От какой нации произошли цыгане. Откуда пришли цыгане, и почему их нигде не любят? Происхождение и другие особенности

Ромы, цыгане, рома - это традиционно странствующий народ родом из Северной Индии, распространившийся по всему миру, главным образом по Европе.

Язык и происхождение

Большинство ромов говорит на одной из форм цыганского, тесно связанного с современными индоевропейскими языками Северной Индии, а также на основном языке страны, в которой они живут. Принято считать, что группы ромов многократно покидали Индию, и к XI веку они уже были в Персии, в начале XIV в. - в Юго-Восточной Европе, а в XV в. достигли Западной Европы. Ко второй половине ХХ в. они распространились по всем обитаемым континентам.

Лица ромской национальности называют себя одним общим названием «ром» (что означает «человек» или «муж»), а всех нецыган - термином "гаджо" или "гаджё" (слово с уничижительной коннотацией, которое означает «деревенщина» или «варвар»). Многие ромы считают название «цыгане» оскорбительным.

Демография

Из-за своего кочевого образа жизни, отсутствия в официальных данных переписи, а также их смешения с другими кочевыми группами, оценка общего мирового количества ромов находится в диапазоне от двух до пяти миллионов человек. Никаких достоверных статистических данных на основании спорадической отчетности в разных странах получить невозможно. Большинство ромов по-прежнему живет в Европе, особенно в славяноговорящих государствах Центральной Европы и Балкан. Много их живет в Чехии и Словакии, Венгрии, странах бывшей Югославии и соседних Болгарии и Румынии.

Вечные мигранты

Стереотипное представление о кочевых цыганах часто противоречит тому факту, что все меньше и меньше их по-настоящему постоянно мигрирует. Однако их переезды носят ограниченный характер. Все кочевые представители ромской национальности мигрируют по установленным маршрутам, которые игнорируют национальные границы. Они также следуют по цепочке родственных или племенных связей.

Предрасположенность цыган к вызвана насильственными высылками или депортациями. Спустя 80 лет после их первого появления в Западной Европе в 15-м веке их изгоняли почти изо всех стран Западной Европы. Несмотря на то что ромская национальность становилась причиной систематических преследований и вывоза за границу, цыгане, однако, продолжали появляться в том или другом виде в странах, которые они покинули.

Объекты преследования

Все неоседлые группы, живущие среди оседлых народов, кажется, становятся удобными Так же обстоит дело и с ромами, которых местное население регулярно обвиняло во многих злодеяниях, что было прелюдией к дальнейшим официальным и юридическим преследованиям. Их отношения с властями страны пребывания были отмечены последовательными противоречиями. Официальные указы были часто направлены на их ассимиляцию или принуждение к но местные власти систематически отказывали им в праве разбить свой лагерь.

Во время Холокоста единственной виной цыган была их ромская привело к убийству нацистами 400 000 ромов.

Французские законы в наше время запрещают им стоять табором и сделали их объектом полицейского надзора, обложили их налогом и призвали на военную службу, как обычных граждан.

Испания и Уэльс - две страны, которые часто приводятся в качестве примера государств, где цыгане стали оседлыми, если не полностью ассимилировались.

В недавнее время страны социалистического лагеря Восточной Европы пытались воплотить в жизнь программы принудительного поселения, призванные покончить с их кочевым образом жизни.

Цыганские профессии

Традиционно ромы занимались работами, которые позволяли им сохранить кочевой образ жизни, на периферии оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и артистами, лудильщиками, кузнецами, мастерами по ремонту кухонной утвари и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, просили милостыню и развлекали публику.

До появления ветеринарной медицины многие фермеры искали цыган, чтобы посоветоваться с ними по вопросам животноводства и здоровья стада.

Современная жизнь ромов отражает «прогресс» мира гаджо. Поездки теперь совершаются на караванах автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля домашним скотом сменилась продажей подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кухонной утвари и оставило лудильщиков без работы, некоторые городские цыгане стали автомеханиками и ремонтируют кузова автомобилей. Если одни люди ромской национальности по-прежнему ведут кочевой образ жизни, то многие осели, практикуя свое мастерство или работая чернорабочими. Передвижные цирки и луна-парки также обеспечивают работой современных цыган в качестве дрессировщиков, киоскеров и гадалок.

Семья

Классическая семья ромов состоит из супружеской пары, их не состоящих в браке детей и по меньшей мере одного женатого сына, его жены и их детей. После вступления в брак молодая пара, как правило, живет с родителями мужа, пока молодая жена не узнает уклад жизни семьи ее супруга. В идеале, к тому времени, когда старший сын будет готов уйти вместе со своей семьей, младший сын женится и приведет в семью свою новую жену. Раньше браки традиционно организовывали старейшины семьи или группы для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, группами или, изредка, конфедерациями, хотя в конце ХХ века эта практика значительно сократились. Главной особенностью брачных союзов ромов была выплата калыма родителям невесты родителями жениха.

Этнические группы

Отличительные черты представителя ромской территориальными различиями, усиленными определенными культурными и диалектными особенностями. Выделяют три основные ветви, или нации, цыган:

  • Кэлдэрары - котляры-лудильщики, пришедшие с Балкан, а затем из Центральной Европы, являющиеся наиболее многочисленными.
  • Иберийские цыгане, или житанос, - ромская национальность, представители которой проживают в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и на юге Франции. Сильны в искусстве развлечений.
  • Мануш (от французского manouche), также известные как синти, - ромская национальность, представители которой живут в основном в Эльзасе и в других регионах Франции и Германии. Среди них много путешествующих шоуменов и циркачей.

