Великая среда - день исповеди и покаяния перед пасхой. Нужно ли перед пасхой причащаться

Великая среда - один из важнейших дней Страстной недели. В этот день нужно исповедоваться и покаяться в совершенных грехах, сообщает ИА YakutiaMedia.

Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идет перед самым главным праздником в христианстве, Пасхой. В это время вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его страданиях, распятии на кресте, смерти и последующем воскрешении. Церковь особо чтит эти дни, а верующие стремятся провести их в духовных размышлениях и молитвах, без ссор, обид и дурных поступков, стараются чаще посещать богослужения в храмах.

В 2018 году Пасха отмечается 8 апреля, соответственно, Страстная седмица будет предшествовать этой дате. 1 апреля верующие встретят праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье, а с понедельника, 2 апреля, и до Великой субботы, 7 апреля (которая в этом году, кстати, совпадает с другим важным христианским праздником, Благовещением), и продлится Страстная неделя.

Великая среда - один из важнейших дней Страстной недели. К этому времени уборка и сельскохозяйственные работы должны быть завершены, так как уже в Чистый четверг следует приступить к приготовлению пасхальных блюд. Этот процесс должен обязательно проходить в чистоте и порядке.

Народные приметы гласят, что в Великую среду снег наделяется целебными свойствами. В талую воду добавляли прошлогоднюю четверговую соль и окропляли этим раствором домашний скот для защиты от болезней.

По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебренников. Также вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы. В этот день верующие стараются исповедоваться.

Считается, что если в Великую среду облить себя с ног до головы талой водой, то весь год болезни будут обходить вас стороной.

С Чистого четверга и до Пасхи включительно убираться и выносить мусор запрещено. Поэтому уборку завершали в Великую среду. Нарушив данную традицию, вы рискуете привлечь в свой дом несчастья.

Согласно церковным законам, Великая среда - день сухоядения. Разрешено есть только овощи и фрукты без термической обработки.

В Великую среду принято подавать милостыню и преподносить подарки нуждающимся, чтобы не поддаться греху сребролюбия.

В этот день в храмах совершается таинство исповеди. Священнослужители утверждают, что Великая среда - это подходящий день для того, чтобы исповедоваться и покаяться в совершенных грехах.

На Руси в Великую среду под крышу было принято класть хлеб, соль и мыло. Считалось, что хлеб и соль наделяются положительной энергетикой и благодаря этому становятся сильным оберегом для дома и его обитателей. Мылом умывалась вся семья, чтобы защитить себя от порчи и болезней.

Подготовка к долгожданной Пасхе в самом разгаре, и в Великую среду принято приступать к украшению дома. Для этой цели предпочтительно использовать веточки вербы или живые цветы. Помимо этого используются крашеные яйца, а также игрушки и статуэтки кроликов.

Великий четверг. Тайная вечеря. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, "Двенадцать Евангелий" (12 частей из четырех Евангелий), на которой вспоминают страдания Христа. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься.

Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе - красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду, потому он получил название также Чистый четверг.

Великая пятница. День траура, потому что в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней.

Великая суббота. На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи.

Самая главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху.

Из всех даров, врученных священству, наибольший - тайносовершение, и прежде всего - Божественная литургия. Это дар, данный Церкви, всем верующим. Священник - не хозяин этого дара, но раздаятель его, отвечающий перед Богом за то, чтобы никто не остался лишним на «пиру веры». Самое отрадное в нашей церковной жизни - «евхаристическое возрождение», предуказанное еще праведным Иоанном Кронштадтским.

Мы не имеем права отказывать христианам, желающим приобщиться святых Христовых таин. Единственным препятствием здесь является длящееся состояние смертного греха. Причастие должно быть глубокой внутренней потребностью. Недопустимо причащаться формально, по внешним причинам: потому что Шмеман велит причащаться каждое воскресенье, или потому что мама попросила, или потому что все идут…

Причастие - дело личное, самое главное событие в жизни человека. Священник должен напоминать прихожанам о важности причащения. Но не нужно требовать полного единообразия. Когда ко мне приходит так называемый малоцерковный человек, я говорю ему, что непременный долг христианина - ежегодное причащение. Имеющим обыкновение ежегодного причащения я говорю, что неплохо бы причащаться во все многодневные посты и в день ангела. Ходящим в церковь регулярно и ищущим духовного руководства я говорю о желательности причащения раз в месяц или раз в три недели. Кто хочет чаще - может и каждую неделю и еще чаще. Есть люди, стремящиеся причащаться ежедневно. Это люди одинокие, немолодые, немощные. Я не могу им отказывать, хотя считаю, что даже они должны всякий раз исповедоваться.

