Выживший бортпроводник александр сизов где сейчас. Единственный выживший в авиакатастрофе под ярославлем удивил суд

Борттехник появился на процессе за день до назначенного времени и дал показания против версии следствия

Торможения во время разбега Як-42, разбившегося в сентябре 2011 года под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту, не было. Об этом во вторник в Ярославском районном суде рассказал единственный выживший в авиакатастрофе - борттехник Александр Сизов. Напомним, что следствие придерживается основной версии о том, что во время разбега при взлете второй пилот по ошибке жал на педаль тормоза.

Появления в суде Сизова ждали 11 февраля. Именно на этот день, по требованию родителей погибших хоккеистов, он был вызван в суд. Сам же потерпевший (а именно в таком статусе проходит борттехник) показываться на публике из-за повышенного внимания со стороны прессы, не горел желанием. Поэтому он приехал, когда его никто не ждал - за день до назначенного времени.

Итак, Сизов сообщил, что ничего особенного в рейсе (равно как и в поведении экипажа) он не заметил. Сначала самолет прилетел за хоккеистами в Ярославль. После посадки в аэропорту в Туношне он, как и следует, провел осмотр борта - замечаний никаких не было. Борттехник также отметил, что изначально рейс был запланирован на другую дату:

Должны были лететь 6 сентября, но руководство хоккейного клуба решило перенести на 7 число. Вероятно, чтобы не проводить лишний день в Минске.

Спортсмены летели с привычным для них по объемам багажом:

Задний багажник заполнили черными сумками. В передний поставили металлические ящики и кофры с клюшками. Визуально груз не отличался от того, с которым «Локомотив» летает обычно. Груз был зафиксирован в багажниках.

Перед вылетом Сизов сел в конец самолета у иллюминатора и задремал. Что касается самого трагического момента в полете, то для Сизова он наступил внезапно:

В работе двигателей я не слышал ничего необычного, задремал и проснулся, когда кто-то громко сказал: «Почему не взлетает? Я посмотрел в иллюминатор. Было видно, что самолет движется. Через 5-7 секунд самолет съехал на грунт. Потом взлетел, но не плавно, а задрав нос, оторвался от земли, завалился на бок... Тогда у меня душа ушла в пятки... Все начало перемещаться: перегородки, панели. И все. Дальше столкновение и я потерял сознание...

При этом борттехник отметил, что никакого торможения во время разбега он не почувствовал. Кроме того, не было никаких странных или посторонних звуков. Спортсмены, когда уже было ясно, что самолет терпит крушение, не паниковали.

Всего Сизов провел у трибуны не более 30 минут. Когда он собрался уже уходить, кто-то из родителей 37 погибших хоккеистов деликатно спросил, можно ли будет пообщаться с Сизовым после заседания.

Можно. Я в Америку не улетал, - ответил борттехник.

Кстати, во вторник также стало известно, что экипаж разбившегося самолета поставили в план полетов, несмотря на то, что в это время летчики должны были находиться на курсах повышения квалификации. Они прошли всего четверть курса. Об этом журналистам сообщил гендиректор учебного центра в Быково Евгения Лобачева.

Напомним, что на скамье подсудимых - Вадим Тимофеев, отвечавший за летную работу в компании «Як Сервис». Он обвиняется в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц. Эксперты пришли к выводу, что экипаж не был готов к полетам на Як-42. Ранее летчики пилотировали Як-40, где несколько другая система управления. Это могло стать причиной того, что при взлете один из летчиков непроизвольно жал на тормоз.

Вот и прошел еще один год со дня жуткой трагедии, случившейся в небе над Ярославлем 7 сентября 2011 года. Самолет Як-42, следовавший в Минск, рухнул, не набрав нужной высоты, сразу после взлета в двух километрах от аэропорта Туношна. Авиакатастрофа унесла жизни 44 человек, в том числе 37 членов хоккейной команды «Локомотив», летевших в столицу Белоруссии на первую игру сезона.

