«В Бога и святых он не верил с детства…. Письма духовным детям Революция вышла из стен семинарии

В 1914 году, двадцати лет, Николай блестяще оканчивает реальное училище, но выходит из него без радости.

Разуверившись и в науке, и в философии, он предпринимает еще одну попытку найти научный ответ на главный вопрос жизни: зачем я живу? Он поступает в Психоневрологический институт в Петрограде. Однако и здесь его постигло глубокое разочарование. «Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а «кожу», - скорость процессов, апперцепции, память... Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии» .

Окончив первый курс, он вышел из института. Наступил окончательный духовный кризис. Борьба была столь тяжелой, что начала приходить мысль о самоубийстве.

И вот однажды летом 1915 года в Вышнем Волочке, когда Николай вдруг ощутил состояние полной безысходности, у него, как молния, промелькнула мысль о детских годах веры: а что, если действительно Бог существует? Должен же Он открыться? И вот, юноша, неверующий, из самой глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты или нет Тебя?» И… Господь открылся. Батюшка говорил:


Невозможно передать то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это или фонарь кто-нибудь зажег. Так Господь открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня - даруй мне все пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя.


Долго ли продолжалось это состояние: час, два, он точно не помнил. Но когда поднялся с колен, то услышал мощные, размеренные, уходящие в бесконечность удары церковного колокола. В первый момент он не придал этому значения, полагая, что звонят в монастыре, который был неподалеку. Но звон не прекращался, да и время оказалось слишком поздним для благовеста - за полночь.

Николай долго недоумевал относительно этого звона, опасаясь, не галлюцинация ли это. Объяснение пришло позже, когда он нашел подобное же в автобиографических заметках у С.Н. Булгакова в «Свете Невечернем», а также вспомнил рассказ Тургенева «Живые мощи» в «Записках охотника», где Лукерья тоже говорила, что слышит звон «сверху», не смея сказать «с неба». Он понял, что Господь иногда наряду с внутренним откровением являет человеку и особые внешние знаки для его большего удостоверения.

Так совершился у него полный переворот в мировоззрении. Бог явил Себя тому, кто искал Его всеми силами своей души. Господь ответил на эти искания и дал ему «вкусить и увидеть», что Он есть и что Он благ .

Но юноша еще не знал, что теперь делать и каков должен быть путь его новой жизни, чтобы не утратить найденной истины. Батюшка рассказывал, как в школе учил их Закону Божьему священник: заставлял зубрить тексты, не вникая в их смысл, пересказывать Священное Писание и заучивать одним голым рассудком догматы, заповеди, факты истории Церкви без какого-либо приложения к духовной жизни, к мысли о спасении. Преподавание велось настолько мертво, схоластично, что уроки Закона Божиего, вспоминал он, превращались во «время острот и кощунств». Христианство изучали, как один из обычных светских предметов, но не как путь ко Христу, и этим совершенно убивали дух в учащихся. Во всем преподавании не чувствовалось жизни. Не случайно прп. Варсонофий Оптинский говорил: «Революция вышла из семинарии».

Батюшка в связи с этим часто говорил, что именно по причине такого «духовного» образования самые злые безбожники выходили из стен духовных школ, а наш народ, участвуя лишь в церковных мероприятиях, оставался без знания Православия и потому легко поддался атеистической пропаганде.

Вот что говорил отец Никон о своих дальнейших шагах жизни после обращения.


А в дальнейшем уже Господь ведет человека сложным путем, очень сложным путем. Я был поражен, когда после такого откровения Божия вошел в церковь. И раньше ведь приходилось: и дома заставляли ходить, и в средней школе нас водили в церковь. Но, что там? Стоял как столб, не интересовался, занимался своими мыслями и все.

Но когда после обращения сердце немного открылось, то в храме я первым делом вспомнил предание о послах князя Владимира, которые, когда вошли в греческую церковь, уже не знали, где находятся: на небе или на земле. И вот первое ощущение в церкви после пережитого состояния, что человек - не на земле. Церковь - не земля, это кусочек неба. Какая радость была слышать: «Господи, помилуй!» Это просто неимоверно действовало на сердце: все богослужение, постоянное воспоминание имени Божия в разных формах, песнопениях, чтениях. Это вызывало какое-то восхищение, радость, насыщало...

В наше время очень трудно. Нет руководителей, нет книг, нет условий жизненных. И на этом пути - обращаю ваше внимание, подчеркиваю - на этом сложном пути, как это видно у всех Святых Отцов, самое важное, самое трудное - привести человека к смирению, ибо гордость привела и денницу, и Адама к падению. И вот это - путь Господень для человека, который всей душой решился жить ради Господа, чтобы спастись. А без смирения человек не спасается. Хотя мы и не достигаем настоящего смирения, но, так сказать, начального уровня можем достигнуть.

О причинах событий 100-летней давности размышляет заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов
4 октября 2017 г.

Народ, не осознавший причин своих прошлых бедствий, не избежит их в будущем. О причинах событий 100-летней давности размышляет заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов

Без смирения напрасны и труды, и добродетели

Во всех религиях - при разном восприятии и понимании Бога - с благоговением относятся к людям, которых называют подвижниками - тем, кто воздержно ест, мало пьет, принимает на себя различные телесные подвиги. Духовное совершенство достигается трудом, испытаниями, скорбями. В Евангелии мы находим серьезную мысль:

«В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19).

Не может воспитаться дух того человека, который не переносит никаких трудностей, - правда, правильно переносит, и это очень важно. И мы видим это на евангельском примере распятия Христа и двух разбойников. Из них один хулил и Бога, и людей, и страдал от этого еще больше. А другой - благоразумный разбойник - напротив, осознал свою прошлую жизнь, понял, что получает достойное по делам своим.

