лужкова ОВР получила 41% голосов, в области было тоже первое место. ОВР была первой в крупнейших республиках, причем при высокой явке: Татарстане и Башкортостане, плюс в ряде других. Этот блок даже тогда называли "московско-татарским нашествием". Но даже в тех республиках и областях, где ОВР не победила, у блока было больше поддержка среди нац. меньшинств, которые голосовали за президентом республик, которые были в движении ”Вся Россия". Причемечательно, что внутри Татарстана и Башкортостана за ОВР было село, а в городах было значительно меньше. То есть внутри этих республик за ОВР дружно голосовали татары и башкиры, а среди русских уже были выше процент за другие партии. В Санкт-Петербурге, не смотря на то, что в ОВР был губернатор Яковлев, заняло третье место, правда, очень близко к Единству и СПС. В остальной же России ОВР совсем провалилось. В некоторых областях оно даже не преодолело 5% барьер. Но внутри русских областей у блока было больше в городах и меньше на селе и электорат был достаточно продвинутым. Географически же ОВР и Единство были просто зеркальными отображениями друг друга. Больше всго блок получил все в том же Карабулаке - 99,53%. В Ингушетии у ОВР был самый высокий результат - даже без фальсификаций я могу представить, что там сплоченно голосовали за Руслана Аушева, который был в ОВР. Меньше всего было в Бай-Тайгинском р-не Тувы - 0,51%.

Такой процент за СПС тогда действительно считался большим успехом: новая правая партия достаточно долго была на уровне 1-2% в рейтингах. СПС забрал прилично голосов у Яблока, но все же электорат партии был несколько другим, чем у Яблока. Он был почти таким же городским, но гораздо больше было на Севере, чем на Юге и особенно на Урале, то есть в традиционных демократических бастионах. Более 16% СПС набрал в Нижегородской области - тут все понятно: Кириенко и Немцов. В Нижнем Новгороде СПС был на первом месте с 24% голосов. А больше всего, 20%, СПС набрал в Самарской области за счет губернатора области Титова. Причем, СПС набрал много не только в самой Самаре, но и в сельских районах, особенно в татарских: что значит админ. ресурс и влияние Титова. Первым так же был СПС в Екатеринбурге, Перми, Архангельске. В Санкт-Петербурге он набрал 17% и на доли процента отстал от Единства. Больше всего за СПС было в Клявлинском р-не Самарской области - 50,33%. Если не считать Самарскую область, то больше всего за СПС было в Советском р-не Нижнего Новгорода 27,97%. А если не считать особоые для СПС и Самарскую и Нижегородскую области, то больше всего было в центральном Ленинском р-не Перми 24,22%, где СПС намного опредеил другие партии. Ноль голосов за СПС было в четырех районах Дагестана.

Блок Жириновского географически был очень похож на Единство, только еще более сельский, еще более сибирский и дальневосточный и еще более северный. Следует отметить, что одновременно в усилением КПРФ в городах, стал меняться и электорат ЛДПР. По сравнению с выборами 1995 г. ЛДПР заметно ослаб в Красном поясе, то есть электорат ЛДПР стал менее левым. Любопытно, что Блок Жириновского все же умудрился занять первое место в одном ТИКе: Заозерске Мурманской области с 20,66%. Тут живет много военных, так что вполне логично. Больше всего же за Блок Жириновского было на Новой Земле - 25,32%. Ноль голосов было в целом ряде район Дагестана.

Яблоко как было так и осталось чисто городской партией, партией интеллигенции. Как правило, чем больше город- тем больше поддержка Яблока. В одном городе Яблоко все же заняло первое место - Томск. В Москве Яблоко получило менее 10%, но тут много голосов у него забрало ОВР. На президентских выборах Явлинский в Москве улучшит свой результат в два раза. Больше всего за Яблоко было в городе Миасс Челябинской области 19,29%. Тут по одномандатному округу шел и совсем немножко проиграл достаточно популярный в области яблочник Александр Кузнецов. Ноль было в нескольких районах Дегестана.

