Митр антония блума. Старость и решение проблем прошлого

Митрополит Антоний (Антоний Сурожский, в миру Андрей Борисович Блум; 19 июня 1914, Лозанна, Швейцария — 4 августа 2003, Лондон) — епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский. Философ, проповедник.
Автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности.
Родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника русской дипломатической службы.
Предки по линии отца - выходцы из Шотландии. Обосновались в России в Петровское время. По матери он был в родстве с композитором Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом.
С 1923 года проживал во Франции.
В 1931 году митрополитом Евлогием (Георгиевским) посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья Московского Патриархата. И с этого времени во все трудные годы всегда сохранял верность Московскому Патриаршему престолу, не уклоняясь ни в какие течения.
В 1939 году окончил биологический, затем медицинский факультеты Парижского университета.
16 апреля 1943 года настоятелем Трехсвятительского подворья архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монашество с именем Антоний.
Во время второй мировой войны был врачом во французской армии, а во время фашистской оккупации находился в рядах движения Сопротивления.
После окончания войны несколько лет занимался медицинской практикой.
27 окт. 1948 года митрополитом Серафимом (Лукьяновым) рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября - во иеромонаха с назначением духовным наставником Православно-англиканского содружества св. мч. Албания и прп. Сергия Радонежского, в связи с чем переехал в Лондон.
С 1 сент. 1950 года - настоятель патриаршего храма св. ап. Филиппа и прп. Сергия в Лондоне.
В январе 1953 года к празднику Рождества Христова возведен в сан игумена.
В 1956 году ко дню Святой Пасхи возведен в сан архимандрита.
В декабре этого же года назначен настоятелем патриаршего храма Успения Божией Матери и Всех святых в Лондоне.
30 ноября 1957 года хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию совершали в Лондоне Патриарший Экзарх Западной Европы архиепископ Клишинский Николай (Еремин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Патриарха Константинопольского в Западной Европе.
С 10 окт. 1962 года назначен на вновь открытую на территории Британских островов Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.
11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке.
27 января 1966 года возведен в сан митрополита и утвержден в должности Патриаршего Экзарха Западной Европы. В этой должности состоял до 5 апреля 1974 года.
За годы своего служения в Англии трудами митр. Антония на основе единственного небольшого русского прихода в Лондоне образовалась епархия с четко организованными приходами. В епархии устраиваются лекции, проводятся ежегодные приходские собрания, общеепархиальные съезды и собрания духовенства. Митрополит Антоний активно участвует в церковной и общественной жизни и пользуется широкой известностью и популярностью в разных странах. Он был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958 г.), членом делегации Русской Православной Церкви на праздновании 1000-летия православного монашества на Афоне (1963 г.), членом Комиссии Св. Синода РПЦ по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета ВСЦ, участником Ассамблей ВСЦ в Нью-Дели (1961 г.) и Упсале (1968 г.), членом Поместного Собора РПЦ 1971 года. Читал лекции в Кембриджском университете (1972-1973). За активную деятельность на благо Православной Церкви награжден медалью Общества поощрения добра (1945 год, Франция), орденом св. равноап. князя Владимира 1 степени (1961 г.), орденом св. Андрея (1963 г. - Константинопольский Патриархат), Ламбетским Крестом (1975 г. - Англиканская Церковь), орденом Преподобного Сергия Радонежского 2-й степени (1979 г.). Абердинским университетом (Шотландия) митр. Антоний удостоен ученой степени доктора богословия гонорис кауза "за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране".
Как проповедник митр. Антоний широко известен не только в Англии, но и за ее пределами. Все изданное им родилось из живого слова, но далеко не все произнесенное легло на бумагу и, как отмечает Н. Лосский, "из его огромного творчества очень мало что издано". Митрополита Антония постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией как в Англии, так и в разных странах Европы и Америки. За 34 года пастырского служения он прочитал в инославных общинах, храмах, студенческих и иных группах свыше 10 тысяч лекций. Его книги о молитве и духовной жизни переведены на многие языки.
31 января 1983 года Совет Московской духовной академии присудил митрополиту Антонию степень доктора богословия гонорис кауза за совокупность его научно-богословских и проповеднических трудов, опубликованных с 1948 года и по настоящее время в "Журнале Московской Патриархии" и в других изданиях. 3 февраля в Актовом зале МДА состоялось торжественное вручение докторского креста и диплома ученой степени доктора богословия.
Получая ученую степень, митрополит Антоний, в частности, сказал, что это для него большая радость, так как этот диплом "будет свидетельствовать перед Западными Церквами о том, что мое слово - слово православное, не личное, а всецерковное".
Указом Св. Патриарха от 2 мая 1989 года в связи с 75-летием награжден орденом св. блгв. князя Владимира 2-й степени.
Решением Ученого совета Киевской Духовной академии от 24 сентября 1999 года за выдающиеся труды на богословской ниве и в знак глубокого уважения к святительским заслугам на благо Святой Православной Матери-Церкви митрополиту Антонию Сурожскому присуждена степень доктора богословия honoris causa.
Ранее митрополит Антоний был удостоен степени доктора богословия honoris causa Абердинского и Кембриджского университетов.
30 июля 2003 г. постановлением Св. Синода и согласно поданному прошению освобожден от управления Сурожской епархией и почислен на покой.
Митрополит Антоний скончался 4 августа 2003 г. после тяжелой болезни.
Он умер около 19 часов по Москве в хосписе. В начале года митрополит перенес хирургическую операцию. После этого он подал патриарху Алексию II прошение об увольнении Сурожской епархией.
В последние месяцы владыка Антоний очень редко служил. Одно из последних богослужений он совершил на Пасху. Последний раз он появился на публике на банкете в Букингемском дворце, который дала в честь Президента России Владимира Путина английская королева Елизавета II 24 июня.
13 августа 2003 г. в лондонском соборе Успения Божией Матери и Всех Святых после Божественной литургии состоялось отпевание митрополита Сурожского Антония (Блума). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия отпевание совершил митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси. После этого митрополит Антоний был похоронен на Бромптонском кладбище на юго-западе британской столицы.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 688) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (309) Буклеты, памятки и листовки (133) Видеофильмы, видеолекции и беседы (969) Вопросы священнику (413) Изображения (259) Иконы (542) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 022) Статьи (1 787) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (154) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (511) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (385) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 779) Библия (785) Закон Божий (798) Миссионерство и катехизация (1 390) Секты (7) Православная библиотека (482) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 769) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 464) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (455) Радоница (8) Родительская суббота (32) Страстная Седмица (28) Церковные праздники (692) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (129) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (66) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (170) Колокольные звоны (11) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (111) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (373) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Прп. Василия исп. (750). Сщмч. Арсения, митр. Ростовского (1772). Прп. Кассиана Римлянина (435) (память переносится с 29 февраля).

