Как правильно встретить Пасху: нельзя плакать и выкидывать скорлупу.

Традиции и обычаи в России делают этот праздник одним из главных в году для всех православных людей. Этот день имеет глубокий религиозный смысл для миллионов верующих. Поэтому празднованию Пасхи в России уделяется большое внимание.

До принятия христианства в славянской культуре существовал особый день, который символизировал приход весны и зарождение новой жизни. Наши предки отмечали его в конце марта - первых числах апреля, так как именно это время считалось началом пробуждения природы после долгой и холодной зимы. Мужчины раскладывали большие костры, стараясь вымолить благосклонность своего главного покровителя - Солнца.

А женщины выбирали самую красивую молодую девушку, раздевали, обливали ключевой водой, украшали ее тело травами, вплетали в косы полевые цветы. И проводили особый ритуал, где новоиспеченная богиня весны должна была обойти с плугом деревню, чтобы подарить земле плодородие и пробудить к жизни все растения.

Первоначально уходит корнями к событиям, описанным в Ветхом Завете. Отмечать этот праздник начали древние евреи после того, как Моисей вывел свой народ из Египта. Дословный перевод слова пасха с древнееврейского - избавление.

Но торжество, которое чтит весь христианский мир, никак не связано с иудейским освобождением от ига египтян. История и традиции празднования пасхи, которые соблюдают католики, протестанты и православные, относятся к периоду, отраженному в Новом Завете. Главный смысл - торжество жизни над смертью, которое проявилось в бессмертии Сына Божьего, воскресшего на 3 день после распятия на кресте.

День Пасхи называют Воскресением Господнем. Известны и другие варианты: Светлая, Святая или Пасха Христова. В странах, где исповедуется католицизм или протестантизм, день, когда воскрес Спаситель, отмечают немного раньше. Это связано с тем, что православная культура ведет отсчет времени по григорианскому календарю. Отправной точкой становится весеннее Равноденствие. В первое воскресенье после полнолуния, которое наступило вслед за Равноденствием, празднуется Пасха в России.

Обычай отмечать день воскрешения Иисуса Христа появился в нашей стране очень давно. Празднование Пасхи на Руси стало проводиться после крещения, которое принял князь Владимир. Сначала славяне с недоверием восприняли новую религию. Традиции празднования Святой Пасхи прижились не сразу. Этот праздник часто сопровождался языческими ритуалами, не имевшими ничего общего с христианской верой.

Постепенно пасхальные традиции пришли в соответствие с требованиями православия. Сегодня, как несколько веков назад, празднование Пасхи в России имеет определенный порядок, которому подчиняются все верующие.

Олицетворяет собой начало новой жизни. Этот день знаменует окончание самого долгого поста. Последние 6 дней перед Светлым праздником называются страстной неделей. Это самые строгие дни Великого поста, когда верующие не просто отказываются от животной пищи, а переходят на хлеб и воду. Православным полагается воздерживаться от веселья и усердно молиться.

Страстная седмица одновременно является началом подготовки к Воскресению Христову. Одна из главных пасхальных традиций - встречать этот день, полностью избавившись от всего ненужного. Речь идет не только о чистоте помыслов, но и порядке в прямом смысле слова. В четверг, именуемый чистым, принято мыться на рассвете. В старину жители деревень с первыми лучами солнца специально шли к ручью, чтобы смыть с себя грехи.

В этот день православным полагается убрать жилище и выбросить ненужные вещи. С четверга начинают готовить главные блюда для предстоящего торжества: печь куличи и красить вареные яйца.

Пасхальные символы: яйца и куличи

Главные составляющие праздничного стола - крашеные яйца и куличи, без которых не обходится Пасха, традиции предписывают готовить накануне торжества и предварительно освящать в церкви. Эти нехитрые блюда стали символами Светлого дня.

Сегодня православные считают их просто вкусным угощением, которое можно позволить себе после Великого поста. В старину куличи и разноцветные яйца имели глубокий религиозный смысл. Традиции праздновать Пасху с этими особыми символами объясняются библейскими преданиями.

Угощение

Значение

Кулич Считается, что апостолы после вознесения Христа на небо всегда клали кусок хлеба на стол во время трапезы, оставляя его для воскресшего учителя. Поэтому кулич является олицетворением этой святой пищи.
Творожная пасха В некоторых регионах к празднику готовят творожную пасху с изюмом или цукатами. Она имеет форму трапеции, символизируя Гроб Господень.
Крашеные яйца Легенда гласит, что Мария Магдалена подарила его императору, сообщив новость о чудесном воскрешении Иисуса. Считается, что с тех пор красное яйцо у православных также является символом Гроба Господня, который снаружи был каменным и мертвым, но внутри содержал живую душу Спасителя.

Красный цвет на Руси издавна считался цветом солнца, жизни и возрождения. Чтобы придать яйцам насыщенный красный оттенок, их варили в луковой шелухе. И в настоящее время этот обычай сохранился, хотя существует много других, более современных способов окрашивания пасхальных яиц.

За несколько дней до Христова Воскресения готовили только куличи и крашенки (так называли в старину пасхальные яйца). Их полагалось освятить накануне праздника. Тот, кто чтил все обряды на Пасху, всегда отдавал часть праздничных угощений нищим. Это считалось благим делом, ведь Светлое Воскресение Спасителя - всеобщее торжество, а значит, неимущие тоже должны иметь возможность отметить его по всем правилам.

Праздничный стол всегда был богатым. Люди, державшие Великий пост, могли позволить себе выпить вина или медовухи, отведать мясные и рыбные блюда. К обеду подавали холодные закуски, холодец, пекли пироги с различными начинками. В некоторых деревнях было принято закалывать ягненка, запекать его по старинным рецептам и угощать всех друзей и соседей.

Пасхальные ритуалы

Главные особенности того, как празднуют Пасху в России, пришли к нам из древности. Основным местом встречи Великого Воскресенья становится храм. Прихожане приносят с собой куличи и яйца, которые батюшка освещает в ходе торжественной . Она начинается вечером в субботу и продолжается до раннего утра. Эта служба называется Всенощной. Православные стараются надеть светлые вещи, чтобы в праздничной одежде встретить благую весть.

Около полуночи вся округа оглашается звоном колоколов, а священник объявляет всем собравшимся, что Христос Воскрес из мертвых. В этот момент наступает Пасха. Прихожане вслед за служителями церкви, несущими хоругви, выходят на Крестный ход.