Единственными, кому удалось выбраться из горящего лайнера, были хоккеист ярославской команды Александр Галимов и инженер по эксплуатации воздушного судна Александр Сизов. Спасти любимца ярославской публики Сашу Галимова, получившего ожоги 90 процентов тела, врачам не удалось. А вот Александр Сизов, доставленный в институт Склифосовского с травмой головы, переломами и ожогами, благодаря неимоверным усилиям медиков сумел выкарабкаться и снова встать на ноги. Долгое время он сторонился журналистов и лишних расспросов. Но нам удалось разыскать Александра Борисовича, который согласился ответить на несколько вопросов.

Признаться, найти Сизовых было не так уж и сложно. Семья как жила, таи и живет в своей квартире в подмосковном Жуковском. На наш звонок по домашнему телефону ответила супруга Александра Светлана Константиновна. Узнав, что мы хотим поговорить с Александром Борисовичем, сразу же передала ему трубку.

- Здравствуйте, Александр Борисович! Как ваше здоровье?

Да ничего, нормально.

- Чем сейчас занимаетесь? Работаете?

Да, работаю авиационным механиком в ОКБ имени Яковлева.

- Значит, не бросили авиацию?

Нет. А зачем ее бросать? Столько лет ей отдал. Но больше не летаю. Хвaтит, отлетал уже свое.

- Вы долгое время не общались с прессой. Почему?

Просто пресса себя плохо вела. Но я ни от кого не прятался. Как жил, так и живу в Жуковском. Да и после годины интерес ко мне у журналистов значительно снизился.

- Пластических операций тоже не делали?

Нет, мне делали пластические операции по пересадке кожи. Но внешность я не менял. То есть лицо какое было, такое и осталось.

- А страховку вам выплатили?

Если это можно назвать страховкой, то выплатили.

- А сейчас вам финансовую помощь какую-нибудь оказывают?

Нет. Да я в принципе сейчас ни в какой помощи и не нуждаюсь. Работаю, сам зарабатываю.

Вспоминать о том трагическом сентябрьском дне Александр Борисович не любит. Это стало сразу понятно по изменившейся интонации его голоса.

Я ничего нового вам все равно не расскажу. Был обычный день, обычный рейс. Последнее, что я запомнил, когда находился в салоне, - лайнер начал сваливаться на левый борт. Потом удар - и я потерял сознание. То, что я выжил, просто какое-то чудо. При таком-то ударе, когда от самолета в буквальном смысле ничего не осталось!

- Вы почувствовали, как лайнер задел мачту радиомаяка?

Нет, я не почувствовал никакого удара.

- Вы целый год летали с «Локомотивом», наверняка знали многих лично…

Да, конечно, я был знаком со многими ребятами. В самолете передо мной всегда сидел Иван Ткаченко, а напротив - техник команды Александр Беляев. С ними я часто разговаривал во время полетов. Кроме того, рядышком сидели Александр Галимов и Володя Матюшкин (инженер по наземному обслуживанию лайнера).

- Что вы чувствовали, когда очнулись в больнице?

Сложно сказать, какие тогда я испытал чувства. Первые две недели я постоянно был под наркозом или наркотиками.

- Вы встречались с родственниками погибших ребят?

С родственниками членов экипажа, разумеется, я поддерживаю связь. Мы встречаемся, общаемся. А с семьями ребят из «Локомотива» встретиться возможности не было.

- А в Ярославль не хотите приехать?

Я приезжал в прошлом году перед годиной. Может быть, приеду и в этом.

- Боль внутри вас за два года попритупилась? Немного оправились от трагедии?

Нет. Я думаю, что от этой трагедии нельзя оправиться.

Был ознаменован трагедией широкого масштаба - целая хоккейная команда разбилась в авиакатастрофе. Сразу же после взлета с высоты около 5-10 метров самолет рухнул вниз, не оставив, казалось, ни малейшего шанса на выживание никому, кто находился на борту того злополучного рейса. Но случилось поистине чудо, среди 45 человек нашелся счастливчик - бортинженер Александр Сизов. Он невероятным образом смог лайнера.

Прерванный полет

Известная хоккейная команда «Локомотив» 7 сентября направилась в Минск для того чтобы отыграть матч, который в итоге так и не состоялся. Взлет происходил при обычных погодных условиях, и, казалось, ничего не предвещало беды. Вылет должен был состояться за день до этого, но его перенесли в связи с Международным политическим форумом. Самолет попытался оторваться от земли уже за границей ВПП. Как показали камеры видеонаблюдения, было заметно, что по какой-то причине лайнеру не хватало тяги, и он оказался за чертой полосы. Экипажем был предпринят отчаянный шаг, а именно попытка взлететь уже не с полосы, а с грунта. Оторвавшись от земли, самолет лишь успел подняться в воздух на небольшую высоту, но на большой скорости врезался в мачту маяка, а затем, пролетев еще немного, рухнул вниз.

