Автором работы философия права является. Философия права: понятие, значение

Философия права - это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой традицией и специфическим понятийным аппаратом.

Несмотря на то, что философия права имеет длинную и богатую историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века.

Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения «философии позитивного права».

Широкое распространение данный термин получил с гегелевской «Философией права» (1820 г.), немалая значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Предмет философии права Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление».

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.

В современной мировой науке существует несколько определений философии права, которые, порой различны между собой. Данные определения будут рассмотрены нами далее в работе. Вопрос о предмете философии права является дискуссионным не только в мировой философии, но и в отечественной марксистской философии. Но, несмотря на все противоречия, сегодня с уверенностью можно констатировать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и философии.

При этом нельзя забывать, что формирование и развитие философии права как особой самодостаточной научной дисциплины не просто продукт неких умозрительных операций за письменным столом по соединению фрагментов философии и правоведения. Это - обусловленная самой логикой жизни и рассматриваемых областей знаний интеграция философских идей и данных правоведения.

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

При изучении данного вопроса исследователи рано или поздно сталкивались с проблемой различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и тем самым способствует обозначению предметной области философии права.

Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различия права и закона. Речь идет о различии права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, философского права и позитивного права (термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции и обозначал отрицание необходимости и возможности философии права) и т. д.

За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной форме мы обозначаем право и закон, их различение и соотношение.

Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается и по сей день тесно связанным с философской мыслью.

И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд функций методологического, гносеологического и аксиологического характера.

Отмечая некоторые обобщенные характеристики философии права, нужно вместе с тем исходить также из того, что данная научная дисциплина может строиться в двух плоскостях и соответственно выступать в одном из двух качеств:

  • - в качестве исконно-философской дисциплины, рассматривающей право под углом зрения определенной универсальной философской системы или системы историко-философских разработок
  • - в качестве интегрированной, философско-правовой области знаний, когда на основе определенной суммы философских идей осуществляется научная проработка правового материала.

Первый из указанных уровней философии права вполне закономерен. Право - какое бы значение этой категории ни придавать - представляет собой социальное (или - природно-социальное) явление, и любая философская система неизбежно включают его в поле своего осмысления.

Второй, интегрированный, философско-правовой уровень научных знаний о праве выражен в формировании и развитии особой, самодостаточной научной дисциплины, охватывающей как философию (по своим основам), так и правоведение (по своему основному содержанию).

Подобно общей философии, философия права также имеет свои отрасли, которые совпадают с отраслями общей философии. Это значит, что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология, аксиология и логика.

Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права.

Правовая гносеология устанавливает, можно ли познать право. Ее задача заключается в том, чтобы оценить эффективность эмпирического познания права.

Правовая аксиология - это дисциплина, задача которой заключается в систематизированном и целостном ответе на основные вопросы права: должно ли право претворять в жизнь ценности, и если должно, то какие? Должен ли человек активно бороться за выбор этих ценностей и их осуществление или это происходит стихийно, без его сознательного участия? Существуют ли объективные, бесспорные ценности или они являются субъективными, произвольными? Правовая аксиология определяет, какие ценности являются правовыми, т. е. какие ценности должно претворять в жизнь право, какова их природа, являются ли они субъективными или объективными, каково их соотношение, отношение к другим, неправовым ценностям, каким образом и в какой степени они могут быть познаны, могут ли они быть реализованы, и если да, то в какой мере.

Главная задача правовой логики - установить, существует ли особая правовая логика, каковы основные логические правила правового мышления и как они конкретно применяются в области права.

Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное).

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право - сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и т. д..

Как видим, философия исследует ту реальность, которая не является прерогативой естественных социальных и гуманитарных наук. Это область предельных оснований бытия мира, которая несет в себе возможность выявить наиболее общие законы развития мира и принять во внимание их действие в процессе человеческой деятельности.

Философия права как междисциплинарная область знания объединяет усилия юриспруденции и философии. Она имеет свою историю, истоки которой складываются в VI веке до Р.Х.. За 2,5 тысячи лет в ее судьбе отразились все потрясения и катаклизмы, которые выпали на долю мировой цивилизации. Она пережила свои подъемы и свои угасания. Драматично складывалась для философии права обстановка в условиях тоталитарных режимов. Сегодня Философия права переживает свое возрождение. Во-первых, современная ситуация в мире свидетельствует о возрастании ответственности людей как за коллективные, так и индивидуальные поступки. Отсюда повышенный интерес к пограничным проблемам права и морали. Во-вторых, человечество пребывает в условиях постмодерна, когда актуализировались проблема смены системы ценностных координат; осуществлен пересмотр идеи свободы человека. Бытие человека становится все более ответственным, его свобода проецируется через призму права. Право становится стержнем практической философии. В-третьих, право нуждается в философской рефлексии, которая предполагает рассмотрение вопросов:

  • - сущность свободной воли, ее пределы и ее последствия;
  • - соотношение добра и зла;
  • - необходимость «другого» для проявления воли;
  • - условия человеческого общежития.

