Почему слезы соленые? Почему при зевании выделяются слезы? Химический состав. Почему текут слезы

Вы чем-то сильно расстроены?

Выплачетесь хорошенько. Большинство людей говорят, что после того, как они поплачут, им становится легче, иногда даже намного легче. Это, как полагают специалисты, ключ к разгадке тайны слез. Над верхним углом глаза, как раз под бровью, находится слезная железа. Размер ее не больше миндального ореха. Однако эта крошечная фабрика способна выплеснуть наружу потоки слез. Интересный факт: ученые, изучающие проблему плача, обнаружили в слезной жидкости небольшие количества стрессовых гормонов. Слезные железы постоянно продуцируют слезы, даже когда вы читаете эти строки, слезы продолжают течь. Эти слезы омывают глаза, поддерживая их в чистоте. Слезы попадают в глаз по маленькому протоку, который открывается в наружном углу глаза. Каждый раз, когда вы моргаете, веки распределяют слезу тонким слоем по поверхности глаза, как автомобильные дворники размазывают по ветровому стеклу потоки воды. Потом слезы вытекают из глаза по дренажным трубкам, которые расположены у внутреннего угла глаза. Эти трубки заканчиваются в носоглотке, куда и вытекают «отработанные» слезы. Потом они просто проглатываются. Если, допустим, в ваш глаз попадает пыль, то слезы потекут бурным потоком, чтобы смыть пылинки с поверхности глаза. Слез становится так много, что они переливаются через край нижнего века, вместо того чтобы вытечь по дренажу, для этого предусмотренным. Вы жалуетесь, что у вас слезятся глаза. Но это не те слезы, какие бывают, когда мы плачем. Слезы во время плача вызываются сильными эмоциями или болью. Чаще всего люди плачут от грусти, но также могут проливать слезы от радости, гнева и страха. В чем назначение этих не очищающих глаза слез? Они, кажется, способны облегчить наше состояние, и вот каким образом. Слезы в основном состоят из воды, жиров, соли и бикарбоната натрия (пищевой соды). Поэтому слезы, текущие по нашим щекам, имеют солоноватый вкус. Но наши слезы — это не самые соленые в мире слезы. Например, организм морских чаек, питающихся океанической рыбой, содержит большое количество соли. Слезы помогают чайкам избавиться от излишков соли, то есть соль выводится из организма слезами, а значит, слезы содержат ее очень много. Если птицы удаляют избыток вредной соли со слезами, то может и человек, плача, тоже избавляется отчего-то вредного?

Почему слезы полезны? Ответ, кажется, должен быть утвердительным. Когда мы испытываем сильные эмоции или боль, наш мозг вырабатывает вещества, сигнализирующие о возбуждении или вредном стрессе, в ответ на эти сигналы организм продуцирует специальные стрессовые гормоны. Ученые, занимавшиеся проблемой плача, действительно нашли в слезной жидкости некоторые из этих сигнальных веществ и стрессовых гормонов. То есть слезы помогают нам избавиться от избытка веществ, которые образуются в результате сильных эмоций. По мере того, как эти вещества удаляются, мы начинаем успокаиваться. Многие говорят, что после того, как они поплачут, ощущают чувство свежести, как после прохладного летнего дождя. Конечно, не стоит плакать день и ночь напролет, но немножко поплакать иногда не вредно, а очень даже полезно для нашего здоровья.

На Руси их называли жемчугом. Ацтеки сравнивали с бирюзой, а литовцы – с янтарной россыпью. Таких красивых сравнений удостоились человеческие слезы. Для нас это такое простое действие! Привычное и закономерное в некоторых ситуациях. Но почему люди плачут? Почему женщины чаще плачут, чем мужчины? Что заставляет слезы течь ручьями?

Что такое слезы?

Человек плачет с первых дней своей жизни на земле. Его организм на восемьдесят процентов состоит из жидкости. Поэтому слезотечение естественно для людей (как и для всех млекопитающих). Причем происходит оно постоянно, независимо от внутренних переживаний.

Вспомним строение глаза. Веко – это защита глаза от повреждений, попадания извне посторонних предметов. Но не только. Во время моргания происходит смачивание поверхности глаза. Это необходимо органу зрения для нормального функционирования. При чрезмерной сухости глаза человеку назначают искусственную слезу.

