Ради чего стоит посетить Золотой Пещерный Храм Дамбулла. Особенности храмовых пещер

Представьте, как сильна преданность богу у того, кто решился вырезать храм в пещере голыми руками. Много столетий тому назад индийские монахи на протяжении долгих лет вырезали в скалах невероятные строения, основывая там монастыри. После того, как пещера была готова, монахи украшали ее фресками и различными фигурами, заполняли интерьер статуями. Пещерные храмы Индии демонстрируют ранние следы человеческой жизни и культуры и важность буддизма в истории страны

1. Мы расскажем о 10 самых выдающихся храмах Индии и начнем обзор с пещер Эллоры . 30 пещер Эллоры были вырезаны в вертикальном склоне холмов Чаранандри в 5-ом столетии нашей эры. Этот храм, состоящий из множества пещер, посвящен Буддизму, Индуизму, и Джайнизму, как демонстрация религиозной гармонии времени. Буддистские пещеры прежде всего являлись монастырями - убежищем для отшельников. Особенностью интерьера являются загадочные потолки с интересными иероглифами


2. У большинства пещерных храмов есть какие-либо иероглифы на стенах, которыми мы можем восхититься благодаря их исторической ценности, но с эстетической точки зрения они не всегда красивы. Этого нельзя сказать о пещерах Аджанта , которые считаются истинными шедеврами в буддистском искусстве.


Аджанта была создана в 1-м столетии до н.э, каждый дюйм 34 пещер испещрен красочными фресками

3. Пещерный комплекс Вараха с четырьмя храмами - ошеломляющий пример архитектуры Паллава, могущественной южной-индийской династии в 7-ом столетии нашей эры. Они превратили испещренную пещерами скалу в отдельные храмы, чтоб почтить бога Вишну и земную богиню Бхуми

4. В 4-ом столетии нашей эры семь храмов Ундавалли были вырезаны из песчаника, чтобы почтить Тримурти – индуистских богов: Шиву, бога преобразования; Брахму, бога создания; и Вишну, высшего бога. Как правило, этим богам поклоняются отдельно, но Ундавалли постарались выдвинуть на первый план гармоничные отношения между богами

5. Слоновьи пещеры (Элефанта) расположены на острове в Аравийском море. Семь пещер расколоты в две группы – первая, посвященная индусскому Богу, Шиве, и вторая - Буддизму в целом. Начиная с его создания в 5-ом столетии нашей эры, до португальского правления в середине 16-ого столетия, индусские пещеры были местом для вероисповедания. Большие скульптуры слонов окружили пещеры со всех сторон, как бы охраняя их

6. В отличие от многих храмов Индии, Амарнатх был основан в естественном формировании. Внутри пещеры находится ледяной сталагмит, выступающий от основания. Сталагмит растет и сжимается, моделируя фазы луны. Амарнатх был основан в 3-м столетии до н.э, и посвящен индусскому богу Шива

7. Храм Удаягири был создан в 5-ом столетии нашей эры, как приежище для буддистов. Комплекс из 14 храмов расположен над естественным горным каньоном. Пещеры наиболее известны благодаря своим сложным T-образным входам и гигантскими скульптурами с головой борова

8. Аура, окружающая 109 пещерных храмов Канхери, только усиливается благодаря их местоположению в густых труднопроходимых лесах. Зеленые деревья со всех сторон окружают черную базальтовую скалу, и массивные каменные столбы величают эту буддистскую святыню. Пещеры населялись в 1-ом столетии до н.э, и расположение каналов и водных путей через храмы подтверждает это.

9. Когда мы думаем о жизни в рамках периода в 80 лет, сложно представить себе период в 100 000 лет и вообразить, насколько глубоко он простирается в прошлое. В 1950-х, когда антропологи обнаружили, что 700 пещер Бхимбетка были созданы около 100 000 лет назад. Они были поражены, увидев как самые ранние люди Индии иллюстрировано представляли свою жизнь со сценами сельскохозяйственного обмена, охоты, и разведения животных. На фото пещерные кельи Бхимбетка:

10. 5 храмов Бадами чрезвычайно живописны, так как располагаются в самом сердце зеленого ущелья. Пещеры были вырезаны вручную в 6-ом столетии нашей эры в склонах песчаника юго-западной Индии. Они чтят богов Вишну и Шиву, и принципы джайна. Архитектурой храма больше всего восхищаются за ее артистическое использование стилистических элементов Северной Индии и Южной Индии

Невероятные пещерные храмы Индии освещают повседневный быт ранних людей, демонстрируют их веру, и являются замечательными аренами искусства - ими невозможно не восхищаться

11 августа 2012, 10:11

Одним из первых жилищ человека стали пещеры. Люди использовали для жилья и укреплений эти естественные образования, так создавали и свои. В результате получившиеся пещерные города были очень необычными по своему внешнему виду. Некоторые из них существуют и успешно функционируют и в наши дни. Некоторые являются храмовыми комплексами с древних времён. Но большинство из них люди давно покинули. Но эти пещерные города отнюдь не остались мертвыми и забытыми. Тайны их не дают покоя современникам. Впереди большая и кропотливая работа археологов и реставраторов по изучению и сбережению этих свидетелей бурной и яркой истории. человечества. О самых известных подобных поселениях и пойдет речь ниже. Петра(Иордания)
Петра – главная достопримечательность Иордании, внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Петра - это город, высеченный в скалах, который за неповторимый оттенок скальных сооружений называют Розовым городом. Петра находится в 3 часах езды от столицы Иордании Аммана. Петра – удивительный и, судя по всему, очень древний город. Считается, что около двух тысяч лет до нашей эры в эти земли пришли набатейцы.

Потом их завоевал Рим. В архитектурных элементах Петры искусствоведы находят памятники, которые могли принадлежать и древним египтянам, и древним грекам, и древним римлянам.

Строительство двух цитаделей в самом сердце Петры приписывают крестоносцам. Но на самом деле, об этом древнем и таинственном городе ничего точно не известно. Эта загадочность и непередаваемая красота города привлекает путешественников со всего света.

Пещерные города Крыма Мангуп-кале, Эски-кермен, Чуфут-кале, Тепе-кермен, Качи-кальон, Челтер-коба и множество других - все эти замечательные памятники крымской античности и средневековья объединены общим названием - "пещерные города". Расположенные на высокогорных плато с загадочно чернеющими окнами пещер, они уже не одно столетие будоражат воображение путешественников, вызывая удивление и восхищение. Об их происхождении ходят самые противоречивые предположения. Мангуп-кале

Мангу́п-Кале - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица средневекового православного княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250-300 м и образующей плато площадью около 90 га. С трех сторон плато ограничено отвесными 70-метровыми обрывами. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отроги, из-за которых в плане Мангуп похож на четырехпалую кисть руки. О времени основания Мангупа нет единого мнения у его исследователей. Раскопки показали, что уже в первые века нашей эры на плато было поселение.