Оказывается, что все - добрые, прекрасные, вызывающие уважение качества, действительно делающие человека великим, сопряжены с подвигом, трудом, скорбями и страданиями. Редко встречаются такие люди, которые бы прожили жизнь без скорбей.

Сам крест, который мы на себе носим, состоит из двух перекладин - горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная - то, что происходит с нами помимо нашей воли: заболевания, над которыми мы не властны, природные катаклизмы, объективные неприятности, войны и т.д. Как важно эту драгоценную горизонтальную перекладину использовать во благо! Не обвинять никого, не хулить ни людей, ни Бога, а опомниться.

«Достойное по делам своим получаю!»

И тот, кто так оценивает происходящее, получает благо. Христос сказал благоразумному разбойнику:

«…ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43).

Ты получишь блаженство. За что? За то, что проливал кровь других людей? Только и сказал:

«…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41).

Оказывается, то состояние души, когда человек действительно трезво оценивает себя и принимает находящие скорби как благие средства от Бога для получения человеком высшего блага.

Что такое вертикаль креста? Редко кто из людей понуждает себя на то, чтобы, когда не хочется - помолиться, когда хочется объесться, напиться - сдержать себя. Во имя чего? Для христианина понятно: ради исполнения заповедей Божиих. Ибо, как писал святой Исаак Сирин:

«Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений».

Конечно, сами по себе внешние подвиги, какими бы они ни были, не очищают душу. Более того, так называемый телесный подвиг: поклоны, посты, милостыни и так далее, - сами по себе нисколько не очищает человека. Все эти дела только тогда становятся вертикальной перекладиной креста, которая понемногу отрывает человека от земли, когда он трудится над очищением души от страстей: тщеславия, гнева, ревности, лукавства и так далее. Без этого телесные подвиги могут погубить человека. «Я пощусь, а он не постится, я хожу постоянно в церковь, а он, как ни придет в храм - все «Христос Воскресе» поют». Человек может возгордиться, если он не обращает внимания на самое главное.

Богу не нужны наши подвиги, не нужны никакие наши дела, даже добродетели, Ему не нужно ничего. Святой Исаак Сирин писал так:

«Воздаяние (то есть блага, получаемые от Бога) бывает не добродетели и не труду ради нее, а происходящему от них смирению».

И если не будет смирения, напрасны все труды, все добродетели - все сожжено.

Здесь мы касаемся самой сути христианства, которая часто ускользает от нашего внимания. Что добродетели необходимы, что надо трудиться - мы знаем. Но они нужны лишь постольку, поскольку приводят человека к смирению . Что значит к смирению? Видению себя неспособным справиться со своими грехами, грешками, привычками, страстями. Недаром игумен Никон (Воробьев) писал:

как огня бойтесь тщеславия, ибо оно уничтожает все добродетели человека.

Поэтому важно наблюдать за собой и, согрешив, сразу каяться, чтобы не погубить то, что сделано . Представьте себе, человек строит, не спит, не ест, и вдруг - поднес спичку и все сжег собственными руками. Так и все наши так называемые добрые дела сжигаются тщеславием, завистью, гневом, враждой, лукавством и т.п.

Ад выплеснулся на поверхность

Но вернемся к событиям столетней давности, о которых игумен Никон (Воробьев) говорил: впечатление такое, будто ад прямо из середины земли выплеснулся на поверхность и дьявол буквально начал командовать в нашей стране. Шло уничтожение народа: топили, увозили в пустыни и бросали на произвол судьбы, морили голодом, расстреливали. Ад выплеснулся на землю - только так, наверное, можно охарактеризовать события после отречения Николая Второго. Философ Василий Васильевич Розанов пишет:

«Русь слиняла в два, самое большее - три дня. Не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось армии, и не осталось рабочих. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего».

Всем известно прекрасная мысль:

«Народ, не осознавший причин бывших бедствий, не избежит их в будущем».

Страшное предупреждение. Какие же были причины того бедствия? Почему такое произошло?

Почитаешь светских, церковных историков - всюду идеи примерно одни и те же. Кто говорит: царица Александра Федоровна немка, значит, шпионка; кто пишет: Распутин подорвал авторитет царской власти; кто говорит: Николай Второй был слаб. Что в России западная агентура действовала и командовала, Троцкий приехал в марте, а в апреле прибыл тайно Ленин. Многое из этого находит подтверждение в исторических фактах. Но в этом ли причина? Нет, это были только инструменты!

У святителя Игнатия (Брянчанинова), 150-летие со дня кончины которого в этом году отмечает наша Церковь, есть высказывание о том, что люди есть только орудие Промысла Божия . Точнее - орудие тех духовных законов, по которым живет каждый человек, каждое общество, каждый народ. И эти духовные законы существуют так же объективно, как и законы материального мира . Но о духовных законах почти никто не говорит. Хотя они первичны.

Святой Марк Подвижник пишет, что причиной всех наших бед являются наши мысли , потому что они начало нашей деятельности. Наши мысли, желания, намерения, цели, то, что внутри нас, то есть наш дух - вот что руководит нами . Дух, то есть духовное состояние человека и общества в целом определяют и внешнюю сторону жизни, даже состояние природного мира . Недаром, если случалось какое-то бедствие, засуха, дожди, чума, мор, народ всегда говорил:

мы прогневили Бога.

А что значит прогневили Бога? Тот же Марк Подвижник отмечает:

«Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению от Бога, как думают не знающие духовного закона».

Многие полагают, что каждый раз действует Бог. Нет, существуют духовные законы, как и законы физического мира, и их нарушение - это страшная беда .

Один из этих законов - дух творит себе форму. То есть духовное состояние определяет всю его жизнь, жизнь народа и общества .