Обойдя 3 раза вокруг храма, православные начинают поздравлять друг друга со спасением Иисуса. В народе этот ритуал называется христосованием. По традиции младший обращается к старшему со словами «Христос Воскресе!», в ответ слышит «Воистину Воскресе!». После такого традиционного приветствия принято 3 раза поцеловаться в обе щеки.

Ранним утром прихожане возвращаются домой, где накрывают праздничный стол. Пасху принято встречать в кругу семьи. Раньше в этот день в дом старших в роду съезжались все близкие, даже из самых дальних уголков страны. Сегодня Светлое Воскресенье отмечают более узким кругом, но праздник остается одним из главных семейных торжеств в году.

В советский период и 90-е гг. было принято ходить на кладбище в Пасху. Сегодня церковь говорит о том, что делать этого не нужно. Ведь для поминовения усопших существует специальный день. Родительская суббота отмечается вскоре после главного православного праздника.

По празднуют 7 дней. Этот период называют . Она заканчивается Красной горкой. В это время на Руси было принято играть свадьбы, так как этот небольшой отрезок времени предварял следующий религиозный пост и время, когда крестьяне начинали сеять зерно.

Сегодня семидневную пасхальную неделю соблюдают только глубоко религиозные, воцерковленные люди. Но 1 воскресенье после окончания Великого поста отмечают практически в каждой семье, в которой исповедуют православие.

Праздничные советы от «МК»

В воскресенье православные отметят один из двух самых больших религиозных праздников - Пасху. Воскресение Христово наравне с Рождеством - самые светлые и торжественные дни для верующих. Те, кто регулярно посещают храмы, знают, что в действительности на протяжении всего Великого поста идут постоянные службы, так как церковь рассматривает это время не столько предназначенное для ограничений в еде, сколько для молитв и покаяния. Особенно активная церковная жизнь идет в так называемую Страстную неделю - последнюю перед Пасхой. Но тем не менее служба непосредственно в ночь с субботы на воскресенье является самой главной и торжественной.

Помещение церквей специально готовят для этого праздника. Разумеется, помещения заново убирают и чистят. Огромное значение предается тому, как убрать перед Пасхой церковь цветами. В действительности, это - отдельное искусство и оно также имеет свои каноны. В отличии от католический и протестантских церквей в православных храмах флористическое оформление не является доминирующим, его делают таким образом, чтобы не отвлекать людей от созерцания икон и от того, что говорит священник. Обычно допускаются цветы слева и справа от иконостаса и у царских врат. Также цветами украшают особо почитаемые иконы. Перед Пасхой в Страстную пятницу украшают цветами плащаницу. Ее допустимо обвить гирляндой из головок белых гвоздик и мелких хризантем, добавив немного зелени. В некоторых храмах принято обвивать плащаницу гирляндой из 33 гвоздик (по числу лет земной жизни Христа), в других используют гиацинты. В любом случае цветы должны быть белыми.

Непосредственно к торжественной пасхальной службе церковь убирают более красочно. Во многих храмах наряду с надписью «Христос Воскресе!», выложенной лампочками, точно также выкладывается эта надпись и из цветов.

Верующие также могут принести в храм цветы. Однако есть сорта, которые запрещены для украшения церквей, это - ядовитые растения и те, которые упоминаются при заговорах, например, багульник, белена, сон-трава, плакун-траву и т. п.

Куличи, пасхи и крашенные яйца освящаются в субботу. В этот же день прихожане исповедуются и причащаются. Около двенадцати часов ночи начинается Пасхальная Литургия во славу Иисуса Христа. Предваряется она крестным ходом. Ровно в 00:00 часов по местному времени священник провозглашает – «Христос Воскресе», а паства отвечает – «Воистину Воскресе». Тем, кто пришел на службу, рекомендуется отстоять ее до конца.

Разговляться, для тех, кто постился, можно после Литургии и причастия. Делать это рекомендуется небольшим количеством пасхи, кусочком кулича, яйцом. Можно съесть немного рисовой или пшенной молочной каши. На Пасху церковь разрешает употребляться в пищу все, включая небольшое количество алкоголя. Врачи же настойчиво рекомендуют плавно выходить из поста, как минимум в течении недели. Начинать следует с жикдких молочных продуктов, потом добавлять сыры и творог, следом рыбу и лишь потом мясо и алкоголь.

На Пасху церковь призывает всех радоваться и веселиться, ибо считается, что этот праздник ознаменует собой победу жизни над смертью. Запрещено грустить, тосковать, надо наоборот принимать гостей, угощать их (кстати, часть пасхальных яств необходимо оставить в церкви после освящения), дарить подарки.

Любопытно, что церковь не одобряет выбрасывать освященную скорлупу от яиц. Ее можно сжечь например, на приусадебном участке, и закопать пепел там, где не хоодят люди и животные. Или опустить в речку.

Смотрите видео: Красим яйца: мастер-класс от Мисс Россия

У каждой народной приметы на Пасху есть своя маленькая предыстория, подтверждающая священную тематику главного церковного торжества. Дожидаясь наступления праздника, скоротайте время за изучением подмеченных предками предзнаменований - они откроют вам совершенно невероятную сторону пасхальных традиций.

В преддверии Пасхи - приметы, традиции, обычаи страстной седмицы

Светлому Воскресению Христову предшествует строгий семинедельный (40 дней) пост, во время которого души человеческие очищаются от скверны и становятся ближе к Господу. Последняя перед Пасхой неделя (седмица) является самой строгой, Страстной. Как же нужно провести эти шесть, оставшихся до праздника дней - смотрите основные предписания.

Понедельник

С утра было принято выйти во двор и оценить погодные условия: яркое солнце на чистом небосклоне предвещало теплый и урожайный год. А молодым людям, задумавшим сыграть свадьбу в текущем году, примета прочила счастливую и богатую семейную жизнь.

Начинайте наводить порядок - это время подходит для мелкого ремонта поизносившейся домашней утвари, для придания виду жилища новизны.

Хотите достатка и сохранения молодости - налейте воду в посуду, сделанную из серебра (можно золота) и умойтесь ею - так делали наши предки.

Вторник

День, подходящий для подготовки праздничного одеяния. Можете решить, какой наряд наденете, отправляясь в церковь. Постирать, выгладить убранство, подшить - если необходимо. Если времени работа займет немного - можете продолжить уборку в доме.

