Факты из жизни античных философов. Смешные истории из жизни мудрецов

Знаменитый греческий философ Платон (426 - 347 гг. до н. э.) считал, началом всего сущего - идеи, которые трансформируют материю в тот или иной предмет. В ученых диспутах он часто доказывал, что всякая конкретная вещь как бы «причастна» к своей идее. Такие рассуждения смешили киника Диогена из Синопа (404 - 323 гг. до н. э.) - того самого, что жил в огромной глиняной бочке, врытой в землю. Как-то раз, когда он ел сушеные фиги, к нему подошел Платон. - Прими и ты участие, - любезно пригласил его Диоген. Мудрец съел несколько плодов, и тут-то оппонент и продемонстрировал ему разницу между миром идей и миром вещей.
- Я сказал: прими участие, - заметил он. - Но я не говорил: - поешь…

Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил.

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».

Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. - Вот, афиняне, цена вашего ума, - сказал им Диоген. - Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

У Дидро снисходительность к людям иногда доходила до непостижимых пределов, до самоотверженности. Так, однажды к нему явился какой-то юный шантажист, подал толстую тетрадь и просил ее прочитать. Рукопись оказалась злой и яростной сатирой на Дидро.?
- Милостивый государь, — сказал ему Дидро, — я не знаю вас, никакого зла я не мог вам сделать; скажите же, чем я должен объяснить ваши нападки на меня?
- Мне просто-напросто есть нечего, — признался юноша.
Он надеялся, что Дидро даст ему денег, чтобы отвязаться.
- Ну, что же, — спокойно проговорил Дидро, — вы не первый, прибегший к такому способу пропитания. Многие охотно платят за молчание. Но дело в том, что вы можете извлечь гораздо больше пользы из вашей тетрадки. Обратитесь вы с ней к герцогу Орлеанскому. Он меня терпеть не может и за пасквиль против меня хорошо заплатит, гораздо лучше, чем я сам. Посвятите ему вашу сатиру, переплетите ее хорошенько, поставьте на переплете его герб и поднесите ему; можете быть уверены, что он будет щедр к вам
- Но я совсем не знаю герцога и не сумею написать ему посвящение, — сказал шантажист.
Дидро сейчас же сел за стол и написал посвящение. Мошенник взял свою рукопись, сделал все так, как ему советовал Дидро, получил от герцога щедрую подачку и пришел даже поблагодарить Дидро.

Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

Старинные источники сообщают о забавной истории в жизни великого философа Древней Греции Аристотеля и его юного ученика царя Александра Македонского. Последний активно постигал чувственный мир и попал под сильное влияние гетеры Феллиды. Видя пагубность этой связи для государства, Аристотель попросил Феллиду оставить Александра. Феллида согласилась это сделать, но при условии, что Аристотель прокатит ее по комнате на своей спине, то есть станет “лошадкой”. Не видя других путей решения проблемы, Аристотель согласился.
В самый разгар “скачек” в комнату вошел Александр и увидел Феллиду верхом на философе. Аристотель очень смутился и, обратившись к Александру, сказал:
- Видишь, что она вытворяет со мной — старым, умудренным человеком. А теперь представь себе, во что она превратит тебя.
Этого урока царю оказалось достаточно.

Один человек как-то измучил Аристотеля своими нелепыми рассказами и своими многочисленными присказками:
«Ну, разве не удивительно это, Аристотель?»
На что раздраженный философ ответил:
«Не это удивительно, а то, что кто-то, имея ноги, еще стоит рядом с тобой».

Другой человек после долгой и пустой болтовни заявил Аристотелю:
«Заговорил я тебя, философ».
На что тот ответил:
«Нет, клянусь Зевсом, я и не заметил».

Один врач-француз, приехав из России, стал рассказывать Вольтеру, что его хорошее мнение о России сильно преувеличено. Вольтеру не хотел доказывать свое мнение: «Друг мой! Я так боюсь холодов, но русские дарят прелестные шубы!»

