Молитва перед приемом святой воды на ночь. Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

Не нужно считать, что святая вода – это лекарство. Без искренней веры в Бога она принесет не больше пользы, чем обычная родниковая. К тому же требуется особая молитва на принятие святой воды, ибо это святыня, которую нужно пить по определенным правилам.

Как употреблять святую воду

Освященную воду принимают при болезнях и в качестве профилактики духовного здоровья. Но само по себе употребление воды не несет никакой пользы, если пить ее механически, не участвуя в ритуале сердцем.

Существует несколько правил принятия святой воды. Во-первых, это делается натощак. Во-вторых, воду обязательно наливают в отдельную чашку, а не пьют из общей банки или бутылки.

Кроме того, больные люди могут пить ее в любое время суток вне зависимости от их режима питания. Также святая вода используется наружно – для обтираний больного места.

Какие слова сказать перед и после употребления

Существует общая молитва на принятие святой воды и просфоры. Иногда воду пьют отдельно. Тогда слово « » опускается.

Итак, перед тем, как выпить святую воду, нужно перекреститься и сказать: «Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый (просфора) и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

Также можно прочесть короткую молитву: «Господи, да будет мне грешному (грешной) употребление сей воды священной не в суд и осуждение, но во очищение, исцеление и жизнь вечную, ». По окончании ритуала нужно поблагодарить Господа и помолиться об исцелении (если человек болен).

Правила хранения святой воды

Освященная вода – это святыня, и отношение к ней должно быть соответствующим. Воду обязательно нужно хранить отдельно от продуктов. Лучше всего – в том месте, иконостас.

Желательно приклеить на банку или бутылку со святой водой этикетку, чтобы домочадцы не перепутали и не выпили святыню, как обычную воду. Также нужно хранить святую воду от животных.

Святая вода не пропадает и не теряет своих вкусовых качеств. Однажды освященная, она сохраняет это свойство навсегда. Кроме того, Крещенской святой водой можно освятить обычную воду – на бутыль достаточно одной капли.

Если все же приходится выливать святую воду (например, после компрессов), ни в коем случае

В природе существует всем известное и удивительное вещество - вода. Именно она может нести в себе и разрушение, и исцеление. Об этом имеется множество легенд и сказаний, согласно которым необычайная сила этой живительной влаги творит чудеса. Так ли это на самом деле?

Чудодейственные свойства святой воды

Свои очищающие и лечебные свойства вода приобретает исключительно в определенное время года. Это явление до сих пор остается загадкой для всех ученых, так как ни один из них не может предоставить вразумительное и доходчивое объяснение этому факту. Однако это действительно так. Люди, которые искупались в проруби в праздник Крещения, как правило, не простуживаются. А если погрузиться в воду в день, именуемый в народе «Чистый четверг», можно вылечиться от различных заболеваний.

Как использовать хорошо знают наши мамы и бабушки. Они убеждены в том, что, например, в такие дни, как Крещение и Чистый четверг даже обычная вода, набранная из-под крана, не испортится в течение многих лет. Кроме того, можно в простую воду добавить несколько капель подготовленной святой воды, благодаря чему она сама станет освященной.

Секрет святой воды

Что делать со святой водой - решать нужно каждому индивидуально. Некоторые просто хранят ее в шкафу, другие регулярно обрызгивают ею свое жилье, третьи ежедневно ее пьют. При этом люди не догадываются о главном секрете святой воды. Он заключается в том, что в подобной жидкости присутствует гармоничная структура, по сравнению с хаотичностью в простой воде.

Проводя эксперименты, характеризующиеся наблюдением за изменениями в такой жидкости, ученые выяснили, что структура крещенской воды намного гармоничнее, чем в другие дни. Эта жидкость имеет очень сильную энергетику и характеризуется наличием множества уникальных свойств.

