Открытый урок россия-дом пресвятой богородицы. Лорето-Настоящий Дом Божьей Матери

Городок в итальянской провинции Анкона, на первый взгляд, совершенно не связан с Моравией. Но на Моравии и в Чехии встречается так много Лоретанских часовен, что мне захотелось рассказать, что же это за место, где находится самая почитаемая Богородичная святыня в мире.

Евангелие повествует, что Пресвятая Богородица родилась в Назарете. Там она росла, воспитывалась, там получила святое Благовестие от Архангела Гавриила. В Назарет также вернулось Святое Семейство после бегства в Египет, и Иисус рос в Назарете до своего тридцатилетия, когда началось Его Служение.

Типичное палестинское жилище представляло собой небольшое каменное помещение, пристроенное к гроту, выдолбленному в горе. Грот использовался в качестве складского помещения, там было прохладнее, и туда помещали продукты. Пристройка же была жилой.

Тот грот, который принадлежал семье Пресвятой Богородицы, сохранился, там сейчас находится церковь Благовещения. А вот пристройка исчезла. Археологические раскопки на месте дома Богородицы проливают свет на его историю. В третьем веке христиане сделали дом Богородицы местом поклонения, построив над ним церковь. В пятом веке церковь была перестроена в византийском стиле, а в 11 веке уже французские крестоносцы возвели над домом Богородицы довольно большой храм. Таким образом, пристройка к гроту сохранялась целой и невредимой. Никакие природные катаклизмы не влияли на её сохранность. И вдруг в конце 13 века во время вторжения мусульман в Палестину пристройка исчезла. Тут начинается область таинственного, до сих пор учёными не объяснимого.

В 1291 году строение без фундамента, состоящее из трёх стен и крыши со скатами, появилось в Иллирии, на территории современной Хорватии в местности Терзац. А уже через три года оно было перенесено в Италию в коммуну Реканати. Домик сразу получил известность, как жилище Пресвятой Богородицы, и туда стали приходить паломники. На дары, приносимые паломниками, претендовало слишком много людей, и два брата, возможно, имеющие отношение к перенесению домика в Италию, его передвинули на холм, где селений не было. На холме росло множество лавров, «lauro» по-итальянски, отсюда и появилось позже название Лорето. По холму проходила дорога, посреди которой и поставили братья домик Богородицы. С тех пор паломничество к жилищу Пресвятой Богородицы не прекращается.

В начале 14 века домик обложили кирпичами для сохранности, а внутри устроили церковь, сделав на месте отсутствующей четвёртой стены алтарь и расписав стены фресками. Остатки фресок можно видеть и сейчас, а в алтаре первоначально находилась деревянная икона Пресвятой Богородицы, известная в Православной церкви под названием «Прибавление Ума». К 16 веку икона обветшала, и её заменили на аналогичную деревянную статую. Это Лоретанское изображение Пресвятой Богородицы, называемое ещё «Черной Мадонной», сейчас является одним из самых почитаемых образов в мире. Статуя действительно черная, но не потому, что вырезана из черного дерева. Просто дым от многочисленных свечей и лампад впитался в дерево, сделав статую черной.

В самом начале 15 века над домиком построили церковь для лучшей сохранности постройки и приёма паломников, которых становилось всё больше и больше. Первоначальная крыша домика в 1435 году была заменена на сводчатую. Около 1470 года Пьетро ди Джорджо Толомеи, управитель Лоретанского святилища написал историю домика из Назарета, который Ангелы переместили в Италию по воздуху. До сих пор эта легенда является одной из рассматриваемых версий появления домика Богородицы в Лорето.


Изображение легенды о перенесении домика Богородицы на одной из дверей храма

Дело в том, что исследование домика учёными происходит и в наши дни. Сомнений в его подлинности уже не возникает, о том свидетельствуют и камни, из которых сложен домик и которые в Италии не использовались, и сама структура жилища, и обнаруженные древнеиудейские надписи на камнях, и предметы, найденные под часовней. Например, там были обнаружены две монеты конца 13 столетия, имеющие отношение к семейству Ангелос, родственникам византийских императоров. В старину монеты, заложенные в основание сооружения, должны были указывать или на время его сооружения или на инициаторов строительства. Одной из версий появления Назаретского домика в Италии является перенесение его, как раз, членами семейства Ангелос. Назаретский домик довольно небольшой, приблизительно 8.5 м длинной, не более 4 м шириной и около 4 метров высотой. Некоторые историки считают, что домик был разобран в Назарете, камни пронумерованы, по морю перевезены в Италию и там заново собраны. Но учёные обнаружили, что раствор, которым скреплены камни никогда в Италии не использовался, это типичный для Палестины строительный раствор, поэтому версию о перевозке «святых камней» и последующей сборке в Италии не все поддерживают. В общем, до сих пор на вопрос о перенесении домика в Палестину ответ не найден.


Мраморный саркофаг, внутри которого находится домик Богородицы.

Но как бы там не было, по вере приходящих к стали совершаться и до сих пор совершаются различные чудеса. Уже в 15 веке поток паломников в Лорето стал так велик, что епископ Николо деле Асте повелел начать строительство нового огромного храма. Над его убранством трудились лучшие художники итальянского Возрождения. В храме можно увидеть фрески Мелоцо да Форли (ок.1478), Луки Синьорелли (ок.1482), в 1500году Джулиано да Сангалло закончил работу над сводами купола. А в 1507 году Донато Браманте приступил к работе над макетом мраморного саркофага, внутри которого должен был находится домик. В 70-х годах 15 века саркофаг был закончен, и сейчас мраморная облицовка домика является одной из самых прекрасных жемчужин искусства эпохи Возрождения. Лучшие итальянские скульпторы работали над барельефами саркофага.

Так что, даже человек, которого не сильно интересуют христианские святыни, сможет увидеть в Лорето чудо. Это чудо – работы выдающихся итальянских художников и скульпторов.


Славянская часовня св.Кирилла и Мефодия.

Кроме самого домика Богородицы, в который можно войти, постоять там и помолиться перед считающимся чудотворным образом Лоретанской Божией Матери, в храме находится несколько часовен, названных в честь общин, которые инициировали их росписи. Ещё в 16 веке, когда храм в Лорето был под патронажем ордена Иезуитов, было устроено так, чтобы верующие из разных стран могли найти здесь священника, говорившего на близком им языке. Так появились в храме Французская, Немецкая, Испанская и многие другие часовни. Есть там и славянская часовня, расписанная в конце 19 века и освящённая в честь св.Кирилла и Мефодия. В ней можно найти образ св.Людмилы, святого князя Ростислава Моравского. Интересен и образ св. Кирилла, который переводит литургические тексты на славянский язык, а рядом с ним на переднем плане лежит кот.

Победа поляков над большевиками под Варшавой в 1920 году. Фрагмент росписи Польской часовни.

Довольно интересна и Польская часовня Сердца Христова. Её расписывал в 1912-1939 годах Артуро Гатти на пожертвования польских католиков. Как всегда, польская национальная гордость выразилась во фресках, которыми расписаны стены часовни. Правда, из всех событий польской истории были выбраны только два – это победа Яна Собеского над турками под Веной в 1683 году и битва под Вашавой с большевиками в 1920 году. На коне можно даже увидеть генерала Пилсудского.