Нормы поста и воздержания для каждого определяются индивидуально. Если человек причащается раз в год, почему бы ему не поговеть неделю, как это было раньше? Но если причащаются каждую неделю, поститься, наверное, можно не более трех дней. При этом трудно заставлять поститься в субботу, помня, сколько было пролито чернил для осуждения латинского субботнего поста.

Здесь встает и проблема «двойной морали»: священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания «двойной морали» - приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. Не имеют канонических оснований распоряжения тех настоятелей, которые решают проблему в обратном направлении, обязывая подчиненных клириков воздерживаться от мяса определенное число дней перед причащением.

Безотносительно к причащению мера поста различна у разных людей. Нельзя требовать строгого поста от больных, детей, беременных и кормящих матерей. Нельзя его требовать и от не имеющих привычки к посту или от находящихся в стесненных жизненных условиях: живущих в неверующих семьях, находящихся в армии, в больнице, в тюрьме. Во всех этих случаях пост или смягчается (и здесь есть возможность многостепенной градации) или совсем отменяется.

Вряд ли целесообразно требовать воздержания от пищи и пития от младенцев до семилетнето возраста: момент мистической встречи со Христом, которую не может не ощущать детская душа, не должен заслонять и омрачаться голодом для ребенка не только тягостным, но и совершенно непонятным. Бывает, что человеку необходимо срочно принять лекарство: в случае сердечного приступа, головной боли и т.д. Это никак не должно быть препятствием к причащению. Для страдающих диабетом необходим частый прием пищи, что тоже никак не лишает их права приобщаться святых таин.

В наши дни большое развитие получили паломнические путешествия. Часто они приурочены к большим праздникам. Бывает жалко, когда христианин не может причаститься в праздник из-за того, что в пути он не мог соблюсти пост по всей форме. В таких случаях также необходимо послабление.

Есть и проблема супружеского поста. Это деликатная сфера, и, наверное, не следует подвергать прихожан допросам на эту тему. Если же они сами хотят исполнить все правила, нужно им напоминать слова апостола языков, что у супругов пост должен быть только по взаимному согласию. Если один из супругов - неверующий или даже если они находятся на разном духовном уровне, оба будучи православными, навязывание воздержания менее духовному супругу может иметь очень тяжелые последствия. И если верующий человек, состоящий в браке, хочет причащаться, невоздержность его мужа или жены не должна быть препятствием к причащению.

Проблемой является и молитвенная подготовка к причащению. Вспомним, что в наших литургических книгах делается различие между грамотными и неграмотными, и последним разрешается не только все келейные правила, но даже церковные службы (вечерню, утреню…) заменять Иисусовой молитвой. В наше время неграмотных, вроде бы, и нет, но зато есть люди, только начинающее осваивать церковные книги. Современный человек погружен в круговращение мирской суеты гораздо больше, чем это было лет 300 назад. Многим современным людям трудно читать монашеское правило: три канона и акафист. Целесообразно требовать чтения Последования к причащению или по меньшей мере десяти молитв из него. Иначе прихожанин начинает добросовестно вычитывать три канона, а до Последования по недостатку времени так и не доходит. Но если человек не успел вычитать и Последование, но искренно хочет причаститься, трудно ему отказать.

Не всем и не всегда легко быть на богослужениях накануне причащения. Вряд ли кто будет требовать этого от старушки, которая только несколько раз в году собирается с силами, чтобы пойти в церковь и причаститься. Но это трудно также и рабочему, трудящемуся в вечерние смены, и матери маленьких детей. В общем, в наши дни трудно требовать посещения вечернего богослужения накануне причащения от всех, хотя, конечно, это нужно поощрять и приветствовать.

Практика исповеди перед каждым причащением в общем и целом себя оправдывает. Это требует, при частом причащении прихожан, большого напряжения сил от священников. К сожалению, в некоторых случаях это оборачивается тем, что священник, для облегчения своей жизни, препятствует частому причащению своих прихожан, ограничивая причащение постными периодами, препятствуя причащаться на Пасху, в другие праздники, хотя церковное правило (66-е VI Вселенского собора) предписывает причащаться каждый день Светлой седмицы (о посте, естественно, в этом случае не может быть речи).