В некоторых районах первое место было у "Нашего дома России", который по стране набрал всего 1,19%, причем все эти районы были в Саратовской области (губернатор Аяцков шел третьем в списке) или в Ямало-Ненецком АО (Газпром).

Мне эти выборы запомнились тем, что это были первые выборы, за которыми я уже мог следить с помощью интернета. То есть информации было уже много, все цифры можно было тут же собирать и изучать. Плюс, тогда я состоял в виртуальном клубе "Правое дело", которое поддерживало СПС на выборах. А чем запомнились эти выборы вам?

Выборы Президента1996 г

Выборы в VI Государственную Думу 1995 г

65% избирателей, вместо едва превысивших 50% в 1993 г.

Партийное представительство депутатов новой Думы в 1995 г. серьезно изменилось. Если в 1993 г. в избирательный бюллетень были внесены 13 избирательных блоков и объединений, и 5%-ный барьер преодолели 8 из них («Выбор России», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Яблоко, КПРФ, ЛДПР, «Женщины России», Аграрная партия, «Новая региональная политика»), то в 1995 г. барьер преодолели 4 объединения из 43 (КПРФ, ЛДПР, «Наш дом - Россия» (НДР), «Яблоко»). Относительное большинство в Госдуме составили коммунисты, за что ее прозвали «красной». Их представитель - Г.Н.Селезнев - был избран Председателем Государственной Думы.

Выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. К началу 1996 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 83 партии. Российское общество совершило серьезный шаг в развитии политико-правовой культуры и демократии.

Виюне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Они проходили на альтернативной основе и прошли в два тура. 16 июня 1996 г. никто из 10 претендентов не набрал абсолютного большинства голосов избирателей, необходимого для победы в первом туре. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Б.Н.Ельцин. Он был избран Президентом России на второй срок. За кандидата от оппозиции, лидера КПРФ Г.А.Зюганова проголосовало 40% избирателей, принявших участие в выборах.

19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва. Большинство мест в парламенте вновь завоевали коммунисты, чуть меньшее количество голосов получили представители проправительственного блока «Единство» (Медведь). Пятипроцентный барьер преодолели еще 4 объединения: центристский блок «Отечество - вся Россия» (ОВР); праворадикальный «Союз правых сил» (СПС); «Яблоко» и «Блок Жириновского». В целом состав Государственной Думы РФ 3-го созыва оказался значительно более правым, чем состав Думы 2-го созыва. Председателем ГД вновь был избран Г. Н. Селезнев.

После убедительного успеха на парламентских выборах проправительственного блока «Единство» Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение о передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В.В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ о назначении В.В. Путина временно исполняющим обязанности Президента РФ 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ. В первом же туре им был избран В.В. Путин. Принятый им политический курс характеризуется, прежде всего, усилением начал суверенной российской государственности.

Парламентские выборы 1999 года и выборы президента в 2000 году

Важным событием в политической жизни страны осенью 1999 г. стала кампания по выборам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками были традиционные парламентские «фракции-партии» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР. Серьезный политический вес приобрел новый политический блок: движение «Отечество», объединившееся в августе 1999 г. с региональным «губернаторским» блоком «Вся Россия» и создавшее движение «Отечество – Вся Россия» (ОВР), во главе которого встали экс-пре- мьер Е.М. Примаков и руководители трех регионов – мэр Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев и Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Другой предвыборный блок – «Союз правых сил» (СПС) – возглавил недавний премьер российского Правительства С.В. Кириенко. В СПС вступили такие известные сторонники глубоких рыночных реформ, как Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада, А.Б. Чубайс.

Наконец, в сентябре 1999 г. при активной поддержке Кремля и «Белого дома» был образован проправительственный избирательный блок «Единство» во главе с министром Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям генералом С.К. Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств России – генералом А.И. Гуровым, прославившимся своими расследованиями в сфере организованной преступности, и рекордсменом мира по классической борьбе полковником налоговой полиции А.А. Карелиным.

