Классный час их имена в веках. Классный час «Что означают наши имена

– познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени;

– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;

– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;

– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.

Оборудование: плакат “Что в имени моем?”, рисунок тематический, магнитофон, фонограммы песен, частушек.

1 ведущий:

Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.

2 ведущий:

Ребята, как вы думаете, что обозначают эти слова: КИМ, ОКТЯБРИНА, ВЛАДЛЕН… (слова записаны крупно на карточках и помещены на доске)

После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху, поэтому в 20-х и 30-х годах появилось много новых имен. Ким (сокращение: Коммунистический Интернационал Молодежи), Октябрина, Владлен (Владимир Ленин). Но не все имена были удачными. Многие не выдержали испытания временем. Самые редкие и неблагозвучные: Лагшмивар (Лагерь Шмидта в Арктике), Цас (Центральный аптечный склад), Персострат (Первый советский стратостат), Даздраперма (Да, здравствует Первое Мая), Электрик.

Но были и такие имена (продолжает 3 ведущий)

3 ведущий:

Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

Известный советский археолог Арциковский сообщил, что в древнем Новгороде жила семья волховских рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.

1 ведущий:

С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.

  • Ребята, а вы знаете сколько в нашем классе разных имен?
  • Как вы относитесь к своему имени?
  • Кому оно нравится? Кому не нравится?
  • Может, кто из вас знает, как выбирали родители вам имя? В честь кого вас назвали?

– Очень многие из распространенных в нашей стране имен пришли из других языков, поэтому почти каждое имя имеет свое первоначальное значение. Давайте послушаем рассказы одноклассников, что они узнали о своем имени и заполним на доске Краткий словарик толкования имен.

Рассказывает 1 группа учащихся о своих именах. (Ребятам было дано поисковое задание: узнать всё о своём имени: происхождение имени, значение, особенности, роль имени в истории и т.д.)

По мере выступления детей на доске заполняется таблица

Краткий словарик толкования имён

(Эта таблица продолжается по мере выступления учащихся класса)

Учитель: А теперь предлагаю разгадать ребусы.

  • На какие две группы можно разделить имена-отгадки? А все ваши имена? (на женские и мужские).

Класс делится на 2 группы по именам (женским и мужским) и проводится именная викторина “Кого как зовут?”

  • Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)
  • Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)
  • Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)
  • Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам)
  • Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)
  • Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)
  • Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)
  • Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл)
  • Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)
  • Имя и фамилия артиста, герой которого “поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс” (Юрий Никулин)
  • Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)
  • Подведение итогов:

    Учитель: В нашем классе есть еще необычные имена:

    Две Анастасии;
    Две Екатерины;
    Два Дмитрия;
    Две Ксении;
    Александр и Александра;
    Две Татьяны.

    (Дети рассказывают о происхождении своего имени)

    • А как называются одинаковые имена? (Тезки)

    Конкурс “Аукцион знаменитых тезок”

    • Вспомним знаменитых Александров (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич, Розенбаум, Малинин, Буйнов).
    • Назовите знаменитых Валентинов и Валентин (Валентин Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”) Катаев (писатель; показать его книгу), Толкунова (певица), Легкоступова (эстрадная певица), Терешкова (летчик – космонавт; показать портрет).

    Награждение победителей аукциона.

    2 ведущий:

    А что за события обозначают эти даты:

    • 25 января
    • (Татьянин день, День студентов).
    • 14 февраля
    • (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

    (Рассказ подготовленного учащегося о дне Святого Валентина.)

    Скажите, чем необычно имя Валя? (Им можно назвать и мальчика и девочку)

    Назовите еще такие редкие подобные имена, которые можно одновременно давать и девочкам и мальчикам (Женя, Саша, Валера).

    Вопрос-шутка “Про Женю”.

    Прочитайте следующее предложение и сообразите: Женя – мальчик или девочка?

    “Женя в воде в очках”.

    Женя – девочка (ЖеняввоДЕВОЧКАх.).

    Блиц турнир

    Продолжаем отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”, ответы дети записывают на листочках и выявляют победителя.

    В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

    1.Кто принёс куклу из магазина?

    Ответ: Зина (магаЗИНА).

    2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

    3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

    4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

    5.Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

    6.Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

    7.Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

    8.Как зовут мальчика, у которого густая шевелюра?.

    9.Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

    10.Кто, заметив жука, спрятался под диван?

    (Ответы: Зина, Рома, Даша, Елена, Яша, Нина, Роза, Юра, Вика, Иван)

    Проверка ответов и выявление победителя.

    Учитель: В нашем классе есть редкие имена:

    Евгения – благородная;
    Кристина – христианка;
    Руслан – лев;
    Элеонора – сострадание, милосердие. .

    Учащиеся рассказывают о своих именах, заполняя словарик на доске.

    Проводим музыкальный конкурс “Угадай мелодию”

    Звучат фонограммы песен, детям нужно назвать эту песню с именем и продолжить ее, если знают.

    1. “Стюардесса по имени Жанна”.
    2. “Я люблю тебя, Дима”.
    3. “Тома, Тома”.
    4. “Ой, Серега, Серега”.
    5. “Катя, Катерина”.
    6. “Антошка”.
    7. “Я люблю тебя, Марина”.

    Награждение победителей.

    Учитель: Психологами доказано, что правильно выбранное имя благоприятно воздействует на психику человека, так как его в течение одних суток называют этим именем много раз.

    • Чем же руководствуются взрослые, выбирая имя своему ребенку?
    1. Подсознательное восприятие слова через ритмику, пластику, мелодичность.
    2. Распространенность имени.
    3. Ассоциации, связанные с именем.
    4. Образы, вошедшие в историю и культуру обладателей данного имени.
    • Ребята, скажите, как вам нравится, чтобы вас называли? (По имени, ласково, не давая прозвищ).