В обрыве южной стороны плато есть спуск к древнему пещерному храму. Спустившись, можно попасть на площадку, с которой каменная лестница приводит в обширный естественный грот, по сторонам которого расположены монастырские помещения.Сейчас в храме живут несколько монахов, проходят службы, восстанавливается его облик. Эски-кермен Этот один из значительных пещерных городов Крыма располагается южнее Бахчисарая, в двадцати километрах от Ялты. Город был основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. В средние века он был крупным торговым и ремесленным центром местности, доминировуя в хозяйственном быте близлежащих населенных пунктов. Город Эски-Кермен был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. В систему обороны входили хорошо защищенные ворота и вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы. Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами.
Чуфут-кале Чуфут-Кале – наиболее сохранившийся и посещаемый из пещерных городов возле Бахчисарая. Первоначальное название города неизвестно, как не установлено и время его возникновения: одни исследователи считают 6 век, другие 10-12 века. Археологические раскопки свидетельствуют, что в 6-8 вв. в балке Майрам-Дере жили аланы – сарматское племя, проникшее в Крым в 1 в. н.э.

Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Крепость Чуфут-Кале была хорошо укреплена. Однако в 1299 г. во время очередного набега на Крым войска Ногая осадили город. Им удалось пробить стенобитными машинами большой проём в южной части оборонительной стены и ворваться в крепость. Жители почти все были уничтожены. Позднее оборонительные сооружения были восстановлены. Восстановленная часть крепостной стены заметна и сейчас. Позднее, с образованием Крымского ханства, город стал татарской крепостью и получил название Кырк-Ер – Сорок укреплений. Сюда была перенесена ставка первого крымского хана Хаджи-Давлет-Гирея. Восточнее крепостной стены татары поселили караимов (тюрки по происхождению, последователи ветхозаветной Библии), живших в прилегающих долинах. Те, в конце 14 - начале 15 в., воздвигли для защиты своего поселения ещё одну, Восточную оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. После ухода татар в Бахчисарай караимы остались в пещерном городе, который получил новое название – Чуфут-Кале – Иудейская крепость.
После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. Тепе-кермен Городище Тепе-Кермен расположено на вершине горы-останца высотой 535м над уровнем моря и 225м над окружающей местностью в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м. Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов. Пещеры словно пчелиные соты продырявили скалистую вершину. Помимо одиночных встречаются и "квартиры" из 2, 3 и даже 4 помещений, связанные между собой. Верхние пещеры у кромки Тепе-Кермен служили боевыми казематами. Через амбразуры защитники крепости стреляли из лука и сбрасывали камни на врага. На плато встречаются выбитые в камне погреба и высеченные в скале цистерны для хранения воды. Пещеры нижнего и среднего этажей использовались как загоны для скота и для других хозяйственных целей. Город существовал в период с VI по XIV века. Наибольшего расцвета достиг в XII-XIII веках. Гибель города по некоторым версиям привязывают к набегу Ногая в 1299 году. Качи-Кальон
Качи-Кальон расположен южнее Бахчисарая в долине реки Кача. Огромный скальный массив Качи-Кальон с природными гротами по своим очертаниям напоминает нос огромного, плывущего корабля.

Установлено, что по-началу здесь было небольшое сельское поселение,основанное готоаланами или потомками тавроскифов в начале нашей эры, при котором вскоре возводится укреплённое убежище, это дало повод называть памятник городищем. Позднее возник относительно небольшой православный монастырь, который просуществовал вплоть до 1921 г.
К сожалению, Качи-Кальон почти не изучался, и все то, что уже сделано археологами, пока всего лишь разведки. Поэтому так спорны суждения исследователей, основанные, главным образом, на общих и достаточно субъективных впечатлениях от этого огромного археологического памятника. Главная святыня городища - скальная церковь св. Софии построена в VIII - IX веках. Храм существовал вплоть до 1778 года, до исхода крымских греков, а затем в XIX столетии был восстановлен.
Челтер-коба
Монастырь Челтер-коба расположен в Бельбекской долине, в обрыве мыса Ай-Тодор.
Архитектурный ансамбль обители состоит из 23 помещений, вырубленных в скале, в том числе одного пещерного храма. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. здесь были проведены археологические исследования. Монастырь выглядит единовременным комплексом, без следов значительных ремонтов и перестроек. Скорее всего, обитель была основана в XIV-XV вв. на северной границе княжества Феодоро. Современные обитатели приспосабливают пещерные помещения для нужд монастырской жизни – делают перегородки, дополнительные пристройки, что далеко не всегда благоприятно влияет на сохранность скита, являющегося объектом культурного наследия общенационального значения.
Мира Ликийская(Турция)

Мира Ликийская – древний город (современное название - Демре), затерявшийся между эпохами и народами, некогда населявшими эту землю.
Ликийцы, индоевропейский народ, населявшие юго-западную часть Анатолии, принадлежат к числу недостаточно исследованных народов древности. Эта местность согласно надписям на ликийском языке именуемая Термиллой, была обитаемой за несколько тысяч лет до нашей эры. Сама Мира была основана примерно в V веке до н.э., и одной из достопримечательностей города являются знаменитые скальные захоронения - высеченные в скале гробницы древних ликийцев. Находятся они на отвесном срезе скалы, которая буквально изпещрена этими «пещерами». У ликийцев существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Каждая гробница с внешней стороны пышно украшалась барельефами и резьбой, по которым можно определить, - чем занимался усопший при жизни… А рядом со скальными гробницами находится римский театр, архитектура которого и в особенности красота скульптурных барельефов, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров.

Вардзия и Уплисцихе(Грузия) Одна из самых интересных достопримечательностей Грузии – пещерный город Вардзия. Древнее сооружение представляет собой целый комплекс коридоров и комнат, выдолбленных в каменной породе почти тысячу лет тому назад. Пещерный город находится на юге Грузии, всего в 6 километрах от границы с Турцией. История Вардзии начинается в конце XII века.
Вардзия представляет собой настоящий подземный город с множеством тоннелей, лестниц и проулков. Внутри скалы нашлось место не только для монастыря, но и для нескольких библиотек, бань и множества жилых построек. Настоящий муравейник!

