Ктитор храма – не послушание, это призвание. Ктитор храма святой преподобномученицы елисаветы в покровском-стрешневе

Мученик Василий родился в 1869 году в городе Москве в семье кузнеца Сергея Иванова. Окончив школу, Василий стал по примеру отца кузнецом. Его кузнечная мастерская была по тем временам достаточно значительной, в ней постоянно работало около десяти человек. Кроме того, у Василия Сергеевича был собственный дом в двадцать четыре квартиры, которые он сдавал, что приносило ему вместе с кузницей достаточный доход. Кузницей он владел до 1930 года, когда стал работать кузнецом в артели. Но не материальные средства были важны для него – заработанные ли тогда, когда он был домовладельцем и владельцем кузницы, или когда он сам стал наемным рабочим-кузнецом, – а спасение души. Несмотря на жестокие гонения, которые развернула против Церкви безбожная власть, Василий Сергеевич не побоялся стать старостой храма.
Узнав, что он не только бывший домовладелец, но и церковный староста, который поддерживает связи с высланными крестьянами, сотрудники ОГПУ под предлогом, что Василий Сергеевич будто бы ведет среди прихожан и жильцов дома контрреволюционную агитацию, 26 марта 1932 года арестовали его и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве.
Отвечая на вопросы следователя, Василий Сергеевич сказал:
– Я, находясь в церковном совете, исполнял обязанности церковного старосты. В жизни церкви я принимаю активное участие как истинно верующий христианин.
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – спросил следователь.
– Нет, не признаю.
В качестве свидетеля был вызван житель дома, он показал: «Иванова я знаю с 1916 года. Я переехал в этот дом, когда Иванов был владельцем этого дома… Иванов человек очень скрытный, безусловно, настроен против советской власти… принимает активное участие в церковных делах, его посещают иногда попы, но больше он сам ходит к попам».
22 июня 1932 года тройка ОГПУ приговорила Василия Сергеевича к трем годам ссылки условно; он был освобожден из-под стражи и вернулся домой. Жил он в то время в одной из квартир принадлежавшего ему когда-то дома на Большой Калитниковской улице. Расположенный рядом с домом на Калитниковском кладбище храм был захвачен обновленцами, и Василий Сергеевич был прихожанином и членом церковного совета храма Вознесения на Гороховской улице.
Во время разгрома Церкви в конце тридцатых годов, когда арестовывались не только священно- и церковнослужители, но и многие из верующих мирян, сотрудники НКВД составили справку, в которой писали, что Василий Сергеевич «среди населения распространяет контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию и духовенство и скорой гибели советской власти, а также проводит денежные сборы для оказания материальной помощи высланным за контрреволюционную деятельность духовенству и монашеству».
По этой справке Василий Сергеевич был 18 января 1938 года арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января следователь во время допроса спросил:
– Чем вы занимаетесь в данное время?
– В последнее время я, как верующий человек, исправляю должность церковного старосты в церкви на Гороховской улице.
– Почему вы не участвуете в жизни церкви, которая расположена рядом с вами, и оказались… в церкви, которая расположена на противоположном конце города?
– Я принадлежу к течению православных христиан, церковь же, расположенная рядом со мной, принадлежит к течению обновленческому, которое я не признаю, а поэтому я оказался избранным в той церкви, в которой я бываю и которую признаю.
– У вас при обыске изъят альбом бывшей царской семьи Романовых. Кому принадлежит этот альбом?
– Альбом с портретами бывшего царя Николая Романова, а также и других членов бывшего царского дома Романовых принадлежит мне.
– В каких целях вы хранили у себя альбом с портретом бывшего царя и членов его семьи?
– Я по своим политическим убеждениям являюсь монархистом, что соответствует моему религиозному убеждению, так как Православная Церковь царя считает помазанником Божиим; из уважения к этому я и сохранял у себя портреты бывшего царя и членов его семьи.
– Ваше отношение к советской власти?
– Советскую власть я признаю, как власть всякую, и ей подчиняюсь.
– Вы полностью разделяете мировоззрение советской власти?
– Полностью мировоззрений советской власти я разделить не могу, поскольку я человек верующий, а советская власть – власть безбожная и отрицающая Бога.
– Что вы по данному вопросу говорили окружающим?
– Об отношении советской власти к религии я с окружающими ничего не говорил, потому что они сами видят, какое отношение советской власти к Церкви, религии и верующим.
– Следствие располагает данными, что вы среди окружающих распространяли контрреволюционные провокационные слухи о якобы имеющемся в СССР гонении на религию. Вы это подтверждаете?
– Я не отрицаю того, что считаю: со стороны советской власти на религию и верующих идет гонение, – но об этом я никому не говорил, это лишь мои внутренние убеждения.
– Вы выражали недовольство советской властью?
– Недовольство советской властью я не выражал.
– Следствию известно, что вы своим знакомым говорили, что советская власть всех разорила. Почему вы скрываете это от следствия?
– Я не говорил, что советская власть всех разорила.
3 февраля были допрошены два жителя дома, в котором жил Василий Сергеевич; они показали, что он «человек религиозный до фанатизма. Среди окружающих лиц распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы имеющемся гонении на духовенство и верующих в Советском Союзе. Он говорил: «До чего мы дожили, за каждое слово сажают в тюрьму, а после подвергают пыткам; если ты верующий, то тебя за это также арестовывают и сажают в тюрьму, а после высылают в отдаленные места Советского Союза”».
14 февраля тройка НКВД приговорила Василия Сергеевича к расстрелу. Ктитор храма Вознесения на Гороховом поле Василий Сергеевич Иванов был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