Росписи в Американской часовне.

Но самой необычной я считаю Американскую часовню Вознесения девы Марии. Она была расписана довольно поздно, в 1953-1970 годах. До этого здесь была часовня св.Иоанна Крестителя с фресками середины 16 века. А в 20 веке часовню расписал Беппе Стефанина. Так как папа Бенедикт XV в 1920 году провозгласил Лоретанскую Богородицу покровительницей авиации, то фрески на стенах часовни излагают историю полётов человека от мифического Икара до вполне реальных космонавтов Гагарина, Армстронга и Девитта. Присутствует также и одна из лаек, летавших в космос, а также папа Павел VI, летящий в 1965 году на заседание ООН. Это был первый папа, который начал использовать авиационные перелёты и посетил все пять континентов. В общем, довольно необычные храмовые росписи.


Сокровищница

Кроме самого храма можно посетить и Сокровищницу, в которую попадаем через барочный атриум. Зал Сокровищницы был построен по распоряжению папы Климента VIII для многочисленных даров, полученных не только от обычных паломников, но и от царственных особ. Например, французский король Людовик XIII в благодарность Богородице за рождение наследника отослал в Сокровищницу две короны, усыпанные алмазами и серебряную подушку с лежащим на ней золотым младенцем, вес которого был равен весу новорождённого. А королева Швеции Христина, отрекшись от лютеранства в 1655 году, побывала в Лорето и оставила в Сокровищнице свою королевскую корону и скипетр. Сокровищница в Лорето считалась самой богатой в Европе. К сожалению, в 1797 году она была полностью разграблена Наполеоном. Сейчас особо ценных предметов в Сокровищнице вы не увидите, зато сам зал с росписями Христофоро Ронкалли великолепен.


Площадь Мадонны.

Выйдя из храма вы окажетесь на площади Мадонны, где с одной стороны увидите Апостолический(Папский) дворец, построенный по проекту Донато Браманте, правда, со множеством деталей, внесённых и другими архитекторами. С другой стороны увидите другое здание. Это тоже дворец, строительство которого было начало в 16 веке, но нынешний вид он приобрёл в начале 19 века. Дворец называется Иллирийским. Когда-то в нём располагался Иезуитский колледж, а студентами были выходцы из Иллирии, современной Хорватии. Сейчас в Иллирийском дворце находится отель для паломников, в первую очередь, пребывающих в , так называемыми, «белыми» поездами. Это специальные поезда, организованные Итальянским национальным союзом по перевозке больных в международные святилища. На таких поездах в пребывают со всей Европы паломники с ограниченными возможностями.

Посреди площади вы увидите прекрасный фонтан Карло Мадерно начала 17 века. Его построили не только для украшения площади, а в первую очередь, для нужд паломников, проведя на площадь воду из источников по специальной галерее длинной 5 км. Возле фонтана всегда можно увидеть прямо на асфальте современные работы итальянских художников, которые, впрочем, являются продолжателями традиций итальянской живописи прошлых веков.

Просто пройтись по центру городка тоже приятно. Он окружён бастионами начала 16 века, построенными по приказу папы Льва Х, обеспокоенного набегами турок. С бастионов открывается изумительный вид на долину Музоне и гору Конеро.

В вас постоянно будут соблазнять великолепными итальянскими сырами и другими продуктами. И отведав пищи духовной, вы обязательно соблазнитесь каким-нибудь «Пекарино», оливками или домашним вином.

В общем, каждый найдёт в утешение.

Дом Пресвятой Богородицы

Россия - Дом Пресвятой Богородицы.

Великая и славная некогда Родина наша Россия - Святая Русь - издревле имела великое и славное имя: "Дом Пресвятой Богородицы", или иначе: "Необоримое Богородицы состояние (достояние)".

- "Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру православную, за "Дом Пресвятой Богородицы" - таким радостным восклицанием встречал народ св. князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.

- "Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за "Дом Пресвятой Богородицы", - такими словами взывал Козьма Минин-Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение отечества.

И как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла. Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее, в котором она постоянно обитала. И это свое незримое, но тем не менее всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы, которые благоговейно чтились русским народом, не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу. По вере русских людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала русскую землю от страшного разорения, а русский народ - от погибели.

Невозможно исчислить все такие отдельные случаи чудесной помощи Божьей Матери Верующим русским людям. Здесь представлены только главнейшие примеры дивного заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю, о которых стыдно не знать русскому человеку.

Барская

В далекие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки, на берегу которой находится в Подолии Могилевского уезда. Многие потерпел Ров бедствия и от нашествия диких татар, и от хищнических нападений поляков. В начале XVI века поляки снова завладели им и назвали его Баром; но в 1793 году Бар со всею Подолиею был возвращен России, а в 1837 году и Барский монастырь с его древнею святынею, чудотворною иконою Пресвятой Богородицы, передан в ведение православного духовенства.

Барская чудотворная икона привлекает к себе многочисленные толпы богомольцев - и православных и иноверных. Икона находится в запрестольной нише, на ней серебряный оклад со следами позолоты и черни; высота иконы 1 аршин 12 вершков, ширина 1 аршин и 3 вершка. Она очень древняя, византийская, хорошо сохранившейся живописи.

В 1887 году исполнилось 50 лет со времени возвращения православию Барского монастыря и чудотворной иконы. Это воспоминание было торжественно отпраздновано 1 октября. С тех пор Святым Синодом разрешено установить в Барском монастыре особый день для чествования чудотворной иконы - ежегодно 1 октября (по старому стилю).

Владимирская

Владимирская икона Богоматери, по общему верованию наших предков, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Икона написана была еще при земной жизни Богоматери и принесена была благодатным художником к Пресвятой Деве. Видя изображение свое на иконе, Дева Мария повторила свое пророческое изречение: "Отныне ублажат мя ecи роди" - и присовокупила: "Благодать Родшагося от меня и моя с сею иконою да будет". В 450 году, при императоре Феодосии-младшем, икона принесена из Иерусалима в Константинополь, а в начале XII века из Константинополя привезена в Киев: патриарх Цареградский Лука Хризоверх прислал ее великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, и она была поставлена в девичьем монастыре в г. Вышгороде, который в древности был удельным городом благоверной княгини Ольги.

В 1160 г. икона была перевезена во Владимир князем Андреем Боголюбским и помещена в Успенском храме, и именно с тех пор стала называться Владимирской. По вере в благодатную силу иконы князей, воевод и воинов и всего народа она участвовала во многих походах русского воинства. В 1164 г. Владимирская икона находилась в походе князя Андрея против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Князь Дмитрий Донской помощью Богоматери одержал победу над Мамаем 8 сентября 1380 г. Явлена была благодатная помощь иконы против страшного завоевателя Востока Тамерлана, ордынского князя Едыгея, ногайского царевича Мазовша. Чудесным заступлением Богоматери Россия была избавлена от ордынского князя Ахмата в 1480 г. Ночью на войска орды напал такой страх, что они побежали без оглядки. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, тяготевшего над Россией 200 лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь. Заступлением Божией Матери был низвергнут Самозванец, Россия спасена под защитою православия.

В 1395 г. перенесена была Владимирская икона в Успенский храм в Москве.

