Зачем вешают на иконы золотые украшения. Правильно ли жертвовать в храм браслеты, кольца, нательные крестики, которые вешают перед чудотворными иконами

Приходя в храм, мы нередко видим висящие на иконах различные украшения – цепочки, крестики, кольца, кулоны, сережки. Часто это дорогие изделия из золота. Их приносят прихожане. Но зачем?

Благодарность за помощь свыше

Люди часто обращаются за помощью к Богу и святым. Проблемы разные: кто-то болеет, у кого-то сложности с работой, бизнесом, не складывается личная или семейная жизнь, нет детей. Кто-то молится за отпрысков, которые учатся в школе, собираются поступать в вуз… Обычно ставят свечку перед той или иной чудотворной иконой, произносят молитву и слова просьбы.

И нередко чаяния человека сбываются. Улучшается здоровье, решаются проблемы, у бесплодных рождаются дети… Это воспринимается как чудо, ниспосланное свыше. И в знак благодарности человек хочет отдать Высшим силам то, что ему дорого.

Украшения всегда рассматривались как эквивалент достатка и благополучия. Особенно золотые, ведь золото издавна служило мерилом ценности. Некоторые просто приносят в храм деньги, но ювелирное украшение кажется более весомым даром Богу, ведь это зримое свидетельство произошедшего чуда.

Иногда человек приносит украшение из дома, это может быть даже фамильная ценность. Иногда специально покупает в магазине.

Как возникла традиция

По одной версии, традиция «дарить» Господу, Богородице и святым украшения пришла из славянства, когда люди жертвовали ценности языческим божествам. По другой же, ее корни следует искать в эпохе раннего христианства. И родоначальником ее стал преподобный Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке.

В миру святой носил имя Мансур ибн Серджун ат-Таглиби, он служил в Дамаске при дворе халифа Абд ал-Малика ибн Марвана, а впоследствии принял христианство и был рукоположен во священники. Во время разгула иконоборчества Иоанн выступил в защиту почитания икон, чем вызвал недовольство византийского императора Льва Исавра. Тот составил на имя халифа клеветническое послание, в котором говорилось, что Иоанн якобы предложил ему, императору, свою помощь в завоевании столицы Сирии. в том. Император в гневе не только отстранил Иоанна от должности, но и, как нередко поступали тогда с преступниками, приказал отсечь бывшему министру кисть правой руки. После того как казнь была исполнена, отсеченную кисть повесили на городской площади, а затем вернули Иоанну. Вернувшись домой, тот приложил ее на место и долго молился перед иконой Богоматери. Потом он лег спать, а наутро обнаружил, что отрубленная кисть чудесным образом приросла!

Тогда, в благодарность за исцеление, святой приделал к иконе изготовленную из серебра руку, в знак того, что его десница принадлежит Богородице. Так появился образ «Троеручицы».

Греки, по примеру Иоанна Дамаскина, стали прикреплять к иконам серебряные пластинки, изображающие исцеленных людей или вылеченные органы. Сегодня в лавках при греческих храмах можно купить серебряные изображения сердец, рук, ног, пальцев, глаз или человеческих фигурок. Считается, что в Россию традиция «украшать» иконы пришла именно из Греции.

«Как правило, ювелирные украшения вешают на особо чтимые иконы в благодарность за исцеление или помощь в каком-то деле, - говорит иконописец, основатель мастерской церковного искусства “Киноварь” Александр Лавданский. - Я вот, например, часто хожу в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Там есть маленький придел с Казанской иконой Богородицы, на которой всегда висит масса украшений. Иногда их становится так много, что образ за ними почти не виден. Смотришь и удивляешься, скольких человек исцелила икона, скольким помогла».

Что делают с украшениями потом

Когда украшений становится слишком много, их снимают с иконы. Порой их продают, и деньги тратят на нужды храма или прихода. Часто их переплавляют, чтобы сделать для иконы дорогой оклад. Именно благодаря этому обычаю для многих чудотворных ликов были изготовлены золотые оклады, украшенные драгоценными камнями.

Добрый день. Часто у чудотворных икон можно видеть кольца, браслеты, цепочки и крестики от благодарных прихожан, которым икона даровала чудо. Я понимаю, что подобным образом люди выражают свою благодарность, а так же помню о даровании золота младенцу-Спасителю как Сыну Небесному. Но когда я вижу подобные дары, возникают мысли - а насколько это правильно? Кольца, серьги, браслеты - это ведь все мирское. А насколько правильно снимать с себя нательный крест (пусть для иконы, но все же) - вообще вопрос вопросов. Помогите, пожалуйста, в духовном просвещении. Спасибо. Виктория.

Отвечает священник Игорь Дудко:

Здравствуйте, Виктория!