За выработку слез отвечает слезная железа. Она спрятана над внешним уголком глаза. Моргание открывает слезные протоки. Жидкость из желез движется по канальчикам и попадает во внутренний уголок глаза, в слезный мешочек. Когда мы плачем, капельки появляются именно оттуда. То есть, чем чаще человек моргает, тем больше слез у него вырабатывается. А моргаем мы часто, когда в глаз попадает соринка, например, когда глаза устают. Слезы защищают поверхность глаза.

Но почему люди плачут громко, навзрыд, крокодильими слезами? Относительно таких рыданий существует несколько теорий:

1) Плач выводит из организма образовавшиеся во время стресса токсичные вещества.

2) "Мокрота" – это выброс мозгом излишней жидкости.

Автор гипотезы – Алтер Ребе. Он утверждает, что плохое известие приводит к сжатию мозга. В результате появляются слезы. Получение радостной новости, напротив, активизирует кровоснабжение мозга. Происходит прилив к жизненной энергии. Если человек психически подготовлен, то он интеллектуально раскрывается. Если нет – мозг снова сжимается, появляется сырость.

Не нужно воспринимать слезы буквально как отброс мозга. Они появляются по приказу нашего мозга. Это последствие его сжатия. Кстати, анатомия не подтверждает и не опровергает данный факт.

Мы плачем в минуты радости и горя, от переполняющей нас любви или ненависти. Плач облегчает наше тело и нашу душу. Сердцу легче справляться с нахлынувшими эмоциями. Поэтому нужно плакать, когда хочется. Слезы лечат.

3) Рыданье – тревожный сигнал о снижении физической и психологической защиты.

У данной гипотезы несколько приверженцев. Окружающие негативные факторы ослабляют естественную защиту человека. Он становится уязвимым. И сообщает слезами об этом окружающим. Мол, не нужно агрессии по отношению ко мне. Я и так слаб.

Плач сближает людей на эмоциональном уровне. Им можно пользоваться, чтобы расположить к себе окружающих. Злоумышленник смягчится, а друг даст то, что нужно. Но! В профессиональной сфере пользоваться данным приемом запрещено. Так как на работе нет места эмоциям. Сырость может вызвать неожиданную реакцию со стороны коллег и начальников.

А если радость...

Большинство исследователей называют слезы счастья мифом. Человек плачет потому, что беда миновала, неприятность исчезла. Долгое время мы эмоционально переживали какое-то событие и сдерживались. До самой развязки. И вот она наступает. Сдерживаться уже не нужно – мы плачем.

Происходит эмоциональное освобождение от страха, тревоги, печали и других негативных чувств. Они становятся ненужными и опасными для нашего организма. Тревога и страх съедают изнутри, ненависть мешает мозгу нормально функционировать. Необходимо выплеснуть все это наружу.

Слезы радости появляются при встрече близких людей, долгожданного выздоровления ребенка, во время выпускного вечера и первой линейки, на собственной свадьбе и после автокатастрофы, когда все остались живы… Да мало ли поводов для счастливых моментов!? Причины можно называть бесконечно. Значит, и плакать мы будем часто. И пусть это будут только слезы радости.

Каннский фестиваль приберег некоторые из самых эффектных конкурсных потрясений на последние дни. Причем достается в основном женщинам: Франсуа Озон начинает «Двуличного любовника» с крупного плана распахнутой вагины, а Фатих Акин взрывает мир героини «На пределе» жутким терактом.

Один из последних фильмов каннского конкурса «Двуличный любовник» Франсуа Озона провоцирует зрителя на самые непредсказуемые реакции уже самым первым кадром. Это крупный план - распахнутая гинекологическим расширителем вагина Клоэ (Марина Вакт), кажущийся бездонным круговорот самой интимной и самой нежной на свете плоти. Не менее дерзок и переход от этого кадра к следующему - почти незаметная монтажная склейка и сходство складок позволяют Озону срифмовать влагалище и девичий глаз, из уголка которого тут же предательски вытекает слеза. Смотрится ли такое начало «Двуличного любовника» насилием над женской природой? Не совсем - и как выяснится по мере развития сюжета, Озон и вовсе подразумевает, что временами эта женская природа склонна насиловать саму себя.

