Митрополит серапион фадеев. Вечная память почившим…

В 5 часов утра 19 ноября 1999 года перестало биться сердце митрополита Тульского и Белевского Серапиона. Он умер на 67 году жизни. Последние полтора года он стойко переносил дарованную ему Господом болезнь. Тем не менее, невзирая на боль, которая стала постоянным фоном последних лет его жизни, он продолжал твердой и властной рукой управлять епархией, сообщает пресс-служба Тульской и Белевской епархии.

Третий день по его кончине, когда, по преданию Православной Церкви, душа прибывает на первый поклон ко Господу, пришелся на великий праздник – Собор Архистратига Михаила.

Глубоко знаменательна кончина Владыки. Менее полутора месяцев оставалось до прихода нового века, нового тысячелетия. Владыка вполне мог дожить до этого рубежа, но он остался в уходящем столетии. Он остался в своем времени. Представитель старой Московской школы священства, помнивший службы патриарха Сергия, последний постриженник патриарха Пимена в бытность его наместником Троице-Сергиевой Лавры, иподиакон патриарха Алексия I, у которого он научился благоговейному отношению к церковной службе, митрополит Серапион был одним из немногих архипастырей, воспитанных замечательными святителями. Он был истинный монах по складу души и тела. Потому и любил он монашество и в те годы, когда в делах Церкви властно распоряжалось мирское начальство и многие Владыки, боясь прещений, не постригали в монашество. Владыка Серапион постригал даже людей, приезжавших и прилетавших из других епархий, он постриг более тысячи монахов – "целую Лавру", потому что знал, что монашество – фундамент Церкви и монашеская молитва поддерживает мир. И в трудах, и в болезнях не забывал он о старых монахинях Зачатьевского и Серафимо – Дивеевского монастырей, знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их. За его плечами были 20 лет монашества в Троице-Сергиевой Лавре.

Святительский путь он начал епископом Подольским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. Затем были Иркутская и Читинская, Владимирская и Суздальская, Кишеневская и Молдавская епархии. И вот, умудренным святителем приходит он на Тульскую кафедру в час, когда "двери открываются и невозможное становится возможным". Господь знает, когда и кого поставить на нужное место. В Тульской земле всегда был силен дух молитвы и исповедничества. Даже святые ее избирали самый великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради. На этой земле родился знаменитый Авель-прорицатель, просидевший большую часть жизни за стенами каземата. Будучи пророком от Господа, он предсказал день и образ кончины многих Русских Государей – от Екатерины Великой до царя-мученика Николая. На этой озаренной светом духовности земле захлебывались вражеские нашествия – здесь решалась судьба России в Куликовской битве, и в последней войне враг был остановлен под Тулой. И потому так важно было, кто возглавит духовное возрождение этой земли.

С приходом Владыки Серапиона она получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма – теперь их 18. В епархии было 18 храмов – теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых – блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания – одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю.

Владыка являл собой образ истинного слуги Господня. Все, кто служил с ним, видели и понимали, что служба – главнейшая часть его жизни. Он любил в будний день встать на левый клирос и как простой певец петь стихиры, читать Псалтирь. Он знал Новый Завет и множество ветхозаветных книг наизусть. Для него чтение было не простым "отбываним" правила, а пищей духа. Служа Божественную литургию, Владыка предстоял пред Господом в трепете и благоговении, никогда не причащаясь без благодатных слез: Невзирая на непродолжительность, жизнь Владыки оказалась удивительно полной. В годы хрущевских гонений на Церковь принял монашество, когда вождь страны пообещал показать по телевизору последнего священника, он принял сан, в годы смятения он был опорой духовных чад, в годы расцвета Церкви – деятельный вертоградарь. Он укрепил Тульскую епархию, дождался ее двухсотлетия, встретил на Тульской земле Патриарха Алексия, который отозвался о нем: "Ревностные труды маститого митрополита нашей Церкви на ниве архипастырского служения и общественной деятельности снискали ему заслуженное уважение и любовь многих людей".