23 декабря 1999 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обнародовала официальные итоги проведенных выборов. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть 5 %-ный барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и «Блок Жириновского» (ЛДПР). Представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный депутат», составили думское большинство. К нему присоединилась также ЛДПР.

Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и «Яблоко»), также сформировавшие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме третьего созыва в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами Председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства, 18 января 2000 г. на безальтернативной основе Председателем Государственной Думы третьего созыва был переизбран Г.Н. Селезнев.

Результаты парламентских выборов определили новую «политическую конфигурацию» в стране, что позволило Президенту РФ Б.Н. Ельцину сделать заявление о своей добровольной отставке и возложении президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, прозвучавшее с экранов телевизоров 31 декабря 1999 г. – в канун Нового, 2000 г.

К середине февраля 2000 г. в соответствии с действующей Конституцией РФ и Законом

о выборах Президента РФ Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала 12 кандидатов, претендующих на пост главы государства.

26 марта 2000 г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53 % голосов, одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом – лидером КПРФ Г.А. Зюгановым. Помимо этих кандидатур, претендентами на пост главы государства являлись лидеры крупнейших парламентских фракций: Г.А. Явлинский

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

и В.В. Жириновский, а также нынешний губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и другие российские политики: депутаты Госдумы всех трех созывов бывший министр социальной защиты Э.А. Памфилова, известный кинорежиссер С.С. Говорухин, лидер движения «Духовное наследие» А.И. Подберезкин, губернатор Самарской области К.А. Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю.И. Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е.А. Савостьянов (правда, снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель У.А. Джабраилов.

Победа В.В. Путина в первом же туре президентских выборов в России на рубеже третьего тысячелетия в силу его растущего политического авторитета была очевидной и весьма предсказуемой.

7 мая 2000 г., накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Большом Кремлевском дворце состоялся торжественный акт вступления В.В. Путина в должность Президента РФ.

На пост главы Правительства России, по предложению вновь избранного Президента РФ, был утвержден бывший министр финансов М.М. Касьянов.

Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ стало осуществление масштабной административной реформы. В настоящее время в современной России в целом сформирована демократическая политическая система, предусматривающая избрание на всех уровнях глав исполнительной власти (от Президента страны и руководителей субъектов Федерации до мэров городов и глав местного самоуправления), а также создание органов законодательной и представительной власти (от депутатов Государственной думы до членов законодательных собраний и избранных представителей органов местного самоуправления).

Однако сложившаяся структура органов государственной власти и управления требует своего совершенствования. В связи с этим в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений вновь избранным Президентом РФ 13 мая 2000 г. был подписан Указ об образовании федеральных округов – структурных единиц нового политико-администра- тивного деления России. Во исполнение данного решения было сформировано семь федеральных округов: Центральный (с центром в Москве), Северо-Западный (в Санкт-Петер- бурге), Приволжский (в Нижнем Новгороде), Северо-Кавказский (в Краснодаре), Уральский (в Екатеринбурге), Сибирский (в Новосибирске) и Дальневосточный (в Хабаровске), а затем назначены полномочные представители Президента в каждом из перечисленных федеральных округов.

Помимо этого, летом 2000 г. по инициативе нового Президента России парламент страны утвердил реформу формирования Совета Федерации. Согласно введенному в действие новому Закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации в верхней палате российского парламента с 1 января 2002 г. работают на постоянной основе в качестве депутатов назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации Федерального Собрания РФ вместо ушедшего в отставку

и переизбранного накануне губернатора Орловской области Е.С. Строева стал член Совета Федерации от Санкт-Петербурга С.М. Миронов.

Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов Федерации и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган – Госсовет РФ, сформированный из глав регионов России. 1 сентября 2000 г. В.В. Путин подписал Указ «О Государственном совете Российской Федерации».

