Диалектика и метафизика их историческое развитие. Категории единичное, особенное, всеобщее

Исторические формы диалектики.

Метод – путь, способ познания, принцип теоретической и практической деятельности человека, направленный на овладение объектом. Методом может стать любой теоретический приём. Среди всего разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой, характеризуя ее специфическую область исследования. Эти методы называются частнонаучными (или конкретнонаучными). Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Философия же являет собой всеобщий метод, изучает наиболее общие закономерности мира, решает проблемы необходимые для научного исследования. Любой ученый использует философские методы исследования. Выбор метода исследования зависит от особенностей объектов исследования и отвечает потребностям, целям научного познания. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Рассмотрим диалектический и метафизический методы познания:

Диалектика -философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. (Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики.)

Слово «диалектика» впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, (греч. беседую). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) использовал в своей философии диалектический метод познания (не осознавая). Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым - стихия, революционная активность - ее суть. «Революционная сторона в философии Гегеля- диалектический метод. Великая основная мысль - что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. „(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного …“(Маркс) Диалектика - творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область „чистой“ теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это - условие ее жизненности.

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность), (мир - некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)

Историческое формирование диалектики: 1. Античная диалектика (стихийная и наивная) знания не были подтверждены научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Классическая немецкая фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический метод является средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и позволяет выявить закономерности их развития и научно предвидеть грядущее.

Метафизика.

Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, метафизикой. Этот термин возник в 1 в. до н. э., после смерти Аристотеля, который буквально означает „то, ято следует после физики “.

Метафизика - философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин „Метафизика“ в смысле „антидиалектики“ употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.

В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения: „Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого…“

ПО ФИЛОСОФИИ

Диалектика и метафизика, как два противоположных пути развития.

студентки

группы 11-МЭ

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.

С точки зрения диалектики все вещи взаимосвязаны.

А внутреннее противоречие – источник всех изменений некого предмета.

Метафизика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир неизменен, статичен.

С точки зрения М. вещи рассматриваются отдельно друг от друга, т.е. нет никаких связей.

Вещи неизменны, т.к. нет внутреннего противоречия. Абсолютизация момента неизменности вещи, вещь всегда остается сама собой.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материи. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики.

Античная (Гераклит)

Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Диалектика русских революционеров демократов (Герцен:”Диалектика-алгебра революции”)

Материалистическая Диалектика (Маркс, Энгельс)

Современная Диалектика базируется на философии марксизма.

Исторические формы Метафизики.

Элейская школа (Парменид, Зенон (Апории Зенона)).

Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк

Античная философия и ее периодизация.

Возникновение

Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX–VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались.

Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум.

Основные проблемы, характерные черты античной философии. Ее культурно-историческое значение.

Основными проблемами античной философии были:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвигались идеи о принципиальной противоположности формы и «материи», о главных элементах, стихиях космоса; тождестве и противоположности бытия и небытия; структурности бытия; текучести бытия и его противоречивости. Главная проблема здесь – Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное и иррациональное в человеческом сознании? Есть ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур…);

Проблема воли и свободы человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур…);

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли. Выдвигались идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общества как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; проблема поиска рационального метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи…).

Характерные черты античной философии.

Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира. С этим связана и определенная наивность древне - греческого представления о мире.

Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.

Античная философия возникла как учение о природе, космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

В античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимание космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Периодизация.

Наиболее полное свое выражение античная философия нашла в классический период, который выпал на IV в. до н. э. До этого античная философия прошла через два этапа, развиваясь и постигая свои принципы. Первый этап ограничивался философией природы, а второй сконцентрировал интерес на гуманистических проблемах, и на их основе классический период мог прийти к определенному синтезу.