Для того, чтобы вразумительней ответить на Ваш вопрос, проведу следующую аналогию. После совершения Таинства Миропомазания, над новокрещенным человеком совершается обряд пострижения его волос. Этим обычаем христианин выражает свою готовность принести себя в жертву Богу, предавая себя на служение Ему. Символом же данного посвящения являются волосы как часть тела человека. Подобным образом, люди, получившие помощь от Бога посредством заступничества Божьей Матери или святых через молитву перед чудотворной иконой, стараются выразить свою благодарность, отдавая самое дорогое. То, что было ценно для человека, являлось неотъемлемой его вещью, которая была как бы частичкой самого человека (напр., нательный крещальный крестик), приносится Богу как символическая жертва благодарения.

С уважением, священник Игорь Дудко.

Если вы хоть раз бывали в православном храме, то наверняка видели образы, обвешенные различными ювелирными изделиями: цепочками, сережками, кольцами, крестами, подвесками. У многих людей это вызывает недоумение: зачем на иконы вешают украшения? Разве Христу, Богородице или какому-то святому нужны драгоценности? Если нет, то зачем тогда обвешивать иконы ювелирными изделиями так, что и сами лики уже плохо видно? Попробуем ответить на этот вопрос, параллельно узнав, откуда пришла традиция и как она выглядит в разных Православных Церквах.


Зачем на иконы вешают украшения? В знак благодарности!

В каждом человеке заложено чувство благодарности. Мы благодарим друг друга за уделенное время, помощь, приятный сюрприз. Если кто-то делает для нас что-то хорошее, мы подсознательно хотим ответить тем же. И чем более масштабный и ценный дар нам может дать другой человек, тем более мы благодарны ему.

Но бывают такие ситуации, когда ни друзья, ни родственники, ни знакомые не могут нам помочь. Остается только одна надежда - на чудо, на помощь свыше.

Это чувство испытывает тяжелобольной, когда даже врачи отказываются его лечить.

Чуда ждет мать у постели больного ребенка.

Надеется на невозможное студент на вступительном экзамене.

Уповают на Божью помощь супруги, у которых пока нет детей.

Есть много людей, которые верят в чудо. Но не просто верят, а стучат изо всех сил, как написано в Евангелии от Матфея:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7).

Как исцеляет молитва и вера?

Если то, о чем мы просим, нам полезно, то Бог откликается, Богородица помогает, святые приходят на помощь. И тогда происходит то, что нельзя объяснить. Ведь как можно объяснить историю Назара Стадниченко, у которого по молитвам святителю Луке Крымскому отросли пальцы?

Или ВИЧ-инфицированных младенцев Лаврентия и Миши, которые исцелились в Банченском монастыре (при обители находится детский приют)?

Или Нины Малининой, которая по молитвам у мощей Александра Свирского избавилась от рака молочной железы?

И таких примеров исцелений можно найти множество, не говоря уже о более мелких.

Как отблагодарить небеса за чудеса?

Люди даже не знают, как благодарить небесные силы за удивительную помощь. С человеком все намного проще: можно использовать слова, дела, деньги. Но как поблагодарить Господа? Конечно же, в первую очередь своими словами. Также можно заказать благодарственный молебен.

Бывает и такое, что люди дают определенные обеты: если выздоровеют, сделают то или другое. Одни дарят на храм иконы, жертвуют деньги или приносят украшения, чтобы повесить на тот образ, перед которым молились. Вот вам и ответ на вопрос «Зачем на иконы вешают украшения?». Конечно, ни Богородице, ни святым не нужны эти несколько граммов золота или серебра. Это нужно самому человеку, который пытается выразить свою благодарность, или тем, кто видит эти «свидетельства» о небесной помощи.

Все эти кресты, перстни, цепочки, браслеты на образах - это немые рассказы о чудесах.

Если украшений на иконе становится так много, что это уже мешает, то их снимают и переплавляют, чтобы сделать оклад. Для многих чудотворных ликов, дошедших до нашего времени, изготовлены дорогие оклады с драгоценными камнями.

Благодарность по-гречески

Еще более интересная традиция благодарить Пречистую или святых за помощь существует у греков. Здесь вопрос уже не в том, зачем на иконы вешают украшения. Греки прикрепляют на образы или возле них серебряные пластинки… с изображением того, о чем они молились.

Поэтому не удивляйтесь, если вы увидите на иконе руки, пальцы, ноги, глаза и так далее, либо фигурки детей, мужчин или женщин. Все это - примеры благодатной помощи: кто-то исцелился от болезни, родил ребенка или создал семью. Как ни странно, купить эти серебряные фигурки можно непосредственно при храмах.