Среда

Даже если идеальной чистоты в жилище вы еще не добились, постарайтесь вынести из помещения весь хлам и мусор - избавьтесь от прошлого. Затем можете отправиться за покупкой яиц и сопутствующих атрибутов (краски, наклеек, свечей, форм для куличей).

Четверг

Главная примета Чистого дня: если в доме пыльно и не прибрано - весь год будешь в грязи жить.

Знахари советуют в данные сутки готовить . Поставьте порошок в холщовом плотном мешочке в разогретую духовку, подержите 10 минут, затем охладите и освятите соль в церкви.

Пользоваться волшебным минералом можно до следующей Пасхи: он подойдет для снятия порчи, сделанной при помощи подклада (достаточно обработать подозрительный предмет), очистки жилища от негатива, лечебных процедур (полоскания воспаленного горла или прогревания больного участка тела).

Повсеместно трудолюбивые хозяюшки пекут пасхи (обязательно из творога), красят и расписывают яйца. Чтобы сдоба вышла удачной - сбылась примета о благополучной жизни - перед тем, как приступить к замесу теста, кулинар обязательно должен прочесть святую молитву, а помещенную в форму заготовку отправить выпекаться со словами: «Господь, благослови!»

Девушке, желающей найти суженого, приметы советуют сохранить нестираным полотенце, которым она вытиралась после утреннего купания (умывания). Когда пойдете на торжественную службу, захватите рушник с собой, положив туда кулич и яйца. Отдайте все это нищим на паперти - вскоре будете готовиться к свадьбе!

На Чистый четверг удачны стрижки - волосы будут гуще и здоровее, поэтому в старину было принято остригать впервые деток, которым недавно исполнился годик.

Пятница

В строгую Страстную Пятницу одним отказом от пищи вы не отделаетесь. В этот день человечество скорбит о смерти Христа, поэтому все увеселительные мероприятия, даже прослушивание музыки и прогулки запрещены. Принято весь день проводить дома, в молитвах, постоянно зажигая свечи во всех помещениях.

Запрета на выпекание куличей в Пятницу нет - главное, прочтите «Отче наш» и испросите благословения у Всевышнего. Если предпочитаете поддержать старинные традиции - пеките сдобу в дровяной печке. Оставшуюся после выпекания золу приметы рекомендуют сохранить и использовать как магическое средство, снимающее порчу, приворот, сглаз и исцеляющее от алкоголизма.

Следите, чтобы пасхальные куличи не пригорели и корка на них не потрескалась - согласно суеверию, семья целый год счастья знать не будет, если выпечка не получится.

Людям, страдающим болями суставов или поясницы, целители советуют взять достаточно большой отрез ткани (чтобы можно было потом обвязаться) и обмести им углы. Эту тряпку используйте в качестве согревающего пояса или обтирайте ею больные ноги после бани, ванны.

Суббота

Весь день и до конца пасхальной службы скорбь по Спасителю продолжается. Спать ложиться нельзя, даже если вы не собираетесь идти в церковь на всенощную - чтобы удачу привлечь.

Как только главный религиозный момент окончания великой скорби свершится - благодатный огонь вынесут в Иерусалиме из гроба Господня - наступает черед всеобщего ликования и празднования воскрешения Иисуса. Около иконы обязательно ставится «канунчик» - кувшин с медом. В него помещается зажженная свеча - так поминаются усопшие.

В радостной суете воскресенья постарайтесь запомнить все происходящее вокруг вас. Возможно, один из знаков откроет перед вами завесу будущего. Прочтите народные примету на Пасху. Погода, еда, животные, судьбоносные события - то, что подметили наши мудрые предки, может пригодиться и вам.

Приметы погоды на Пасху

Самое первое, на что обязательно обращали внимание люди, погодные условия в праздник. От того, каким будет Великодень, зависит не только выбор одежды для похода в церковь, но и последующие сезоны года.

  • Встретите восход солнца - весь год беды знать не будете.
  • Закат увидите разноцветный - ждет большая удача.
  • Ясная погода - на жаркое лето, облачная – на холодное, сухое лето.
  • Дождь на Пасху - конец весны будет дождливый, а урожай ржи богатым.
  • Гроза в Пасху или на Светлой неделе - на позднюю, сухую осень.
  • Снег до Пасхи весь с полей сошел - к богатому урожаю.
  • Много звезд в Пасхальную ночь - еще заморозков ждите.

Торжественное богослужение - поверья для исполнения желаний

Посещение святых мест - неотъемлемая часть праздника Пасхи. Собираясь в дорогу и будучи в храме, вы можете ускорить приближение заветной цели - приметы помогут.

  • Любителям поспать предостережение: проспите утреннюю службу, до конца года на везение не надейтесь!
  • Храните купленные в церкви свечи - ими можно «чистить» жилище, ставить их у постели больных, чтобы быстрее шли на поправку, снимать .
  • Когда молитесь в церкви, искренне просите у Бога того, чего хотите - все светлые, добрые желания он исполнит.
  • Если девица хочет замуж, она должна произнести, стоя в церкви:

«Воскресенье Христово! Ниспошли мне жениха холостого!»

  • Обратите внимание, как происходит целование со встречными людьми: если знакомый поцелует вас сначала в левую щеку - он относится к вам не особо позитивно, возможно, даже питает неприязнь.
  • Влюбленным нельзя на дороге целоваться - примета сулит расставание. Целуйтесь под сенью деревьев - будете счастливы в браке.

Пасхальные приметы и поверья о деньгах

Чтобы стать любимчиком фортуны и избавиться от проблем с деньгами, попробуйте выполнить в день торжества следующие действия:

  • Подайте просящему у церкви монетку.
  • Придите из храма раньше соседа (еще и долгожителем, согласно примете, станете).
  • Разговевшись, выйдите на улицу и посмотрите вокруг - что первым привлечет внимание, тем и начните заниматься - дело будет прибыльным и удачным.
  • желающие омолодиться и разбогатеть женщины должны умыться из емкости, в которой лежат монеты и крашанки;
  • Хорошо бы с утра попасть на колокольню и ударить в колокол - предки верили, что, попросив от чистого сердца у Всевышнего здоровья, достатка, новой любви или мира в семье - получишь желаемое.