Блж. Николая, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, еп. Магиддийского (250). Прпп. жен Марины и Киры (ок. 450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, еп. Дамасского (V); мч. Феоктириста (VIII) (памяти переносятся с 29 февраля).

Литургия Преждеосвященных Даров.

На 6-м часе: Ис. II, 3–11. На веч.: Быт. I, 24 – II, 3. Притч. II, 1–22.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Священномученик Арсе́ний Ростовский (Мацеевич), митрополит

Свя­щен­но­му­че­ник Ар­се­ний, мит­ро­по­лит Ро­стов­ский (в ми­ру Алек­сандр Ма­це­е­вич) был по­след­ним про­тив­ни­ком цер­ков­ной ре­фор­мы Пет­ра I. Он ро­дил­ся в 1697 (по дру­гим дан­ным, в 1696) го­ду во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в се­мье пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка, вед­ше­го свой род из поль­ской шлях­ты.

По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние в Ки­ев­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии, в 1733 го­ду он был уже иеро­мо­на­хом. Вско­ре он со­вер­шил пу­те­ше­ствие в Устюг, Хол­мо­го­ры и Со­ло­вец­кий мо­на­стырь, где по­ле­ми­зи­ро­вал с за­то­чен­ны­ми там ста­ро­ве­ра­ми; по по­во­ду этой по­ле­ми­ки он на­пи­сал «Уве­ще­ва­ние к рас­коль­ни­ку»

В 1734–37 го­дах отец Ар­се­ний участ­во­вал в Кам­чат­ской экс­пе­ди­ции. В 1737 го­ду он был при­ко­ман­ди­ро­ван к чле­ну Си­но­да Ам­вро­сию (Юш­ке­ви­чу), за­ни­мав­ше­му в то вре­мя пер­вен­ству­ю­щее ме­сто в цер­ков­ной иерар­хии. Это на­зна­че­ние при­ве­ло к сбли­же­нию двух иерар­хов и опре­де­ли­ло даль­ней­шую судь­бу от­ца Ар­се­ния. По­свя­щён­ный в 1741 го­ду в сан мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го и всея Си­би­ри, вла­ды­ка Ар­се­ний за­щи­щал в Си­би­ри пра­ва но­во­кре­ще­ных ино­род­цев от при­тес­не­ний во­е­вод, а ду­хо­вен­ство – от вме­ша­тель­ства свет­ско­го су­да.

Су­ро­вый си­бир­ский кли­мат вред­но от­ра­зил­ся на здо­ро­вье вла­ды­ки, и вско­ре по во­ца­ре­нии Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны он был пе­ре­ве­дён в 1742 го­ду на ка­фед­ру в Ро­стов с на­зна­че­ни­ем чле­ном Си­но­да.

Стро­гий к под­чи­нен­ным, вла­ды­ка ста­но­вит­ся в рез­кую оп­по­зи­цию и к свет­ской вла­сти. Он на­ста­и­ва­ет пе­ред им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной II на уда­ле­нии свет­ских чи­нов из со­ста­ва Си­но­да, утвер­жда­ет, что Си­нод во­об­ще не име­ет ка­но­ни­че­ской ос­но­вы, и де­ла­ет вы­вод о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния пат­ри­ар­ше­ства. За­пис­ка вла­ды­ки «О бла­го­чи­нии цер­ков­ном» яви­лась пер­вым про­те­стом рос­сий­ской иерар­хии про­тив си­но­даль­ной си­сте­мы.

Ещё бо­лее обост­ри­лись от­но­ше­ния вла­ды­ки со свет­ской вла­стью, ко­гда в кон­це цар­ство­ва­ния Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны, за­тем при Пет­ре III и Ека­те­рине II рас­по­ря­же­ния, на­прав­лен­ные к огра­ни­че­нию мо­на­сты­рей в управ­ле­нии их иму­ще­ства­ми, вы­зва­ли силь­ное него­до­ва­ние в выс­шем ду­хо­вен­стве.

9 фев­ра­ля 1763 го­да вла­ды­ка в Ро­сто­ве со­вер­ша­ет «Чин от­лу­че­ния» с неко­то­ры­ми при­бав­ка­ми, на­прав­лен­ны­ми про­тив «на­силь­ству­ю­щих и оби­дя­щих свя­тыя Бо­жия церк­ви и мо­на­сты­ри», «при­ни­ма­ю­щих дан­ныя тем от древ­них Бо­го­люб­цев име­ния».