Философский интерес к праву проявляется тогда, когда оно уже состоялось если не в форме законодательства, то хотя бы в форме обычая. Состоявшееся право требует своей легитимации или другими словами теоретического и практического оправдания.

Теоретическая легитимация должна обосновать, что конкретное право не случайно, а необходимо. В условиях античности и средневековья такую легитимацию могли осуществить только два института: религия и философия.

Если религия освящает обычаи, традиции как предпосылку становления права, то философия пытается ответить на вопрос: «действительно ли сущность человека требует права? Возможно ли существование и развитие человека без насильственного нормирования его свободы?

И в этом смысле философия права выступает не только инструментом идентификации права, но и средством идентификации человека, ибо право заявляет о себе как фактор становления и проявления сущности человека - его свободы.

Таким образом, философия права легитимизирует право, отвечая на вопрос, - зачем оно?

С появлением науки о праве («теории права») на философию права возлагается дополнительная задача критического и методологического характера. Это определяется предметом философии права. Тем, что она исследует предельные основания правового поля, а стало быть, обеспечивает возможность соотношения общего и единичного в поисках вычленения особенного, специфического.

Игнорирование философии права в условиях тоталитарного режима привело к тому, что в праве поселился эмпиризм - путь проб и ошибок, база для позитивизма.

Позитивизм отбросил проблему онтологических оснований права, заменив их конвенционализмом. Для позитивизма не существует и проблемы справедливости права, ибо он придерживается положения, что «законодатель всегда прав», а субъектом права выступает не индивид, а институт власти. Позитивизм исключает и необходимость ценностного подхода, ибо аксиологическая интерпретация права - это уже область метафизики.

Господство позитивизма приводит к тому, что содержание права подменяется формой, сущность - явлением; закономерность его осуществления - конвенциональностью. И на пути этой инверсии может стать только Философия права. И наконец, обращение к Философии права вдвойне актуально, когда в обществе переходного периода (а таковым является наша действительность) рушится одно правовое поле и формируется другое. Таким образом, цель Философии права заключается в том, чтобы вскрыть онтологические основания права, показать его подлинную сущность и определить его значение в жизни человека, живущего по привычке и под знаком страха или по убеждению и под знаком совести.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА – научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

Хотя термин «философия права» появился в литературе довольно поздно (в 18 в.), сами философско-правовые исследования имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих софистов 5–4 вв. до н.э. (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др.) о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению). Этот подход лег в основу всех последующих философско-правовых воззрений.

Философско-правовые учения древности (Сократ , Платон , Аристотель , стоики, Цицерон , римские юристы и т.д.), средневековья (Фома Аквинский , юристы-постглоссаторы Р.Луллий, Балдус и др.) и Нового времени (Г.Гроций , Дж.Локк , Г.Лейбниц , Ш.Л.Монтескьё и др.) – это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом. Под заметным влиянием естественно-правовых идей развивались и последующие философско-правовые концепции. Так, кантовская метафизическая трактовка соотношения должного права (требований права, диктуемого априорным категорическим императивом практического разума) и сущего права (позитивного права) является своеобразной рационально-философской интерпретацией стандартного положения любого естественно-правового учения: разумное и нравственное по своей природе (и по определению) естественное право – это то должное в сфере права, соответствие которому (и выражение требований которого) является безусловной необходимостью для фактически действующего позитивного права. У Г.Β.Φ.Гегеля (в силу тождества мышления и бытия, разумного и действительного) разумность естественного права как предмета философии права (в виде «идеи права – понятия права и его осуществления») – это уже не долженствование, как у И.Канта , а действительность – «то, что есть, ибо то, что есть, есть разум». Поэтому для Гегеля «естественное право» и «философское право» – тождественные понятия. В этой связи показательно, что работа Гегеля, которую принято кратко называть «Философией права» (1820), была опубликована им под двойным названием: «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права».

В философско-правовых концепциях Канта и Гегеля, как и вообще во всех прошлых и современных учениях о праве, находящихся под влиянием естественно-правовых представлений, отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности. Это отчетливо проявилось и в философско-правовых положениях неокантианцев (Р.Штаммлер, Г.Радбрух, В.Науке и др.) и неогегельянцев (Э.Гирш, Ю.Биндер, К.Ларенц, Дж.Джентиле и др.). Так, Р.Штаммлер трактовал «правильное право» как «естественное право с меняющимся содержанием». Сходные представления развивал и В.Науке. Как выражение идеи справедливого «надзаконного права» расценивал Г.Радбрух естественное право, божественное право, разумное право. В качестве момента «нравственной тотальности» (т.е. как нравственное явление) трактовали право представители неогегельянской философии права.