Есть и спорные приметы на деньги на Пасху, которые помогают игрокам, кладоискателям и мошенникам:

  • кладоискатели брали пасхальные яйца с собой на промысел - говорят, волшебное действие символа праздника таково, что все черти, охраняющие клад, разбегаются при приближении человека с яйцом в руках, и ценности легко приметить;
  • азартные соискатели баснословных выигрышей, собираясь к заутрене, клали под пятку в обувку пятак.
  • вор старался в праздник что-нибудь украсть из церкви - якобы такой поступок сделает его фартовым и неуловимым.

Более бесстрашные святотатцы брали в церковь карточную колоду и совершали следующее: только священник выходил из алтаря в светлом одеянии и произносил впервые: «Христос Воскресе!», игрок бросал в ответ: «Карты здеся!» На повтор главного пасхального клича, картежник отвечал: «Хлюст здеся!» Третьей ответной фразой безбожника были слова: «Тузы здеся!»

После долгого поста веряне с особым воодушевлением приступали к поглощению приготовленных на праздник яств, однако, не забывали о приметах, способных повлиять на будущее благотворно.

  • Начинать разговляться нужно всей семьей, и каждый обязательно должен съесть кусочек кулича и яйцо свяченое, чтоб круглый год лад в доме был.
  • Первой разрезали пасху - и отдавали корове, чтобы та много молока имела.
  • Если у пары долгое время нет детей, женщина должна поставить дополнительную тарелку на стол и положить на нее кусочек пасхи, сказав: «кулич - детишкам». Покушав, сдобу раскрошите птицам.
  • Свяченый нож после обеда прятали. Если летом наблюдали град, сопровождаемый громом, быстро бросали во дворе крестом кочергу и лопату, между которыми нож вонзали. Так орудие приобретало силу, и им легко можно было убить кабана.
  • Закончив трапезу, крестьянин два часа не пил - чтобы на жатве воды много не хотелось.
  • Скорлупу от свяченых яиц собирали и привязывали к палкам, которые устанавливали на огороде - чтобы черви в земле не плодились.

Однозначно повезет малышу, рожденному на Пасху - удача будет сопутствовать счастливчику всю жизнь: он станет знаменитым и даже сможет изменить историю человечества, если момент его рождения придется на полдень.

Как празднуется пасхальная неделя - смысл в приметах

Поеданием свяченых куличей Пасха не заканчивается - праздник продолжается целую неделю, которая в народе слывет Светлой, Пасхальной, Великоденской, Великой, Радостной, Славной, Вкусной.

Наряду с обычаями ходить в гости, угощаться вином и деликатесами, веселиться и прославлять Христа, христиане поминали усопших, сватались, наблюдали за домашними животными, подмечали знаки, которые упоминаются в многочисленных приметах.

Ежедневно, расчесывая волосы, пожилые люди говорят:

«Сколько на гребне волос, столько внуков пошли мне, Господь!»

Крестьяне на Пасхальной неделе гоняют кур с насеста ­на рассвете - чтобы лучше неслись.

Если незамужняя девушка всю седмицу в руки соль не возьмет - они потеть не будут.

Губы у красавицы зачешутся - к любовным поцелуям. А если ей приснится, как она целуется с кем-то - вскоре с ней произойдет какой-то неприятный казус.

Понедельник и четверг - дни для похода на погост. Чтобы помянуть умерших родственников, на могилки несут кувшинчики со свечами, красные пасхальные яйца (три), сладости.

Обязательно раскрошите крашанки на кладбищенской земле, чтобы их могли съесть птицы. В эти дни не шьют и не стирают, чтобы не навредить покойникам на том свете.

Хотите научиться какому-то ремеслу - идите в понедельник в храм. Когда батюшка скажет «Христос воскрес!» вместо ответного «Воистину!» говорите свое желание.

А во вторник можно было повстречаться с домовым. Достаточно, согласно поверью, залезть на чердак с горящей свечой.

Немощные старики мечтали умереть на пасхальной неделе - считалось, что душа, освобожденная от телесной оболочки в такое время, сразу оказывается в раю.

Если свататься в праздничные дни позволялось, то венчания церковью были запрещены. (наступает сразу после Великоденской седмицы) - приметы обещали обручившимся парам счастливую семейную жизнь.

Напоследок учтите: напиваться, ругаться и просто громко кричать в праздничные дни нельзя - иначе навлечете на себя Божий гнев. Помните основную причину Светлого торжества и будьте достойны Христовой жертвы!

Рассказывает Елена Кузьминична Фролова, матушка протоиерея Михаила Фролова, клирика Петропавловской церкви г. Самары:

Пасху мы всегда все очень ждем. В Пасхальную ночь идем на службу, детей брали с пяти лет с собой, теперь берем внуков. Такая радость необыкновенная в душе, и все вокруг радуются, целый день перезвон колоколов. Даже не знаю, есть ли большая радость, чем когда в храме впервые запоют "Христос воскресе из мертвых". До Пасхи - пост. Посты у нас всегда соблюдались строго. А в Пасху разговляемся. День Пасхи мы всегда отмечаем дома, никуда не ходим, отдыхаем, вечером тоже идем на службу. Готовимся к Пасхе заранее. Яйца красим в Чистый Четверг луковой шелухой, минут десять. Раньше дети раскрашивали яйца красками, вырезали крестики и наклеивали, а теперь появились цветные наклейки.
Каждый год мы готовим творожную пасху, обычно в пятницу с пяти часов вечера. Пасха получается нежная и в то же время плотная. Очень важно, чтобы все продукты для нее были свежие, не кислые (я обычно покупаю их в пятницу утром) и не из магазина, а с рынка. Тогда пасха будет стоять в холодильнике целую неделю и не испортится, всю Светлую Седмицу мы ее едим.

Пасха
1 кг творогу деревенского; 8 желтков вареных; 300-400 граммов сливочного деревенского масла; 1 стакан сахару; 1 - 1,5 стакана желтого изюму без косточек; 200 граммов деревенской сметаны; ванилин.
Творог, желтки и масло два раза перекрутить через мясорубку. Добавить сметану, сахар, перемолотый в кофемолке, изюм и ванилин. Все тщательно перемешать руками, выложить в двойную марлю и подвесить на ночь на 10-12 часов. Утром положить под пресс на 2-3 часа. Набить плотно в специальную форму для пасхи, лучше деревянную, часа на три, а потом снять форму и можно нести пасху освящать в храм. Если нет формы, выложить в посуду горкой. Хранить в холодильнике. Пасха получается плотная, как сыр, мы ее едим ложкой. На нашу семью мы обычно делаем большую пасху, на 3-4 килограмма творогу.