В мар­те вла­ды­ка по­дал два до­не­се­ния в Си­нод, ко­то­рый до­ло­жил им­пе­ра­три­це о том, что свя­ти­тель Ар­се­ний яв­ля­ет­ся «оскор­би­те­лем Ея Ве­ли­че­ства». Ека­те­ри­на пре­да­ла его су­ду Си­но­да, ко­то­рый длил­ся семь дней; вла­ды­ка был осуж­ден, низ­ве­ден в зва­ние про­сто­го мо­на­ха и за­то­чен в Ни­ко­ло-Ко­рель­ский мо­на­стырь.

Но и в ссыл­ке свя­ти­тель не пе­ре­ста­вал об­ли­чать дей­ствия обес­цер­ко­в­лен­ных вла­стей в от­но­ше­нии цер­ков­ных иму­ществ, вы­ра­жал со­мне­ние в пра­вах Ека­те­ри­ны II на пре­стол, со­чув­ствие ве­ли­ко­му кня­зю Пав­лу Пет­ро­ви­чу. Де­лу вла­ды­ки был дан ха­рак­тер по­ли­ти­че­ский, и в кон­це 1767 го­да он был ли­шен мо­на­ше­ства и при­го­во­рен к «веч­но­му за­клю­че­нию». Под име­нем «Ан­дрея Вра­ля» он со­дер­жал­ся в Ре­вель­ском ка­зе­ма­те, где и умер 28 фев­ра­ля 1772 го­да.

За сми­рен­ное пе­ре­не­се­ние скор­бей и нес­тя­жа­тель­ность, а так­же за му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за Цер­ковь свя­ти­тель по­чи­та­ет­ся в Рус­ском на­ро­де.

При­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре в ав­гу­сте 2000 го­да.

Молитва священномученику Арсению (Мацеевичу), митрополиту Ростовскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, многострада́льне святи́телю Арсе́ние! Умилосе́рдися у́бо о мне́ гре́шнем, услы́ши сле́зное мое́ моле́ние. Не возгнуша́йся скве́рных мои́х я́зв грехо́вных. Приими́ недосто́йное мое́ хвале́ние от всего́ се́рдца тебе́ возноси́мое. И ми́лостив сотвори́ся на мои́ проше́ния к тебе́ многомо́щному засту́пнику моему́ пред Го́сподем. Умоли́ Всеблага́го Бо́га моего́ дарова́ти ду́х сокруше́ния о гресе́х мои́х, ду́х смире́ния, кро́тости и незло́бия, еще́ же вся́ за́поведи Его́ неле́ностно исполня́ти, к бли́жнему любо́вь и милосе́рдие вы́ну явля́ти. Наипа́че же и́мя Его́ Сладча́йшее в се́рдце и уме́ содержа́ти и уста́ми безбоя́зненно испове́дати. Да да́рует моли́твами твои́ми Христо́с Бо́г на́ш все́м призыва́ющим и́мя Его́ свято́е вся́ потре́бная ко спасе́нию, дабы́ во вся́кое вре́мя и на вся́цем ме́сте с любо́вию сла́вилось и́мя Всесвяты́я Тро́ицы Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

В прошлой передаче речь шла о благовести Захарии в Иерусалимском храме о рождении Иоанна Крестителя.

Сегодня мы рассмотрим текст того же евангелиста Луки, в котором повествуется о Благовещении Деве Марии.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

(Лк. 1, 26–38)

Оба рассказа о явлении Архангела Гавриила построены по одной и той же схеме: явление ангела, его предсказание о чудесном рождении ребенка, рассказ о грядущем величии, имя, которым он должен быть наречен; сомнение собеседника ангела и дарование знака, подтверждающего слова посланника Небес. Но все же и различий в этих повествованиях тоже немало.

Если Захария встречает вестника Божиего в самый величественный момент своей жизни и происходит это в доме Божием, в Иерусалиме, во время богослужения, то сцена явления того же ангела юной девушке подчеркнуто проста и лишена всякой внешней торжественности. Это происходит в Назарете, захудалом провинциальном городке Галилеи.

И если праведность Захарии и Елисаветы подчеркнута с самого начала и весть о рождении сына дана в ответ на усиленные молитвы, то о юной Марии не говорится практически ничего: ни о ее нравственных качествах, ни о каком бы то ни было религиозном рвении.

Однако все человеческие стереотипы переворачиваются, ибо тот, чье рождение возвещено было в клубах кадильного фимиама, окажется всего лишь предтечей, вестником прихода Того, о ком было рассказано так скромно.

Евангелист Лука указывает на то, что Елисавета была на шестом месяце беременности, когда ангел явился в Назарет с благой вестью к Деве Марии. В случае с Елисаветой препятствиями для рождения были ее бесплодность и преклонный возраст, для Марии же – ее девственность.

Мы знаем, что Мария была обручена Иосифу. По еврейскому брачному закону девушек обручали будущим мужьям очень рано, обычно в возрасте двенадцати или тринадцати лет. Обручение длилось примерно год, но жених и невеста считались мужем и женой с момента помолвки. Этот год невеста оставалась в доме своих родителей или опекунов. Фактически девушка становилась женой, когда муж забирал ее в свой дом.

Иосиф, как мы помним, происходил из рода царя Давида, что было чрезвычайно важно, потому как через Иосифа и Иисус становился юридически потомком Давида. Ведь в древности юридическое родство считалось более важным, чем кровное.