Предпринятые новым Президентом России серьезные административные преобразования свидетельствуют о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной политической роли Федерального Собрания и – в известной мере – органов власти субъектов Федерации. Но все это не является конечной целью реформы, а только создает основы для нового этапа государственного строительства в современной России. Совершенствование политической системы в Российской Федерации предполагает формирование эффективного государственного аппарата, обеспечивающего стабильное общественное развитие и гарантии соблюдения прав и свобод личности, а также фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации для обеспечения всех граждан страны полнотой политических и социально-эко- номических прав, создание надежных правовых гарантий в сфере развития российской экономики.

– о гимне, гербе и флаге, а рабочая группа, созданная для рассмотрения предложений о тексте государственного гимна (бывшего гимна СССР), утвердила обновленный текст гимна Российской Федерации, вторично переработанного С.В. Михалковым.

Значительное место в деятельности нового Президента в прошедшие после его избрания два года занимали вопросы осуществления военной, судебной и налоговой реформ. Так, в рамках реформирования Вооруженных Сил России рассматривается вопрос о перспективах перехода к их комплектованию на профессиональной основе.

В июне 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О политических партиях». Согласно этому Закону, политическая партия должна была насчитывать не менее 10 тыс. членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В ноябре 2004 г. к Закону о партиях были приняты поправки, ужесточившие требования к ним. Отныне политическая партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, а партийные организации численностью не менее 500 человек должны работать в большинстве субъектов Федерации. Процесс сокращения численности политических партий был продолжен в 2007 г. Он происходил в основном за счет слияний и поглощений. Другим шагом, направленным на укрупнение партий, стало повышение избирательного барьера с 5 до 7 % и пропорциональная система выборов в Государственную Думу.

11 марта 2007 г. в российских регионах (более чем в 70) прошли выборы в органы власти и управления различных уровней. На выборах областных, краевых и республиканских депутатов победила партия «Единая Россия». Выборы показали, что сохраняют влияние КПРФ (более 16 %), «Справедливая Россия» (14 %), Союз правых сил и ЛДПР (оба – менее 8 %).

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу. Четыре партии преодолели пятипроцентный барьер. «Единая Россия» получила поддержку 37 % избирателей, КПРФ – 12 %, ЛДПР – 11 %. За болк «Родина» проголосовало 9 % избирателей. «Единая Россия» сформировала в Думе фракцию из более чем трехсот депутатов и приобрела конституционное большинство. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов. Впервые в Государственной Думе сложилось большинство партии власти, которая могла проводить реформы последовательно.

В 2004 г. состоялись выборы Президента страны. Рейтинг В.В. Путина был высок. Руководители КПРФ и ЛДПР, согласовав с партийным активом политические планы, не стали выдвигать свои кандидатуры. 24 февраля 2004 г., за три недели до президентских

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «История России: все темы для подготовки к ЕГЭ»

выборов, В.В. Путин отправил в отставку весь состав Правительства, возглавлявшегося М.М. Касьяновым. В Государственную Думу 1 марта 2004 г. Президент внес кандидатуру М.Е. Фрадкова на должность премьер-министра. Кандидатура эта получила поддержку. Острой конкурентной борьбы не было и в ходе выборов Президента. Уже в первом туре победил В.В. Путин, за которого проголосовало около 71 % избирателей. Другие претенденты, среди которых были И.М. Хакамада, С.Ю. Глазьев, С.М. Миронов, набрали от 0,75 до 13 % голосов.