Всего в Вардзии насчитывается свыше 600 различных помещений, которые протянули вдоль горы на расстояние более километра, а весь подземный комплекс уходит в глубину горной породы на 50 метров! Всего в пещерном городе 13 этажей, и к каждому проведён водопровод. В случае нападения врагов, в городе-крепости могло одновременно укрыться до 20 тысяч человек, а благодаря трём потайным ходам обороняющиеся могли наносить неожиданные удары по силам противника.
Долгое время пещерный город находился в запустении, однако в конце прошлого века Вардзию снова восстановили, а монашеская жизнь в нём возобновилась. На данный момент в монастыре древнего города проживает порядка 10-15 монахов. Уплисцихе В 10 км от Гори, на берегу реки Куры находится один из редчайших памятников в мире - древнейший город-крепость Уплисцихе, высеченный в вулканических скалах хребта Квернаки. Уплисцихе - дословно: крепость владыки; один из политических центров Восточной Грузии античной эпохи.
Наскальные сооружения здесь относятся к очень древнему доантичному и античному периодам. Часть комплекса доэллинистического периода и довольно точно датируется VIII-V вв. до н. э., часть значительно более древняя.
Это был крупный языческий центр, а после принятия Грузией христианства в IV веке, к IX веку становится одним из важнейших городов страны. Именно в IX веке на месте бывшего языческого храма Солнца была построена христианская кирпичная церковь-базилика.
Недалеко от церкви сохранился алтарь IV-V в. до н.э. и высеченный в камне крест раннехристианского периода. В город с реки ведет высеченная в камне широкая дорога. Из центра с площади расходятся оборудованные системой канализации улицы.
Сохранились жилые и хозяйственныее помещения, винохранилища, фрагменты крепостных стен и храмы VI-VII и X-XI веков, потайной подземный ход, приводящий к реке, а также глубокие 8-метровые колодцы-тюрьмы (VI-VIII вв.). Среди прочих уникальных экспонатов, можно увидеть винодавильню которой 8 000 лет. Это самая древняя, сохранившаяся до наших дней, винодавильня в мире. Пещерный город Арбель(Израиль) Арбель - это местность в Галилее. Природная красота долины Арбель прекрасно сочетается с богатейшей историей этого края. Гора Арбель – возвышается на 380 метров над озером Кинерет и на 180 метров над уровнем моря. Из скал горы бьет источник Арбель. У подножия горы Арбель – находится Вади Хамам, что в переводе означает “Ручей голубей”. Множество голубей укрываются среди скал, в пещерах.
Отвесные утёсы, окружающие реку, испещрены по всей длине с обоих сторон некогда обитаемыми пещерами. Укрепление представляет собой группу пещер, расположенных в трёх ярусах, соединённых лестницами и переходами. Кое-где находим складские помещения и емкости для воды. Эти сооружения всегда оштукатурены изнутри. Наверняка была система сбора дождевой воды. Спускаясь с горы по красивейшему пешеходному маршруту, туристы попадают в развалины крепости, вырубленной в отвесной скале; там, в пещерах нашли свое укрытие вооруженные повстанцы, восставшие против Ирода Великого в 39 г. до нашей эры. Римляне долго не могли с ними справиться, пока не спустили с горы на тросах большие деревянные клети с воинами, и, только тогда, уничтожили повстанцев. В последующие века там прятались жители Галилеи. Естественная неприступность пещер дополнялась достроенными стенами, делающими пещерную крепость очень крепким орешком для осаждающих. Хорошо видны следы более поздней достройки 16 -17 веков. Эти работы велись здесь по приказу друзских правителей из династии Ман, которые владели этим районом во времена Турецкой империи. Крепость сильно разрушена и это придаёт своеобразное очарование прогулке по ней. Матера (Италия)
Город Матера, Италия – древнейший населенный пункт на юге страны, расположенный в области Базиликата и являющийся самым хорошо сохранившимся примером пещерного поселения. По степени ценности для мировой науки и культуры Матере можно присвоить первое место среди всех подобных поселений Средиземноморья.

Особенность этого города, жизнь в котором уникальным образом приспособлена к местному ландшафту, заключается в том, что первые поселения здесь датируются еще временами палеолита.

В 1993 году город Матера (Италия) был занесен в список ЮНЕСКО в качестве объекта Мирового культурного наследия. На экскурсии по городу можно увидеть кажущиеся фантастическими дома-пещеры, вырубленные непосредственно в толще скальной породы и именуемые сасси («камни»). Если верить ученым, то возраст самых древних сасси насчитывает семь тысячелетий. Есть здесь и более «молодые» сооружения, о времени возведения которых свидетельствуют церкви, построенные предположительно в 6 веке.
Стены и потолки некоторых церквей в этом «пещерном» городе украшены сохранившимися до наших дней фресками 11-12 веков. В Матере и её окрестностях снята большая часть фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы».
Учхисар в Каппадокии(Турция)
Уникальные горы вулканического происхождения покрывают всю площадь Каппадокии. Это осадочные горные породы туфа, их достаточно легко обрабатывать, что и позволило местным жителям прорубать в них дома и создавать целые пещерные поселения. Первые такие жилища появились здесь еще несколько тысяч лет назад. Одной из самых населенных деревень пещерного типа является Учхисар. Хотя большая часть современных жителей уже успела перебраться в новые благоустроенные дома, прорубленные в пещерах жилые помещения по–прежнему имеют своих жильцов. Некоторые пещеры используются как склады и хранилища, но в других живут люди. Многие пещерные квартиры имеют современные кирпичные пристройки. Хозяева прорубленных в скалах квартир охотно показывают их туристам, продают сувениры, что и является для них своеобразным туристическим бизнесом. Рядом со старинной пещерной деревней мирно соседствуют современные дома.
Цапаранг в Тибете В 250 км от подножия горы Кайлас, на огромном плато, на берегах реки Сатледж лежат величественные развалины некогда могущественного королевства Гуге.
Древние руины лежат в окружении испещренных эрозией и временем желто-коричневых скал, и вся местность представляет собой огромную безжизненную пустыню. По некогда оживлённой дороге, в древности связывающей Тибет с Индией и Туркестаном, шли торговые караваны и паломники, следующие к Кайласу.
Королевство Гуге занимает территорию вдоль берегов верхнего Сатледжа в западном Тибете от долины Къюнглунг (долина Гаруды) до индийской границы. Весь районКоролевство Гуге представляет собой комплекс каньонов, причудливо размытых в древних породах красного песчаника. В древних источниках первые сведения о населенных городах в этом районе относятся к 2800 году до н.э. Цапаранг- разрушенная столица древнего царства Гуге. В 1685 году Цапаранг был завоёван мусульманами. Город подвергся серьёзным разрушениям. Но особенно серьезные разрушения были нанесены городу во времена правления Мао Цзэдуна во время Культурной революции в Китае: были разрушены многие храмы, статуи и сооружения. Пещерные храмы Индии Пещеры Эллоры
Считающийся самым большим в Индии комплекс пещерных храмов и монастырей Эллоры расположен в 30 км к северо-западу от г. Аурангабада – центра одноименного округа в штате Махараштра. Все пещеры Эллоры вырублены в невысоком базальтовом скальном обрыве.
С точки зрения датирования времени создания отдельных храмов и монастырей, для ученых Эллора вероятно является одним из самых проблемных объектов среди всех пещерных сооружений Индии.