Каждая ромская национальность разделена на две или более подгрупп, отличающихся профессиональной специализацией или территориальным происхождением.

Политическая организация

Официально никогда не создавался ни один орган, конгресс и не избирался ни один «король», принятый всеми ромами, хотя «международные» съезды цыган проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте, Софии (в 1906 г.) и в польском городе Рувнэ (в 1936 г.). Тем не менее существование политических властей у ромов является установленным фактом. Те, кто получил благородные звания, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местным населением, вероятно, были не более чем атаманами групп, которые двигались в количестве от 10 до нескольких сотен домохозяйств. Эти вожди (воеводы) избирались пожизненно из числа выдающихся семей. Их сила и власть варьировалась в зависимости от численности объединения, традиций и взаимоотношений с другими образованиями в рамках конфедерации.

Воевода был казначеем для всей группы, определял маршрут ее миграции и участвовал в переговорах с местными муниципальными властями. Он руководил через совет старейшин, который также консультировался со старшей женщиной объединения. Влияние последней было сильным, особенно в отношении судьбы женщин и детей, и основывалось на очевидной способности зарабатывать и организовывать женщин в пределах группы.

Социальный контроль

Сильнейшим институтом лиц ромской национальности был «крис» - нормы обычного права и справедливости, а также ритуал и трибунал группы. Основой кодекса цыган были всеобъемлющая верность, слаженность и взаимность в рамках признанной политической единицы. Высшей мерой наказания трибунала, которая касалась всех споров и нарушений кодекса, являлось отлучение от группы. Приговор остракизма мог исключить человека от участия в определенных мероприятиях и наказать его выполнением неквалифицированных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, за которой следовал праздник примирения.

Социальная организация

Группы ромов состоят из виц, т. е. объединений расширенных семей с общим происхождением как по отцовской, так и по материнской линии, численностью не менее 200 человек. Большая вица может иметь своего собственного начальника и совет. На участие в вице можно претендовать в результате брака с членом рода. Лояльность и экономическое сотрудничество ожидается на уровне домашнего хозяйства, а не на уровне вицы. В цыганском языке отсутствует общий термин для домашнего хозяйства. Человек, вероятно, может рассчитывать на поддержку круга значимых сородичей, с которыми он физически близок и не находится в ссоре.

Духовные убеждения

Цыгане не имеют официальной веры, и в прошлом они, как правило, презирали организованную религию. Сегодня ромы часто обращаются в доминирующую религию страны, в которой они живут, и описывают себя как «множество звезд, рассеянных в глазах Бога». Некоторые группы являются католиками, мусульманами, пятидесятниками, протестантами, англиканцами и баптистами.

Цыгане соблюдают сложный набор правил, которые регулируют такие вещи, как опрятность, чистота, уважение, честь и справедливость. Эти правила называют «романо». Романо означает вести себя с достоинством и уважением, как человек рома. «Романипэ» - это цыганское название их мировоззрения.

Хранители традиций

Ромы являлись распространителями народных верований и практик в районах, где они обосновались (например, Румыния), сохраняя национальные обычаи, танцы и тому подобное, которые в значительной степени исчезли из сельской жизни на рубеже XXI века. Их музыкальное наследие огромно и включает, например, фламенко. Хотя цыгане имеют богатую устную традицию, их письменная литература относительно небогата.

В начале XXI века ромы продолжают бороться с противоречиями в своей культуре. Несмотря на то что они вынуждены реже защищать себя от преследования со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость по-прежнему остались. Возможно, еще большей проблемой, с которой они столкнулись, стала эрозия их образа жизни под влиянием города в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные в музыке ромов, помогли сохранить определенные понятия о том, что такое ромская национальность, но некоторые из более молодых и талантливых выразителей этой музыки под влиянием материального вознаграждения отдалились во внешний мир. Индивидуальное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с неромами стали более распространенным явлением.