Рассказывает Алевтина Тимофеевна Куликова, мать трех самарских священников - протоиерея Александра, протоиерея Сергия и иерея Илии Куликовых:

Мы жили в Большой Глушице Самарской области. Ходили на ночную Пасхальную службу в церковь, а утром выбегали смотреть, как солнце играет. Мама обязательно шила мне к Пасхе новое платье, с рюшечками, шестиклинку по тогдашней моде. В этот день у нас даже ярые коммунисты притихали, они тоже чтили Пасху и встречали ее дома. Приготовить на Пасху угощение мог только тот, у кого была корова. Но все друг друга выручали, давали что-то в подарок. Сноха известной подвижницы тети Паши Дмитриевской Зоинька принесет нам молока. На Пасху была радость, все чувствовали душой эту радость. Мама красила яички луковыми шкурками, добавляла постного масла, у нее яички получались рябые, одно красивее другого. На Пасху мама всегда пекла куличи и делала лапшевник. Печку истопит, уже закрывать заслонкой, и ставит лапшевник. Испечет тонкие блинчики, порежет их как лапшу, складывает в небольшую жаровню, зальет сливками, яйцами, сливочным или топленым маслом. Поставит лапшевник, а мы сидим и ждем, когда же он будет готов. Сверху он запеченный, очень вкусный.

Рассказывает матушка духовника Самарской епархии протоиерея Иоанна Букоткина (2000 г.) Мария Дмитриевна:

Как я всегда любила Пасху! Когда батюшка в церкви крикнет: "Христос Воскресе!" - у меня волосы вставали дыбом. Нет слов высказать эту радость. А если еще мой духовный отец протоиерей Александр Ильин выйдет и яичко крашеное даст, так целую неделю не ходишь, а летаешь от радости. Сейчас, мне кажется, нет такого. Пусть мы жили в бедности, но не могу выразить, сколько было тогда радости. Я девчонкой была, на Пасху из церкви иду - все христосуются. Даже те, кто обычно смеялся надо мной, что в церковь хожу, на Пасху дадут мне яичко. Как играет солнце с утра в этот день! И все всегда говорили: "Пойдем к Гаврюшовым, они хоть по яичку, а дадут". Мы держали десяток кур, собирали им колоски, бабуля обязательно заколет на Пасху курочку и сделает к ней свою лапшу. Обязательно варили щи. Всегда все собирались у нас, мы жили - три сестры и бабушка, она всех принимала, добрая была. Собирались дети, менялись яичками: "А у меня такое!", "А у меня вот какое!". Яйца красили лучными перьями, эта краска не вредная. Христосовались, радовались, птичка летит, мы и ей кричим: "Радуйся, Христос воскрес!"
К нам с батюшкой Иоанном всегда все приезжали разговляться. Певчие, а я сама в хоре была, мне говорили: "Как хочешь, Димитриевна, мы к тебе разговляться идем". Отец Иоанн всю Пасху был на службе. Ночная служба кончилась, все батюшки ушли, а он ждал еще позднюю, она начиналась с восьми утра. Он так любил служить на Пасху и всю Светлую неделю служил, мы его почти не видели. На Пасху мы его ждем, накроем стол, подогреваем. Внуки: "Ну когда же дедушка придет?" Начало первого - он идет. "Наверное, еле живой?" - "Нет, мать, я еще бы отслужил". Он утешение находил у престола, говорил, что всегда чувствует от него тепло. Батюшка идет не один, обязательно кого-нибудь приведет, мы без людей не были. Говорит зятю Сергею: "Отвези меня в церковь завтра в пять часов утра, видишь, сколько у меня записок". Он и на Пасху поминал. Я старалась, готовила. Пасха - не могу выразить, неописуемая радость, у меня душа выпрыгивала в этот день.
Бабушка в детстве очень хорошо пекла куличи в русской печке. Кто-нибудь нам пожертвует мучицы и просит: "Анастасия Харитоновна, нам куличи испеки и себе испечешь". Есть у меня знакомая кулинарша хорошая, сейчас мы ей позвоним, пусть скажет рецепт куличей.

Так мы позвонили Нине Павловне Ширяевой.

Нина Павловна 30 лет проработала директором 58-й школы г. Самары, сейчас на пенсии. С 50-го года, когда окончила школу и поступила в институт, она научилась у подружкиной бабушки печь куличи. Мамин брат работал шеф-поваром в крупных московских ресторанах. Нина Павловна считает, что готовить - это у нее семейное, это любить надо. Хотя она с утра до ночи пропадала в школе, дома у нее всегда была приготовлена еда. Ее пирожки на Пасхальную неделю заказывают в семье Букоткиных, а ее куличи не раз пробовал и Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Нина Павловна пекла куличи для Иверского монастыря. Обычно она печет куличи в пятницу, допоздна, опару ставит в 12-13 часов. Перед тем, как месить тесто, обязательно помолится.

Кулич для пожилых людей
Он не такой жирный и не такой дорогой, легкий, не плотный и не тяжелый, но тоже вкусный.
Опара на пол-литра рисового отвара (1 стакан риса отварить в 700 граммах немного подсоленной воды на медленном огне, рис откинуть, воду взять для опары). В теплый отвар добавить пакетик дрожжей "Саф-момент" и немного муки (до жидкой сметаны), стоит часа три в теплом месте. Добавляю муки и мешаю (до густой сметаны). Потом кладу 3 яйца, взбитые со стаканом сахара. Еще добавляю муки до того, что чувствую, что мешать надо уже рукой. Добавляю одну пачку размягченного недорогого сливочного масла, 1 пакетик ванилина и по желанию полстакана изюма без косточек. Тесто поставить в теплое место. Когда подойдет второй раз, промешу руками. Тесто не должно быть крутым, оно должно отставать от рук. Тесто надо вымешивать только по часовой стрелке. Еще раз тесто подойдет - раскладываю по приготовленным формам, смазанным очищенным растительным маслом. На дно кладу кружочки из белой бумаги. Как куличи подрумянились сверху - кладу сверху смоченные водой кружочки из белой бумаги, чтобы куличи не подгорели, и пеку дальше, минут 40 - час в не очень горячей духовке. Проверяю готовность деревянной лучинкой.
Для глазури взбиваю белок яйца с сахарной пудрой и горячими намазываю куличи сверху. Для буковок "ХВ" смешиваю ложку глазури с половиной чайной ложки свекольного сока. На такой рецепт получится приблизительно 6 средних куличей. Обычно я пеку на две порции.