С приветствием: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28), – обращается ангел к Деве Марии. Автор пишет по-гречески. Вполне возможно, греческое слово «хайре» («радуйся») по-еврейски могло звучать как «шалом», то есть пожелание мира.

Как и Захария, Мария растеряна и полна смятения, вызванного и явлением ангела, и его словами. Посланник пытается объяснить Марии и успокоить ее словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога (Лк. 1, 30). Затем он объясняет то, что должно произойти. И делает он это через три основных глагола: зачнешь, родишь, наречешь.

Обычно имя ребенку давал отец в знак того, что он признает его своим, но здесь эта честь принадлежит матери. Иисус – эллинизированная форма еврейского имени Йешуа, что вероятнее всего переводится как «Яхве – спасение».

Выслушивая от ангела то, каким великим будет ее Сын, Мария задает естественный вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).

Этот вопрос, дорогие братья и сестры, для понимания и прост, и труден. Мария не может понять слова ангела, так как она еще не замужем (в фактическом понимании, хотя в юридическом уже имела мужа). Но Мария скоро вступит в супружеское общение, почему же она так удивлена?

Есть несколько попыток объяснить этот вопрос, и они построены на словах «мужа не знаю». Так, некоторые полагают, что глагол «знать» нужно понимать в прошедшем времени, то есть «мужа еще не познала». Из чего следует, что Мария поняла слова ангела как возвещение ей ее фактического состояния беременности.

Согласно еще одной точке зрения, глагол «знать» происходит от слова «познать», то есть вступить в супружеское общение. Святоотеческая традиция указывает нам, что Дева Мария дала обет вечного девства и ее слова нужно понимать не иначе, как «не буду знать мужа». Но некоторые ученые утверждают, что это было невозможно, так как в еврейской традиции того времени брак и деторождение были не только почетны, но и обязательны. И если встречались общины, где люди вели девственную жизнь, то в основном это были мужчины. И подобные заявления кажутся логичными. Но не будем забывать, что Бог не действует согласно человеческой логике – Он выше всего и может положить на сердце чистого человека добродетельный помысел и укрепить даже юную девушку в ее богоугодном стремлении сохранить свою непорочность.

Ярким подтверждением того, что Бог не действует в рамках физических законов природы, является ответ ангела Марии: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). Нередко приходится слышать искаженное понимание данного момента евангельской истории. Люди пытаются объяснить непорочное зачатие Девой Марией Сына Божия как литературный прием, взятый из греческих мифов, где боги сходили с Олимпа и вступали в отношения с женщинами, от которых рождались так называемые «сыны божии». Но в данном тексте ничего подобного мы не видим. Да и в Святом Духе нет никакого мужского начала, что подчеркивается даже грамматическим родом: еврейское «руах» («дух») – женского рода, а греческое «пневма» – среднего.

Иудейский Талмуд тоже пытается оспорить непорочность зачатия Спасителя, утверждая, что Иисус был незаконнорожденным сыном беглого солдата по имени Пантера, отсюда и наименования Христа в Талмуде – Бен-Пантер. Но некоторые ученые считают, что «пантер» – это искаженное греческое слово «партенос», что переводится как «дева», а значит, и понимать талмудическое выражение следует как «Сын Девы».

Сцена Благовещения заканчивается ответом Марии на весть Гавриила: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

В этих словах заключено великое смирение молодой девушки, готовой исполнить любую волю Божию. Тут нет рабского страха, а только чистосердечная готовность служения Господу. Никогда и ни у кого не получалось, да и вряд ли получится выразить свою веру так, как это сделала Дева Мария. Но к этому нам, дорогие братья и сестры, необходимо стремиться.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • «Отдай мне эти сухари, я их за чаем съем»

    Помощь Божия от общения с о. Тихоном была всегда ощутима, т.к. ответы подкреплялись духовной милостыней, молитвой.