    Имена давно вошли в наш быт, литературу, устное народное творчество. Существует много скороговорок с именами и частушек.

    Конкурс скороговорщиков

    1. Осип осип, Архип охрип.
    2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
    3. Кирилл Кире подарил рыбку,

    4. Кира Кириллу подарила улыбку.
    5. У Клары и Валерки
      Вареники в тарелке.

    Показ домашнего задания

    Частушки про смешные истории из жизни девочек и мальчиков.

    Все: Ставьте ушки на макушки.
    Слушайте об именах
    Пропоем мы вам частушки
    Все воскликните вы: “Ах!”

    Мальчики:

    Почему сегодня Элла
    На уроке не шумела?
    Подошли мы к ней все близко,
    Зубы склеила ириска.
    В нашем классе никогда
    Не бывает жарко
    Вентилятор заменяет
    Нам вертушка Ларка.
    Разрешила наша Вера
    Поиграть нам с бультерьером.
    Всем, которые играли,
    Потом пальцы пришивали.

    Девочки: Почему перед едою
    Руки нужно с мылом мыть?
    А Андрюша отвечает:
    – Чтоб посуду не грязнить!

    Вова наш на переменке
    Проверял на прочность стенки.
    Так усердно он старался,
    Что весь в гипсе оказался.

    Степан к богу обратился:
    – Просьбу выполни мою,
    Сделай так, чтобы в диктантах,
    “Чу” писалось через “ю”!

    Был наш Петя сорванцом,
    А теперь он стал певцом.
    -Лучше уж частушки петь,
    Чем от критики краснеть.

    Все: Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравиться!
    Мы – народные таланты
    Город нами славится!

    Учитель : Ребята, а зачем в частушках критикуют людей? (Чтобы искоренить, изжить плохие поступки)

    – Ребята, а чье имя самое лучшее, самое красивое?

    Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

    Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья.

    Литература

    1. Зима Д.и Н.Тайна имени. – М. 2002.
    2. Ромашова Е.И. День рождения в семье и в школе.– М. 1999.
    3. Сухин И.Г. Занимательные материалы. Вако М. 2004.
    4. Чудеса, рекорды, достижения. Диво,93.-М.Русская книга. 1993.

    У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали людям в различные исторические периоды, каково значение того или иного имени... Ответы на эти и другие вопросы можно найти в приведенной ниже разработке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час на тему:

    «Что означают наши имена…»

    Цели занятия:

    Развитие познавательной и творческой активности учащихся.

    Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.

    Содействие расширению кругозора учащихся.

    Предварительная подготовка.

    Каждый учащийся должен подготовить небольшое сообщение о значении и происхождении своего имени.

    Вспомнить и записать как можно больше пословиц, поговорок и скороговорок в которых встречается какое-либо имя.

    Учащиеся совместно с воспитателем проводят небольшое социологическое исследование в школе, цель которого – распределить имена учащихся по популярности.

    Ход занятия.

    Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Ведь каждому хочется знать, каково значение имени, которое дали ему родители, в чем тайна имени, с которым человек связан всю свою жизнь. Разнообразие имен очень велико, какие-то имена встречаются часто, какие-то редко, какие-то имена даже внешне подходят человеку, а какие-то совсем нет. Как известно, большинство русских имён имеют греческие, славянские, еврейские или скандинавские корни. Поэтому первым этапом в изучении значения имени будет определение того, какова история и происхождение имени.

    Задание 1.

    Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречаются имена.

    Примеры.

    На всякого Егорку есть поговорка.

    А Васька слушает да ест.

    Бог не Ермошка – видит немножко.

    Купила бабуся бусы Марусе.

    Люди с базара, а Назар – на базар.

    Мели Емеля твоя неделя.

    Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

    Один про Фому, а другой про Ерёму.

    По Ивашке и рубашка.

    У лодыря Егорки – всегда отговорки.

    Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

    Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать, да бабушка.

    Каков Савва, такова ему и слава.

    Голодному Федоту и щи в охоту..

    По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

    На бедного Макара все шишки валятся.

    Хороша Маша, да не наша.

    В первобытном обществе не было имён и фамилий. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

    Задание 2.

    Детям раздаются карточки с именами.

    Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали.

    Время не стояло на месте. В 988 г. на Руси было введено христианство. В русской православной церкви были особые книги месяцесловы или святцы. В тех книгах на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых чтит в этот день церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имён, которые значились в святцах на день рождения ребёнка. Этим дело и кончалось.

    Был в старину такой обычай:
    Несли младенца в церковь. Там
    В странице святцев пальцем тыча,
    Поп имена давал по дням
    Коль ты родился в день Ефима,
    То назван именем таким.
    Но если в день Иеронима
    То хошь не хошь Иероним.

    Очень много на Руси было Иванов, т.к. в Святцах это имя встречается 170 раз, т.е. почти через день. Правда, иногда, священник шел на уступки, и по просьбе родителей давал имя, которое в святцах не значилось. Так славянские имена Вера, Надежда, Любовь давались часто, несмотря, что Вера в святцах встречается 2 раза, а Надежда, Любовь только по одному разу.

    Задание 3.

    Назовите произведения литературы и искусства, в которых встречаются имена.

    В ином положении оказались родители после 1918 г., Великой Октябрьской революции. Регистрацию новорождённых стали вести отделы записей гражданского состояния – ЗАГС. Давайте откроем толковый словарь и прочитаем, что такое ЗАГС. Родители теперь могли выбрать любое имя: старое (бывшее церковное), польское, немецкое и даже изобрести своё имя. И вот что из этого получилось.