Пещеры Аджанты
Пещеры Аджанты вырублены в отвесных гранитных скалах, в ущелье высотой 22 м. Храмы высекались в скалах в течение нескольких столетий – в III–VII в. Эти знаменитые пещеры сохраняют некоторые из лучших шедевров буддистского искусства в Индии. Аджанта расположена в индийском штате Махараштра и начиная с 1983 года включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пещеры были обнаружены случайно в 1819 г. Один английский офицер, охотившийся в горах, преследуя тигра, случайно заметил неясные очертания пещер.
Картины и росписи размещены на всем протяжении пещеры за исключением пола. В некоторых местах фрески были разрушены из-за человеческого вмешательства, поэтому во многих областях сохранились лишь фрагменты.
Исследование пещер Аджанты продолжается и по сей день, но в их истории до сих пор множество загадочных моментов. Например, непонятно, как художники могли рисовать в полутьме; не раскрыта и тайна светящихся красок. Сегодня здесь функционирует музей искусства. Живопись Аджанты - уникальная энциклопедия, в которой представлены все социальные слои индийского общества (от правителя до нищего). Здесь есть рассказы о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории.
Люди, боги, цветы, животные смотрят изо разных уголков Аджанты, повествуют о чем-то, поучают, поют и танцуют, и призывают присоединиться к празднику, и уводят за собой в небесные дали под звуки природы. Вот какое это яркое послание древних мастеров, словно пытающихся сказать: жизнь бесценна, и все в мире взаимосвязано - люди, боги и животные, небо и земля.
Пещеры Элефанта Пещеры Элефанта расположены в центральной части острова Элефанта вблизи города Мумбаи. Так называемый Город пещер содержит большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. В 1987 г. пещерные храмы на острове Элефанта вошли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый впечатляющий среди этих памятников VII и VIII вв. – комплекс древних пещерных храмов с огромными изваяниями внутри. Главное зрелище здесь представляет пятиметровый массивный бюст трехголового Шивы, который воплощает в себе его ипостаси как Создателя, Охранителя и Разрушителя. «Пещеры Шивы», эти знаменитые древние пещеры острова Элефанта, вырублены в скале, составляя сакральный храмовый комплекс, посвященный богу Шиве. Меса-Верде(США) Меса-Верде - это название плато и национального парка, расположенного на нем, а не пещерного города. Как именовали свои поселения индейцы-анасази, предки пуэбло, никто и никогда уже не узнает. Собственно, и сами поселения остались бы неизвестными, если бы не упорство историков и археологов. В течение шестисот лет с XIII века, когда анасази таинственно исчезли из этих мест, до XIX, когда началось изучение района, на Меса-Верде не ступала нога человека.
До сих пор за плато и пещерными поселениями тянется шлейф загадочности. Но доподлинно известно, что архитектура анасази - это первый в Америке пример строительства «многоквартирных» домов: скальный део-рец в Меса-Верде насчитывает около ста различных помещений. Дворец расширяет трактовку термина «пещерный город»: это не система пещер, использовавшихся для проживания, а полноценное здание, целиком построенное внутри огромного грота, над скальным уступом.
Жизнь в Маса-Верде была непростая: из своих скальных домов на плато, где велось сельское хозяйство, индейцы выбирались по веревочным или деревянным лестницам, качавшимся над пропастью.

Пещерный город Кандован(Иран)
Расположенная в отдалённой северо-западной части Ирана, деревня Кандован известна не только красотой окружающей природы, но также и уникальным жильём местных жителей.
Большинство домов здесь вырезаны в пещерах в форме конуса, сформированных вулканической лавой и пеплом. Общий пейзаж напоминает гигантскую колонию термитов. Жители Кандована утверждают, что их деревне более 700 лет.

В течение многих лет люди расширили свои жилища. Теперь пещеры разделены на несколько этажей, в них находятся такие помещения, как сараи, чуланы, стоила для животных.
В некоторых даже есть подъезды, окна и двери, а также лестничные пролёты, вырезанные в скалах. Пещеры являются одними из самых наиболее эффективных энергосберегающих жилищ в мире, обеспечивающих достаточную теплоизоляцию зимой и защищая от жары летом.

Сигирия(Шри-Ланка)
Сигирия - это древний город-крепость, построенный на скале. Сигиирия или Львиная скала - это главное достояние Шри-Ланки, ценнейший архитектурный и культурный памятник. Сама скала была образована из лавы крупного вулкана, который уже давно прекратил свое существование. С 200 метровой скалы открывается удивительный пейзаж: живописные сады, окружающие гору простираются на далекие километры.
История Львиной скалы начинается в 5 веке до н.э., приблизительно в это время здесь появился буддистский монастырь. Этот храм прекратил свое существование всего на 18 лет: с 477 по 495 год, а затем вновь был восстановлен и просуществовал до конца 14 века. Период развития Сигирии приходится на период правления короля Кассапы (477 - 495 года). Именно в этот короткий промежуток времени скала была преобразована в сложный город с дворцами, храмами, садами, фонтанами и оборонительными сооружениями.
Название "Львиная скала" также появилось при правлении Кассапы. Архитекторы Сигирии воплотили в жизнь грандиозную затею - центральный вход в город охранял огромный лев, высеченный из скалы, и чтобы зайти внутрь нужно было пройти через пасть каменного зверя. К сожалению, до наших дней "дожили" только лапы льва, но и они выглядят весьма внушительно.
Бамиан (Афганистан)
В свое время провинция Бамиан, расположенная в 225 милях от Кабула, привлекала к себе множество туристов. Север долины известен вырубленными в скалах огромными таинственными статуями Будды. Одна из них, 55 м в высоту, представляла собой самую большую статую Будды в мире. Во времена правления Канишки Великого Бамиан являлся значимым центром буддизма. Скульптуры божества, да и сама территория являлись священными. Священники создали тут множество келий, куда вели круглые отверстия в скалах.
Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы - исламские фундаменталисты - уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Силы Талибана умышленно взорвали статуи Будды, уничтожив главную гордость пещерного комплекса.
Пещерный храмовый комплекс Юньган(Китай)
Комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображений Будды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет.
Гроты Юньган вырублены в скале из пористого материала. Они протянулись на 1 км с востока на запад. В декабре 2001 г. Юньганский пещерно-храмовый комплекс был включен в «Список всемирного культурного и природного наследия».
В отличие от природной Пещеры Тростниковой Флейты, где рукотворной является лишь великолепная подсветка, оттеняющая красоты подземного мира, пещерные гроты Юньган – это полностью дело рук человеческих. Стоит только представить, какой труд бы затрачен, чтобы это уникальное место появилось, как невольно проникаешься уважением и неподдельными восхищением талантами древних мастеров. Матмата(Тунис) Туристов, побывавших среди пустынных холмов Матматы в центральной части юга Туниса потрясает вдохновенная экзотика "лунного пейзажа" этих мест. Миллионы жителей нашей планеты видели их, не подозревая, что это Тунис, потому что Джордж Лукас снимал здесь "Звездные войны", а Стивен Спилберг "Индиана Джонс. В поисках потерянного ковчега".
Но главная достопримечательность Матматы - берберские жилища.Дома матматских берберов напоминают скорее не пещеры, а лисьи норы - они имеют округлые входы и ветвятся внутри мягкой местной породы. Часто на дверных косяках изображаются рыбы и ладони - охранительные символы берберов. Войдя в «дом», попадаешь в просторный внутренний двор под открытым небом (собственно, это ещё не нора), а вот уже из него в разные стороны прорыты пещерные комнаты - спальни, гостиные, детские и кладовки.
В здешней мягкой породе легче строить жилища изнутри, чем возводить из неё жилые дома снаружи. Даже в самую испепеляющую жару внутри дома не жарко. Зимой стены прекрасно держат тепло, и жилище можно натопить ничуть не хуже, чем обычную квартиру.
Настоящей популярностью среди туристов тунисский пещерный город пользуется с тех пор, как одна из пещер «снялась» в роли дома Люка Скайуокера в "Звездных войнах".