В ПОИСКАХ ЦЫГАНСКОЙ ПРАРОДИНЫ

Прародина цыган - Индия. Об этом знают этнографы, историки и сами цыгане. Открытие этого научного факта относится к середине ХVIII века. Студент Лейденского университета венгр И.Вайя подметил сходство цыганского языка с языком его сокурсников, родиной которых был Малабарский берег.1 Статья об этих наблюдениях в венской газете попала в руки немецкого ученого Г.Грельмана, который, сравнив цыганский язык с индийским санскритом, выдвинул гипотезу об индийской прародине цыган.2 Но только через столетие, благодаря исследованиям немецкого филолога А.Потта, гипотеза приобрела вид доказательной теории, не потерявшей научного значения до настоящего времени.3 Открытие цыганской прародины было сделано на основе лингвистического анализа, так как круг других источников - археологических, документальных, которыми могли бы воспользоваться цыганологи, - очень ограничен. В традиционной культуре цыган также прослеживаются некоторые черты, которые ученые связывают с индийскими корнями народа.
В литературе высказано немало и других, иногда ничем не доказанных, порой фантастических, предположений о происхождении цыган. Родину цыган искали в Ассирии и Персии, Занзибаре и Намибии, в Египте и на Дунае. Их считали строителями египетских пирамид и жителями легендарной Атлантиды, которые приплыли накануне ее исчезновения.4
Если вопрос о прародине цыган решен в этнографической науке, то немало спорного остается в цыганской истории. Ввиду отсутствия достоверных исторических источников до конца не раскрыты загадки ранней цыганской истории, хотя гипотезы и предположения учеными высказывались неоднократно. Больше всего споров вызывают вопросы о том, когда и почему предки цыган покинули свою прародину, какая индийская народность отправилась искать новую родину.
О том, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Одни авторы называют V век, другие - Х век. Авторы монографии «История цыган: Новый взгляд» считают, что правы обе стороны: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее».5 Российские цыганологи Е.Друц и А.Гесслер утверждают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время.6 Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными набегами мусульманских завоевателей.7
Какой народ отправился в далекое кочевье? Этнографы по-разному отвечают на этот вопрос. Одни считают цыган потомками не одной, а многих индийских народностей. Другие, как, например, Е.Друц и А.Гесслер, отмечают, что цыгане - потомки индийской касты «дом», покинувшие некогда свою родину. Эта каста и сейчас существует в Индии, ее представители ведут полукочевой образ жизни, занимаются кузнечным делом и другими ремеслами, а также пением и танцами. Каста относится к низшим слоям индийского общества.8
Н.Деметр, Н.Бессонов... не соглашаются с данной точкой зрения и считают, что предки цыган занимали среднее положение в кастовой иерархии. Исследуя уклад цыган, они пришли к выводу о том, что при дворах индийских князей была особая социальная прослойка, представители которой развлекали их музыкой и танцами, а также были заняты по хозяйству, занимались ремеслами, что объясняет тягу цыган к золоту и украшениям, кочевому образу жизни.9
Путь, который прошли цыгане, реконструируется учеными сегодня так: «Из Индии они двинулись через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении. Цыгане, осевшие в Средней Азии, Армении, Персии, составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этого региона (мугат, карачи, боша и др.). Далее произошло разделение, часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась... на территорию Византии».10

Из полевых наблюдений
Вопрос о происхождении цыган всегда был в центре внимания наших полевых исследований: что помнит народ, как он объясняет свое происхождение. Оказалось, что практически все в таборе знают об Индии как родине своих далеких предков. Одни узнали об этом из журналов, научно-популярных изданий, другие - от своих родителей. Даже Замбила Георгиевна Кулай (1914 г.р.), старейшая в таборе, также поведала нам о том, что цыгане вышли из Индии. Кто-то принимает факт индийской прародины на веру, соглашаясь с исследователями; кто-то знает об этом, но не верит, считая, что родина цыган находится где-то поближе, например в Молдавии.
Некоторые серьезно задумываются над своими корнями и даже выдвигают свои версии слова «цыгане»: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву ц и получилось – цыгане».*

Об общности с Индией напоминают цыганам и индийские фильмы: цыгане понимают некоторые слова. Кто-то высказывается и более определенно: «Индийские песни поют, мы первый куплет понимаем, а на втором куплете уже и подпеть можем».
Сохранились в таборе и более древние «свои» предания и легенды о происхождении цыганского народа. Вот лишь некоторые из них, которые нам удалось записать.
О том, как появились на свете разные народы, почему они отличатся друг от друга, известно такое предание: «Раньше на земле не было разных народов. И привел Бог людей в свой сад Эдем. А там росли разные деревья, и груши, и сливы, и яблоки. И каждый пошел к тому дереву, которое ему понравилось. Так и пошли разные народы, кто какой фрукт съел. Цыганка пошла и скушала себе одну сливу. Так и пошли наши родители от сливы. Она не пошла, где яблочки, где груши, а пошла, где сливы, так и пошли цыгане. Татары ели горох. Когда кушали горох, они говорили: “Помогает Бог. Сколько гороху растет, столько чтоб людям было здоровье”. Узбек скушал маслину, черную, сочную. Они и теперь черненькие такие, как маслина у них лицо. Русские яблоки съели. Пошла, видит, красивое яблоко висит на ветке, пошла и съела его. И, правда, русские яблоки любят. А евреи пошли туда, где груши. А груши, знаешь, они такие длинные, как нос. Нос и длинный у евреев, как груша. Румыны, они красивые, красивей нету, они как виноград красивые. У них раньше тоже были брички. Они ехали и смотрят: это яблоко, это груша, это прошли, а где виноград - остановились, взяли себе по две-три веточки, покушали, вот такие стали красивые, симпатичные, друг друга красивее. А болгары ели абрикос, они тоже красивые. А цыгане пошли на сливу. Первая девка была, ей года три-четыре было, она сливу съела, одну, другую, третью, поэтому цыгане такие смугленькие, как слива. Так и пошли цыгане молдавские и всесоюзные от сливы».
Ответ на вопрос о том, почему цыгане кочуют, почему у них нет своей земли, находим в старинной цыганской легенде: «Есть легенда такая, что Бог им не дал земли. Бог, когда землю делил, забыл про цыган. И один цыган пошел к Богу со слезами на глазах и сказал: “Почему ты, Бог, так со мной поступил, ты всем землю дал, а мне не дал?” То Бог сказал на это: “Я тебе дам ум, чтобы ты жил своим умом, хитростью. И чтобы этим добывал свой кусок хлеба. И весь мир будет у ног твоих. И ты будешь добывать свой кусок хлеба своим умом и хитростью, будешь выживать везде, куда бы ты не пришел”».
Другая цыганская легенда объясняет, почему цыганам разрешено обманывать: «Бог разрешил цыганам обманывать. Когда Иисуса Христа понесли на распятье, тогда цыган украл гвоздь, последний гвоздь, которым хотели пробить сердце. И цыган украл этот гвоздь. Когда его спросили, сказал: “Ей Богу, не брал!“. Взял и проглотил этот гвоздь. И тем самым немножко продлил жизнь Иисусу Христу. Ему опять Бог сказал, что будешь жить своей хитростью. От этого хитрость появилась у цыган. Есть такая легенда, что именно Бог нам придумал так, чтоб наш народ гадал, чтоб своим умом мы жили, своей хитростью». Эта легенда в разных вариантах широко распространена не только среди цыган, но и у других народов.

