Кумбха Мела - что это такое? Кумбха Мела — божественный нектар планеты.

в Индии есть такой важный религиозный праздник, как Кумбха-мела который проходит раз в 12 лет, в день особого расположения планет. В это время миллионы паломником – представители самых разных
йоги

Особый фестиваль духовных
традиций Собрание
Великого кувшина.

В Индии есть такой важный религиозный праздник, как Кумбха-мела (Собрание
Великого кувшина) Это особый фестиваль духовных
традиций и обряд массового
паломничества
индусов к Святыням
индуизма, который проводится один
раз в 12 лет (Пурна
Кумбха-мела), когда Юпитер
оказывается в том же положении, что
и при
падении выплеснутой капли
амриты согласно древней ведической легенде,
которая гласит:

«Когда-то, в те незапамятные времена,
Боги, жившие ещё на земле, потеряли часть своего могущества из-за наложенного
на них проклятия, лишившего их силы и храбрости. Брахма (бог-создатель,
обладающий совершенным знанием ритуалов) посоветовал им пахтать доисторический
молочный океан вселенной с целью добыть амриту - чудесный эликсир бессмертия.
Чтобы выполнить эту непростую задачу, боги заключили временное перемирие с
асурами - демонами (или, точнее, титанами), и заручились поддержкой царя змей -
Васуки. Гигант Васуки обернулся вокруг легендарной оси вселенной - горы
Мандара, демоны взялись за голову, боги за хвост, и процесс пошёл… Через 1000
земных лет (а для богов пролетело всего 100 лет) работа была завершена - из
загустевшего молока появилось множество чудесных артефактов, а вслед за ними и
божественный целитель Дхавантари (именно этот мудрец передал знание, науки
повседневной жизни Аюрведе )
собственной персоной с кумбхой (кувшином), полным амриты. Перемирие,
естественно, тут же было забыто, и началась битва, продолжавшаяся 12 лет. В
конце концов божественной птице Гаруде (которая носит на своей спине Вишну)
удалось завладеть кумбхой с амритой и улететь с ней за тридевять земель.»

До сих пор вода в определённых местах Индии
становится амритой в дни великого праздника.

Каждые три года целью паломников по очереди становятся
города Праяг (Аллахабад), Харидвар, Уджайн и Нашик. Ардха Кумбха Мела
проводится каждые шесть лет в Харидваре и Аллахабаде, в то время как Пурна
(полная Кумбха Мела всегда происходит в Аллахабаде каждые двенадцать лет. Маха
(великая) Кумбха Мела наступает после 12 Пурна Кумбха Мел», каждые 144 года.

На праздник собираются в первую очередь представители самых разных
направлений индуизма: садху – бродячие аскеты, саньясины, йоги , представтели ашрамов и Гуру практически всех традиций, и
конечно просто паломники-миряне.

Чтобы яснее представить себе, какого маштаба это событие – вот одно
географическое сравнение: численность населения разместившаяся на нескольких
квадратных километрах Мела – это наша Западная Сибирь + Восточная Сибирь +
Дальний Восток.

Кульминация
празднества приходится на массовое омовение в водах Ганга (в Харидваре), Сипры (в Уджайне), Годавари (в Нашике) либо Сангама (в Аллахабаде), символизирующее очищение души и тела.

Индусы верят, что «искупавшийся» человек – уже не тот, что был
вчера: он сделал один гигантский шаг навстречу своей личной и всемирной
духовной эволюции, которая, в отличие от эволюции Дарвина, не приводит к
выживанию и доминированию отдельных сильнейших особей и видов, а ведёт к
процветанию и счастью всех живых существ во вселенной.

Известен факт, что Лахири Махасайя, духовный учитель
знаменитейшего йога Парамахамсы Йогананды (написавшего «Автобиографию йога»),
встретил на Кумбха-меле своего будущего гуру – легендарного и бессмертного
мастера крийя-йоги Махаватара Бабаджи, который, по преданию, находится сейчас в
пещере в Гималаях, в совершенном состоянии самадхи… Боги же, невидимо
присутствующие на празднике, по слухам, просто получают удовольствие от
божественной игры Всевышнего, выразившейся в форме невообразимого скопления «двуногих».

Кроме благоприятного положения планет, крайне желанным считается и
благословение святых отшельников (садху), которые прерывают свои суровые аскезы
и спускаются с гор, чтобы поучаствовать в божественной игре. В главные дни
праздника – королевские снаны – проходит незабываемый «голый парад» садху,
когда одетые в небо отшельники, покрытые пеплом и украшенные гирляндами цветов,
проходят, потрясая ритуальным оружием, по городу, непрерывно распространяя
вокруг себя волны шакти – мощнейшей целительной энергии, которую они накопили
за десятилетия своих йогических практик. Так и вся атмосфера вокруг поля священного
действия духовными вибрациями. И в этом ещё один слой многоуровнего чуда живой
легенды Кумбха-мелы.

Это фото было сделано в одном из святых городов Индии – Аллахабаде
во время празднования праздника Кумбха-мелы в 2001 году. На фото запечатлены
паломники, ожидающие на понтонных мостах своей очереди, чтобы окунуться в
священном месте, там, где Ганг сливается с Ямуной. Правительство Индии
сообщило, что принять омовение пришло около 70 млн человек!