Истинный кулич
- крутой, сдобный, может лежать две недели, и ему ничего не будет.
Состав продуктов: пол-литра молока; 1 стакан сливочного масла; 1 стакан топленого масла; 2, 5 стакана сахара; 10 яиц; 50 граммов дрожжей; 1 чайная ложка соли; 1 пакетик ванилина; по желанию 1 стакан изюма или 1 стакан толченых орехов.
Опара. В теплом молоке размешать дрожжи, добавить соль, муку до жидкой сметаны и поставить в теплое место на три часа. Яичные желтки взбить с сахаром и ванилином. Белки взбить отдельно без сахара. Добавить в опару взбитые желтки, взбитые белки, размягченное сливочное масло, муки и замесить тесто. Оно получится крутое. Опять поставить в теплое место. Когда тесто увеличится вдвое, класть изюм. Его предварительно помыть, высушить и немного посыпать мукой, чтобы не был липким и легко вмешивался в тесто. Поставить еще приблизительно на 40 минут. Как еще увеличится в два раза, раскладывать по формам.

Пасхальная ватрушка с творогом
Можно еще испечь пасхальную ватрушку с творогом из нежирного куличного теста для пожилых людей. Тесто сделать в половину пропорции, на один стакан рисового отвара. Для начинки - 1 кг деревенского творога, подвесить его в марле, чтобы сцедить лишнюю воду. Творог хорошо протереть с одним стаканом сахара, добавить 1 стакан деревенской сметаны, изюм, сырое взбитое яйцо и немного муки. Раскатать тесто, положить начинку, защепить и печь в духовке, можно на чугунной сковороде.

Нина Михайловна Калашникова, мать недавно умершего благочинного г. Самары протоиерея Виталия Калашникова , всегда печет на Пасху куличи. При этом молится, а еще говорит так: "Господи, ставь мне Сам куличи", и куличи всегда хорошо получаются. А рецепт такой:1 литр деревенского молока; 200 граммов сливочного масла; 300 граммов топленого масла; одна пачка маргарина "Пышка"; 7 яиц; 800 граммов сахара; 70 граммов дрожжей; ванилин, изюм. В теплом молоке размешать дрожжи, добавить немного муки и добавлять отдельно взбитые каждые со стаканом сахара желтки и белки яиц из общего количества сахара, разогретые жиры, сахар, соль, ванилин, еще муки и долго вымешивать тесто, чтобы оно стало как живое, поставить тесто в теплое место. Когда тесто подойдет в первый раз, его взбить и поставить еще. Когда оно подойдет во второй раз, вмешать туда изюм и можно раскладывать по формам.

Салют в честь Пасхи

Рассказывает монахиня Лидия , вдова протоиерея Иоанна Державина ( 1998 г.), мать одиннадцати детей, - с. Нероновка Сергиевского района Самарской области:

- …Главным блюдом на пасхальном столе у нас всегда была творожная пасха. Особо не мудрили, готовили ее просто: свежий творог отжимали, пропускали через мясорубку, доводили до кипения, добавляли сахар, сливочное масло. Все это кипело минутки полторы, потом добавляли яйца, изюм, ванилин. Массу помещали в выстеленную марлей деревянную форму-пасочницу, сверху клали небольшой груз. К тому времени, когда все приходили с праздничной Литургии, стол уже был накрыт. Огромная - на четыре килограмма! - пасха, пышные куличи, разноцветные яйца. Батюшка Иоанн все это освящал дома. Христосовался со всеми, каждому вручал крашеное яичко.
Готовили мы и другие вкусные кушанья, и мясные блюда, и разнообразную выпечку. Дети у нас очень любят домашнюю выпечку и сами любят печь. Стол был очень красивый: батюшка любил, когда на праздничном столе стояли свечи в декоративных подсвечниках. На Рождество и на Пасху мы обязательно украшали стол свечами.
Батюшка освящал пасхальную снедь - и начиналась трапеза. Вкушали сначала понемногу пасхи, куличиков и яиц, потом уж принимались за остальные кушанья.
Батюшка Иоанн особенно любил Пасху! Как радостно он служил, как возглашал - не только голосом, но всем сердцем!
Утром мы обязательно шли смотреть, как играло солнце. Дети и взрослые забирались на колокольню, звонили в колокола. И какая же была радость в наших сердцах!
В былые времена на Пасху во время крестного хода вокруг церкви было принято салютовать из пушки. И хотя в нашем селе пушки не было, батюшка нашел выход: он посылал на колокольню кого-нибудь с ружьем, и во время крестного хода гремел ружейный холостой выстрел!..
Батюшки нет - но он с нами! Мы подходим к его могилочке у алтаря нашей Казанской церкви, помолясь, идем домой - и не оставляет чувство, что батюшка Иоанн идет вместе с нами, что и он присоединяется к молитве, что разделяет с нами радость Пасхи - праздников Праздника и Торжества из торжеств. И это чувство не только у нас. Многие верующие сельчане до сих пор видят во сне, как батюшка Иоанн служит в церкви, как заботливо обходит храм, осматривает, все ли в порядке. Он и сейчас не расстался с Нероновкой, где служил столько лет. И в день Светлой Пасхи он тоже возглашает: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

Дорога к спасению

У схимонахини Сергии - самарской подвижницы, о которой мы писали в "Благовесте", - я не стала спрашивать кулинарных рецептов. Хотя даже теперь, почти ослепшая, готовит девяностодвухлетняя матушка очень вкусно…