В последние годы жизни Господь посетил Владыку Серапиона нелегким испытанием, но он мужественно переносил телесный недуг, вверяя себя милосердию Божию. Под его руководством епархиальная жизнь на этой земле наполняется новым и многообразным содержанием. Многое здесь было сделано трудами и заботами покойного Владыки митрополита. Он ушел, оставил нам огромное духовное наследство. Истинно русский человек, широкий, хлебосольный, он замечательно владел словом, знал множество пословиц и поговорок. Он знал и любил уже почти неведомую нам старую Москву, обладал удивительной памятью. И даже в кончине своей этот истинно духовный человек преподал нам урок смирения. Еще за 5 лет до кончины он сделал все распоряжения о похоронах и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день свей кончины, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все имущество. За день до кончины он попросил прощения у Патриарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Смерть его была истинно христианской – накануне Владыка пособоровался и причастился Святых Христовых Таин. Те, кто близко знали Владыку, помнили о том, что похоронить себя он завещал в Пятницком храме на окраине Владимирской епархии. Еще будучи архиепископом Владимирским, он любил приезжать туда молиться, и к нему – только к нему – выходил из затвора отец Михаил (Охлестин), бывший инок Валаамского монастыря. В этом храме где молились подвижники, и покоится теперь Владыка.

Отпевали митрополита Серапиона в Туле, в маленькой любимой им церкви Николы на Ржавце – одной из восстановленных при нем. Он любил служить в этом тихом и скромном храме. День и ночь люди шли проститься со своим архипастырем. Много подходивших к его руке для последнего целования поражало то, что эта тонкая, будто бы прозрачная рука не закоченела, оставаясь мягкой, как у живого.

Многие помнят о глубоком почитании Владыкой Серапионом Божией Матери и особенно Ее образа " Нечаянная Радость". Владыка всегда уповал на Ее предстательство за род человеческий. Мы же уповаем, что по предстательству Заступницы Господь дарует нашему Владыке Царство Небесное.

Паки о митрополите-фаворите Серапионе Фадееве... July 2nd, 2015

Протодиакон Андрей Кураев, не на шутку разбушевавшись,
воспомнил вдруг эпическую личность - :
"Голубой маяк номер один в церковной жизни 80-х - это архиепископ Владимирский, а позже митрополит Кишиневский Серапион. "

Отец Андрей, как всегда, суживает болесть всецерковенного приражения
до чисто голубого отсвету.

Итак, дедулькины "пять копеек" о приснопамятном деспоте Скорпионе:

"Фаворитизм всегда осеняет
закрытые от постороннего глазу
клановые и архаикные сообщества.
Не всегда это единится с грехами Гоморры и Содома,
а просто является, зачастую, последним Калхасом,
стариковской привязанностью,
традицией, ограждённого от мира и
глубоко одинокого деспоты и наставника,
к своему, всё и вся на лету схватывающему,
последнему ученику...
Фаворитом патриарха Пимена был, без сомнения,
митрополит Серапион Фадеев:
весёлый и словоохотливый дебошир,
скандалист, нахрапистой и щедродарный,
направо и налево раздаятель митр и "отверстий".
Ему в его Успенском соборе во Владимире тоже
всё предстояли двадцатилетние архимандриты:
"Вот очко чудотворит - в двадцать лет архимандрит"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post17038082/ .
И когда Скорпионушка в алтаре Елоховского собору
в припадке ярости раздубасил нос протоиерею С.,
так что кровина полилась прямо на белоснежной жертвенник,
Святейший Пимен в это самое времечко
умилительно созерцал,
как за решечённым окошком,
купаясь в мартовской лужице,
чирикают, радуясь скорому уже обновлению,
сизые воробушки,
"алтарного инцидента" при этом
вовсе даже как-то и не заметив..."

