Вячеслав Зайцев - биография, фото, личная жизнь модельера: Одинокий Художник. Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, семья модельера Слава зайцев личная жизнь

Зайцев Вячеслав Михайлович (2.03.1938) – Российский художник-модельер, один из самых главных законодателей моды в России. Имеет звание Народный художник РФ.

«В моде, конечно, много профессионалов. Но в нашей стране эта сфера как-то неправильно освещается. Журналисты относятся к показам, как к развлечению. А вот серьезный аналитический материал встретишь крайне редко. Хотя просвет в ситуации все-таки есть»

Детство

Вячеслав Зайцев родился в городе Иваново 2 марта 1938 года. Детство мальчика проходило в суровые военные годы. Он поступил в местную школу в 45-м, а в 52-м сдал вступительные экзамены в Химико-технологический техникум. Высшее же образование Зайцев получал в Москве в Текстильном институте. Во время учебы Слава отличался не только жаждой знаний, но и невероятной усидчивостью. Педагоги даже специально ставили ему более сложные задачи, но он их с успехом выполнял.

После окончания ВУЗа с красным дипломом по специальности «художник текстильного рисунка» его по распределению направили в город Бабушкин на местную швейную фабрику.

Еще в институте Вячеслав выбрал для себя направление античности и старины. Он умело копировал рисунки мастеров далекого прошлого, перенося их на современные модели одежды. И в том же ВУЗе он создал свою первую коллекцию. Сначала увлечение стариной никто из коллег и наставников Зайцева не понимал. Но, как оказалось, молодой человек смотрел в будущее, так как очень скоро подобные вещи стали входить в моду.

Зарождение стиля

В 50-х годах прошлого века о моде в нашей стране знали очень мало. И вдохновение Вячеслав Зайцев черпал не только в старинных рисунках, но и из зарубежных журналов. И в первую очередь модельер стал создавать одежду для женщин. Тогда это были рабочие деловые костюмы для работниц села и заводов.

В 1965 году Вячеслава Зайцева позвали на должность художественного руководителя Дома моделей одежды в Москве. Тогда произошло историческое знакомство нашего модельера с итальянскими мастерами Пьером Карденом и Марком Боаном. Иностранцы были в восторге от советского кутерье. В результате о Зайцеве даже написала зарубежная пресса. Тогда же, в 1965-м, вышла знаменитая авторская коллекция мастера «Русская серия».

«Всегда старался делать что-то свое, а не смотреть на конкурентов. Но это очень сложно! К сожалению, сейчас модно создавать «зеркальные» коллекции, когда берут чью-то вещь и немного переделывают на свой лад. И сделать с этим ничего нельзя. Это общемировая тенденция»

Расцвет карьеры

За границей от Вячеслава Зайцева все были в восторге. Его даже называли «Красным Диором». Его ставили в один ряд с лучшими модельерами того времени. Но на родине все было не так просто. Существовало слишком много стандартов и определенная цензура. Поэтому Зайцев не мог в полной мере реализовать свою фантазию. Устав от этого, он в 1978 решил оставить Дом моделей, отработав там 13 лет. Ради мечты он даже оставил высокую должность заместителя руководителя организации.

Но к тому времени о Зайцеве уже знали в СССР. К нему обращались звезды советской эстрады, причем первой величины. Он активно сотрудничал с Муслимом Магамаевым, Иосифом Кобзоном, Эдитой Пьехой, Аллой Пугачевой и многими другими. И модельер перестал создавать коллекции массового спроса, а решил остановиться на индивидуальном пошиве.

Самые лучшие времена для Вячеслава Зайцева начались после Перестройки. Он создал собственную фирму – «Московский Дом моды Зайцева». Он получил возможность показывать свои коллекции за границей, и там они воспринимались восторженно. Свою деятельность модельер продолжает и по сей день. Среди его клиентов самые известные люди страны, начиная от артистов и заканчивая первыми лицами государства.

Статья посвящается биографии и личной жизни Вячеслава Зайцева - русского Диора, как любят называть его в Европе. 2018-й стал для кутюрье юбилейным, 2 марта ему исполнилось 80 лет. Наверное, нет человека, родившегося в советском и постсоветском пространстве, не слышавшего имени и фамилии модельера.

Он был первым, кто ввел такое понятие в Советском Союзе, как «высокая мода» и «дизайнерская одежда».