Не плоть, а дух растлился в наши дни

Так что же произошло в 1917-м? Какой закон был нарушен? Россия была православным царством, Святой Русью - столько было храмов, монастырей, духовных школ! Но послушаем, что говорят святые отцы о духовном состоянии России в то время.

Преподобный Макарий Оптинский пишет:

«Сердце обливается кровью о любезном нашем отечестве, России, нашей матушке, юное поколение питается не млеком учения Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым, заражается духом, и долго ли это продержится?»

СвятительИгнатий (Брянчанинов) в середине XIX века сокрушается о падении монашества, о состоянии Русской Церкви:

«Состарившееся изветшавшее древо нередко бывает украшено густым покровом зеленых листьев… но внутренность его уже истлела. Первая буря сломит его».

О монашестве святитель пишет:

«Оно доживает в России да и повсюду данный ему срок, восстановления не ожидаю, потеряно правильное понятие об умном делании. Прежде оно было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось».

Помню, как игумен Никон (Воробьев) уже в XX веке говорил:

«Какая милость Божия, что у нас существует «железный занавес» от Запада. Не дай Бог, его разрушат. Нас задавят всякие секты, католицизм, протестантизм, разврат».

(Это все, кстати, и произошло в годы перестройки.)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский про аналогичные процессы в 1905 г. писал:

«Свобода печати сделала то, что Священное Писание, книги богослужебные, святоотеческие писания пренебрегаются. Все дадут ответ Богу за потворство. Всякое царство, разделившееся в себе, опустеет, говорит Господь. И всякий город или дом не устоит. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты не будут подвержены каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет. За что? За свое безбожие и за свои беззакония. Земное Отечество страдает за грехи властителя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу кровавыми слезами об общем неверии и развращении России!»

Это просто страшно, что святые пишут о состоянии нашего народа, духовенства, монашества. И это слова не безбожников, не атеистов, не врагов Церкви - а высказывания монахов, святых. Вот что говорит Патриарх Тихон:

«Никто и ничто не спасет Россию от нестроений и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв, и через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу и праведности, святости».

А что у нас творилось в духовных школах?

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: революция вышла - можно вздрогнуть даже - из семинарии. Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков), действительно святой человек, писал:

«У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий… Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными».

В первых рядах революционеров часто мы видели семинаристов. Когда инспектор нашей академии священномученик Иларион Троицкий читал лекцию о Церкви, один студент встал и сказал:

«Спасибо, вы очень интересную лекцию прочитали, но вы не упомянули о революции. Что мы должны сейчас делать для революции? Как мы должны теперь спасать Россию?»

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что происходило в Санкт-Петербургской духовной семинарии, когда он был назначен в нее инспектором:

«Я по вступлении в должность захотел вывести, чтобы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт, и утром я увидел следы этого бунта. Ручки из дверей были вывернуты, лампады разбиты, все прокурено. На обеде семинаристы устроили мне демонстрации, кричали, свистели, мычали, блеяли, остановить их я не мог».

Мы часто живем какими-то идиллиями. Но, оказывается, духовное состояние нашего народа к 1917 г. было плачевным . Народ знал обряды, обычаи, праздники, но не знал христианства. И поэтому, когда ему сказали, что попы обманщики, что Бога нет, то очень многие поверили в это. И не удивительно поэтому, что произошло такое колоссальное разделение среди нашего народа.

Игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, которую в этом году канонизировали, укоряла своих сестер-монахинь:

«Когда же вы станете христианками»?

Они отвечали:

«Матушка, мы соблюдаем все правила, мы посещаем богослужение, исполняем все послушания, чего вы еще хотите?»

Она отвечала:

«Да разве вы не знаете, кто распял Христа? Те, которые все скрупулезно соблюдали, мыли скамьи и кружки, в субботу огня не зажигали. Христианство состоит разве во внешней стороне церковной жизни? Это должно быть следствием христианской жизни, а не показателем ее».

Она сокрушалась об этом.

«Где же борьба со страстями, где же «блаженны чистым сердцем», где же видение греха своего? Где же смирение?»

«Я всё делаю, как положено» - вот она, беда. Были отдельные люди святые, но общее состояние народа, увы, было вот таковым. И оно породило несчастья. Но эти несчастья сделали из многих тех, которые представляли собой мягкий графит, - алмазами. Смотрите, сколько канонизировано у нас новомучеников! Да, многие стали бриллиантами! Но как? Страшное давление обрушилось на них. Страшный огонь пылал на нашей родине.

Вывод очевиден: необходимо знать православие, необходимо быть воцерковленным не по внешности просто.

«Сыне, дай мне сердце твое» (Притч. 23:26),

Говорит Господь.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12).

Употребляющие усилия над чем? Над своей душой.

«Я терпеть не могу этого человека». Улыбнись ему. Просят помощи те, которые отвратительны, - помоги. Видишь грешащего человека - помолись о нем, а не осуди. Вот где начинается христианство. Скорбь случилась - у кого нет скорбей?

«Господи, достойное по делам своим приемлю! Благодарю тебя, Господи».

Православие начинается там, где есть внутренняя борьба - с самим собой. Поэт Фридрих Логау хорошо написал:

«Да, бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед - победа над собой».

Весь Запад , кстати, подменил эту победу над собой социализацией христианства . Там все направлено на внешнюю деятельность.

Европейская культура развратилась. Но посмотрите, что собой представляют католические изображения святых - какие фигуры, какая обнаженность. В Европе произошло падение христианства. Сейчас границ нет. Поэтому всё, что там, сегодня переходит к нам. И если мы не будем ставить заслоны внутри себя, не запомним, что христианство - это не просто внешняя сторона, а человек, его сердце, - случится по слову Апокалипсиса:

«Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час» (Откр. 3:3).