Предстоящая
Кумбха-мела пройдет в Праяге (Аллахабад) в
2013м году (с 27 января до 25
февраля)

Посмотреть фильм можно здесь: http://rutube.ru/video/92d766cbde9bacd249f320c207f54526/

Не очень часто - раз в сто лет - на Землю льется с неба вода, и не простая, а волшебная. Раз в сто лет она приобретает особенную силу, становится нектаром бессмертия - амритой. Чтобы омыться этой водой, самые продвинутые йоги и мистики Вселенной прибывают в Индию, в Праяг, где всего несколько дней проходит священное купание.

У кого какие интересы, такая и тусовка. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, где тебя искать. А как быть йогам мистикам, если они по 300,000 лет живут в Гималаях? Где им посмотреть на себе подобных и поговорить? И о чем? Если ты лет двести уже без пищи и лет двадцать без воды летаешь по воздуху и вообще непонятно чем занимаешься... Непонятно для нас. А для них - непонятно, чем занимаемся мы на этой Земле. И потому такие йоги-мистики раз в сто лет собираются на Маха-Кумбха Мелле («маха» - значит «великая», «кумбха» - «кувшин»). Но для них это не слишком редко, так как живут они в основном сколько хотят. И когда хотят - тогда и могут оставить этот полный страданий материальный мир, где повторяются рождение и смерть, счастье и несчастье.

Итак, Кумбха Мела. В декабре 2000 - январе 2001 года на слиянии трех рек: Ганги, Сарасвати и Ямуны - в Праяге управляющие божества этих рек выплеснули, не жалея, нектар бессмертного эликсира в виде воды на головы тех, кто пришел в это благословенное место, скрытое от простых обитателей Земли. Считается, что этот нектар, льющийся с неба, может исполнять любые желания.

В этом году на Кумбха Мелле побывали более 50 миллионов человек: анахореты, аскеты, йоги и обычные тусующиеся граждане, которые пришли за мудростью, чтобы соприкоснуться и посмотреть на тех, кто больше них понимает.

Нектар бессмертия

Немножко об истории возникновения этого мистического шоу. В ведах «Гаруда пуране», «Рамаяне» и «Махабхарате» описана вечная борьба демонов и полубогов. Жил да был великий мудрец и мистик из мистиков Дурваса Муни и частенько перелетал он с планеты на планету. И вот один раз решил он сделать приятное царю рая - Индре и подарил ему невянущую гирлянду из цветов. Но Индра не оценил подарок, проку в цветах не увидел и отдал их своему слону, который по невежеству съел неувядающие цветы. Дурваса обиделся и проклял Индру, лишил его доблести и богатства. Демоны воспользовались слабостью царя рая и отняли все его достояние. Полубоги ослабели и обратились к Господу Вишну как к верховному судье с просьбой вернуть им былую силу и славу. Вишну порекомендовал им вспахать небесный океан, на дне которого находился божественный нектар бессмертия. И началось это космическое действо. Сначала из земли вышел весь яд, который проглотил Господь Шива, потом появились: летающий конь, магическая луна, Лакшми - эталон красоты, небесная колесница, корова, дающая что ни пожелаешь, и в самом конце кувшин с долгожданной амритой. Нектар был передан птице Гаруде, которая и должна была отнести его Индре. Но демоны четыре раза вызывали ее на бой. И четыре раза Гаруда дралась смело, а кувшинчик ставила на землю. И вот теперь в этих четырех местах: Аллахабад (Праяг), Харидвар, Уджаин, Насик- проводится Кумбха Мела. А значит, то там, то сям, в зависимости от положения звезд на небе, полубоги проливают в эти места нектар небесной амриты. И каждый, кто омоется в эти дни в указанном месте, получит необыкновенное благо, продлит свою молодость и долголетие, разовьет мудрость и таланты. И потому сюда идут и идут люди. Омываются и уносят воду во флягах и кувшинах с собой. Останавливаются там хотя бы на несколько дней. И удивительная энергия заполняет все пространство. Все стремятся к чистоте, свету и просветлению.

Чудные люди

Это явление невозможно постичь, но его можно хотя бы увидеть. С одной стороны - просто земля под солнцем и палатки на ней. Или циновки на голой земле. А тем, кому все равно на чем спать, вообще ничего не нужно. Могут просто сидеть на песке или глине, обняв коленки руками и смотреть несколько часов удивительными глазами в непостижимое пространство. И массы людей. Толпы. Потоки. Реки. Или океан...

Йоги с огромными уложенными особыми гнездами спутанными волосами и седыми и длинными бородами, с разнообразными и могущественными знаками - рисунками на теле, означающими: тело - храм Бога. Мужчины почти без одежды. Или набедренная повязка, или тряпка вокруг бедер и немыслимые амулеты на шее. Нужно ли говорить, что почти все - босиком. И, глядя на их стопы, понимаешь, что многие так ходят от рождения.

Бесполезно смотреть на происходящее здесь скептическим западным взором или приезжать сюда в надежде устроиться в пятизвездочном отеле с горячей водой и шампанским. Тут тебе сразу дадут понять, кто ты есть в этой вселенной, и укажут на субординацию и приоритеты. От наших западных регалий никто в обморок падать не станет, а вот когда по лучу света на Землю спустятся наги, все упадут в поклоне, ибо видеть их - милость для всех собравшихся.