    Если только ты умен,

    Ты не дашь ребятам

    Столь затейливых имен,

    Как Протон и Атом.

    Удружить хотела мать

    Дочке белокурой,

    Вот и вздумала назвать

    Дочку Диктатурой.

    Хоть семья ее звала

    Сокращенно Дита,

    На родителей была

    Девушка сердита.

    Для другой искал отец

    Имя похитрее,

    И назвал он наконец

    Дочь свою Идея.

    Звали мама и сестра

    Девочку Идейкой,

    А ребята со двора

    Стали звать Индейкой.

    А один оригинал,

    Начинен газетой,

    Сына Спутником назвал,

    Дочь назвал Ракетой.

    Пусть поймут отец и мать,

    Что с прозваньем этим

    Век придется вековать

    Злополучным детям...

    (С.Я. Маршак “В защиту детей)

    Пользуясь свободой выбора имени, родители иногда давали своим детям странные, необычные имена. В качестве личных имён выступают географические названия Алтай, Гималаи, Амур, Казбек. Математические и технические названия Гипотенуза, Меридиана, Дизель, Комбайн и т.д.

    Некоторые советские родители, стремясь увековечить определенные исторические события, называли своих детей коротко и ясно: Пофистал (Победитель фашизма Иосиф Сталин), Пятвчет (Пятилетку в четыре года!), Урюрвкос (Ура, Юра в космосе!), Ватерпежекосма (Валентина Терешкова - первая женщина-космонавт), Перкосрак (Первая космическая ракета) и т.д.

    1. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак,
    Сунул Грека в реку руку, рак за руку Грека цап.

    2. Ювелин Валерий – кавалер в Карелии
    Отправлял кораллы, – полировал опалы

    3. Карл у Клары украл кораллы,
    А Клара у Карла украла кларнет.

    4. Насыпал Парамошка горошку на дорожку.
    Зовёт теперь к порожку дорожка из горошка.

    5. Канавку Наталка копала лопаткой,
    Канат Капитон натянул за палаткой.

    6. Милая Мила мылась с мылом.
    Намылилась, смыла – так мылась Мила.

    7. Боря Ире дал ириску
    Ира Боре – барбариску.

    Домашнее задание.

    Выступления учащихся.

    Ну а теперь приведу несколько интересных фактов о самых необычных в мире именах.

    Самое длинное в мире имя состоит из 1478 букв. Чтобы его прочитать, требуется не менее десяти минут. Оно представляет собой ряд слитых воедино названий исторических мест, имена известных дипломатов, теологов, ученых и еще Бог знает чего. Это имя пока никто не берется прочитать...

    Знаменитый художник Пабло Пикассо известен всем. Но далеко не все знают полный набор его имени и фамилии. Пабло Диего Хозе Франциско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано де ла Сантисима Тринидад Руиз и Пикассо. Всего в его имени и фамилии 93 буквы. Ведь Пикассо – испанец, а в Испании такой пышный набор имен совсем не редкость.

    На Гавайских островах в одну из школ города Гонолулу поступила младшая дочь владельца одного из местных ресторанов. Ее имя и фамилия состоят из 102 букв. Вот они: Напу-Амо-Хала-Она-Она-Анека-Вехи-Вехи-Она-Хивеа-Нена-Вава-Кехо-Онка-Кахе-Хеа-Леке-Еа-Она-Ней-Нана-Ниа-Кеко-Оа-Ога-Ван-Ика-Ванао. Ее так и не смогли внести в классный журнал. На русском языке это означает: "Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и ширину своим благоуханием".

    О самом длинном в мире имени говорилось выше. И в подметки ему не годится имя мисс С. Эллен Джорджиане Сер-Леккен, которая родилась в 1979 году в штате Монтана, США. Первая буква С – это начало ее имени, которое состоит "всего лишь" из 598 букв. Близкие зовут ее Сноуоул или просто Оли. Ну а переписчики населения, видимо, еще проще: "О, Господи! Опять она!"

    Думается, после этого девочка по имени Принцесса Диана и мальчик, окрещенный Гамлетом, появившиеся на свет в Харькове в 1998-м году, покажутся вам всего лишь маленькой невинной шалостью их родителей.

    "Здравствуй, Два килограмма риса!", "Привет, Серебряный доллар!" – примерно так приветствуют друг друга при встрече два жителя района Кандхмал в индийском штате Орисса. Этот уголок Индии держит первенство по самым необычным именам, которые выдумывают родители для своих чад. Два килограмма риса – память о ниспосланном государством подарке: именно такую меру риса выдают по решению властей за каждого родившегося ребенка.

    В одном селе Кандхмала есть парень по имени Я люблю картошку.

    Психолог Джон Треин подготовил книгу самых несуразных наименований, от которых страдают некоторые американцы. Например, семья Май из Нового Орлеана выбрала для своих дочерей имена: Му, Ву, Гу.

    А семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.

    Некоторое время назад во Франции жила семья, лишенная самой обыкновенной фамилии. Вместо нее она "носила" набор цифр – 1792. А четыре сына в этой семье носили имена месяцев года. Таким образом, в паспорте и других документах это выглядело так: Январь 1792, Февраль 1792, Март 1792 и Апрель 1792. Последний представитель этого странного рода, "господин Март 1792", умер в сентябре 1904-го года.

    Среди "шедевров", придуманных жителями провинции Манаби, где живет особенно много таких эквадорцев, встречаются Суперкрепкий Цемент, Спортивная Кавалькада, Трудная Футбольная Победа, Лапа Цыпленка, Международный Конфликт.

