Кто является создателем я концепции. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Я-концепция - относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др. свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности .

    Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

    - самооценка

    - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции :

    Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

    Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

    Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский : Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов "Я" является различение "Я -реального" и "Я -идеального", а также различение "материального Я" и "социального Я".

1.интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко:человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса : самоуважение = успех

притязания

человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства). Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Чем слабее или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение - выполняет эго-защитный механизм рационализации.

4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взамопереходы.

Понятие смысловой интеграции подчеркивает системность и ценностно-смысловой характер, неразрывную связь между когнитивными (что, насколько и благодаря чему осознается) и мотивационными аспектами Я-к. Разная субъективная значимость разных аспектов Я позволяет людям находить оптимальные для себя направления самореализации. Дифференцированно-избирательная система личных ценностей и самооценок позволяет большинству людей сохранять высокое самоуважение, независимо от своих жизненных поражений и неудач.Формирование, развитие и изменение Я-к. обусловлено социальной средой. Человеческое Я осознается в контексте отношений как идентичность (Я или не Я) и как потенциальное взаимодействие Я – другой.

Формы Я-концепции:

Могут быть также частные виды (профессиональное Я) и рассогласование ожжет стать источником внутриличностного конфликта или фактором самосовершенствования.

Степени развития самосознания (для сравнения уровня развития самосознания у разных людей или на разных стадиях развития у одного и того же человека) (Розенберг):

    степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; чем больше качеств, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень самосознания.

    степень отчетливости образа Я, его субъективная значимость для человека; один человек много думает о себе, старается целенаправленно формировать себя, у другого рефлексия не развита, он действует, руководствуясь непосредственными побуждениями или логикой ситуации. Объекты рефлексии также могут разниться: один озабочен свое внешностью, другой – умственными способностями, третий –моральным обликом.

    степень внутренней цельности, последовательности образа Я; т.к. человек видит себя под разными углами зрения его самосознание противоречиво, но характер противоречий может быть разным: один вариант – осознание расхождения в степени развития каких-либо свойств (человек знает, что у него недостаточно развиты какие-либо качества и старается их развить), другой вариант – человек осознает, что присущие ему свойства в принципе не совместимы друг с другом (высокий уровень притязаний при низкой оценке своих способностей в значимой сфере деятельности).

    степень стабильности образа Я, устойчивости его во времени

Образ Я многозначен, он включает в себя телесное чувство, образ тела, самотождественность, протяженность (мои мысли, мои вещи, моя религия). Образ Я, который складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, других людей и оценивание собственного поведения.

Основные направления исследования физического облика:

    тело как хранилище Я, как граница личного пространства

    внешность

    тело как носитель символических знаков

Роджерс : важно для развития Я-концепции:

Потребность в позитивном внимании, - условия ценности (м. причинить вред),- безусловное позитивное внимание.

Механизмы защиты: искажение восприятия и отрицание (+ рационализация – «профессор несправедливо ставит мне оценки»).

Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я-концепции - образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценка или принятие себя. Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Три главных элемента Я -концепции:

    Когнитивная составляющая - образ Я - представление индивида о самом себе.

    Эмоционально-оценочная составляющая - самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

    Потенциальная поведенческая реакция - те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции:

    реальное Я (представление о себе в настоящем времени),

    идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы),

При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции :

    Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

    Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

    Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Кон: Я-концепция как установка включает:

а) знание о себе в) планы поведения по отношению к себе

б) эмоциональное отношение к себе

Она уникальна и специфична для каждого человека.

Механизмы формирования Я-концепции:

    интериоризация чужих оценок - теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

    социальное сравнение – проявляется двояко:

    • человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса : самоуважение = успех

притязания

      человек сравнивает себя с другими людьми

    самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

    смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

Формы Я-концепции:

Реальное Я – каким человек видит себя в данный момент

Идеальное Я – каким хотел бы быть

Возможное Я – какое Я кажется ему возможным

Фантастическое (=воображаемое) Я – если бы все было возможно

Динамическое Я – каким я стану, достигнув поставленную цель

Представляемое Я – то, то репрезентируется окружающим

Билет №28 . Идентичность: феноменология, функции, этапы становления, теории.

Эриксон понимал идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я", что, естественно, предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Он рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

Стадии личностного развития по Э. Эриксону

1. Базисное доверие против базисного недоверия . В соответствии с теорией Эриксона (1963) основы личностного развития человека закладываются на первой стадии, которая длится от рождения до 18 месяцев. В этот период ребенок должен приобрести чувство базового доверия к окружающему миру. Это является основой формирования позитивного самоощущения. Чувство доверия к миру служит ребенку опорой для приобретения нового опыта, гарантией правильного перехода к следующим фазам развития. Иначе он не сможет с легкостью и охотно обращаться к новым видам деятельности. В окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе.