Биография Вячеслава Михайловича Зайцева

Он родился в 1938 году, за три года до Великой Отечественной войны, и полностью испытал на себе все ее тяготы. Отец ушел на фронт, попал в плен, совершил побег и дошел до Берлина. Это поступок героя, но для Страны Советов - повод посадить ни в чем не повинного человека в лагерь военнопленных.

Однажды, когда в очередной раз вдвоем с мамой они навещали отца в тюрьме, в дом проникли грабители. Женщина попала в больницу, а Слава нашел выход из положения. Имея хорошо поставленный голос, он решился петь около магазина, чтобы заработать на пропитание. Тяжелая жизнь закалила нрав будущего модельера, неунывающий характер стал характерной чертой в биографии Вячеслава Зайцева. «Солнечный мальчик» - так зачастую называла его мама и окружающие.

Когда отец вернулся из лагеря, то пошел работать в местный парк культуры массовиком. С ним и старшим братом у Славы отношения не складывались. Старший брат всячески пытался сломить младшего, во время игр, пользуясь силой, он заставлял Славу изображать фашиста, привязывал его к кровати и всячески издевался. По жизни старший брат так и не состоялся, два раза сидел в колонии и так далее.

Мария Ивановна, мама будущего кутюрье, ушла из жизни в 72 года, она обожала детей. Но если за судьбу младшего сына можно было не беспокоиться, то старший доставлял массу тревог. Эта хрупкая женщина, несмотря на тяжелый труд (она работала медсестрой, а также за оплату брала белье в стирку), до конца дней оставалась удивительно женственной. И для благодарного младшего сына являлась эталоном настоящей женщины. Вячеслав Михайлович любит повторять, что все хорошее у него от мамы. Все, кто следит за биографией Вячеслава Зайцева, помнят и знают об этом.

Текстильный техникум

Он хорошо учился, был активным членом в школьном коллективе, ездил со старшеклассниками по колхозам, помогал рисовать плакаты.


Пение не оставлял. Окончив семилетнюю школу, Слава решил стать артистом оперетты.

В какой-то момент биография Вячеслав Зайцева могла круто измениться. Мечта мальчика осуществилась. Он играл на сцене Ивановского драматического театра, а первой ролью юного дарования стал Дмитрий Ульянов - младший брат известного Владимира Ленина. Но поступить в музыкальное училище ему не дали, так как числился он как сын врага народа. Делать было нечего, и Вячеслав Зайцев поступил в текстильный техникум города невест.

Во время обучения он сыграл в постановке «Анна Каренина» Сережу. В спектакле была сцена, когда Анна после долгой разлуки подходила к комнате Сережи, который бросался ей на шею со словами: «Я знал, что ты придешь!». Слава ответственно подходил к роли, но однажды от усталости уснул и проснулся только тогда, когда актриса стала его обнимать. Но и спросонья он прохрипел текст слов.

Факультет моделирования

Творческий потенциал в биографии Вячеслава Зайцева сыграл огромную роль. Помимо того что он хорошо пел, читал стихи, танцевал, в техникуме Слава пристрастился и к рисованию.

Еще учась на младших курсах, он стал изображать фигурки людей в разной одежде. Сообразив, что можно стать модельером, тем более эта профессия ему нравилась, Вячеслав Михайлович ушел на факультет моделирования.

Ему нравилась женская одежда, как, впрочем, и сами женщины. И хотя, по признанию самого кутюрье, он шил в основном для хрупких и стройных моделей, втайне любовался полными, крупными женщинами.

Однажды он вместе с другом переоделись в женские наряды, накрасились, надели каблуки и пошли на бал. Никто не распознал в них юношей, иначе все могло закончиться дракой. Свое увлечение нарядами Вячеслав Зайцев объясняет стремлением к красоте. В нем была потребность создать женский образ, передать связанные с ним собственные эмоции, чувства. Скорее всего, биография модельера Вячеслава Зайцева сложилась таким образом оттого, что он обожал маму, потом жену и, наконец, дочь.

Карьера модельера

С отличием окончив текстильный техникум, движимый огромным желанием создавать новые модели, проекты и так далее, Вячеслав решился ехать в Москву. Подспудно он был более чем убежден в правильности своего решения.


В Московский текстильный институт молодой человек поступил легко и с первого раза. Все пять лет он отлично учился и получал Ленинскую стипендию. После окончания вуза по распределению в подмосковном Бабушкино он должен был работать на фабрике спецодежды целых три года.