Крещенское исцеление

Согласно многочисленным опытам, видно, какой удивительный эффект может оказывать вода, которая была набрана девятнадцатого января в церковном источнике, на человеческий организм. После ее приема у всех людей, участвовавших в этом эксперименте и находившихся под непосредственным воздействием подобной жидкости, было выявлено существенное повышение уровня биологической и энергетической активности. А вода, которая была набрана из этого же источника, но в начале месяца, абсолютно не оказала никакого эффекта на организм человека.

По итогам проведенного опыта ученые пришли к выводу, что святая довольно хорошо влияет на общее состояние здоровья, может способствовать улучшению уровня циркуляции энергии, а также усиливать энергетические функции человека. Поэтому возникает вполне понятный вопрос: "Как использовать святую воду?"

Чудо исцеления

К сожалению, сегодня многие люди не знают, что делать со святой водой и как ее правильно использовать. А ведь подобная жидкость является крайне необычным явлением, имеющим неизученную природу. Действительно, благодаря святой воде можно излечиться от различных заболеваний и недугов.

Чудо ее состоит в том, что она может передавать гармонию всем людям. Попадая в организм человека, святая вода перестраивает его нездоровые органы на новый свой лад, этим же провоцируя их последующее исцеление.

Кроме того, в истории науки имеется и еще один важный фактор, который доказывает, что, после того как перекрестить обычную воду, можно убрать миллионы находящихся в ней микробов, а еще изменить ее оптические характеристики и свойства. Это же касается и пищи. сразу же очищают еду.

Сильное влияние молитвы

В настоящее время множество людей имеет представление, как использовать святую воду. Но не все знают, как сделать ее из обычной жидкости. В одном из проводимых учеными экспериментов было установлено, каким именно образом всем известная и крестные знамения влияют на негативные бактерии в воде. Во время такого опыта были использованы пробы из разных водоемов. При этом молитвы на воду читали и церковные, и неверующие люди. В итоге этот опыт раскрыл, что число бактерий значительно уменьшалось во всех случаях.

Помимо этого, молитвы и крестные знамения довольно благоприятно воздействуют также на человеческий организм. В результате экспериментов было доказано, что подобные методы могут нормализовать давление и улучшить показатели уровня крови. Удивительным фактом является то, что давление в процессе исследований изменялось согласно требованиям исцеления, к примеру, у гипертоников оно понижалось, а у гипотоников - повышалось.

Мнение науки

А знаете ли вы, как святой водой освятить квартиру? Вникая в такой насущный вопрос, многие люди даже не задумываются над тем, как эта простая жидкость приобрела свою чудодейственную силу. В современном мире многие ученые считают достоверной
теорию о том, что вода заряжается исключительно из космоса. Это можно объяснить тем, что как раз девятнадцатого января планета Земля подвергается особому облучению, благодаря которому потом и растет биоэнергетика всей воды. Поэтому все живые организмы на Земле получают дополнительные заряды энергии непосредственно перед весной.

Если следовать другой теории, то перед праздником Крещения в течение многих лет наблюдаются сильнейшие скопления потоков нейронов, превышающих фоновые степени в сотни раз.

Астрологи о святой воде

Астрологи же считают, что восемнадцатого и девятнадцатого января наша планета ищет связь с серединой всей галактики, благодаря чему происходит общее взаимодействие. При этом Земля находится под влиянием энергетических каналов, которые структурируют все, и жидкость в том числе. В результате и получается святая вода. Где набрать ее в эти дни, знают все, так как любой водоем в такой период имеет целебные свойства.

Чудодейственные характеристики святой воды действительно не являются сказкой. Однако не следует уповать на полное телесное и духовное выздоровление с их помощью. Священнослужители утверждают, что даже если лежать в святой воде целыми днями, святости от этого не прибудет. А праведный образ жизни и молитвы могут полноценно помочь очистить душу. При этом святая вода является благословением на этой дороге.