Возникновение нагов - самое интересное мероприятие на Кумбха Мелле. Они опускаются напрямик с неба абсолютно голые и худощавые, загорелые и довольно заросшие - истинные джинны. Кто-то думает, что они обитают в горах Гималаев, кое-кто говорит, собственно что они обитатели иных планет. Себя они не афишируют, и в основном общаются на духовные темы. Временами, по особенным случаям, наги опускаются по собственным делам на Землю, а это мероприятие, по всей видимости, сочли наиболее необходимым.

Наги пришли внезапно. Все орали и демонстрировали на их руками. А они шли большущий гурьбой, не проявляя интереса к окружающим. Ведь пришли они для того, чтобы испить молодильного нектара, совершить омовение в священных водах Ганга.

Затем появляются молодые ребята не старше тринадцати лет, в руках они держали большие блестящие жезлы, и вышли они из священных вод абсолютно сухими. Но далее один из садху нам объяснил, что это не мальчики, а йоги возрастом от шестьсот до тысячи лет и спустились они с Гималаев, используя реку Ганга как канал для телепортации из другого мира. Он сказал что это не трудно для настоящих йогов, обладающих сидхами. Я с удивлением рассматривала всех юношей, думая об их долгожительстве, но те к сожалению не подали виду.

Между йогами и мистиками на Кумбха Мелле совершаются тайные состязания. Они показывают свои мистические способности, стараясь превзойти друг друга. Один из таких йогов мистиков предстал перед нашем шатром и вынул из пустой ладони кольцо с драгоценным камнем. Стало немного жутковато. Он рассмеялся и размолол кольцо порошок своими ладонями. Затем один за одним в его руках начали появляться разные вещи: кувшин, трость, священная книга. После взглянул на европейцев из соседней палатки и загипнотизировал их, как будто заморозил. Но тут ученик другого святого позвал его в палатку своего учителя. Тот повиновался. А через некоторое время йог со слоенными ладонями выполз из палатки и, периодически кланяясь, миренно обошел палатку мудреца три раза, что означало: он великий, а я его ученик.

Понять, кто есть кто, без истинного гуру здесь практически невозможно. Слишком много вещей, которые не может оценить наше сознание. Вроде та же Земля, вроде те же люди, но интересы непривычные, глаза другие. Куда эти мудрецы смотрят, и что они там видят - то их тайна.

Я наблюдала за одним йогом: молодой и очень красивый. Может быть, ему всего лет сто, а может быть, и двадцать... Возраст определить невозможно. Но в глазах ничего: ни печали, ни тревоги - одна сплошная мудрость, благость и покой. Что спросить - не понятно, все вопросы кажутся бессмысленными, но можно благословения попросить. Что, собственно, все белые здесь и делают. Это самая лучшая позиция. Смирение - самое безопасное состояние, потому что есть тут и всемогущие тантрики (мистики), которые, если им что не понравится, могут и превратить во что-то или заколдовать по-своему. Потом не выпутаешься, так что без опытного сталкера лучше с ними дружбу не заводить. И только, если на сто процентов уверен, что тантрик хорошо относится к западным людям, корыстных мотивов не имеет и подшучивать не собирается, можно обратиться к нему со своей просьбой. Тантрик может исполнить все. Если захочет, конечно. Для таких просто и легко управлять тонкими энергиями. Этому они обучаются в скрытых от нашего взора местах, совершая аскезы и епитимии, боготворя своего учителя.

Здесь представлены все течения и направления, все парампары (цепочки последователей) йоги, мистики духовных практик. Всех влечет сюда непреодолимая сила и великая тайна.

Про то, что хранят в себе мудрецы, нам судить трудно. Они сидят очень тихо и смиренно, обхватив колени руками, и загадочно глядят в неведомую даль, ничего не требуя от мира. Так сидеть они могут очень долго, видимо, есть этому внутреннее оправдание. Точно могу сказать, что найти подобное выражение лица у нас на Западе просто невозможно...

Есть, конечно, и пронизывающие черные-пречерные глаза из-под черных бровей. Они проходят тебя насквозь, и кажется, что такой йог зрит все твои недостатки. Лучше всего перед ним сложить руки и поклониться. Как я уже говорила, смирение располагает. А так как они заведомо подозревают белых западных людей в несмирении, то проявление такой «продвинутости» тут же вызывает счастливую улыбку на всю ширину лица. Ну, мол, слава Богу, они не будут вредить нашим святыням.