игумен Дамаскин (Орловский)

КТИТОР (греческий ϰτήτωρ, буквально - основатель, создатель), в православной традиции владелец или покровитель духовного учреждения (монастыря, храма, благотворительного заведения), построивший или восстановивший его на собственные средства. Институт ктитора получил распространение уже в эпоху ранней Византии (существуют, например, папирологические данные о практике ктиторства; особый статус ктитора был признан законодательством Юстиниана I). Выступать в качестве ктитора могло как частное лицо (мирянин или клирик), так и церковный институт. Ктитор имел ряд полномочий, обусловленных правом собственности («ктиторское право»): он определял состав клира или обслуживающего персонала, назначал настоятеля (игумена), единолично распоряжался доходами от экономической деятельности, мог передать основанное им учреждение по наследству. В обязанности ктитора входило содержание клира (персонала), покупка церковной утвари и прочего необходимого имущества. Если ктитор строил монастырь, то ему принадлежало право составления монастырского устава (типик, диатаксис, диатипосис). Ктиторские уставы регламентировали административно-хозяйственную деятельность монастырей и в ряде случаев, учитывая существовавшую традицию, устанавливали правила монашеской аскезы (соблюдение постов, порядок приёма пищи в обычные и праздничные дни, келейное правило). Особая часть уставов была отведена монастырскому или храмовому богослужению, за которым обязательно поминалось имя ктитора. В византийскую эпоху помимо личных духовных мотивов строительство ктиторских монастырей было выгодным способом вложения средств, т.к. монастыри защищались законом от конфискации и прочих злоупотреблений со стороны светских властей и нередко наделялись налоговыми и судебными иммунитетами.

Одним из наиболее известных в истории ктиторов был византийский вельможа Григорий Бакуриани (2-я половина 11 века), написавший устав основанного им Петрицонского монастыря (Банковский монастырь). Этот устав сохранился в греческой, армянской и грузинской редакциях.

В России термин «ктитор» в исконном (византийском) значении известен со 2-й половины 14 века (само явление, вероятно, возникло гораздо раньше). Позднее ктитором иногда называли церковного старосту, избираемого прихожанами, а также назначаемых военным начальством лиц, которым вверялось управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства.

Изображения ктиторов (иногда портретные) в скульптуре, мозаике, фреске, иконописи, часто с символическим изображением постройки в руках были распространены в искусстве Византии, Древней Руси, средневековом искусстве стран Балканского полуострова. Ктитор обычно предстоит перед Христом, Богоматерью или святыми.