2. Развитие автономии (автономия против стыда и сомнения) Вторая стадия развития ребенка длится от полутора до трёх-четырёх лет. В этот период ребёнок осознаёт свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Но жизненная активность ребёнка может быть и не безупречной, в результате чего он сталкивается с неодобрением со стороны окружающих.

Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Иными словами, ребёнок должен перейти от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности, когда он начинает осознавать себя как автономное существо, способное совершать определённые действия. В этом возрасте ребёнок стремится делать всё по-своему, с негодованием отвергает попытки кормить его, одевать, держать за руку на прогулке, открывать ему дверь. Мы постоянно слышим от него: «Я сам, я сам!»

В этот период ребёнок особенно нуждается в благожелательной поддержке, в воодушевлении. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили к появлению излишней застенчивости и сомнению в собственных силах. Развитие самоконтроля должно происходить без ущерба для формирования позитивной самооценки.

Твердость необходима, поскольку надо уберечь ребёнка от возможных неприятностей, которые могут произойти в результате отсутствия определённого опыта и способности правильно ориентироваться. С другой стороны, взрослый должен поощрять стремление ребёнка прочно встать на ноги, поскольку в противном случае он может быть подавлен чувством стыда и неловкости от своих неудачных действий, сомнениями в собственной ценности для окружающих его близких людей.

Итак, согласно Эриксону, у дошкольника должны развиться, во-первых, основополагающее чувство доверия к окружающему миру, в особенности к родителям, а во-вторых, чувство автономии, реализующейся в определенных рамках. Оба эти достижения повышают самооценку, поскольку ребёнок чувствует себя окруженным теплом и заботой родителей и уверен в своей компетентности относительно определенного круга задач. Одобрение родителей и одобрение себя самого соединяются как в фокусе в формировании ощущения собственной ценности.

Я-концепция (образ «Я») — это обобщенное представление человека о самом себе.
В структуре Я-концепции выделяют следующие компоненты:
1) когнитивный (самопознание);
2) эмоционально-ценностный (самоотношение, самооценка);
3) поведенческий (саморегуляция).
В структуре Я-концепции выделяют также три основные модальности:
1) Я-реальное (представления индивида о том, каков он есть);
3) Я-идеалъное (представления индивида о том, каким он хотел бы быть);
2) Я-зеркальное (представления индивида о том, каким его видят другие).
Одним из важнейших компонентов Я-концепции является самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и своего места среди других людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний — желаемым уровнем самооценки личности, проявляющимся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.
Изучение: первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат У. Джемсу. Личностное Я он рассматривал как соединение двух компонентов: Я-сознающее и Я-как-объект. Джемсу принадлежит оригинальная формула самооценки: Самооценка=успех/притязания. Следователь-
но, человек может улучшать представления о себе, либо увеличивая числитель дроби (добиваясь успеха), либо уменьшая знаменатель (снижая уровень притязаний).
В начале 20 в. социолог Ч. Кули предложил теорию зеркального Я. Он полагал, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
Психолог Д. Мид также считал, что самоопределение человека осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека.
С взглядами Кули и Мида во многом соглашался Э. Эриксон. При этом проблему Я-концепции он рассматривал сквозь призму Я-идентичности, которая возникает у ребенка при общении со взрослым.
Решающую роль Я-концепции в жизни и развитии человека провозгласил К- Роджерс. Он подчеркивал важность объективизации самооценки, чему способствует принятие индивида, его «личной самости» другими людьми.
Исследованием Я-концепции занимались и отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. А. Реан, И. И. Чеснокова и др.

Лекция, реферат. Понятие Я-концепции кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Понятие образа-Я и Я-концепции. Проблема формирования самооценки.

План ответа

    Понятие образа-Я.

    Понятие Я-концепции.

    1. Структура Я-концепции.

Ответ:

    Понятие образа-Я.

Телесное выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к двум годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Формирование отношения к себе происходит в течение дошкольного возраста, считает себя «хорошим» или признает себя «неумехой»; в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношений к нему окружающих, прежде всего родителей, братьев, сестер. В школьном возрасте происходит существенное изменение «Я – образа» в зависимости от успехов / неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников к ребенку. Если ребенок способен добиться успеха в учебе, он включает трудолюбие в качестве составной части в свой «Я – образ».