Расскажу про наиболее ярких персонажей на Кумбха Мелле. Один тантрик уже 100 лет сидит с поднятой рукой, зажатый в ней камень и пальцы уже слились с ним в один монумент. Кровообращения уже, конечно, никакого, рука отсохла почти, ногти завиваются длинной спиралькой, так как за это время он их ни разу не подстригал. Эта рука совсем тоненькая и сухенькая, а вторая - здоровая, работоспособная. И так он привык к этой поднятой вверх руке, что она стала чужеродным предметом каким-то. Ест он левой рукой. А ученики ему помогают совершать материальные действия. Так он сидит, чтобы произвести впечатление на полубога, умилостивить его. И если тот будет удовлетворен такой аскезой, то выполнит любое его желание. А желание может быть, например, такое: родиться в следующей жизни на очень высокой райской планете, куда по-другому просто не проникнуть, где все живут по нашему времени по сто миллионов лет. Мудрецы считают, что во Вселенной существуют три планетарных системы: низшая, средняя и высшая. Каждая в свою очередь делится на 17 подуровней. Начиная от самой темной - юдоли страданий, переходя к средней - типа Земли и заканчивая планетами райскими и духовными, о которых в Библии сказано - «царство Бога».

Согласно этой системе, почти все земные существа кружатся тут в водовороте самсары (колесо рождения и смерти), далеко от Земли не удаляясь, и за неимоверно хорошие поступки, поднимаясь чуть повыше. Но, чтобы пойти на высшие райские, - тут нужны, извините, аскезы (добровольное лишение себя материальных благ во имя духовных). И все великие и прекрасные герои, отдавшие свою жизнь миру, уходят именно туда.

Чего ищут мудрецы

Всего несколько дней длится Кумбха Мела, но попадаешь в другой мир ценностей. Телевизора нет, машины не ездят. Только мудрецы, путешественники и омовения в святой реке. Вот эти купания и есть самое ценное, ради чего прилетают наги и сползают с гор святые-мистики. Это не вода какая-нибудь из крана - это према, эликсир бессмертия.

Кстати, некоторые западные знаменитости, зная об этом, решили не упустить столь редкий случай. За омоложением и бессмертием сюда, например, поп-звезда Мадонна прилетела. Омылась и улетела. Джордж Харрисон с друзьями тоже был замечен. И даже говорят, что Михаил Сергеевич Горбачев, услышав об этом событии, не упустил такую возможность.

На протяжении всего периода Кумбха Меллы есть и самые важные дни, когда вода, воздух и все вокруг обретают особую концентрацию. Тогда на Землю спускаются полубоги. Без летающих тарелок, мистически. И те, кто подготовлен, видят их, хотя они из скромности людьми прикидываются. Одна местная женщина, знающая всякие премудрости, сказала мне: «Ты на ноги смотри, они над землей ходят, на землю не становятся», - не любят пятки пачкать.

Все можно увидеть на Кумбха Мелле, монахов любого ордена и уровня. И местное телевидение снует туда-сюда. И возле каждого знаменитого седовласого старца своя тусовка. И одежды не от великих кутюрье - истинный, природный дизайн. Иногда - просто кусочки коры вокруг тела, а иногда - ничего. Чтобы поговорить с великой личностью, нужно 3-4 переводчика одновременно, потому что говорят они обычно на каком-то давно забытом местном диалекте.

Западному человеку трудно сориентироваться, к какому мудрецу бежать и в ноги падать. Мудрые рекомендуют, что лучше всего обращаться не к тому, кто может исполнить наши неисчерпаемые желания, а бежать к тому, кто познал науку о Боге, и просить у него покровительства. Такие мудрецы имеют все мистические сиддхи (возможности), ноне пользуются ими и не на йоту не могут отступить от абсолютной нравственности и порядочности, ибо в ту же секунду лишатся своей реализации. Они видят Бога и общаются с Ним. Им не нужны все земные сокровища, ибо они достигли уровня «самадхи» - постоянного лицезрения образа Бога. По их описанию, нет ничего прекраснее, моложе, чище, сильнее и т.д. и т.п. Он «вечно юный», и общение с самым умным и вечным дает им все. Оно наполняет высшей энергией - вот почему можно и о еде-питье не думать. Вода-еда - это тоже энергия, и когда есть возможность выбора - выбирают что повкуснее.

Когда такой мудрец в экстаз впадает, его ничто не может отвлечь, он не отнесется серьезно к прекрасным, но временным женским формам, чары его не берут. Там никто не страдает от роковой любви. Какая роковая любовь? Шутка, что ли? «Тело временно». Сегодня - красивое, завтра - старое и больное. Душа вечна, и она - источник всей красоты. Вам даже не поверят, что можно умирать ради чьей-то временной оболочки. Ты душу полюби. И во всех. А потом и Сверхдушу, и тогда освободишься от излишних привязанностей и страданий. «Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых», ибо знают, что «тот, кто родился, - обязательно умрет, а после смерти опять родится вновь», что душа вечна и вечны наши воплощения в теле. И только когда, наконец, человек возвысит свое сознание до самого высокого уровня - до постоянного общения с полным вечности, знания и блаженства властелином всего сущего, только тогда он может закончить череду бесконечных перевоплощений и странствий и возвратиться в мир, из которого уже никто не захочет сюда, так как там нет рождения и смерти, нет старости и болезней, а есть духовное, подобное Богу, тело - очень красивое и неразрушимое - и все, из чего создана наша душа. Главное - всепроникающая и все время увеличивающаяся любовь, которая и есть наша истинная природа.

И именно к этим мудрецам больше всего советуют обращаться. Ибо одним своим взглядом и благословением они могут поднять наше кун-далини и открыть нашим невидящим глазам истину. Вот за этим сюда стоит ехать. «Самое главное, - говорил Экзюпери, - то, что глазами не увидишь».