Пасха и Рождество - праздники, когда в церковь приходит множество людей «нецерковных». Наш долг - уделить им все возможное в такие дни внимание. Поэтому прихожан нужно исповедовать накануне, скажем, в первые три дня Страстной седмицы. Разумеется, исповедавшийся и причастившийся в Страстной четверг может причаститься и на Пасху. Вообще говоря, причащение на Пасху - отрадное достижение нашей церковной жизни последних десятилетий. Но, к сожалению, это достижение - не всеобщее. Некоторые настоятели вообще не причащают народ на Пасху (вероятно, чтобы не перетрудиться), а другие согласны причащать только тех, кто исправно пропостился всю святую Четыредесятницу. В таком случае чтение Пасхального слова святителя Иоанна Златоуста, где к причащению призываются постившиеся и непостившиеся, превращается в пустую и лицемерную формальность. Пасха - день, когда многие наши современники приходят в церковь первый раз. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы встреча этих людей со Христом состоялась. Их необходимо исповедовать, если они того хотят, и, может быть, также причастить.

Несомненно, положительно изживание в наши дни «общей исповеди». Однако если прихожанин, хорошо известный священнику, подходит к аналою и говорит, что хочет причаститься, священник, наверное, может ограничиться чтением разрешительной молитвы.

Нельзя отрицать важного значения епитимии в деле духовного возрождения человека. В некоторых случаях может применяться и отлучение от причащения на определенный срок. В современных условиях этот срок не должен быть продолжителен. В то же время, никоторые самопровозглашенные старцы практикуют годовое и даже двухлетнее отлучение не только от причащения, но и от посещения храма. В наше время это приводит к расцерковлению людей, которые до этой неудачной епитимии уже успели привыкнуть к регулярному посещению богослужения.

В заключении хотелось бы привести цитату из святителя Иоанна Златоуста, отвечающую на многообсуждаемый в наше время вопрос о частоте причащения. Как видим из этих слов святителя, и в его время сталкивались различные практики причащения: кто-то причащался весьма часто, а кто-то - раз или два в году (и не одни только отшельники и пустынники).

«Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие - дважды, а иные несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и находящимся в пустыне, потому что они причащаются однажды в год, а иногда и через два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают. А не такие - ни однажды… Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы непрестанно приступали к святым тайнам».

Таким образом, святитель не объявляет формально обязательной одну из существовавших в его время практик причащения, как это делают некоторые модные ныне доктрины, но устанавливает внутренний, духовный критерий.

Количество записей: 238

Добрый день! Хотела спросить у Вас. Моя мама - староверка. И я, следовательно, тоже. В силу своего возраста (мне 16), я не полностью осознаю всю суть духовного приобщения. Но в последнее время у меня появляется сильное желание посетит церковь, просто постоять в ней, послушать чтение. Но в нашем городе нет староверских храмов. И что же мне делать? Мама говорит, что можно ходить, но молиться по-своему. И еще я хотела узнать: можно ли в моем возрасте исповедоваться? На мне висит груз моих грехов (может быть, это покажется смешным, но и у меня - ребенка - они есть). Спасибо!

Анастасия

Если Вы желаете посещать православный храм, то Вам этого никто не запретит. Если Вы признаете благодатность православного духовенства, то пойдите на исповедь. Но, в таком случае, что мешает Вам присоединиться к Православной Церкви, кроме семейных традиций? Я знаю священника, который, предпочитая древний обряд, все же, понимая необходимость таинств в своей жизни (он был из поморского толка) принял Православие. Ему было разрешено дома молиться по древним книгам, но служит в храме он по современной никоновской традиции, так как единоверческого прихода (принадлежащего к Православной Церкви при совершении службы по старым обрядам) в его епархии нет.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Пожалуйста, помогите разобраться! Хочу стать доброй христианкой. Несколько лет слушаю лекции А. И. Осипова, стала читать душеполезную литературу. Недавно я решилась на первую исповедь и первое причастие. До дня исповеди хотела побеседовать с батюшкой. Но в храме мне посоветовали прийти утром в будний день сразу на исповедь (батюшки, как я поняла, очень заняты). Готовилась, подробно описала свои грехи, опираясь на "Опыт построения исповеди" о. И. Крестьянкина. Во время исповеди я очень сильно разволновалась (вплоть до озноба), да и батюшка немного торопил, и поэтому некоторые грехи описывала кратко. Последнее, о чем я сказала, был грех осуждения родителей за их пагубные пристрастия (у мамы - увлечение эзотерической литературой, у папы - игромания и др.). По-моему, именно это произвело на батюшку тягостное впечатление (причем, как я почувствовала, не мой грех осуждения, а духовное состояние моей семьи). Среди прочих я назвала один свой тяжкий грех: 10 лет назад мы с мамой ходили к целительнице (о. И. Крестьянкин пишет: "Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на пять-шесть лет"). Батюшка отпустил грехи, и я спросила позволения к таинству причастия. Батюшка с тяжким вздохом дал разрешение, и я причастилась. Уже потом, выйдя из храма, когда стало проходить волнение, я вспомнила, что описала не все грехи. Я искренне раскаиваюсь в своих грехах, но очистилась ли я от них на исповеди, учитывая, что рассказала не все и, по крайней мере, один грех - тяжкий (посещение целительницы)? Не согрешила ли я, приняв Святое Причащение, ведь Святые Таинства могут и опалять человека, недостойно принявшего их?