Святая икона служила благословением для великих князей во всех важнейших обстоятельствах их жизни; пред Нею подданные их приносили клятву в верности Отечеству. Православные всероссийские монархи принимают священное венчание и миропомазание на царство. При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери служила поручительницею и благословением. При общественных бедствиях, например, во время войны, пожара, эпидемий, святители с молитвою обращались к этой иконе.

Три раза в год церковь совершает празднество Владимирской иконе Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью отечества нашего от врагов: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Иверская

В Анатолии, к юго-востоку от Константинополя, на берегу большого озера, которое соединяется с Мраморным морем, стоит город Исник. Это - древняя Никея при озере Аскашев, митрополия второй Вифинии, особенно известная по двум бывшим в ней вселенским соборам. В царствование святого равноапостольного Константина Велткого здесь на первом вселенском соборе, в 325 году, святые отцы церкви утвердили догмат о Божестве и единосущии с Богом Отцом Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. На седьмом вселенском соборе при благочестивой царице Ирине и ее сыне Константине VI, в 787 году, установили, после пятидесятилетнего жестокого гонения, почитание святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и всех святых мужей и жен. Но через 27 лет гонение на святые иконы началось в греческой империи при Льве Армянине, и продолжалось при Михаиле Косноязычном и Феофиле.

В царствование императора Феофила около города Никеи жила благочестивая, богатая вдова с единственным сыном. У нее была икона Богоматери, уважаемая ею, для которой эта благочестивая вдова недалеко от своего дома выстроила церковь и поставила в нее святую икону.

В 829 году император Феофил начал преследовать почитателей святых икон. По всей империи были разосланы царские воины отыскивать иконы и уничтожать их, а почитавших их жестоко мучить. Один из воинов, увидя у вдовы икону, с гневом ударил мечом в ланиту Богоматери, изображенной на иконе. Но Пресвятая Владычица вразумила заблуждающегося. К ужасу воина из язвы потекла кровь. Пораженный этим, воин с раскаянием пал пред иконою Богородицы, оставил ересь и окончил жизнь иноком.

Вдове он посоветовал скрыть икону, чтобы спасти от поруганий. Усердно помолясь пред иконою Богородицы, благочестивая вдова поставила ее в небольшую лодку и пустила в море, прося Пресвятую Владычицу спасти икону от потопления, а ее и сына от жестокости нечестивого царя.

Пресвятая Богородица услышала усердную молитву этой благочестивой женщины.

Отпустив икону, которая к ее радости, стоя прямо, понеслась к западу, вдова сказала своему сыну: «Дорогое дитя мое, я женщина и не могу уйти далеко, потому или скроюсь, или, если меня схватят, умру ради любви к Богоматери, а ты удались в Грецию, чтобы царские воины не сделали тебе зла». Любящий сын послушался совета матери, ушел в Солунь, а через 15 лет прибыл на Афон и постригся в монахи в Иверской обители. Тут он увидал святую икону, пущенную в море его матерью и рассказал монахам, почему его мать должна была расстаться с драгоценною святынею.

Явление этой иконы на Афоне произошло следующим образом: однажды вечером иноки древней Иверской обители увидели на море огненный столп, восходящий до самого неба. Дивное явление продолжалось несколько дней и ночей. Приплыв ближе к явлению, они увидели, что огненный столп исходит от иконы Богоматери, но когда приближались к ней, чтобы взять ее, лодка с иконой удалялась. Иноки собрались в храме и в усердной молитве просили Богоматерь даровать им свою икону.

Между братьями этой обители был старец Гавриил, грузин, отличавшейся особенно строгою жизнию. Ему во сне явилась Богоматерь и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верою по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец открыл волю Богоматери настоятелю; все иноки с молебным пением, кадилами и лампадами пошли к морю. Икона Пресвятой Богородицы приближалась к ним. Гавриил вошел в море и взял икону. Когда он вышел на берег и поставил на нем икону, из земли потекла чистая, сладкая вода, текущая и доселе. Это место находится в четверти часа ходьбы от обители и здесь устроена была часовня. После усердной молитвы, икону торжественно внесли в соборный храм обители.

На другой день инок, зажигавший лампады в храме, войдя в него, не нашел иконы Богоматери на ее месте во храме. Ее нашли над воротами обители на наружной стене и опять поставили в храм; но на другой день она опять явилась над воротами, и это повторялось несколько раз.

Наконец, Богоматерь явилась старцу Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы более не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием. И вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

С этого времени икону оставили на избранном ею месте над воротами, и потому она называется Иверскою Портаитиссою, то есть, Вратарницею. Вскоре после этого на месте пребывания иконы у ворот выстроили храм во имя Богоматери, Хранительницы обители.

Много раз Иверская обитель, находясь на берегу моря, подвергалась нападениям врагов, но Пресвятая Владычица Своим заступлением сохранила ее и доныне. Много чудес и исцелений было от святой иконы Иверской, Вратарницы. Все чудеса, бывшие от этой иконы, невозможно описать по их многочисленности, а потому приводим здесь некоторые.

Евфимий, сын настоятеля Иверской обители, святого Иоанна, Ивира, в молодости так захворал, что и не надеялся выздороветь. Иоанн, видя, что его сыну уже люди не могут помочь, оставил его в келии, а сам пошел в храм Пресвятой Богородицы и, пав пред Ее иконою, со слезами молил Ее исцелить отрока, и Царица Небесная услышала его молитву; после молитвы Иоанн попросил иерея причастить Евфимия Святых Тайн Христовых. Возвратясь в келию, к своему удивлению, почувствовал в ней чудное и невообразимое благоухание, сына же своего увидел сидящим на постели и совершенно здоровым.

Старец, пораженный этим, с радостными слезами сказал: «Чадо мое, что это такое с тобою?» «Не знаю, отец, - отвечал Евфимий, - недавно предстала мне какая-то окруженная славою Царица и сказала мне по-грузински: "Что это такое и что случилось с тобою, Евфимий?" "Царица моя, умираю!" - сказал я. Тогда Она приблизилась ко мне, взяла меня за руку и сказала: "Нет более с тобою никакой болезни, не бойся!" И затем сделалась невидимою. С этого времени вот, как видишь, я совершенно здоров».

Услышав это, обрадованный отец пал на землю и возблагодарил Царицу неба и земли - Преблагославенную Деву Марию, и с этого времени Евфимий получил необыкновенную благодать и дар грузинского языка.

Однажды, как говорит Иверское предание, агаряне, под начальством эмира, на 15 кораблях приплыли к Афону и прежде всего напали на Иверскую обитель. Иноки с церковною утварью и святою иконою укрылись в башне. Враги начали опустошать и разрушать монастырь. Иноки со слезами просили Пресвятую Богородицу защитить их, и Пресвятая Владычица поспешила им на помощь. Ночью поднялась страшная буря и разбила все корабли, кроме одного, в котором был сам начальник. Увидев утром берега, покрытые осколками разбитых кораблей и трупами своих воинов, пораженный этим чудом начальник раскаялся и просил иноков умолить Бога о его помиловании и дал настоятелю монастыря много золота и серебра, на которые он исправил, украсил и укрепил обитель.

