История создания. Средний немецкий танк Тигр Panzerkampfwagen IV

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Pz.IV Ausf.D, 6-я танковая дивизия, лето 1941 года. К началу операции «Барбаросса» машины ранних выпусков приобрели черты, характерные для более поздних моделей - ящик для снаряжения на корме башни и гусеничные траки на лобовой броне корпуса.

«Мы замерли, увидев показавшиеся из садов Ситно уродливые, чудовищные машины ярко-жёлтой тигровой окраски. Они медленно катились в нашу сторону, сверкая языками выстрелов.

Я таких ещё не видал, - говорит Никитин.

Немцы движутся линией. Всматриваюсь в бинокль в ближайший левофланговый танк, вырвавшийся далеко вперёд. Его контур что-то напоминает мне. Но что?

- „Рейнметалл“! - выкрикнул я, вспомнив фотографию немецкого тяжёлого танка, которую видел в альбоме училища, и скороговоркой выпалил: - Тяжёлый, пушка семьдесят пять, прямой выстрел восемьсот, броня сорок…»

Так в своей книге «Записки советского офицера» вспоминает первую встречу с немецким танком Panzer IV в июньские дни 1941 года танкист Г. Пенежко.

Впрочем, под таким названием эта боевая машина была почти не известна бойцам и командирам Красной Армии. Да и теперь, спустя полвека после окончания Великой Отечественной войны, сочетание немецких слов «панцер фир» у многих читателей «Бронеколлекции» вызывает недоумение. Как тогда, так и сейчас этот танк более известен под «русифицированным» названием T-IV, нигде за пределами нашей страны не применяющимся.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надёжная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если лёгкие машины (Pz.I и Pz.II) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжёлые «собратья» - Pz.III и Pz.IV - как полноценные боевые танки. При этом Pz.III должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV - танка поддержки.

Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsf?hrerwagen - BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW - будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определённый резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулемётами. Компоновка закладывалась классическая - однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объём обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е. Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип - VK 2001 (Rh) - был оснащён ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжёлого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934–1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm Gesch?tz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) - «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» - в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращённо Pz.Kpfw.IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое - Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

Прототип VK 2001 (Rh), 1935 год.

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но уже в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск боевых машин модификации А.

Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов - 20, кормы - 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение - 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в её боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемёта MG 34 калибра 7,92 мм (один - спаренный с пушкой, другой - курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырёх поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьёзных конструктивных изменений.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.A.

Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемёт в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.

До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Pz.IV Ausf.A, 1-я танковая дивизия, Польша, сентябрь 1939 года.

Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую, ликвидировали курсовой пулемёт (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него - бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.

Pz.IV Ausf.B, Восточный фронт, лето 1941 года.

С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С - 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер - 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL 120TRM - в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемёта. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.

Pz.IV Ausf.C

С октября 1939 по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемёт с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемёта. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940–1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Tp. - tropen - тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики.

Характерные особенности танка Pz.IV Ausf.D.

В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942–1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооружённые 105-мм гаубицами К18.

Pz.IV Ausf.D с 20-мм дополнительной бронёй корпуса в музее Абердинского полигона в США. Ведущее и направляющее колёса, заимствованные у более поздних модификаций (устанавливались, начиная с Ausf.F), по-видимому, появились при ремонте.

Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведён до 30 мм, а маска - до 35…37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма - 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50…95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемёта Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощённые ведущее и направляющее колёса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.

Кормовые части башен.

Pz.IV Ausf.E во дворе завода. Обращают на себя внимание 30-мм накладная броня корпуса и отбойник для отгибания антенны под стволом орудия.

Pz.IV Ausf.E

Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни - до 50 мм, борта - до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемёт при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48 %, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни.

Pz.IV Ausf.F1 на НИИБТПолигоне в Кубинке, 1947 год. Характерная деталь этой модификации - прямая лобовая плита с шаровой установкой курсового пулёмета.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.F1.

Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.

Все вышеперечисленные модификации танка Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм пушкой с начальной скоростью бронебойного снаряда 385 м/с, которая была бессильна как против английской «Матильды», так и против советских Т-34 и КВ. После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них - установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Krupp и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием - F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.IV Ausf.F2, ещё 25 машин переоборудовали из F1.

Характерные особенности танка Pz.IV Ausf.F2.

Pz.IV Ausf.F2, захваченные Красной Армией, Северный Кавказ, декабрь 1942 года. Судя по внешнему виду машин, они, видимо, были брошены экипажами.

Вариант Pz.IV Ausf.G (изготовлено 1687 единиц), выпуск которого начался в мае 1942 и продолжался до апреля 1943 года, принципиальных отличий от машин модификации F не имел. Единственной сразу бросающейся в глаза новинкой стал двухкамерный дульный тормоз пушки. Кроме того, на большей части выпущенных машин отсутствовали приборы наблюдения в лобовом листе башни справа от пушки и в правом борту башни. Впрочем, судя по фотографиям, этих приборов нет и на многих машинах варианта F2. Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм пушку KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров. Машины поздних выпусков оснащались 1450-кг «восточными гусеницами» - Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой бронёй (её получили около 700 танков) и бортовыми экранами, что делало их почти не отличимыми от следующей модификации - Ausf.H. Один из серийных танков был переоборудован в прототип самоходного орудия Hummel.