Разработка проблем философии права с естественно-правовых позиций (с соответствующей моральной и нравственной трактовкой права) характерна и для многих русских авторов (В.С.Соловьева , П.И.Новгородцева , Б.А.Кистяковского и др.). Несколько иную позицию занимал Б.Н.Чичерин : выступая против смешения права и нравственности, он вместе с тем считал, что «содержание философии права» составляет именно естественное право, т.е. «система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства».

Многие новые направления философско-правовой мысли в 20 в. тоже апеллировали к естественному праву в соответствующей обновленной версии его понимания. Так, представители экзистенциалистической философии права интерпретировали экзистенциальное право (право экзистенции) как «конкретное естественное право» (В.Майхофер) или как «естественное право со становящимся содержанием» (Е.Фехнер). В онтологической философии права Р.Марчича право бытия (препозитивное право) раскрывается как естественное право, которое делает возможным позитивное право.

Естественно-правовой подход (с разными вариантами различения естественного и позитивного права), в той или иной мере присущий рассмотренным философско-правовым учениям, является лишь одним из видов юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания. Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарно-юридической концепции права, согласно которой право (в его различении с законом) – это не естественное право, а принцип формального равенства.

Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между формальным и фактическим и т.д.). Данное понятие права (как более развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие естественного права (как менее развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его собственно правовой смысл (т.е. все то, что в естественном праве соответствует принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного права, а права как формального равенства. Имея в виду данное более развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права – это право в его различении и соотношении с законом.

Такое различение права и закона, опирающееся на более развитое правопонимание, выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных случаев подобного различения (включая различение естественного и позитивного права) и тем самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой структуре и предмете различных прошлых и современных философско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает обозначение внешне разноликих учений под общим названием «философия права» и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).

Предмет философии права охватывает (в русле определенного варианта различия и соотношения права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т.д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство . Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек – общество – государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т.д.

Различение и соотношение права и закона представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного и непротиворечивого философско-правового учения.

Приведенное определение предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и соответствующие концепции философии права – независимо от того, как в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как идея права, как сущность права или иначе). Это обусловлено тем, что любая философская рефлексия по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также и при определении предмета философии права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение этой идеи (или сущности) права с законом как формой ее эмпирического проявления. Так, с позиций понимания права как формального равенства предмет философии права можно определить как принцип формального равенства, подразумевая при этом, что содержательное раскрытие понятийно-правового смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как соответствующее различение и соотношение права и закона.

Определение предметной сферы философско-правовых исследований в виде различения и соотношения права и закона адекватно отражает специфику взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного в философии права практического разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности.

Философия права как самостоятельная дисциплина была сформирована благодаря творческим усилиям как философов, так и юристов. С обоснованием концепции «философии права» в качестве отдельной юридической дисциплины в кон. 18 в. выступил немецкий юрист, основатель исторической школы права Г.Гуго. При этом под «философией права» он имел в виду «философию позитивного права», т.е. философскую часть и научную основу учения о позитивном праве. «Философия права, – писал Гуго, – это частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)». Гуго находился под определенным влиянием философии Канта, однако в целом придерживался позитивистского правопонимания, отвергал естественно-правовые концепции и просветительские идеи разумного права.

Широкое распространение термина «философия права» связано с «Философией права» Гегеля, резко критиковавшего взгляды Гуго. Философия права, согласно Гегелю, это философская, а не юридическая дисциплина. В философии права, по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. «Наука о праве, – утверждал он, – есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета». При этом Гегель явно занижал научный потенциал юриспруденции, игнорировал ее вклад в развитие философско-правовых исследований и утверждение философии права как отдельной научной дисциплины.

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19–20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики. Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву – независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

Вопрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов. Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин – юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права независимо от того, разработаны они как отдельная юридическая или философская наука. Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к проблемам права.

Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Философское познание, философия (по ее предмету, методу и т.д.) – сфера всеобщего, право и правоведение – сфера особенного, искомая же философией права истина о праве, как и всякая истина, – конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права – это движение от особенного через всеобщее к конкретному. Интерес философии к праву и существование философии права как особой философской науки в системе философских наук оправданы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, методологическая, познавательная и т.д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право. Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, методологическая и т.д.) – это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т.е. нечто необходимое и разумное, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего. В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-разному.