НАСЛЕДИЕ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩЕГО МИТРОПОЛИТА
Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» проводит cеминар из цикла «Цельность человека: путь ученичества», посвященный «трудам» митрополита Антония Сурожского.
Митрополит Антоний Сурожский (Блюм) – один из популярных писателей экуменического толка. Многотысячными тиражами выходят его книги, в числе которых «Школа молитвы», «Человек перед Богом», «Духовное путешествие» и многочисленные проповеди.
Его любит интеллигенция, слова из его проповедей звучат с церковных амвонов, в литературе и СМИ часто встречаются ссылки на его «труды», но по прочтении их обнаруживаешь, что Сурожский митрополит опирается, скорее, на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую Православную традицию.
Важная деталь – Антоний Сурожский в угоду протестантам высказывался в защиту женского священства. Его труды исполнены рассуждениями о себе, где косвенно прослеживается самодовольство и похвала своей персоне. Святые Отцы, напротив, никогда не позволяли говорить о себе, считая это признаком горделивого нрава.
А вот отношение его к римо-католической и протестантской ересям: «Каждая из наших христианских общин хранит верность Христу, в каждой есть истина и полная глубина».
Но мы знаем, что только Православная Церковь обладает всей полнотой истины, открытой Богом человечеству, а римо-католичество после II Ватиканского собора (1962–1965 гг.) превратилось из еретической христианской конфессии, каковой являлась доселе, в неоязыческую антихристианскую религию.
Митр. Антоний прилежно цитирует католиков – французского иезуита Бернаноса, Ж. Даниелу, генерала Мориса дэ Эльбо, а также протестантских лжеучителей, не только не предостерегая, но, к сожалению, выдавая «яд» за чистый источник истины.
Так, он приводит выдержки из трудов писателя К. С. Льюиса, приверженца англиканского вероисповедания. История его обращения описана им в книге «Настигнут радостью», прочитав которую становится ясно, кем был «настигнут» бедный Льюис. К сожалению, корень этой бесовской радости присутствует и в трудах владыки Антония, который не пренебрегает даже еретическим протестантским переводом Библии.
Рассуждая о «смирении», он приводит в качестве примера для подражания почитаемую у католиков Терезу: «Когда святую Терезу охватило яркое переживание всепоглощающей любви Божией к нам, она пала на колени со слезами радости и изумления; поднялась она уже новым человеком; видение любви Божией оставило ее в «сознании неоплатного долга», вот подлинное смирение – а не уничижение, – заключает митр. Антоний.
Преподобный Ефрем Сирин говорит о себе: «Доныне и в сей самый день с постыжденным и поникшим долу лицом дерзаю вещать Тебе, Владыко Ангелов и Создатель всяческих: я – земля и пепел, поношение человеков и уничижение людей, я – осужденник, весь покрытый ранами и исполненный уныния. Как вознесу взор ко благодати Твоей, Владыко? Как осмелюсь подвигнуть нечистый и оскверненный язык? Как положу начало исповеди моей?»
А митрополит Антоний уверяет, что «смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы». Но всякому, знакомому с учением Святых Отцов, очевидно, что это не смирение, а горделивое величание человека, который самовластно присваивает себе честь сыновства, тогда как не может быть назван даже рабом Божиим.
«Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятаго Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом – пишет святитель Игнатий. – Человек! Благоговейно прикройся смирением».
Непонятно, что побудило Владыку прибегнуть к такому нововведению, никогда не имевшему места в учении Церкви. Как он из еретических и безбожных учений выбирает то, что никак не может послужить добрым примером, не внимая при этом словам священномученика Иринея, который говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апос- толы в полноте положили все, что принадлежит истине…»
Святитель Игнатий прямо предостерегает, говоря: «Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли приличны христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и Христианство…» Много было таких подвижников в Западной Церкви с того времени, как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, в котором исступленное самообольщение представлялось им божественною любовию, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.
Весьма часто вл. Антоний ставит в пример и свой собственный опыт. Так, он вспоминает о том, как посетил с митр. Иоанном Вендландом индуистский храм: «Когда мы стояли на коленях в глубине этого храма и молились оба Иисусовой молитвой, то люди, находившиеся там, несмотря на ошибочность своей веры, обращались к Богу, это было совершенно ясно, что проходили молитвой к Единому, единственному Богу». Таким образом, он утверждает, что в капище происходит общение язычников с истинным Богом, Пресвятой Троицей. Чем иным, как не богохульством, можно назвать таковое утверждение?!
В своей «Школе молитвы» митр. Антоний учит молиться так: «Мы можем повторять раз за разом: радость, о, радость…! Мы можем произносить любые слова, потому что слова не имеют значения, они только поддерживают нашу настроенность, выражают нелепо, безумно, нашу любовь или наше отчаяние».
Но если слова в молитве не имеют значения, то это уже не молитва, а заклинание. Именно заклинания (мантры) не имеют смыслового значения и представляют собой некий набор слов. Такая практика принадлежит восточному оккультизму и не имеет ничего общего с православным учением. Частое повторение безсмысленных заклинаний отключает внутреннее внимание человека, что необходимо демонам для обретения власти над ним. Через заклинания многие впустили в душу диавола и дошли до исступления ума.
Но в еще большее недоумение в названной «Школе» приводят примеры из жизни хасидов. Так, Владыка, восторгаясь, пишет о молодом раввине Цуссии: «Он [Цуссий] умел воздействовать потрясающим образом на всех людей, возбуждая в них покаяние, возбуждая в них новую жизнь».
Видимо, этот раввин потрясающим образом воздействовал и на Владыку, хвалящего «покаяние» тех, которые никогда не имели истинного покаяния, которые распяли Христа, и сами наложили проклятие на поколения своих потомков, засвидетельствовав: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25); и которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское (Откр. 2, 5).
«Никто из иудеев не покланяется Богу, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – А потому-то [я] особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, [иудеи] не веруют пророкам; читая Писания, не принимают свидетельств его, а это свойственно людям в высшей степени злобным… Словом, если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами? Если иудейское важно и достойно почтения, значит наше ложно, а если наше истинно, а оно и в самом деле истинно, то иудейское исполнено обмана».
А рассуждение вл. Антония о Суде Божием? Это суждение протестанта, человека, «спасенного» прежде Суда: «Ни грешников, ни праведников Бог не спрашивает об их убеждениях или о соблюдении обрядов – разглагольствует митр. Антоний, – Господь взвешивает только степень их человечности… Человечность же требует воображения, чуткости к реальной ситуации, чувства юмора и полного любви попечения в отношении подлинных нужд и желаний объекта…»
Но, простите: кто из Святых Отцов поместил названные качества в число Добродетелей?… И задавался ли владыка вопросом – зачем пришел на землю Христос? Зачем принял крестную смерть? Ведь если все равно как верить, то напрасны страдания Иисуса. Но владыка Антоний не разъясняет, что Христос и пришел для того, чтобы принести истинное учение во всей полноте, чтобы привести грешников к покаянию, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Труды владыки Антония напитаны ядом экуменизма. Приверженцы этого лжеучения обвиняют Церковь в отступлении от истины, говоря, что она якобы нарушила заповедь Христа о единстве. Такое убеждение неправо, ибо Истинная Церковь свята и непорочна, а если кто и нарушил заповедь единства – то это те, которые отступили от единой истины Православия. Но и для них двери Церкви открыты. Мы принимаем и их, только после отречения от своих заблуждений. Экуменическая же ересь стремится округлить все острые углы, сравнять все религии до некоего универсального состояния, чтобы все признали «единство». Для этого экуменисты под видом «любви» стараются найти новые точки соприкосновения, обходя разногласия.
Но потому-то и необходимо всякому православному быть бдительным к тем книгам, которые читаем, чтобы не принять нам дух экуменического вируса. Каждый даст ответ на Страшном Суде не только за чтение, но и за распространение, и за то молчание, которое неуместно при виде ближнего, читающего такие книги. Вот как об этом пишет святитель Игнатий: «Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершен- ство тому, кому нужна еще пища младенцев, не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель – будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами… Душу мо- жет убить одна мысль, содержащая в себе какой- нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе непри- метный для не знающих…»
Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! – говорит Господь. Пастырь не только должен уметь лечить овец, но и защищать их от волков. Но если он под предлогом любви собирает в одно стадо и овец, и волков, то он не пастырь, а волк в овечьей шкуре.
Святитель Игнатий, как истинный пастырь стада Христова, предостерегает нас, говоря: «Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны Святыми Отцами вселенской Восточ- ной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих. Если же ты рассуждаешь иначе, и нахо- дишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою, то ты уже не сын Церкви, а судия Ея…»
В статье использованы материалы кн. И.Н. Андреева. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) и «Школа молитвы» митрополита Антония Сурожского (Блюма)»,
а также «Человек перед Богом» и «О встрече» Антония Сурожского
ruskalendar.ru