    В Швеции живет малыш, которому родители дали необычное, но звучное имя - Оливер Гугл. Его отец, имеющий кандидатскую степень по поисковому маркетингу, решил назвать так своего ребенка в честь любимого поисковика Google. Хорошо, что жена была не против. Например, в Италии молодая мать подала в суд на мужа за то, что он без ее ведома дал их новорожденному ребенку имя скаковой лошади. Пока женщина была в роддоме, ее супруг сходил в ЗАГС и зарегистрировал сына как "Варенне Джампауло". Именем Варенне в Италии зовут скакуна, который считается в стране практически национальным героем, а Джампауло - это ее наездник. Во время регистрации сотрудник ЗАГСа был несколько удивлен, однако папаша поклялся, что его жена дала согласие на такое имя для отпрыска. История закончилась судебным разбирательством.

    В семье петербургских мусульман родился мальчик, которого родители назвали в честь президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. Причем родители решили не ограничиваться только именем, назвав ребенка Махмудахмадинеджадом.

    В ЗАГСе подмосковного города Королева зарегистрировано необычное имя - Виагра. Счастливые родители утверждают, что у них было целых три причины так назвать ребенка: красота и оригинальность имени, поспособствовавший зачатию одноименный препарат и, наконец, давняя любовь к группе "ВИА Гра".

    После того, как сборная России по футболу вышла в полуфинал Евро-2008, список русских имен пополнился еще одним, пишет rian.ru. Имя главного тренера сборной России по футболу Гуса Хиддинка "увековечили" одновременно в двух российских семьях: в поселке Болотное Новосибирской области родился Гус Городников, а в городе Артемовском Свердловской области - Гус Хмелев.

    В Нижнем Тагиле родители назвали свою дочурку, родившуюся в День Независимости, коротко и ясно - Россия. Также в Россия живут Ангел, Ветер, Воля, Амур, Север, Луна, весна, Заря-Зареница и т.д.

    Психологи бьют тревогу: такие дети могут иметь массу проблем во взрослом возрасте. Особенно если ассоциации, которые вызывает необычное имя у посторонних, не соответствуют личностным качествам ребёнка. "Чем необычнее имя, тем сильнее оно привлекает внимание посторонних. С детства такой ребёнок будет ощущать свою необычность, отличие от других. Это, естественно, оставит на психике очень глубокий след. Здесь на родителей ложится большая ответственность: не всякий ребёнок, не всякий человек может выдержать повышенное внимание к своей персоне", - объясняет психолог Дмитрий Зима. Если уж очень хочется, чтобы в семье была Рогнеда или Нобель, когда малыш немного подрастёт, можно купить ему собаку и назвать её тем самым необычным именем.

    Задание 5.

    Вспомните как можно больше песен, в которых встречаются имена.

    О том, что на имена существует определённая мода, говорят и результаты нашего социологического исследования, итоги которого мы сейчас подведём.

    Задание 6.

    В конвертах находятся слова, из которых нужно составить фразу:

    “Имя у тебя одно.
    Навсегда оно дано.
    Жизнь длинна, и оттого
    Ты побереги его”.

    Подведение итогов занятия.


    МОУ ООШ с.Трубетчино

    Турковского района Саратовской области

    учитель начальных классов

    Безобразова Светлана Викторовна

    201 5 год

    Классный час Что означает твоё имя »

    Цель:

    Ход классного часа:

    1.Вступительное слово

    Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку, угадаете её, то поймёте, о чём сегодня мы с вами будем говорить.

      « И мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать » (имя)

    2. Нас не было – оно было,
    Нас не будет – оно будет.
    Никто ни у кого его не видел,
    А у каждого оно есть.

    - (Если учащиеся не могут отгадать загадку, то учитель задаёт наводящие вопросы:

    Что принадлежит тебе, но чаще всего им пользуются другие?

    Чем один человек отличается от другого на примере нашего класса?

    Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга?»)
    Учитель: Ну, конечно, это - имя. У каждого человека есть имя. Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём в мире имён. Мы всегда испытываем радость и нежность в душе, когда нас называют по имени ласково. Казалось бы, имя – одно или два слова, привычных для слуха, а за ними открывается целый мир и неповторимая судьба человека. С древности считается, что смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на человека и созвездие, под которым он родился, а также имя, которое дают родители при рождении. Существует даже целая наука, которая изучает имена. Она называется антропонимика. Эта наука даёт очень интересные сведения . Ещё о своём имени можно узнать из словарей.

    Сегодня мы проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно, и попробуем открыть некоторые тайны ваших имён. Итак, начинаем!

    2. Из истории имён.

    1 УЧЕНИК: В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена-клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: «Зоркий глаз», «Храбрый», «Доброе сердце» и т.д. Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более.

    Были в древности имена в честь зверей: Волк, Медведь, Орёл, Лиса, Кот. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту.

    2 УЧЕНИК: З атем появились имена, чтобы выделить, назвать конкретного человека. Это были скорей не имена, а прозвища. Они давались как приметы, по которым можно было отличить одного человека от другого: Хромой, Лапоть, Воропай.

    Древние семьи были многочисленные, и имена были как своеобразные характеристики каждого. Были числовые имена, которые давались детям в порядке их появления на свет: Первак, Вторый, Третьях, Четвертунья…, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, Милуша. Иногда человеку давали имена по внешним признакам: Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш, Крепыш, Любава, Забава, Добрыня, Умник, Несмеяна, Чернавка, Светлана. Считалось, что некоторые имена - обереги могли отвести от детей беды и болезни, от дурного сглаза например: Ончутка (чёрт), Гнилозуб, Горе, Захворай. Позднее эти прозвища – имена превратились в фамилии. Также имена указывали на время и место появления ребёнка: Суббота, Неделя, Зима, Дорога. Имя говорило и о профессии родителей – Сом, Муковоз.