Все на Земле конечно. И Маха-Кумбха Мела тоже. Но можно привезти в Россию немного бессмертной амриты, капнуть по три капли на макушки родственников и знакомых. Они, конечно, мало что почувствуют, но дело сделано. Милость получена.

Следующая Кумбха Мела в Праяге - через 12 лет. Но уже не такая великая, а мини - маленькая. И если доживем - увидим.

Видео Кумбха Мела

(в Праяге), символизирующее очищение души и тела.

Корни Кумбха-мелы уходят в глубокую древность. В ведийской религии праздник кувшинов ассоциируется с битвой богов и асуров за кувшин амриты , спахтанной из молочного океана . Считается, что капли амриты упали на землю в четырёх местах - в Праяге, Харидваре, Уджайне и Нашике. Первое описание праздника кувшинов оставил в VII веке китайский паломник Сюаньцзан , который отмечал, что празднование сопровождается раздачей милостыни нищим. Великий мудрец Шанкара призывал садху собираться на Кумбха-меле для обсуждения насущных богословских вопросов.

В Аллахабадской Кумбха-меле января 2007 года приняло участие 70 миллионов человек, что является рекордом многолюдности какого бы то ни было собрания в истории. Самый крупный религиозный праздник мира не обходится без эксцессов. Так, в давке во время аллахабадской Кумбха-мелы 1954 года погибло 800 паломников. Нашикская Кумбха-мела 2003 года унесла жизни 39 человек.

Виды Кумбха-мел

Ардх Кумбха-мела проводится каждые шесть лет в Харидваре и Аллахабаде , в то время как Purna (полное) Kumbh (собрание) всегда происходит в Аллахабаде каждые двенадцать лет. В течение 45 дней в январе 2007 года более 70 миллионов индуистских паломников приняли участие в Ардх Кумбха-меле в Аллахабаде , и на 15 января, самый знаменательный день в праздник Макар Санкрати (Шанкрати), участвовало более чем 5 млн.

Маха Кумбха-мела («Великая», «Главная» Кумбха-мела), которая наступает после двенадцати «Пурна Кумбха-мел», каждые 144 года, также проводится в Аллахабаде . В 2001 году в ней приняли участие около 60 миллионов человек.

Этимология

«Кумбха» это санскритское слово, означающее кувшин, иногда используется как кайлаш. Также это слово означает астрологический знак Водолей в ведийской астрологии, под знаком которого проводится фестиваль. Слово «мела» означает «собрание», «встреча» или просто «ярмарка».

Последние Кумбха-мелы

1894


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кумбха-мела" в других словарях:

    На кумбха меле 1998 года. Кумбха мела («праздник кувшинов») обряд массового паломничества индусов к святыням индуизма, который проводится раз в четыре года. Целью паломников по очереди становятся города Праяга, Харидвар, Уджайн и Нашик.… … Википедия

    На кумбха меле 1998 года. Кумбха мела («праздник кувшинов») обряд массового паломничества индусов к святыням индуизма, который проводится раз в четыре года. Целью паломников по очереди становятся города Праяга, Харидвар, Уджайн и Нашик.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ганг (значения). Ганг गङ्गा … Википедия

    На кумбха меле 1998 года. Кумбха мела («праздник кувшинов») обряд массового паломничества индусов к святыням индуизма, который проводится раз в четыре года. Целью паломников по очереди становятся города Праяга, Харидвар, Уджайн и Нашик.… … Википедия

    Хинди उत्तराखंड англ. Uttarakhand Герб … Википедия

    Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ … Википедия

    Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направления Вайшнавизм · Шиваизм Шактизм · Смартизм … Википедия

    Рельеф в храмовом комплексе Ангкор Ват в Камбодже с изображением Вишну, его аватары Курмы, девов и асуров во время пахтания м … Википедия

Книги

  • Как отмечают праздники дети по всему миру , Ханачкова Павла, Хараштова Хелена. Дилла отмечает Тимкат в Эфиопии, а Мигель уже танцевал самбу на карнавале в Рио-де-Жанейро и теперь празднует Пепельную среду. Маленькая Миюки у себя в Японии надевает красивое кимоно и печет…

Когда Юпитер совершает полный круг вокруг Солнца и возникает эта заветная (не ветхозаветная, но, несомненно, очень древняя) комбинация, в определённом месте на Земле в радиусе примерно 45 км создаётся завихрение энергии определённого типа, крайне благоприятное для духовной эволюции всех живых существ.

Брызги ледяной воды из священного Ганга перемешиваются в воздухе с невероятным гулом многомиллионной толпы, рёвом слонов и мычанием буйволов, громом барабанов и воем священных раковин. Наконец, завершив ритуал, святые отцы не спеша уходят в свой лагерь. Теперь - самое время искупаться самому. Потому что это таинственный праздник омовения, религиозный фестиваль Кумбха-мела. Первое королевское омовение, Махашива Ратри.