После классического периода в начале III в. до н. э. важнейшие положения, к которым вела греческая мысль, были уже сформулированы. Появились философские школы, и начался новый, послеклассический период, в который философы группировались в школы и школы боролись друг с другом по проблемам философской теории. Больше всего боролись по поводу этических теорий. Этот период пал на время эллинизма, когда греки вышли из своей обособленности и начали живой обмен культурными ценностями с другими народами. В I в. до н. э. в греческой философии усилилось чужое влияние, и ей пришлось соединить собственно греческий взгляд на мир с иным, в силу чего она получила «синкретический» характер. Античная философия в этот период больше, чем этическими проблемами, была занята религиозной проблематикой.

Такое развитие античной философии позволяет разделить ее историю на следующие этапы:

1) период становления философии, который имел исключительно космологический характер (VI-V вв. до н. э.);

2) период античного просвещения, в который преобладает философия гуманистического характера (V в. до н. э.);

3) период античных философских систем (IV в. до н. э.), который наступил сразу же после античного просвещения и был тесно связан с ним, содержал наиболее разнообразные философские взгляды, которые выходили за пределы высшей формы античной философии;

4) период античных философских школ, в который привилегированное положение заняли проблемы этики (III- I вв. до н. э.);

5) синкретический период религиозного характера (I в. до н. э. - V в. н. э.).

Метод философии (от греч. “способ”, “путь исследования, познания”) - это способ, каким ведется философствование, каким получается философское знание. Основными философскими методами являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод отличается тем, что вещи, явления, процессы окружающего мира и мышления исследуются во взаимной связи и развитии. Диалектический метод опирается на диалектику. Диалектика как таковая (от греч. “искусство вести беседу, спор”) - это учение о наиболее общих закономерных связях (или о развитии) в природе, обществе и мышлении. Нужно заметить, что в античности и в средние века под диалектикой понимали в первую очередь искусство доказывать истинное и опровергать ложное, искусство определять и классифицировать понятия, строить суждения и умозаключения. То есть понятие “диалектика” в истории философии могло наполняться различным смыслом, однако всегда так или иначе речь шла об осмыслении противоположностей, которыми полна наша жизнь, об их взаимоотношениях. Поэтому диалектику можно определить и как учение о противоречивости сущего (с таким определением согласятся даже те, кто не увязывает диалектику с проблемой развития). Под развитием в самом общем смысле будем понимать появление чего-то совершенно нового.

Противоположный диалектическому методу метафизический метод философствования рассматривает вещи, явления окружающего мира и мышления вне взаимной связи и вне развития, отвлеченно, обособленно, сами по себе. Метафизический метод связан с абсолютизацией того или иного момента, стороны, аспекта вещи, процесса, явления, например, с абсолютизацией устойчивости или абсолютизацией изменчивости. Современные метафизики могут соглашаться с идеей развития, но понимают они его по-своему - как простое повторение одного и того же, как простое количественное изменение, без возникновения принципиально нового. Характерной чертой данного метода является статичность и однозначность создаваемой с его помощью картины мира в целом. А мир - динамичен, постоянно развивается. Название метафизического данный метод получил в марксистской философии. Однако, как мне представляется, такое название не является удачным. Почему? Систематизатор трудов древнегреческого философа Аристотеля (4в. до н.э.) Андроник Родосский в 1в. до н.э. расположил то сочинение, в котором Аристотель рассматривал собственно философские проблемы (т.е. первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению) после его учения о природе, т.е. “Физики”, поэтому оно и получило на­звание “Метафизика” (букв. “то, что идет после физики”). Метафизика с тех пор и рассматривается в основном как учение об идеальном, умозрительном понимании мира, принципах и началах бытия в противовес опытно-практическому пониманию. И как умозрительная теоретическая дисциплина о первоначалах бытия метафизика близка онтологии. Так, собственно, метафизика и понимается многими зарубежными философами. В истории философии бывало так, что термин “метафизика” становился синонимом философии вообще. В Новое время (17-18вв.), в период бурного развития естественных наук, метафизика активно исследовала природу и попала под влияние естествознания. Это привело к тому, что метафизика Нового времени переключилась с проблем бытия на исследование проблем познания, увлеклась систематизаторской деятельностью, упорядочением, классификацией результатов частных наук, т.е. утратила диалектичность. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (18-19вв.) подверг современную ему метафизику острой критике за ее недиалектичность, за отсутствие признания внутренней противоречивости всего сущего и противопоставил ей свой диалектический метод. Основоположники марксизма стали рассматривать метафизику как антипод диалектики, как метод, противоположный диалектическому. Я бы предложила в качестве рабочего названия термин “догматический” , хотя и это - не совсем точно. Я думаю, что задача философии заключается не в том, чтобы решить ее “вечные” вопросы окончательно, раз и навсегда, а в том, чтобы помочь человеку воспитать свое мышление гибким, глубоким, способным ко всестороннему анализу рассматриваемых проблем, способным критически относиться к существующим взглядам, как чужим, так и собственным. Критическое отношение не означает простое перечеркивание и отбрасывание того, что было наработано ранее. Критика должна быть конструктивной, творческой. Из прошлого культурного багажа следует оставить все самое ценное и полезное для последующего развития научной мысли. Критическое отношение означает вечное творческое беспокойство духа, иммунитет против догматизма. Современные украинские философы справедливо отмечают, что человеческая деятельность является деятельностью преимущественно репродуктивной, “такою, що постійно відтворює певні еталони, зразки, встановлені попередньою діяльністю; вона тиражує досягнення людської цивілізації, щоб зробити їх предметами використання і споживання якомога більшого числа індивідів.