Подобную жидкость очень полезно употреблять людям, которые страдают от каких-либо болезней. Поэтому многих интересует насущный вопрос: "Как пить святую воду?" Для этого можно принимать от шестидесяти до ста ее миллилитров натощак ежедневно. Хранить ее лучше в стеклянной посуде и в том месте, в которое не попадает дневной свет. Чтобы действие было усилено, нужно прочитать молитву.

Также нельзя использовать святую воду в быту при выполнении каких-либо домашних дел. Это может быть и мытье посуды, и заваривание чая, и приготовления еды или ванны. Кроме того, вода для освящения не всегда бывает только из церкви, и обычную водопроводную воду можно освятить. Для этого ее нужно просто разбавить святой водой, и обычная жидкость приобретет ее свойства.

Исходя из вышесказанного, становится предельно ясно, как использовать святую воду дома. Следуя таким простым указаниям и проповедуя праведный образ жизни, действительно можно избавиться от некоторых проблем благодаря святой воде.

На протяжении всей жизни рядом с православными верующими находится агиасма, так называется святая вода по-гречески. Святая вода — это обычная по своему составу и происхождению вода (родниковая, колодезная, водопроводная, озерная, речная), которая после совершения особого молебна приобретает исцеляющие и освящающие свойства, который именуется водоосвящением.

Крещенская вода должна находиться в доме у каждого верующего христианина.

Первый раз мы окунаемся в нее в Крещении, трижды при принятии данного Таинства будучи погружаемы в купель, которая наполнена святой водой. В Таинстве Крещения она омывает греховные нечистоты человека, возрождает и обновляет его во Христе в новую жизнь. Святая вода всегда используется при освящении храмов и других предметов, которые употребляются в богослужении, при освящении построек, жилых домов, других предметов бытового назначения.

Важно знать, купание на Крещение в освященных водоемах – это всего лишь традиция, очищения от грехов оно дает и не является заменой Исповеди. Христиане в дни церковных праздников стараются ходить на богослужения и участвовать в главном Таинстве Храма – Святом Причащении.

При богослужениях и в церквях часто применяется святая вода. Кто-то использует ее и в быту для освящения помещений и предметов, людей и животных, запасая ее а Крещение впрок. В течение всего следующего года святая вода, как правило, не плесневеет и не подвергается замутнению.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

Почему святая вода — святая? Такие качества вода приобретает после освящения. Существуют природные источники воды, которые являются святыми. Обычно к ним верующие совершают паломничество. Ученые, которые проводили исследования данной жидкости, определили, что она отличается от обычной воды биоэнергетическими и электромагнитными показателями.

Некоторые люди поясняют «святость» такой воды огромным содержанием в ней серебра. Серебро убивает болезнетворные микробы и дезинфицирует. По этой причине вода не портится на протяжении всего года. Все же такая версия подвержена критике, в связи с тем, что в отдельных церквях на Крещение освящают воду и без применения серебра. Ответ на данный вопрос, вероятно, кроется в молекулярной структуре освященной воды, она отличается от обычной. Например, после заморозки она образует кристаллы неповторимых и совершенных форм. А обычная вода – неровные и расплывчатые. На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что святая вода становится святой вследствие ритуала освящения, что полагает, объясняя научными терминами, обеззараживание и ее структурирование.

Молитва на принятие святой воды

В своих молитвенных речах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери – нашей Помощнице и Заступнице, к Святым Ангелам и святым людям – угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог быстрее услышит и нас грешных, наши молитвенные речи.

Молитва на принятие святой воды:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Как использовать святую воду

Освятить квартиру

Если по каким-либо причинам вы не можете обратиться к священнослужителю, то обряд освящения можно провести самостоятельно. Однако в данном случае следует предварительно посетить церковь и получить благословение.

Для освящения квартиры самому, дома нужно иметь:

  • восковые церковные свечи;
  • святую воду;
  • книгу с молитвами;
  • икону.