В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия истории, философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее онтологии, гносеологии и аксиологии.

В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т.д. Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, напр., как понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, система права и система законодательства, право как система норм, воля и интерес в праве, правосознание, правоотношение, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т.д. Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) зависят во многом от уровня правовой (и государственно-правовой) культуры общества, от общего состояния философских и юридических исследований в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Дело здесь обстоит т.о., что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права и государства в качестве ее составной части, постепенно оформляется как самостоятельная юридическая дисциплина общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства). И в таком качестве философия права выполняет ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.

Литература:

1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997;

2. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990;

3. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972;

4. Керимов Д.А. , Кудрявцев В.Н. Право и государство (опыт философско-правового анализа). М., 1993;

5. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989;

6. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997;

7. Он же. Гегелевская философия права: история и современность. М., 1974;

8. Он же. Право и закон. М., 1983;

9. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992;

10. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971;

11. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988;

12. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900;

13. Он же. Избр. труды, 1998;

14. Batiffol H. Problèmes de base de philosophie du droit. P., 1979;

15. Hugo G. Beiträge zur zivilistischen Bucherkenntnis, Bd. 1. В., 1788;

16. Maihofer W. Naturrecht als Existenzrecht. Fr./M., 1963;

18. Naucke W. Rechtsphilosophische Grundbegriffe. Fr./M., 1982;

19. Radbruch G. Rechtsphilosophie. Hdeb., 1983;

20. Smid S. Einführung in die Philosophie des Rechts. Münch., 1991;

21. Stammler R. Die Lehre von dem richtigen Rechte. В., 1902;

22. Zippelius R. Rechtsphilosophie. Münch., 1982.

В.С.Нерсесянц

Процесс развития философии права проходил в различных направлениях 103. Среди них наиболее завершенное выражение получают неокантианство и неогегельянство. Первое из этих направлений представляет собой конструкцию юридических познаний, не выходя за их пределы104.

Философия права, по Шершеневичу, является составной частью философии. На ее формирование оказало влияние одно немаловажное обстоятельство. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм права, философия права разрабатывалась исследователями, мало причастными к правоведению. Они изучали право, как оно есть, не задаваясь вопросом о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создали идеальное право, не зная, что оно такое.

П. И. Новгородцев, исходя из кантовского представления об определяющей значимости нравственных начал в человеке, выводил право из требований нравственного закона, рассматривал право с точки зрения его идеальной цели. И естественное право в этом смысле предстает как безусловное веление разума. По выражению П. Стучки, «философия права самая слабая часть учения Канта, так как, в конце концов, и право у него - не продукт эмпирического ин- тереса, а понятие, относящееся к общему, необходимому назначению человека, ибо цель права у Канта - установить условия, при которых произвол одного может быть примирен с произволом другого по общему закону природы» \ Рационализм, который лежал в основе неокантианских взглядов, принципиально разобщал естественное и положительное право.

«В то время как философия Канта "идею" рассматривала, так сказать, в положении покоя, идею в ее движении поставил предметом своего анализа другой философ-идеалист, Гегель»105. Специфический смысл философии права Гегеля, как уже отмечалось В. С. Hep- сесянцем, раскрывается в его расхождении с естественно-правовой концепцией Канта. Неогегельянцы (П. Редкин, Б. Чичерин) стремились приспособить бытие идей к условиям эмпирической действительности. Вместе с тем, изучая эмпирический процесс развития права, в каждой из его стадий они усматривали известный момент реализации разумной идеи права, которая и лежала в основе их теоретических суждений.