Тать - это вор.

До чего же мне нравится русская сказка про репку! Помните? Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку - вытащить не могут. Мышка за кошку - и вытащили репку. Какая сила у мышки? Кажется, никакой. Но здесь показано, какое огромное значение имеет каждое наше праведное или неправедное дело . Тем более, поступок христианина, который знает заповеди Божии, читает Евангелие, святых отцов. Сказано:

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много: а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47-48).

Поэтому, оказывается, жизнь каждого из нас имеет огромное значение . Иван Васильевич Киреевский пишет:

«Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Советское безбожие или разврат демократии?

Что положительного принесла нашему отечеству советская эпоха? От одного умного человека я услышал фразу:

«Не знаю, чему отдать предпочтение, - советскому безбожию или разврату демократии».

В Советском Союзе тех вещей, которые мы сейчас видим в рекламе, фильмах, спектаклях, газетах, журналах, - не было. Там было нравственное воспитание. А теперь воспитание какое? Откуда ветер дует?

Недавно в Германии был принят закон, разрешающий гомосексуальные браки. У родителей отбирают детей, если они отказываются посылать ребенка на такие уроки «воспитания». Буквально демонический дух действует! К сожалению, теперь «железного занавеса» нет. Всё оттуда идет к нам. И у нас есть множество идеологов, пропагандирующих подобные вещи, готовых все на свете продать - и Родину, и мать.

Помню, я в советское время выступал за границей. И первый вопрос, который мне задали: «У вас в Советском Союзе - гонения на Церковь, а у нас свобода. Что вы скажете об этом?» Я ответил:

«Вот, я сейчас зашел у вас в храм - несколько человек сидят там с комфортом. А у нас в храмах в шубах (дело было зимой) люди стоят часами в битком наполненном храме. Итак, где же подлинная Церковь? Мы находимся под холодным душем, а вы здесь в ванне с теплой водичкой».

Это им особенно понравилось. Слушатели аплодировали, они поняли, что Церковь не в комфорте прав.

Мне кажется, что в духовном отношении современная эпоха гораздо труднее, чем советское время . Там говорили: отрекись от Христа, иначе расстреляем. И христианин отвечал: стреляйте. А теперь нам скажут: вы не совсем правильно понимаете образ Христа. Христос - тот, кто дает комфорт жизни, и нарисуют нам антихриста. Методы стали более изощренными, тонкими. Такова наша современная жизнь.

И это беда, если не покаемся.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет:

«Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников, не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе».

Это писал святой в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века. Как архиерей, он обличал священников, пытался сделать все, что можно, дабы сохранить нравственность духовенства. А ведь в то время практически невозможно было встретить священника в ресторане или в театре…

Сейчас мы находимся в очень тяжелом духовном состоянии . Когда в советское время человек прямо говорил, что нет Бога, с ним все было ясно. «Ну нет - и иди. А я верю, что Бог есть» . Теперь все иначе: «Да, я верю в Бога, но Бог один во всех религиях» . Неважно, что в другой религии это сущий дьявол, который называется богом. Сейчас эту идею усиленно пропагандирует Ватикан. Например, папа Иоанн Павел II организовал Всемирную конференцию религий в Ассизе в 1986 г., и теперь каждый год проводятся такие конференции.

Апостол Павел пишет:

«Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:15).

Для нас Христос Бог и Господь, а в иудаизме Христос - лжемессия. А папа Римский Франциск до чего договорился: «Мы с иудеями верим в одного Бога». Значит, неважно - верить в Христа или не верить? Поэтому не удивительно, что этот же папа трижды в своей проповеди повторил, что «Христос - это дьявол» . Вот до чего он договорился. Вот, что стоит за идеей «один Бог во всех религиях». Идет прямое уничтожение христианства .

Нет теперь идеологической границы между Европой и Россией. И единственное наше оружие сегодня - это тщательно изучать святых отцов, чтобы точно знать, что такое православие. Это жизнь по заповедям Христовым, осознание своей греховности и покаяние. Только таким образом можно противостоять вражьим полчищам, которые движутся на нас .

«Революция вышла из семинарии», под таким парадоксальным, казалось бы, заголовком в Православном журнале «Покров» опубликован материал замечательного ученого, заслуженного профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова . На самом деле, ничего парадоксального нет, революция февраля-октября 1917 года стала возможной благодаря крупнейшей нравственной катастрофе тогдашнего российского общества. Разрушение массированной идеологической пропагандой системы нравственных ценностей общества, обеспечивавшей возможность различения добра и зла, различения того, что человеку делать можно, а что нельзя ни при каких обстоятельствах, повлекло за собой крушение страны, распад общества, гражданскую войну с миллионами жертв, массовый террор, голод, уничтожение культуры...

То, как рушились нравственные основы общественной российской жизни, как «романтическое» увлечение «революционными идеями», проникшее даже в умы семинаристов, вызвало отнюдь не романтичное массовое взаимоуничтожение людей, свидетельствуют современники событий.

Ад выплеснулся на поверхность

Но вернемся к событиям столетней давности, о которых игумен Никон (Воробьев) говорил: впечатление такое, будто ад прямо из середины земли выплеснулся на поверхность и дьявол буквально начал командовать в нашей стране. Шло уничтожение народа: топили, увозили в пустыни и бросали на произвол судьбы, морили голодом, расстреливали. Ад выплеснулся на землю – только так, наверное, можно охарактеризовать события после отречения Николая Второго. Философ Василий Васильевич Розанов пишет: «Русь слиняла в два, самое большее – три дня. Не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось армии, и не осталось рабочих. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего».