Елена

Елена, если Вы назвали все грехи и искренне в них раскаялись, то – будем верить – Господь их простил. Не нужно подробно описывать грех, нужно в нем раскаяться, и более не о чем не беспокоиться и себя не пугать.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Меня зовут Ольга. Батюшка, простите, я даже не знаю, как сформулировать свой вопрос. Я много лет назад, обращалась к женщине, как мне сказали, которая видит прошлое и будущее (я в этом раскаялась на исповеди). Я всегда верила в Бога, но в церковь в то время не ходила. Я не знаю, кто она была, при мне не читала никаких заклинаний, в комнате были иконы, она просто сидела передо мной на стуле, пыталась сказать, что у меня было в жизни раньше и что-то про будущее. Эта женщина и направила меня в церковь, сказала, сходить в монастырь, заказать неусыпаемый псалтырь, посоветовала съездить к Матронушке в Москву, что я и сделала. Вот с того времени я и стала ходить в храм. То, что я обращалась к ней, я говорила на исповеди, но только несколько дней назад я поняла, что я не сказала, что писала раньше в записках о здравии эту женщину. Простите, батюшка, помогите, как мне это сформулировать на исповеди? Спаси Господи! Если можно ответ на электронный адрес. Спасибо

Ольга

Ольга, я думаю, не надо ничего особенного формулировать, просто вот так, в простоте, и скажите. Господь и так все о нас знает, наше дело – осознать грех и покаяться, поэтому так и говорите: "записывала в синодики женщину, которая, вероятнее всего, колдунья".

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте и благословите батюшка. Хоть я Крещена в младенчестве, но начала глубоко вникать в свою веру к годам 30. Всю свое детство и юность ни чего не знала о Боге и о моей вере, да и неоткуда было узнать. Когда я исповедовалась первый раз, мне было лет 19, священнику пришлось мне объяснять, что есть заповеди, и каков их смысл. Я признала себя виновной в нарушении всех заповедей, но я не рассказала конкретно о тех греховных поступках, которые я совершила, да и не видела я тогда своих грехов. Сейчас, к 40 годам, я понимаю всю грязь и мерзость своих грехов юности. И нападает иногда какое-то отчаяние за то, что я вела безбожную жизнь, и что на моей первой исповеди я не могла назвать грех своим именем, не смогла от всего сердца раскается в своих грехах и рассказать все, что я успела натворить. Сейчас мне очень часто на ум приходят все те грехи. Конечно я уже давно раскаялась в них в сердце своем и изменила свою жизнь, но нужно ли мне исповедоваться в них перед священником? Или не стоит терзать себя грехами прошлого, а стараться думать о настоящем? Ведь тогда я признала себя виновной в нарушении всех заповедей и священник отпустил мне мои грехи. Помогите, пожалуйста, советом. Наталья.

Наталья

Знаете, лучше все же выбрать день, когда священник сможет уделить Вам побольше времени (можете попросить его поисповедовать Вас после службы) и уже с полным осознанием того, о чем говорите, исповедаться за всю свою жизнь, а вот уже после этого не вспоминать об ошибках прошлого, как о чем-то отжившем и неактуальном.

диакон Илия Кокин

Добрый день! Священник наложил епитимью до Великого поста. Когда он будет читать разрешительную молитву на исповеди или подойдет и разрешит подготовиться к исповеди, и, если Богу угодно, причаститься?

Елена

Елена, Вам надо самой подойти к этому священнику на исповедь и сказать, что Вы епитимию выполнили. После этого священник прочтет над Вашей головой разрешительную молитву.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Я сегодня была на исповеди и священник мне сказал читать молитву к Пресвятой Богородице об убиенных младенцах, где можно найти эту молитву, но именно молитву, или подскажите текст, так как нигде не могу ее найти. Спасибо. Храни Вас Господь!