Чтобы в ваше жилище не проникла негативная энергетика, нужно вести духовно правильный образ жизни. Верить в Бога нужно искренне, не преступать его заповедей, не желать другим плохого, мысли не осквернять дурными помыслами, разговоры грязными словами, тело нездоровыми привычками. И жизнь ваша станет проще, невзгоды отступят.

Очень хорошо из жилого помещения изгоняет нечистый дух святая вода, принесенная домой из церкви в любой день. Также можно пользоваться водой, которая была освещена в великий праздник Крещения Иисуса Христа, и хранящаяся в доме. Все же для освещения рекомендуется применять свежую святую воду, так как если вода в доме находится долгое время, она впитывает негатив земной жизни.

Как освятить квартиру святой водой самому? При освящении сосуд нужно держать в левой руке, а правой разбрызгивать перед собой святую воду, двигаясь вдоль стен по всем комнатам. Следует начинать с восточного угла комнаты, и передвигаться по часовой стрелке. В это время проговаривайте молитву «Отче наш».

«Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Некоторые утверждают, что освящение жилища должно совершаться в четверг или воскресение, однако служители церкви говорят обратное:

«Для Господа Бога нет назначенного дня, он всегда ответит на наши моления».

Освящение не застрахует человека от новых грехов, однако поспособствует возведению внутренней основы, на которой вследствие будет строиться бытие и счастье вашей семьи.

Пить как лекарство

Святая вода несет в себе не только лечебные свойства, но и наделена огромной духовной силой, поэтому не стоит ее пить как простую воду, лучше ее употреблять по утрам в малом количестве, произнося при этом специальные молитвы.

Можно ли пить святую воду как обычную? Освященную воду не стоит пить как обычную, в связи с тем, что вода может лишиться своей святости и перейти в повсеместность, что повлияет на душевное равновесие и не принесет никакой пользы человеку.

Серафим Саровский советовал употреблять святую воду по большой ложке каждый час и пояснял, что лучшего лекарства для верующего человека не существует.

При употреблении святой воды появляется светлость и радость на душе, настроение поднимается, душа становится более красивой и свежей, и вы становитесь ближе к Господу Богу. Как мы знаем, все хорошее при непрерывном потреблении перестает быть таковым, оно станет обыденным и перестанет вам оказывать то приятное влияние, которое вы получите при редком употреблении.

Например, если применять лекарство не по назначению, оно может навредить человеку. Это касается и святой воды, если ее пить каждый день в большом объеме как простую воду, то она потеряет те свойства, которыми она обладает, вы не будите чувствовать радость и умиротворение после употребления.

Освятить вербу

Можно ли освятить вербу дома святой водой? Существует ряд правил, которые следует придерживаться перед освящением вербы:

  1. Освящать вербу в домашних может только тот человек, который не может присутствовать в церкви по уважительной причине;
  2. Женщина не может проводить обряд
  3. Помимо самой вербы необходима также святая вода. Ее окропляют вербу, и произносят те же слова, что и священнослужитель в храме.
  4. Освещать вербу рекомендуется в субботу.

Молитва для освещения вербы:

«Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящие во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражению онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господне нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»

Освятить кулич и яйца

Следует помнить о том, что обряд освящения необходимо делать в максимально серьезном, спокойном, уверенном состоянии и обязательно с любовью в сердце и от все души, и тогда у вас все получится.

Можно ли освятить кулич и яйца дома святой водой? Многие задаются таким вопросом, когда нет возможности посетить храм для освящения пасхальных яств. В домашних условиях обряд освещения выполнить возможно, однако следует придерживаться некоторых правил.

Для обряда освящения вам потребуется святая вода, восковая свеча, любую кисть для окропления куличей и яиц. Зажигаете свечу спичкой, встаньте перед Ликами Святых и помолитесь. Сначала обратитесь к Господу Богу простыми словами:

«Господь наш! Наш Спаситель, наш Утешитель! Наш Иисус Христос! Завтра Твой День, и сегодня я для Тебя испекла кулич, накрасила яиц. Наш Господь, через молитвы я посылаю Тебе свою любовь и благодарность. Прими от меня мои скромные подарки, эти молитвы и кулич, который я испекла»

Затем прочитайте молитвы «Отче наш», «Богородица» и «Духу Святому».