Вольтер высоко оценивал ученые труды доктора Галлера, швейцарского анатома и физиолога.
Однажды ему сказали, что Галлер не так уж хорошо отзывается о трудах самого Вольтера. Вольтер на это ответил:
- Удел смертных — ошибаться. Возможно, мы оба ошибаемся.

Когда-то Вольтеру задали вопрос: «В чем различия между хорошим и прекрасным?» Вольтер, подумав, дал ответ: «Хорошее требует доказательств, а прекрасное не требует».

Вольтеру задали вопрос: «Какие у Вас отношения с Богом?», на что он ответил: «Мы здороваемся, но не разговариваем».

Как-то Вольтеру задали вопрос: «Присутствует ли в мире то, на что еще не воздвигнута бы ваша ирония?» Вольтер ответил непредсказуемо: «Естественно же существует! Моя личная персона вряд ли будет мишенью иронии».

Молодой человек спросил Сократа:
- Мудрец, скажи, жениться мне или нет?
- Поступи как хочешь - все равно пожалеешь.

Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Однажды к Сократу пришел человек и сказал:
- Ты знаешь, что говорит о тебе твой друг?
Сократ ответил ему:
- Прежде чем сказать мне эту новость, просей ее через три сита. Первое — это сито правды. Ты уверен, что то, что ты мне сейчас скажешь, является правдой?
- Ну, я слышал это от других.
- Вот видишь, ты не уверен. Второе сито — это сито добра. Эта новость обрадует меня, станет для меня приятной?
- Совсем нет.
- И, наконец, третье сито — сито пользы. Будет ли эта новость полезной?
- Сомневаюсь.
- Вот видишь — ты хочешь рассказать мне новость, в которой нет правды и добра, к тому же она бесполезна. Зачем ее тогда говорить?

Высказывания философов древности так же актуальны сегодня, как и два с половиной тысячелетия назад. Означает ли это, что мир с тех пор мало изменился или те истины, о которых они размышляли, по-настоящему вечны? Если обычный обыватель задаст себе вопрос, а как я понимаю философию, то, скорее всего, это слово у него будет ассоциироваться с античными мудрецами, настолько оно древнее.

На самом деле, философы жили во все века, есть они и в 21 столетии, так как на основные вопросы, например, о сущности бытия и смысле жизни, ответы так еще и не были найдены.

Значение мыслительного процесса

Если обратиться к самым истокам, то в основе термина философия лежат два греческих слова: phileo, что означает любить, и sophia - мудрость. Таким образом, философия первоначально понималась как любовь к мудрости, но не одного отдельного человека, а целого сообщества:

  • В основе этой науки лежит мышление, а не изучение чего-либо, не верование и не чувствование.
  • Философия не является результатом осознания истины одним человеком, это коллективное размышление о ней. В древности мыслитель выдвигал свою теорию, реальность которой он должен был обосновать фактами, а затем ее начинали обдумывать другие, иногда именно в спорах и рождалась истина.

Следует углубиться в историю, чтобы разобраться, как первоначально понималась философия. Ее воспринимали как инструмент для достижения правды о сущности вещей. В древности людям было сложно охватить разумом все явления и взаимосвязи в окружающем их мире. Наблюдая за каким-то отдельным его фрагментом, например, за морскими приливами и отливами, они расширяли свое сознание, наполняя его опытом изучения природы.

Именно мыслительный процесс сделал человека разумным, так как безусловно-рефлекторное поведение было присуще ему изначально. Например, чтобы не обжечься об горячее, люди не рассуждают, а инстинктивно отдергивают руку от огня.

Когда между действием и ощущением существует отсрочка в реакции, заполняемая размышлением о том, как безопаснее или выгоднее поступить, то это проявление философского подхода.

Философы древности

Первый, предфилософский период был особым разделом культуры, так как связывался с практической повседневной жизнью. Например, Конфуций учил, как вести себя в обществе по правилу: не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступали с тобой. Подобные мудрецы жили не только в Древнем Китае, но и Индии.