Така діяльність <...> реалізується за максимально спрощеними, стандартизованими схемами. Оскільки репродуктивна діяльність явно домінує в нашому повсякденному житті, вона породжує й відповідний стиль повсякденного мислення – схематично-інструктивний” 1 . Однако решающую роль в жизни людей играет все-таки деятельность творческая. Философия и помогает научиться мыслить и действовать творчески, хотя в своей истории она выполняла различные задачи, в том числе и не очень-то творческие. Думается, что сама попытка философии представить мир как нечто целостное уже предполагает рассмотрение различных областей природы и общества во взаимосвязи, в единстве, как подчиненных всеобщим законам и принципам.

Диалектика и метафизика являются противоположными философскими понятиями, а их методы считаются важнейшими для познания мира. Эти понятия достаточно многозначны и со времени своего появления прошли определённый эволюционный путь, однако их диаметральность прослеживается по всей Они состоят из совокупности различных приёмов, которые обусловлены общими представлениями о мироздании. Рассмотрим, что же обозначают эти термины и в чём различия их методов.

Впервые понятие диалектики ввел Сократ, он произвёл это слово от глагола «дискутировать», «беседовать», в результате чего оно стало означать искусство речи, аргументации, спора. Считалось, что борьба двух взглядов («диа» - означает два, а «лектон» - в переводе понятие) приводит к истине. Позднее Платон развивал этот подход, полагая, что диалектическая техника сочетает и разбирает понятия, приводя к их определению. Дальше этот термин все чаще стал ассоциироваться с изучением развития существования.

Античная диалектика, основоположником которой был Гераклит, имела новое значение. В ней подчёркивался постоянный процесс движения, который лежит в основе всего. Древний философ утверждал, что факт изменчивости вещей противоречит характеру их бытия, так как движущийся предмет существует и не существует одновременно (по его мнению «невозможно войти два раза в одну и ту же воду»).

В настоящее время диалектика подразумевает учение о закономерностях и законах

развития общества и природы, которые основываются на внешней и внутренней взаимосвязи всего сущего, их постоянном движении и развитии. Причём развитие имеется в виду качественное, то есть отмирание старого и возникновение более совершенного нового. Эта трансформация происходит за счет того, что каждое явление имеет два полюса, соединяющихся и отрицающих друг друга (например, мужское и женское).