А что у нас творилось в духовных школах?

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: революция вышла – можно вздрогнуть даже – из семинарии. Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков), действительно святой человек, писал: «У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий… Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными». В первых рядах революционеров часто мы видели семинаристов. Когда инспектор нашей академии священномученик Иларион Троицкий читал лекцию о Церкви, один студент встал и сказал: «Спасибо, вы очень интересную лекцию прочитали, но вы не упомянули о революции. Что мы должны сейчас делать для революции? Как мы должны теперь спасать Россию?»

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что происходило в Санкт-Петербургской духовной семинарии, когда он был назначен в нее инспектором: «Я по вступлении в должность захотел вывести, чтобы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт, и утром я увидел следы этого бунта. Ручки из дверей были вывернуты, лампады разбиты, все прокурено. На обеде семинаристы устроили мне демонстрации, кричали, свистели, мычали, блеяли, остановить их я не мог».

Народ, не осознавший причин своих прошлых бедствий, не избежит их в будущем. О причинах событий 100-летней давности размышляет заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Без смирения напрасны и труды, и добродетели

Во всех религиях - при разном восприятии и понимании Бога - с благоговением относятся к людям, которых называют подвижниками - тем, кто воздержно ест, мало пьет, принимает на себя различные телесные подвиги. Духовное совершенство достигается трудом, испытаниями, скорбями. В Евангелии мы находим серьезную мысль:

«В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19).

Не может воспитаться дух того человека, который не переносит никаких трудностей, - правда, правильно переносит, и это очень важно. И мы видим это на евангельском примере распятия Христа и двух разбойников. Из них один хулил и Бога, и людей, и страдал от этого еще больше. А другой - благоразумный разбойник - напротив, осознал свою прошлую жизнь, понял, что получает достойное по делам своим.

Оказывается, что все - добрые, прекрасные, вызывающие уважение качества, действительно делающие человека великим, сопряжены с подвигом, трудом, скорбями и страданиями. Редко встречаются такие люди, которые бы прожили жизнь без скорбей.

Сам крест, который мы на себе носим, состоит из двух перекладин - горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная - то, что происходит с нами помимо нашей воли: заболевания, над которыми мы не властны, природные катаклизмы, объективные неприятности, войны и т.д. Как важно эту драгоценную горизонтальную перекладину использовать во благо! Не обвинять никого, не хулить ни людей, ни Бога, а опомниться. «Достойное по делам своим получаю!» И тот, кто так оценивает происходящее, получает благо. Христос сказал благоразумному разбойнику: «...ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Ты получишь блаженство. За что? За то, что проливал кровь других людей? Только и сказал: «...мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41).

Оказывается, то состояние души, когда человек действительно трезво оценивает себя и принимает находящие скорби как благие средства от Бога для получения человеком высшего блага.

Что такое вертикаль креста? Редко кто из людей понуждает себя на то, чтобы, когда не хочется - помолиться, когда хочется объесться, напиться - сдержать себя. Во имя чего? Для христианина понятно: ради исполнения заповедей Божиих. Ибо, как писал святой Исаак Сирин: «Заповеди даны Господом как врачевства, чтобы очищать от страстей и грехопадений». Конечно, сами по себе внешние подвиги, какими бы они ни были, не очищают душу. Более того, так называемый телесный подвиг: поклоны, посты, милостыни и так далее, - сами по себе нисколько не очищает человека. Все эти дела только тогда становятся вертикальной перекладиной креста, которая понемногу отрывает человека от земли, когда он трудится над очищением души от страстей: тщеславия, гнева, ревности, лукавства и так далее. Без этого телесные подвиги могут погубить человека. «Я пощусь, а он не постится, я хожу постоянно в церковь, а он, как ни придет в храм - все «Христос Воскресе» поют». Человек может возгордиться, если он не обращает внимания на самое главное.

Богу не нужны наши подвиги, не нужны никакие наши дела, даже добродетели, Ему не нужно ничего. Святой Исаак Сирин писал так: «Воздаяние (то есть блага, получаемые от Бога) бывает не добродетели и не труду ради нее, а происходящему от них смирению». И если не будет смирения, напрасны все труды, все добродетели - все сожжено.

Здесь мы касаемся самой сути христианства, которая часто ускользает от нашего внимания. Что добродетели необходимы, что надо трудиться - мы знаем. Но они нужны лишь постольку, поскольку приводят человека к смирению. Что значит к смирению? Видению себя неспособным справиться со своими грехами, грешками, привычками, страстями. Недаром игумен Никон (Воробьев) писал: как огня бойтесь тщеславия, ибо оно уничтожает все добродетели человека. Поэтому важно наблюдать за собой и, согрешив, сразу каяться, чтобы не погубить то, что сделано. Представьте себе, человек строит, не спит, не ест, и вдруг - поднес спичку и все сжег собственными руками. Так и все наши так называемые добрые дела сжигаются тщеславием, завистью, гневом, враждой, лукавством и т.п.

Ад выплеснулся на поверхность

Но вернемся к событиям столетней давности, о которых игумен Никон (Воробьев) говорил: впечатление такое, будто ад прямо из середины земли выплеснулся на поверхность и дьявол буквально начал командовать в нашей стране. Шло уничтожение народа: топили, увозили в пустыни и бросали на произвол судьбы, морили голодом, расстреливали. Ад выплеснулся на землю - только так, наверное, можно охарактеризовать события после отречения Николая Второго. Философ Василий Васильевич Розанов пишет: «Русь слиняла в два, самое большее - три дня. Не осталось царства, не осталось Церкви, не осталось армии, и не осталось рабочих. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего».