Единственный выживший - Александр Сизов

Вначале шанс выжить предоставился двоим - хоккеисту и одному человеку из экипажа. Это был бортинженер Александр Сизов. Но, к сожалению, Галимов умер в больнице спустя какое-то время, а вот Сизову повезло больше. Он перенес достаточно долгий курс реабилитации и находился на протяжении более 1, 5 месяцев в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. У него были диагностированы множественные переломы ребер, открытая черепно-мозговая травма, сопровождающаяся повреждением головного мозга, перелом бедра и ожоги тела.

Он был госпитализирован в крайне тяжелом состоянии, но врачи давали оптимистичные прогнозы. Со временем начала наблюдаться положительная динамика в его состоянии. Александр Сизов перенес хирургические вмешательства, в том числе и пластические операции по пересадке кожи. После выписки он признался, что, несмотря на случившееся, он желает вернуться к профессиональной деятельности.

Воспоминания Сизова о последних минутах перед катастрофой в своем первом интервью

Инженер по эксплуатации Александр Сизов, выживший в страшной авиакатастрофе, дал первое интервью еще в то время, когда находился на реабилитации в больнице. Журналистам он рассказывал о последних минутах перед авиакатастрофой. Он помнил все, что происходило тогда в самолете, и ему было психологически сложно вспоминать картины этой трагедии, потрясшей всю Россию.

Как рассказывал он, еще перед взлетом было понятно, что на борту возникла внештатная ситуация и что-то пошло не так. Самолет долгое время не мог взлететь с ВПП, а потом он понял, что они уже находятся за пределами полосы и взлетают с грунта. Затем самолет начал заваливаться набок, и тут пришло страшное осознание, что вот-вот они разобьются.

Крушение самолета

В тот момент, когда самолет упал на землю, Александр Сизов не был пристегнут. Он почувствовал сильный удар чем-то тяжелым в правую сторону тела. Затем Сизов почувствовал, что он находится в воде, так как при крушении одна часть самолета, а именно салон, упала в воду, а хвостовая часть находилась на берегу реки. Первые минуты после крушения словно стерлись из памяти. Потом полицейские ему рассказали, как он из огня пытался вытащить своего коллегу - отсюда и полученные им впоследствии ожоги.

О чудесном спасении

В тот день он находился в пассажирском кресле на последнем правом ряду, таким образом он был в хвостовой части судна. Он не стал пристегиваться ремнями, и, быть может, это ему спасло жизнь. Во время падения лайнера Сизова вышвырнуло в запасной выход. Благодаря этому он смог вовремя выбраться из горящих обломков. Он очнулся уже в воде, которая пылала от загоревшегося керосина. О своем спасении он говорит не иначе как о чуде, ведь он как никто знает о том масштабе трагедии, из которой ему удалось выйти живым. От самолета практически ничего не осталось, после авиакатастрофы Як-42 выглядел как кусок искореженного железа. При таких повреждениях самолета, рухнувшего с высоты, выжить - это поистине дар свыше. За свою жизнь ему пришлось бороться и в больнице - поступил он туда в тяжелом состоянии, со множеством повреждений, но, как говорит он, оправиться от удара ему помогла любовь и поддержка его семьи.

Мнение Сизова

По его словам, состояние воздушного судна перед вылетом соответствовало всем требуемым нормам - он лично также принимал участие в осмотре самолета. К тому он отрицает одну из версий, что вылет проводился в спешке из-за того, что на тот момент аэропорт был сильно перегружен. Как утверждает Александр Сизов, авиакатастрофа случилась не из-за неполадок в работе самолета, да и подготовка к полету была проведена в обычном режиме. Нареканий к состоянию и подготовки к полету, как он заявлял прессе, абсолютно не было, что исключает причину, заключающуюся в неисправности основных систем и механизмов. Также он отрицает одну из существовавших версий о неверном размещении багажа, что все было сделано по правилам.