Альбом юного монася Серапиона Фадеева
с полинявшими черно-белыми фото -
единственное "живое свидетельство"
как о церковной эпохе
более, чем уже полувековой давности,
так и о самом, весьма когда-то именитом,
церковном иерархе:
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21497794/
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21497793/ .
На церковном порожике - 1957 год,
а за церковным порожиком - токмо что минувший 20 съезд;
эшелоны с Колымы, возвертающие на большую землицу
анекдотчиков, усланных
в страну Макара и его телят
и охужденных по 58-й;
начало "Хрущевской оттепели"
и новаго гонения на церковников,
а за стенами Святой Троицы-Сергиевой лавры -
длинновласое и несколько женоподобное дитя,
Наркисс Наркисычем позирует и стилизует себя
в духе Боттичелливскаго маньеризма:
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21497792/
http://www.liveinternet.ru/photo/kalakazo/post21497791/
И кто тогда ведал, что из сего сладкого дитяти
вырастит деспотное Мырлым-Мурло:
символ церковенного фаворитизма
и духовенный образец эмоциональной распущенности,
рукоприкладства и бийства
и самого буквального самодурства:
"Митрополита Серапиона прозывали
в прежние времена "вселенским парихмактером"
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post10038472/ .
Постригал он в монахи без устали,
не разгибая спины,
не покладая рук, -
всё стриг и стриг,
считая это, вероятно, главным делом собственной жизни.
В профиль он походил на патриарха Пимена,
а совсем как две капли воды - на Алексия Кутепова.
В чём там была суть дела - проговаривать не стану,
но эта троица и составляла "семью",
очень лихо "пилившую" бюджет тогдашней патриархии.
Может быть, поэтому
владыка Серапион
никого никогда не боялся:
кажется, он возобновил богослужения в музее
под названием "Успенский собор",
раздавал награды направо и налево,
наперсные кресты вешая одновременно с хиротонией,
награждая двадцатилетних митрами
и правом служения "с отверстием".
Один тамошний протоиерей
свои письма ко мне так и подписывал:
"...митрофорный протоиерей с отверстием."
http://www.liveinternet.ru/photo/velos/post10038471/
Был владыка несказанно щедр,
но при своей диабетической тучности
в гневе свирепел до бешанного состояния:
у себя в кабинете
духовенство охаживал по-отечески
монашеским ремнём.
На службах кидался тем,
что под руку попадёт:
митрами,
чиновниками,
камертонами,
кадилами,
подсвечниками...
Навсегда мне в память врезалась
пасхальная служба в Успенском соборе.
Шестиэтажно покрыв в совсем глухом алтаре
у престола стоявшее духовенство,
владыка Серапион
летающей походкой выскочил на солею:
"Христос Воскресе!!! Христос воскресе!!! Христос воскресе!!!"
и, зайдя снова в алтарь,
о престол выбил зубы
подвернувшемуся диакону,
с "кровиной", растёкшейся
по белоснежному престольному облаченью.
На следующий день праздника
владыка тому самому диакону,
уже записавшемуся вне очереди на вставные челюсти,
подарил "Волгу" совсем новую..."

Митрополит Серапион (в миру Николай Сергеевич Фадеев) родился 27 мая 1933 года в Москве. По окончании средней школы выбирает трудный путь служения Господу, поклонения святым канонам Православия и в 1951 году поступает послушником в Троице-Сергиеву Лавру. После службы в армии (1952-55 гг.) его постригает в 1957 г. в монашество с именем Серапион наместник Лавры архимандрит Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1965 году — Святейшим Патриархом Алексием I во иеромонаха.

Аскетизм в быту и личной жизни, строгость к нерадивым исполнителям святых канонов, доброта и любовь к простым людям, прихожанам, вот качества, выработанные Серапионом еще в первые годы его иночества.

В 1966 году иеромонах Серапион оканчивает Московскую Духов­ную Академию со степенью кандидата богословия, полученной за сочи­нения «Православное учение о Воплощении». Учился в аспирантуре.

С 1969 года по 1971 год был референтом Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, где приобрел большой опыт дипло­матической деятельности, сопровождая наместника Лавры - в то время архимандрита Платона в поездках во Францию, Бельгию, Голландию. В составе Делегации Р. П. Ц. участвовал в собеседованиях с богосло­вами Малабарской церкви (штат Керала, Индия). С марта по май 1971 г. нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио, Япония.

Более 20 лет состоял в братии Троице-Сергиевой Лавры, с 1971 года являлся помощником ее наместника.

4 марта 1972 года в Белом зале Московской Патриархии Святей­ший Патриарх Пимен совершил наречение архимандрита Серапиона во епископа Подольского. Опыт, полученный «…при непосредственном исполнении послушания у блаженнопочившего Патриарха Алексия», помог молодому епископу и в службе представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока (1972-75 гг.), и в Иркутской епархии. которую он возглавлял в 1975-80 гг., и в Молдавии (1980-88 гг.). Везде, во всех епархиях, епископ, затем архиепископ, и с 1987 года митрополит Серапион неустанно, наряду с обычными архипастырскими делами, являлся инициатором и организатором открытия новых приходов, строительства храмов, возрождения монашества, за что был награжден правом ношения второй панагии.