Какая сила в Воскресении Христовом! "Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Вы прислушайтесь только к этим словам и растворите их в своем сердце! Вся земля трясется и все творение плачет, а люди очерствели. Простенько живут, без страха. Не могут понять, что это мы - сущие во гробех. Адам и Ева согрешили преслушанием - и умерли для вечности, тело существует, ест, пьет, работает, - а вечность была для них закрыта. Христос падшие души оживил Своей Кровью. Вот ведь в чем радость этого великого дня!
…У нас была семья большая, в одном доме жили 18 человек. Дедя, да отец с матерью, три сына женатых, и мы, младшие. Дедя старенький был, его на лошади отвозили в церковь. И вот он Литургию отстоит и принесет в свой дом Божию благодать. Все дорожили благодатью, ждали - дедушка привезет из церкви благословение: "Во имя отца и Сына и Святаго Духа!" Не только люди ждали. На дворе у каждого - у бедного и богатого - хозяйство, и все живые существа: и цыпленок, и ягненок, и теленок, - в глаза так и смотрят, жизни просят, ждут Божьего благословения!
Дедя приедет, с праздником поздравит, всех благословит. За стол сядет, расскажет, как служба прошла, что в Евангелии читали.
Отец перед большими праздниками - Рождеством, Благовещением, Пасхой - вечерком пробежит всех стариков: "С праздником!" А они и скажут: "Да что же, Михаил Григорьич, - дожили, что корове и дать нечего. Ни денег нет, ни корма не осталось. Ревет, а нам и нечем покормить ее…"
К другим побежит - в нетопленой избе сидят, не на чем похлебку сварить, полена дров не осталось. Вот он нащупает, у кого какие нехватки, а утром встанет рано да сыновьям наказывает: "Ты вези в церковь дедушку, а вы запрягайте лошадей да везите тому - дров, тому - сенца или соломки, тому - еще какой праздничный подарок…" Так вот всем и поможет праздник встретить в радости.
И вот тоже брат мой покойный, Гавриил. Скажут ему: "Как же ты работаешь в колхозе - и выпиваешь, и беды у тебя никакой не делается?" А он говорит: "За меня все старухи в Колывани молятся!.." Брат молоко с фермы возил, машина ночевала у двора. Он объедет всех старух, послушает - жалуются, в село давно хлеба не привозили. Утром встанет в 3 часа, машину заведет - да к ним: "Давайте сумки да деньги, привезу я вам хлеба! А то в магазин еще две недели не привезут…" - "Вот поэтому, говорит, я и целенький - сколько старух за меня молятся!"
Вот она и дорога к спасению - живи по Божьим заповедям. А Господь за тебя пострадал, Свою Кровь на кресте пролил.
"И сущим во гробех живот даровав!"

Дом, где согреваются сердца

- так говорят о саракташской Обители Милосердия, приютившей пятьдесят детей-сирот в большой и дружной семье протоиерея Николая и матушки Галины Стремских. А как в этой семье празднуют Пасху? На этот вопрос вместо приболевшей матушки Галины по благословению батюшки Николая отвечает одна из первых воспитанниц Обители семнадцатилетняя Настя Стремская:

Подготовили Людмила Белкина и Ольга Ларькина

  • Почему Пасха — главный праздник года.
  • Как происходит Богослужение в Пасху.
  • Как происходит крестный ход.
  • Что такое пасхальный канон.
  • О приветствии и лобзаниях в день Пасхи.
  • Огласительное Слово св. Иоанна Златоуста, читаемое во время утрени.
  • О пасхальных часах и Литургии.
  • Часы пасхальные.
  • Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца.
  • Почему Церковь освящает пасхи и куличи.
  • О семидневном праздновании Пасхи.
  • О поведении православных христиан в Пасху.
  • Что такое артос.
  • Как хранить и принимать артос.
  • Как поминают усопших в дни Пасхи.
  • Как правильно поминать усопших.
  • Как вести себя на кладбище.
  • Как окрасить яйца.
  • Как правильно испечь куличи и пасхи.
  • Как испечь греческий пасхальный пирог.
  • Что приготовить к празднику.

Почему Пасха — главный праздник года

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи.

Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити «.

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех «. Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби «.

Как происходит крестный ход

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити «, Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав «. Затем священнослужители поют стихи:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его»

«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».

«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе «.

Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ «. Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав «.

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Что такое пасхальный канон

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней.

Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!». Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе». Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Огласительное Слово святителя Иоанна Златоуста, читаемое во время утрени

Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, Слово Огласительное, во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится; ибо ничим отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа: и последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует: и дела приемлет, и намерение целует; и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившийся и не постившийся, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай; вси насладитеся пира веры; вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества: явися бо общее Царство.

Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Часы пасхальные

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом свою проповедь.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище «.

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян».

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как окрасить яйца

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц «в крапинку». Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Как правильно испечь куличи и пасхи

Кулич пасхальный

Развести опару на трех стаканах молока, шести стаканах муки и дрожжах. Поставить ее в тепло. Растереть пять желтков с двумя стаканами сахара, одной чайной ложкой соли и душистыми приправами (одна палочка ванили, десять орешков кардамона или же две капли розового масла). Когда опара подойдет, положить в нее растертые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить полстакана чуть разогретого топленого сливочного масла, всыпать шесть стаканов муки, но чтобы тесто не было слишком густое. Выбить тесто хорошенько на столе, всыпать в него полтора стакана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать полежать. Затем положить половину сделанного теста в форму, дать ему подняться до трех четвертей высоты формы и ставить в печь. Из этого количества теста выйдут два кулича.

12 стаканов муки, три стакана парного молока, 50 г дрожжей, два стакана сахара, семь яиц, полстакана масла, полтора стакана изюма, чайную ложку соли, душистые приправы.

Кулич заварной

Накануне в восемь часов вечера залить дрожжи половиной стакана тепловатой воды, дать дрожжам подняться. Заварить полстакана муки полстаканом кипящего молока, хорошенько размешать. Если плохо заварилось, то прогреть немного, постоянно помешивая. Когда дрожжи подойдут, смешать их с тестом, добавить остывшего кипяченого молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оставить для подмазки), подсыпать муки, чтобы получилось густое тесто, размешать его до гладкости и поставить до утра в теплое место подходить, хорошенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто полстакана подогретого, но не горячего, масла и влить понемногу два стакана некрепкого теплого чая, размешанного с тремя четвертями стакана сахара. Всыпать, непрерывно помешивая, почти всю оставшуюся муку. Вывалить тесто на стол или доску и бить его хорошенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выложить тесто в заранее вымытую и обмазанную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оставить тесто подходить. Через час тесто выложить на доску, вмесить в него изюм, еще побить, но осторожно, и дать подойти в той же посуде еще полчаса. Теперь тесто можно разложить в одну или две обмазанные маслом формы, дать тесту подойти, смазать верх кулича яйцом и ставить в печь.