Инна

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом о личной жизни. Читала многое, искала ответ, но нигде не нашла, очень надеюсь на помощь! Совсем недавно обратилась к Богу, впервые совершила Таинство Исповеди и Причастия. Полгода была в отношениях с женатым мужчиной (он верующий). При подготовке к Исповеди я общались с ним про греховность наших отношений, и он убеждал, что раз Бог даровал любовь, то нельзя от нее отказываться. На днях он сказал, что хочет уйти из семьи (а у них двое детей!), предлагает мне вступить в брак, и говорит, что впервые ощутил любовь и без меня не сможет жить. Я его тоже люблю, но мучаюсь, ведь это ужасный грех и причинение боли невинным людям (его жене и детишкам). Я, правда, терзаюсь, и не знаю как поступить, не согрешив! Подскажите, пожалуйста, что делать? Как прояснить эту сложную ситуацию с точки зрения Церкви и Бога? Заранее благодарю за ответ и помощь советом.

Виктория

Виктория, Если Бог даровал любовь, которая стала началом семьи, то от нее, действительно, нельзя отказываться. А оправдание измены "первой истинной любовью" - шаг, который будет впоследствии повторен. Брак, когда ради него брошена семья, удачным не бывает. Причем последствия валятся, в основном, на женщину (часто в сфере чадорождения). Это не правило, просто народ подметил, но пренебрегать не стоит. Да укрепит Вас Господь.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровья! Я год назад начал ходить в церковь. И только пару недель назад решился на исповедь. Но грехи написал на бумаге. Батюшка, не читая бумагу, порвал, прочитав молитву. После я причастился. Действительна ли такая исповедь? Ведь Батюшка не знал, о каких я написал грехах. Еще вопрос про Крещение. Не вредно ли окунаться в прорубь, ни разу до этого не пробовав? Как Вы относитесь к Неусыпаемой Псалтыри? Я заказал через интернет на сайте Оптиной пустыни, о здравии. Спасибо.

Алексий

Алексей, то, что Вы решились на исповедь, это очень хорошо. Я считаю, что священник неправильно поступил, не прочитав вашу исповедь. Но Вы не смущайтесь, это не Ваш грех. Я Вам советую еще раз написать все те же грехи, которые Вы писали в прошлый раз, и придти на исповедь к другому священнику. И сами прочитайте свою бумажку. В прорубь на Крещение лучше окунаться, только если Вы абсолютно уверены в своем здоровье, это не является обязательным, это народная а не церковная традиция. Мы должны больше закалять свою душу, а не тело, хотя, конечно, мы должны беречь свое здоровье. Но и чрезмерная забота о нем - тоже грех. Псалтирь - это молитва, и, конечно, когда за нас молятся, это очень хорошо. К Неусыпаемой Псалтири я отношусь хорошо и приветствую эту форму молитвы, но сами не пытайтесь этого делать. Если есть желание, то можете читать одну- две кафизмы в день, так как мы обязаны и другие молитвы читать каждый день - утренние и вечерние.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я постилась в Великий пост 2 года назад, но мной не были соблюдены все правила подготовки к посту, в результате на исповеди перед Пасхой батюшка сделал мне замечание, сказав, что бессмысленно было мне поститься, если мной не были соблюдены все правила подготовки к Великому посту... Подскажите, пожалуйста, как правильно подготовить себя к Великому Посту, когда именно нужно исповедаться и причаститься перед постом (и нужно ли это делать), когда просить благословение у батюшки и какие еще процедуры нужно соблюсти? Очень хочется все сделать правильно, как положено, чтобы пост не обернулся формальной диетой. Спасибо!

Юлия

Юлия, надо жить вместе с Церковью, жизнью церковной, и вместе с Церковью подходить к подвигу Великого поста. Посту предшествуют несколько подготовительных недель, в течение которых совершаются воспоминания тех назидательных моментов истории человечества, которые более всего могут расположить душу к покаянию и духовному труду. Параллельно с этим верующие постепенно готовятся к посту, исключая из своего питания сначала мясо, а затем уже и остальные скоромные продукты. Очень полезно быть вместе со всей Церковью в эти дни. Можно и исповедоваться, и причаститься в эти дни, если этого просит душа. Но самое главное событие происходит, пожалуй, в прощенное воскресенье, когда верующие просят друг у друга прощения и принимают благословение духовенства на пост. В это воскресенье надо постараться обязательно быть в храме.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Пишет раб Божий Илья. Подскажите, пожалуйста, что делать, если есть грехи прелюбодеяния, которые очень стыдно рассказать священнику на исповеди? Попытался исповедать их в общем, но чувствую, что недостаточно. Помогите, пожалуйста. Жду ответа. Спасибо.