Версия следствия

Официальная версия же заключалась в человеческом факторе, а именно в непроизвольном нажатии на тормоза во время разгона воздушного судна. в стадии взлета была ниже той, которая должна быть. Данное ЧП связывают с тем, что летный экипаж не имел достаточной квалификации для управления этим судном, а также не имел необходимое количество налетов в процессе обучения и переобучения. Допуск к управлению судном, по мнению официального представителя Следственного комитета, был оформлен незаконно. На суде были оглашены расшифровки радиопереговоров, в которых была услышана фраза: «Что ты делаешь?», а также стало понятно, что та стоянка, на которой тогда должен был находиться Як-42, была занята другим воздушным судном.

Жизнь после авиакатастрофы

Сегодня, физически оправившись от происшествия, продолжает работу по своей профессии - он так же как и прежде занят в авиации. В то время в 2011 году ему было 52 года, и он пережил свое второе рождение. Он долго приходил в себя после трагедии, а полностью психологически справиться с этим не удается и спустя время. Он не любит вспоминать тот страшный день и старается избегать об этом разговоров. По его словам, даже по прошествии нескольких лет невозможно полностью оправиться от трагедии.

Александр Сизов сейчас остался верен своей профессии, за одним исключением - теперь он не хочет подниматься в воздух. Сейчас он работает авиационным механиком в «Опытно-конструкторском бюро имени Яковлева». Он не намерен бросать свою работу, которой посвятил жизнь. Со своей супругой Светланой Константиновной и сыном Антоном он живет в Подмосковье в Жуковском и не любит впускать в свою жизнь представителей прессы. Он принципиально не общается с журналистами и не любит давать по этой теме интервью.

Вторая жизнь? А она счастливая? Радость ли это от сознания того, что тебе подарили несоизмеримый ни с чем подарок и второй шанс или боль от воспоминаний, которая неустанно черным цветом выкрашивает все мажорные ноты? И краски этой хватит на миллион жизней… Бог недаром дает некоторым из нас еще одну возможность для пребывания здесь, на земле грешной. Может надо что-то изменить в своей жизни, осознать, понять... Не всем, а, наверное, тем, кто достоин… Мы говорим сейчас о чуде - выжившем человеке после авиакатастрофы, и имя ему - Сизов Александр Борисович.

Жуковский - город, в котором живет заново родившийся человек

Город Жуковский, бывший город-сад, а ныне наукоград, обрел очень славного гражданина… Вернее, этот человек всегда здесь находился, но пережил второе рождение. Здесь сегодня живет Александр Сизов, выживший в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, - инженер по эксплуатации воздушного судна. Этот день навсегда завешен траурной вуалью, особенно те это остро чувствуют, кто имеет отношение к хоккею. Самолет Як-42, на борту которого находилась славная молодая команда хоккеистов-ярославцев, взял разгон, но ему не суждено было приземлиться на грешную землю в штатном режиме. Эти веселые ребята, надежда отечественного хоккея - ярославская команда «Локомотив» - ехали на игру с клубом «Динамо» (Минск). Река Туношонка стала их последним пристанищем на Земле…

После катастрофы чем-то занимается, как-то дышит, ходит, ест, пьет, нашел в себе силы жить дальше, адаптировался. Рожденный в рубашке, он не дает интервью, не общается с журналистами, ему очень тяжело все вспоминать, он старается забыть. Особенно избегал внимания прессы в первые годы после аварии. Его семья избегает публичности… 7 сентября 2011 года. Никто не предполагал, что эта дата навсегда окрасится в черный цвет для всех, кто как-либо связан со спортом, а особенно с хоккеем. И Сизов Александр Борисович очень переживает, ведь по своим обязанностям он должен проверять воздушное судно на годность к полетам. И с Як-42 все было нормально. Что же было? Официальная версия указывает на человеческий фактор.