Этих людей еще нельзя назвать философами, они были мыслителями. Изучая их высказывания, можно составить представление, как первоначально понималась философия людьми того времени.

Первым настоящим философом считается Фалес, живший в 625 - 545 года до н. э. Его высказывание, что все - это суть вода, является работой исключительно разума, так как при этом он не опирался на другие источники, например, мифологию.

Размышляя на эту тему, он базировался исключительно на своих наблюдениях за природой вещей и пытался объяснить свойства, изучая их. О том, что первопричиной всей живой и неживой природы является вода, он пришел к выводу, исследуя различные ее состояния: твердое, газообразное и жидкое.

Ученики и последователи Фалеса продолжили развивать идеи своего учителя, тем самым заложив основу первой философской школы, без которой не было бы ни Гераклита, который считал, что нельзя в одну реку войти дважды, ни Пифагора, нашедшего среди огромного количества вещей и явлений числовую закономерность.

Самыми яркими представителями философских школ древности являются Сократ и Платон, Аристотель и Эпикур, Сенека. Они жили до нашей эры, но искали ответы на те же вопросы, что волнуют и современных людей.

Философы средневековья

Главным учением Средневековья были догматы церкви, поэтому основной работой философов этого периода был поиск доказательств бытия Творца.

Так как философия первоначально понималась как любовь к мудрости и поиск истины путем процессов размышления и наблюдения за природой, то во времена полного упадка ученой мысли, она почти деградировала.

За долгий и мрачный период средневековья все наиболее известные мыслители либо были связаны с церковью, либо подчинялись ее воле, что неприемлемо, так как философия - особая форма познания мира с помощью свободной от привязок к каким-либо догматам мысли.

Наиболее известные мыслители того времени:


Основными сферами философских споров того времени были первичность материи или идеи, а направлением - теоцентризм.

Эпоха Возрождения

Главным достижением этого периода является постепенное освобождение умов людей от влияния религии, что, в свою очередь, привело к расцвету наук, искусств, литературы и изобретательства.

То, что первоначально понималось под в эпоху Возрождения стало называться возвращением античных идей гуманизма, в основе которых лежал антропоцентризм. Человек становится центром Вселенной, и его изучение выходит на первый план. Например:


Благодаря мыслителям этого времени, можно заметить, как первоначально понималась философия в античности и насколько изменились ее черты, когда были пересмотрены и переработаны учения древних мудрецов.

Новое время

Семнадцатое столетие дало миру целую плеяду великих философов, которые сильно повлияли на развитие человеческого мышления в дальнейшем.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости, то теперь на первое место выходят знания и их практическое применения. Мыслители этого времени разделились на 2 лагеря: эмпирики и рационалисты. К первым принадлежали:

  • Френсис Бэкон, утверждавший, что знание-сила, давал возможность людям освободиться от предрассудков и религиозных догматов с помощью изучения мира от частного к общему.
  • считал, что в основе знаний должен находиться опыт, а именно контакт с природой и ее восприятие через органы чувств.
  • Джон Локк придерживался мнения, что нет в человеческом разуме ничего такого, чего не было бы первоначально в его чувствах. Именно через ощущения человек познает мир, размышляет о его природе и делает научные заключения.

Эмпирикам было свойственно опираться на чувства при познании мира и влияние обстоятельств на жизнь человека.

Рационалисты

В отличие от эмпириков, рационалисты придерживались другого мнения, например:

На примере теорий ученых 17 века видно, как первоначально понималась философия (любовь к мудрости у древних) и на какой уровень человеческого мышления она вышла.