Кумбха-мела, которая проходит сейчас в священном индийском городе Аллахабаде, в предгорьях Гималаев, - самое массовое сборище людей на планете, древнейшая живая легенда человечества. Традиция отмечать ярмарку («мелу»), символом которой является Кумбха, или попросту кувшин, уходит корнями в незапамятные времена, которые даже в богатой и древней истории Индии сейчас считаются доисторическими - легендарными, ибо хронологическое время в те времена ещё как бы не началось. Это было мифическое, сказочное, карнавальное «время оно», время живое, относительное, про которое в русских сказках говорится «долго ли, коротко ли». Тогда не происходили события, тогда создавались легенды и совершались чудеса самого разного масштаба, которые можно понимать и так, и этак - смотря с какой стороны подойти.


Индийские легенды повествуют о масштабнейших мегабитвах, которые происходили в то время с применением колдовского и атомного оружия, мантр и маны, накопленной за время аскез. История о Кумбха-меле - как раз такая многослойная, живая и не совсем понятная легенда с блокбастерной битвой, чудо, которое происходит прямо сейчас, а также, как это ни парадоксально (относительное время!), повторяется каждые три года в разных местах в стране чудес - Индии.

Поле битвы - Земля

Легенда «Самудра мантам», связанная с Кумбха-мелой, описана в таких авторитетных древнеиндийских текстах, как Бхагавата-пурана, Махабрахара и Вишну-пурана. Она гласит, что когда-то, в те незапамятные времена, боги, жившие ещё на земле, потеряли часть своего могущества из-за наложенного на них проклятия, лишившего их силы и храбрости. Брахма (бог-священник, обладающий совершенным знанием ритуалов) посоветовал им пахтать доисторический молочный океан вселенной с целью добыть амриту - чудесный эликсир бессмертия. Чтобы выполнить эту непростую задачу, боги заключили временное перемирие с асурами - демонами (или, точнее, титанами), и заручились поддержкой царя змей - Васуки. Гигант Васуки (не про него ли пел Джим Моррисон The snake is long, seven miles?) обернулся вокруг легендарной оси вселенной - горы Мандара, демоны взялись за голову, боги за хвост, и процесс пошёл...


Через 1000 земных лет (а для богов пролетело всего 100 лет) работа была завершена - из загустевшего молока появилось множество чудесных артефактов, а вслед за ними и божественный целитель Дхавантари собственной персоной с кумбхой (кувшином), полным амриты. Перемирие, естественно, тут же было забыто, и началась битва, продолжавшаяся 12 лет. В конце концов божественной птице Гаруде (которая носит на своей спине Вишну) удалось завладеть кумбхой с амритой и улететь с ней за тридевять земель. По другой версии, сам Вишну превратился в божественную красавицу Мохини, красота и чувственность которой затмила разум демонов, и боги хитростью завладели кувшином. Как было на самом деле, сейчас уже никто точно не знает, но в любом случае в ходе всех этих событий четыре капли нектара упали на землю в разных местах Индии: в Аллахабаде, Насике, Уджайне и Харидваре, а судьба мира была (в который раз!) спасена. Вот это событие и празднуют индусы, собираясь на Кумбха-мелу - ярмарку Кумбхи, или кувшина. Когда планеты возвращаются (каждые 12 лет) в специфическую позицию, соответствующую этому событию, вода в определённых местах становится той самой амритой (хотя, к сожалению, и менее мощной по воздействию!), и все, кто верит в эту легенду, совершают там ритуальное омовение.


Звёздное небо над головой

Занимательная история. Но что за дело нам, людям XXI века, создавшим атомную бомбу и iPhone, до всех этих преданий старины глубокой? Ответ прост: легенда Кумбха-мелы жива до сих пор, «попасть в неё несложно, никому не запрещается», и для этого не нужно быть каким-то Индианой Джонсом. Проверить «эффект Кумбха-мелы» очень просто: надо только искупаться в Ганге в определённом месте в определённое время. Считается, что такой несложный ритуал - или «эксперимент» (для любителей науки!) - способен в корне изменить жизнь отдельного индивидуума. А также, как ни ничтожен он в масштабах вселенной, и положение дел в целом по Галактике. Яркий пример проявления так называемого эффекта бабочки, когда незначительное событие становится причиной, порождающей гигантские последствия!


Надо сказать, некоторые так и оставались тут с концами - известна история об одном русском, который в Варанаси лишился всего, включая разум. Очнулся в выгребной яме. Потом попрошайничал. Ему повезло встретиться с милосердным соотечественником, который помыл, накормил и помог восстановить паспорт. Но, вообще говоря, с этого часто начинаются истории в духе «Как я стал садху» - оказался в Варанаси, осознал бессмысленность прежней жизни, деньги раздал и пошёл куда глаза глядят.

Индусы верят, что «искупавшийся» человек - уже не тот, что был вчера: он сделал один гигантский шаг навстречу своей личной и всемирной духовной эволюции, которая, в отличие от эволюции Дарвина, не приводит к выживанию и доминированию отдельных сильнейших особей и видов, а ведёт к процветанию и счастью всех живых существ во вселенной.

Что же позволяет делать такие далеко идущие выводы? С точки зрения науки Кумбха-мела - это определённое взаимное положение различных планет нашей Солнечной системы, в том числе Солнца, Луны и Юпитера. Кумбха-мелу нельзя перенести или отменить, открыть или закрыть: она возникает сама, независимо от людей и невзирая на их наличие или отсутствие на планете. Возникает, когда Юпитер входит в созвездие Водолея (в индийской астрологии, Джотиш, оно называется Кумбха, «кувшин»), Солнце - в созвездие Козерога, а Луна - в созвездие Овна. И тут уж, как говорится, кто не успел, тот опоздал: «звёздные врата» открываются и закрываются без предупреждения, не как в Московском метрополитене.