Термин «философия права» использовался и представителями догматической юриспруденции (Г. Шершеневич, Н. Коркунов, В. Катков). Известно, что с позиций юридического позитивизма право трактовалось как совокупность общеобязательных норм, выражающих требования государства и обеспеченных его принудительной силой. Это направление имело также свою философскую основу. Как правильно отмечает В. Д. Зорькин, «сама теоретическая трактовка "позитивности", равно как и формально-догматического подхода, уходят корнями в определенную фи-лософию...» \ Сторонники юридического позитивизма восприняли идею философского позитивизма О. Конта Д. Милля, Г. Спенсера о том, что сущность явлений непознаваема. Так, Г. Ф. Шершеневич считал, что науке недоступно то? что стоит за явлениями 106. «Можно познать только явления, но не их сущность», - утверждал А. X. Гольмстен 107. От материальных основ права представители этой доктрины призывали обратиться к его формальной стороне. По мнению С. В. Пах- мана, юридическая наука не объясняет жизненных основ права, а исследует его внутреннюю природу, логические действительности108. В результате, по его мнению, возникло расхождение между философией права и отдельными юридическими науками. Так, Вельд^н- берг отождествлял ее с теорией познания права, т. е. предметом философии права у него является вопрос не о том, что такое право, а о том, как мы его понимаем и как изучаем 109. У Шершеневича теория познания представляет собой лишь один элемент философии права. В его работах выражено отрицательное отношение к теории естественного права. Под влиянием этого права, полагал он, лица, применяющие законы, проявляют склонность к толкованию, наиболее соответствующему абсолютным идеалам, чем нарушается начало законности - этот краеугольный камень правового порядка. «Естественное право указанного направления не может служить руководителем законодателя», 110 - отмечал он. В приведенном высказывании было упомянуто естественное право «указанного направления», представители которого верили в неизменность идеального права, начертанного самой природой. Новое направление философии права выступало как «возрожденное естественное право», выдвигало естественное право с изменяющимся содержанием, отрицало возможность идеального правового порядка, пригодного во все времена. «Не существует ни одного положения права, которое по своему положительному содержанию оставалось бы безусловно неизменным», э - писал Р. Штаммлер. Особенность философии права, полагал он, заключается в том, что можно преподать в качестве безусловно общего для всякого мыслимого права. При таком положении философия права (она же естественное право), в его представлении, теряет всякую связь с юридическими науками (понятие о праве, его содержании и формах, о государстве, правоотношении, о преступлении и наказании и т. д.).

Задача философии права, по Шершеневичу, двоякая - теоретическая и практическая. Практическая ее задача - построение идеала правового порядка. В этом смысле она должна соединять в одно стройное представление различные теоретические выкладки отраслевых юридических наук, быть связующим звеном и общим началом всей правовой политики \ В структурном отношении философия прав состоит из трех частей - общей теории права, истории философии права, политики права. Общая теория права включалась в философию права или, как он отмечал, составляла «теоретическую часть философии права». История философии права имела своей задачей последовательно изложить возникновение представлений о правовом порядке и его сущности в идеале. Перед политикой права стояла задача оценки существующего законодательства и разработки мер, направленных на его совершенствование. Г. Ф. Шершене- вич обвинял правоведение в том, что оно, «порвав с традициями естественного права, пренебрегло своими задачами в сфере критики и политики и за это потеряло общественные симпатии»111. Что же он предлагал правоведению, «истосковавшемуся по идеалу»? Он предусмотрительно выводит политику права за рамки теории права и на этом основании объявляет философию права не юридической наукой, а философской. В этих условиях обобщающей наукой" о праве, наукой, сводящейся к правовой догматике, в противоположность метафизическим построениям, становится общая теория права, хотя многие работы позитивистов продолжали сохранять название «философия права»112, В 70-е годы XIX в. А. Меркель ввел термин «теория права», обозначающий науку, которая вырастала из самого права и слагалась из общих частей специальных наук. Однако вопрос о соотношении философии и теории права на длительное время остался объектом пристального внимания юристов различных стран. В России им занимался, в частности, К. А. Кузнецов.

Теория права, полагал он, объединяя «пестрый конгломерат» сведений о праве (сущность правового явления, его составные части и т. д.), в то же время имеет элемент «отвлечения от многообразия правового материала, сквозь который «просвечивается» та форма, которая именуется правовой. Историю же философии права он рассматривал как «историю правовых идеалов». «Мы должны проводить грань, - писал он, - между правовым идеалом (желательным правом) и правовой действительностью (наличным правом)» Исторический опыт, между тем, показывает, что этот несуществующий «идеал права» не совпадает с конкретным содержанием буржуазного права, всегда представляющим собой результат действия материальных сил и классовых интересов.

По мнению И. В. Михайловского, теория права изучает понятия, общие для всех юридических наук. Ее задача - построение логически законченной системы понятий. Эта наука должна быть точной, положительной, изучать только то, что есть, и отказаться как от оценки существующего, так и от построения идеалов. «Таким образом, - писал он, - то направление науки, которое называется общей теорией права, может быть охарактеризовано как позитивизм» 2. Декларируя отказ от решения онтологических, гносеологических и аксиологических проблем права, юридический позитивизм, в сущности, вел к отрицанию рационалистической философии права. Философия права, по мнению Г. Ф. ІІІершеневича, должна, прежде всего, устранить дуализм в изучаемом объекте, а именно - отбросить понятие о естественном праве. Однако следует признать, что наука «философия права» имела своим предметом не положительное право, а естественное. Многие из русских юристов исходили именно из этого утверждения. Например, П. Г. Редкин в связи с этим писал, что «так называемая философия положительного права, о которой начали говорить с начала нынешнего столетия, именно со времени знаменитого геттингенского профессора Гуго, издавшего сочинение под названием "Philosophie des positiven Rechts", служит заменою философии права, не будучи с нею тождественной. Это наука, излагающая особенные принципы положительного права вообще, какие даются в самом положительном праве, в эмпирии; следовательно, это такая же эмпирическая наука, как и так называемое сравнительное правоведение...