Философы 18 века

Век Просвещения породил новый вид философских школ, где главное интеллектуальное сражение велось между такими понятиями, как материализм и идеализм. Среди великих мыслителей того времени особенно известны:

  • Вольтер, который был противником абсолютной монархической власти и влияния церкви на умы людей. Он был вольнодумцем, утверждавшим, что Бога нет.
  • Жан Жак Руссо был критиком прогресса и цивилизации, которые стали причиной возникновения государств, что привело к разделению людей по социальному положению.
  • представлял материалистов. Он считал, что весь мир - это движущаяся материя, внутри которой передвигаются атомы.
  • Иммануил Кант, напротив, был идеалистом. Так он выдвинул и доказал теорию, что мир имеет начало, и противоположную ей, что у мира нет начала. Он знаменит именно своими антиномиями - философскими противоречиями.

Если философия первоначально понималась как любовь к мудрости и свобода мысли, то просветители 18 века вывели ее за пределы человеческого ума к пониманию материи.

19 века

Самым ярким философским направлением, повлиявший на последующее развитие этой науки, стал позитивизм, основателем которого стал Огюст Конт. Он считал, что в основе всего должны лежать только положительные знания, основанные на полученном экспериментальным путем опыте.

Если философия обычно описывается как теория, основанная на познание человеком мира с помощью размышлением над ним, то Конт заявил о том, что в ней больше нет нужды, так как в основе всего должны быть знания, подкрепленные фактами. Его теории стали толчком к развитию новых направлений в философии уже в 20 веке.

Философия в 20 веке

Карл Поппер первым разделил понятия науки и философии. Если в предыдущие века между мыслителями возникали споры по этому поводу, то Поппер окончательно доказал, что философия является не наукой, а особым видом культуры, которой свойственен собственный способ познания мира.

Сегодня эта культура проникла во все сферы. Существует философия искусства, религии, истории, политики, экономики и т.д.

Бытие и картина мира

В 20 веке появилось и стало популярным понятие картины мира. Чтобы знать, как понимать философию, следует осознавать, что она из себя представляет:

  • Первоначально это было познание бытия через размышления о различных явлениях, происходящих в мире, и обо всем, что его наполняет.
  • Следующий этап - изучение человека и его место в действительности.
  • Последующая стадия - это развитие научных знаний, выделение философии в отдельную дисциплину.

Ни одна наука в силу того, что изучает только часть окружающего мира, не может представить его в целом. Это доступно только философии, так она не является наукой, но может брать у нее лучшие знания и по ним составлять картину мира.

Сущность человека

Во все времена философов интересовал смысл человеческой жизни и ее предназначение. Сегодня об этих категориях известно больше, чем мудрецам древности, но окончательных ответов пока никто не получил. Поэтому философия продолжает изучать человека как микрокосм в цельном вселенском организме.

...), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде... Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Бруно, «божественным бытием в вещах»). В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Бруно к...

https://www.сайт/journal/144154

Этом сама жизнь". Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за... массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо...

https://www.сайт/journal/144503

Обоюдной неготовностью обоих сторон к взаимопроникновению, конструктивному сосуществованию и взаимодействию. В случае разрешения этого противоречия философия могла бы расширить поля своих владений и без потери своего достоинства существенно усилить практическое влияние, ... принцип: лечить (оздоравливать) не болезнь, а больного. Помощь мог бы оказать общий гносеологический подход философии к решению проблемы здоровья в противовес и в дополнение к чисто эмпирическому пути,которым в настоящее время...

https://www.сайт/journal/144613

Годами позже Зенона, из сообщений ученика Платона Аристотеля, из Диогена Лаэртия, который в 3 в. н.э. составил жизнеописания греческих философов . Говорится о Зеноне и у поздних комментаторов аристотелевской школы: Александра Афродисийского (3 в. н.э.), Фемистия (4 в.), Симплиция и Иоанна... Зенона в истории науки и развитии логики, необходимо рассмотреть состояние греческой философии в середине 5 в. до н.э. Ионийские философы из Малой Азии искали первоначало всех вещей, основной элемент, из которого...

