Презентация на тему "симбиоз". Презентация на тему симбиоз Фрагменты из презентации

1 слайд

2 слайд

Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов (Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004).

3 слайд

Кооперация – полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна Общеизвестно сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом.

4 слайд

Кооперация Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

8 слайд

Похожий образ жизни ведут и некоторые птицы. Они заходят в пасть крокодилу и чистят её

10 слайд

Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них Один из самых известных примеров таких отношений – лишайники, представляющие собой сожительства гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли. Cetraria centrifuga

11 слайд

Типичный мутуализм - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания и целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара.

12 слайд

Без простейших – симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного климата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых растительных кормов, обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков.

13 слайд

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха или арахиса).

14 слайд

Клубеньки на корнях сои Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений- клубеньков.

15 слайд

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедном азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику – вводят в севообороты как предшественников для других культур.

16 слайд

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений На корнях берёзы, сосны, дуба, ели, а так же орхидных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

17 слайд

Гифы гриба Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба.

18 слайд

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без неё. Различные виды микориз

19 слайд

Симбиоз Некоторые виды муравьев питаются сахаристыми экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом - "пасут".

21 слайд

Нахлебничество Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Симбио́з (греч. «совместная жизнь») форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу из другого. В природе встречается широкий спектр примеров взаимовыгодного симбиоза (мутуализм). От желудочных и кишечных бактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, до растений (примером служат орхидеи, чью пыльцу может распространять только один, определённый вид насекомых). Такие отношения успешны всегда, когда они увеличивают шансы обоих партнёров на выживание. Осуществляемые в ходе симбиоза действия или производимые вещества являются для партнёров существенными и незаменимыми. В обобщённом понимании такой симбиоз промежуточное звено между взаимодействием и слиянием. В более широком научном понимании симбиоз это любая форма взаимодействия между организмами разных видов, в том числе паразитизм (отношения, выгодные одному, но вредные другому симбионту). Обоюдно выгодный вид симбиоза называют мутуализмом. Комменсализмом называют отношения, полезные одному, но безразличные другому симбионту, а аменсализмом отношения, вредные одному, но безразличные другому. Разновидность симбиоза эндосимбиоз, когда один из партнёров живёт внутри клетки другого. l Наука о симбиозе сим биология. Основы учения о взаимопомощи (в т. ч. симбиозе) во второй половине XIX века заложили независимо друг от друга российские естествоиспытатели П. А. Кропоткин и К. Ф. Кесслер, а также немецкий ученый Генрих Антон де Бари, предложивший термины «симбиоз» и «мутуализм».



Комменсализм В зависимости от характера взаимоотношений видов-комменсалов выделяют три вида комменсализма: комменсал ограничивается использованием пищи организма другого вида (например, в извивах раковины рака-отшельника обитает кольчатый червь из рода Nereis, питающийся остатками пищи рака); комменсал прикрепляется к организму другого вида, который становится «хозяином» (например, рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и др. крупных рыб, передвигаясь с их помощью); комменсал селится во внутренних органах хозяина (например, некоторые жгутиконосцы обитают в кишечнике млекопитающих). l Примером комменсализма могут служить бобовые (например, клевер) и злаки, совместно произрастающие на почвах, бедных доступными соединениями азота, но богатых соединениями калия и фосфора. При этом если злак не подавляет бобовое, то оно в свою очередь обеспечивает его дополнительным количеством доступного азота. Но подобные взаимоотношения могут продолжаться только до тех пор, пока почва бедна азотом и злаки не могут сильно разрастаться. Если же в результате роста бобовых и активной работы азотфиксирующих клубеньковых бактерий в почве накапливается достаточное количество доступных для растений соединений азота, этот тип взаимоотношений сменяется конкуренцией. Результатом её, как правило, является полное или частичное вытеснение менее конкурентоспособных бобовых из фитоценоза.