Pz.IV Ausf.G

Pz.IV Ausf.G на НИИБТПолигоне в Кубинке. 1947 год. Эта машина (№ 83122) экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники по сей день.

Танки модификации Н получили 80-мм лобовую броню, антенна радиостанции была перенесена в корму корпуса, появились 5-мм бортовые экраны на корпусе и башне, предохранявшие от кумулятивных (или, как их тогда у нас называли, бронепрожигающих) снарядов, изменилась конструкция ведущих колёс. Часть танков имела необрезиненные поддерживающие катки. На Ausf.H устанавливалась коробка передач Zahnradfabrik ZF SSG77, аналогичная применяемой в танке Pz.III. На командирской башенке была смонтирована зенитная установка пулемёта MG 34 - Fliegerbesch?tzger?t 41 или 42. На машинах последних выпусков кормовой лист корпуса стал вертикальным (раньше он располагался под наклоном 30° к вертикали). До 18 мм возросла броневая защита крыши башни. Наконец, все наружные поверхности танка обмазывались циммеритом. Эта версия Pz.IV стала самой массовой: с апреля 1943 по май 1944 года заводские цеха трёх фирм-производителей - Krupp-Gruson AG в Магдебурге, Vogtl?ndische Maschinenfabrik AG (VOMAG) в Плауэне и Nibelungenwerke в С.-Валентине - покинули 3960 боевых машин. При этом 121 танк был переоборудован в самоходные и штурмовые орудия.

По другим данным, изготовили 3935 шасси, 3774 из которых были использованы для сборки танков. На базе 30 шасси выпустили 30 штурмовых орудий StuG IV и 130 САУ Brummb?r.

Командирские башенки.

Pz.IV Ausf.G поздних выпусков. Об этом можно судить по приваренной дополнительной лобовой броне, противокумулятивным экранам и способу крепления запасных траков. Машина, однако, имеет двустворчатую крышку командирского люка. Бортовые экраны отсутствуют по причине установки «восточных гусениц» с насадками-уширителями. Крепление запасных катков на лобовой броне - нештатное. Танк из состава моторизованной дивизии «Фельдхернхалле (Feldherrnhalle), Восточный фронт, зима 1943/1944 года.

Последним вариантом Pz.IV стала модификация Ausf.J. С июня 1944 по март 1945 года завод Nibelungenwerke выпустил 1758 машин этой модели. В целом подобные предыдущему варианту танки Ausf.J претерпели изменения, связанные с технологическими упрощениями. Так, например, был ликвидирован силовой агрегат электропривода поворота башни и сохранился только ручной привод! Упростилась конструкция башенных люков, был демонтирован бортовой прибор наблюдения механика-водителя (при наличии бортовых экранов он стал бесполезным), поддерживающие катки, число которых на машинах поздних выпусков сократилось до трёх, лишились резиновых бандажей, изменилась конструкция направляющего колеса. На танке устанавливались топливные баки повышенной ёмкости, в результате чего запас хода по шоссе возрос до 320 км. Для бортовых экранов широко стала использоваться металлическая сетка. Часть танков имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные применяемым на танке «Пантера».

Pz.IV Ausf.H (бортовые экраны не установлены).

За период с 1937 по 1945 год неоднократно предпринимались попытки глубокой технической модернизации Pz.IV. Так, один из танков Ausf.G в июле 1944 года оборудовали гидравлической трансмиссией. С апреля 1945 года собирались оснащать Pz.IV 12-цилиндровыми дизельными двигателями Tatra 103.

Самыми же обширными были планы пере- и довооружения. В 1943–1944 годах на танки модификации Н планировалось установить башню «Пантеры» с 75-мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров или же так называемую «тесную башню» (Schmalturm) с 75-мм орудием KwK 44/1. Построили и деревянную модель танка с этой пушкой, размещённой в стандартной башне танка Pz.IV Ausf.H. Фирма Krupp разработала новую башню с 75/55-мм пушкой KwK 41 с коническим стволом длиной 58 калибров.

Предпринимались попытки оснащения Pz.IV ракетным вооружением. Был построен прототип танка с пусковой установкой 280-мм реактивных снарядов вместо башни. Из стадии деревянной модели не вышла боевая машина, оснащённая двумя безоткатными 75-мм пушками R?cklauflos Kanone 43, размещёнными по бокам башни, и 30-мм МК 103 на месте штатной KwK 40.

С марта по сентябрь 1944 года 97 танков Ausf.H были переоборудованы в командирские - Panzerbefehlswagen IV (Sd.Kfz.267). Эти машины получили дополнительную радиостанцию FuG 7, которую обслуживал заряжающий.

Pz.IV Ausf.J, захваченный в г. Тата. Венгрия, март 1945 года. На машине установлены сетчатые бортовые экраны «типа Тома». (Thoma Sch?rzen).

Для частей самоходной артиллерии с июля 1944 по март 1945 года в цехах завода Nibelungenwerke 90 танков Ausf.J переоборудовали в машины передовых артиллерийских наблюдателей - Panzerbeobachtungswagen IV. Основное вооружение на них сохранилось. Дополнительно же эти машины оснащались радиостанцией FuG 7, антенну которой легко узнать по характерной «метёлке» на конце, и дальномером TSF 1. Вместо штатной танки получили командирскую башенку от штурмового орудия StuG 40.