индиец/иностранец 10/250 рупий;
видеосъемка 25 рупий;
09.00-17.30 вт-вс;
Лицензированные гиды проведут для вас экскурсию за 600 рупий

Ревностно охраняя целую сокровищницу бесценных художественных артефактов из прошлого тысячелетия, буддийские пещеры Аджанта находятся в 105 км от Аурангабада. Их запросто можно назвать Лувром древней Индии. Это место гораздо старше, чем Эллора, и тоже занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Пещерные храмы Аджанты были созданы во II в. до н. э., во времена династий местных правителей. Пещеры оставались нетронутыми в течение тысячи лет, пока в 1819 г. их случайно не обнаружили британские солдаты, охотившиеся на тигров. Пещеры в Аджанте сохранились лучше, чем в Эллоре, где они постоянно использовались в качестве жилищ.

Первые пещеры имели форму продолговатых помещений, в конце которых находились монолитные ступы. Помещения назывались чайтъи и служили кельями для буддийских монахов школы хинаяна («малая колесница») . Однако к IV в. н. э. на их место пришли монахи школы махаяна («большая колесница») . Эти монахи были более склонны к роскоши, и, поселившись в пещерах, вырубили в скалах храмы (вихары) , щедро их украсив. Монахи и жили, и молились в этих огромных залах, расписывая их стены образами Будды и сценами из связанных с ним мифов, в то время как их предшественники были склонны к абстрактным символам.

Это одни из самых первых религиозных сооружений в стране. По иронии судьбы, расцвет Эллоры принес упадок Аджанте, а историки считают, что место было покинуто потому, что внимание переключилось на новые пещеры Эллоры. После того, как их покинули люди, пещерами завладела дикая природа. О них забыли до 1819 г., когда британские охотники под руководством Джона Смита случайно наткнулись на них.

Из этих 29 буддийских пещер Аджанты, пять - храмы, а остальные - монашеские кельи. Они выдолблены в утесе подковообразной формы, расположенном на 75 м выше ущелья, по которому бежит небольшая речка.

Первоначально у каждого храма была своя лестница, спускающаяся к воде. Пещеры пронумерованы от 1 до 29, с запада на восток. Осмотрев всего девять из них, вы получите представление о храмовом комплексе в целом. Начните с середины, с самой старой пещеры, затем идите на восток, а потом возвращайтесь к пещерам более позднего периода, куда можно попасть с западного входа.

Пещерные храмы Аджанты стоит посетить, в первую очередь, чтобы увидеть отреставрированные «фрески» - живопись темперой, украшающую многие интерьеры пещер. Хотя несколько других примеров древнего мастерства не уступают этим картинам в художественной ценности и красоте исполнения, эти картины, безусловно, ценятся как культурное наследие. Считается, что натуральные пигменты краски смешивали с клейкими веществами животного и растительного происхождения, чтобы приклеить их к сухой поверхности. Во многих пещерах есть небольшие дыры в полу, похожие на кратеры, которые во время рисования служили палитрой.

Несмотря на свой возраст, рисунки в большинстве пещер неплохо сохранились. Многие считают, что они сохранились благодаря тому, что пещеры находились в относительной изоляции человеческого влияния в течение нескольких веков. Но, как бы там ни было, нельзя сказать, что рисунки ни капельки не сгнили. Указатели на входе в комплекс содержат целый набор запретов и разрешений, созданных для того, чтобы уменьшить влияние человека на уязвимые места. Пожалуйста, придерживайтесь их.

Пещеры Аджанты

Тридцать пещер Аджанты устроились на отвесной скале подковообразного ущелья, внизу которого протекает река Вагхора. Все пещеры последовательно пронумерованы, за исключением пещер 29 и 30. Нумерация не имеет ничего общего с хронологией пещер; самые древние пещеры находятся в середине, они окружены более новыми с обеих сторон.

Пещеры 3, 5, 8, 22 и с 28 по 30 либо закрыты, либо в них нельзя попасть. Другие пещеры могут быть иногда закрыты на реставрацию. Например, во время нашего посещения пещера 10 снаружи была полностью облеплена строительными лесами. В высокий сезон посетителям можно находиться в пещерах по 15 минут. Во многих пещерах приходится разуваться (можно ходить в носках) . Пять пещер - это чайтьи, остальные 25 -вихары. Пещеры 8, 9, 10, 12, 13 и часть пещеры 15 - это древние буддийские пещеры, все другие датируются примернс V в. (периодом Махаяны) . В ранней, более строгой и более простой школе буддизме Будду никогда не изображали прямо - его присутствие обозначали символом, например, отпечатком ноги или «колес) закона».

Пещера 1 махаянская вихара, была найдена одной из последних во время раскопок и украшена красивее прочих. Здесь вы найдете версию Боттхисатвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani) - самое известное и иконическое произведение искусства в Аджанте. Веранда в передней части пещеры ведет в большой зал для собраний, где находятся многие скульптуры и настенная роспись, знаменитые благодаря роскошной перспективе и впечатляющей детализации одежды, предметов обихода и выражений лиц. Все цвета на картине, за исключением ярко-синего (который получили из лазурита, добытого в Центральной Азии) , появились благодаря местным минералам. Обратите внимание на потолок, где изображены четыре оленя с одной на всех головой.

Пещера 2 - тоже махаянская вихара с украшенными колоннами и капителями и с несколькими рисунками. На потолке - геометрический и растительный орнамент. На фресках изображены сцены из сказок Джатаки (Jataka) , в том числе сон матери Будды: слон с шестью бивнями, который ознаменовал просветление ее сына.

Пещера 4 - самая большая вихара в Аджанте, ее потолок поддерживают 28 колонн. Хотя пещера так и не была завершена, здесь находится много впечатляющих скульптур, в том числе люди, убегающие от «восьми великих зол» под защиту Авалокитешвары.

Пещера 6 - единственная двухэтажная вихара в Аджанте, но нижний этаж частично обвалился. Внутри есть статуя сидящего Будды, а дверь в храм украшена сложным узором. Наверху зал окружен кельями с рисунками на дверных проходах.

Пещера 7 отличается необычным дизайном с крыльцом перед верандой, которая ведет к четырем кельям и красиво украшенному храму со скульптурами.

Пещера 9 - одна из самых древних чайтья в Аджанте. Хотя она датируется периодом раннего буддизма, две фигуры возле входа, вероятно, установили позднее, уже в эпоху Махаяны. По обеим сторонам пещеры и вокруг трехметровой дагобы стоят колонны. Сводчатая крыша хранит следы деревянных балок.

Пещера 10 считается самой старой (200 г. до н.э.) . Именно ее первой обнаружили британские охотники. По оформлению она похожа на пещеру 9; это самая большая чайтья. Фасад сильно ослабел, и многие рисунки пострадали, в некоторых местах - от надписей, оставленных после открытия пещер. На одной из колонн вырезано имя Смита, которое он оставил для потомков.