Что верить слезам Клоэ можно только на свой страх и риск, а сама девушка является не самым надежным рассказчиком, зритель, впрочем, поймет далеко не сразу - хотя бы потому, что присутствует в этой истории и еще один не вызывающий доверия персонаж. Гинеколог посоветует жалующейся на боли в животе и нерегулярные месячные, пребывающей в депрессии 25-летней парижанке обратиться к психотерапевту. Что ж, после сеансов Поля Мейера (Жереми Ренье), выстроенных на проговаривании пациенткой своих проблем, комплексов и страхов, в состоянии Клоэ и правда наметится прогресс. Кажется, только он, мудро и молчаливо взирающий на нее из-за очков, ее понимает - и, более того, это не проекция желаемого на действительное: через несколько месяцев встреч в его кабинете Поль признается своей пациентке в любви. Вскоре она к нему переедет. Вот только что в его вещах делает аннулированный паспорт на другую фамилию - Делорд? А с кем это девушка видела его на улице в то время, когда он должен был быть на работе? Короткое расследование заставляет Клоэ задаться еще одним вопросом - кто такой Луи Делорд (тоже Жереми Ренье), другой парижский психотерапевт, как две капли воды похожий на ее бойфренда? Чтобы все выяснить, она записывается к двойнику на прием и, естественно, вскоре оказывается и в его постели.

Конечно, кадр вагины крупным планом способен удивить и самого опытного зрителя, а вот мотив двойничества кинематографом за его 120-летнюю историю, напротив, разработан, как никакой другой. Вот и Озон в «Двуличном любовнике» игриво вызывает духов своих великих предшественников - Хичкока и Де Пальмы, Бюнюэля и Кроненберга, от себя добавляя в историю девушки, запутавшейся в двух идентичных на внешность, но не на характер психотерапевтов прежде всего откровенный, проникнутый иронией секс. Даже так - много секса.

Другое дело, что, вводя в сюжет доппельгангеров, почти всегда символизирующих вторжение на поверхность из подсознания мрачных, потаенных людских желаний, классики так или иначе взывали на экран и демонов коллективного бессознательного. Киновед Зигфрид Кракауэр в свое время, например, подробно и убедительно писал о том, что популярность персонажей-двойников в немецком кино 1920-х предугадывала грядущее пробуждение самых страшных фантазмов немецкого общества.

Озон в свою очередь социумом - пусть марксистски настроенный критик и мог бы усмотреть в «Двуличном любовнике» поверхностную, Бюнюэль-суперлайт, сатиру на буржуазию - интересуется мало. Ему достаточно и танцев, довольно техничных, на фрейдистском поле, прежде всего на такой любимой им территории, где в женской природе сходятся хищность и подчиненность, разрушительность и уязвимость, страх материнства и конфликтность с собственной матерью. Такой подход позволяет ему пару раз развернуть сюжет в неожиданном направлении и несколько раз шокировать зрителя переходами от хичкоковского саспенса к кроненберговской телесной жути - но и несколько обесценивает весь фильм в целом.

Игры «Любовника» с аудиторией впечатляют ровно до того момента, пока не обнаруживается, что ничего другого за душой у фильма и нет, - и тут уже начинают просто утомлять. Озон остается режиссером очень техничным, но герметичным, замкнутым на собственных техниках, и его кино тем сильнее, чем плотнее подогнана конструкция каждой конкретной картины. В этом плане в материи «Двуличного любовника» дыр хватает - и, в отличие от той, что фильм открывает, они доверие к этому эротическому триллеру постепенно подрывают.

В свою очередь ключевым эпизодом в другом конкурсном фильме, новой работе уже немецкой звезды фестивального кино Фатиха Акина «На пределе», становится не начало, а концовка. Причем в случае этой картины приходится тоже задаваться вопросом об уместности некоторых авторских решений - например, задумываться о том, может ли финал уничтожить всю ту качественную работу, которую вплоть до него проводит фильм. Ответ на него будет зависеть скорее от каждого конкретного зрителя - что до меня, то выбранный Акином способ завершить историю это кино просто убил, хотя бы по той причине, насколько убедительно ему удавалось удерживать внимание и дирижировать нервами и чувствами до этого.