В другой раз монастырю угрожал голод. Настоятель был в великой печали. Явилась ему Богоматерь и сказала: «Зачем ты так огорчился. Иди в житницу и увидишь, что она полна мукой». Проснувшись, он пошел и нашел житницу полною хлеба. Еще: не стало вина, и Она наполнила им все сосуды. Некогда Она также умножила масло, некогда огородные овощи, однажды избавила обитель от пожара, в другой раз от смертоносной язвы, и другие многие чудеса совершила в обители Своей честною Своею иконою.

На этой иконе Богоматерь изображена со Спасителем на левой руке. Лицо Ее склонено на левую сторону к Младенцу, Который правою благословляет именословно, а левой держит свиток. Вверху по сторонам венца Богоматери в углах, образуемых верхним и боковыми полями - два архангела, обращенные к Богоматери (Михаил и Гавриил); на двух боковых полях изображены 12 апостолов, по шести на каждой стороне.

В Иверском Афонском монастыре торжественное празднование Божией Матери совершается во вторник Светлой седмицы в день явления иконы Богоматери. В это время бывает крестный ход со святою иконою на берег моря, где она принята была отшельником Гавриилом, и там совершается литургия. Кроме этого в обители совершаются еще особенно светло два праздника - Успения Богоматери и Богоявления. Во все три праздника собираются многие богомольцы и угощаются от обители в продолжение суток.

В Московском Новодевичьем монастыре хранится список чудотворной иконы «Иверская», написанная благочестивым Иамвлихом и доставленная в Москву в 1648 году.

Празднование иконе совершается 25 февраля, во вторник Светлой седмицы Святой Пасхи, и 26 октября.

Казанская

Вместе с покорением Казани владычеству русских - и даже еще ранее - посеяны были здесь первые семена христианства; но доброе семя не вдруг принесло плод свой: много было пролито крови, много положено трудов и молитвенного пота первыми просветителями Казани, чтобы возделать землю неверных в ниву Божию! Многоскорбное было то время для подвижников Христовых; доходило даже до ослабления христианства пред магометанством от недостатка людей, крепких духом и словом. Необходима была помощь высшая, и Господь, Промыслитель о Своих избранных, явил силу Свою в явлении чудотворной иконы Пречистой Матери Своей.

В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись 28 июня близ церкви св. Николая Тульского, истребил часть города, прилегавшую к кремлю, окрестные посады и, перейдя в кремль, обратил половину его в пепел. В пожаре видели гнев Божий на христиан. "И вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Христиане принесли покаяние, и Господь явил им человеколюбие Свое. На вержение камня от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома на пепелище, девятилетней дочери его Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону Ее из недр земли, и указала ей место на пепелище сгоревшего дома, где икона скрывалась. Девица сначала никому не объявляла о виденном, потом открыла матери своей, которая не обратила внимания на сон ребенка. После третьего видения Матрона со слезами говорила матери: "Я видела во сне икону Богородицы, от лица которой происходило ужасное пламя, и прямо на меня, будто готовое сжечь меня, и слышала я голос: "Если ты не поведаешь глаголов Моих, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь". Мать на этот раз послушалась просьбы дочери и ходила с нею к воеводам и архиепископу Иеремию и заставляла дочь рассказывать им о бывших ей явлениях Богородицы; но никто не хотел верить рассказам ребенка. Возвратившись домой в 12-м часу дня 8 июля, мать сама взяла заступ и начала рыть землю на указанном дочерью месте; вскоре к ней присоединились и другие, взрыли все место и ничего не нашли. Тогда Матрона сама взяла заступ и стала рыть то место, где была в их доме печь, и скоро обрела искомое сокровище: показалась икона Пресвятой Богородицы, завернутая в рукав ветхой одежды из сукна вишневого цвета, но светлая, без малейшей порчи, точно только что написанная. Немедленно устремилось бесчисленное множество народа к обретенной иконе, все молились и спешили приложиться к ней. О дивном обретении известили архиепископа и градоначальников. Архиепископ совершил крестный ход к явленной иконе и с великою честью препроводил ее в ближайший храм св. Николая Тульского, в котором был священником Гермоген, впоследствии патриарх, и здесь было совершено молебствие пред иконою. После молебствия икона с торжеством была отнесена в Благовещенский собор и здесь на пути явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, три, года ничего не видавшего, а по принесении ее в собор другой слепец, Никита, получил исцеление. Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была список с чудотворной иконы Богородицы, написанной св. евангелистом Лукою, от царицы Евдокии, супруги императора Феодосия, пересланный из Иерусалима в Константино-поль царице Пульхерии, которая и поставила его во Влахернском храме в Константинополе. Замечательно, что и Влахернская икона Богородицы названа Одигитриею, потому что Божия Матерь явилась во сне двум слепцам и указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред Ее св. иконою. И впоследствии при Казанской иконе чаще всего был врачуем недуг слепоты. Архиепископ и градоначальники, сняв с нее список и изложив обстоятельства ее явления и чудеса, послали в 1579 г. к царю Иоанну Васильевичу IV, который на месте обретения иконы приказал построить храм во имя новоявленной иконы, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону. Матрона, обретшая святыню, приняла монашеское пострижение с именем Мавры, была первою инокинею, а потом и настоятельницею сего монастыря. Спустя немного времени по основании первой церкви была воздвигнута новая во имя Пресвятой Богородицы с трапезою, а на содержание монастыря дано сто душ. В 1594 году, по повелению царя Федора Иоанновича, заложен был большой каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и освящен митрополитом Гермогеном в 1595 году. Тогда же был увеличен штат инокинь до 64, монастырь украшен богатыми иконами, ризами и прочею утварью; чудотворная икона обложена золотом, драгоценными камнями и жемчугом из царских сокровищ. Императрица Екатерина, слушавшая литургию в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богоматери и местного образа Спасителя бриллиантовыми коронами.

Явление Казанской иконы установлено праздновать 21 июля, в день ее обретения, и 4 ноября в память избавления Москвы от поляков.

Нечаяная радость

История этой иконы рассказана святителем Димитрием Ростовским в его творении "Руно орошенное".

Один человек, проводивший грешную жизнь, тем не менее был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви и ежедневно неопустительно молился пред Ее иконой, с глубокой верой произнося слова, сказанные некогда архангелом Гавриилом: "Радуйся, Благодатная!.." Как-то раз он собирался идти для греховного дела и пред выходом, обратясь к иконе Богоматери, помолился. Тут внезапно напал на него трепет, и увидел он, что изображение Богоматери как бы задвигалось. У Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и из них хлынула кровь. Пав на землю, преступник закричал: "О, Госпожа, кто это сделал?"

"Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - отвечала Богоматерь. - Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?"

"О, Владычица, - отвечал ей грешник, - пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Ты единая надежда всем грешным. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!".

Дважды повторяла Владычица Свою молитву Младенцу Христу, но Он оставался непреклонен, пока, наконец, на неотступную мольбу Богоматери не ответил: "Я исполняю Твою просьбу. Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы".

И вот поднялся от земли прощенный грешник, пред которым в таком дивном образе просияло неистощимое милосердие Богоматери, и с невыразимою радостью облобызал язвы Спасителя своего. С тех пор он стал жить чистою, благочестивою жизнью.