История

В тот страшный день Сизова не было в составе экипажа, он ехал в хвосте и не был пристегнут. К слову сказать, многие и не пристегиваются - верят, что так безопаснее. Жене Александр позвонил, сказал: "Приземлимся в Минске - наберу". Злополучный Як-42 минул взлетную полосу, въехал на грунт и с него стал подниматься в воздух. Уже Александр Сизов после катастрофы вспоминал, что после взлета самолет накренило и бортмеханик успел понять, что аварии не избежать, потерял сознание. Далее была река, вся в керосине, но он очнулся и выжил, а мог бы утонуть или сгореть… Переломы, операции, институт Склифософского. Но все обошлось, и сегодня Александр Сизов живет в Подмосковье с супругой Светланой и сыном Антоном. Сын учится в московском институте. Сизов ездит на машине, ходит пешком, он работает, ведет обычную жизнь - время все лечит, и раны понемногу затягиваются.

Как и где сегодня живет Александр

Рядом с домом Сизова, который находится на улице Гагарина, расположен кинотеатр «Взлет». Что это - горькая ирония судьбы или мистика? После такого события вряд ли человек поднимется в воздух. Но выживший бортпроводник Александр Сизов, много лет отдавший своей профессии, не может просто так взять и уйти. Он не летает, но его деятельность связана с инженерным обслуживанием авиалайнеров: в ОКБ имени Яковлева Сизов трудится авиатехником.

Пятиэтажная хрущевка ничем не отличается от подобных остальных. Сизов живет на последнем этаже в двухкомнатной квартире. В этой квартире Александр с женой и сыном давно хотели закончить ремонт. После страшной авиакатастрофы жена Светлана молила Бога, чтобы Сизов выкарабкался. Если человек жив - ему все под силу: и ремонт, и работа, и способность любить и прощать. У него есть рыжий кот, он очень любит хозяина. А Александр в редких интервью обязательно упоминает о том, что это любовь его семьи позволила ему выжить, и только благодаря поддержке жены Светланы Александр Сизов, выживший в авиакатастрофе, сегодня на ногах…

Мнение

Говоря об отечественной авиации, Александр критически отзывается о «Суперджетах», считая, что это деньги, потраченные впустую. Или отмытые. Кому же, если не ему, знать всю подноготную российского авиапрома? На самом деле тут и гадать нечего.

Тот страшный день

Александра не в чем упрекнуть - он не должен был находиться в кабине пилота, так как он не бортинженер, а инженер по эксплуатации лайнеров. Его задача - сделать все приготовления к полету судна на земле, но не в воздухе. И находиться во время полета в кабине пилота Сизову не было никакой необходимости. И супруге своей перед полетом сказал: "Все абсолютно нормально, самолет абсолютно "здоров".

Как это произошло?

Александр Сизов после катастрофы неоднократно опрашивался органами. Он был вызван в суд 2015 года, но отказался приниматься участие в процессе, сообщив об этом по телефону. Сослался на проблемы со здоровьем, а на самом деле просто ему больше нечего сказать. Да, по официальной версии, пилоты нажали на педаль тормоза при разгоне самолета - что еще может сообщить Сизов, как оправдать действия пилотов? Александр, давая показания, заявлял, что претензий к авиалайнеру у него нет и все оборудование работало в штатном режиме. Более того, самолет был нагружен равномерно - все сидели правильно, размещение багажа также соответствовало норме. Почему же лайнер столкнулся с антенной маяка?

Любимая работа как лекарство

"Прошлое потихоньку сглаживается", - говорит выживший бортпроводник Александр Сизов. Где сейчас эти страшные переживания и бессонные ночи? Каждый день, который он проводит в родном ОКБ, отодвигает его от дня Х, когда он получил второе рождение. Но душу окончательно вылечить не получится. Работа - вот что спасает человека от всего: от уныния, безделья, серых мыслей. Тем более любимая. Опытное конструкторское бюро, созданное А. С. Яковлевым, произвело на свет более двухсот видов летательных аппаратов, сто из них - серийные. Подумать только: за 70 лет построено 70 000 самолетов Як - это рекорд среди всех российских ОКБ. И хотя сегодня российский авиапром находится в плачевном состоянии, и финансирование приходит как новогодний подарок - редкий сюрприз, но его очень ждут, Сизов не собирается никуда уходить. Он из тех, кто верен своему делу и стоит на своем до конца. ОКБ является родителем многих талантливых конструкторов, технологов, сотрудников производственной линии и инженеров. Наш герой - один из этой плеяды, и люди точно знают: где Александр Сизов - бортинженер - приложил руку, там все в порядке, летательный аппарат годен к эксплуатации. Он работает на совесть и является гордостью коллектива.