https://www.сайт/journal/144847

Специальные математические дисциплины занимаются отдельными областями сущего, поэтому они несопоставимы с философией , которая имеет дело со всем сущим, с бытием как таковым. Однако с философией сопоставима "общая математика", ибо "общая математика имеет отношение ко... сущности, а затем и отдать категории количества приоритет перед категорией сущности. Если предметом "первой философии ", или метафизики, являются обособленные от материи (вопреки всем возражениям Аристотеля против Платона) сущности...

https://www.сайт/journal/144876

4. Принцип Полярности 5. Принцип Ритма 6. Принцип Причин и Следствий 7. Принцип Пола Универсальные принципы в аспекте философии – как системы мышления: 1. Принцип Ментализма «Все есть Мысль». «Вселенная представляет собой мысленный образ» ... к познанию). (Текст жирным шрифтом – выдержки из КИБАЛИОНА) Сущность философии : Так как Философ , в первую очередь - мыслитель. Философия соответственно – определенная система мышления. И как всякая система она имеет свою основу (...

https://www.сайт/journal/146240

Мы решаем их сами, пытаемся найти выход, найти решение, нам ни кто не поможет, в большинстве случаев нужно надеяться только на себя, на свои знания. Студенческая жизнь интересна тем, что ты ищешь правильную методику общения с преподавателями, что в каких то ситуациях нужно себя проявить, где-то помолчать, где то набраться терпения. Мои цели...

https://www.сайт/journal/146373

Обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и... ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру...

1. «Я знаю, что ничего не знаю», - широко известное изречение Сократа. Помимо него Платон зафиксировал другую сократовскую фразу: «Я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки - науки о любви. А в ней я ужасно силён».

2. Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - смеси бокса и борьбы без правил.

3. Итальянскому философу Кардано мерещилось, что за ним шпионят все правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали воском и серой.

4. О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался, можно было заметить углубления от постоянного подёргивания ног.

5. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой. Фридрих Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал ноги в холодной воде.

6. Дени Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей.

7. Артур Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить в гостиницах по счетам, если его фамилия была написана через два п.

8. Ученики древнегреческого философа Платона однажды попросили его дать определение человека, на что тот ответил: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев». Однако после того, как Диоген Синопский принёс в Академию ощипанного петуха и предъявил его в качестве платоновского человека, Платону пришлось добавить к своему определению: «И с плоскими ногтями».

9. Самая первая коллекция, описанная в научном труде, принадлежала Аристотелю. Аристотель был заядлым коллекционером, собравшим и описавшим большое количество растений из многих стран. Основным поставщиком его коллекции был Александр Македонский.

10. После смерти Платона в 347 до н. э., Аристотель стал наставником сыну короля Македонии, будущему Александр Великому.

11. Молодой человек спросил Сократа:
- Мудрец, скажи, жениться мне или нет.
- Поступи как хочешь - все равно пожалеешь.

12. Сократ глубоко презирал роскошь, считая, что ценно только то, что необходимо для жизни.

13. Достоверно известно, что в 399 году до н. э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен.

14. Первыми известными часами были солнечные часы, которые произошли от гномона. Но у солнечных часов есть один существенный недостаток - им нужно солнце, то есть если пасмурно или ночь, солнечные часы не могут использоваться. Поэтому в Вавилоне (или Египте - учёные не могут определить точно) в XVI веке до нашей эры была придумана клепсидра - водяные часы. Устройство клепсидры чрезвычайно просто - вода капала через отверстие, а на стекле по отметке можно было судить какой час. Великий Платон на основе клепсидры создал будильник - вытекающая вода сжимала воздух в нижней ёмкости в которой был предохранитель. При определённом давлении предохранитель откидывался и сжатый воздух устремлялся в фигуру флейтиста, проходя через флейту он вызывал резкий звук, который будил учеников Платона, призывая их на занятия.