    3 УЧЕНИК : В древности человек мог иметь два имени: одно давалось при рождении, другое – по достижению совершеннолетия. Первое имя он получал ещё младенцем. Так, горластый мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом – Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

    Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

    УЧИТЕЛЬ: Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

    УЧИТЕЛЬ: В конце 10 века киевский князь Владимир Красное Солнышко подружился с императором Византии и согласился на крещение Руси. Русь приняла новую веру – христианство. Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. С этого времени к нам пришли несвойственные русским имена. Имена были взяты из греческого, еврейского, латинского, славянского языков. Так к нам пришли имена: Иван, Марья, Пётр, Анна, Глеб, Зоя, Александр и другие.

    При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Считалось, что этот святой становился невидимым покровителем, заступником и защитником младенца. Ему молились и просили помощи. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого - чаще всего того, чья память отмечается в этот день. Крещение ребёнка было гораздо более важным, чем его рождение, поэтому праздновать было принято не день рождения (как сейчас), а день своего имени, именины или день ангела.

    УЧИТЕЛЬ : Надо отметить, что в церковном календаре одни и те же имена встречаются несколько раз. Так именины Ивана 48 раз в году, Марии 9 раз, Андрея 9 раз. Вот поэтому на Руси было много Иванов и это имя считается символом России. Нас называют русскими Иванами (к примеру, в странах Востока много Магомедов, в Германии – Гансов, во Франции – Жаков, в Америке – Джонов). А есть имена интернациональные, которые встречаются у многих народов – Наталья, Мария, Александр, Виктор. При выборе имени по святцам не редко случались конфузы. Иногда в семье оказывалось по 2-3 Ивана, по 2 Марии. Так выпадали святцы, верующие родители выполняли требования церкви. Это было неудобством при написании документов

    Так: Мария - 8,19 и 25 февраля, 14 апреля, 20 и 22 июня, 25 июля, 4 и 22 августа, 29октября,11 ноября.

    УЧИТЕЛЬ: Послушайте стихотворение Юрия Благова «Выбор имени».

    4 ученик: Дед, стараясь для внучонка,

    Нахватал из разных мест

    Ряд имён, звучащих звонко:

    Товий… Муций… Свен… Орест…

    Зять решил по ходу прений

    Повернуть вопрос ребром:

    Назовём посовременней -

    Гелий… Атом… Космодром…

    Дочь, захваченная спором,

    Шумно лезет на рожон

    С целым импортным набором:

    Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

    Бабка с нехристями знаться

    Не желает, и сама

    Вносит лепту, глядя в святцы:

    Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

    Сочинительством премудрым

    Занимаясь вчетвером,

    Ночь проспорили, а утром

    Мальчик назван был Петром.

    УЧИТЕЛЬ: Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В классе у нас есть греческие, латинские, римские, болгарские имена.

    3.Что же означают наши имена?

    УЧИТЕЛЬ: Но даже наши привычные имена имеют перевод, своё значение.

    Галина – «тихая, спокойная» (греч.)

    Лариса – «чайка» (греч.)

    Ольга – «святая» (сканд.)

    Сергей – «высокочтимый» (лат.)

    Надежда – «всё будет хорошо» (греч.)

    Людмила – «милая людям» (слав.)

    Наталья – «родная» (лат.)

    Оксана – «гостеприимная» (греч.)

    УЧИТЕЛЬ: Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

    Сообщения учащихся по плану:

      Меня зовут…

      Моё имя означает…

      Меня так назвали…

      Кого ещё звали таким именем .

    Задание. Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:

    Василий, Митя, Николай, Оля, Петя, Зина, Виктор, Вова, Татьяна, Лена, Ирина, Ваня, Андрей, Евгений.

    УЧИТЕЛЬ: Давайте проверим, у кого из вас могут быть полные имена, а у кого сокращённые. (Полные - Кристина, Олеся, Злата, Сюзанна; Сокращённые Анастасия - Настя, Полина - Поля, Владимир – Вова, Ксения – Ксюша, Наталья – Наташа, Виктория – Вика, Валерия – Лера, Пётр – Петя).

    Учащиеся хором исполняют песню на мотив «Вместе весело шагать…»

    Песня про имя

    Припев:

    С моим именем легко

    Мне по жизни. (3 раза)

    Ну-ка, имя, прозвучи

    Ярче брызни. (3 раза)

    1. Имена раздали с детства нам родители,

    Их истории узнать вы, не хотите ли?

    Мы расскажем вам сегодня очень весело

    Чтоб стихи звучали здесь, а также песенки.

    Припев:

    2. Должен в жизни я добиться что-то важного,

    Вот такие мысли есть у нас у каждого.

    Чтоб парили высоко все наши имена,

    Чтоб гордилась именами целая страна.

    Припев:

    3 . Быстро время пролетит, мы это знаем,

    А пока мы только учимся, играем.

    Будем сами выбирать, уж это точно,

    Имена сынам своим, а также дочкам!

    УЧИТЕЛЬ: Иногда родители называют своих чад, повинуясь моде, в честь исторических событий, в честь героев книг и фильмов. После революции 1917 года люди хотели в именах своих детей отразить эпоху. В моду вошли такие имена: Тракторина, Октябрина, Электрофикация, Гертруда (герой труда), Лениниана (в честь В.И.Ленина). Многие имена звучали не благозвучно: например, Персострат – первый советский стратостат, Лагшмивар – лагерь Шмидта в Арктике. Свежим примером может служить 2008 год. Фанаты – болельщики футбола дали своим сынам имя Гус, в честь тренера сборной по футболу. Надо помнить, что события уйдут, а человеку с этим именем жить, а мужские имена ещё станут отчествами. Ребята, я думаю, хорошо, что вас не назвали Перестройками, Биллами, Карлсонами. Пройдут годы, вы станете родителями и будете выбирать имена своим детям. Никаких советов и законов здесь нет, это дело личное, но хотелось бы, чтобы имена ваших детей были красивые, разные, хорошо бы сочетались с отчеством и фамилией.