Лит.: Типик Г. Пакуриана / Введение, пер. и коммент. В. А. Арутюновой-Фиданян. Ер., 1978; Galatariotou С. Byzantine Ktetorika Туpika: А comparative study // Revue des etudes byzantines. 1987. Vol. 45; Thomas J. Р. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Wash., 1987; Byzantine monastic foundation documents: а complete translation of surviving founders’ typika and testaments: / Ed. J. Thomas, А. С. Hero. Wash., 2000.

В 2009 году, после того, как во время ремонтных работ в Покровском-Стрешневе был обнаружен белокаменный фундамент старинной церкви, Игорь Ашурбейли испросил благословления Патриарха Московского и Всея Руси и взял на себя все расходы по восстановлению храма.

Храм Преподобномученицы Елисаветы возведен и содержится на средства Игоря Ашурбейли, что полностью отвечает традиции ктиторства, зародившейся в древней Византии. В переводе с греческого «ктитор» означает создатель, содержатель.

В России ктиторами иногда называли церковных старост, однако слово не утратило и своего первоначального значения. В XVIII и XIX столетиях в Российской империи существовал целый институт ктиторов - частных лиц, которые вкладывали деньги в строительство храмов и брали на себя заботу об их содержании и ремонте. Среди ктиторов были представители самых знатных фамилий и именитые купцы. Почти при каждой загородной богатой аристократической усадьбе возводился храм, прихожанами которого становились владельцы поместья и окрестные жители.

Ныне ктиторов в нашей стране единицы, - говорит владыка Марк, митрополит Рязанский и Михайловский, настоятель Храма Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе. - Люди больше знакомы с понятием «благотворитель». Но благотворитель - это человек, который оказывает помощь храму лишь на каком-то этапе. Деятельность же ктитора имеет системный характер, постоянную основу. Он берёт на себя всю ответственность, все тяготы по содержанию храма. Игорь Ашурбейли - из тех редких людей, которые возрождают эту традицию и оказывают неоценимую помощь Русской Православной Церкви.

Памятники архитектуры Византии и Руси донесли до нас изображения ктиторов - в основном это фресковые портреты на стенах древних храмов.

На рубеже XX и XXI веков храмовое искусство в России вступило в период Нового Возрождения. Расписывая церковные своды, современные иконописцы опираются на традиции мастеров средневекового христианского Востока, используя в то же время накопленный веками опыт западно-европейского искусства и русского авангарда.




Медальон «Господь Вседержитель» - фрагмент фресковой росписи ктиторского притвора Храма Св. Елисаветы. Автор фото Валерий Фёдоров

Интерьер Храма Святой Елисаветы - яркий пример Нового Возрождения. Создавая внутренне убранство храма, художники из объединения «Скиния» - выпускники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, смело синтезировали стили, взяв за основу так называемый 3-й помпейский стиль, используемый при оформлении древних палаццо. В него умело вплетены мотивы, присущие константинопольским соборам.

Игорь Ашурбейли также является ктитором Храма в честь Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, расположенного в селе Хирино Шатковского района Нижегородской области на Родине его предков по материнской линии.

Ктитор

по первоначальному значению (от греч. κτίζω строю, созидаю, или от κτίομαι - приобретаю) - создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями. Иногда этим именем называются церковные старосты в приходских церквах; преимущественно же и специально название Ктитора носят лица, которым вверяется управление хозяйством и внешним порядком в церквах военного ведомства. Отличие их от церковных старост состоит в том, что последние в приходских церквах избираются прихожанами, а К. назначаются военным начальством, которому и дают отчет, совместно с причтом, во всех операциях по хозяйству полковых церквей, насколько оно ведется на средства полка. В тех полковых церквах, при которых имеются приходы (например, Преображенский собор в СПб.), существуют одновременно и старосты, и ктиторы.