Это событие и дало верующим повод к написанию иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

На этой иконе изображается человек, молящийся на коленях пред ликом Богоматери. Далее под ликом обыкновенно помещаются первые слова повести: "Человек некий беззаконный"...

В Москве, в Хамовниках, в церкви Неопалимой Купины, такая икона хранилась с 1835 года, когда пожертвована по словесному завещанию прихожанки Александры Куницыной. С 1837 года она стала прославляться чудесами.

С понедельника на вторник Светлой седмицы в 1838 году в дом прихожанки этой церкви Анны Тимофеевой пришла унтер-офицерская вдова Анисья Степанова, страдавшая последние четыре месяца глухотой в такой степени, что не могла слышать даже колокольного звона. Лечилась она в больницах, но безуспешно. Она осталась ночевать у Тимофеевой, чтоб на другой день идти к иконе "Нечаянная Радость". Когда на следующее утро женщины попросили отслужить молебен, Анисья вдруг услышала слова пасхального тропаря "Христос воскресе из мертвых", а затем и тропаря Богоматери "В Богородице прилежно ныне притецем", и после этого ее глухота совершенно прошла.

В Кремле, в церкви Благовещения, на Житном дворе, была чтимая икона "Нечаянная Радость". Изображен на ней пожилой человек, молящийся пред иконой Богоматери. Внизу под иконой написана молитва: "О, Богородице, да не преодолеет наша злоба Твоея неизреченныя благости. Ты бо еси всем грешникам надежда; умоли убо о нас Сына Твоего и Бога нашего".

Празднование в честь этой чудотворной иконы совершают 14 мая и 22 декабря.

Почаевская

Икона сия находится в Успенской Почаевской лавре Волынской епархии (Украина); название Почаевской получила от местечка Почаева, находящегося между Кременцом и Бродами; от этого же села получила свое название и гора Почаевская, на которой находится лавра.

Гора эта значительно выше всех окружающих ее гор и в особенности замечательна по своей пещере, которая образовалась самою природою и очень удобна для помещения. В этой пещере поселились два монаха, которые посвятили себя подвигам молитвы и воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатью Божиею.

Один из этих подвижников взошел ночью на самую вершину горы для совершения обычной молитвы и внезапно увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Старец известил о дивном видении своего сподвижника, и оба с благоговейным трепетом взирали на божественное явление. В то же время увидел это и пастух с мальчиками, пасшими под горою стадо, и, поспешив на гору, встретил там двух монахов, прославивших Богородицу за явление и за благодеяние, оставленное Ею на месте явления: Пресвятая Дева на поверхности камня оставила вдавленным оттиск правой стопы своей, наполненный с тех пор прозрачною водою. Под стопою Владычицы нашей твердый камень растаял, как воск, и источил воду живую. В этой стопе никогда не убавляется вода, несмотря на то, что неисчислимые поклонники постоянно наполняют ею сосуды свои для исцеления от недугов. Явление Божией Матери на горе Почаевской и отпечаток Ее стопы на камне были около 1340 года. С того времени гора Почаевская сделалась селением божественной славы, а след стопы Преблагословенной Марии — неоскудевающим источником великих чудотворений.

В 1595 году Константинопольский митрополит Неофит, путешествовавший по России, в благодарность за оказанное ему гостеприимство помещицею Анною Гойскою благословил ее иконою Пресвятой Богородицы, привезенною им из Константинополя. Сначала эта святыня не многим была известна; но вскоре от иконы стали истекать чудеса, и сама Анна Гойская стала оказывать особенное благоговение к иконе и теплить пред нею неугасимую лампаду с тех пор, как увидела Пресвятую Богородицу, явившуюся ей в сиянии света. Анна Гойская удивлялась силе благодати от иконы Богоматери; но, когда ее брат Филипп Козинский, слепой от рождения, повергся со слезами и молитвою пред святою иконою и тут же получил зрение, тогда она устрашилась такую благодатную святыню держать в своем доме и потому в 1597 году при стечении многочисленного народа препроводила ее со свечами и молебным пением в Почаевскую обитель и отдала на вечное хранение инокам, обитавшим в пещере.

Вскоре на скале выстроена была и церковь в честь Успения Богоматери. По смерти Анны Гойской все ее имение и даже самая гора Почаевская достались по наследству Андрею Фирлею, проживавшему в местечке Козине. Он, будучи лютеранином, ненавидел Почаевский монастырь и его иноков, всегда стараясь делать им притеснения. Он отнял у них землю и леса, приказал сожигать кельи, бить монахов и запрещал народу приходить на Почаевскую гору для поклонения чудотворной иконе и стопе Пресвятой Богородицы. Наконец придумал он отнять у них чудотворную икону и с множеством вооруженных единомышленников напал в 1623 году на монастырь, похитил церковные сокровища, ризницу и самую чудотворную икону. К довершению кощунства он приказал жене своей надеть церковные облачения и, взяв святую чашу в руки, явиться в кругу пирующих, изрыгая хулы на православие и святую икону. За такое кощунство жена его в ту же минуту была наказана судом Божиим: ею овладел злой дух и страшно мучил ее, пока Фирлей не возвратил чудотворную икону в Почаевскую обитель. По возвращении иконы в монастырь неоскудно продолжали изливаться от нее различные чудотворения. Слух о таких чудесных событиях быстро разносился по всем концам земли русской, и со всех сторон стали стекаться к ней толпы поклонников, ищущих помощи и спасения в милосердии Божием.

Между многими чудесами от Почаевской иконы Богородицы особенно замечательно чудесное избавление обители в 1675 году от турок, которые приступили уже к монастырским стенам. Возлагая свою надежду на помощь Божией Матери, монахи всю ночь молились и пели пред чудотворною иконою акафист и, когда возгласили: «Взбранной Воеводе победительная», вдруг Пресвятая Дева явилась в светлой одежде, окруженная ангелами с обнаженными мечами; на турок напал внезапный страх, и они обратились в бегство.

В 1770 году, когда Почаевскою обителью завладели униаты, учреждена была особая комиссия для достовернейшего исследования преданий о чудотворной иконе. Из этих сведений видно, что на поклонение Почаевской иконе Богородицы приходили и исцеление от нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане латинского исповедания и даже евреи, которые по исцелении принимали христианскую веру.

В 1831 году по возвращении Почаевского монастыря православному ведомству он наименован Успенскою Почаевскою лаврою. Православные христиане питают к Почаевской святыне великое благоговение, и на поклонение к ней притекают во множестве богомольцы из самых отдаленных мест России.