ОКБ

Бюро имеет награды за успехи в создании новой Во время войны 41-45 гг. ему присудили (в 1942 году) и орден Красного Знамени в 1944-м. Специалисты ОКБ, где сейчас Александр Сизов, пользуются большим авторитетом в параллельно работающих организациях науки, поскольку в работе используются новые технологии, а сам ОКБ не стоит на месте и инициирует заказы новых образцов систем управления летательными аппаратами, а также инженерных решений. Бюро тесно сотрудничает с обслуживающими организациями Министерства обороны, так что высокая надежность самолетов гарантирована. Как мог быть он неисправен, Як? Тем более эти лайнеры используются во многих странах, не только в России.

Дайте спокойно жить!

Александр Сизов после катастрофы проходил долгую реабилитацию. После пережитого остались шрамы, и не только телесные. Ему сделали несколько пластических операций, шея, грудь, спина - не было живого места, кости переломаны. Да, пластика исправит физические недочеты, а кто залечит душу? Ему понадобится много времени, чтобы перестать видеть страшные сны о гибели товарищей… Время все вылечит? Может быть, если его и его семью оставят в покое и перестанут докучать домыслами, расспросами и подозрениями. Ведь каждый имеет право на спокойную жизнь, это свобода - жить спокойно и не зависеть от других. И никто не имеет права эту свободу отнимать у другого.

Единственный выживший при крушении самолета Як-42 под Ярославлем — инженер по эксплуатации воздушного судна Александр Сизов рассказал журналистам о трагедии, в которой погибла хоккейная команда "Локомотив".

Инженер по эксплуатации Александр Сизов, единственный выживший при крушении Як-42 в Ярославле, впервые пообщался с журналистами после катастрофы. По словам Сизова, еще во время разбега стало ясно: все идет не по плану, передает Первый канал .

«Через какое-то время пассажиры стали волноваться, почему не взлетаем, немного времени прошло, я понял, что по грунту идём. С грунта взлетели, и я понял, что заваливается самолет, и сейчас мы разобьемся», - рассказал инженер, который во время взлета находился в салоне в пассажирском кресле.

В момент крушения самолета Александр не был пристегнут.

«В момент удара все полетело, и меня чем-то сильно ударило, потому что правая сторона вся поломана. В воде я уже, честно говоря, ничего не видел, ничего вокруг практически не замечал - ни пожара, ни самолета - ничего», - вспоминает Сизов.

Первые мгновения после крушения он помнит плохо. О том, что он пытался вытащить из огня своего коллегу, позже уже рассказали полицейские. В тот момент Александр и получил сильнейшие ожоги левой руки.

По словам Сизова и члены экипажа, и пассажиры хорошо знали друг друга. Вместе они летали давно. И даже второй пилот, которого считали новичком, в команде проработал шесть месяцев.

«Экипаж только на этом самолете летал, и я только на этом самолете работал все последние годы», - рассказал Александр журналистам. Он вспоминает, что в коллективе были хорошие, добрые отношения. На вопрос, была ли в коллективе конкуренция, отвечает: «Да нет, не было никакой конкуренции. Какая конкуренция между хорошими друзьями?»

Сизов также отметил, что перед вылетом он лично участвовал в осмотре воздушного судна, который показал, что самолет находился в идеальном состоянии. По его словам, подготовка к полету осуществлялась без спешки, в обычном режиме.

В интервью Сизов также отметил, что несмотря на катастрофу, не планирует менять профессию. Сейчас он с нетерпением ожидает выписки из больницы.

«Профессию я не буду менять, потому что очень много отдал ей. Возможно, только летать не буду», - говорит Александр.

В настоящее время Сизов продолжает находиться на лечении в НИИ Склифосовского. Точная дата его выписки пока неизвестна, однако ожидается, что это произойдет в ближайшие недели.

Напомним, самолет Як-42 разбился при вылете из ярославского аэропорта "Туношна" 7 сентября 2011 года. На борту находились 45 человек, 37 из которых были игроками и тренерами хоккейного клуба "Локомотив". Кроме Александра Сизова в катастрофе никто не выжил.