В 1940 году 20 танков модификаций С и D были переоборудованы в мостоукладчики Br?ckenleger IV. Работы велись в цехах заводов Friedrich Krupp AG в Эссене и Magirus в Ульме, при этом машины обеих фирм несколько отличались друг от друга по конструкции. По четыре мостоукладчика вошли в состав сапёрных рот 1-й, 2-й, 3-й, 5-й и 10-й танковых дивизий.

В феврале 1940 года два танка Ausf.C фирма Magirus переоборудовала в штурмовые мосты (Infanterie Sturmsteg), предназначенные для преодоления пехотой различных фортификационных препятствий. На месте башни был смонтирован раздвижной мост, конструктивно подобный пожарной штурмовой лестнице.

Pz.IV Ausf.J ранних выпусков. Почти полное внешнее соответствие модификации Н (единственное отличие - отсутствие бортового прибора наблюдения механика-водителя). Восточный фронт, 1944 год.

В рамках подготовки вторжения на Британские острова (операция «Морской лев») 42 танка Ausf.D оснастили оборудованием для подводного хода. Затем эти машины поступили в 3-ю и 18-ю танковые дивизии вермахта. Поскольку переправа через Ла-Манш не состоялась, боевое крещение они получили на Восточном фронте.

В 1939 году в ходе испытаний 600-мм мортиры Karl возникла потребность в подвозчике боеприпасов. В октябре того же года в опытном порядке для этой цели был переоборудован один танк Pz.IV Ausf.D. В специальном ящике, смонтированном на крыше моторного отделения, перевозились четыре 600-мм снаряда, для погрузки и выгрузки которых служил кран, размещённый на крыше передней части корпуса. В 1941 году в перевозчики боеприпасов (Munitionsschlepper) переоборудовали 13 машин Ausf.F1.

В октябре - декабре 1944 года 36 танков Pz.IV были переделаны в БРЭМ.

Характерные особенности башни танка Pz.IV Ausf.J.

Приведённые данные производства Pz.IV, к сожалению, нельзя считать абсолютно точными. В разных источниках данные о количестве выпущенных машин различаются, и иногда заметно. Так, например, И. П. Шмелёв в своей книге «Бронетанковая техника третьего рейха» приводит следующие цифры: Pz.IV с KwK 37 - 1125, а с KwK 40 - 7394. Достаточно посмотреть на таблицу, чтобы увидеть расхождения. В первом случае незначительное - на 8 единиц, а во втором существенное - на 169! Более того, если суммировать данные выпуска по модификациям, то получится число 8714 танков, опять-таки не совпадающее с итогом таблицы, хотя погрешность в данном случае составляет всего 18 машин.

Pz.IV в значительно больших количествах, чем другие немецкие танки, поставлялся на экспорт. Судя по немецкой статистике, к союзникам Германии, а также в Турцию и Испанию поступило в 1942–1944 годах 490 боевых машин.

Первой Pz.IV получила наиболее верная союзница гитлеровской Германии - Венгрия. В мае 1942 года туда прибыли 22 танка Ausf.F1, в сентябре - 10 F2. Наиболее крупная партия была доставлена осенью 1944 - весной 1945-го; по разным данным, от 42 до 72 машин модификации Н и J. Расхождение получилось потому, что в некоторых источниках подвергается сомнению факт поставки танков в 1945 году.

В октябре 1942-го первые 11 Pz.IV Ausf.G поступили в Румынию. В дальнейшем, в 1943–1944 годах, румыны получили ещё 131 танк этого типа. Они использовались в боевых действиях как против Красной Армии, так и против вермахта, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции.

Партия из 97 танков Ausf.G и Н в период с сентября 1943 по февраль 1944 года была отправлена в Болгарию. С сентября 1944-го они принимали активное участие в боях с немецкими войсками, являясь главной ударной силой единственной болгарской танковой бригады. В 1950 году в болгарской армии ещё числилось 11 боевых машин этого типа.

В 1943 году несколько танков Ausf.F1 и G получила Хорватия; в 1944-м 14 Ausf.J - Финляндия, где их использовали до начала 60-х годов. При этом штатные пулемёты MG 34 с танков были сняты, а вместо них установлены советские ДТ.

ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ Panzer IV

Из книги Техника и вооружение 2001 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

История создания Разработка боевой машины пехоты началась в СССР в 1960 г. К тому времени в достаточной степени были отработаны не только гусеничные, но и колесные варианты вездеходного шасси. Кроме того, в пользу колесного варианта говорила высокая оперативная

Из книги Бомбардировщик B-25 «Митчелл» автора Котельников Владимир Ростиславович

История создания В 70-е годы развернулись работы по созданию машины в развитие БМП-1 – предполагалось внести изменения в комплекс вооружения и размещение экипажа БМП.Упор делался на возможность поражения равных себе машин, легких оборонительных сооружений, живой силы

Из книги Р-51 «Мустанг» автора Иванов С. В.

История создания В марте 1938 г. Авиационный корпус армии США разослал различным самолетостроительным компаниям техническое задание 38-385 на двухмоторный штурмовик-бомбардировщик. Был объявлен конкурс на лучшую конструкцию, обещавшую большие заказы. Фирма «Норт

Из книги Авиация и космонавтика 2013 05 автора

История создания «Одним из «чудес» войны было появление в небе Германии дальнего истребителя сопровождения («Мустанг») в тот самый момент, когда в нем возникла наибольшая потребность» - генерал «Хэп» Арнольд, главнокомандующий ВВС США. «По моему мнению. P-51 сыграл

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 1 автора Иванов С. В.