    4.Давайте поиграем.

    Имена сказочных героев

      Кто убежал с бала, потеряв туфельку? (Золушка)

      Как звали доброго доктора, который лечил зверей , птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского ? (Айболит)

      Как зовут малыша – коротышку из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». (Незнайка) А почему?

      В чашечке тюльпана на зеленом листке сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего на 1 дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка).

      Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: « я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).

    Задание. Мини-викторина :

      Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

      Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай, Роза, Лилия и т.д.)

      Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)

      Как звали трёх богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

      Кому удалось поймать волшебную щуку? (Емеля)

      Герой русских народных сказок по прозвищу Дурачок? (Иванушка)

      Крыса, компаньонка Шапокляк. (Лариска).

    13.Друг Чебурашки. (Гена)

    14.Он вырос в волчьей стае. (Маугли)

    15. Кот, мечтавший жить со всеми дружно. (Леопольд)

    А сейчас попробуйте определить самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

    (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Жорж-португаль

    ское, Джон – английское, Юхан – финское).

    В дореволюционной российской деревне каждый четвертый был Иваном. В переписи XVII века обычны семьи с одноименными братьями. Например, "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

    У нас в классе нет одинаковых имён, но в нашей школе есть классы, в которых есть девочки и мальчики с одинаковыми именами. Например, однажды у меня был первый класс (сейчас это ученики 10 класса), в котором были три Насти, две Кати, три Саши. Как вы думаете, как я обращалась к этим ребятам? Можно добавить к имени фамилию, и сразу станет ясно, кто есть кто. А есть другой способ: не называть всех Настями или Сашами, а придумать разные формы имени.

    Давайте послушаем стихотворение «Восемь Тань»

    В нашем классе восемь Тань.

    Это прямо наказанье!

    Ведь у нас, куда ни глянь,

    Всюду Таня, Таня, Таня!

    Если скажут: «Таня, встань!»

    Встанут сразу восемь Тань.

    А ведь можно очень просто

    Разобраться в новичках:

    Эта-маленького роста,

    Та – высокая в очках.

    Таня–темныереснички,
    Таня – русые косички,

    Челка черная у той,

    У другой, как у лисички,

    Хвостик ярко-золотой;

    Есть румяная Танюшка,

    Как снегирь в лесу зимой,

    И, как звездочки, веснушки

    У последней, у восьмой.

    По фамилии в журнале

    Их сегодня вызывали,

    И фамилии подруг

    Услыхали все вокруг.

    Имена бывают женские, мужские, а бывают такие, которые подходят и тем, и другим.

    Задание. Рассмотрите таблицу, найдите закономерность в расположении имен, назовите её. А теперь попробуйте её продолжить и внесите в неё имена: Володя, Саша, Сима, Валя, Женя, Даша .

    Современные имена такие разнообразные! Кроме полных имен, есть краткие, а есть уменьшительные, ласковые имена, которыми людей называют друзья и близкие.

    Как бы друзья не запутаться тут
    Ольга зовут эту девочку в школе,
    Олечкой папа имама зовут.
    Олюшкой тётя её называет,
    “Олька!” – кричит озорник во дворе.
    Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
    Сколько имён у подруги моей?

    Задание. Придумайте к своему имени разные формы, например, Лена, Елена, Ленок, Ленуся, Ленчик и так далее. Кто сможет составить больше всего форм своего имени? Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам? (обсуждение). Ребята, а дома вас называют какими-нибудь ласковыми именами?

    Задание. Кто это или что это?

    Василек – имя мальчика – цветок

    Сережка – имя мальчика - украшение

    Лев – имя мальчика - животное

    Поля – имя девочки -

    Роман – имя мальчика – жанр книги

    На уроках русского языка вы проходили правило про наши имена. Давайте вспомним, какое?

    Таня, Ваня, Петя, Галя,

    Лена, Нина, Мила, Валя,

    Коля, Ира, Алексей,

    И Сережа, и Андрей.

    Никогда не забывайте –

    Имя буквой выделяйте.

    Игра. Сейчас мы и проверим, внимательны вы или нет. Наше следующее задание «Где нужна большая буква?»

    Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

    Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

    Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

    Потеряла (С/с)ережку (П/п)оля.

    Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

    Прибежал, постучал в окошко:

    Отыскалась твоя (С/с)ережка!

    На виду честного (Л/л)юда

    Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

    А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

    С горки (С/с)ани мчатся сами.

    Молодцы!

    А теперь вам предстоит очень сложное задание. Следующее задание называется - «Имена играют в прятки». В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена.
    Образец: Наш ш еф им еет большое влияние. (Ефим.)
    Карточка 1: 1. Пе
    ле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведр о ля гушек. (Оля) 3. Сно ва ря дом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4. А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой па па вел осипедист. (Павел)

    Карточка 2: 1.Я готовился до ма к сим фонии. (Максим) 2. Бабушкины варе ники та кие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталев ар тём ные очки. (Артём) 4. Тру ден и с лишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

    Последнее задание, которое вам надо выполнить- это разгадать ребусы.

    4. Подведение итогов.

    Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

    Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

    Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

    ТВОЕ РУССКОЕ ИМЯ

    Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Оно в последнее время подвергается уродливым трансформациям. Классный час, посвященный рассмотрению традиций, связанных с именем, представляется мне весьма актуальным. Разговор ведется в форме круглого стола, учитель-ведущий лишь направляет его, Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.

    Цели : расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа, способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода, побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

    Предварительная работа с детьми

    Распределить материал информационного блока (6 учеников).

    Чтобы обеспечить всех выступающих текстами, достаточно сделать одну ксерокопию данного сценария (только информационный блок) и разрезать ее на фрагменты.

    Оформление

    Церковный календарь, фотографии православных храмов, иконы святых.

    План классного часа

      Интерактивная беседа.

      Игра «Эстафета имен».

      Информационный блок.

    «Что такое именины?»

    «Значение имени».

    «Имена, ставшие знаменитыми».

      Заключительная беседа «Дорожи своим именем».

      Поздравление именинников.

      Подведение итогов.

    Ход классного часа

    I. Интерактивная беседа

    Классный руководитель . Я прошу выйти к доске (фамилии трех учеников).Три ученика выходят к доске.

    Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.Дети записывают имена.

    (Читает имена.) Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии? Дети отвечают.

    Спасибо, (называет всех по именам ), садитесь, пожалуйста, на свои места. Дети садятся.

    (Обращаясь к классу.) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе все обращаются друг к другу?

    Примерные ответы детей:

    Приятно, когда называют по имени, но так делают только дру­зья, а остальные обращаются по фамилии.

    Многие мальчики присваивают девочкам прозвища, коверкают фамилии.

    Девочки тоже любят давать ребятам клички, дразнят всех.

    Некоторые учителя называют всех по именам, таких учителей все уважают.

    Классный руководитель . С рождения всю жизнь звучит

    для нас наше ИМЯ, оно - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.

    II. Игра «Эстафета имен»

    Классный руководитель . Ребята, ученые заметили, что, ко­гда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спо­койнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя не­комфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». За­дача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обра­щаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спи­ной, тот вновь передает эстафету к соседу. Так, двигаясь по цепочке, змейкой, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!

    Дети называют друг друга по именам, учитель помогает, подсказывая, кто должен отвечать следующим.

    Классный руководитель . Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена!

    Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.

    III. Информационный блок

    «Что такое именины?»

    Классный руководитель . В последнее время взрослые все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причём по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

    Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины или День ангела.

    О значении этого праздника расскажут (имена, фамилии).

    Ученик 1 . С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то | признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.

    Ученик 2. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Однако если рассматривать русскую православную традицию, то в соответствии с ней родители выбирают имя ребенку в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых. Однако имен меньше - 900 мужских и 250 женских.

    Ученик 1. Родители смотрят, память какого святого отмечается в день рождения их ребенка. Именем этого святого и называют дитя при крещении. Бывает и по-другому: если в семье очень любят кого-либо из святых и часто ему молятся, то, в знак почтения к нему, называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не сов­падать с именинами.

    Ученик 2 . Именины - это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. И православные постоянно обращаются к своим защитникам с молитвами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются достать икону своего святого, узнать о его жизни и под вигах, подражать ему. Для православного человека его святой - не только покровитель, но и образец для подражания.

    «Значение имени»

    Классный руководитель . Спасибо, говорят, что даже значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». Наталье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Ирина» означает «тишина». Ирина не будет кричать и скандалить, ей свойственны душевное равновесие и мир. Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных. Светлана - одним именем своим дарит людям свет и тепло. Видите, сколько хороших имен? О значении некоторых имен нам расскажут (имена, фамилии учеников).К доске выходят 2 ученика.

    Ученик 3 . Значение своего имени каждый может узнать из спе­циальных словарей, например, «Словарь русских имен» А.В. Суперанской, «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского и других.

    Ученик 4 . Большинство русских людей сейчас носит христи­анские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Это имена святых, которые есть в святцах. Вот что мы узнали о значении некоторых имен.

    Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.

    Александр - защитник мужей, мужественный. Алексей - защитник.

    Анатолий - восточный. Анастасия - воскресшая.

    Андрей - храбрый. Анна - миловидная, грациозная.

    Антон - состязающийся, соревнующийся. Валентин - здоровый.

    Валерий-добрый. Василий - царский.

    Вера - победа. Виктор - победитель.

    Виталий – жизнерадостный. Галина - тишина, кротость.

    Геннадий – благородный. Георгий - земледелец.

    Дмитрий - плодородный. Евгений- благородный.

    Екатерина - чистая, непорочная. Елена ~ Избранная

    Елизавета - почитаемая Богом. Зинаида - божественная.

    Зоя - жизнь. Кирилл~ маленький господин.

    Иван -дар богов. Ирина~ тишина, мир.

    Константин - постоянный. Ксения - гостеприимная.

    Лариса - чайка. Леонид - подобный льву.

    Максим - величайший. Маргарита - жемчужина.

    Марина - морская. Мария - госпожа.

    Михаил – подобный Богу. Надежда - надежда.

    Наталья - естественная, природная. Никита - победивший.

    Павел - малыш. Петр - камень.

    Раиса - беспечная, легкая. Роман - римлянин, римский.

    Сергей - высокочтимый. София - мудрая.

    Татьяна - устроительница, учредительница. Федор - дар Бога.

    Ученик 3 . Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, кото­рые стали первыми русскими святыми.

    Ученик 4. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.

    Ученик 3. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.

    Ученик 4. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».

    Ученики садятся на свои места.

    «Имена, ставшие знаменитыми»

    Классный руководитель . Спасибо, действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам рассказывают (имена, фамилии учеников). К доске выходят 2 ученика.

    Ученик 5. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство чинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.