Илья

Илья, нет необходимости рассказывать на исповеди все в подробностях. Когда Вы еще только задумались, что измена - это грех, уже началось Ваше покаяние. На исповеди священник читает разрешительную молитву, но это не значит, что всегда Вы будете чувствовать окрыляющую свободу. После тяжкого греха могут остаться воспоминания, которые могут вводить в уныние, если Вы не примете их с сердечным сокрушением, ставшим продолжением покаянного труда. Посочувствуйте себе, что так поразили душу свою, и воздохните: "Господи, прости и помилуй мя, грешного". Со временем придет облегчение. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Уважаемый батюшка Викторин! Так сложилась жизнь, что мой крестник в восьмилетнем возрасте переехал с родителями в другой город. Я интересовалась его жизнью, передавала для него подарки ко дню рождения, но 10 лет назад неудачно упала и оказалась на операционном столе, затем на 3 месяца в гипсе. В эти дни мой крестник, уже 18 летний парень, будучи в моем городе не только не проведал меня, но ни разу не позвонил мне, хотя знал, что я в больнице. Я в тихой надежде на его внимание передала ему очередные подарки. Внимания его я не дождалась и сильно обиделась. Через пару месяцев его мама умерла, и общение с его семьей прекратилось. Несколько лет назад узнала о его неблаговидном поступке, афишировать который не хочу. Теперь он взрослый человек, офицер. Нуждается ли он в моем внимании, узнать я не могу, да и не хочу. Это меня очень мучает, т. к. понимаю, что как крестная должна что-то делать, а что? Понимаю, что совершила большой грех. В чем мне каяться на исповеди?

Елена

Елена, когда мы берем на себя ответственность стать крестными, это не значит, что мы будем просто дарить подарки. Прежде всего это должно выражаться в молитве Богу за крестника. Вы сами, по всей видимости, не вполне церковный человек, а крестный должен быть верующим и церковным человеком, и учить своего крестника Православию - вот основная обязанность крестных, а только не подарки дарить, хотя и они тоже нужны. Ваша большая ошибка в том, что Вы ни сами себе, ни Вашему крестнику не привили веру, не привели его к Богу, к церкви. Вот в этом Вам нужно каяться, а за крестника Вы обязаны молиться до конца жизни, это Ваш долг, и не ждать никакой от него награды или внимания. Старайтесь сами жить церковной жизнью, исповедоваться, причащаться, и изучайте Православие.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вашего ответа на мои вопросы. Я все время мучаюсь, что каюсь не так, как положено. Не могу понять, насколько конкретно надо называть свои грехи, вроде бы, надо говорить сжато, но тогда исповедь получается какой-то небрежной. Зашла на сайт посмотреть пример исповеди, а там 473 пункта грехов, и очень многие можно к своим причислить. Как быть? Есть совсем детские, о которых я даже и не задумывалась ранее, считала просто детскими шалостями или поступками по недопониманию, а теперь вот и их надо называть. Надо ли? Так я могу занять все время у священника.

Маргарита

Маргарита, что и как надо делать на исповеди – дело очень индивидуальное, поэтому такого понятия, как "положено" здесь не может быть. Для одного нужна подробная исповедь, для другого – краткая. Вы же следуйте за своей душой: если требует подробной исповеди, найдите священника, которому можно поисповедаться, и желательно, в грехах, совершенных от возраста семи лет и позже.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, часто захожу на Ваш сайт и читаю вопросы и Ваши ответы. Очень благодарна Вам за то, что находите время, понимание и сочувствие к нашим проблемам. У меня такой вопрос: я крестилась 23 года назад в г. Омске, а жила в Новосибирской области. Крестились мы вместе с сестрой и ее 2-летней дочкой. Про крещение узнавала сестра. Перед крещением мы не исповедались (никто не подсказал), а вот недавно услышала, что если есть смертные грехи, то перед крещением надо исповедоваться. Как теперь быть, как исправить? И еще, нам при крещении не давали свидетельства, а мы не помним дату. Проводилась ли ранее регистрация крещаемых, чтобы уточнить дату? Сестра не помнит, говорила ли какие либо сведения о нас. Спасибо за ответ, храни Вас Бог.

Наталья

Наталья, действительно, есть такой обычай, когда крещение принимает взрослый человек, перед самим Таинством его исповедовать, но эта исповедь носит скорее воспитательный или педагогический характер, так как все равно в Таинстве крещения все грехи прощаются, и сейчас Вам вновь исповедоваться в тех грехах не нужно. Напротив, благодарите Бога, что они прощены. Запись крещений в то время, когда крестились Вы, проводиться должна была, и чтобы уточнить дату, попробуйте справиться по этому вопросу в том храме, где крестились.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Я замужем, венчана, с мужем как-то все плохо было одно время, каждый день ссоры, драки, разъехались, хотели разводиться. Я начала общаться с молодым человеком по интернету и по телефону, разговоры были прелюбодейные, мы, казалось, влюбились друг в друга, я думала о нем всегда, хотела быть с ним, представляла его своим мужем и т. д. Позже мы со своим мужем решили опять жить, не ругаясь, но я еще общалась с тем человеком, я понимала, что грешу очень, и прекратила с ним общение. Я сейчас хочу пойти на исповедь и хотела спросить совета, как правильно мне назвать грех этот? Одним словом, прелюбодействовала? С тем человеком я не виделась, но думала о нем, и разговоры и все такое было, или как-то отдельно сказать? Как сказать правильно? Спасибо, извините.