«Солнечный мальчик» не унывал, благодаря его трудам обычные ватники и телогрейки превратились в дизайнерские одежды, раскрашенные и обновленные. В комплект к ним шли валенки, засиявшие необычным цветом. Это было начало удачной карьеры в биографии Вячеслав Зайцева, юбилей которого отметили в 2018 году.

Вскоре слава о советском модельере просочилась на Запад. В Бабушкино стали приезжать известные деятели моды, в том числе Пьер Карден. В Советском Союзе о нем широко узнали только после тридцатилетнего стажа. Лишь в конце восьмидесятых годов Славе Зайцеву удалось выехать в Париж, где его коллекция имела ошеломляющий успех.

Жена и дети в биографии Вячеслава Зайцева

Учась в Москве, он познакомился со своей будущей женой - Мариной, или как он ее ласково называет, Маришкой. Она училась на третьем курсе, когда Слава поступил в институт. Девушка из хорошей семьи, энергичная, волевая и умеющая быть лидером. Но не эти качества тогда разглядел в ней молодой человек.


Они вместе занимались самодеятельностью. С несколькими друзьями создали Театр моды, шили смешные коллекции и устраивали показы, причем начинали с небольших клубов и кафе. Через несколько месяцев знакомства они поженились.

У молодой четы родился мальчик Егор, являющийся продолжателем профессии родителей. Вячеслав Зайцев, биография которого на самом деле оказалась удачной, всю душу вкладывал как в творчество, так и в семью. Но, увы, семейная идиллия долго не продержалась. Через девять лет супруги разошлись, причем Марина долго не разрешала модельеру встречаться с сыном. Это не лучшим образом сказалось на их отношениях.

В настоящее время все недоумения остались позади. Вместе с сыном и Марусей Зайцевой, внучкой Вячеслав Зайцева (о биографии кутюрье читайте в статье), они часто встречаются, а во внучке он видит свою преемницу.

«Красный Диор»

К старости зачастую на лице человека отпечатываются все те переживания, тревоги и поступки, совершенные в молодом и среднем возрасте. На лице же Вячеслава Зайцева можно увидеть добрые глаза и лучики морщин вокруг них. У него доброе (как он любит говорить – монгольское) лицо.

Широкий зритель близко познакомился с мэтром моды после выхода программы «Модный приговор». Его экстравагантные наряды, образ жизни, широта души понравились многим. За это его любят и в мире искусства.

После того как Зайцевым заинтересовался Пьер Карден и известный в шестидесятые модный дом «Диор», в гостинице «Киевская» произошла встреча молодого начинающего модельера Зайцева и уже известного в мире мод Марком Боаном. Слава пришел на встречу в модном твидовом пальто и ужасно волновался, одновременно представляя собственную коллекцию.


В 1967 году он получил Гран-при за платье «Россия» и за это его прозвали «Красным Диором», хотя сам поехать на показ не смог, так как был невыездным.

Слава Славы Зайцева

Незаметно для самого кутюрье слава о нем распространилась в среде актеров. Ему стали поступать заказы от таких актрис, как Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Людмила Максакова. Элегантный Владимир Зельдин любил одеваться у него, а также Михаил Ульянов.

В 1978 году для фестиваля «Сопот» он придумал наряд для Аллы Пугачевой, несколько располневшей (по ее мнению). Это был знаменитый балахон, который одновременно скрывал все недостатки фигуры и в то же время был женственным и нарядным.

Почти все наряды Эдиты Пьехи шились по разработке Вячеслава Зайцева. Ее платья в 60-70 годы были эталоном стиля и моды. Многие девушки и женщины шили себе подобные наряды. Даже прическу Эдиты Станиславовны придумал Вячеслав Зайцев. По его словам, он шил платья не для женщины, певицы - Эдиты Пьехи, а для ее песен.

Олимпиада-80

Не все знают, что костюмы советских спортсменов, участников Олимпиады-80, пришлось шить Вячеславу Михайловичу, за что его поставили главой Дома быта в Москве. Уже на Олимпиаде-84 в Сараево наши спортсмены получили костюмы от кутюр. Вячеслав Зайцев на голову спортсменам надел шапки с козырьком, а на плечи женщин-спортсменок накинул любимые павлопосадские платки.