Вот уже много лет прошло после событий, которые были описаны в Евангелии. Но Христос непрестанно продолжает выбирать себе в служители особенных людей, которые станут светом мира и солью земли. Таким избранником был и митрополит Антоний Сурожский (Блум), память о котором и по сей день благоговейно хранят его духовные чада.

Путь к служению

Сложные времена для христианской проповеди были у владыки Антония. Тем не менее он с помощью Божией справился и смог создать православную общину на Западе, которая существует и по сей день.

Митрополит Антоний Сурожский

Детство и отрочество

Родился будущий служитель Господень 19 июня 1914 года в Швейцарии, в городе Лозанне. Родители нарекли мальчика Андреем. Дедушка Андрея по материнской линии был русским дипломатом, что позволило ему побывать в разных частях мира. Мать, Ксения Николаевна Скрябина, познакомилась с отцом мальчика в турецком городе Эрзуруме.

Практически сразу после рождения ребенка семья вернулась в Россию. Уже в 1915 году семья перебралась в Персию. Здесь воспитанием мальчика занималась мама и бабушка. В связи с неспокойными временами и нарастающей опасностью, Ксения была вынуждена оставить своего мужа и перебраться в более безопасное место.

Только через год семье удалось осесть во Франции. К эмигрантам в то время относились плохо, да и с постоянной работой были проблемы. Тем не менее знание нескольких языков помогло Ксении Николаевне устроиться стенографисткой.

Андрея устроили в школу, которая находилась на окраине Парижа. Здесь мальчик терпел издевательства и насмешки от сверстников, но не пал духом и получил образование. К сожалению, у матери не хватало средств на обучение сына. Она решилась воспользоваться помощью католического прихода, который предлагал помощь русским эмигрантам, в том числе и стипендии на обучение. Условием такой помощи был переход в католичество. Но мальчик выразил свое негодование, назвав подобную ситуацию торгашеством с боку католической Церкви.

С 14 лет Андрей начал изучение Святого Письма. В 1931 году он стал прислуживать в храме, который принадлежал подворью имени трех святителей. Это подворье находилось в составе Русской православной церкви, что указывает на принадлежность юноши именно к канонической Церкви.

Монашество

После школы Андрей поступает на медицинский факультет Сорбонского университета. Во время обучения он решает принять монашество. К самому началу войны он получил образование хирурга и был вынужден отправиться на фронт, дав при этом монашеские обеты.

И только после возвращения в 1943 году Андрей был пострижен в монахи с именем Антоний. По окончании войны он нашел своих родных и вернулся в Париж.

Антоний Сурожский (Блум)

В 1948 году Антония рукоположили в иеродиакона, а позже и в иеромонаха. Он стал настоятелем храма в Лондоне. В 1956 году был возведен в сан архимандрита. В 1957 году его рукоположили в сан епископа Сергиевского. В 1962 году он стал архиепископом Сурожской епархии, которую возродили на Британских островах. До 1974 года владыка Антоний являлся Патриаршим Экзархом в Европе.

В последние годы жизни он редко проводил богослужения в связи с плохим самочувствием. Митрополит Антоний отошел ко Господу 4 августа 2003 года.

Интересно! Во время Второй мировой войны еще молодой Андрей состоял в рядах французского Сопротивления, тем самым внеся свою лепту в победу над нацистской Германией.

Хоть в Европе того времени и не было запрета на религиозную деятельность, владыка Антоний испытывал трудности в создании прихода в Великобритании.

Местные власти требовали от митрополита огромные суммы за аренду помещения, то есть храма. В ином случае храм должны были отобрать и сделать из него ресторан. Владыка Антоний не позволил такому случиться. Уже через полтора года вся сумма была собрана.

Все это случилось благодаря милости Божией и трудам ревностного митрополита Антония. Ведь из-под пера владыки вышло более двухсот работ по христианской теме. Его работы читали люди со всех уголков мира. После публикации в газете «Таймс» статьи о трудном положении православных христиан в Великобритании, пожертвования стали приходить от читателей со всего мира.

Вот так любили митрополита Антония его читатели и духовные чада.