    Понятие Я-концепции.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (англ. self-concept) – развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Понятие Я-концепции родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Значительное влияние на становление этого понятия оказали также символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид) и концепция идентичности (Э. Эриксон). Однако первые теоретические разработки в области Я-концепции бесспорно принадлежат У.Джеймсу, разделившему глобальное, личностное Я (Self) на взаимодействующие Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

      Я-концепция как совокупность самоаттитюдов.

Я-концепцию часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом, выделяют в ней 3 структурных компонента:

1) когнитивный компонент - «образ Я» (англ. self-image), к которому относится содержание представлений о себе;

2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);

3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).

      Структура и развитие Я-концепции.

Я-концепция – целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепции. Например, Р. Берне представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершиной является глобальная Я-концепция, конкретизирующаяся в совокупности установок личности на себя. Эти установки имеют различные модальности:

1) реальное Я (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле);

2) идеальное Я (каким я хотел бы и/или должен стать);

3) зеркальное Я (каким меня видят др.).

Каждая из этих модальностей включает ряд аспектов – физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я. Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств, служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний. В зависимости от того, на каком уровне - организма, социального индивида или личности - проявляется активность человека, в Я-концепции выделяют:

1) на уровне «организм-среда» - физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

2) на уровне социального индивида - социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

3) на уровне личности - дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются так же, как 2 составляющие Я-концепции. (В. В. Столин): 1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с др. людьми и 2) «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности. Выделяются также динамическое «Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «презентируемое Я» («я-маска», каким я себя показываю другим), «фантастическое Я», триада хронологических Я: Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее и т. п.

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция формируется под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего, детско-родительских отношений. Однако достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения – и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение.

    Проблема формирования самооценки.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

    Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья. В классической концепции Джеймса (1890) представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение - реальных достижений индивида к его притязаниям. Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такой подход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Ч. Кули (1912) и Дж. Мида (1934).

    Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Введение

Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что феномен я – концепции окончательно не изучен по сей день и требует более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа.

Цель исследования: анализ теоретических подходов к пониманию Я – концепции и ее структуры в психологической науке.

Объектом исследования является Я – концепция личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по исследуемой проблеме

2. Выявить взгляды отечественных и зарубежных авторов на сущность Я – концепции.

3. Определить специфику структуры Я – концепции.

Основоположником изучения «Я – концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое и «Я» – познающее, подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.

Также вклад в исследование феномена я – концепции внесло множество различных ученых, так или иначе касающихся вопросов самосознания личности, и изучающих его с различных позиций, таких, как: У. Джемс, Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Т. Шибутани, Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон…

Наконец, человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий.


Глава 1 Теоретические подходы к изучению Я – концепциив психологической науке

На данном этапе развития психологии проблематика Я – концепции привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Не все авторы используют термин «Я – концепция», также для обозначения этой содержательной области применяются термины «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.

Я – концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательная составляющая Я – концепции – образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, – самооценка или принятие себя. Я – концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем.

Как отмечает Бернс, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я – концепции три главных элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. Когнитивная составляющая установки – образ Я – представление индивида о самом себе.

2. Эмоционально – оценочная составляющая – самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. .

Я – концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая функцию регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения.

Категории «Я – концепции» базируются, подобно любой категоризации, на восприятии внутригруппового сходства и межгруппового различия. Они организованы в иерархически классифицированную систему и существуют на разных уровнях абстрагирования: чем больший объем значений охватывает категория, тем выше уровень абстрагирования, и каждая категория включена в какую-то другую категорию, если она не является самой высшей.

И.С. Кон раскрывая понятие «Я» как активно-творческое, интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

1) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» – активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

2) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства – объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я – концепция» .

Рефлективное «Я» – своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования – система ценностных ориентаций в частности.

И.С. Кон поднимает вопрос о том, может ли индивид адекватно воспринимать и оценивать себя, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания – регуляторно-организующей и Эго-защитной. Чтобы успешно направлять свое поведение, субъект должен обладать адекватной информацией, как о среде, так и о состояниях и свойствах своей личности. Напротив, Эго-защитная функция ориентирована преимущественно на поддержание самоуважения и стабильности образа «Я» даже ценой искажения информации. В зависимости от этого один и тот же субъект может давать как адекватные, так и ложные самооценки. Пониженное самоуважение невротика – это мотив и одновременно самооправдание ухода из деятельности, тогда как самокритика творческой личности – стимул к самосовершенствованию и преодолению новых рубежей.

Структура феноменального «Я» зависит от характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. В свою очередь, процессы самопознания включены в более объемлющие процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа строения его представлений о себе, его «Я – образов», его отношения к самому себе. .