С 6 июля 1989 года митрополит Серапион возглавляет Тульскую епархию. И с этого времени начинается не имеющий аналогов в ее жизни процесс возрождения. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно тех слоев интеллигенции, пенсионеров, которые и являются постоянными прихожанами, практически во всех храмах Тулы и области идет реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобре­тают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле. Неустанными заботами Владыки воссоздаются Щегловский монас­тырь в Туле и Жабынская пустынь в Белевском районе. Созданы и начали действовать две новые обители: Свято-Казанская в с. Колюпаново Алексинского района и Свято-Успенская в г. Новомосковске. Ведется строительство новых храмов. Уже построены и действу­ют церкви: во имя Донской иконы Божией Матери в Туле, в колонии под Плавском, в пос. Ленинский, г. Щекино, г. Ефремове, г. Новомосковске, с. Колюпаново. Возвращены церкви, отреставрированы и действуют 89 храмов, созданы Православная гимназия и Пастырские курсы. Возрождена газета “Тульские епархиальные ведомости” (теперь журнал). При Владыке Серапионе усилилась борьба в различными видами религиозных культов, с сектами. При епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей для воскресных школ и многое-многое другое.

Митрополит Серапион (в миру Николай Сергеевич Фадеев ; 27 мая 1933, Москва - 19 ноября 1999, Тула) - епископ Русской православной церкви; с июля 1989 года митрополит Тульский и Белёвский.

Биография

Николай Фадеев родился в 1933 году в Москве в семье служащих. Окончил 7 классов средней школы. В 1951 году поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В 1952-1955 годах служил в рядах Советской Армии.

27 июня 1957 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Пименом (Извековым) был пострижен в монашество с именем Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В том же году 18 июля архиепископом Иоанном (Лавриненко) рукоположён во иеродиакона.

В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию. 7 апреля 1965 года Патриархом Алексием (Симанским) был рукоположён во иеромонаха. В 1966 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего учился в аспирантуре при академии.

В 1968 году с наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) посетил Францию, Бельгию и Голландию.

С 1969 года - референт Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В этом же году в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви в штате Керала, Индия. В 1970 году был включён в состав паломнической группы для поездки в Грецию и на Афон.

С марта по май 1971 года нёс послушание клирика патриаршего подворья в Токио.

Архиерейство

Постановлением Священного Синода от 2 февраля 1972 года ему определено быть епископом Подольским, викарием Московской епархии и представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском.

5 марта 1972 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую совершали Патриарх Пимен, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим (Никитин), архиепископ Волоколамский Питирим (Нечаев), архиепископ Дмитровский Филарет (Денисенко), архиепископ Тульский и Белевский Ювеналий (Поярков) и епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон (Докукин).

В 1973 году, 14-18 мая, по приглашению предстоятеля Коптской Церкви папы Шенуды III принимал участие в праздновании 1000-летия кончины святого Афанасия Великого.

5 августа 1974 года был освобождён от должности представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение.

С 24 октября по 1 ноября 1977 года в составе делегации Русской Православной Церкви участвовал в торжествах 100-летия освобождения Болгарии от османского ига.

12 мая 1984 года назначен временно председателем Хозяйственного Управления Московской Патриархии, от чего был освобожден 18 июня 1985 года.

С 29 сентября по 6 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена при посещении Сербской Православной Церкви.

В 1988-1989 годах вступил в конфликт с набиравшим силу молдавским националистическим движением, имел постоянные ссоры с молдавским духовенством и в конце концов был вынужден подать прошение о переводе на другую епархию.

Определением Священного Синода от 6-7 июля 1989 года назначен митрополитом Тульским и Белёвским. С этого времени начинается не имеющий аналогов в истории епархии процесс её возрождения (общий для РПЦ). Практически во всех храмах Тулы шла реставрация, обновление, ремонт. Восстанавливается колокольня Свято-Никольского храма, приобретают первоначальный вид храмы Сергия Радонежского и Вознесения в Заречье, Щегловский монастырь и Успенский собор в Кремле.

Скончался в 5 часов утра 19 ноября 1999 года после тяжёлой болезни (сахарный диабет). Отпевание состоялось 20 ноября и прошло, согласно завещанию, в самом его любимом из тульских храмов - Свято-Никольском. Похоронили митрополита, по его же завету, в Параскево-Пятницком храме села Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области.

19 ноября 2018 года – 19-я годовщина памяти со дня кончины блаженнопочившего митрополита Серапиона (Фадеева), одного из выдающихся церковных иерархов XX века.

Митрополит Серапион за богослужением


Богослов, монах и дипломат

Митрополи́т Серапио́н (в миру Николай Сергеевич Фадеев) родился в 1933 году в Москве в семье служащих. Окончил 7 классов средней школы. Восемнадцатилетним юношей он поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В 1952-1955 годах служил в рядах Советской Армии.