Н . Б - в.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ктитор" в других словарях:

    - (греч., от ktitzo строю, основываю). Староста церковный, или лицо, на счет которого выстроен храм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КТИТОР греч. ktitor, от ktitzo, строю, основываю. Староста… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. ktitor, букв. основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или украшен (иконами, фресками, предметами прикладного искусства) православный храм. Изображения ктитора, в том числе портретные, иногда с моделью постройки… … Художественная энциклопедия

    Создатель, основатель, староста Словарь русских синонимов. ктитор сущ., кол во синонимов: 4 основатель (18) … Словарь синонимов

    КТИТОР, ктитора, муж. (греч. ktetor (хозяин) (церк. офиц). Церковный староста. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Муж., церк. староста; употр. в городах. Ктиторша жен. жена церк. старосты. Ктиторов, ему принадлежащий; ктиторский, к нему относящийся. Ктиторство ср. званье церковного старосты; хозяйственое попеченье о храме. Ктиторить, быть церк. старостою.… … Толковый словарь Даля

    - … Википедия

    Церк. староста, диал. титар, китар, др. русск. ктиторъ основатель (монаст.) (Сузд. грам. 1382 г.; см. Срезн. I, 1356), цслав. ктиторъ, хтиторъ. Заимств. из греч. κτίτωρ основатель, а не из κτήτωρ владелец; см. Хацидакис, ᾽Αθηνᾶ 21, 441 и сл.;… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (греч. ktítōr, буквально основатель, создатель) лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. Изображения К., в т. ч. портретные, распространены в средневековом искусстве (см. также Донатор).… … Большая советская энциклопедия

    М. Церковный староста. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ктитор, ктиторы, ктитора, ктиторов, ктитору, ктиторам, ктитора, ктиторов, ктитором, ктиторами, ктиторе, ктиторах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Главная церковная и ризничная опись церкви св. мученика Мирона Л.-гв. егерского полка , Кутепов. Главная церковная и ризничная опись церкви св. мученика Мирона Л.-гв. егерского полка / Сост. ктитор полк. С. И. Кутепов G 38/98:Санкт-Петербург: тип. Спб. акц. общ. печ. делаЕ. Евдокимов,…
православного храма или монастыря или на его украшение иконами , фресками , предметами декоративно-прикладного искусства . Устар. русск. - здатель . В Католической церкви такое лицо называется донатором .

Ктитор-вкладчик пользовался рядом имущественных прав, которые передавались по наследству (доля в доходах и т. д.).

Церковный староста

Изображения ктиторов

В средневековом искусстве Византии , Руси , стран Балканского полуострова и Кавказа были распространены изображения ктиторов, нередко с моделью постройки в руках.

Известные изображения ктиторов, представляющие художественную или историческую ценность.

  • Армения
    • Скульптурные изображения ктиторов на внешней стене Церкви Ншана (монастырь Ахпат , X век).
    • Горельефные изображения ктиторов на щипце восточного фасада храма Аменапркич (монастырь Санаин).
  • Болгария
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Калояна , его супруги севастократорицы Десиславы в Боянской церкве , Бояна.
    • Фресковые портреты ктиторов боярина Радивоя, его жены, детей и софийского митрополита Калевита в Кремиковском монастыре .
    • Фресковые портреты ктиторов севастократора Деяна и его жены Дои в Земенском монастыре .
  • Турция
    • Рельефные изображениями ктиторов на соборе грузинского монастыря Ошки .
  • Грузия
    • Рельефные изображения ктиторов на фасаде храма Джвари .
  • Молдавия
    • Фресковые портреты ктиторов Церкви Успения в Каушанах (XVIII век).

См. также

  • Patron - спонсор, уважаемый клиент (не только в значении босса или патрона)

Напишите отзыв о статье "Ктитор"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ктитор

– Иди, с миром, сын светлых людей – Светодар. Я рад, что встретил тебя. И печален, что прощаюсь с тобой... Я даровал тебе всё, что ты в силах был постичь... И что ты в силах отдать другим. Но это не значит, что люди захотят принять то, что ты захочешь им поведать. Запомни, знающий, человек сам отвечает за свой выбор. Не боги, не судьба – только сам человек! И пока он этого не поймёт – Земля не станет меняться, не станет лучше... Лёгкого тебе пути домой, посвящённый. Да хранит тебя твоя Вера. И да поможет тебе наш Род...
Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.