Философия с юмором, интересные факты жизни, смешные истории и высказывания философов
Писатель Педро Гонсалес Калеро рассказывает о философии с юмором, о том, над чем смеялись философы. Он приглашает читателя в гости к Сократу, Будде, Диогену, Конфуцию, Вольтеру, Расселу, Ницше и другим философам. Мы узнаем, отчего жена Сократа пребывала в плохом настроении, что думал Кант о браке, кого безжалостно высмеивал Ницше и зачем Витгенштейну вдруг понадобилась кочерга…
* * *
Предисловие автора:
Отдавая должное философам, любившим шутку, я решил написать книгу о юморе в истории философии, о том, над чем смеялись, и о том, как смеялись над философами (а высмеивать философию, по мнению Паскаля, значит тоже философствовать). Многие из этих интересных историй произошли на самом деле, другие - плод фантазии...
Я не ставлю перед собой задачи написать научный труд. Мое дело предложить читателю экскурс в историю человеческой мысли, обнажить шуточную подкладку серьезных философских споров. Мою книгу следовало бы назвать "Кратким курсом веселой философии".
Философия - вещь серьёзная, но многие представители философского братства не чужды доброй шутке.
Фридрих Ницше как-то сказал, что из всех живых существ способность смеяться дана только человеку в компенсацию за страдания. Впрочем, автор "Заратустры" и сам нередко становился объектом для насмешек.
"Я слышу о себе столько дурацких шуток и столько придумываю сам, - писал Ницше, - что приступы хохота порой настигают меня прямо посреди улицы".
Думаю, Фридриху Ницше понравились бы истории из моей книги.
А ты, дорогой читатель, готов посмеяться над интересными идеями, шутками и причудливой логикой великих и безумных философов?..

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

От мифа к Логосу

Согласно Аристотелю, в основе философии лежит благоговение человека перед окружающим миром. Другими словами, наша Вселенная являет собой столь странное и нелепое зрелище, что нам, беднягам, остается только философствовать. Правда, по Аристотелю, эти же обстоятельства способствовали появлению мифа, главного соперника философии в деле познания и описания действительности.

Их главное различие состоит в том, что философия стремится (по крайней мере в идеале) все объяснить, а миф, напротив, не дает никаких объяснений, рекомендуя принимать на веру самые абсурдные вещи.

С годами философия постепенно вытесняла миф, а потом и сама потихоньку вышла из моды, уступив пальму первенства научному знанию. Слово, которое в переводе с древнегреческого означает "истина", превратилось в синоним вымысла, небылицы. Макс Вебер считал главным признаком становления современного общества утрату веры в чудо.

В XX веке Костас Акселос (тот самый парень, который пытался примирить марксизм с учением Хайдеггера) придумал забавную сценку с мифологическими кентаврами (которых греки представляли наполовину людьми, наполовину лошадьми), весьма наглядно проиллюстрировав идею утраты веры:
"Двое кентавров (папа и мама) с умилением наблюдают, как их малыш резвится на средиземноморском пляже. Отец семейства поворачивается к супруге и спрашивает:
- Ну и кто теперь осмелится сказать, что он - миф?"

Близнецы

У него спросили:
- Отчего же ты не умрешь, если никакой разницы нет?
- Оттого и не умираю, - ответил Фалес, - что никакой разницы нет.

Детишек жалко

Отчего у тебя нет ни сына, ни дочери? - спросили как-то у Фалеса.
И он ответил:
- Я слишком люблю детей.

Неуклюжие философы

Как только в мире возникла философия, тотчас же появились анекдоты о рассеянных и неуклюжих философах. В "Теэтете" Платона есть рассказ о том, как Фалес засмотрелся на звезды и угодил в колодец. Увидев это, белозубая служанка-фракийка расхохоталась:
- Глядите-ка, себе под ноги не смотрит, а все надеется разглядеть что-то на небе!