12 стаканов муки, полстакана распущенного масла, два яйца, три четверти стакана сахара, один стакан молока, 50 г дрожжей, два стакана жидкого чая, три четверти стакана очищенного изюма, соль.

Кулич царский

Развести 50 г дрожжей в стакане сливок и поставить из них густую опару на 600 г пшеничной муки, два стакана сливок, толченый кардамон (10 зерен), 1 толченый мускатный орех, шинкованный миндаль (50 г), по 100 г мелко нарезанных цукатов и промытый, отсушенный изюм. Хорошо выбить тесто, и оставить подниматься на полтора-два часа. Потом снова вымесить тесто, положить в смазанную маслом и толчеными сухарями высокую форму. Наполнить форму до половины, дать тесту снова подняться до 3/4 высоты формы и поставить в духовку с несильным жаром.

Куличи из такого сдобного теста лучше выпекать в небольших формах.

Пасха вареная

Все ниже перечисленное размешать, сложить в кастрюлю (лучше с толстым дном), поставить на плиту, довести до горячего состояния, непрерывно помешивая. Убрав кастрюлю с жара, продолжать мешать пасху, пока не остынет, а затем сложить в деревянную форму, положить сверху гнет и оставить на сутки в прохладном месте.

1,2 кг творога, три стакана сливок, 100 г сливочного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.

Пасха с шоколадом

Шоколад натереть на терке или наскоблить ножом, смешать с сахарной пудрой и отставить. Затем взять творог, протереть через решето, смешать со сливочным маслом и сметаной, хорошо размешать, всыпать в творог стакан нарезанных цукатов, шоколад с сахарной пудрой, перемешать все это, чтобы масса имела равномерный цвет. Все сложить в форму, застланную тонкой тканью (кисеей, марлей), вынести на холод и положить под гнет. Через полтора суток пасху вынуть из формы и подавать к столу.

Два килограмма свежего творога, 200 г шоколада, 200 г сахарной пудры, 200 г сливочного масла, два стакана сметаны, один стакан цукатов.

Ванильная пасха

Хорошо спрессованный творог протирают сквозь решето, вливают в него постепенно сливки, смешивают, заворачивают на 12 часов в салфетку, салфетку связывают узлами и подвешивают, чтобы дать стечь образующейся в результате заквашивания сыворотке. Затем в творог всыпают стакан сахара, ваниль (толченую) и все как следует перемешивают. После этого творог кладут в пасочницу, выстланную тонкой тканью, накрывают дощечкой и ставят на полчаса под гнет. Через полчаса пасху осторожно вынимают из пасочницы, освобождают от ткани, ставят на блюдо и сверху украшают искусственным цветком. Такой пасхи должно хватить на шесть-восемь человек.

600 г творога, три стакана сливок, один стакан сахара и полпалочки ванили.

Как испечь греческий пасхальный пирог

60 г дрожжей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натертая цедра от апельсина, стакан теплой воды, 200 г кунжутного семени, 5 сваренных вкрутую и окрашенных яркой красной краской яиц, белок, масло растительное и кунжутное семя для противня.

Развести дрожжи с молоком и сахаром и дать подойти 10 минут. Добавить 125 г муки, размешать, поставить в теплое место и дать подойти до следующего дня. Смешать опару с оставшейся мукой, добавить соль, цедру, воду и месить полчаса. Из двух третей теста — сформировать длинный гладкий батон толщиной пять сантиметров. Противень смазать маслом и посыпать семенем кунжута. Уложить тесто на противень. Из остального теста скатать два тонких валика такой же длины, как батон на противне. Обвалять валики в кунжутном семени и уложить вокруг батона, прижимая, чтобы тесто скрепилось. Яйца наклонно вложить в тесто, смазать батон яичным желтком и посыпать кунжутом. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпекать в духовке около часа при температуре 200 градусов.

Что приготовить к празднику

Студень (традиционное блюдо пасхального стола)

Говяжьи, свиные, бараньи ножки, головы опалить, разрезать на части, кости разрубить, вымочить в холодной воде в течение 3-4 часов, хорошенько вымыть, залить холодной водой (на 1 кг субпродуктов 2 л воды) и варить при слабом кипении в течение 6-8 часов, периодически снимая жир, прибавить морковь и специи. Отделить мякоть от костей, мелко порубить, соединить с бульоном, посолить и дать прокипеть. Можно по желанию добавить чеснок, затем охладить и разлить в тарелки или формы. Подавать с хреном. Перед подачей окунуть форму в горячую воду, выложить студень на блюдо.

Субпродукты — 1 кг, морковь — 60 г, лук репчатый — 60 г, петрушка, лавровый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Буженина

Окорок желательно посолить и оставить на одни сутки. Небольшие куски мяса на буженину посолить за час до жаренья. Кожу окорока надрезать острым ножом клетками, натереть солью и перцем, нашпиговать дольками чеснока, положить на противень, налить 1/2 стакана воды и поставить в прогретую духовку. Когда верхняя часть окорока хорошо зарумянится, перевернуть его и, периодически поливая выделившимся соком, довести до полной готовности. Важно не пересушить верхнюю корочку, для этого нужно мясо прикрыть плотной бумагой или фольгой. Подавать как в горячем, так и в холодном виде с маслинами, моченой брусникой, огурцами, свежими салатами, зеленью. Отдельно подать хрен, кетчуп горчицу.

Окорок или небольшая часть его, соль из расчета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из расчета 1 долька на 1 кг мяса.

Гусь (утка) с яблоками

Предварительно обработанную тушку натереть солью, и майораном. Оставить на один час. Яблоки помыть, удалить семенное гнездо, разрезать пополам. Начинить ими тушку, зашить, положить на противень или в жаровню, смазанную растительным маслом. Полить сверху маслом, сбрызнуть водой и поставить в хорошо прогретую духову. Жарить, постоянно увлажняя соусом и сбрызгивая водой. Готового гуся (утку) порезать на порции, положить на овальное блюдо, по краям положить яблоки. Остаток соуса подать в соуснице. Украсить зеленью (салат, петрушка, сельдерей). Подавать с тушеной капустой или свеклой.

1 тушка, 40 г сливочного масла или маргарина, 500 г яблок, майоран, соль.

Просмотрено (807) раз