Всем известно прекрасная мысль: «Народ, не осознавший причин бывших бедствий, не избежит их в будущем». Страшное предупреждение. Какие же были причины того бедствия? Почему такое произошло?

Почитаешь светских, церковных историков - всюду идеи примерно одни и те же. Кто говорит: царица Александра Федоровна немка, значит, шпионка; кто пишет: Распутин подорвал авторитет царской власти; кто говорит: Николай Второй был слаб. Что в России западная агентура действовала и командовала, Троцкий приехал в марте, а в апреле прибыл тайно Ленин. Многое из этого находит подтверждение в исторических фактах. Но в этом ли причина? Нет, это были только инструменты!

У святителя Игнатия (Брянчанинова), 150-летие со дня кончины которого в этом году отмечает наша Церковь, есть высказывание о том, что люди есть только орудие Промысла Божия. Точнее - орудие тех духовных законов, по которым живет каждый человек, каждое общество, каждый народ. И эти духовные законы существуют так же объективно, как и законы материального мира. Но о духовных законах почти никто не говорит. Хотя они первичны.

Святой Марк Подвижник пишет, что причиной всех наших бед являются наши мысли, потому что они начало нашей деятельности. Наши мысли, желания, намерения, цели, то, что внутри нас, то есть наш дух - вот что руководит нами. Дух, то есть духовное состояние человека и общества в целом определяют и внешнюю сторону жизни, даже состояние природного мира. Недаром, если случалось какое-то бедствие, засуха, дожди, чума, мор, народ всегда говорил: мы прогневили Бога. А что значит прогневили Бога? Тот же Марк Подвижник отмечает: «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению от Бога, как думают не знающие духовного закона».

Многие полагают, что каждый раз действует Бог. Нет, существуют духовные законы, как и законы физического мира, и их нарушение - это страшная беда.
Один из этих законов - дух творит себе форму. То есть духовное состояние определяет всю его жизнь, жизнь народа и общества.

Не плоть, а дух растлился в наши дни

Так что же произошло в 1917-м? Какой закон был нарушен? Россия была православным царством, Святой Русью - столько было храмов, монастырей, духовных школ! Но послушаем, что говорят святые отцы о духовном состоянии России в то время.

Преподобный Макарий Оптинский пишет: «Сердце обливается кровью о любезном нашем отечестве, России, нашей матушке, юное поколение питается не млеком учения Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым, заражается духом, и долго ли это продержится?»

СвятительИгнатий (Брянчанинов) в середине XIX века сокрушается о падении монашества, о состоянии Русской Церкви: «Состарившееся изветшавшее древо нередко бывает украшено густым покровом зеленых листьев... но внутренность его уже истлела. Первая буря сломит его». О монашестве святитель пишет: «Оно доживает в России да и повсюду данный ему срок, восстановления не ожидаю, потеряно правильное понятие об умном делании. Прежде оно было очень распространено и между народом, еще не подвергшимся влиянию Запада. Теперь все искоренилось».

Помню, как игумен Никон (Воробьев) уже в XX веке говорил: «Какая милость Божия, что у нас существует «железный занавес» от Запада. Не дай Бог, его разрушат. Нас задавят всякие секты, католицизм, протестантизм, разврат».

(Это все, кстати, и произошло в годы перестройки.)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский про аналогичные процессы в 1905 г. писал: «Свобода печати сделала то, что Священное Писание, книги богослужебные, святоотеческие писания пренебрегаются. Все дадут ответ Богу за потворство. Всякое царство, разделившееся в себе, опустеет, говорит Господь. И всякий город или дом не устоит. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты не будут подвержены каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет. За что? За свое безбожие и за свои беззакония. Земное Отечество страдает за грехи властителя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества. Молись Богу кровавыми слезами об общем неверии и развращении России!»

Это просто страшно, что святые пишут о состоянии нашего народа, духовенства, монашества. И это слова не безбожников, не атеистов, не врагов Церкви - а высказывания монахов, святых. Вот что говорит Патриарх Тихон: «Никто и ничто не спасет Россию от нестроений и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв, и через то не возродится духовно в нового человека, созданного по Богу и праведности, святости».

А что у нас творилось в духовных школах?

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: революция вышла - можно вздрогнуть даже - из семинарии. Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков), действительно святой человек, писал: «У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий... Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными». В первых рядах революционеров часто мы видели семинаристов. Когда инспектор нашей академии священномученик Иларион Троицкий читал лекцию о Церкви, один студент встал и сказал: «Спасибо, вы очень интересную лекцию прочитали, но вы не упомянули о революции. Что мы должны сейчас делать для революции? Как мы должны теперь спасать Россию?»

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что происходило в Санкт-Петербургской духовной семинарии, когда он был назначен в нее инспектором: «Я по вступлении в должность захотел вывести, чтобы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт, и утром я увидел следы этого бунта. Ручки из дверей были вывернуты, лампады разбиты, все прокурено. На обеде семинаристы устроили мне демонстрации, кричали, свистели, мычали, блеяли, остановить их я не мог».

Мы часто живем какими-то идиллиями. Но, оказывается, духовное состояние нашего народа к 1917 г. было плачевным. Народ знал обряды, обычаи, праздники, но не знал христианства. И поэтому, когда ему сказали, что попы обманщики, что Бога нет, то очень многие поверили в это. И не удивительно поэтому, что произошло такое колоссальное разделение среди нашего народа.

Игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, которую в этом году канонизировали, укоряла своих сестер-монахинь: «Когда же вы станете христианками»? Они отвечали: «Матушка, мы соблюдаем все правила, мы посещаем богослужение, исполняем все послушания, чего вы еще хотите?» Она отвечала: «Да разве вы не знаете, кто распял Христа? Те, которые все скрупулезно соблюдали, мыли скамьи и кружки, в субботу огня не зажигали. Христианство состоит разве во внешней стороне церковной жизни? Это должно быть следствием христианской жизни, а не показателем ее». Она сокрушалась об этом. «Где же борьба со страстями, где же «блаженны чистым сердцем», где же видение греха своего? Где же смирение?»