ВИЗАНТИЙСКИЙ ПЕРИОД

Появление цыган в Византии историки относят к ХII - ХIII векам. Встречается и более ранняя дата - ХI век. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы.
Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу ХV века.11 В немногочисленных сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников ХIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви».12 Христианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане.13 Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории.14 Некоторые цыганологи считают, что и гаданию цыганки научились именно в Византии, где в то время были достаточно сильны суеверия, вера в возможность предсказания судьбы.15
Начало ХV в. отмечено экспансией мусульман, в результате территория империи стала сокращаться, увеличилась численность цыганского населения, что, по-видимому, и послужило причинами «великого цыганского похода» в Западную Европу, начавшегося в 1417 году.

Из полевых наблюдений
Как цыгане расходились по всему миру, представить довольно сложно. Однако, наверное, в каждом таборе сохранились свои предания, в которых раскрывается цыганская история. Есть такие и у пермских цыган-кэлдэраров. Вот одно из них, рассказанное Гранчо Додовичем Буцо (1941 г.р.): «У моего деда было шестеро братовей. От одного брата табор находится в России, а остальные разошлись по всему миру еще во времена революции и до войны. Перед войной вот такой случай был, я от отца слышал. Вышел в таборе спорный вопрос, поспорили, может, из-за невестки, поругались, мелочное дело. И они решили на время разойтись, думали на неделю, на месяц, может, на две недели. А получилось так, что разошлись очень далеко. Одни оказались в России, а другие - за границей. После войны уже венгерские цыгане сказали нам, что наша родня выехала на пароходе в Америку. Но мы о них ничего не знали. И вот только недавно наши цыгане из Пензы ездили в Аргентину. Так получилось, что у пензенских цыган (тоже кэлдэрары), родня живет в Аргентине. Из Аргентины в Пензу цыгане приезжали, сказали, что в Аргентине живет и наша родня. Там моего отца двоюродный брат, его дети живут. У нас у каждого табора прозвище есть. Мы рода рувони (от цыганского рув - волк). Вот у нашего рода в Перми табор и в Аргентине».

ИСТОРИЯ ЦЫГАН ПОСЛЕ ХV ВЕКА

Переселившиеся в Западную Европу цыгане составили основу современных этнографических групп цыганского населения (кале, трэвэлс, синти, польска рома), проживающих в Англии, Германии, Франции, Польше и других странах. От западноевропейской ветви ведет свое происхождение особая этнографическая группа - русские цыгане.
Однако не все цыгане в начале ХV в. покинули территорию Византии. Значительная их часть продолжала проживать в греческих областях, где впоследствии сложились этнографические группы арлия, румелия, фичира, джамбаза. Немало цыган оказалось и на сопредельных территориях: в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Эти цыгане составили основу восточноевропейской ветви цыганского народа - этнографические группы сэрвы, влахуря, урсары, крымы, кишиневцы, ловаря, кэлдэрары и др. Они выступали с дрессированными животными, вели полукочевой образ жизни. Были среди цыган кузнецы, лудильщики, мясники, маляры, сапожники, сторожа, шерстобиты, скороходы, портные.16 Часть цыган, оказавшись под властью Османской империи, приняла ислам.
Тяжелым было положение цыган в зависимых от Османской империи Молдавском и Волошском княжествах. Здесь с ХV века цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу до середины ХIХ века крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 года.17
Цыгане, которые жили на территории, подвластной империи Габсбургов (Венгрия, Сербия, Словакия), также испытывали давление со стороны местных властей, ставивших их вне закона. С конца ХVIII века в рамках ассимиляционной политики государства цыганам выдавались паспорта с новыми именами, предпринимались безуспешные попытки навязать цыганам оседлый образ жизни. Однако цыгане получили гражданские права и возможность «врастать» в общество.
Все эти события повлекли за собой так называемый «миграционный взрыв», в результате которого цыгане восточноевропейской ветви, прежде всего кэлдэрары в ХIХ в. стали покидать ареал формирования. Цыганские таборы кэлдэраров появились в Западной Европе, Польше, России и других странах.18

В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни (в то числе пища, утварь, жилище), традиционный костюм, мировоззрение. Многие этнокультурные особенности той или иной этнографической группы обусловлены фактором взаимодействия цыган с местным населением.

Из полевых наблюдений
При проведении опросов мы были удивлены насколько хорошо пермские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. Нам рассказывали об отличиях языка, быта, занятий, «законов». Пермским молдавским цыганам известны такие этнографические группы, как русские цыгане лаеци (так молдавские цыгане называют русских цыган), крымы (крымские цыгане), ловари, влахури, плащуны, сэрвы, то есть практически все группы, которые населяют Россию.
Молдавские цыгане и считают, что в их языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, отличается от диалекта молдавских цыган и произношение отдельных звуков и слов. Отмечается также, что лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских цыган, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере». В отличие от русских и молдавских цыган, крымы исповедуют ислам, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов».