Скоропослушница

На Афоне, в Дохиарском монастыре, находится чудотворная икона Богородицы, именуемая Скоропослушницей. Икона находится на стене братской трапезы над дверью, которою иноки обыкновенно ходили в трапезу, а трапезарь по своей должности чаще других ходил. Однажды в 1664 году трапезарь, по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возжженною лучиною, услышал от нее слова: "На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиною и не копти Моего образа". Нил счел эти слова за шутку кого-либо братии и потому оставил их без внимания и по-прежнему ходил мимо иконы, имея часто в руках зажженную лучину. Вскоре опять услышал голос от иконы: "Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?" При этих словах трапезарь ослеп. Страдая глазною болью при совершенной потере зрения, Нил дни и ночи молился и плакал пред св. иконою; вдруг услышал он голос: "Нил! Услышана твоя молитва - ты прощен, и зрение опять дается тебе. Когда получишь эту милость от Меня, возвести братии, что Я - их покров, промышление и защита их обители. Пусть и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого. Всем, с благоговением ко Мне прибегающим, я буду предстательство, в молитвы всех будут исполнены Сыном и Богом Моим ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры икона Моя будет именоваться Скоропослушницею, потому что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней". Слух о таком чудесном событии распространился по всей горе Афонской. После сего монахи, благоговейно помолившись, огородили то место, где находилась сия икона, и устроили с правой стороны храм во имя Пресвятой Богородицы Скоропослушницы. Бесчисленные чудеса совершаются благодатною силою ходатайства Божией Матери.

Празднование иконе совершается 22 ноября по новому стилю и в шестую неделю по Пасхе.

Смоленская

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Умягчении злых сердец

Святой старец Симеон Богоприимец по внушению Духа Божьего увидел во Христе, принесенном Девою Мариею в Иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что пред ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал: «Вот лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провождать из мира с великой скорбью и рыданиями».

Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и слева, и один снизу. Число 7 в Священном Писании вообще означает «полноту» чего-либо, а в данном случае полноту того горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленах Богоматери умершего Младенца Христа.

После всего сказанного понятно вполне, почему такие иконы называются «Симеоново проречение». Они же иногда называются и «Умягчение злых сердец».

Празднование этим иконам обыкновенно совершается в неделю Всех Святых.

Подобное же изображение имеет еще «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ » икона Божией Матери. Разница только та, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе: на иконе «Симеоново проречение» - три из них справа и слева, а один (седьмой) снизу, - здесь, на «Семистрельной» иконе, - три с одной и четыре с другой стороны.

Празднование иконам «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная» объединены - 2/15 февраля и 13/26 августа.

Утоли мои печали

Чудотворная икона Божией матери, известная под именем "Утоли моя печали", принесена была в Москву казаками в 1640 году, во времена царя Алексея Михайловича. В церкви Николая Чудотворца хранились письменные свидетельства о чудотворениях иконы, но после чумы в 1771 году все были истреблены огнем.

Предание сохранило память о первом чудотворении иконы, бывшем во второй половине XVII века.

Одна госпожа знатного рода, жившая далеко от Москвы, давно уже страдала страшным расслаблением всего организма; помощь врачей оказалась бессильною, чтобы облегчить эти страдания; истощались ее силы, и постепенно она была доведена до предсмертного томления. В этом беспомощном состоянии лежала она без сознания, и однажды явился ей в видении образ Божией Матери, от которого она услышала голос: "Вели везти себя в Москву; там, на Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ Божией матери "Утоли моя печали"; молись перед ним - и получишь исцеление". Видение кончилось. Больная, все время бывшая без сознания, очнулась и, почувствовав в себе новую жизнь, рассказала домашним о своем видении и велела везти в Москву. Добравшись до Москвы внесли больную в церковь Николая Чудотворца. Больная осмотрела все иконы, но не нашла той, которая являлась ей в видении. Сопровождавшие больную рассказали священнику о всем случившимся с ней. Тогда священник приказал причетникам с колокольни все там находившиеся иконы Пресвятой Богородицы. Когда внесли икону "Утоли моя печали", то она оказалась до того покрытой пылью, что с трудом можно было различить лик Богородицы, но больная, давно уже от слабости не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами, вдруг вскрикнула: "Она! Она!" - и перекрестилась, а когда после молебна приложилась к иконе, то почувствовала в себе столько сил, что встала на ноги и без всякой помощи вышла из церкви и вернулась домой совершенно здоровою.

Это чудо свершилось 25 января, и с того времени в этот день совершается празднество иконы

Феодоровская

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» - здесь и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей - Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле - Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына - благоверного великого князя Александра Невского - на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается еще одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест. За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать. Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчан. В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы - избрание на царство в 1613 году Михаила Федоровича Романова. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны. Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!» С этого времени образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственн ого дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Фёдоровна в честь фамилюной иконы.
Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю - в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта - в память об избрании Михаила Романова на царство.

Покинуть Иерусалим Богородице пришлось после распятия сына и вследствие начала гонений на христиан. Своё последнее пристанище Мария нашла в долине неподалёку от Эфеса, в окружении ароматных хвойных лесов. Домик святой Девы Марии в Эфесе(Сельчук, современная Турция) находился на возвышенности(в то время - гора Сольмиссос), но о месте проживания Святой Марии эфесцы - местные жители даже не догадывались. Раз в году они поднимались на Сольмиссос, чтобы почтить богиню Артемиду, при этом нахождение Марии так и не было обнаружено. Лишь апостолу Иоанну была известна тайна пребывания матери Иисуса на территории теперешней современной Турции.

Дом Богородицы(англ. House of Virgin Mary) в окрестностях Эфеса обнаружили благодаря видению, явившемуся немецкой монахине Анне Катерине Эммерих (1774 - 1824), за два года до её смерти. Так, благодаря верующей и раскопкам, проведённым в 1892 году по инициативе священника П. Юнга, дом и нашли археологи. Как предполагают учёные, жилище Богородицы позднее было церковью, построенной в её честь в IX столетии. В 1896 году папа Лев XIII тоже поддержал факт проживания в найденном доме Девы Марии.


Паломники активно посещают это святое место , начиная с XX века. По значимости для христианина посещение этого жилища можно сравнить разве только с совершением хаджа мусульманином. Согласно официальной статистике, каждый год к дому приезжают поклониться более 2 млн. паломников и туристов. Бывали здесь и высшие церковные представители Ватикана - папа Павел VI(1967 год), папа Иоанн Павел II(в 1979 году) и Бенедикт XII - в 2006 году. Христианская святыня служит местом массового паломничества христиан.

Приехав в предместье Сельчука(Эфеса), вы увидите на горе маленькую католическую часовню, которая была отреставрирована в 1950 году, а рядом с ней - родник, его название - Марьям ана. Как гласит легенда, именно живая вода родника помогает в искуплении семилетних грехов - по числу лет, прожитых здесь Святой Марией.

Адрес: Selçuk, 35920 İzmir, Турция, тел. +90 232 89 41 012.

Дом Богородицы Девы Марии в Эфесе, Турция как добраться

Проще всего воспользоваться поездом Стамбул- Измир (Istanbul - Izmir), а затем - купить билет еще на один поезд - Измир-Сельчук(Izmir - Selcuk). Ж.д. станция Сельчук(современный турецкий городок на месте античного Эфеса) расположена в 20 км от эгейского порта и пляжного курорта Кушадасы , что примерно в 20 минутах езды на микроавтобусе.

Любознательному читателю хотелось бы подсказать ещё одно святое место, где бьёт животворный источник Богородицы. Для этого надо посетить Святой Афон (Греция) и его знаменитый Иверский монастырь ...

P.S. К сведению ценителей артефактов и почитателей сенсационных открытий: на сегодня археологические раскопки в античном Эфесе охватывают лишь десятую часть территории древнего города...