Мария

Мария, Вы венчаны. Вас церковь благословила на совместную супружескую жизнь. Вы обещались Богу, и за верность или неверность будете отвечать перед Богом. Вы не имеете права разводиться, венчание - на всю жизнь. Ваш грех не считается тяжким грехом, и благодарите за это Бога, что Он отвел вас от этого греха, Вы чуть все не разрушили. Вы это счастье потеряли бы, и другого не построили бы. Отрадно, что у Вас все хорошо закончилось, без последствий. Вы согрешили в мыслях, и хотели уже согрешить делом, но не получилось, - такой грех легко прощается. На исповеди так и скажите, что хотели изменить мужу, и что были такие разговоры по телефону (прелюбодеяние на словах и в мыслях). Того человека надо забыть совсем, покаяться на исповеди и причаститься. Больше не допускайте таких мыслей, и Бог вас простит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я собираюсь скоро пойти в церковь на исповедь. Подскажите, пожалуйста, есть ли такие грехи, при которых церковь нельзя посещать и как это исправить?

Анастасия

Нет, Анастасия, никакой грех не может быть препятствием к тому, чтобы прийти в церковь, к Богу, на исповедь. Ступайте смело, и да поможет Вам Христос!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте,батюшки! Скажите, надо ли говорить духовнику своему о прошлых грехах, в которых я исповедовалась в другом храме и другому батюшке? Ведь исповедованные грехи прощены, и ему можно не упоминать о них? Или он все равно должен знать? Спаси Вас Господь!

В нашу редакцию пришло письмо. Его автор, христианка, делится своими размышлениями, которые тем более актуальны, что сейчас последние дни католического и лютеранского поста, а также заканчивается Великий пост у православных христиан и староверов. Ее страстный призыв к покаянию обращен к тем, кто беспечно проводят эти святые дни в наслаждениях жизненными благами, не задумываясь, что Покаяние и Спасение – две стороны одной и той же медали, название которой «Мир с Богом».

Не стыдитесь исповедаться, перед пасхой это жертва пред Богом! Чтобы жизнь в нашем обществе стала лучше и комфортнее, зависит в принципе от каждого из нас. Грехов у нас достаточно у каждого. Все мы сознаем это. Особенно, когда столько вокруг соблазнов! Когда каждый человек живёт за счёт другого человека. В системе денежно-вампирных взаимоотношений и идолопоклонства.

Какие же самые тяжёлые грехи считаются сегодня самыми основными? Конечно это то, что во многих людях нет настоящей веры в живого Бога. Ведь многие живут во власти дьявола и находятся в его тьме, хотя и во внешнем достатке и блеске. Вот они то и не проявляют любви к ближнему, находящемуся рядом человеку. Отмахиваются от его насущных проблем, не протягивая ему руку помощи.

Все прежде всего решают свои личные проблемы, и конечно же спотыкаются о собственный грех. Личные проблемы рождаются в общем духовном нами же создаваемом пространстве. Вот поэтому и не можем уйти от проблем. И поэтому, словно в наказание, Духом Святым извергаемся в преисподнюю.

У нас совершенно не хватает времени на молитву! Мы все бежим за дьявольскими деньгами, чтобы выжить! Чтобы собирать всяческие доказательства: одни своей состоятельности и мощи, другие - собственного несчастья, собирая их в виде бумажных справок для разного рода клерков. Многие стали куклами в руках кукловода, которых дёргают за нервные нити. Мы перестали мыслить заповедям любви, ниспосланными нам Богом и Иисусом Христом. Не помним слов и наставлений праведников. И, не живём сердцем веры и сострадания к ближнему человеку своему, во всепрощении и милосердии к нему. Например, нельзя жить так, чтобы создавать и приукрашать лишь только свою личною жизнь! Ведь, куда важнее думать, как сделать, создать, да приумножить другим людям счастливую жизнь!

К сожалению, не утруждаем себя в милостыне добрых духовных дел. Поэтому мы очередной раз падаем в глазах не только людей, но самое главное пред Богом.

Всё ниже и ниже. Под нами уж не осталось неба! Мы все вверчены в круговорот грехов.