По примеру Иоанна Дамаскина

Как появилась традиция вешать на икону или возле нее металлические пластинки? Говорят, что впервые это сделал преподобный Иоанн Дамаскин.

Святой жил в VIII веке, во время разгула иконоборчества. Но преподобный Иоанн всячески препятствовал ереси, за что и вызвал гнев властей. Недоброжелатели написали от имени святого лживое письмо византийскому императору. Разгневанный правитель приказал отсечь святому правую руку. После исполнения казни преподобный Иоанн долго молился перед иконой Богородицы, а через пару дней свершилось чудо: Пречистая исцелила его.

Благодарный святой приделал к иконе Богородицы, перед которой молился, еще одну руку, в знак того, что десница принадлежит Богоматери. Так появилась Богородичный лик, известный в наше время как «Троеручица».

Христианские иконы, несущие на себе изображения Спасителя, Матери Божьей, Святых Апостолов и Угодников, являются символом веры и приобщения к светлым образам. Святые образа - главный атрибут Церкви и жилища верующих. На протяжении веков люди носят с собой частички чудодейственных изображений в виде нашейных иконок на цепочке. Они призваны служить доказательством почитания христианской веры и оберегом, преградой от нечистых помыслов, бед и опасностей.

Православные миниатюрки используют иначе, чем полноразмерные святые изображения. Помещая иконы на цепочку , их обладатели могут творить молитву, прижимая образок к сердцу для большей концентрации душевных импульсов. Нельзя не признать и тот факт, что помимо духовного удовлетворения, такая иконка в ювелирном исполнении несет и эстетическое наслаждение.

Для истинной веры материальная стоимость религиозных атрибутов не имеет принципиального значения, главное - ее смысловая нагрузка и искренность владельца. При создании и оформлении личных христианских символов используются различные материалы и технические приемы. Каждый волен выбирать, что ему по душе - изысканная роскошь или благородный аскетизм. А также - прятать ли свою святыню от чужих взглядов или выставлять напоказ. Только при условии искренней веры в ее чудодейственную силу возможно ощущение защищенности и внутреннего спокойствия.
Технология изготовления нашейных украшений религиозного характера постоянно совершенствуется, однако неизменными остаются умелые руки мастера-ювелира и благородные материалы. Для православных подвесок используют драгоценные металлы и камни, декорируют гравировкой и эмалью. Используются проверенные временем и разрабатываются новые направления дизайна. Привлекательность изделий достигается благодаря изящному плетению, необычной форме, смешению металлов и различных техник.
Иконы на цепочку выполняют из популярных благородных металлов, несущих с собой не только декорирующий момент, но и определенную символику. «Горячее» золото призвано разжечь эмоции, возбудить затухающие душевные импульсы. Серебро, скорее, успокоит, охладит чрезмерную возбудимость, уменьшит потоки негативной энергии. Но, конечно же, каждый сам знает, какой металл наиболее подходит к его темпераменту.

Мастера широко применяют весьма популярную у покупателей технологию по изготовлению расписных эмалированных образков. Горячая эмаль (финифть) издавна задействуется в ювелирных религиозных изделиях.

Необычайной красоты иконки получают, используя как материал драгоценные и полудрагоценные камни. Здесь применяется техника отрицательного рельефа - изображение кажется помещенным внутрь самоцвета. Такие подвески-инталии выполняются с применением топаза, аметиста, цветного кварца и других полупрозрачных и прозрачных камней.

Еще один из приемов - гравюра на драгоценном металле - золоте, серебре или платине. Хотя, платину нельзя считать лучшей основой для гравировки.

Православные иконы на цепочку оформляются окладом из металлов. Особую изысканность придает использование в окладах жемчуга, бриллиантов, топазов. Изображение часто украшается фианитами.

Приступая к выбору кулона-иконки, необходимо определиться с тематикой и сюжетностью изображения. Помогут всем и станут надежной духовной опорой иконы Христа Спасителя, Святой Троицы и Апостолов. Очень популярны православные миниатюры, несущие изображение Ангела Хранителя - защитника, сопровождающего человека с момента рождения. Именные иконки подбираются по имени святого, совпадающего с именем человека, данным ему при рождении или крещении.

Покровительницей беременных, рожениц и матерей считается Богородица. Девушкам на выданье в поисках жениха поможет Святая Екатерина Александрийская. В мужской тяжелой и опасной работе стоит обратиться за вдохновением к Николаю Чудотворцу, Александру Невскому. В учебе и постижении наук - к Сергию Радонежскому. При тяжелых недугах молитвы обращают к святому Пантелеймону.

Какую именно выбрать иконку для себя или в подарок подскажут Библия, священнослужители и, конечно же, личный душевный порыв.