Начинается «На пределе» и правда очень многообещающе - Акину хватает нескольких емких сцен и строчек диалога, чтобы заставить поверить в теплоту, которой проникнуты отношения в семье Кати (Диана Крюгер), ее мужа, перевоспитавшегося с появлением семьи драгдилера-турка, и шестилетнего ребенка. Но не успеет на экране зажечься название картины (точный перевод с немецкого предполагает скорее вариант «Из ниоткуда»), а супруга и сына Кати уже разнесет в клочья оставленная на пороге их конторы самодельная бомба. Убитая горем вдова окажется в полном одиночестве - и через дальнейшие события сюжета (расследование, суд на подозреваемыми, его последствия) будет проходить уже с неизбывным чувством невыносимости утраты.

Акин работает с этой сложной, болезненной темой аккуратно, без лишнего пафоса, но и в хорошем смысле слова безжалостно, а Крюгер максимально самоотверженна - так что узнать себя, до предела переполниться эмпатией сможет любой зритель, хотя бы раз в жизни испытывавший пустоту от ощущения безнадежной, вынужденной оторванности от самых близких ему людей (пусть, конечно, и в не столь трагических обстоятельствах).

Чувство подобной потери «На пределе» генерирует, пожалуй, лучше, чем любой другой пока фильм на этом фестивале - достаточно конкретно, чтобы работал сюжет, но и без откровенного давления на аудиторию, без дешевой и упрощающей сложную тему и многослойные эмоции однозначности. Тем обиднее то, что в финале Акин все-таки срывается на морализм, поучение, абсолютно лишнюю для этой истории социальную критику.

В сущности, вместо того, чтобы оставить зрителя и героиню наедине с целым комплексом чувством он вдруг решает, что ему и самому все же нужно что-то с трибуны киноэкрана заявить - будто опасаясь тупого, но такого частого у нечутких зрителей вопроса «Что сказать-то хотел?». Увы, для фильма такое авторское решение губительно - все же, когда хочется высказаться, лучше идти в политику или на телевидение. Кино - искусство вопросов, а не ответов, чувств, а не слов, отдельных людей, а не социальных групп или обобщенных явлений. Слезы, которые обильно текут и в «На пределе», как и в случае «Двуличного любовника» Озона, в сущности оказываются обманчивыми; откуда бы они не текли.

Думаю, что редко кто из нас задумывается на тему, что такое слезы? Проявление боли, которое обретает форму влажных капель, рождающихся в глазах и умирающих на щеках или какая-то особая реакция организма на причиненную обиду? 98 людей из 100 (если все 100 человек – не медики) на вопрос «что такое слезы?» вряд ли дадут правильный ответ. А что же такое слезы, что содержат в себе эти хрустальный, соленые капельки? Как они появляются и как помогают организму?

Человек – единственное живое создание, которое плачет. Плач кажется таким простым действием! Но здесь много непонятного. Женщины плачут больше мужчин. Дело в биологии? Или в сентиментальности женщин? Или в величине носа, как предположил один антрополог? Чем меньше носовые ходы, тем меньше слез вытекает через нос. Наука может теперь различать физиологические – рефлекторные слезы, необходимые для увлажнения и очищения глаз (так «плачут» млекопитающие), и эмоциональные слезы, возникающие, как правило, в печали и радости. На Руси их сравнивали с жемчугом, ацтеки находили, что они похожи на камешки бирюзы, а в старинных литовских песнях их называли янтарной россыпью. Полистав умные книжки, мы решили собрать самые интересные «слезоточивые» факты.



Вы когда-нибудь задумывались, почему, поплакав, мы успокаиваемся? Ученые выяснили, что облегчение приносит не эмоциональная разрядка, вызванная рыданиями, а… химический состав слез. Они содержат гормоны стресса, выделяемые мозгом в момент выплеска эмоций. Слезная жидкость удаляет из организма вещества, образующиеся при нервном перенапряжении. Выплакавшись, человек чувствует себя спокойнее и даже бодрее.