Переселение душ

Уж если мы заговорили о легендах, нам никак не обойтись без упоминания Пифагора. Этот удивительный человек путешествовал по Египту, побывал в Вавилоне (где стал учеником самого Зороастра) и наконец поселился в Кротоне, на юге Италии. Там он основал секту пифагорейцев, почитавших своего учителя как сына Аполлона. Поклонники нового культа занимались математикой, а в быту придерживались весьма строгих правил, многие из которых теперь кажутся весьма экстравагантными: например, запрет есть бобы, мочиться лицом к солнцу и оставлять на кровати отпечаток собственного тела, вставая по утрам.

Пифагор слыл ясновидцем и мог предсказывать будущее по числам, которые считал основой всех вещей.

Пифагорейцы верили в переселение душ. Они полагали, что после смерти душа переселяется в другое тело (которое вполне могло оказаться телом какого-нибудь животного или даже стебельком растения). Лишь пройдя долгую цепь переселений и окончательно очистившись, человеческие души отправляются на небеса.

В записных книжках Леонардо да Винчи есть забавная история на эту тему:

"Два пифагорейца поспорили. Один из них, ссылаясь на авторитет самого Пифагора, доказывал, что уже приходил в этот мир в другом обличье. Другой яростно его опровергал. Наконец защитник идеи переселения душ привел последний аргумент:

Между прочим, мы с тобой встречались в прошлой жизни, тогда ты был мельником.

Второй пифагореец, не на шутку обиженный, парировал:

Как же, как же, я тебя прекрасно помню, ты был тем самым ослом, что привозил муку на мою мельницу".

Гераклитова река

Гераклит Эфесский заодно с Парменидом считается главным философом-досократиком. В историю философии он вошел как поборник аскетизма и неустанный исследователь тайн природы. Всем известно его изречение: "Нельзя дважды искупаться в одной и той же воде". Этот афоризм цитируют все кому не лень, кто серьезно, кто в шутку, как поэт Анхель Гонсалес, сочинивший "Гераклитовы глоссы". По словам поэта, "Нельзя дважды искупаться в одной и той же воде. Если, конечно, ты не слишком беден".

Гераклит Темный

Отчаявшись понять, о чем толкует Гераклит, современники прозвали его Темным. Философ написал книгу афоризмов, но она, увы, хранилась в печально известном храме Артемиды, так что до нас дошли только крошечные отрывки. Сократ, которому посчастливилось прочесть Гераклитово сочинение от начала до конца, нашел его весьма глубоким, даже слишком глубоким, чтобы его мог понять обыкновенный человек. Такая глубина, с усмешкой заметил Сократ, доступна разве что делийским пловцам (известным умением надолго погружаться под воду).

Непонятное проклятие

Гераклит слыл человеком мрачным (в отличие от Демокрита, снискавшего репутацию весельчака).

Когда из Эфеса изгнали Гермодора, которого философ чрезвычайно высоко ценил, Гераклит обрушил на своих земляков целую лавину проклятий. Среди них встречались довольно странные, например, такое: "Эфесцы, пусть боги сделают вас богатыми, чтобы на фоне этого богатства была еще лучше видна ваша подлость".

Приговор обжалованию не подлежит

Анаксагор из Клазомен одним их первых предположил, что существует некий высший разум, создавший природу из первоначального хаоса. Он называл это начало Нус. Аристотель чрезвычайно ценил Анаксагора, выделял его среди прочих мыслителей древности и даже называл единственным трезвым в компании пьянчуг.

Анаксагор основал в Афинах философскую школу, просуществовавшую тридцать лет. Из нее вышли Еврипид, Архелай, Перикл и, возможно, сам Сократ. Но ни слава, ни толпы учеников не уберегли Анаксагора от суда: его обвинили в непочтении к богам. Философ бежал в Лампсаку и там основал новую школу. Один из его учеников пришел в ужас, узнав, что над его учителем висит смертный приговор, но тот лишь пожал плечами:
- Такой же приговор висит над моими судьями. Его вынесла сама природа.

Как умирают дети

Кто произнес эти слова над могилами своих детей, неизвестно, но молва приписывает мрачное изречение Анаксагору:
- Зачиная их, я знал, что они родятся смертными. ................................................