В этом только смысле может она быть названа философией положительного права, а потому, строго говоря, это ее название неверно» \

Что же понималось под философией права?

В правовой литературе это понятие сравнивали с ариадниной нитью, с помощью которой можно было избрать правильный путь в лабиринте правоведения. Именно она должна была выбрать руководящие принципы и основные понятия права. Философия права открывает юристу научное понимание различных систем позитивного права. Необходимость философии права, по мнению ее представителей, обнаруживается и в правоприменительной деятельности. Так, судья, принимающий решения на основании законов, во многих случаях должен устанавливать их смысл, следуя правилам так называемого искусства толкования. Однако в праве встречаются пробелы, которые не могут быть порой восполнены даже путем аналогии. В этих исключительных случаях рекомендовалось руководствоваться общими принципами, идеей права, которая в такой трактовке совершенствует правовую практику. «Всего легче бывает там, - писал П. Г, Редкин, - где законодатель благоразумно позаботился о предоставлении судье надлежащего простора в судебцьіх решениях, между тем как в противном случае судьи привыкнут буквою закона убивать его дух и все более будут превращаться в машины» 113. По его мнению, в центре внимания философии права лежит основное понятие права, та главная мысль, которая формирует все юридические конструкции. Это основное понятие отождествляется им с идеей права.

Другой известный русский юрист - И. В. Михайловский - считал, что философия права должна дать оценку правовой жизни с точки зрения «высших разумно-этических начал», указать идеалы, к которым стремится право114. Эта наука, по Михайловскому, выступает под значением метафизики и идеализма, отвергает релятивизм общей теории права и учит, что существуют абсолютные начала, на основании которых «можно сделать принципиальную оценку правовых явлений» 115.

Критикуя философию позитивного права, И. В. Михайловский утверждал, что «наивысшие обобщения», о которых говорит «позитивная философия», представляют собой самообман. О философии права, в основе которой лежало право естественное, писал и Б. Н. Чичерин, у которого право предстает как совокупность более общих принципов, норм, непосредственно вытекающих из абсолютной идеи права, как «рациональная сущность», исторически реализуемая в зависимости от нравственного сознания общества116.

Попытки дать определение философии права предпринимались в XIX в. Например, JI. И. Петражицкий писал, что «философия права есть сложная дисциплина - высшая теория права + высшая теология, высшая политика права»117.

Определения давались самые разнообразные. В периодической литературе прошлого века встречались названия этой науки, которые выражали какую-либо лишь одну из сторон ее предмета. Например, «рациональное право» - в смысле разумного права, исходя из того, что источник его познания лежит в человеческом разуме, а не во внешней, государственной деятельности; «нормальное право» - философия права, излагающая такие юридические принципы, основоположения, которые должны служить нормами для положительного права; «всеобщее право», т. е. право, общее для всех времен и народов - Leges Legum (закон законов); «дикеология» (в переводе с греческого - учение о праве и справедливости). В этом названии утверждалась та сторона философии права, которая отражает не право в собственном смысле слова, а, как считали, «саму правду и справедливость» \

Несмотря на разнообразие взглядов о понятии философии права, в работах русских юристов можно выделить среди них два ведущих направления. Одно из них, как отмечалось Ф. В. Тарановским, «полагает задачу и особенность философии права в построении метафизического (сверхопытного) учения о праве; другое направление сводит философский элемент к так называемой гносеологии, т. е. теории познания, и полагает особую задачу философии права в ис- следовании особенностей теории познания правовых явлений» \ Следует также добавить, что в ряде работ философия права отождествлялась с методологией, а гносеология смешивалась с аксиологией. Примером этому служит работа К. А. Кузнецова, в которой он пишет: «Философия как методология - заняла твердую позицию, внеся плодотворную ясность в постановку научных проблем и тем самым способствуя и разрешению по существу»118.

Развивая эту мысль, он рассуждает: «Скорее внешне, нежели внутренне примыкая к методологии, стоит другая научно- философская проблема - проблема ценности знания. Это и есть "гносеология", учение о конечном смысле той "истины", которую дано постигнуть человеческому разуму. Иными словами, если в методологии вопрос идет о "правильности" или "неправильности" тех путей, которыми наука движется в поисках истины, то в гносеологии ставится принципиальный вопрос о самой возможности этих поисков»119.