Он шил наряды для известной пары фигуристов – Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, для театра «Современник», где ведущей актрисой являлась Марина Неелова, а также Валентина Гафта и других актеров, задействованных в таких постановках как «Вишневый сад», «Три сестры» и так далее. Для других театров Москвы.

Заключение

Вячеслава Зайцева любили и знали такие легендарные актеры, как Владимир Высоцкий, Марина Влади. Он шил костюм для Арсения Тарковского и многих других.

Этот человек никогда не останавливался и не останавливается теперь. В 1971 году Зайцев попал в страшную аварию, из-за которой мог лишиться ноги, пережил время, когда был невыездным, почувствовал на себе всю недоброжелательность властей за свои экстравагантные наряды и так далее.


В итоге можно с уверенностью сказать, что на данный момент, в восемьдесят лет, наш «Солнечный мальчик» полон творческих сил и строит планы на будущее.




Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)





Почетный гражданин Парижа

Академик РАХ (2007)


Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Мальчик вырос в семье рабочих. Детство проходило в военные годы и в типичных для того времени условиях. Отец Вячеслава ушел на фронт и матери приходилось ставить на ноги сына одной. Женщина прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне. В 1945 году пошел в ивановскую среднюю школу, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия выбрана традиционная для Иваново, ведь именно она гарантировала работу в столице ситца. Впрочем, Вячеслав рисовать любил с детства. А в техникуме отличался не только талантом, но и усердием. Строгие педагоги ставили перед учащимися нелегкие задачи. Требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер постоянно задавался вопросом, как ткани с его рисунком выглядели бы на готовых изделиях.

Развивать свои навыки и знания Зайцев решил в Москве, в текстильном институте. В столицу приехал в 1956 году и оказался совершенно не похож на местных абитуриентов. Парень отличался представлениями о жизни, людях, искусстве. Вячеслава сразу приняли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. Молодой человек знал, что в Москве рассчитывать ему нужно только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой, а в минуты свободного времени ходил на выставки, в театры и музеи.

В вузе Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же копировал старых западных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды одновременно. Нередко непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов шокировал сокурсников и преподавателей. Под пристальное внимание Зайцево попало русское народное искусство. Модельер ездил по древним городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетанию цветов, ритм, колористический строй.

В 1950-е годы все художники имели скудное представление и мировой моде. Необходимую информацию черпали в зарубежных журналах. На занятиях в Театральной библиотеке Зайцев познакомился с именитыми мастерами моды. Его впечатлили Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. В основу диплома Вячеслав Зайцев хотел положить нарядную одежду. Но модельеру отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием справился на «отлично».

Московский текстильный институт Вячеслав окончил в 1962 году и попал по распределению в город Бабушкин на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза на должность художественного руководителя. Модельер сразу же начал создавать коллекцию одежды для работниц области и села. Крой и цветовое решение начали рушить стереотипы об образе тружениц и после обсуждений модели оказались отвергнуты. Но линию позже опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей под названием «Он диктует моду Москве».

В 1965 году по этой статье Марк Боан и Пьер Карден разыскали Вячеслава. До их встречи модельер хорошо себя проявил, и его пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в Москве. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством коллеги и признали его профессионалом.

В Доме моделей одежды Зайцев работал тринадцать лет и завершил там карьеру как заместитель художественного руководителя. За эти годы модельер проделал огромную работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза. Группа художников под руководством Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, и возраст потребителей.

Параллельно Вячеслав Зайцев работал над авторскими моделями. С 1965 по 1968 года демонстрировал знаменитую «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, сводные коллекции в США, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Правда, все показы проходили без участия самого модельера.

В это время за границей Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». По версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды. Его имя стояло наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Кристианом Диором.

Дом моделей модельер оставил потому, что при системе многоступенчатых советов, госстандарта и индустрии моды, авторский замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя. Вячеслав Зайцев начал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.

После этого художник начинает сотрудничать с популярными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на». После Дома моделей Зайцев перешел на фабрику индивидуального пошива и стал работать над ассортиментом нового Дома моды, художественным руководителем которого стал в 1982 году. Спустя шесть лет его избрали директором. Позже Дом моды стал первым в стране Домом Моды европейского стиля и получил имя Вячеслава Зайцева.

В Доме моды открывается первый в России профессиональный театр моды. Театр начинает успешно гастролировать по городам мира. В 1996 году Вячеслав стал президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его руководством начинает работать Лаборатория моды и Агентство моделей.