По возвращении из армии, Николай продолжил нести послушание в Троице-Сергиевой Лавре. 27 июня 1957 года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) он был пострижен в монашество с именем Серапион в честь Святого Серапиона, архиепископа Новгородского. В том же году 18 июля архиепископ Иоанн (Лавриненко) совершил хиротонию послушника Николая Фадеева во иеродиакона. В 1962 году отец Серапион окончил Московскую духовную семинарию, а через четыре года, уже в сане иеромонаха (рукоположен 7 апреля 1965 года – Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I), и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за сочинение «Православное учение о Воплощении»), после чего учился в аспирантуре при академии.

Братия Троице-Сергиевой Лавры. 16 февраля 1963 год. Иеродиакон Серапион – первый слева в третьем ряду.


Аскетизм в быту и личной жизни, строгость к нерадивым исполнителям святых канонов, доброта и любовь к простым людям, прихожанам, отличали будущего церковного иерарха еще в первые годы его иночества.

Сопровождая наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Платона (Лобанкова) в поездках во Францию, Бельгию и Голландию иеромонах Серапион приобрел ценный дипломатический опыт, который пригодился ему в будущем. С 1969 года – иеромонах Серапион (Фадеев) назначен референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В этом же году в составе делегации Русской Православной Церкви он принимал участие в собеседованиях с богословами Малабарской Церкви в штате Керала (Индия). В 1970 году отец Серапион был включен в состав паломнической группы для поездки в Грецию и на Афон.

15 мая 1970 года отец Серапион возведен в сан игумена, а 25 февраля 1971 года – в сан архимандрита. С марта по май 1971 года он нес послушание клирика Патриаршего подворья в Токио (Япония), с 15 сентября того же года – назначен помощником наместника Троице-Сергиевой Лавры, но вскоре Промыслом Божиим он был призван к архиерейскому служению.

Архиерей

Постановлением Священного Синода от 2 февраля 1972 года архимандриту Серапиону определено быть епископом Подольским, викарием Московской епархии и представителем Патриарха Московского при патриархе Антиохийском. Меньше чем через месяц, 5 марта, в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим и Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископы Волоколамский Питирим, Дмитровский Филарет, Тульский и Белевский Ювеналий, и епископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон.


В 1973 году, 14-18 мая, по приглашению предстоятеля Коптской Церкви папы Шенуды III епископ Серапион принимал участие в праздновании 1000-летия кончины святого Афанасия Великого. В связи с ухудшением здоровья 5 августа 1974 года он был освобожден от должности представителя Московского Патриархата при патриархе Антиохийском с представлением ему времени на лечение, а 17 апреля следующего года владыка переведен на Иркутскую кафедру. С 24 октября по 1 ноября 1977 года в составе делегации Русской Православной Церкви владыка участвовал в торжествах 100-летия освобождения Болгарии от османского ига. 7 сентября 1979 года епископ Иркутский и Читинский Серапион был возведен в сан архиепископа, а через год – назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. С 12 мая 1984 года владыка являлся председателем Хозяйственного Управления Московской Патриархии, от чего был освобожден 18 июня 1985 года. С 29 сентября по 6 октября 1984 года он сопровождал Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена при посещении Сербской Православной Церкви.

12 мая 1987 года архиепископ Серапион переведен на Кишиневскую и Молдавскую кафедру с возведением в сан митрополита и правом ношения второй панагии. Спустя два года с момента назначения, в связи с сильной конфронтацией со стороны националистического движения был вынужден подать прошение о переводе на другую епархию. Определением Священного Синода от 6-7 июля 1989 года он был назначен митрополитом Тульским и Белевским.

Добрый пастырь

Во всех епархиях, где владыка Серапион нес свое служение, он являлся инициатором и организатором открытия новых приходов, строительства храмов, возрождения монашества. С момента назначения на Тульскую кафедру началось ее активное возрождение, которое было невозможным долгие годы тоталитарного советского режима. Несмотря на экономический спад в стране, обнищание населения, особенно интеллигенции и пенсионеров, повсеместные реставрационные работы в епархии не прекращались. В то непростое время необходимость в восстановлении храмов и налаживании церковной жизни было трудно переоценить. Владыка хорошо понимал это и делал все возможное, чтобы помочь формирующимся приходам функционировать полноценно. Также при митрополите Серапионе усилилась борьба в различными видами религиозных культов, с сектами. При епархии создан отдел катехизации и филиал московского центра реабилитации жертв тоталитарных сект, организованы курсы по подготовке катехизаторов и учителей для воскресных школ и многое-многое другое. Еще многие поколения людей будут с благодарностью вспоминать мудрого и заботливого архиерея в своих молитвах.