ЦЫГАНЕ В РОССИИ И В ПРИКАМЬЕ

Этнографические группы цыган разными путями и в разное время проникали на территорию России. Вопрос о времени появления цыган в России всегда вызывал затруднения у исследователей. Границы Российского государства в разные периоды его истории изменялись. Часто на присоединенных территориях уже проживали цыгане, поселившиеся там до того, как они вошли в состав Российской империи.
Сегодня в России можно встретить цыган не только из самых больших этнографических групп - русские цыгане (самоназвание - русска рома) и кэлдэрары (котляры), но и цыган, -выходцев из среднеазиатских районов и Закавказья, украинских цыган (сэрвы), крымских цыган, цыган-влахов, ловари, кишиневцев и др. История появления в России каждой этнографической группы имеет свои особенности, изучение которых составило бы предмет отдельного исследования. Мы остановимся лишь на тех исторических событиях, которые привели в Россию цыган этнографических групп русская рома, крымские цыгане и кэлдэрары.
Русские цыгане - русска рома - одна из этнографических групп цыган западноевропейской ветви. В Россию они пришли в конце ХVII века. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а поидоша от немец...».19 Так обозначен тот путь, которым пришли цыгане в Россию. О местах их былого пребывания говорит и множество немецких и польских слов, встречающихся в языке русских цыган. Уже на территории России из пришлых цыган сформировалась особая этнографическая группа - русские цыгане. Это одна из самых больших этнографических групп цыган России. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома... и др. В России русские цыгане вели полукочевой образ жизни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Именно русские цыгане в начале ХIХ века в Москве составили основу цыганских хоров, столь популярных в России.
Крымские цыгане (кырымитика рома) получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Ученые считают, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено и в их языке. Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.20
Цыгане третьей этнографической группы - кэлдэрары появились в России только в ХIХ. веке. Ареалом их формирования и проживания до середины ХIХ века, как мы отмечали, были румынские земли. Первые кэлдэрарские таборы проникли в Россию в 70-е гг. ХIХ века из Молдавии, где проживало немало цыган этой группы. Особенно мощная волна их переселения пришлась на рубеж конца ХIХ - начала ХХ века.
Среди пермских цыган этой группы также сохранилось немало преданий о времени переселения того или иного табора в Россию. По рассказам старейшей жительницы цыганского табора Замбилы Георгиевны Кулай (1914 г.р.), из Молдавии табор ее отца пришел в Россию в 1923 г. Гранчо Додович Буцо (1941 г.р.) вспоминает, со слов родителей, что один из таборов рода рувони пришел в Россию из Молдавии в 1930-е годы и долгое время кочевал на территории Украины, Белоруссии и Западной России.
Традиционным занятием у мужчин было ремесло - изготовление и лужение котлов, у женщин - гадание. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают во многих городах и областях России: Ленинграде, Туле, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Ижевске, Иркутске, Тюмени, Пензе, Казани и др.

Важным и исключительно сложным этапом в истории цыган России был советский период. С одной стороны, правительство еще в предвоенный период предпринимает ряд мер, направленных на социально-экономическое и культурное развитие цыганского населения России. Были приняты указы о первоочередном наделении цыган землей, о содействии в переходе к оседлому образу жизни, о создании цыганских артелей. Появилась литература на цыганском языке. Однако к концу 1930-х годов все эти начинания были сведены на нет.
С другой стороны, был разрушен традиционный уклад цыганского обеспечения, исчезли многие источники цыганского существования. Занятия ремеслом, торговлей, гаданием противоречили «советскому образу жизни». Идеологический прессинг и обнищание населения не позволяли цыганам взаимодействовать с населением так же, как в дореволюционной России. Репрессии 1930-х годов не обошли и цыганское население, которое обвиняли в шпионаже, вредительстве, контрреволюции. Крымские цыгане разделили судьбу крымских татар и были выселены с территории традиционного проживания.21
Несмотря на сложную ситуацию, цыгане нашли свое место в советском обществе. Вплоть до 1970-80-х годов цыганское ремесло и торговля продолжали быть востребованными в Советском Союзе на фоне дефицита товаров народного потребления.
Особенно значимым для кочевых цыган России было Постановление Совета Министров РСФСР №685 от 20 октября 1956 г. «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Оно предусматривало суровые наказания, вплоть до лишения свободы на 5 лет, за кочевой образ жизни цыганского населения. В результате практически все группы цыган перешли на оседлый образ жизни.22 Особенности истории цыган в советский период нетрудно увидеть на примере цыганского табора, проживающего в микрорайоне «Чапаевский».

Когда появился в г.Перми первый цыганский табор, неизвестно. Скорее всего, это были представители этнографической группы «русские цыгане», которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Прикамья. Пермская земля была местом кочевания и других групп цыган. Перепись населения г.Перми 1890 г. не зафиксировала в городе ни одного цыгана.23 Значительное число цыган осело в г.Перми и Пермской области после принятия упомянутого постановления 1956 г. По данным переписи 1989 г. в Прикамье проживало 1492 цыгана. Однако полученная информация не всегда отражает истинное положение. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами, бессарабами, румынами. С уверенностью можно сказать, что, в частности, в материалах переписи, под цыганами Прикамья отмечены, видимо, только представителей этнографической группы русских цыган. Среди трех этнографических групп цыган Прикамья только русские цыгане проживают в г.Перми, в городах и районах области. Крымские и молдавские цыгане имеют диаспоры только в г.Перми.
В г.Перми традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы с деревянной застройкой. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Русские цыгане проживают на Гайве, Южном, Запруде, Верхней Курье и других районах города. Крымских цыган в г.Перми насчитывается лишь несколько семей. Молдавские цыгане (кэлдэрары/котляры) проживают в микрорайонах «Чапаевский» и «Январский».