«Я все делаю, как положено» - вот она, беда. Были отдельные люди святые, но общее состояние народа, увы, было вот таковым. И оно породило несчастья. Но эти несчастья сделали из многих тех, которые представляли собой мягкий графит, - алмазами. Смотрите, сколько канонизировано у нас новомучеников! Да, многие стали бриллиантами! Но как? Страшное давление обрушилось на них. Страшный огонь пылал на нашей родине.

Вывод очевиден: необходимо знать православие, необходимо быть воцерковленным не по внешности просто. «Сыне, дай мне сердце твое» (Притч. 23:26), - говорит Господь. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). Употребляющие усилия над чем? Над своей душой.

«Я терпеть не могу этого человека». Улыбнись ему. Просят помощи те, которые отвратительны, - помоги. Видишь грешащего человека - помолись о нем, а не осуди. Вот где начинается христианство. Скорбь случилась - у кого нет скорбей? «Господи, достойное по делам своим приемлю! Благодарю тебя, Господи».

Православие начинается там, где есть внутренняя борьба - с самим собой. Поэт Фридрих Логау хорошо написал: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой, победа из побед - победа над собой». Весь Запад, кстати, подменил эту победу над собой социализацией христианства. Там все направлено на внешнюю деятельность.

Европейская культура развратилась. Но посмотрите, что собой представляют католические изображения святых - какие фигуры, какая обнаженность. В Европе произошло падение христианства. Сейчас границ нет. Поэтому все, что там, сегодня переходит к нам. И если мы не будем ставить заслоны внутри себя, не запомним, что христианство - это не просто внешняя сторона, а человек, его сердце, - случится по слову Апокалипсиса: «Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь, в который час» (Откр. 3:3). Тать - это вор.

До чего же мне нравится русская сказка про репку! Помните? Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку - вытащить не могут. Мышка за кошку - и вытащили репку. Какая сила у мышки? Кажется, никакой. Но здесь показано, какое огромное значение имеет каждое наше праведное или неправедное дело. Тем более, поступок христианина, который знает заповеди Божии, читает Евангелие, святых отцов. Сказано: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много: а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47-48).

Поэтому, оказывается, жизнь каждого из нас имеет огромное значение. Иван Васильевич Киреевский пишет: «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Что положительного принесла нашему отечеству советская эпоха? От одного умного человека я услышал фразу: «Не знаю, чему отдать предпочтение, - советскому безбожию или разврату демократии». В Советском Союзе тех вещей, которые мы сейчас видим в рекламе, фильмах, спектаклях, газетах, журналах, - не было. Там было нравственное воспитание. А теперь воспитание какое? Откуда ветер дует?

Недавно в Германии был принят закон, разрешающий гомосексуальные браки. У родителей отбирают детей, если они отказываются посылать ребенка на такие уроки «воспитания». Буквально демонический дух действует! К сожалению, теперь «железного занавеса» нет. Все оттуда идет к нам. И у нас есть множество идеологов, пропагандирующих подобные вещи, готовых все на свете продать - и Родину, и мать.

Помню, я в советское время выступал за границей. И первый вопрос, который мне задали: «У вас в Советском Союзе - гонения на Церковь, а у нас свобода. Что вы скажете об этом?» Я ответил: «Вот, я сейчас зашел у вас в храм - несколько человек сидят там с комфортом. А у нас в храмах в шубах (дело было зимой) люди стоят часами в битком наполненном храме. Итак, где же подлинная Церковь? Мы находимся под холодным душем, а вы здесь в ванне с теплой водичкой». Это им особенно понравилось. Слушатели аплодировали, они поняли, что Церковь не в комфорте прав.

Мне кажется, что в духовном отношении современная эпоха гораздо труднее, чем советское время. Там говорили: отрекись от Христа, иначе расстреляем. И христианин отвечал: стреляйте. А теперь нам скажут: вы не совсем правильно понимаете образ Христа. Христос - тот, кто дает комфорт жизни, и нарисуют нам антихриста. Методы стали более изощренными, тонкими. Такова наша современная жизнь.

И это беда, если не покаемся.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий пишет: «Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время великой революции, конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников, не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе».

Это писал святой в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века. Как архиерей, он обличал священников, пытался сделать все, что можно, дабы сохранить нравственность духовенства. А ведь в то время практически невозможно было встретить священника в ресторане или в театре...

Сейчас мы находимся в очень тяжелом духовном состоянии. Когда в советское время человек прямо говорил, что нет Бога, с ним все было ясно. «Ну нет - и иди. А я верю, что Бог есть». Теперь все иначе: «Да, я верю в Бога, но Бог один во всех религиях». Неважно, что в другой религии это сущий дьявол, который называется богом. Сейчас эту идею усиленно пропагандирует Ватикан. Например, папа Иоанн Павел II организовал Всемирную конференцию религий в Ассизе в 1986 г., и теперь каждый год проводятся такие конференции.

Апостол Павел пишет: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:15).

Для нас Христос Бог и Господь, а в иудаизме Христос - лжемессия. А папа Римский Франциск до чего договорился: «Мы с иудеями верим в одного Бога». Значит, неважно - верить в Христа или не верить? Поэтому не удивительно, что этот же папа трижды в своей проповеди повторил, что «Христос - это дьявол». Вот до чего он договорился. Вот, что стоит за идеей «один Бог во всех религиях». Идет прямое уничтожение христианства.