Су-27 история создания Рассказывая о ходе работ по проектированию будущего истребителя Су-27 нельзя не упомянуть о некоторых «промежуточных» вариантах, оказавших огромное влияние на компоновочную схему и окончательный вид самолета.Напомним читателям, что в 1971 году в КБ

Из книги Средний танк Т-28 автора Мощанский Илья Борисович

История создания К началу 1939 года в Советском Союзе остро встал вопрос создания современного истребителя. Потенциальные противники обзавелись новыми машинами Bf 109 и А6М Zero, в то время как советские ВВС продолжали летать на «ишаках» и «чайках».Все больше и больше

Из книги Славянская броня Гитлера автора Барятинский Михаил

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади. Москва, 7 ноября 1940 года.В конце 20-х годов наиболее активно танкостроение развивалось в трёх странах - в Великобритании, Германии и Франции. При этом английские фирмы вели работы широким фронтом,

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ До наших дней сохранились только четыре экземпляра легкого танка LT vz.35 - в Сербии, Болгарии, Румынии и США. В наихудшем состоянии находится машина из военного музея в Софии - у нее полностью отсутствует вооружение, в наилучшем - танк в Военном музее на

Из книги Авиация и космонавтика 2013 11 автора

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Танк Pz.38 (t) Ausf.S, находящийся в музее Словацкого национального восстания в г. Баньска-Быстрица.23 октября 1937 года в министерстве обороны Чехословакии состоялось совещание с участием представителей министерства, генерального штаба, Военного института

Из книги Бронеколлекция 1996 № 05 (8) Легкий танк БТ-7 автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания ПрочностьПри проектировании самолета Су-27 ОКБ П.О. Сухого впервые столкнулось с интегральной компоновкой самолета, в которой несущими свойствами обладало не только крыло, но и фюзеляж. Это наложило определенные условия на конструктивносиловую

Из книги Бронеколлекция 1999 № 01 (22) Средний танк «Шерман» автора Барятинский Михаил

Су-27 история создания Фото и СтадникаБоевая живучестьЕще в период создания боевых самолетов Су-2 и Су-6 в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны ОКБ П.О. Сухого накопило значительный опыт работ по обеспечению боевой живучести (БЖ) самолетов от огня

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

История создания В январе 1933 года харьковский завод № 183 получил задание на разработку новой машины, в которой предполагалось устранить все недостатки предшественников-БТ-2 и БТ-5. Тактико-техническими условиями на новый танк предусматривалась установка на нем

Из книги Тяжелый танк ИС-2 автора Барятинский Михаил

История создания Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2. Эта ничем не выдающаяся боевая машина, тем не менее, стала этапной для американского танкостроения. В отличие от всех предшествовавших образцов, главным

Из книги Средний танк Т-34-85 автора Барятинский Михаил

История создания Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака («Осака Рикугун Зохейшо») построил опытный двухбашенный танк № 1 и однобашенный № 2, который позже получил название «Тип 87». В 1929 году на основе английского «Виккерс МкС» и

Из книги автора

История создания Заживо сгоревшим в танках посвящается... Танк ИС-2 из 7-й гвардейской тяжелой танковой бригады у Бранденбургских ворот. Берлин, май 1945 года.Без преувеличения можно утверждать, что тяжелый танк ИС-2 ведет свою родословную от танков КВ-1 и КВ-13: первый танк

Из книги автора

История создания Т-34-85 с пушкой Д-5Т. 38-й отдельный танковый полк. Танковая колонна "Димитрий Донской" была построена на средства Русской Православной церкви.По иронии судьбы, одна из величайших побед Красной Армии в Великой Отечественной войне -под Курском была одержана

Согласно положениям Версальского договора, Германии запрещалось строить танки и создавать бронетанковые войска. Однако немцы отнюдь не стремились досконально выполнять пункты соглашения, которое считали для себя унизительным. Поэтому ещё задолго до прихода к власти нацистов германские военные стали активно разрабатывать доктрину применения танковых частей в современной войне. Сложнее было реализовать теоретические наработки на практике, однако немцам удалось и это: широко известно, что на учениях и манёврах в качестве танков использовались макеты, построенные на базе автомобилей или даже велосипедов. А сами танки разрабатывались под видом сельскохозяйственных тракторов и испытывались за рубежом.

После того как власть перешла к нацистам, последовал отказ Германии от соблюдения условий Версальского договора. К этому времени бронетанковая доктрина страны оформилась уже довольно чётко, и дело было, образно говоря, за воплощением панцерваффе в металле.

Первые немецкие серийные танки: Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II — представляли собой машины, которые даже сами немцы воспринимали скорее как переходные к «настоящим» танкам. Pz.Kpfw I вообще считался учебным, хоть ему и довелось принимать участие в боевых действиях на территории Испании, Польши, Франции, Северной Африки и СССР.

В 1936 году в войска поступили первые экземпляры среднего танка Pz.Kpfw. III, вооружённого 37-мм противотанковым орудием и защищённого в лобовой и бортовой проекциях бронёй толщиной 15 мм. Эта боевая машина была уже вполне полноценным танком, соответствовавшим требованиям времени. Вместе с тем из-за небольшого калибра орудия она не могла бороться с укреплёнными огневыми точками и инженерными сооружениями противника.