Модельер моделировал одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов и спортсменов. Летом 2007 году возглавил программу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы. В последствии Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в Малом Театре. Также создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

С 2009 года Вячеслав Зайцев является председателем жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение». Модельер награжден званиями «Почетный гражданин Парижа» и «Почетный гражданин Иваново».

В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Награды и Признание Вячеслава Зайцева

Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1998)
Орден «Знак Почета» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Медаль За трудовую доблесть (1974)
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Народный художник Российской Федерации (2006)
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (11 февраля 1991 года) - за заслуги в области дизайна моды и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде искусства моделирования одежды
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года
Дважды лауреат премии Правительства России (2009, 2010)
Почетный гражданин Парижа
Почетный гражданин Щелковского муниципального района Московской области
Академик РАХ (2007)
Медаль ордена Ивана Калиты (Московская область)
Медаль «За Веру и Подвижничество», Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (2015)
Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)

Вячеслав Зайцев – знаменитый отечественный кутюрье, первым в нашей стране открывший собственный Дом Моды, и построивший настоящую империю стиля, носящую имя мастера. Сегодня, в 79 лет, талантливый автор все так же в строю, способный шить для любого возраста, и создающий собственными руками шедевры образа и вкуса.

Википедия: Вячеслав Михайлович Зайцев – модельер, дизайнер, академик Российской Академии Художеств, является Лауреатом Государственной премии РФ, а также двух правительственных премий.

Легендарный кутюрье, придумавший множество коллекций одежды, известен также как великолепный создатель живописных и графических работ, являющихся собственностью Третьяковской Галереи.

Детство и юность

Родился Слава Зайцев 2 марта 1938 г. в городе Иваново, где прошли детство и юношество будущей знаменитости. Мама, Мария Ивановна, была работницей ткацкой фабрики, а папа, Михаил Яковлевич – массовиком-затейником городского парка культуры.

Когда мальчику исполнилось восемь лет, отцу, бывшему военнопленному, дали 10 лет лагерей, и семья получила статус врагов народа. Как вспоминает сам кутюрье, то время было трудным, голодным, но не лишенным радости. Очень оптимистичный и жизнелюбивый, Слава был не только отличником в учебе и примерным комсомольцем, но и единственной опорой матери, которая долго болела.

Будущая знаменитость пропадал вечерами в ивановском драмтеатре, пел вместе с мамой в нескольких хорах, и мечтал поступить в музыкальное училище. Но клеймо сына врага народа не дало возможности это сделать – документы не взяли. Приняли лишь в химико-технологический ивановский техникум, по окончании которого с отличием в 1956 году парень приобрел профессию «художник по текстилю». Следуя совету педагогов, разглядевших талант молодого человека, дизайнер уезжает в Москву продолжать учебу, и поступает в институт текстиля.

Личная жизнь

Столица приняла ивановского провинциала не очень ласково. Денег катастрофически не хватало, и Славе приходилось подрабатывать прислугой, чтобы сводить концы с концами. А все свободное время студент пропадал в библиотеках и музеях, изучая историю отечественного и зарубежного костюма.

Одиночество в столице длилось недолго — переломный момент в личной жизни наступил, когда Слава встретил и полюбил Марину, свою однокурсницу. Сыграв скромную студенческую свадьбу, молодые поселились в съемной тесной комнатушке коммунальной квартиры. Через год после начала семейной жизни родился сын Егор, который впоследствии пошел стопами отца, став известным дизайнером. Как и отец, всю жизнь борющийся с косностью и системой в моде, Егор создает коллекции одежды, призванные сражаться с гламуром.

К сожалению, после 9 лет супружества брак распался, оставив глубокую рану в сердце Вячеслава Михайловича от разлуки с сыном. Так и не женившись во второй раз, художник посвятил всего себя делу служения искусству и людям. Сегодня Вячеслав имеет двух внучек, старшая из которых, Мария, продолжает семейную традицию, учась в Лаборатории моды, созданной кутюрье.

Начало профессиональной деятельности

Окончивший с отличием институт Вячеслав Зайцев был переполнен большими планами и творческими идеями. Но распределение заставило парня работать на Бабушкинской экспериментальной швейной фабрике художественным руководителем. Мечтающему создавать красивые вещи и придумавшему множество смелых эскизов, художнику пришлось шить форму для работниц.