Теперь узнаем, как диалектика и метафизика различаются. Наш второй термин вначале обозначал философские работы Аристотеля, а потом ещё долгое время под ним понималось мировоззрение о принципах и основании бытия, которые были выявлены с помощью простых умозаключений. Затем метафизике придали отрицательное значение (в сравнении с философией),

потому что её смысл уже не совпадал с новыми взглядами на вещи, и этим словом стали называть разные утверждения, которые никак не подтверждались опытом.

Сторонники этого подхода считали, что все явления и предметы связаны между собой только внешне и никакого движения и противоречия в них нет. Развитие они видели только в физическом росте (увеличении) имеющихся неизменных свойств вещей под влиянием внешних сил (например, семена - это растения в зародышевом состоянии и качественно они никак не изменяются). Здесь диалектика и метафизика расходятся в своих мнениях в противоположные стороны. Кроме этого, основное состояние вещей, по их мнению - это покой, из которого может вывести только постороннее вмешательство (бог).

Как видно, диалектика и метафизика существенно разнятся во взглядах на развитие, его источники, на взаимодействие предметов и их движение.

Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. dialektike - искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит пу­тем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристо­тель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В сред­ние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории по­знания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания. Диалектика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это присущие миру объективные законы развития, а субъективная – это отражение этих законов в сознании людей.

Метафизика - это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития. Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод по­знания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внут­ренне неизменные) и изолированные друг от друга. Термин «метафизика» (от греч. meta - после, physika - физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его тру­ды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблема­тике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в.

С XVII-XVIII вв., когда естествознание стало противопоставлять­ся философии, за сло­вом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозри­тельное, отвлеченное от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значе­ние - «антидиалектический метод познания».

Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части ко­торого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., период бурного развития естество­знания, особенно механики; рас­цвет диалектики приходится на XIX-XX вв. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и за­конах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разные этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеоб­щей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником развития . Все многообразие точек зрения по проблеме источника разви­тия можно свести к двум основным: метафизической и диалектической. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая - борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противоречие.

Противоречие - это взаимодействие противоположных сторон предме­тов и явлений. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зенона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания отражаются в философских кате­гориях . Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории - это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических катего­рий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в иде­алистической интерпретации. В диалектике категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания.

Категории - это всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ные взаимосвязи между развивающимися явлениями. Основными категориями современной диалектики являются: сущ­ность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность; необходимость и случайность; сво­бода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и ка­чество и др.

Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность - это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление - это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Явление человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума.

Содержание - это то, из чего состоит предмет или явление. Форма - это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, спо­соб внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура». Система (от греч. systerna - составленное из частей, соединенное) - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент (от лат. elementum - первоначальное вещество) - это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. structura - строение) - это совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура - ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее . Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное. Единичное (частное) - это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина - это явление, обусловливающее порождающее другое явление. Следствие - явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость - это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами. Случайность - это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Помимо категорий, важнейшей составной частью диалектики являются законы диалектики. Они были сформулированы Гегелем, но он применял их исключительно к сфере духа, в то время как их можно применять ко всем явлениям, материальным и духовным.

К основным законам диалектики относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического про­тиворечия), закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