Точное время начала и завершения такого парада планет (а следовательно, и купания в Ганге) составляет от полутора до трёх месяцев и определяется каждый раз заново ведущими священниками-астрологами. Они также вычисляют и другие детали грядущего мероприятия, в том числе даты главных купальных дней, так называемых королевских снанов, когда водица в Ганге особенно «нектарна». Информация такого рода секрета собой не представляет и свободно распространяется в Индии.


Кумбха-мела бывает разная - иногда более, иногда менее мощная по воздействию: опять же в зависимости от положения планет. Происходит это событие в одном из четырёх городов - Харидваре, Аллахабаде (Праяге), Уджейне и Насике. Причём нужно учесть, что такие астрономические события действительны только для определённого места на планете: к примеру, купание в Москве-реке в то же самое время, скорее всего, не принесёт желанной благодати!


Настоящая, так называемая пурна (полная) Кумбха-мела проходит раз в три года. Таким образом, фестиваль делает полный круг и возвращается в начальную точку (это связано с периодом вращения Юпитера). Между полными Кумбха-мелами каждые шесть лет происходит также ардха (половинная) Кумбха-мела, а также обычная (маленькая) Кумбха-мела каждые три года в каждом из четырёх указанных мест.


Хочу отметить, что положение планет в период Кумбха-мелы в целом благоприятно, конечно, не только на территории Индии. В это время хорошо даётся медитация и другие йогические практики.

Одетые в Prada, одеты в небо

Но довольно цифр и астрологии. Самое важное в Кумбха-меле - это всё-таки люди. Вымазанные пеплом и вооружённые трезубцами садху, престарелые паломники в шерстяных шапочках и простые индусы в левых левайсах, а также вездесущие немецкие туристы в клетчатых рубашках, хитрые торговцы и жалкие попрошайки, горделивые солдаты и усатые бандиты, одетые в реальное золото махараджи и прорывающие реальность аскеты, одетые, как говорят в Индии, «в небо», то есть щеголяющие в чём мать родила... В этом смысле легенду составляют сами люди, все, кто приходит на праздник, который, по индийской легенде, не пропускают также боги и демоны - участники той самой славной 12-летней битвы «за Кувшин всевластья».


Когда Юпитер совершает полный круг вокруг Солнца и возникает эта заветная (не ветхозаветная, но, несомненно, очень древняя) комбинация, в определённом месте на Земле в радиусе примерно 45 км создаётся завихрение энергии определённого типа, крайне благоприятное для духовной эволюции всех живых существ.

Вода обладает свойством быстро менять свою структуру в связи с астрономическими событиями. Поэтому чтобы получить бонусы от Кумбха-мелы, достаточно искупаться в любом водоёме, а лучше всего в священной реке Ганге или Ямуне в заданный момент, в заданном месте.


Особо увлечённые граждане «для верности» делают ещё и несколько глотков «завихрённой» водички; тут уж, как говорится, не отвертишься. Хотя, с другой стороны, «если туп, как дерево, родишься баобабом», как пел Высоцкий: состояние сознания в момент купания играет основополагающую роль, и гарантии просветления никто (и ничто) не даёт.

Характерно, что каждый получает от Кумбха-мелы по заслугам: в ком-то пробуждается интерес к духовным материям, кто-то впадает в самадхи , кто-то теряет шлёпанцы, кто-то - платиновую «Визу», а кого-то могут и задавить в многомиллионной толпе: «космическая икра» своих не жалеет. Голливуд уже давно взял на вооружение (и давно заездил) сюжет о том, как кто-то теряет родственников на многолюдной и хаотичной Кумбха-меле - своеобразный аналог нашей «Иронии судьбы, или С лёгким паром».


Кто-то теряет, а кто-то находит. Известен факт, что Лахири Махасайя, духовный учитель знаменитейшего йога Парамахамсы Йогананды (написавшего «Автобиографию йога»), встретил на Кумбха-меле своего будущего гуру - легендарного и бессмертного мастера крийя-йоги Махаватара Бабаджи (не путать с другим, просто Бабаджи), который, по преданию, находится сейчас в пещере в Гималаях, в совершенном состоянии самадхи... Боги же, невидимо присутствующие на празднике, по слухам, просто получают удовольствие от божественной игры Всевышнего, выразившейся в форме невообразимого скопления двуногих.


Кроме благоприятного положения планет, крайне желанным считается и благословение святых отшельников (садху), которые прерывают свои суровые аскезы и спускаются с гор, чтобы поучаствовать в божественной игре. В главные дни праздника - королевские снаны - проходит незабываемый «голый парад» садху, когда одетые в небо отшельники, покрытые пеплом и украшенные гирляндами цветов, проходят, потрясая ритуальным оружием, по городу, непрерывно распространяя вокруг себя волны шакти - мощнейшей целительной энергии, которую они накопили за десятилетия своих йогических практик. Опять же, чтобы воспринять шакти (и чтобы она пошла на пользу, а не стала комом в горле!), необходим особый настрой. Но что и говорить, даже самый скептически настроенный турист на Кумбха-меле невольно становится немного «индусом» - так насыщена сама атмосфера духовными вибрациями. И в этом ещё один слой многоуровнего чуда живой легенды Кумбха-мелы.