Например, женщины плачут больше мужчин. Статистика утверждает, что женщина способна выплакать за один раз от 3 до 5 миллилитров жидкости, а мужчина - меньше 3; женщины плачут в 4 раза чаще мужчин, причем 50 процентов делают это раз в неделю. В чем причина? В биологии, в сентиментальности женщин? Или в величине носа, как предположил один антрополог? Чем меньше носовые ходы, тем меньше слез вытекает через нос. Наука может теперь различать физиологические - рефлекторные слезы, необходимые для увлажнения и очищения глаз (так «плачут» млекопитающие), и эмоциональные слезы, возникающие, как правило, в печали и радости.

Биохимик из США Вильям X. Фрей избрал слезы направлением своих исследований. Он выдвинул гипотезу, правда, еще не доказанную полностью: «Слезы, подобно другим внешним секреторным функциям, удаляют из организма токсичные вещества, которые образуются во время стресса». Совсем по-другому объясняет это явление Алтер Ребе - основатель хасидизма Хабад. В книге «Тора Ор» (глава Ваишлах) он пишет, что слезы - это отбросы влаги мозга. Плохая новость приводит к сжатию, мозг сжимается, и выделяются слезы. Радость оказывает обратное действие - кровоснабжение мозга увеличивается, ему прибавляется жизненная энергия и происходит новое интеллектуальное раскрытие. Если человек готов к этому, то происходит интеллектуальное раскрытие, если нет, то напряжение в мозгу приводит к сжатию и выделению слез. Анатомия утверждает, что есть специальные железы, которые выделяют влагу по приказу мозга. Алтер Ребе утверждает, что слезы - это отбросы мозга. Естественно, эти слова не нужно воспринимать буквально, не имеется в виду, что если взять мозг и сжать его, то выделившаяся жидкость и будет слезами. Речь идет о том, что одним из последствий сжатия мозга является процесс выделения слез. Связь процессов описывается словом отбросы, то есть, в результате многочисленных процессов появляются отбросы. И анатомия на данный момент этого не отрицает и не опровергает.





Слезы, текущие из наших глаз в минуты радости и печали, в состоянии стресса или священной любви, облегчают не только наше тело, но и нашу душу, помогают справиться со стрессом и за счет этого позволяют нашему сердцу сдержать эмоции. Данные современной науки говорят о том, что порой, когда это становится необходимым, нужно плакать и не стесняться своих слез. Слезы лечат, слезы возвращают к жизни, слезы промывают и очищают душу.





Почему мы плачем? Новая теория




Сегодня ученые предлагают новую теорию относительно того, почему человек плачет – слезы могут выступать в качестве сигнала к тому, что физическая и психологическая защита человека от окружающих негативных факторов в данный момент ослаблена, и он уязвим. По замечанию исследователя Орена Хасон, эволюционного биолога из университета Телль - Авива в Израиле, плач – это очень высокоразвитое поведение человека. "Моё исследование предполагает, что слёзы – это всегда крик о помощи, проявление привязанности к человеку, а если это происходит в группе, то тогда они отображают единство". Проливать слёзы из-за эмоций является уникальным свойством человеческого организма. Ранее, исследователи предполагали, что слезы способствуют выведению из организма стрессовых химических веществ, или, что после них человек просто чувствует себя лучше, или же, что они позволяют маленьким детям сигнализировать о проблемах со здоровьем. Теперь, Хасон отмечает, что слезы – это не что иное, как противоядие агрессивному поведению, это своеобразный сигнал уязвимости, стратегия, которая на эмоциональном уровне сближает человека с окружающими. Хасон предложил использовать слезы при построении личностных отношений между людьми. К примеру, как он отмечает, вы можете с помощью слез показать злоумышленнику, что вы покорны, а, следовательно, потенциально вызвать его снисхождение, при отсутствии другого выхода из положения. Или же привлечь внимание других и получить их помощь. Также, Хасон добавляет, что при плаче нескольких человек, они показывают друг другу, что одинаково ослабляют свою защиту, что, в свою очередь, очень сближает на эмоциональном уровне, так как люди разделяют одни и те же чувства. Исследователь отмечает, что эффективность этого эволюционно развивающегося типа поведения всегда зависит от того, кто и при каких обстоятельствах использует слезы. Естественно, в таких местах, как например, на работе, где личные эмоции лучше всего скрывать, этот метод может привести к абсолютно противоположным результатам.