Одним из важных вопросов философии права, по мнению Е. И. Трубецкого, является вопрос о происхождении права. При его решении приходилось учитывать и считаться со взглядами представителей исторической школы - Гуго, Савиньи, Пухты, которые полагали, что право, подобно языку, развивается естественно - никакой законодатель не в силах остановить или изменить этот процесс. По их мнению, первоначально заключаясь в сознании народа, право по мере развития культуры начинает разрабатываться юристами. Однако юристы не являются творцами права - они лишь выражают национальное самосознание. Отсюда делается вывод, что нормальный путь развития права - естественный рост, а не революция. Представители философии права со своих позиций стремились опровергнуть подобные рассуждения, найти в них противоречия. «Восставая против учения естественного права, - писал Е. Н. Трубецкой, - сторонники исторической школы думают в истории найти подтверждения и доказательства своего учения. Но суд истории высказывается против них: история показывает, что всякий прогресс положительного права обусловлен критическим отношением к нему, а такая критика возможна только на почве правового идеала.

Естественное право в качестве такого критерия действующего права играет в истории роль того основного двигателя, без которого невозможно прогрессивное движение»

Господство старой исторической школы права продолжалось до 50-х годов XIX в. Новый период связывается с именем немецкого юриста Рудольфа Иеринга, который отверг учение Савиньи и Пух- ты о непроизвольном и безболезненном развитии права. Он заявил о том, что человек - борец за право, принимает активное участие в процессе образования и развития права. Учение Иеринга, по словам Е. Н. Трубецкого, звучит как призыв к обновлению; «он учит, что право может обновляться, только отказываясь от своего прошлого; право - это Сатурн, пожирающий собственных детей»120.

Развитие права совершается путем бесправной борьбы, и лозунгом этой борьбы, по Иерингу, служит «идея права». Сам Иеринг признавал, что «идея права» олицетворяет одну из труднейших задач философии права.

Сторонники философии права не относили Иеринга к ее представителям на том основании, что та идея права, которая должна служить критерием для всего исторически сложившегося и действующего права, у Иеринга сама есть всецело продукт истории. «Отвергнув естественное право, мы лишим себя всякого критерия для оценки действующего права» 121. Е. Н. Трубецкой видел критерий в «максимуме внешней свободы, предоставленной отдельному лицу и совместимому с благом всего общества». Но, отмечает он, «само собою разумеется, что он не может быть одинаков для дикаря и для современного англичанина» 122.

Указывая на неизменную природу человека, отыскивая в ней сущность, происхождение и истоки права, сторонники философии права фактически не решали проблему происхождения права. Так, Н. М. Коркунов писал, что в юридической литературе не было установившегося объяснения первоначального возникновения права123.

Подводя итог краткому анализу рассматриваемой проблемы, подчеркнем, что философия права является общетеоретическим учением о праве. Сначала она выступала как составная часть фило- софии, а в дальнейшем конституировалась как особое направление на стыке философии и правоведения. Философия права в русском дореволюционном правоведении занималась изучением идеальных первооснов права. Эти идеальные начала философии права противопоставлялись действующей системе правовых норм. В ходе развития правоведения изменение предмета и содержания обобщающей науки о праве многим ее представителям показалось столь существенным, что встал вопрос о ее новом названии - «общая теория права» 1. Однако развитие философии права как отрасли теоретического знания о праве на этом не завершилось, о чем свидетельствует обширная современная философско-правовая литература.4

Философия права - это отрасль философского знания, описывающая сущность правовых явлений, выявляющая причины происхождения и развития правовых норм и институтов, оценивающая целесообразность или нецелесообразность норм закона.

Философия и право со времён древних государств были неотделимы друг о друга. Гераклит, Фалес, Аристотель в своих сочинениях говорили о том, что понятие «право» связано с «правдой», которая является философской категорией. Но выделение данной дисциплины в самостоятельную произвёл права, по его мнению, может быть изучена при помощи двух подходов: легистского и чисто юридического. Легисты утверждают, что право представляет собой продукт деятельности государства, нормы - это приказы тех, кто обладает властными полномочиями. Такое отождествление права с положением закона свойственно глоссаторам и позитивистам. Научный интерес сторонника легизма сконцентрирован исключительно на изучении действующего законодательства. Природа естественного права, не подкреплённого законами, ему неинтересна. Позитивистская гносеология не признаёт теорию права как таковую. Позитивисты проявляют повышенный интерес к тексту закона, к языку закона. При этом сам смысл закона для них является производным от формы, а потому ему уделяется меньше внимания. Сторонники юридического подхода, напротив, призывают изучать не тексты кодексов, а природу права, динамику его развития, его эволюцию во времени. Они утверждают, что право дано человеку от рождения, а не даровано правителем. Первыми в истории такие идеи высказали софисты. Постулаты естественного международного права были заложены Гуго Гроцием в начале семнадцатого столетия.