Занимая такую важную должность, владыка оставался скромным и простым человеком. Одна семья любезно принимала владыку у себя дома. После трапезы владыка Антоний сам вызвался помочь помыть посуду.

Он помнил о каждом своем духовном чаде . Однажды он предложил своему будущему духовному сыну встречаться для бесед через каждые два месяца в четыре часа дня. Именно в это время и в этот день владыка был всегда на оговоренном месте.

Истории из жизни митрополита могут послужить добрым христианским примером для верующих.

Житие митрополита Антония Сурожского

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария) в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции 1917 года семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 году, осела во Франции. Здесь прошла юность будущего митрополита. После средней школы Андрей Блум окончил биологический и медицинский факультеты университета Сорбонна в Париже.

В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже. 10 сентября 1939 года перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты. Андрей Блум был пострижен в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) 16 апреля 1943 года. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года. 27 октября 1948 г. монах Антоний был рукоположен во иеродиакона, а 14 ноября во иеромонаха.

С 1 сентября 1950 года иеромонах Антоний настоятель храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В январе 1953 года о. Антоний был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года - сана архимандрита.

30 ноября 1957 г. архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В октябре 1962 г. епископ Антоний был назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского экзархата, Сурожскую епархию с возведением в сан архиепископа.

В ноябре 2002 года к 45-летию архиерейской хиротонии и "во внимание к выдающимся заслугам на духовно-просветительской ниве" митрополит Сурожский Антоний указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был удостоен ордена св. Макария, митрополита Московского, II степени.

Книги (14)

Беседы на Евангелие от Марка

«Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно.

Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубопогружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет.

Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь». Митрополит Антоний.

Войду в дом Твой. Беседы о вере и Церкви

Митрополита Антония знали еще во времена Советского Союза, до публикаций последних лет; каждый из его нечастых приездов становился событием, встреча с ним превращалась для многих в поворотный момент жизни.

Его слово современно без «модернизма», глубоко укоренено в святоотеческой традиции - без стилизации под благочестие; оно убедительно в своей беспощадной простоте и цельности. Это речь человека, у которого слово и мысль не расходятся с чувством и жизнью.

Жизнь, Болезнь, Смерть

На протяжении многих лет митрополит Антоний вел семинары, организованные Лондонской медицинской группой, посвященные вопросам христианских ценностей и этики в медицине, христианскому отношению к больному, к умирающему человеку.

По слову самого Владыки, в подходе к этим вопросам он «не может разделить в себе человека, христианина, епископа, врача». Его научно-медицинское образование и опыт в сочетании с пятидесятилетним пастырским служением позволяют ему утверждать, что «душа человека, дух человека и плоть составляют одно таинственное целое».

Этот целостный подход к вопросам жизни и смерти — вопросам, над которыми неизбежно задумывается каждый человек — делает предлагаемые беседы ценными не только для пастыря-священника, но и для самого широкого круга читателей, и в первую очередь — для медиков.

Молитва и жизнь

Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем молчать друг с другом.

Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, мы с уверенностью и грустью должны признать, что взаимоотношения все еще остаются поверхностными; поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны прежде всего научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать.

О Встрече

в том числе: О вере, образовании, творчестве О некоторых категориях нашего тварного бытия О призвании человека О свободе и о подвиге Как жить с самим собой О встрече О богослужении и стиле христианской жизни Духовность и духовничество Мысли о религиозном воспитании детей

О слышании и делании

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Евангелие читается в церкви почти на каждом богослужении; на каждой службе мы предстоим слову Божию и думаем, что этим мы становимся народом Божиим. Но от нас требуется гораздо большее, если мы хотим быть таким народом Божиим, — тем народом, который может сказать, что Божественное слово принадлежит ему.

Ступени

Что значит быть христианином? Как оставаться христианином в современном мире?

Быть христианином, в каком-то отношении, очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов. Эти понятия смежные, но есть между ними и различие. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и мы должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, чему Он учит.

Таинство любви

Брак - чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак - место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, - оказываются единством.

Труды

Эта книга - самое полное из издававшихся когда-либо собрание бесед, проповедей и диалогов митрополита Сурожского Антония.

Митрополит Антоний, врач по первой профессии, - один из наиболее авторитетных православных богословов мира, глава епархии Русской Церкви в Великобритании. Значительная часть текстов публикуется впервые.

Человек перед Богом

Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 гг.

Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам владыка во время бесед в своей общине.

Комментарии читателей

Людмила / 14.01.2017 Роман, это вы сказали, вам и отвечать за эти слова. Владыко Антоний, верный служитель Божий, обратил в веру в Господа Иисуса Христа множество людей и по сей день обращает посредством своих книг, проповедей. Личным служением и сейчас вдохновляет христиан на подвиги. Вечная память Владыке Антонию! +++

Татьяна / 22.10.2015 Батюшка Антоний, добрый человек, он столько претерпел в жизни, ни один здравомыслящий человек не поверит в то что батюшка был за человекоубийство.Не мудрствуйте,уважаемый Роман: где простота там ангелов со ста, где мудрено там не одного.Любите Господа нашего, любите в каждом человеке, живите своей совестью и своим умом.