    Ученик 6 . Дурную славу своему имени принес и житель горо­да Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

    Ученик 5 . В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

    Ученик 5 . Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это чело­век, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат, жил в I веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые просла­вили его имя на века.

    Ученик б . Римский император гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в рус­ском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

    Ученик 5 . Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань - «батист» - необыкновенно гонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в XIII веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.

    Ученик 6 . Гобелен - «стенной ковер с вытканными узорами» - плотная декоративная ткань с вытканными узорами» - происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X веке.

    Ученик 5 . Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

    Ученик 6 . Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.

    Ученик 5 . Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов - от фамилий их изобретателей, так же, как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

    Ученик 6 . А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин, Санкт-Петербург, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

    Ученик 5 . Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих.

    Ученик 6 . От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

    IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»

    Классный руководитель . Спасибо, очень ценная и поучительная информация.

    Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии. Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем? Примерные ответы детей:

    Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

    Нужно дорожить честью своей семьи.

    Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.

    Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

    Чтобы твои потомки не стыдились тебя.

    Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Че­ловек уронил свое имя»?

    Примерные ответы детей:

    Совершил преступление, опозорил свою семью.

    Обманул, схитрил, предал.

    Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.

    Классный руководитель . Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?

    Примерные ответы детей :

    Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.

    Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

    Классный руководитель . Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.

    V. Поздравление именинников

    Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела?

    Дети смотрят в календарь, называют имена.

    Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с Днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и тер­пения!

    Классный руководитель . Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?

    Примерные ответы детей:

      Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответ­ствует моему характеру.

      Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.

      Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.

      Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.

      Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.

      Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.

    Классный час по теме: "Что означают наши имена"

    Цели:

    1) Познакомить учащихся со значением их имен, с ритуалом имянаречения на Руси.

    2) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

    3) Воспитывать национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма

    Подготовительная работа:

    1) Каждый учащийся класса подготовил сообщение о значении и происхождении своего имени, узнал у своих родителей, почему они дали ему именно такое имя.

    2) Девочки класса провели небольшое социологическое исследование . Они выяснили, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и то же имя, какие имена занимают по частоте употребления первое, второе, третье и т. д. места.

    Учет возрастных особенностей: Час общения проводился в 6 классе , во второй половине учебного года. В возрасте 12–14 лет учащиеся пытаются ответить на вопрос: "Кто Я? Зачем Я?". Данный час общения и призван помочь учащимся ответить на эти очень важные для них вопросы.

    План

    Вступительное слово учителя. Имянаречение. Что означает ваше имя? Итоги школьного социологического исследования. Викторина "Имена". Подведение итогов.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

    Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то на Руси одни имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.

    Христианские имена пришли в 10 веке из Византии вместе с православием. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему: «По имени и житие».

    После Октябрьской революции родители получили право называть детей как хотели и тогда появились имена созвучные эпохе: Октябрина, Ленина, Маркслен, Тракторина т. д.

    Обратим внимание на наши имена. В классе 20 человек, и только два имени повторяются дважды, а все остальные имена разные. И каждое имя что-то означает. Большая часть имён, своими корнями, уходят в Древнюю Грецию и Израиль, есть имена латинского происхождения, а есть имена иссконно русские, славянские.

    В старину говорили, что имя –это не пустой звук. Оно будто бы способно сообщить человеку некоторые особенные качества, точнее говоря достоинства.

    Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: "Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять ". Девочке: "Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать ".

    Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.

    Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.

    Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.

    С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.

    При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.

    Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.

    Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) –значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.

    Сегодня мы поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку нужно имя, какие имена частоупотребимые, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение. Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).

    (ВСТАВИТЬ ПРО ИМЕНА УЧЕНИКОВ ИЗ ИХ ПОРТФОЛИО)

    4. Статистическое исследование.

    Сейчас девочки нам раскажут о том какие имена встречаются в нашей школе, каких имён больше всего, есть ли среди имён редкие.

    (Зачитываются статистические данные по именам школьников)

    Статистическое исследование выполнено ученицами 6 класса:

    (ВСТАВИТЬ ИМЕНЯ УЧЕНИЦ)

    В нашей школе среди учащихся самое распространённое имя среди девочек - Анастасия, их у нас обучается – 11; Среди мальчиков больше всего – Владиславов, их 9;

    по 8 - Дмитриев и Андреев;

    по 7 - Викторий и Татьян;

    по 6 - Екатерин и Алексеев;

    по 5 – Анн, Марин, Елен, Юлий, Сергеев и Данил;

    по 4 – Алёны, Светланы, Михаила и Александры;

    по 3 – Анжелики, Дарьи, Софьи, Ирины, Виталия и Максима;

    дважды встречается имена: Ангелина, Вероника, Любовь, Диана, Мария, Кристина, Полина, Наталья, Надежда, Галина, Валерия, Василий, Тимофей, Станислав, Кирилл, Егор, Павел, Евгений;

    и в единственном экземпляре такие имена как: Алиса, Виталия, Валентина, Людмила, лилия, Маргарита, Ксения, Артур, Антон, Артём, Виктор, Валерий, Лев, Тигран, Тимур, Даниил, Константин, Евгения, Эльмира, Эльвира, Радмила, Захар, Иван, Илья, Руслан, Роман, Олеся, Ольга и Оксана.

    Викторина «Имена»

    Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка)

    Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов)

    Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан)

    Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница)

    Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан)

    Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай)

    Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант)

    Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро)

    1) Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

    (Иван – русское, Вано – грузинское, Ван –китайское, Ян – польское, Аванес – армянское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан –французское, Жуан – испанское, Жоа –португальское, Джон – английское, Юхан –финское).

    6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

    Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

    Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.

    Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

    С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.

    Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

    Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.