Закон единства и «борьбы» противоположностей раскры­вает источник развития и формулируется так: всякое самодви­жение и развитие происходит благодаря взаимодействию, внутреннему единству и взаимопроникновению противопо­ложных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов, явлений и процессов. Согласно этому закону, объект проходит в своем развитии этапы : тождество, различие, существенное различие, противоречие, образуемое двумя противоположными сторонами, разрешение противоречия. Именно своевременно разрешенное противоречие является источником развития. Если противоречия не разрешаются, накапливаются, может произойти разрушение объекта.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений основан на категориях «качество», «количество», «мера» и «скачок». По Гегелю, качество – это внутренняя, тождественная бытию определенность вещи. Качество раскрывается через совокупность свойств предмета. И хотя свойства многообразны и динамичны, качество является устойчивой характеристикой, оно делает вещь тем, чем она является. Количество – это внешняя, безразличная по отношению к бытию определенность вещи. Оно выражает степень развития качества. Это в большей мере по сравнению с качеством подвержено изменениям. Единство качества и количества проявляется в мере. Мера – это интервал, на протяжении которого количественные изменения происходят, а качество остается прежним. Переход от одного качества к другому качеству называется скачком . Закон перехода количественных изменений в качествен­ныераскрывает механизм развития и формулируется так: количественные и качественные характеристики материаль­ной системы связаны таким образом, что на определенном эта­пе развития изменения количественные приводят к измене­ниям качественным, а новое качество порождает новые воз­можности и интервалы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, развитие происходит по принципу триады , проходя этапы: тезис, антитезис, синтез . Этот закон обычно формулируется таким образом: в процес­се развития каждая ступень, являющаяся результатом двой­ного отрицания-снятия, представляет собой синтез предыду­щих ступеней, где на более высоком уровне воспроизводятся характерные черты исходной ступени развития. Сочетание прогрессивного развития и возврат якобы к старому придают процессу развития спиралеобразный характер. Отрицания бывают двух видов. Диалектическое отрицание – неполное, с удержанием положительного, дающее объекту возможность дальнейшего развития. Метафизическое отрицание – это полное отрицание, разрушение объекта. Закон отрицания отрицания основан на двойном диалектическом отрицании. Он указывает на направление (причем, только прогрессивное) развития.

Не следует думать, что указанные законы диалектики относятся к разным объектам. В действительности они характеризуют один и тот же объект , но под различными углами зрения: с точки зрения источника, развития, механизма и направления развития соответственно.

Детерминизм. Синергетика

Детерминизм- это учение о существовании объективной закономерной связи и взаимообусловленности явлений. Ядром детерминизма являются причинно-следственные связи. Бывают также функциональные связи, отно­шения симметрии и пространственные и временные корреляции. Общие, существенные устойчивые связи называются законом . Следует различать за­коны бытия и законы науки . Последние существуют только в мышлении и благодаря ему. Вторые есть отражение первых.

Законы также делятся на законы строения (структуры), законы функцио­нирования и законы развития. Законы структуры характеризуют сущность системного объекта в аспекте устойчивости, неизменности его организации. Законы функционирования раскрывают сущность системного объекта в пла­не его динамичности в данный ограниченный отрезок времени. Наконец, за­коны развития выражают основные тенденции, движущие силы, механизмы преобразования рассматриваемой системы в качественно иную, но генетиче­ски связанную с ней. Определяющая роль отводится законам развития.

Виды детерминизма . Детерминизм делится на классический и неклассический. Классический (Лапласовский, жесткий, механический) детерминизм, имеющий динамический характер, описывает взаимнооднозначные взаимодействия, исключающие случайность . Поэтому, зная исходные параметры объекта, можно однозначно предсказать после­дующие состояния объекта. Такие закономерности встречаются в механике, в изолированных системах с небольшим числом элементов. Второй вид детер­минизма – неклассический, вероятностный , допускающий случайность . Присущие ему статистические закономерности характерны для микромира, в массовых событиях, когда по­вторяемость проявляется в определенном проценте случаев. При описании статистических закономерностей употребляются понятия: необходимость и случайность, возможность и действительность. Представления о нем возник­ли в начале XX века с открытием микромира. Индетерминизм отрицает су­ществование причинных связей в мире. Методологические основы индетерминизма были заложены Юмом, который считал, что причинности не сущест­вует, это только привычка людей связывать события друг с другом.