Интересные факты, связанные с образом Богородицы: 1. Апостол Андрей и Греция 2. Православные святыни, путешествие по святым местам 3. Кутлумуш

Достопримечательности Турции

Древний город Бурса, упоминания о котором датируются еще тринадцатым веком нашей эры, имеет серьезный повод для того, чтобы посвятить ему несколько дней для знакомства

Алания(другое часто используемое название - Аланья) - самый южный курорт Турции на Средиземном море.

Античный Тлос (ликийск. Tlawa) любопытный путешественник найдет в 35 км на восток от Фетхие(Турция). Ориентиром возьмите деревню Асаркале (Asarkale).

Великая и славная некогда Родина наша Россия — Святая Русь — издревле имела великое и славное имя: Дом Пресвятой Богородицы. Или иначе: Необоримое Богородицы достояние, — напоминает архиепископ Аверкий (Таушев).

— Господь помог благоверному князю нашему постоять за веру православную, за Дом Пресвятой Богородицы — таким радостным восклицанием встречал народ святого князя Александра Невского, возвращавшегося домой после блистательной победы, одержанной им над ливонскими рыцарями.

— Православные люди! Захотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за Дом Пресвятой Богородицы, — такими словами взывал Козьма Минин — Сухорук к русским людям, убеждая их подняться на защиту и спасение отечества.

И как свидетельствует вся русская история на протяжении целого ряда столетий, это возвышенное наименование не было лишено самого глубокого смысла.

Все важнейшие события исторической жизни русского народа так тесно связаны с почитанием Пресвятой Богородицы, которая в трудные моменты тотчас приходила ему на помощь, избавляя его от врагов сильнейших, что действительно Родина наша была как бы Домом Ее, в котором она постоянно обитала.

И это свое незримое, но, тем не менее, всегда реально ощутимое присутствие на русской земле Она являла через многочисленные Чудотворные Иконы. Которые благоговейно чтились русским народом, не как идолы, по наглому утверждению сектантов, но как видимые знаки, символы Ее невидимого присутствия и покровительства русскому народу.

По вере русских людей, от икон этих источались бесчисленные чудеса, а в критические моменты, угрожавшие самому историческому бытию русского народа, по усердной молитве перед этими иконами, Пресвятая Богородица воистину чудесно спасала русскую землю от страшного разорения, а русский народ — от погибели.

Главная святыня русского народа, по молитвам перед которой Пречистая Матерь Божья неоднократно спасала русскую землю, это чудотворная икона Божьей Матери Владимирская. В самом святое-святых русского народа, в сердце русского государства в Московском Успенском соборе первою в иконостасе, слева от царских дверей, стояла эта великая, заветная святыня русской земли.

Перед ней короновались цари русские, перед ней избирались первосвятители Церкви Российской. В продолжении восьми веков перед этой святой иконой русский народ воссылал свои моления заступнице рода христианского, и она немедленно являла Свою благодатную помощь, пока, под действием темных сил, не явились в русском народе кощунники, хулители Пречистой Девы, обрекшие тем на гибель русскую землю, как пишет об этом в одном из своих писем великий святитель наш Феофан, Вышенский Затворник:

— Следует наказать нас: пошли хулы на Бога и дела Его гласные. Некто писал мне, что в какой-то газете напечатаны хулы на Божью Матерь. Матерь Божья и отвратилась от нас. Ради Ее и Сын Божий, а его ради Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас? Увы!

Вот и причина страшного бедствия, постигшего нашу Родину: не захотели мы, чтобы Родина наша продолжала быть Домом Пресвятой Богородицы, а потому и лишились Ее покрова и заступления, который всегда так ощутителен был на протяжении всей нашей многовековой истории в прошлом.

Вспомним же, чем обязан был русский народ Пречистой Матери Божьей в этом своем прошлом и прежде всего, чем особенно дорога была нам эта величайшая из всех русских святынь — Чудотворная икона Божьей Матери Владимирская?

Особенно замечательно было заступничество Божьей Матери за русскую землю в 1395 году при нашествии страшного азиатского завоевателя Тамерлана. Этот свирепейший из завоевателей, которого недаром назвали бичом народов, истребив миллионы людей и проливая потоки крови, после опустошения целого ряда стран направился в пределы русского государства, всюду сея страх и ужас. Он дошел уже до реки Дона. Взял город Елец, и перебил там множество людей вместе с его князем.

Спешно собрав рать, великий князь Василий Дмитриевич вышел ему навстречу и остановился у Коломны на берегу реки Оки. Но, конечно, спасения от человеческой силы нельзя было ожидать, и по всей русской земле начали возноситься горячие молитвы к Богу, к Пречистой Его Матери, московским святителям Петру и Алексию и печальнику русской земли преподобному Сергию.

Пример этой горячей всенародной молитве подавал сам великий князь, который просил народ наложить на себя строжайший пост и велел перенести чудотворную икону Божьей Матери Владимирскую из Владимира в Москву. За святыней было послано во Владимир особое почетное посольство из духовенства.

В самый день Успения 15 августа, после литургии и молебна, святая икона была поднята со своего обычного места и принята на руки московским посольством. Десять дней продолжался путь иконы до Москвы. Это было потрясающее душу зрелище. По обе стороны дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, кричал:

— Матерь Божья, спаси Землю Русскую! В это время Митрополит Киприан, со всем духовенством и народом, наложив на себя строгий пост, не отходил от церкви, совершая службы днем и ночью и молясь со слезами о великом князе, о воинстве его и о всех православных христианах.

Когда святая икона приблизилась к Москве, ее ожидала там торжественная встреча: Весь град изыде противу иконы на сретение ее.

Во главе бесчисленного народа, вышедшего крестным ходом, был сам Митрополит Киприан со епископы и архипастыри. Со игумены и дьяконы. Со всем клиросом и причтом церковным. С черноризцы и черноризицами. Со благоверными князи, со благоверными княгинями. С боляры и болярынями. Народ густыми толпами окружал первосвятителя и сопровождавших его. Мужья и жены, девы и старцы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, нищие и убогие, всяк возраст мужска пола и женска, от млада до велика. Все множество бесчисленное народа людей, со кресты и со иконами, с Евангелии и свещами и с кадилы. Со псалмы и песньми и пении духовными. Паче же рещи вси со слезами, малии и велиции иже не обрести человека не плачущася. Но вся с молитвою и плачем, воздыхании немолчными и рыданием.

Увидев святую икону, все пали на землю и поклонились ей, как Самой Пречистой Матери Божьей, пришедшей к ним, и с великой радостью приняв ее, отнесли в Успенский собор, молясь Богоматери об избавлении от нашествия страшного врага. И что же? Эта общая всенародная слезная молитва не осталась бесплодной. В тот самый день 26 августа (8 сентября) и час, когда святую икону так торжественно встречали в Москве, Тамерлан задремал в своем шатре.

И вдруг видит он во сне высокую гору, с вершины которой спускаются к нему святители с золотыми жезлами, угрожая ему ими.

Над ними в воздухе, в несказанном величии, в сиянии ярких лучей, стояла таинственная Жена. В багряном царственном одеянии, сиявшая паче солнца молниезрачными лучами.

Вокруг Нее находилось великое множество молниеобразных воинов, вооруженных огненными мечами.