Нет теперь идеологической границы между Европой и Россией. И единственное наше оружие сегодня - это тщательно изучать святых отцов, чтобы точно знать, что такое православие. Это жизнь по заповедям Христовым, осознание своей греховности и покаяние. Только таким образом можно противостоять вражьим полчищам, которые движутся на нас.

Алексей Ильич Осипов

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: революция вышла – можно вздрогнуть даже – из семинарии. Выпускник Московской духовной академии митрополит Вениамин (Федченков) писал: «У нас, семинаристов, укоренилось убеждение, что если кто умный, тот неверующий… Мы, в сущности, были больше католическими семинаристами, фомистами (от имени Фомы Аквинского), а не православными». В первых рядах революционеров часто мы видели семинаристов.

Вспоминает митрополит Евлогий: «К вере и церкви семинаристы (за некоторым исключением) относились, в общем, довольно равнодушно, а иногда и вызывающе небрежно. К обедне, ко всенощной ходили, но в задних рядах, в углу, иногда читали романы; нередко своим юным атеизмом бравировали. Не пойти на исповедь или к причастию, обманно получить записку, что говел, - такие случаи бывали. Один семинарист предпочел пролежать в пыли и грязи под партой всю обедню, лишь бы не пойти в церковь. К церковным книгам относились без малейшей бережливости: ими швырялись, на них спали…»

Митрополит Вениамин (Федченков) вспоминал, что происходило в Санкт-Петербургской духовной семинарии, когда он был назначен в нее инспектором: «Я по вступлении в должность захотел вывести, чтобы не курили в спальне, потому что от табака к утру воздух был отвратительный. Но семинаристы устроили бунт, и утром я увидел следы этого бунта. Ручки из дверей были вывернуты, лампады разбиты, все прокурено. На обеде семинаристы устроили мне демонстрации, кричали, свистели, мычали, блеяли, остановить их я не мог».

В годы Первой российской революции отношение семинаристов к богослужению стало принимать скандальную форму. В «Колоколе» сообщалось о «движении семинаристов… против богослужения» Семинаристы явно требовали отмены обязательного богослужения, причастия Святых Таин, глумились над святынями. Так, 2-го февраля в церкви Тифлисской семинарии было обнаружено, что пелена, богослужебные сосуды, кресты, евангелие и другие предметы церковной утвари были сброшены с престола на пол и потоптаны ногами А 4-го февраля в той же семинарии была снята из одного класса и брошена в отхожее место икона.

Некоторые семинарии (Петербургская, Псковская, Самарская и Казанская) устроили политические первомайские забастовки. 2 мая 1906 года воспитанник I класса Тамбовской семинарии Владимир Грибоедов совершил покушение на ректора архимандрита Феодора (Поздеевского), выстрелив в него из револьвера. Ректор, к счастью, остался жив, однако воспитанники распевали Марсельезу и выказывали недовольство неудачностью покушения. Лишь немногие студенты отрицательно отнеслись к преступлению и отслужили благодарственный молебен в приходской церкви, не решившись совершить его в семинарском храме.

От требований и петиций студенты в ряде семинарий перешли к экстремистским действиям. В Черниговской семинарии выстрелом был ранен инспектор, а на ректора совершено неудавшееся покушение; в Тифлисской - инспектор М. А. Добронравов расстрелян; в Пензенской - ректор архимандрит Николай (Орлов) был убит тремя выстрелами из револьвера; в Тамбовской преемник епископа Феодора (Поздеевского) архим. Симеон (Холмогоров) 7 апреля 1907 года около 9 часов выстрелом семинариста был искалечен на всю жизнь - ему пулей перебило позвоночник, а в лицо ректора Харьковской семинарии протоиерея Иоанна Знаменского была выплеснута серная кислота

К 1917 году духовные учебные заведения подошли в состоянии некоторого успокоения, в сравнении, конечно, с 1905 годом. В российском обществе наступило заметное охлаждение к ценностям православной веры и к значимости церковной организации среди других общественных институтов.
.............................................................................................................................
МАТЕРЬ БОЖИЯ СКАЗАЛА: ЗДЕСЬ МОНАХОВ НЕТ...

Монахи, несмотря на надвигающуюся опасность, продолжали жить не по-монашески. Кровью обливалось сердце подвижника о. Зосимы, когда он смотрел на их жизнь. Однажды, в один из больших праздников, незадолго до революции, была торжественная служба, в соборе. Вдруг из Царских врат вышла Царица Небесная, окруженная четырьмя великомученицами, взглянула на толпу молящихся, в церкви были все монахи лаврские, но Она, Пречистая, грустными глазами взглянула на них и сказала: "Здесь монахов нет, кроме этих трех-четырех", - и указала на старца Зосиму и еще трех монахов. Великомученицы с Пречистою Приснодевою опять вошли в алтарь и исчезли.
Перед разгоном Троице- Сергиевой лавры пришлось пережить старцу много тяжелого от своих собратьев.
О. Зосима предупреждал наместника о. Кронида, говоря: "Мне явился преподобный Сергий и сказал: "Вас разгонят и вы будете по частным квартирам жить (я буду жить одно время на Переяславке у духовной дочери, а ты, о. Кронид, в 10 верстах от Хотьково)".(...)
Не хотелось старцу расставаться с местом подвига любимого святого, но сам Преподобный сказал: уйду я, уйдешь и ты, Зосима, и указал ему препод. Сергий квартиру, где поселиться после разгона лавры.
Старец спросил: "Как же мощи?" На это препод. Сергий ответил: "Дух мой уйдет, а мощи останутся для поругания". Отец Зосима мало-помалу смирился.
(Старец Зосима.Подвиги и чудеса, отрывки из книги)