Из полевых наблюдений
Во время нашего пребывания в цыганском таборе мы познакомились практически со всеми его жителями. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием экспедиции стала Замбила Георгиевна Кулай, одна из самых старых цыганок г.Перми. Познакомились мы с ней во время второго посещения табора, и с тех пор заходили к ней в каждый приезд. Замбила Георгиевна родилась в 1914 г. в Молдавии, откуда табор ее родителей в 1920-е годы перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы Замбилы Георгиевны о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей.
Замбила Георгиевна – одна из немногих жителей табора, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Она прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от нее нам удалось записать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многие, многие другие. Рассказывая как-то древнее предание о появлении пятен на луне, она вывела нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе была полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Бабушка Замбила не обманывает».
Не один раз слышали мы от Замбилы Георгиевны и ее детей семейное предание о родителях. Ее отец, Георгий, в 1930-е годы снимался в фильме «Последний табор». Мать Марица играла в фильме «Табор уходит в небо», в небольшом эпизоде. Замбила Георгиевна рассказывает, что смотрит она эти фильмы с трепетом, смотрит на своих родителей, вспоминает и плачет: «Видел, когда идет кино “Последний табор”? Там у одного старика был медведь. А это был мой отец с медведем. Когда идет это кино “Последний табор”, я плачу. Я смотрю на своего отца с медведем, а у меня слезы текут. А старуха, мать моя, “Табор уходит в небо” кино, она идет, гадает, говорит: “Эй, бриллиантовый, дай погадаю”. Я тоже плачу, когда вижу свою мать».

1. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

2. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.11.

3. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.4.

4. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.11-12; Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1892. №27. С. 427.

5. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.14.

6. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С.5.

7. Там же. С.5.

8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.14.

9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.12.

10. Там же. С.13.

11. Там же. С.79.

12. Там же. С.17.

13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.16.

14. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.17.

15. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.18.

16. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.43.

17. Там же. С.44-48.

18. Там же. С.52.

19. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.

20. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 106-109.

21. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391; Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган: Новый взгляд. Воронеж, 2000. С.196- 209.

22. Деметр Н.Г. Цыгане // Народы России. М., 1994. С.391.

23. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья: Очерки этнокультурного развития в ХIХ - ХХ вв. С.36.


Цыгане - один из самых, пожалуй, непонятных и мифологизированных народов на нашей планете, и так было на протяжении многих веков. По всему миру ходят слухи, что когда цыгане приходят в город, они соблазняют мужчин и женщин, а затем воруют все, что попадается им на глаза, в том числе детей. Существует также много мифов о хитрых и загадочных цыганках-гадалках и цыганских таборах. В любом случае, даже, если отставить все мифы и заблуждения в сторону, цыгане остаются одной из самых интересных этнических групп в истории.

1. Откуда они пришли


Происхождение цыган окутано тайной. Порой казалось, что они появились на планете неким таинственным образом. Это само по себе, возможно, вызвало чувство страха у европейцев и способствовало возникновению атмосферы таинственности вокруг цыган. Современные ученые предполагают, что цыгане изначально массово мигрировали из Индии в пятом веке.

Эта теория предполагает, что их бегство было связано с распространением ислама, которого цыгане отчаянно пытались избежать, чтобы защитить свою свободу вероисповедания. Эта теория утверждает, что цыгане мигрировали из Индии в Анатолию и далее в Европу, где разделились на три отдельные ветви: домари, ломаврен и собственно сами цыгане. Другая теория предполагает, чтобы было целых три отдельных миграции в течение нескольких столетий.

2. Кочевой образ жизни цыган


Вокруг цыган уже давно сформировалось множество стереотипов. Кто не знает фразы "цыганская душа" (которая применяется в отношении свободолюбивых людей). Согласно этих стереотипов, цыгане предпочитают жить, что называется, не в "мейнстриме" и сторонятся социальных норм, чтобы иметь возможность вести кочевой образ жизни, изобилующий весельем и танцами. Правда же гораздо мрачнее.

На протяжении многих веков цыган часто насильственно изгоняли из стран, в которых они жили. Подобное принудительное выселение продолжается по сей день. Многие историки предположили, что истинная причина кочевого образа жизни цыган очень простая: выживание.

3. У цыган нет родины


Цыгане - люди без определенного гражданства. Большинство стран отказываются предоставлять им гражданство, даже если они родились в этой стране. Столетия преследований и их замкнутое сообщество привели к тому, что у цыган попросту нет родины. В 2000 году цыгане были официально объявлены внетерриториальной нацией. Это отсутствие гражданства делает цыган юридически "невидимыми".

Хотя они не подчиняются законам ни одной страны, они не могут получить доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам. Более того, цыгане не могут даже получить паспорта, что делает их путешествия очень затрудненными или невозможными.

4. Цыганские гонения.


Начать стоит с того, что цыгане фактически были порабощенными людьми в Европе, особенно в 14 - 19 веках. Их обменивали и продавали, как товар, и они считались "недолюдьми". В 1700-х годах императрица Австро-Венгерской империи Мария Терезия приняла закон, который ставил цыган вне закона. Это было сделано, чтобы заставить цыган интегрироваться в общество.