Любовь / 5.09.2015 Митрополит Антоний Сурожский -величайший, выдающийся христианский проповедник последнего времени. Его проповеди в простоте слова доносят Истину Божью в свободе мысли, чистоте и глубине с любовью. Будучи врачём с бльшой рактикой спасения жизней в ВОВ, он знал Цену Жизни не по-наслышке, поэтому его посвящение своей жизни делу Христову, делу Спасения человека было осознанным, глубоким духовным посвящением. И ни чьи домыслы не в силах бросить тень невежества на этот Свет, который излучал этот служитель Божий.Вся его сознательная жизнь- Божий прожектор, а там, где Свет, там нет тьмы. "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" - сказано в Писании. Подтверждением верного благочестивого служения Митрополита Антония является его слово,которое запечатлено благодарными слушателями и, которое стало русским духовным наследием всем поколениям.

Светлана / 5.09.2014 1. «…есть матери, которые настолько хотят ребенка, что они готовы идти на то, чтобы родился ребенок, который заведомо всю жизнь будет страдать физически или психически потому только, что они хотят иметь ребенка…»
Я эти слова понимаю не как толчок к аборту, а как внимательное размышление о ребенке, об ответственности за его жизнь – перед тем, как зачать. Возможно, лучше предохраняться, чем зачинать, заведомо зная, что урода. Возможно лучше вообще не вступать в таком случае в брачные отношения. Он это имел в виду.
С чего взяли, что АС говорил об аборте? Из чего это видно?
2. «Прот. Сергий Гаккель: Тем не менее, урод все-таки является человеком. Полноценным человеком. Однако было высказано такое правило, что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому вопросу?»
Сергий Гаккель задал сразу несколько тем в одном вопросе. На какую отвечает митрополит и что именно он отвечает? Он говорит: «Честно говоря, я не знаю, как к нему подойти». Вот его главный ответ. А дальше он говорит: «Я думаю…» То есть это он думает, просто думает, никому не навязывает. Не выдает за учение и истину. Он думает, примеривая на себя и состояние матери урода и состояние урода. Не со стороны смотрит, а встает на их место.
Вот его резюме: «…не каноны изменять, а приходится задуматься…» Задумывается он, и вам предлагает задумываться, и вставать на место того, кому вы что-то вменяете.

Светлана / 5.09.2014 Почитала статьи "очернителей" митрополита АС, очень они зацепились за слово об абортах.Вывернули слова Антония Сурожского после его смерти таким образом, чтобы очернить его. В тексте больше слов комментатора, чем собственных слов А.С. Во-первых, "по медицинским показаниям" может относиться к состоянию матери - с чего взяли, что ребенка? Мать может рисковать жизнью, и ее нужно будет таким образом спасать...А может, слова относятся и к ребенку, если он вскоре начнет разлагаться в утробе - ведь извлечение трупа из утробы это тоже аборт? А потом, какое лицемерие - говорить, что нельзя предохраняться. Ведь это только слова, ответственность за которые никто на себя не берет, и сами того не делают. Митрополит не желал разбрасываться пустыми словами, он каждую ситуацию примеривал на себя. Кроме того, не навешивал людям бремена неудобоносимые. А к себе строг и ответственен был даже в словах, не только в делах. Безответственно ляпать на каждом шагу - не делай того, сего, или делай так, эдак. А самому к этому не касаться. Вот именно из-за этой строгости и ответственности у него до сих пор столько врагов. Полистали его книги, о, это через чур для нас, о, этого мы не можем, о, значит, батюшка был никудышный, не можем до него возвыситься, давай его унизим.

Гость / 8.10.2013 Лариса
Полностью согласна с Ириной.

сергей / 16.09.2013 Роман, митрополит Антоний Сурожский был категорическим противником абортов.Он говорил о возможности прерывания жизни плода в чреве лишь в абсолютно исключительных случаях!!! - когда состояние плода такое ущербное, что абсолютно не позволяет в будущем вести ему

Роман, митрополит Антоний Сурожский был абсолютным и категорическим противником абортов. Он очень осторожно говорил о возможном прерывании беременности лишь в исключительных случаях, когда состояние плода таково, что обрекает при рождении будущего человека на безусловное и немалое мучение.Это - абсолютно разные вещи, и ни о каком поощрении абортов и речи нет. Приведите хоть один пример такого поощрения, как оправдания распущенности. А также - в чем, конкретно, вы видите, как вы выражаетесь, адогматизм в проповедях владыки Антония? Укажите хотя бы один нарушенный догмат православного вероучения и в чем он был нарушен.

Гость / 5.08.2013 роман я не заметила что он одобряет аборты,но для новоначальных он очень мягко объясняет путь к вере и к богу ведь бог это любовь,очень мудрый человек и великий проповедник

Вячеслав / 23.03.2013 Пожалуй один из не многих, по настоящему близких к учению. Ортодоксы и их фарисейство, уже давно устарело и поэтому они не любят мягко говоря настоящих проповедников каким был допустим А.Мень. Вот и некто Роман уже наследил...

Вера / 22.03.2013 Я вчера только прочла немного из его книги, которой здесь нет, но она очень интересная. "Учитесь молиться"
Сегодня просмотрела ролики с его проповедями и фильм о нем. Мое мнение, хотя я не считаю себя православной, это был необыкновенный, святой человек. Учащийся любви сам и обучавший ей свою паству.
Я могу предположить, что и в том мире, где он сейчас, он продолжает дело Христа, дело внесения любви в человеческие души.

Анна / 22.07.2012 Роман, это Ваше личное мнение о Митрополите Антонии или мнение А.Осипова?..

Ирина / 6.01.2012 Самый лучший богослов, на мой взгляд. С его книг надо начинать путь к Богу!

Елена / 11.12.2011 Потрясающие книги!

Роман / 5.04.2011 Митрополит Антоний исповедовал не Христову Православную Веру, а свое собственное учение, строящееся на адогматизме и как следствие - на аморализме (поощрение абортов).