В 1934 году армия выдала промышленности задание на разработку танка огневой поддержки, который должен был вооружаться 75-мм пушкой, имеющей в боекомплекте фугасные снаряды. Первоначально этот танк разрабатывался в качестве машины командира батальона, откуда и пошло его первое обозначение — BW (Batallionführerwagen). Работы над танком вели три конкурирующие фирмы: Rheinmetall-Borsig, MAN и Krupp AG. Лучшим был признан проект VK 20.01 фирмы «Крупп», однако к серийному производству он не был допущен из-за того, что в конструкции танка использовалась ходовая часть на рессорной подвеске. Военные требовали применения торсионной подвески, которая обеспечивала более плавное движение и лучшую проходимость боевой машины. Инженерам компании «Крупп» удалось достичь компромисса с Управлением вооружений, предложив использовать версию рессорной подвески с восемью сдвоенными опорными катками, практически полностью заимствованную у опытного многобашенного танка Nb.Fz.

Заказ на изготовление нового танка, получившего обозначение Vs.Kfz. 618, компания «Крупп» получила в 1935 году. В апреле 1936 года машину переименовали в Pz.Kpfw IV. Первые образцы «нулевой» серии выпускались на заводах Круппа в Эссене, а осенью 1937 года производство было перенесено в Магдебург, где начался выпуск модификации Ausf. A.

Pz.Kpfw. IV представлял собой машину классической компоновки с двигательным отсеком в задней части корпуса. Трансмиссия располагалась спереди, между рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Из-за особенностей компоновки поворотного механизма башня танка была смещена немного влево относительно продольной оси. Ходовая часть с каждого борта состояла из четырёх подрессоренных тележек с четырьмя катками на каждой из них. Ведущее колесо находилось спереди. Отметим, что на протяжении всей истории существования Pz.Kpfw IV в конструкцию ходовой части не вносилось существенных изменений.

Первая модификация машины, Pz.Kpfw. IV Ausf.A, оснащалась карбюраторным двигателем Maybach HL108TR мощностью 250 л. с., расположенным ближе к правой части корпуса.

Бронирование корпуса модификации «А» составляло 20 мм в лобовой проекции и 15 мм в бортовой и кормовой проекциях. Толщина брони башни составляла 30 мм в лобовой части, 20 мм в бортовой и 10 мм в кормовой части. Командирская башенка характерной цилиндрической формы находилась в корме башни посередине. Для наблюдения она была оснащена шестью смотровыми щелями, прикрытыми бронированным стеклом.

Pz.Kpfw. IV Ausf.A вооружался 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 L|24 и двумя пулемётами MG34 калибра 7,92 мм: спаренным с пушкой и курсовым, расположенным в шаровой установке в лобовом бронелисте корпуса. Сам бронелист имел изломанную форму. Наличие этого пулемёта, наряду с цилиндрической командирской башенкой, — отличительная черта первой модификации Pz.Kpfw. IV. Всего до июня 1938 года было выпущено 35 машин серии «А».

Pz.Kpfw. IV было суждено стать основной машиной немецких бронетанковых войск. Его последняя модификация производилась с июня 1944 по март 1945 года. Объём статьи не позволяет остановиться подробно на каждом изменении конструкции данного танка, поэтому вкратце рассмотрим основные модернизации и доработки, которые проводились немецкими инженерами на протяжении долгого пути «четвёрки».

В мае 1938 года начался выпуск версии Pz.Kpfw. IV Ausf.B. Главное её отличие от предыдущей версии заключалось в применении прямой бронеплиты в лобовой части корпуса и устранении курсового пулемёта. Вместо него в корпусе появилась дополнительная смотровая щель радиста и амбразура, через которую он мог вести огонь из личного оружия. Смотровые щели командирской башенки получили бронированные заслонки. Вместо 5-скоростной коробки передач стала применяться 6-скоростная. Поменялся и двигатель: теперь на Pz.Kpfw. IV начали устанавливать мотор Maybach HL120TR мощностью 300 л. с. Было усилено бронирование корпуса, и теперь в лобовой проекции корпуса и башни «четвёрка» была защищена 30 миллиметрами стали. Лобовая броня башни была несколько тоньше, её толщина составляла 25 мм. До октября 1938 года успели построить 42 машины данной модификации.

Серия Pz.Kpfw. IV Ausf.C получила новый двигатель Maybach HL120TRM. Этот двигатель, как и предыдущий, имел мощность 300 л. с. и устанавливался на все последующие модификации Pz IV. Модификация «С» выпускалась с апреля 1938 по август 1939 года. Следом за ней на конвейеры вышла серия «D», на которой снова начали использовать лобовую бронеплиту ломаной формы с курсовым пулемётом. С 1940 года лобовая броня Ausf.D усиливалась дополнительным 30-мм листом. В 1941 году на некоторые машины этой серии устанавливалась 50-мм пушка. Pz.Kpfw. IV Ausf.D строился в том числе в тропической модификации.

В танках серии «Е», производившихся с апреля 1940 года до апреля 1941-го, конструкторы продолжали наращивать броню. 30-мм лобовую броню корпуса дополнительно усилили плитой такой же толщины. Курсовой пулемёт теперь монтировался в шаровой установке. Незначительные изменения претерпела и форма башни.