2 декабря прошли выборы в Государственную Думу пятого созыва. 64 % голосов набрала «Единая Россия», получившая официальную поддержку Президента страны. Он возглавил ее список. Все депутаты впервые прошли в Думу исключительно по партийным спискам. Порог был установлен на уровне 7 %. КПРФ получила 11 %, ЛДПР – 8 %, «Справедливая Россия» – 7 %. «Единая Россия» получила в парламенте конституционное большинство – 315 мест. Структура новой Думы, как отмечали эксперты, практически не отличается от предыдущей, что дает возможность продолжать реформирование экономики и общества

в принятом в начале десятилетия направлении. Итоги выборов закрепили ту политическую систему, которую Кремль создавал предыдущие семь лет.

В 2008 г. состоялись президентские выборы. Конституционный срок пребывания

в должности Президента В.В. Путина истек. От партии власти был выдвинут единый кандидат – Д.А. Медведев. Оппозиция предложила свои кандидатуры. КПРФ выдвинула Г.А. Зюганова, либеральные круги – М.М. Касьянова, ЛДПР – В.В. Жириновского. Кандидатура М.М. Касьянова была снята Центральной избирательной комиссией из-за нарушений, выявленных в ходе сбора подписей в его поддержку. Д.А. Медведев набрал 70,28 % голосов, Г.А. Зюганов 17,72 %, В.В. Жириновский – 9,34 %, А.В. Богданов – 1,3 %.

Итак, итогом реформирования партийно-политической системы к концу первого десятилетия нового века стало постепенное укрупнение партий и формирование эффективных законодательных и исполнительных структур власти в центре и регионах. Новая конфигурация политических сил позволила стабилизировать внутриполитическую обстановку и продолжить модернизацию государственного механизма.

Наметились тенденции к укреплению исполнительной вертикали власти в стране, усилению государственного контроля над политическими и социально-экономическими изменениями в обществе.

Выборы 1993 года. В соответствии с указом Президента РФ выборы в Госу-дарственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы -- по одномандат-ным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одно-временно был проведен Всероссийский референдум по про-екту новой Конституции Российской Федерации. Представ-ленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства принявших участие в голосовании россиян (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам проведенных выборов конца 1993 г. в Госу-дарственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 депутатских мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России», возглавляемого Е. Т. Гайдаром, занявших 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам, а наибольшее число мандатов по партийным спискам (70 мест) неожиданно получила Либерально-демократи-I ческая партия России В. В. Жириновского, что явилось политической сенсацией. Компартия РФ (председатель Г. А. Зюганов) получила 65 мандатов, а ее союзница -- аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) -- 47. Другие избирательные блоки и партии -- «Яблоко», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и «Женщины России» получили новом российском парламенте от 14 до 21 места. В целом оппозиционный президентскому курсу состав депу-татского корпуса V Думы определил ту политическую ат-мосферу, в которой начался новый этап государственно-го строительства в России.

Парламентские выборы 1995 г. С конца 1994 г. поли-тическая жизнь России в значительной степени опреде-лялась борьбой ведущих партий и движений за голоса из-бирателей в VI Государственную Думу. В результате про-ведения 17 декабря 1995 г. выборов, в которых приняли участие более 50 % от числа всех избирателей, 5 %-й барь-ер преодолели немногие из 43 избирательных блоков и партий: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), «Наш дом -- Россия» (около 10 %), объединение «Яблоко» (бо-лее 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции этих основных партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов, «Яблоко» -- 14, «Наш дом -- Россия» -- 10.

По сравнению с парламентскими выборами 1993 г. новые выборы продемонстрировали серьезное пораже-ние таких политических и общественных движений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также Конгресс русских об-щин во главе с Ю. В. Скоковым, А. И. Лебедем и С. Ю. Глазьевым, победу которого предсказывали мно-гие отечественные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в VI Думе отразилась в избрании на пост ее Председателя одного из руководителей фракции КПРФ, Г. Н. Селезнева. Председателем вновь сформи-рованного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС Е. С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубо-кие противоречия между жесткой политикой реформиро-вания общества, проводимой администрацией Б. Н. Ель-цина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты политики «шокотерапии», при-мененные для оздоровления экономики страны, не при-несли ожидаемых результатов: спад промышленного и сельскохозяйственного производства, «ползучая» инфля-ция и падение уровня жизни 85 % россиян, массовые не-выплаты заработной платы, пенсий и пособий -- все это превратилось в постоянно действующие факторы соци-альной действительности современной России.