  • Молитва «Богородица»:

«Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.»

  • Молитва «Духу Святому»:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

  • После прочтения снова обратитесь к Господу Богу.

«Господь наш Иисус Христос! Я прошу Тебя, очисти и освети все мои куличи и яйца, которые здесь есть. Пошли в них Дух Святой и своё Божье Благословление».

Возьмите обеими руками кисть, ладонью брать нельзя, святую воду, спокойно и уверенно, крестообразными движениями трижды благословляйте куличи и яйца, при этом произносите слова:

«Силой Огненного Креста, Любовью Иисуса Христа я благословляю всю эту пищу, которую дал нам сегодня Господь, и которую мы с благодарностью принимаем. Бог Отец, Бог Солнце, Бог Святой Дух. Аминь. Или. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь.»

После совершениях всех действий, снова обращаетесь к Господу Богу, и молите Его благословить и освятить пасхальные яства. Снова возьмите святую воду и трижды крестом благословляйте пасочки и произносите слова:

«Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь».

Святая вода - это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), которая чудесно приобретает особые благодатные, освящающие и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужения - водоосвящения.

Освящением воды Церковь низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.

Воду, освященную по особому великому чину, в праздник Крещения Господня, называют «агиасма», что значит «святыня».

Св. Иоанн Златоуст говорит о богоявленской воде:

«Происходит явное знамение : эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповреждённою и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников».

А святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в Кане Галилейской.

Никогда нельзя забывать, что освященная вода – это великая церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Всю нашу жизнь рядом с нами эта великая святыня. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Как пользоваться святой водой?

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Кроме крещенской воды православные христиане используют воду, освященную на молебнах в доме или храме.

Святая вода, обычно принимается верующими натощак в небольших количествах, после утреннего молитвенного правила с особым благоговением и молитвой.
Однако, при особой нужде в помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил, ее можно с молитвой и благоговением пить и в другое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.

В Типиконе или Минее за январь под 6 (19) числом сделано специальное примечание о крещенской воде:

«Известно же буди всем о святой воде. Яко нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради, не добре творят, ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже во всяких местех и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея; но да увеси, яко не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва на освящение всякой вещи


Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

(И кропить вещь святой водой трижды).

Гермоген Иванович Шиманский пишет об употреблении освящённой воды:

"Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.

Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы - воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении".


Какая польза от принятия святой воды?

В священнической молитве при водоосвящении перечисляются дары благодати воды: грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство.

Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский , - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский , - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны. Святой водой освящается любая вещь из обихода православного христианина.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Святой Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Как освящают воду?

Водоосвящение бывает малое и великое : малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Великое водоосвящение в этот Праздник совершается дважды - в день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).

В сочельник и в самый день праздника Богоявления при освящении воды совершается один и тот же чин великого водоосвящения.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в Крещенский сочельник.

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных.

После литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Великое водоосвящение в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, - самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».

Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.

В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане. Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.

Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.

Бывает ли, что святая вода "не помогает"?

Святитель Феофан Затворник пишет: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)".

"Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему". Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о достоинстве наших помыслов и поступков".
(Архимандрит Амвросий (Ермаков))

Что делать, если святая вода испортилась?


Редко, но по разным обстоятельствам случается, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - в ручей или реку, туда, где есть течение, в нестоячую (проточную) воду, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. Для нас это должно стать поводом относиться к святой воде благочестиво и аккуратно и вести более внимательную, благочестивую жизнь.


Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?


- Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
(Архимандрит Амвросий (Ермаков))

Протоиерей Василий Изюмский. Зачем нам нужна Церковь.

Составлено с использованием статей с сайтов: Православие.Ru
Татьянин день