Отдельным вопросом, которому посвящено много публикаций, является философия права животных. Имеют ли животные право? Подчиняются ли они нормам? Философия права изучила явление тотемизма. В древности ненцы перед тем, как убить медведя, проводили специальную процедуру «переговоров», на которых договаривались о том, что за убитого не будут мстить его родные звери. Жан Жак Руссо полагал, что животные являются так как они умеют чувствовать. Французский просветитель делает вывод о том, что у человека есть обязанности не только перед людьми, но и перед животными. напротив, был уверен, что люди не имеют перед животными никаких обязанностей. Австралиец П. Сингер находил сходство между движением за права животных и феминистическим движением.

Права сегодня нельзя определить однозначно. Юридическая аксиология изучает ценность права и закона, онтология занимается вопросами правового идеализма и разрабатывает идею права. Телеология исследует цель принятия нормативных актов, роль закона и права в обществе. Феноменология рассматривает право как феномен, как самодостаточную систему. Юридическая эпистемология учит отличать настоящее право от ложного, мнимого. права исследует взаимозависимость норм закона и норм вопросы законного интереса отдельно взятой личности, проблемы генезиса и глобализации права, его гармонизации и герменевтики.

Сегодня философия права находится на этапе возрождения после перерыва в развитии данной науки, который пришёлся на советское время. Интерес к этой области знания проявляют учёные различных направлений и специализаций: юристы, философы, социологи, антропологи, историки, психологи. Одноимённая дисциплина изучается на философских и юридических факультетах университетов страны, в профильных институтах и академиях. Она представляет собой некий своеобразный синтез юридического и общего гуманитарного знания.

С развитием человечества и общества, социальных устоев, норм морали и поведения, развивалось и право. При этом, такое понятие как право различными учеными трактуется по-разному, что приводит к многообразию взглядов и воззрений на суть права.

Такая же палитра взглядов в «учёном мире» наблюдается по отношению к философии, согласитесь невозможно не обращать внимание на наличие множества концептуально разных трактовок философии, её статуса, роли и места в жизни человека и общества в целом.

Чем это обусловлено? Ответ на этот вопрос довольно прост, ведь право и философия, как указано выше, являются неотъемлемой частью развития человечества, если хотите его зеркальными отражениями, а каждый человек хочет жить по-своему. И если объединить эти две сложнейшие науки, то можно выделить такое научное направление, как философия права.

Философия права является важной частью философских и социально-гуманитарных дисциплин, так как современный юрист обязан обладать высокой философско-методологической культурой, что позволит ему понимать, интерпретировать и объяснять юридические знания, понимать их суть, природу и историю развития, а также постигнуть смысл права, его ценность и значение для человека, общества и государства.

Как известно из истории развития науки, философские идеи стали исходной основой всех последующих концепций о внутренней взаимосвязи права, свободы, справедливости, а также о правовом законе и правовом государстве. И в том, что эти ценности бытия человека и общества сегодня актуальны и значимы, что они исследуются в юридических науках, заслуга философии права.

В современных условиях развития и совершенствования судебной власти в стране, формирования гражданского общества и правового государства существенно возрастает роль философии права в учебном процессе при подготовке юристов разного уровня. Философия права раскрывает перед будущими юристами объективную, в значительной степени независимую от официального или властного влияния, природу права, его сущность, причины и источники его возникновения, становления и развития.

Таким образом, философия права имеет давние и богатые традиции. При этом несколько десятков лет в нашей стране она не изучалась на юридических и философских факультетах, как самостоятельная академическая дисциплина, что естественно нанесло ущерб ее развитию.

В последние годы философия права возрождается в нашей стране, занимает все более значимое место в системе отечественного юридического образования. Появляются труды по философии права, учебники и учебные пособия. Также приходит осознание того, что философия права является не только основой культуры правового мышления, но и действенным средством преодоления юридического догматизма и позитивизма, методологической базой познания права, всех отраслей юридической науки.

Что же такое философия права или правовая философия - это раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Выделяют следующие разделы философии права:

2. Философия права: учеб. пособие для магистров / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 393 с. - Серия: Магистр. / ISBN 978-5-9916-1837-3.

3. Электронный курс «Философия права», подготовленный коллективом авторов информационно- методического центра Московского института экономики, менеджмента и права, размещенный в свободном доступе в сети Интернет,