Чтоб сказку сделать былью

В этот раз, в отличие от всех предыдущих фестивалей, создано организованное представительство иностранцев на Кумбха-меле как полноправных участников действа. Кстати, как это ни парадоксально, основную массу «форенеров» - чужестранцев - составляют россияне и украинцы (а также японцы). Наши граждане в большинстве своём примагничиваются к лагерю крайне популярного сейчас так называемого Пайлота Бабы (ударение на последнее «ы»!). В молодости Бабá, получивший от родителей имя Капил Адвайт, служил в индийских ВВС и сбил немало пакистанских самолётов в 1965-м и 1971-м, а потом перешёл, говорят, на полёты без помощи летательных аппаратов - силой йогической практики.


На прошлой Кумбха-меле Пайлот Бабá проехал по улицам Харидвара в роскошной золочёной колеснице в компании своих преданных учеников и учениц. Опять же значительную часть удостоившихся составили наши земляки. Что бы это ни было: стремление получить «халявное самадхи», очередное celebrity madness или истинное религиозное чувство - присутствие наших духовно озабоченных соотечественников на празднике не может не радовать.

А уж индийское правительство, надо отдать им должное, не ударило лицом в грязь, чтобы не опозориться перед иностранцами и своих граждан не обидеть. Огромные средства были выделены на благоустройство территории, превышающей 130 квадратных километров; освещение подведено на более чем 300 гектаров земли. Здесь вырос гигантский палаточный лагерь, множество госпиталей (по слухам, власти опасаются вспышки свиного гриппа); в районе фестиваля расквартированы более десяти тысяч полицейских, медиков, пожарных и солдат спецподразделений, в том числе специальная группа по борьбе с терроризмом. На Ганге были дополнительно возведены более дюжины новых мостов и созданные искусственные бетонные острова.


Для более-менее безопасного купания населения были созданы специальные огороженные «лягушатники»; прочные металлические кованые цепи свисают с бетонного берега в самых популярных местах омовения. Без этих предосторожностей чуть-чуть зазевавшихся пилигримов тотчас бы смывало безжалостно бурным ледяным потоком. Кроме того, по реке постоянно курсировали надувные моторные лодки со спасателями - на случай, если кто-то будет тонуть. Можно только сказать «спасибо» администраторам, которые не поленились значительно увеличить купабельную площадь и вообще освободить гораздо больше места для религиозно настроенных граждан.


Могучая кучка

Традиционно Кумбха-мела - это, конечно, в первую очередь время, когда люди купаются в «нектарной» воде и запасают её на три года вперёд: масштабы водозабора таковы, что правительство даже вынуждено было принять особые ограничительные меры, дабы Ганга не обмелела настолько, чтобы в ней невозможно было искупаться!

Лакшми появилась из молочного океана. Её называют «дочь океана», «лотосоокая», «та, кто носит золотую гирлянду». Царь небес Индра усадил её на достойное место. Священные реки Ганга и Ямуна приняли человеческий облик и поднесли богине процветания свои чистые воды в золотых кувшинах. Земля в образе женщины преподнесла ей все целебные травы и растения. Варуна, повелитель вод, подарил ей гирлянды, вокруг которых вились шестиногие шмели, опьянённые мёдом.

Но исторически Кумбха - это ещё и повод для встречи святых отцов на своего рода собор, где решаются всевозможные религиозные и социально-просветительские вопросы, с тем чтобы потом передать решение совета населению на местах. Уважение к садху в Индии таково, что для многих, особенно сельских жителей, сохранивших веру (в том числе в легенды), слово отшельника - непререкаемый закон.

В этот раз на повестке дня обсуждение наболевшего зелёного вопроса - проблемы загрязнения источников священных рек Ганги и Ямуны, а также Гималаев в целом. Нектар нектаром, а потребительские качества священной воды падают с каждым годом. Так, в Варанаси, как стало известно в ходе исследования, завершённого и обнародованного в январе этого года, вода заражена смертельно опасными бактериями и фактически непригодна для питья. Другим насущным вопросом является таяние гималайских ледников, в том числе ледника Гомукх, где находится священный для индусов исток Ганги.


Как отметил в интервью Times of India глава секты Нагих аскетов Сохам Бабá, «садху, которые поднимаются в верхние части Гималаев, чтобы медитировать, знают, насколько плохо дело».

«Кумбха-мела - идеальное место, чтобы заявить наш протест», - отметил он. Остаётся только надеяться, что протест нагих отшельников не останется неуслышанным среди невероятного гула многомиллионной толпы, рёва слонов и мычания буйволов, грома барабанов и воя священных раковин, который мешается в воздухе с водяной пылью священной Ганги...

Ближайшие будущие Кумбха-мелы (информация уточняется):

2015 год, с 15 августа по 13 сентября. Главный день - 13 сентября.
2016 год, с 22 апреля по 21 мая. Главный день - 21 мая.