Грозно обратив Свой взор на Тамерлана, Она повелела ему оставить пределы русской земли. И в то же время молниеобразные воины, подняв свои огненные мечи, устремились на него.

Тамерлан, трепеща, проснулся от охватившего его ужаса. Созвав своих князей и военачальников, а также мудрецов и гадальщиков, он весь, трясясь и стеная, находясь как бы в исступлении, рассказал им свой сон. Слушавшие сами пришли в трепет и ужас, а мудрейшие из созванных им объяснили, что виденная им во сне величественная Жена в царственном одеянии есть Заступница русских, Матерь Бога христианского. И что сила Ее неодолима.

Тогда Тамерлан сказал:

— Если русские имеют такую Помощницу, то мы напрасно идем против них. И тотчас же отдал приказ своим полчищам повернуть назад. По дороге им стало казаться, что русские их преследуют, и азиаты обратились в настоящее бегство, давя друг друга, бросая оружие и добычу, и оставляя пленных.

Так по молитвам Пресвятой Девы Богородицы дарована была победа русскому воинству над страшным завоевателем без боя и пролития крови. А летописец, описав это событие, прибавляет: И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы.

Сегодня Святой Дом в Лорето (или как его называют итальянцы, Santa Casa) — одна из самых почитаемых святынь, связанных с именем Богородицы, и одно из самых любимых мест паломников в Европе. Согласно легенде XIV веке, Дом Божией Матери был перенесен из Назарета в Италию небесными ангелами. О том, были ли ангелы на самом деле и какова история этого дома, мы побеседовали с Тимофеем Китнисом, историком и руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

История о спасении Дома Божией Матери небесными ангелами — это просто сказка? Или Ангелы и правда были?

Как это часто бывает, народный фольклор превратил реальную операцию по перенесению Дома Богородицы из Назарета в Лорето в красивую легенду. Первым с открытой ее критикой выступил русский путешественник, автор многих научных трудов епископ Порфирий (Успенский). В книге «Святыни земли италийской» он высказал предположение о том, что нельзя воспринимать слова о спасении святыни «ангелами небесными» буквально, на самом деле Дом Божией Матери из Назарета в Лорето перевезли греки по фамилии Ангелос. Это были влиятельные люди в Эпире, входившие и в военные, и в торговые круги. В XIII веке, когда началось интенсивное завоевание Святой Земли Саладином, Дому Богородицы, как и другим святыням, стала угрожать большая опасность. Чтобы спасти его от разрушения мусульманами, Ангелос перевезли Дом сначала к себе на родину в Далмацию (территория современной Хорватии), а спустя год передали в Италию в Лорето.

Зачем семья Ангелос взялась за это дело?

В этом нет ничего удивительного. Если вывезти одежду или иконы было легко, то для перемещения дома нужно было организовывать целую операцию. Были необходимы корабль, работники, требовались серьезные экономические затраты. Это было под силу только влиятельным и богатым людям. По поводу того, какой была мотивация семейства, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что все это — чистый бизнес, и греки просто хотели получить деньги. Однако есть и те, кто думает, что семьей Ангелос двигало искреннее желание спасти святыню от разрушения. А возможно, в этом случае просто совпали благочестие и практическая хватка, как нередко бывает.

Почему Дом Божией Матери был перевезен именно в Лорето?

Область Марке и в частности городок Лорето являлись частью Папского государства и, когда Дом Богородицы был перевезен в Лорето, он автоматически попал под омофор Папы Римского. Кроме того, у семьи Ангелос была связь с викарием Папы — епископом города Реканти, что подтверждено документально. После того, как посланники Папы удостоверились в подлинности Дома, он был передан в Лорето, и викарий стал сам заниматься укреплением Святого Дома на его нынешнем месте.

А как выглядит Святой Дом сегодня?

На живописном холме располагается базилика Santa Cosa, купол которой виден еще издалека. Она представляет собой огромный храм со множеством капелл, настоящую сокровищницу искусства. В работе над базиликой принимали участие лучшие мастера своего времени, такие как Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли. В центре храма — мраморный ковчег, создание которого Папа Юлий II в 1507 году поручил выдающемуся архитектору того времени Донато Браманте. Внутри драгоценного чехла и находится светлица, перевезенная из Назарета. Святой Дом имеет только три стены и следующие параметры: 8,5 на 3,8 метра в длину и ширину и 4 метра в высоту. В нем находится статуя Лоретской Божией Матери, о которой в своих дневниковых записях также писал преосвященный Порфирий (Успенский). Лоретская Мадонна с Младенцем — одна из самых известных и почитаемых в Европе. Интересно, что она очень похожа на почитаемую в России икону Бородицы «Прибавление Ума». Однако 1921 году скульптура Божией Матери XIV века сгорела в пожаре. В ходе работ по восстановлению и реставрации храма Леопольдо Челани была создана новая статуя.

Раз храм и скульптура были воссозданы, не мог ли и сам Святой Дом быть построен в Италии в XIV веке? Что свидетельствует о его подлинности?

Еще в 1491 году Папа Сикст IV издал буллу, которая подтверждала подлинность Дома, в 1507 такую буллу издал и Папа Юлий II. Позже, уже в 1900 году в Византии были найдены документы, подтверждающие предположение епископа Порфирия (Успенского). Святой Дом действительно был перевезен греческой семьей Ангелос из Назарета в Дальмацию, а потом передан викарию Папы Римского в Италию, в Лорето.

В XX веке, когда проводилось много исследований святынь, была проведена и проверка на подлинность Дома Божией Матери в Лорето. В 1962-1965 были организованы специальные экспедиции, в которых приняли участие историки и археологи.

Они установили, что Святой Дом является образцом типичного палестинского дома, причем, скорее всего, принадлежащего небогатой семье. В отличие от других домов в Лорето, он построен без фундамента и имеет только три стены. В Палестине дома часто примыкали к скале, в которой была выдолблена пещерка. Это позволяло экономить силы и средства на строительство (сегодня грот, выдолбленный в скале, где стоял Дом Богородицы, является одной из главных святынь базилики Благовещения в Назарете).

Камни, из которых сложен Святой Дом, также не характерны для Лорето, где даже не было каменоломни, но такие камни часто использовались в Палестине. На камнях Дома Божией Матери были обнаружены многочисленные пометки, которые историки, исследовавшие дом, датируют 1 веком. На некоторых камнях была замечена нумерация. Вероятно, Дом в Назарете разобрали, камни пронумеровали в нужном порядке, а потом уже в Лорето в том же порядке сложили заново.

Значит, сегодня сомнений в подлинности Дома Богородицы уже ни у кого не возникает?

Подлинность Дома подтвердили исследования, такова официальная позиция Церкви, а остальное уже дело веры. Но, по-моему, не столь важны детали истории и то, кто и с какой мотивацией принял в ней участие. Важно то, что мы имеем сегодня. Христос учил: «Всякое древо познается по плоду». А плод этой истории такой: сегодня Лорето — не только известнейший исторический, культурный и образовательный центр. Это место, где до сих пор происходит исцеление, не только телесное, но и духовное. Это место, куда люди приходят по обету, в благодарность, для того, чтобы получить благодать Духа Святого и Богородицы. Это мировой христианский центр, где молятся и католики, и православные, и где зримо ощущается Покров Божией Матери.