Аналогичные законы были приняты в Испании, а многие европейские страны запретили цыганам въезжать на их территорию. Нацистский режим также преследовал и истреблял цыган десятками тысяч. Даже сегодня цыган преследуют.

5. Никто не знает, сколько цыган в мире


Никто не знает, сколько сегодня живет цыган во всем мире. Из-за дискриминации, с которой часто сталкиваются цыгане, многие из них публично не регистрируются и не идентифицируют себя как цыгане. Кроме того, учитывая их "правовую невидимость", рождение детей без документов и частые переезды, многие цыгане числятся пропавшими без вести.

Также проблематичным является то, что цыганам не предоставляют социальные услуги, что помогло бы составить более четкую картину относительно их количества. Тем не менее, The New York Times оценивает количество цыган во всем мире в 11 миллионов человек, но эта цифра часто оспаривается.

6. Цыгане - оскорбительное слово


Для многих людей термин "цыган" означает кочевника и не считается расовым оскорбительным намеком. Но для самих "рома" (или "ромалы" - самоназвание цыган) это слово имеет зловещие обертоны. Например, по данным Оксфордского словаря английское слово "gypped" (образованное от "gypsie" - цыган) означает уголовно наказуемое действие.

Рома, которых часто называют цыганами, считали неудачниками и ворами, а это слово им выжигали на коже во время нацистского режима. Как и многие другие расовые оскорбления, слово "цыган" использовалось в течение многих столетий, чтобы угнетать представителей народности рома.

7. Будущее, недорого...


Есть много мифов, окружающих цыган. Одним из таких мифов гласит о том, что у цыган есть своя магия, которая передается веками из поколения в поколение. Миф связан с картами таро, хрустальными шарами и палатками гадалок, а также с прочими стереотипами. Литература изобилует ссылками на цыганский язык и магические искусства этого народа.

Кроме того, есть много фильмов, в которых показывают проклятия цыган. Даже в искусстве, есть много картин, описывающих рома, как мистических и волшебных людей. Тем не менее, многие ученые считают, что эта вся магия - выдумки, произошедшие от того, что люди попросту вообще ничего не знали о цыганах.

8. Отсутствие формальной религии


В европейском фольклоре часто утверждается, что рома сделали храм из сливочного сыра. Предположительно, они съели его, когда наступил период жестокого голода, поэтому остались без официальной религии. Как правило, цыгане присоединяются к церкви, которая является наиболее распространенной в стране, в которой они живут. Однако, есть много традиционных цыганских верований. Некоторые ученые считают, что есть очень много связей между верованиями рома и индуизмом.

9. Скромность


Хотя цыганские свадьбы часто сопровождаются массовыми гуляньями и роскошными одеяниями, в повседневной одежде цыган отражается один из главных их жизненных принципов - скромность. Цыганские танцы чаще всего ассоциируется с женским танцем живота. Тем не менее, многие цыганские женщины никогда не исполняли то, что принято считать сегодня танцем живота.

Вместо этого они исполняют традиционные танцы, в которых для движений используются только животы, но не бедра, поскольку движения бедрами считаются нескромными. Кроме того, длинные струящиеся юбки, которые обычно носят цыганки, служат для того, чтобы закрывать их ноги, поскольку обнажение ног также считается нескромным.

10. Цыганский вклад в мировую культуру огромен


С самого начала своего существования цыгане были тесно связаны с пением, танцами и актерской игрой. Они пронесли эту традицию на протяжении веков, существенно повлияла на мировое искусство. Многие цыгане ассимилировались в разные культуры, повлияв на них. У многих певцов, актеров, художников и т. д. были цыганские корни.

Загадочные народы на нашей планете жили и в прошлом. Например, такие, как .

Цыгане - это целая этническая группа, имеющая общее происхождение и язык. На сегодняшний день ромы проживают по всей планете, кроме Антарктиды. Истинное количество цыган в мире никто не знает, ведь они не участвуют в переписи населения, самостоятельный учет тоже не ведут. А некоторые страны не знают, есть ли на их территории вообще ромы, ведь многие из них до сих пор ведут кочевой образ жизни.

Откуда они родом

Очень интересный вопрос - откуда произошли цыгане. На эту тему было проведено не одно исследование, и на сегодняшний день сформирована единая точка зрения - ромы являются выходцами из Индии.

Фактически эта группа народов сформировалась в конце I тысячелетия нашей эры. В те времена в Индии начиналось засилье мусульманской культуры. Тогда цыгане попали в Переднюю Азию и там задержались, пока царствовала Византия.

Распространение по миру

Откуда произошли цыгане? Если даже они являются предками индусов, то как они распространились по всему миру? Считается, что в период с XIII по XV век ромы активно расселялись по всей Европе. Вплоть до XV века их воспринимали достаточно доброжелательно. Но затем стали воспринимать как бродяг, выселяли за пределы государств, то есть народ был вне закона. К XVIII веку некоторые страны стали более терпимо относиться к ромам. И с этого же времени появилось деление на оседлых и кочевых цыган.

Как ромы попали в Россию?

Считается, что цыгане попали на территорию России двумя путями:

  • через Балканы, и было это примерно в XV-XVI веках;
  • через Германию и Польшу в XVI-XVII веках.