Последней модификацией «четвёрки» с короткоствольной 75-мм пушкой стала версия «F». Теперь лобовая броня машины достигала 50 мм на корпусе и 30 мм на башне. С 1942 года танки серии Ausf.F начали оснащаться длинноствольной пушкой KwK 40 L/43 калибра 75 мм. В такой версии машина получила обозначение Pz.Kpfw. IV Ausf.F2.

С марта 1942 года начался выпуск модификации Pz.Kpfw. IV Ausf.G. Она не имела больших отличий от предыдущей версии танка. В поздних машинах этой серии применялись более широкие «восточные» гусеницы, дополнительная лобовая броня и бортовые экраны. Около 400 последних «четвёрок» серии «G» были вооружены 75-мм пушкой KwK 40 L/43, а с февраля 1943 года их стали оснащать пушкой 75 мм KwK 40 L/48. На базе Pz.Kpfw. IV Ausf.G был разработан прототип самоходного орудия Hummel.

С июня 1942 года начались работы над Pz.Kpfw. IV Ausf.H. Лобовая броня этого танка достигала 80 мм. По бортам устанавливались бронированные экраны толщиной 5 мм. На командирской башенке размещалась зенитная турель для 7,92-мм пулемёта. На танк наносилось покрытие из циммерита — материала, который затруднял закрепление на корпусе магнитных мин. В качестве основного вооружения на Pz.Kpfw. IV Ausf.H использовалась 75-мм пушка KwK 40 L/48.

С февраля 1944 года начался выпуск последней модификации «четвёрки» — Pz.Kpfw. IV Ausf.J. В этом танке отсутствовал мотор вращения башни, а поворотный механизм приводился в действие вручную. Была упрощена конструкция поддерживающих и опорных катков. Из-за установки экранов были убраны бортовые смотровые щели, ставшие бесполезными. Машины разных серий имели незначительные различия во внутреннем оборудовании.

В целом исследователи заслуженно считают Pz.Kpfw. IV наиболее универсальным немецким танком Второй мировой войны. Конструкторы заложили в него потенциал модернизации, достаточный для того, чтобы танк смог оставаться полноценной боевой единицей на протяжении всего периода своего существования. Об этом свидетельствует, помимо всего прочего, и то, что на вооружении ряда стран этот танк состоял вплоть до 60-х годов ХХ века.

Pz.Kpfw. IV Ausf. G

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.0 / 4.0 / 4.3 БР

5 человек Экипаж

99 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

50 / 30 / 10 корпуса

50 / 30 / 30 башни

Подвижность

23,7 тонн Масса

572 л/с 300 л/с Мощность двигателя

24 л.с/т 13 л.с/т удельная

44 км/ч вперёд
8 км/ч назад 39 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость

Вооружение

87 снарядов боезапас

5,9 / 7,6 сек перезарядка

10° / 20° УВН

3 000 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerkampfwagen IV (7,5 cm) Ausführung G или Pz.Kpfw. IV Ausf. G - средний немецкий танк седьмой производственной серии. Особо не отличался от предыдущей серии Ausf.F, главным отличием стал лишь новый двухкамерный дульный тормоз, однако, последние несколько сотен танков этой серии получили новое орудие KwK 40 и усиленную бронезащиту. С конца весны 1942 года и по весну 1943 года оставался самым лучшим и опасным танком Вермахта, не считая малочисленных (на то время) новых тяжелых танков «Тигр». Мог на равных противостоять любому танку СССР и союзников на момент своего выпуска, за что и заслужил любовь немецких танкистов, а похвалы механиков за простоту и удобство в обслуживании в полевых условиях и неплохую надежность на поле боя. Но уже к лету 1943 года уступил место следующей модификации Pz.Kpfw. IV Ausf. H и более совершенным немецким танкам. Всего с мая 1942 по апрель 1943 года было построено 1687 машин этой серии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Участок лобовой брони, в который Pz.Kpfw. IV Ausf. G могут пробить даже легкие танки

Pz.Kpfw. IV Ausf. G обладает средней бронезащитой и живучестью. Лобовая броня корпуса толщиной 80 мм без труда поражается большинством противников, однако, на ВЛД имеются дополнительные 20 мм траки, прикрывающие обширный участок брони и увеличивающие бронезащиту до 100 мм, кроме того, изучив модификацию «Накладная броня», на участок со смотровой щелью механика-водителя так же добавятся дополнительные траки толщиной 20 мм, это ощутимо усилит устойчивость лобовой брони корпуса к пробитию. Конечно, останутся открытые участки не прикрытые траками, но противники с невысоким бронепробитием орудий уже не смогут так запросто поражать Pz.IV G в лоб. Помимо участков не прикрытых дополнительной броней, над ВЛД имеется неприятный скос 20-мм брони и хотя он расположен под углом в 73°, приведенная толщина его брони всё равно не превышает 55 мм и запросто поражается даже легкими танками. Борта и корма корпуса защищены 30-мм и 20-мм броней соответственно и легко пробиваются даже ЗСУ . Из-за слабой бронезащиты бортов машины постановка корпуса «ромбом» на данном танке бесполезна, т.к. даже под хорошими углами наклона борта запросто поражаются снарядами противников.