Ведь грехи создаются вначале мыслью нашей. Лишь потом только они прорастают в делах! Для нас живущих на земле людей, важно уметь видеть свои поступки глазами Бога. Увидеть дела свои самокритично. Душа нам для того и служит. Чтобы умела глубоко сопереживать. И осознать, что что-то сделанное нами ранее - это грех.

А грех – это рана, покаяние же – лекарство. Пост дан нам подумать о своих поступках.

И принести к стопам христовым своё раскаянье. Пост-это время подумать, как изменить себя. Встать на путь возвращения к Богу. Ведь через наши добрые дела, мы совершаем подвиг спасения от вечной смерти. И в этом наша жертва, пред Богом.

Ведь душа, данная каждому человеку при рождении, должна трудиться и день и ночь.

Не откладывай время покаяния! Покаемся сегодня!

Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Ибо не знаем, доживём ли до завтра.

Обличи скорее себя, но не брата своего. Не отчаивайся и не говори: «уж не могу спастись». Наоборот, найди в себе силы! Возлюби истины Божьи и страх пред Ним. Он, Господь уврачует раны твои. И впредь сохранит душу твою. Ведь, пока душа твоя любит Бога и имеет страх пред Ним, ты человек, ты не впадёшь в сети дьявольские!

В великий пост мы усердно молимся-приобщаемся к духовной жизни. Для чего же нужна молитва? Конечно же, не для того, чтобы испросить что-то. Но для того, чтобы пообщаться с Богом и побеседовать с Ним. Бога не следует пытаться воображать. Ведь всякий нами созданный образ будет идолом. Бога нужно нести в глубинах сердца таким, каким Он нам открывается. Так как молитва и покаяния – это взаимоотношение между Богом и человеком. Чтобы отделять ересь, как котлеты от мух. Ведь для того чтобы быть истинно верующим христианином недостаточно надеть нательный крест. Сходить и поставить в храме свечу. Иисус Христос обличал в маловерии даже, учеников Своих.

Когда те пользовались в своих деяниях, получая от Него силу Святого Духа.

Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей:

«перейди отсюда туда», и она перейдёт; и не чего не будет невозможного для вас; (Мф.17,20) То не забывайте о даре силе Божьей. И даётся этот дар тем, кто своё чистое сердце своё обращает к Богу.

Дабы каждому из нас просить о своём спасении от гнилостности, которая может поселиться в душах наших. Поэтому важно не откладывать дни своего покаяния, которые не сегодня-завтра могут нежданно прекратиться, по той же воле Божьей. И за это благодарить Спасителя, с терпением призывающего к покаянию, для нас же во благо. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Он вездесущ. И потому ближе к тебе, нежели твоя душа к твоему телу не может быть. Открой свою душу только сумей найти эту близость с Богом. Через веру и молитву.

Скажи своему сердцу: «Отец Небесный, Приближаясь к Тебе, я отдаю всего себя и открываю Тебе своё сердце. Во имя любви заповедей. Во имя Твоих пророков. Во имя Иисуса Христа пострадавшего за меня и за мои грехи. Прости меня! Бог мой я верю, что Ты – Иисус. Что Ты Живой Бог. Я раскаиваюсь, что Ты умер из-за моих грехов. Но благодарна, что Ты воскрес для моего спасения. Для того, чтобы я осознал свой грех.С сегодняшнего дня, я считаю Тебя своим спасителем. Исцели меня Бог мой от моего заблуждения и благослови меня на добрые дела. Дабы Ты мог записать имя моё в книгу жизни. Благодарю и воспеваю имя Твое. Дай мне силы примирения со всеми, кого вольно или невольно обидел. Да в чистоте души своей причастится Пречистых Твоих Таинств, во оставлении грехов и в жизни вечной. Аминь.»

Пасха, приходит весной. В Твоих руках Господь, её первое дыхание в распускающейся вербе. Это знамение жизни над смертью. И как дерево кажущееся мёртвым зимой, весной оживает, так и душа наша живущая в Тебе никогда не умрёт.И мы радуемся чуду спасения нашей грешной души. По исходе страстной седмицы воспоём Светлое Христово Воскресение.

Тропарь, глас 5-ый;

Христос воскрес из мертвых, смертью - смерть поправ и сущим во гробах живот даровав.

Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь, находящимся во гробах.

Христос воскрес (3)

Твоё мы имя воспеваем.

Христос воскрес (3)

Несутся песни к небесам.

Христос воскрес (3)

Поют Ему и всюду славят!

Христос воскрес (3)

Господь Всевышний до небес.

Христос воскрес (3)

Вещают колокола звуки.

Христос воскрес (3)

Веками повторяют божьи люди.

Христос воскрес (3)

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.