Вплоть до Октябрьской революции ромы занимались кражей и обменом лошадей, а женщины гадали. Кочевники также гадали и просили милостыню, но некоторые занимались кузнечным делом.

Те же цыгане, которые обосновались в Москве и Петербурге, состояли в хоровых ансамблях.

После революции цыган пытались приучить к оседлости и труду. А в 1931 году в столице даже открыли цыганский театр «Ромэн». В период Второй мировой войны многие оседлые ромы пошли на войну.

В 1956 году была вторая попытка весь цыганский народ сделать оседлым, им дали право на труд и образование. Но не многие захотели жить, как все, даже не все семьи воспользовались возможностью обучить бесплатно своих детей.

Современное расселение

В прошлом веке во многих странах предпринимались множественные попытки по улучшению правового положения цыган, создавались комитеты и институты. Проводились фестивали, даже в стране, откуда произошли цыгане. Например, «Международный цыганский фестиваль» в Чандигахре, 1976 год.

Однако эти мероприятия начали проводиться только после Второй мировой войны. Во время военного конфликта многие группы цыган по всей Европе были практически полностью уничтожены огнем холокоста. И только с 70-х годов прошлого столетия началось цыганское национальное движение. И неважно, что народ не имеет собственного государства, цыгане - сторонники того, что они являются внетерриториальной нацией, но с богатейшей культурой и традициями.

С 90-х годов появляются достаточно профессиональные представители этой этнической группы: журналисты, политики, деятели образования. Формируются правила стандартизации языка, которые позволяют с ними общаться даже на международном уровне.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта - шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая - диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая - язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Заимствование слов

Интересный факт, что не только ромы заимствовали слова из других языков. В современном русском языке есть множество примеров, когда цыганские слова прочно вошли в нашу речь. К примеру, слово «лавэ» в цыганском языке означает деньги, а «хавать» означает кушать, есть, «стырить» - украсть. Слово «чувак» означает «свой парень», а «лабать» переводится как играть на музыкальном инструменте.

Социальная организация

От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.

Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер - «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.

Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.

Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.

По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник - сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.

Религия

На продолжении многих веков было множество попыток насадить собственную религию цыганам в местах, где они проживали Но по факту большая часть ромов стала приверженцами христианства или ислама, собственное, практически языческое вероисповедание большого влияния на образ жизни этих людей не оказало, как, впрочем, и другие религиозные культы.

Удивительным образом многие цыгане быстро восприняли христианство, многие ромы, проживающие в Европе, придерживаются католицизма и отмечают все праздники.

Средства к существованию, быт

Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров - Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.

Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.

Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.

И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки - «нечистая».

В заключение

Несмотря на пристрастное отношение к цыганам, многие представители этой этнической группы полностью адаптировались в современном мире, ведут традиционный образ жизни для европейских и других стран, учатся в институтах, осваивают профессии и живут в обыкновенных домах, женщины не носят двух юбок и разногласия решают в обыкновенном суде.

Цыгане являются одной из самых многочисленных этнических групп мира, не имеющих своего государства. Их можно встретить в любой стране Европы, СНГ, в странах Америки, а их численность составляет около 8-10 миллионов человек. Как получилось, что цыгане стали вести кочевой образ жизни и расселились по многим странам мира, в то время как их ближайшие родственники продолжают жить на родине?

Как полагают генетики, предки современных цыган покинули Индию около VI-X века и переселились в Персию (территория современного Ирана). По одной из версий 1000 человек были переданы падишахом Индии в подарок шаху Персии. Согласно историческим сведениям, это были ювелиры и музыканты, а передача в дар представителей ценных профессий была обычным делом для того времени. Прожив там около 400 лет, цыгане направились на запад и в скором времени попали в Византию.


На территории Византии они приняли христианство и жили наряду с другими народами, являясь полноправными членами общества. Согласно письменным источникам, цыгане были знаменитыми мастерами кузнечного дела. Кроме того, они занимались изготовлением конской сбруи, разведением лошадей, а также дрессировали животных и давали представления.

Но после падения Византийской империи в XV веке цыгане в поисках работы и пропитания покинули обжитые места и переместились на север и запад Европы. В самой Европе были довольно сложные времена и переселенцам были не очень рады. Ситуацию осложняло то, что первыми цыганами, прибывавшими в новые страны, были, как правило, не самые лучшие представители цыганского общества. Не обремененные семьей и хозяйством искатели легкой жизни, они занимались воровством, жульничеством и попрошайничеством. Это привело к тому, что за цыганами закрепилась репутация бродяг и мошенников, им все сложнее было найти работу и стать частью европейского общества. В поисках лучшей жизни цыгане из Испании и Португалии стали переселяться в Латинскую Америку.


Благодаря непростой истории и постоянным скитаниям цыгане оказались в генетической и лингвистической изоляции от ближайших носителей своего языка - индийцев. Цыганский язык относится к индоарийской ветви индийских языков. Сам язык имеет несколько диалектов, сформировавшихся в разных регионах компактного проживания цыган. Помимо родного языка цыгане часто владеют языком страны, на территории которой они обитают.

Согласно статистике, наибольшее количество цыган живет в США, где их насчитывается около 1 миллиона. Более 500 тысяч цыган проживают на территории Бразилии, Испании и Румынии, а в России зарегистрировано около 200 тысяч представителей этого народа. Сегодня 8 апреля считается Днем цыган и, несмотря на то, что у этого народа нет своего государства, они имеют свой флаг, в центре которого находится символическое колесо кибитки.