Признание и принятие всех аспектов своего аутентичного Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я – концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполнят функции прояснения и утверждения самоидентичности, а его конкретные формы, причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности – противоречивости, зрелости самосознания. Психологические конфликты тогда становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я – образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я – концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Возможно возникновение конфликта между любыми, образовавшимися в результате дихотомического противопоставления, аспектами личности.

Отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, являясь в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность, согласовывая и упорядочивая внутренние ценности личности, принятые ею в отношении самой себя.

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кто Вы? Поскольку Вы - уникальное и сложное создание, у Вас есть много возможностей дописать предложение "Я - …". (Вы могли бы дать пять ответов на этот вопрос? Каких?) взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется Вашей Я-концепцией.

Я-концепция - это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе , система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция - это "теория самого себя".

Я-концепция содержит следующие компоненты:

1) когнитивный - представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, целях и намерениях, и т. д.

Так, девушка, "знающая" о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это "знание" внушили ей явно необъективные любящие родители. Подросток, "знающий", что супермодные джинсы в его среде котируются как атрибут личностной состоятельности, будет ожидать своего личностного принятия от окружающих уже в силу того, что на нём соответствующая обновка.

Восприятие человеком самого себя, убеждения, с помощью которых он определяет самого себя, представляют собой шаблоны сознания - Я-схемы. Наши Я-схемы - наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё - активно влияют на то, как мы обрабатываем информацию.

Если занятие спортом является центральной частью Вашей Я-концепции, то Вы, скорее всего, будете обращать внимание на то, насколько натренированы фигуры других людей и какие спортивные навыки они демонстрируют. Вы будете без труда вспоминать эпизоды, связанные со спортом, и живо интересоваться информацией, соответствующей этой Я-схеме.

2) эмоционально-оценочный - позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.), сформированные в результате сопоставления эталонных ценностей с индивидуальными качествами.

3) поведенческий (волевой) - последовательность самореализации, стремление сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следование своей жизненной стратегии, стремление быть понятым, завоевать симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе.

В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более частные её виды, например, профессиональная Я-концепция, которая также может быть реальной и идеальной.


Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.

Формирование, развитие и изменение я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Наиболее фундаментальным является влияние семьи. Причём это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или доминирующей) социальной средой ребёнка, но и в дальнейшем. С возрастом всё более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах .

Социальные факторы, влияющие на Я-концепцию:

Социальные роли, выполняемые личностью,

Социальная идентификация,

Социальные сравнения,

Успехи и неудачи личности,

Мнения окружающих о личности,

Культура, к которой принадлежит личность.

Социальная роль - совокупность действий и отношений, предписанных различным участникам в социальном окружении, представление о предписанном шаблоне поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации на основании занимаемой им в социальном или профессиональном взаимодействии позиции. Роль задаёт права и обязанности человека в соответствующих ситуациях, определённую модель поведения.

Приступая к исполнению новой роли - студента колледжа, родителя или продав-ца, - мы поначалу можем чувствовать себя "не в своей тарелке". Однако посте-пенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ро-лью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались.

Я-концепция включает не только персональную идентичность (представление о своих личных качест-вах), но и социальную. Социальная идентификация (социальные определения "Я") - расовая и конфессио-нальная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. - подразумевают определение того, представителем каких социальных групп вы являетесь в обществе.

Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более мно-гочисленной группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа является большинством, мы реже задумыва-емся над этим. И единственная женщина в группе мужчин, и единственный кана-дец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный черно-кожий студент в группе, где все остальные - белые, так же как и единственный белый студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этни-ческую идентичность и реагирует соответственно.

Социальные сравнения - один из способов определения личностью оценки своих качеств и своей принадлежности к различным социальным группам.

Окружающие нас люди помогают нам вырабо-тать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окру-жающими, мы решаем, чем отличаемся от них. В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В при-сутствии невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глу-пых - умными, в присутствии бессердечных - заботливыми.

Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы исключительно одаренными людьми. Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престиж-ные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чув-ствовать угрозу самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!

Успехи и неудачи , прежитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и вы-полнить намеченное -значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей - значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным.

Примеры :

Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше кон-тролируют ситуацию.

Успех в научных изысканиях под-нимает самооценку студентов относительно своей пригодности для научной дея-тельности, что, в свою очередь, нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов.

Принцип "успех питает самоуважение" привел неко-торых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных "посланий" типа "Ты же молодец!", "У тебя все получится!" повышать самоуважение и сти-мулировать достижения?

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они об-ладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и стра-дают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи.

Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неуда-чи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства - вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи "вскармливают" более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.