Другой вариант комменсализма: односторонняя помощь растения-«няни» другому растению. Так, береза или ольха могут быть няней для ели: они защищают молодые ели от прямых солнечных лучей, без чего на открытом месте ель вырасти не может, а также защищают всходы молодых елочек от выжимания их из почвы морозом. Такой тип взаимоотношений характерен лишь для молодых растений ели. Как правило, при достижении елью определенного возраста она начинает вести себя как очень сильный конкурент и подавляет своих нянь. l В таких же отношениях состоят кустарники из семейств губоцветных и сложноцветных и южно-американские кактусы. Обладая особым типом фотосинтеза (CAM-фотосинтез), который происходит днем при закрытых устьицах, молодые кактусы сильно перегреваются и страдают от прямого солнечного света. Поэтому они могут развиваться только в тени под защитой засухоустойчивых кустарников. Имеются также многочисленные примеры симбиоза, выгодного для одного вида и не приносящего другому виду ни пользы, ни вреда. Например, кишечник человека населяет множество видов бактерий, присутствие которых безвредно для человека. Аналогично, растения, называемые бромелиадами (к которым относится, например, ананас), обитают на ветвях деревьев, но получают питательные вещества из воздуха. Эти растения используют дерево для опоры, не лишая его питательных веществ. Растения питательные вещества делают сами, а не получают из воздуха. Комменсализм способ совместного существования двух разных видов живых организмов, при которых одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы, ни вреда (например, чешуйница обыкновенная и человек).


Симбиоз и эволюция Помимо ядра в эукариотических клетках имеется множество изолированных внутренних структур, называемых органеллами. Митохондрии, органеллы одного типа, генерируют энергию и поэтому считаются силовыми станциями клетки. Митохондрии, как и ядро, окружены двухслойной мембраной и содержат ДНК. На этом основании предложена теория возникновения эукариотических клеток в результате симбиоза. Одна из клеток поглотила другую, а после оказалось, что вместе они справляются лучше, чем по отдельности. Такова эндосимбиотическая теория эволюции. Эта теория легко объясняет существование двухслойной мембраны. Внутренний слой ведёт происхождение от мембраны поглощенной клетки, а наружный является частью мембраны поглотившей клетки, обернувшейся вокруг клетки-пришельца. Также хорошо понятно наличие митохондриальной ДНК это не что иное, как остатки ДНК клетки- пришельца. Итак, многие органеллы эукариотической клетки в начале своего существования были отдельными организмами, и около миллиарда лет тому назад объединили свои усилия для создания клеток нового типа. Следовательно, наши собственные тела иллюстрация одного из древнейших партнерских отношений в природе. l Следует также помнить, что симбиоз это не только сосуществование разных видов живых организмов. На заре эволюции симбиоз был тем двигателем, который свел одноклеточные организмы одного вида в один многоклеточный организм (колонию) и стал основой разнообразия современной флоры и фауны.


Примеры симбиозов Эндофиты (симбиотические грибы или бактерии) живут внутри растения, питаются его веществами, выделяя при этом соединения, способствующие росту организма-хозяина. Транспортировка семян растений животными, которые поедают плоды и выделяют непереваренные семена вместе с пометом в другом месте. l Насекомые/растения -Опыление цветущих растений насекомыми, в ходе которого насекомые питаются нектаром. -Некоторые растения, например табак, приманивают к себе насекомых, которые способны защитить их от других насекомых. -Так называемые «сады дьявола»: деревья Duroia hirsuta служат жилищами для муравьёв вида Myrmelachista schumanni, которые убивают появляющиеся в окрестностях зелёные ростки иных видов деревьев, давая тем самым возможность разрастаться Duroia hirsuta без конкуренции.




Слайд 2

Симбиоз – сожительство, форма взаимоотношений, при которой оба партнёра или один из них извлекает пользу от другого. Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов (Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004).

Слайд 3

Кооперация – полезность сосуществования организмов очевидна, но их связь не обязательна

Общеизвестно сожительство раков-отшельников с мягкими коралловыми полипами - актиниями. Рак поселяется в пустой раковине моллюска и возит её на себе вместе с полипом.

Слайд 4

Кооперация

Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи, часть которой пораженная стрекательными клетками актинии, падает на дно и поедается раком.

Слайд 8

Похожий образ жизни ведут и некоторые птицы. Они заходят в пасть крокодилу и чистят её

Слайд 10

Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них

Один из самых известных примеров таких отношений – лишайники, представляющие собой сожительства гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли.

Cetraria centrifuga

Слайд 11

Типичный мутуализм - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в кишечнике

Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания и целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара.

Слайд 12

Без простейших – симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного климата, получают в кишечнике термитов пищу и условия для размножения. Кишечные симбионты, участвующие в переработке грубых растительных кормов, обнаружены у многих животных: жвачных, грызунов, жуков-точильщиков.

Слайд 13

Сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха или арахиса).

Слайд 14

Клубеньки на корнях сои

Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений- клубеньков.

Слайд 15

Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедном азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику – вводят в севообороты как предшественников для других культур.

Слайд 16

Микориза - сожительство гриба с корнями высших растений

На корнях берёзы, сосны, дуба, ели, а так же орхидных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой.

Слайд 17

Гифы гриба

Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба.