Пещера 16 - это вихара с лучшими рисунками в Аджанте. Пещера служила входом для всего комплекса. Самый известный рисунок - «умирающая принцесса» - изображает Сундари, жену сводного брата Будды, Нанды. По легенде, Сундари умерла, когда узнала, что ее муж отрекся от земной жизни (а значит, и от нее) , чтобы стать монахом. Резные фигуры поддерживают потолок, чьи архитектурные детали имитируют дерево. Здесь есть скульптура учителя Будды на троне со львом, который учит благородному восьмеричному пути.

Пещера 17 с гномами, окружающими колонны, содержит лучше всего сохранившиеся и самые разнообразные рисунки в Аджанте. Среди других знаменитых изображений есть принцесса, которая наносит макияж, принц, который пытается соблазнить свою возлюбленную, спаивая ее вином; Будда, который приходит домой после просветления, чтобы извиниться перед женой и изумленным сыном. Детальная картина повествует об экспедиции принца Симхалы (Simhala) в Шри-Ланку: он с 500 товарищами потерпел кораблекрушение возле острова, где живут людоедки, которые превращаются в прекрасных девушек, чтобы поймать и съесть своих жертв. Симхала спасается на летающем коне, а после этого возвращается, чтобы завоевать остров.

Пещера 19 - потрясающая чайтья с очень детальной резьбой на фасаде; главная особенность пещеры - окно в форме подковы. Две прекрасные статуи Будды находятся по обе стороны входа. Внутри расположена тройная дагоба, впереди нее находится изображение Будды. Снаружи пещеры - потрясающее изображение царя Нага (Naga king) , обращенное на запад. Его шею обвивают семь змей. Его жена, у которой на шее красуется только одна кобра, сидит рядом.

Пещера 24, если бы она была закончена, стала бы самой большой вихарой в Аджанте. Зато можно увидеть, как строили эти пещеры: в скале вырезали огромные галереи, а затем обрушивали скалу между ними.

Пещера 26, огромная, разрушенная чайтья, теперь отлично освещается. В ней несколько скульптур, которые нельзя пропустить. На левой стене находится огромная скульптура «отклоненного назад Будды», который готовится отправиться в нирвану. Среди других изображений есть искушение Будды злым божеством Майя.

Пещера 27 - фактически вихара, которая соединена с пещерой 26 - чайтьей.

Информация

Камера хранения рядом с туалетами возле главной кассы - надежное место, где можно оставить технику на хранение за один предмет на четыре часа) в том случае, если вы приехали в Аджанту по пути из Аурангабада в Джалгаон или наоборот. Пещеры находятся в конце крутого короткого подъема,который начинается возле кассы; люди старшего поколения могут заказать четырех носильщиков, которые поднимут их наверх на кресле (400 рупий) .

По трудно объяснимым причинам на момент написания книги власти затеяли строительство нового комплекса возле Т-образного перекрестка. По слухам, они собираются воспроизвести основные пещеры под современными куполами с климат-контролем!

Дорога в пещеры Аджанты и обратно

Автобусы из Аурангабада или Джалгаона останавливаются на Т-образном перекрестке (где трасса пересекается с дорогой к пещерам) , в 4 км от пещер. Отсюда, заплатив символические 7 рупий, поспешите к месту отправления экологически чистых автобусов, которые можно узнать по зеленому цвету (с конд./ без конд. 12/7 рупий) . Они довезут вас до самых пещер. Автобусы регулярно возвращаются к Т-образному перекрестку (каждые полчаса, последний автобус в 18.15) .

Все автобусы MSRTC, которые идут через Фардапур, останавливаются на Т-образном перекрестке. После закрытия пещер вы можете сесть в автобус до Аурангабад или Джалгаон рядом с MTDC Holiday Resort в Фардапуре, в одном км от главной дороги на Джалгаон. В Фардапуре есть такси; за 900 рупий вас довезут до Джалгаона.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Индия – уникальная страна, которая довольно далека от нас и в географическом, и в культурном плане. Мы уже писали про нее, но еще лучше понять ее историю, религию и искусство в виде архитектуры и скульптуры помогут пещерные храмы Индии, о которых мы и хотим сегодня поговорить.

Статья поведает, где искать их посреди священных индийских мест, в чем заключаются присущие им особенности и кратко расскажет о самых удивительных из них. Будет интересно и увлекательно.

Особенности храмовых пещер

Невероятной должна быть вера тех людей, которые приняли решение высечь святыню прямо в скалистой пещере, работа над которой занимает не один десяток лет. На индийских просторах встречается множество таких примеров безграничной веры. Они щедро украшены статуями, фресками, росписями.

Шедевры начали появляться еще со 2 столетия до нашей эры. Тогда материалы для строительства специально доставлять было сложно, поэтому людям пришла идея выдалбливать монастыри в пещерах на горных склонах. В зависимости от сезона такие сооружения спасали от жары и прятали от дождя.

Позже, в 4-6 столетиях нашей эры на этих местах стали образовываться целые города. Количество жителей могло исчисляться сотнями, а постройки «вырастали» ввысь.

Особенно славится своими пещерами штат Махараштра. Близ города Аурангабад расположилось несколько пещерных комплексов. Некогда это была столица Империи моголов и важнейшая торговая артерия.

В первую очередь речь идет об Эллоре и Аджанте. Здесь поочередно исповедовалось несколько верований: буддистское, индуистское, а затем джайнистское. Впрочем, они вполне могли мирно сосуществовать в одно и то же время.

Шедевр настенных узоров

Под этими словами подразумеваются пещеры Аджанты. Они находятся в сотне километров от бывшей могольской столицы, на берегу речки Вагхур. Строительство началось в Древней Индии, во 2 столетии до нашей эры, и продолжилось до 5 века нашей эры.

Технология постройки заключалась в том, что из базальта извлекали куски грунтовых пород, создавая тем самым рельефный фасад. Получившиеся 29 пещер располагались на подкововидном утесе.


Почти все подземные постройки и монастыри делились на 2 вида:

  • чайтья – помещения для молитв, вытянутые, с колоннами;
  • вихары – монашеские жилища, представлявшие собой общий квадратный зал с изваяниями Будды и имевших по три жилых комнаты.

Росписи на стене, изображающие мифические мотивы буддизма – главная ценность Аджанты.

Во второй половине 5 столетия у власти стоял царь Харишеша. Строительство и обустройство велось усиленными темпами по большей части на его средства. С кончиной правителя стройка почти прекратилась.

В 13 столетии на индийской территории пришло в упадок. Монахи массово покинули обжитый уголок, а со временем о нем позабыли и обитатели окрестных поселений.

Постепенно храмы обросли лесами, естественной порослью, которые закрыли входные отверстия. Так внутри образовался благоприятный микроклимат, позволивший сохранить святыню практически в первозданном виде – конечно, по меркам прошедшего времени.


В 1819 году англичанин Джон Смит, служивший в армии, отдыхал, охотясь за дикими зверями. Случайно он заметил на другом берегу реки нечто, похожее на вход.Это была пещера номер 10. Так человечество вспомнило о существовании Аджанты. Название пещерных зданий – их порядковый номер.

Постепенно дороги комплекса расчистили, и почти все бывшие монастыри были открыты. Каково было удивление археологов, когда они обнаружили невиданной красоту скульптуру и фресковую живопись.