Чаще всего Pz.Kpfw. IV Ausf. G будут пробивать в лоб башни, т.к., в отличие от корпуса, тут всего 50 мм брони и по 30 мм в бортах и корме башни. Экипаж башни и корпуса находится на значительном расстоянии друг от друга и, зачастую, при поражении башни, экипаж в корпуса не пострадает. Но между тремя членами экипажа в башне и двумя в корпусе имеется целый ряд боеприпасов, которые не редко детонируют при попадании в них осколков. Кроме того, если брать с собой в бой полный боекомплект, то снаряды будут размещены буквально по всему корпусу машины, что приведёт к еще более частому взрыву боекомплекта при попадании снарядов в корпус. Не считая промежутка между экипажем башни и корпуса, модули в танке расположены довольно плотно, поэтому, при пробитии брони, машина будет получать серьёзные повреждения. На башне танка установлены шесть 66-мм гранатометов, которые выпускают дымовые гранаты полукругом в том направлении, куда на момент пуска дымовых гранат направлен ствол орудия. Не раз вовремя выпущенная стена дыма укроет игрока от противников, тем самым спасая Pz.IV G от уничтожения.

Подвижность

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. IV Ausf. G

Pz.Kpfw. IV Ausf. G имеет среднюю подвижность и проходимость. Максимальная скорость танка в 44 км/ч набирается относительно быстро, но выполняя манёвры и преодолевая рельефный ландшафт удержать скорость выше 25-38 км/ч будет сложно. Заднего хода в 8 км/ч вполне хватает чтобы вовремя откатываться назад, в случае возникновения неприятностей во время боя. Pz.Kpfw. IV Ausf. G медленно разворачивается на месте, но на ходу выполняет манёвры гораздо быстрее, при этом значительно теряя в скорости. Проходимость у машины средняя, хотя Pz.IV G и уверенно преодолевает даже сложный ландшафт, при этом он ощутимо теряет в скорости, хотя на крутых склонах и вязких грунтах будет заметно быстрее британских и американских танков своего боевого рейтинга. Главными препятствиями, которые будут замедлять танк до 5-12 км/ч, станут разрушаемые объекты, такие как заборы, деревья, автомобили и прочее.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. IV Ausf. G вооружен 75-мм орудием KwK40 L43 с боезапасом в 87 снарядов. Без преувеличения главным достоинством данного танка является его отличное орудие, которое может пробить лобовую броню практически любого встречаемого противника. Трудности могут возникнуть, разве что, с тяжелым американским танком M4A3E2, но и в его лобовой броне имеются ослабленные места, куда Pz.Kpfw. IV Ausf. G может его пробить. Орудие обладает отличной баллистикой полёта снарядов, хорошим бронепробитием и высокой точностью, даже на больших дистанциях. Кроме того, каморные снаряды обладают хорошим заброневым воздействием, благодаря чему, зачастую, достаточно одного снаряда для уничтожения машины противника. Орудие перезаряжается со средней скоростью.

Для танка доступно пять типов снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Обладает хорошим бронепробитием и отличным заброневым воздействием. Эффективен против всех встречаемых противников. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.
  • Hl.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет среднее бронепробитие и среднее заброневое воздействие. Эффективен против средних и легкий танков противника. В отличие от других снарядов сохраняет своё бронепробитие на любой дистанции. Рекомендуется для стрельбы на особо дальние дистанции.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие среди всех представленных снарядов, но обладает слабым заброневым воздействием. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне, от которой будет попросту рикошетить. Эффективен против всех встречаемых в бою противников. Рекомендуется для точечных ударов по экипажу и модулям хорошо бронированных противников.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Обладает самым низким бронепробитием среди всех представленных снарядов, но имеет большое количество взрывчатого вещества. Бесполезен против бронированной техники, может быть эффективен, разве что, против ЗСУ на шасси грузовиков.
  • K.Gr.Rot Nb. - дымовой снаряд. Не обладает бронепробитием и заброневым воздействием. На короткое время выпускает большое облако дыма, скрывающее игрока от взора противников. В аркадном режиме боёв, за облаком дыма, исчезают и не отображаются маркеры противников и самого игрока, пока дым не рассеется.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. IV Ausf. G вооружен 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 3000 патронов. Пулемёт спарен в башне с основным орудием и бесполезен против бронированной техники. Может быть эффективен, разве что, при ведении огня по экипажу противника не прикрытому бронёй.

Применение в бою

Pz.Kpfw. IV Ausf. G практически универсален по своему боевому применению, но, с некоторыми оговорками. Прежде всего нужно знать чего не стоит делать на этом танке, а именно: ехать в числе первых на захват точек и следовать в авангарде атаки. При первой вышеупомянутой тактике в числе первых приехать на захват точки не получится и вполне возможно нарваться на целую толпу вражеских танков, во-втором же случае следует вспомнить о недостаточной защищенности машины, из-за чего, в авангарде атак танк будет быстро утерян. Если же игрок привык прорывать позиции противников, то гораздо продуктивнее танк себя зарекомендует в качестве машины поддержки более защищенных союзников, следуя за ними и прикрывая их точным огнем, держась чуть позади них. Оборона позиций тоже не чужда для Pz.IV G, но и тут не стоит забывать про то, что машина не держит удары вражеских снарядов, поэтому, грамотно занятая позиция, которая укроет машину полностью на время перезарядки или ремонта - залог долгой и эффективной обороны выбранного участка. Высокая точность орудия и хорошее бронепробитие позволяют использовать Pz.Kpfw. IV Ausf. G в качестве снайпера, отстреливая противников с большого расстояния, при этом оставаясь незамеченным или прячась за укрытие после каждого выстрела. Хорошая проходимость и не плохая подвижность дают возможность обходить противников с флангов и тыла, устраивая им неприятные сюрпризы оттуда, откуда они меньше всего ожидают появления противника, но долго засиживаться на одном месте не стоит, т.к. одно попадание вражеского снаряда в борт или корму Pz.Kpfw. IV может оказаться для него фатальным.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Точное и мощное орудие
  • Неплохая лобовая броня корпуса
  • Хорошая проходимость