Выборы в Государственную Думу в 1999 году. 19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Го-сударственную Думу, зафиксировавшие существенные изменения в соотношении политических сил. Успех пра-вительственной группировки «Единство» был одновре-менно и успехом премьера В. В. Путина.

Президентские выборы 1996 года. Парламентские выборы 1995 г. в VI Государственную Думу изначально рассмат-ривались в контексте государственно политического раз-вития России как генеральная проба ведущих политиче-ских сил в преддверии главного события 1996 г. -- выбо-ров главы российского государства. Уже к началу года ключевые фигуры российской политической элиты -- лидеры основных парламентских фракций Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский и отставной генерал А. И. Лебедь, получивший известность как «умирот-воритель» кризиса в Приднестровье, официально объ-явили о выдвижении своих кандидатур на президентских выборах.

В феврале 1996 г. о своем намерении участвовать в пе-реизбрании на второй срок наконец-то объявил, прибыв специально для этого в родной Екатеринбург, Б. Н. Ель-цин. Помимо основных претендентов на президентский пост в качестве кандидатов зарегистрировались также бывший президент СССР М. С. Горбачев, известный об-щественный деятель, бывший рекордсмен мира по тяже-лой атлетике Ю. П. Власов, вице-президент фонда «Ре-форма» М. Л. Шаккум и, наконец, известный россий-ский предприниматель, руководитель крупной фарма-цевтической фирмы «Ферейн» В. А. Брынцалов. Кроме того, в качестве кандидата на пост Президента РФ был за-регистрирован один из лидеров КПРФ, уже претендовав-ший на эту высшую должность в государстве, А. М. Туле-ев. Однако накануне выборов он снял свою кандидатуру, призвав своих сторонников отдать голоса за председателя КПРФ Зюганова.

Первая половина 1996 г. в политической жизни Рос-сии ознаменовалась беспрецедентной по своим масшта-бам агитационно-пропагандистской кампанией в под-держку действующего Президента РФ. Определяющее влияние на развернувшуюся предвыборную кампанию оказывала группа ведущих российских предпринимате-лей (так называемое «Обращение 13-ти») -- руководите-лей крупнейших финансово-промышленных «империй» (в средствах массовой информации они получили назва-ние «семибанкирщины»), которые призвали предпринять все меры для переизбрания Б. Н. Ельцина на второй срок во имя продолжения курса радикальных экономических преобразований и обеспечения их успешной реализации. Перед российскими избирателями была нарисована убедительная картина: от их решения целиком зависел выбор дальнейшего пути развития страны -- либо по-строение новой российской государственности на демо-кратических основах и рыночных отношениях, либо воз-врат в «коммунистическое прошлое», к прежним идейным ценностям и социальным стандартам «реального со-циализма».

Проведенные в два тура 16 июня и 3 июля 1996 г. президентские выборы принесли убедительную победу Б. Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, то есть до 2000 г. В ходе второго тура голосования Президент Российской Федерации, получивший около 40 млн. голосов избирателей, подтвердил свою роль общепризнанного лидера на российской политической сцене. Таким образом, более трети наших сограждан выступили за поддержку проводимого в стране курса радикальных соци-ально-экономических реформ.

Выборы Пре-зидента в 2000 году. В канун нового 2000 года Президент Б. Н. Ельцин объявил о досрочном уходе со своего поста. Исполняю-щим обязанности Президента был назначен глава прави-тельства В. В. Путин.

Выборы Президента состоялись 26 марта 2000 г. Им был избран уже в первом туре Владимир Влади-мирович Путин. 7 мая 2000 г. состоялась инаугурация В. В. Путина в качестве второго Президента Российской Федерации.