Открыли почти все пещеры. Примечательно то, что все в них было продумано до мелочей — к примеру, у каждой был спуск к реке, чтобы добыть питьевую воду, а также система водонабора и водостока на время сезона ливней.

С 1983 года Аджанта находится под охраной ЮНЕСКО, а ее главной драгоценностью считается картина божества Падмапани.

Чудеса скульптуры

Аджанта, безусловно, прекрасна, но еще лучше понять архитектуру того времени поможет ее посещение в тандеме с Эллорой. Она находится неподалеку – в тридцати километрах на запад от города, на холмах Чаранандари, поэтому экскурсии в эти два комплекса можно объединить в один день.


Вместе их занесли в список ЮНЕСКО. Но прогулки по храмовым пещерам дадут понять, насколько они различны.

Эллора славится непревзойденными скульптурными шедеврами.

Строительство велось с 6 по 9 век – именно тогда, когда популярность Аджанты претерпевала затухание. Есть мнение, что, возможно, некоторые аджантские монахи перебрались сюда.

Эллора состоит из 34 пещер, которые также называются согласно порядковому номеру:

  • первые двенадцать (с 1 по 12) относятся к буддизму;
  • следующие семнадцать (с 13 по 29) – к индуизму;
  • последние пять (с 30 по 34) – к джайнизму.

Здесь можно встретить уникальные монашеские вихары высотой в три этажа, где жило больше сотни отшельников. До сих пор загадкой остаются нетривиальные расписные потолочные узоры.

Удивительнейшим из храмов все в унисон называют «Кайласанатха» или попросту «Кайлаш», он же пещера под номером шестнадцать. Это сооружение возвышается на тридцать метров и символизирует одноименную тибетскую гору, где, по преданию, обитает Шива. Поначалу фасад был отштукатурен белым цветом для большего сходства с оригиналом.


Храм восходит к Шиве. Несмотря на это, здесь можно увидеть дворовую площадку, где величественно стоят искусно высеченные каменные изваяния не только Шивы, но и Вишну, Лакшми, сопровождающих ее слонов, львов, мифических птиц, бутоны лотоса и божеств индусского пантеона.

Строительство велось почти целый век. Для этого мастера извлекли больше трехсот тонн базальта из цельной скалы. Даже статуи вырезались из цельного камня изнутри, что похоже на технологию 3D-печати.

Сейчас, спустя много веков, это кажется невероятным и указывает на то, что строители и архитекторы еще не начинали работать, но уже имели четкий план того, как будет выглядеть постройка в конечном счете.

Питхалкора

Будучи еще одним комплексом Махараштры, он находится в 80 километрах от Аурангабада, примерно в одинаковом отдалении от Эллоры и Аджанты.


Так же, как и последняя, Питхалакора начала создаваться во 2 веке до нашей эры,а ансамбль добавлялся украшениями в виде скульптур и фресок, датируемых 5-6 столетием.

До города Аурангабад можно добраться воздушным, железнодорожным, автомобильным транспортом и автобусом из многих мест, например, из мегаполиса Мумбая и туристического штата Гоа.

Комплекс составлен из тринадцати пещер и полностью относится к тхеравадинскому направлению. Таким образом, это самые крупные из пещерных монастырей , которые сохранились до нашего времени.


Архитектура Питхалкоры более проста в исполнении, но не менее изящна и тем более не менее ценна.

Пещеры Аурангабада

По сравнению с предыдущими комплексами они сравнительно небольшого размера – это 9 пещер, разделенных по признаку востока и запада.

Постройки были возведены во времена властвования семейств Вакатака и Чалукья, то есть в промежутке между 6 и 8 столетиями. Четвертое строение восходит к направлению тхеравады, а шестое относится к индуистскому божеству с головой слона Ганеше. Все остальные храмы – традиционно махаянские.


Западные сооружения можно назвать более живописными, точнее, вид оттуда. С горного склона можно разглядеть мавзолей Биби Ка Макбара, представляющий собой уменьшенную копию Тадж-Махала.

Канхери

Храмовый комплекс Канхери располагается в городке Боривали в сорока километрах от Мумбаи. Со всех сторон он окружен национальным парком Боривали. К слову, этот густой лес в свое время дал сохраниться пещерам в таком хорошем состоянии.


Постройки начали создаваться во 2 веке до нашей эры, а закончилась стройка лишь спустя 11 столетий. Через сооружения протекает сеть каналов и ручьев.

К главным пещерам относятся:

  • 3-я – прекрасное помещение для молитв в лучших традициях тхеравады;
  • 34-я – монашеское жилище, потолок которого изображает Будду;
  • 41-я – хранилище множества статуй, главная среди которых – изваяние Авалокитешвары с двенадцатью головами.

Элефанта

В народе строение называют «Пещеры слонов». Они находятся водах Аравийского моря, в центре острова Гхарапури. Уникальность заключается во внешнем виде – высеченные гигантские фигуры слонов будто охраняют 7 карстовых пещерных образований.


С 1987 года Элефанта находится под бдительным контролем ЮНЕСКО.

Одна часть их посвящена Шиве, вторая – учению Будды. Их начали облагораживать в 5 веке, и вплоть до 17 они сохранили статус религиозного центра, куда стекались как приверженцы индуизма, так и буддисты.

Заключение

Храмовые пещеры – достояние всей Индии и в особенности штата Махараштра, где их насчитывается большое количество. Они являют собой высшее проявление мастерства древних архитекторов, скульпторов, строителей, а также гармоничные взаимоотношения религий, соседствовавших на индийских землях на протяжении всей истории нашей эры.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам удалось окунуться в древность и лучше прочувствовать дух Индии благодаря сегодняшней статье. Если вы хотите продолжить наше совместное путешествие по странам Азии, присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на почтовую рассылку и рекомендуйте статьи своим друзьям в социальных сетях.

До скорых встреч!

Индия - страна исключительно богатая своей культурой, традициями и историческим наследием. Перемещаясь по стране можно встретить абсолютно разные пейзажи, традиции и этнические группы. Каждый из 28 индийских штатов отличается друг от друг, каждый имеет свои особенности и местный колорит, в каждом есть достопримечательности, достойные отдельного упоминания. В Гоа - это пляжи, в Ладакхе -буддийские монастыри и горные перевалы, штат Махараштра знаменит на весь мир своими пещерными храмами! Здесь расположены лучшие представители как индийской так и мировой пещерно-храмовой архитектуры - пещерные храмовые комплексы Аджанта и Эллора.

Пещерный комплекс Эллора расположен в штате Махараштра в 30 км от города Аурангабад. Сюда можно добраться на поезде или самолете из Мумбаи- экономической столицы Индии. Пещеры вырезаны в базальтовых холмах Чаранандри. Всего в комплексе насчитывается 34 пещеры, самая древняя из которых датируется 5 в н.э. Просто удивительно, что в столь давние времена люди создавали такие прекрасные и сложные памятники архитектуры. Не имея современных инструментов, они обрабатывали огромные объемы каменной породы. Только для создания храма Кайласанатха потребовалось выдолбить более 200 000 тонн горной породы! На это у древних архитекторов ушло более 100 лет!