Недостатки:

  • Высокая уязвимость башни и боекомплекта
  • Слабая бронезащита бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Тонкая крыша

Историческая справка

Два Pz.Kpfw. IV Ausf. G ведут наступление на Восточном фронте

Объявляя конкурс на проект 18-ти тонного танка в середине 30-х годов, немецкое командование изначально отводило будущему проекту роль танка поддержки и предполагало что именно танки Pz.Kpfw.III станут основными «рабочими лошадками» Панцерваффе. Свои проекты на конкурс предоставили четыре немецкие фирмы: Rheinmetall-Borsig AG, Friedrich Krupp AG, Daimler-Benz и MAN. После того как военная комиссия ознакомилась со всеми проектами, их выбор пал на проект фирмы Krupp, но с внесенным в него рядом изменений, так, шасси было заимствован у проекта фирмы Rheinmetall. В основном это было обусловлено тем, что Rheinmetall взяло за основу шасси танков Nb.Fz., очень похожего на шасси танков Pz.Kpfw.III, в то время как три других фирмы предоставили подвеску с катками расположенными в шахматном порядке. В остальном проект Krupp был выполнен в классическом стиле немецкого танкостроения с трансмиссией и отделением управления расположенным спереди, боевым отделением и башней в центре корпуса и двигателем расположенным сзади. Внешне танк был очень похож на Pz.Kpfw.III, только корпус был шире и длиннее, благодаря чему машина имела большой потенциал для будущей модернизации. В апреле 1936 года машина получила свое окончательное наименование - Panzerkampfwagen IV или Sd.Kfz.161, по сквозной системе обозначения. С октября 1937 года танк был запущен в серийное производство.

Подбитый Pz.Kpfw. IV Ausf. G на улице советского города

Первые танки Pz.Kpfw. IV поступили на вооружение Вермахта в начале января 1938 года и участвовали в аншлюсе Австрии и чешской Судетской области. Боевое крещение же Pz.Kpfw. IV получили во время Польской кампании, впрочем количество польской бронетехники было настолько малым, что немецкие танки практически не встречали достойного сопротивления. Звездным часом для Pz.Kpfw. IV стала Французская кампания Вермахта, где танк, несмотря на качественное и количественное превосходство англо-французских танковых войск, показал большую эффективность чем бронетехника союзников, в основном это обусловлено неумелым и неправильным использованием танков союзным командованием, которое распыляло танки по всем пехотным подразделениям, используя их как средство поддержки пехоты, а не концентрировало их в отдельные танковые подразделения. Война с СССР же показала что средние танки Pz.Kpfw.III уже не могут тягаться с вражеской бронетехникой ни по бронированию ни по огневой мощи и, с осени 1941 года, именно Pz.Kpfw. IV стал основным танком Панцерваффе и упор был сделан в массовость именно этой машины.

С конца 1939 года и по начало 1942 года танки Pz.Kpfw. IV постоянно модернизировались под условия боевых действий. Возрастала как бронезащита, так и огневая мощь машин. Так, к маю 1942 года начался выпуск установочной серии Ausf. G, которая почти не отличалась от предыдущей серии Ausf. F. Танки этой серии получили новый двухкамерный дульный тормоз и мелкие конструктивные изменения. Лишь последние 700 танков получили дополнительные экраны брони по бортам и усиленную на 30 мм броню лба корпуса, что делало их аналогичными следующей серии Ausf.H, а на последние 412 танков серии Ausf. G устанавливалось новое орудие KwK 40 с длиной ствола в 48 калибров.

Pz.Kpfw. IV Ausf. G пользовался большой популярностью среди немецких танкистов, т.к., до 1943 года оставался чуть ли не единственной бронетехникой немцев способной на равных противостоять советским тяжелым и средним танкам. Так же машина была очень надежной и простой в эксплуатации, легко обслуживалась и чинилась даже в полевых условиях. Основным театром военных действий для Pz.Kpfw. IV Ausf. G стал Восточный фронт, хотя часть машин воевала и в Северной Африке, но там их число было крайне малым, а из-за плохого снабжения боеприпасами и запчастями Pz.IV G вообще отводилась роль больше танков поддержки, нежели основной ударной силе. На Восточном фронте эти танки стали основой бронетанковых сил Вермахта вплоть до лета 1943 года, оставаясь грозным и опасным противником для советских танкистов и их боевых машин, чью броню орудия Pz.Kpfw. IV Ausf. G поражали без труда, даже на больших дистанциях. Кроме того, нередко использовалась засадная тактика, при которой немцы укрывали свои машины на местности, подпуская советскую бронетехнику и солдат как можно ближе и уничтожали их внезапным, не оставляющим шансов на реагирование, огнём.

Медиа

Обзор Pz.Kpfw. IV Ausf. G от Omero

Обзор Pz.Kpfw. IV Ausf. G от BMB89


Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): "Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..

Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".

Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа.
Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась, составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская". Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".