Синергетика

Год рождения синергетики - 1973, когда Г. Хакен выступил на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации. Он написал книгу «Синергети­ка». Большую роль сыграл в развитии этой теории ученый Брюссельской школы И.Пригожин . Синергетика в сущности и является концепцией самоор­ганизации систем как таковых, будь это явления неживой природы, организ­мы или человеческие сообщества. Это оказывается возможным, по словам С.Б. Крымского, именно потому, что и человек, и природа подчинены общим синергетическим закономерностям и могут рассматриваться в качестве структурных компонентов единого процесса самоорганизации всего сущего. Синергетика изучает открытые неравновесные самоорганизующиеся систе­мы в процессе их перехода от хаоса к порядку.

Подходы классической новоевропейской науки и синергетики к пониманию природы изменений, как таковых, где бы они ни происходили, прин­ципиально различны. Первая рисует картину мира, в которой любое событие заведомо определено первоначальными условиями. Поэтому случайность исключается в принципе, а ее фактическое наличие объясняется тем, что мы не обладаем полнотой информации.

Синергетика же принципиально отбрасывает однозначную запрограм­мированность развития начальными условиями и придает большое значение случайности. Она исходит из того, что системы по своей природе находятся преимущественно в состоянии неустойчивого равновесия не только в силу внешних обстоятельств, но и в виду спонтанных изменений в них самих. Эти изменения называются флуктуациями . В результате флуктуации возникает диссипативная система , это неустойчивое состояние материи. Вариантов раз­вития диссипативной системы два: 1) она укрепляется и превращается в но­вый вид материи, но только при условии энтропии, притока энергии из внешней среды. Затем она развивается по динамическому типу; 2) диссипативная структура распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия эн­тропии. Главное свойство таких систем - чрезвычайная неравновесность. Не­значительные, сперва малозаметные отклонения от "нормы" могут привести со временем к кардинальным изменениям. В результате система даже без существенных воздействий извне периодически оказывается в полосе неста­бильности - в «точке бифуркации ». Этот момент в сущности означает кризис системы, когда она, будучи дисба­лансированной и оказываясь в некотором смысле «без руля и ветрил», начи­нает блуждать, нащупывая свой путь в «поле возможностей» - в широком диапазоне от выхода на более высокий уровень самоорганизации до деграда­ции и распада. Тут каждая мелочь может иметь непредсказуемые последст­вия именно потому, что базовые принципы системы уже не срабатывают, а новые еще не сформировались. Поэтому, как подчеркивают И. Пригожин и И. Стенгерс, в «точке бифуркации» принципиально невозможно предвидеть, в какое состояние система перейдет. Случайность и спонтанность проявления дезинтегрированных элементов подталкивает то, что осталось от системы, к чему-то новому. Большую роль в самоорганизации играют аттракторы (поня­тие было введено А.Пуанкаре) - квазиустойчивые состояния, притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы (на­пример, человек обязательно изменит свое направление движения, увидев толпу). В теории самоорганизации этот процесс получил название «сполза­ние в точку скопления». Аттракторы стягивают и концентрируют вокруг се­бя стохастические элементы, структурируя среду и выступая уча­стниками созидания порядка.

Однако после того как путь (один из многих возможных) выбран, снова в свои преимущественные права вступает детерминизм - до того момента, когда уже эта, новая, система не окажется в новой полосе спонтанных изме­нений. При таком подходе развитие любой системы содержит как детермини­стские, так и вероятностные признаки и характеризуется чередованием пе­риодов стабильности, когда ее эволюция может объясняться в категориях бо­лее или менее строгой причинности и нестабильности, когда перед системой открываются возможности выбора одного из нескольких вариантов дальнейшего движения. И уже тот путь, который ею избран, актуализирует, выражаясь словами Лейбница, спектры «совозможных» с ним и между собой возможностей. Иными словами, из «точки бифуркации» путь может лежать в различ­ных направлениях, а то какой выбор система обретет, зависит преимущест­венно от малозаметных на первый взгляд факторов и определяемых ими об­стоятельств. Реализующаяся случайность, актуализируя одну из потенциаль­ных возможностей, раскрывающуюся как действительность, открывает перед системой новые возможности и делает весь процесс ее движения в опреде­ленном направлении необратимым.