Индийские пещерные храмы Эллоры - яркий пример веротерпимости, которой так славится Индия. Известно. что в этой стране уживаются все основные мировые религии. Так, среди 34 пещер Эллоры: 12 -буддийских, 17 - индуистских и 5 относятся к религии джайнов, что демонстрирует мирное сосуществование этих религий в тот далекий период истории Индии.

Пещеры различаются по внешнему виду размеру и декорации. От самых маленьких до трехэтажных. Часть из них богато декорированы резьбой и скульптурами, некоторые абсолютно пустые. Также пещеры различаются по своему назначению. Буддийские пещеры - самые древние в комплексе. Все они построены в период 600-730 гг н.э Они делятся по назначению на Вихары - монастыри и Чатьи -молельные холлы. Древние архитекторы выдолбили в скале целые общежития с кухнями, спальнями, залами для собраний. Многие вихары украшены скульптурами, потолки покрыты резьбой, которая придает им вид деревянных конструкций. Пещер типа Вихара в комплексе большинство. Другой тип пещер -Чатья это соборы для медитаций и коллективных практик. Наиболее известная из Чатья - пещера №10, вмещающая статую Будды 5 метровой высоты, восседающего перед ступой из цельно выдолбленной породы. Индуистские пещеры датируются 700-900 гг и насчитывают 17 пещер. Две самые впечатляющие - пещеры 29 и 21 Некоторые пещеры были перепрофилированы из буддийских в индуистские. Так, например, одну из самых красивых индуистских пещер Dashavatara (пещера №15) ранее была буддийскими монастырем. Другие известные пещеры Rameshvara (Пещера 21), украшенная фигурами богини реки Ганги и Ямуны на входе и Dhumar Lena (Пещера 29), конструкция которой похожа на пещеру c острова Элефанта близ Мумбаи. Джайниссткие пещеры вырубались в 9-10 веке. Они славятся детальной резьбой по камню. Самые впечатляющие из них - пещеры Chhota Kailash (30), Indra Sabha (32) и Jagannath Sabha (пещера 33) На примере того, когда вырезались пещеры, мы можем проследить изменение религиозных течений в Индии. Шедевром комплекса Эллора является храм Кайласанатха. Это потрясающий воображение многоэтажными храмовый комплекс, названный в честь горы Кайлас, на которой, по легенде, восседает индуистский бог Шива. Вырезанный в цельной скале, этот храм поднимается на 30 метров. Умение, красота резьбы и настойчивость архитекторов просто потрясает. Чтобы создать этот храм пришлось снять 200 000 тонн (!!!) твердой скалы, вся работа заняла около 100 лет!!! Первоначально храм был покрыт белой штукатуркой для сходства с заснеженной горой Кайлас.

Храм Кайласанатха

Попадая в пещерный комплекс Эллора, начинаешь совсем по-другому воспринимать людей, живших на индийской земле в те далекие время. Будучи далекими от современных технических методов работы, они вырезали потрясающие воображения скульптуры, снимали колоссальные объемы скальной породы, украшали стены и потолки пещер изысканными фресками. Все это делалось исключительно из религиозных и эстетических побуждений. Еще одним выдающимся памятником древней архитектуры является пещерный храмовый Комплекс Аджанта. Расположенный в 100 км от Аурангабада он включает в себя 29 пещер, самая древняя из которых датируется 2 веком до нашей эры. Пещеры Аджанты были построены ранее комплекса в Эллоре. Собственно, строительство более новых храмов в Эллоре послужило одной из причин оттока верующих из Аджанты. Основанные более 2 тысяч лет назад (по мнению ученых в 230 г до н.э.) пещеры были заброшены вскоре после падения династии Харишина (430 г н.э.) и обнаружены только в 1819 году британским офицером Джоном Смитом во время охоты. Он случайно наткнулся на вход в одну из пещер (пещера №10) и, чтобы как то обозначить свою находку, выцарапал свое имя и дату находки на одной из колонн, эта надпись слабо видна и по сей день. Более полутора тысяч лет пещеры предоставляли кров только диким животным и летучим мышам. Сейчас комплекс представляет собой истинный шедевр древнеиндийской культуры. Помимо скульптуры в пещерном комплексе сохранились уникальные фрески, передающие непревзойденный уровень мастеров той эпохи.


Ученые считают что пещерный комплекс возводился в два этапа, первый 230г. до н.э.- 220г. н.э во время правления династии Сатавахана. Пещеры этого периода считаются самыми древними постройками в Индии в которых сохранились элементы росписи! Второй этап строительства пришелся на 460-480 гг н.э. Вскоре после этого пещерные постройки были заброшены. Пещеры Аджанты выдолблены в скальной породе на излучине реки Вагхор. Всего в комплексе 29 пещер,нумерация идет от главного входа. В ряд пещер доступ закрыт, некоторые закрываются периодически на реставрацию. Рассказать про все пещеры в рамках этой статьи невозможно. Наибольшую важность представляют пещеры № 1,2,4,16,17,19. Пещера №1 встречает нас сразу после главного входа в комплекс. Она была отреставрирована в самую последнюю очередь, но является одной из самых богато декорированных в комплексе. Именно здесь можно увидеть фрески Ваджрапани и Падмапани (буддийских бодхисатв) - визитную карточку пещерного комплекса Аджанта. Стены и фасад пещеры украшены резьбой, рассказывающей о жизни Будды и дополнены декоративными мотивами.


Двигаясь дальше по каменным проходам и лестницам мы попадаем в пещеру №2. Эта пещера также славится своими фресками, покрывающими стены и потолок. Настенная живопись сохранилась здесь лучше, чем в пещере № 1. Фрески повествуют о деяниях Будды и Бодхисатва, известных как Джатака. Они являются наглядным пособием, рассказывающим общине монахов о жизни и религиозных деяниях Будды. Данные фрески являются лучшими и самыми древними образцами древне-индийского искусства. Фасад пещеры богато украшен резьбой.



Следующая значимая пещера - №4, является самой большой в комплексе. Она запланирована как грандиозный монастырь, но так никогда и не была закончена. В пещере находится скульптура Будды, надпись на постаменте которой упоминает, что она являлась подарком от человека по имени Мэтера и принадлежит к 6 веку н.э.. Пещера состоит из вестибюля, молельного зала и келий для монахов.

Самой старой пещерой комплекса считается пещера № 10, именно ее и обнаружили первой британцы во время охоты. Пещера № 16 считается одной из самых красивых в комплексе и ранее служила входом в храмовый комплекс. Фрески пещеры рассказывают о "умирающей принцессе" Сундари - жене брата Будды - Нанды. Также в пещере установлена статуя Будды, восседающего на троне.

Каждая пещера комплекса содержит элементы декора и скульптуры, являющиеся бесценными образцами древне-индийского искусства. Храмовый комплекс Аджанта внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО в 1983 году. Без сомнения он является жемчужиной западной Индии, хотя и не имеет такой популярности среди туристов как Тадж-Махал или храмы Каджурахо. Можно долго рассказывать о пещерах и описывать статуи и фрески, но лучше один раз побывать в этом месте.