Слайд 18

Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без неё. Различные виды микориз

Слайд 19

Некоторые виды муравьев питаются сахаристыми экскрементами тлей и защищают их от хищников, одним словом - "пасут".

Слайд 20

Комменсализм - взаимоотношения, при которых один вид получает пользу от сожительства, а другому это безразлично

Слайд 21

Нахлебничество

Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи.

Слайд 22

Квартиранство

Примером перехода нахлебничества в более тесные отношения между видами служат рыбы-прилипала, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразуется в присоску. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб.

«Типы экологических взаимодействий» - Особенности конкурентных отношений. Вывод. Давайте повторим. Ориентирование учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность. Комменсализм Нахлебничество Сотрапезничество Квартиранство. Симбиотические связи и формы. Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина. (+ +) Взаимополезные Симбиоз - совместное обитание, определенная степень сожительства.

«Биотические связи» - Односторонние связи и конкуренция 100. Среди зеленых растений, способных к нормальному фотосинтезу, есть насекомоядные. Какой тип биотических отношений иллюстрирует бой петухов? В тропическом лесу. Все участники биоценоза используют энергию … Например, лишайник = гриб + + водоросль. Гриб получает от растения органические соединения.

«Симбиоз» - Симбиозы животных с микробами. Простейшие одноклеточные животные. Лишайник. Симбиозы автотрофов с гетеротрофами. Практическое значение. Водоросль. Интеграция симбиотического комплекса. Зоохлорелла. Симбиоз в мире растений и животных. Мирмекодия. Биохимичекие симбиозы. Азотфиксирующие симбиозы. Клетки водорослей.

«Пищевые связи» - Консументы 3 порядка (потребители 3 порядка) -. Бактерии; Цепи питания. Хищные животные. разветвленные пищевые цепи. Правило экологической пирамиды. Расход энергии звеньями. Пищевые связи в биогеоценозах. Растительноядные животные. Цепь разложения (детритная) Начинается с растительных и животных остатков и экскрементов животных.

«Пищевые трофические связи» - Необходимые компоненты экосистемы. Трофические отношения в природе. Веселый тест. Трофические цепи. Редуценты. Нектар цветов. Значение. Правило. Выберите консументов. Давайте жить дружно. Урок экологии. Пищевая цепь. Клевер. Пары организмов. Тип биотических отношений. Таблица. Типы взаимотношений. Детритные пищевые цепи.

«Сообщества воды» - Рачки. В океане: 8. Природоведение, 5 класс. Морская уточка. 5. Рыбы. 7. 3. Летучая рыба. Жизнь в морях и океанах. Нектон – активно плавающие. Воздушный пузырь. Как удержаться на поверхности воды? 2. 4. Сообщество толщи воды. Португальский кораблик и парусник. Лучевики. Водомерка. Крабик. Сообщество поверхности воды.

«Организм и среда обитания» - Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. Среда обитания и экологические факторы, влияющие на живые организмы. Грустная история. Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания. А на другой природной территории? Биотические (Другие живые организмы). Почвенная среда.

«Абиотические факторы» - Температура. Холоднокровные организмы (беспозвоночные и многие позвоночные). Основные абиотические факторы. Теплокровные организмы (птицы и млекопитающие). Абиотические факторы среды. Влажность. Свет. Оптимальные температурный режим для организмов от 15 до 30 градусов Однако, …. Имеются адаптации. Растения: засухоустойчивые – влаголюбивые и водные Животные: водные – воды достаточно в пище.

«Организм и факторы среды» - Абиотические факторы 1в основном действуют на организмы независимо от плотности популяции. Установлено» что сжимаемость некоторых равноногих рачков и эвфаузиид на 15-40% ниже, чем воды. Распределение гидробионтов по разным глубинам связано не только с давлением воды, но и с многими другими факторами.

«Почвенная среда обитания» - Как вы думаете, в каких средах обитают насекомые, ножки которых здесь изображены? Корни растений. Короткий мех (для меньшего трения с почвой). Здесь же располагается грибница грибов, Выделение слизи (способствует передвижению в почве). Краб живёт в водной среде, а остальные в наземно-воздушной. Нет.

«Урок Почва» - Вверх на солнце посмотрели, И нас всех лучи согрели. Какая главная часть почвы? - Подзолистая; - чернозем. Вода; воздух; соли. Плодородие; поглощение воды. Песок; глина; перегной. Перегной; песок; глина. Листья. Верхний плодородный слой земли. Проверка домашнего задания. Все ль внимательно глядят? Е.

Всего в теме 34 презентации