Молодой автор, не терпящий посредственности, в своих первых работах попытался раскрасить традиционные телогрейки и валенки яркими цветами. Созданная первая коллекция живописной спецодежды была отвергнута руководством. В те серые унылые времена, когда на все устанавливался стандарт, начальству не нужны были ни свободомыслие, ни новаторство.

Славу отправили в цех шить одежду из залежавшихся тканей, сняв с должности руководителя. Но это не остановило талантливого модельера. Из старых неликвидных тканей художник умудрялся шить такие вещи, что качество материала не играло никакой роли.

Признание

Несмотря на то, что созданная им коллекция не нашла признания у соотечественников, первый же показ модельера оказался таким необычным и запоминающимся, что талант молодого человека был отмечен за рубежом.

Из википедии о Вячеславе Михайловиче Зайцеве: французский журнал Paris Match, опубликовавший его коллекцию, отозвался о дизайнере следующим образом – «Зайцев в Москве диктует моду».

Благодаря этой статье мастера начала одолевать немецкая и американская пресса, что сыграло на руку известности. Через три года Славу разыскал французский кутюрье Пьер Карден (Диор), который, поприсутствовав на показе коллекции, отметил его как достойного соперника по профессии. Но, так как все контакты с иностранцами для граждан СССР были табу, познакомились ближе они только в 1965 году.

Впоследствии, через 25 лет, именно Слава Зайцев стал первым русским модельером, которому парижский Maison de Couture предоставил право участвовать в мировых показах высокой моды. Но до этого момента еще предстояло пройти сквозь тернии советской эпохи и перестроечного периода, пришедшиеся на самый расцвет творчества модельера.

Работа в Общесоюзном доме моделей одежды

Власти Советского Союза, поняв всю ценность модельера для имиджа страны, предложили мастеру возглавить коллектив Общесоюзного дома моделей одежды, став худруком ОДМО. Отныне клиентами модельера стали многие кинозвезды и знаменитости.

Википедия: итогом труда дизайнера в Доме Моделей стали: создание знаменитой коллекции «Русская серия» из ивановских ситцев на основе народных мотивов (1976), и других работ, показывающихся за границей.

Но международные показы, столь значимые для творческого успеха автора, всегда проходили, увы, без участия Зайцева, так как власти боялись выпускать за границу русскую знаменитость. Именно тогда художника стали воспринимать на Западе как лидера в мире российской моды, присвоив ему имя «Красный Диор».

Но признание и успех не уберегли от беды. Вскоре после разрыва с женой, в 1971 г. известный модельер попадает в страшную аварию. На полгода оказавшись прикованным к больничной койке с переломами ног, потерей зрения и сотрясением мозга, молодой художник пытался, тем не менее, рисовать. Википедия о болезни Вячеслава Зайцева не упоминает, но тогда только огромное жизнелюбие и желание творчества помогли ему встать на ноги.

Театр

Победив тяжелое состояние и депрессию, Вячеслав увлекся театральным делом – стал создавать костюмы для множества театральных постановок, что сблизило его с известными театральными и киноактерами. В восьмидесятых годах кутюрье даже делал костюмы для театра Бродвея, ставившего постановку-мюзикл «Софистикетед лейдз».

Недавние работы дизайнера – костюмы для постановки знаменитого спектакля «Пиковая дама» Малого театра. В «Современнике» он также является соавтором-сценографом постановки «Три сестры» Галины Волчек.

Дизайнер трудился над стилем формы отечественных спортсменов на Олимпиаде – 80, а популярная группа На-На Бари Алибасова также обязана Вячеславу Михайловичу своими костюмами.

Живопись

Неоднократно проходящие индивидуальные выставки в разных странах (Америке, Эстонии, Бельгии), позволили полотнам стать известными не только в своем отечестве. Множество картин находится в частных коллекциях, пять работ из целого ряда произведений графики и живописи выставляются в Третьяковской галерее.

Собственный Дом моды

После тринадцати лет работы в ОДМО, устав бороться с системой, Вячеслав Михайлович ушел оттуда в должности заместителя художественного руководителя. Мотивация была проста: замыслы, проекты, и сами модели искажаются, не доходя до покупателя, многоуровневыми нормами и советами.

Несмотря на то, что творчество и модные коллекции пользовались огромной популярностью за границей, кутюрье не думал уехать. На базе фабрике № 19 индивидуального пошива, он начал работать с заказами Дома Моды, находящемся на проспекте Мира. Сначала он стал его худруком, а затем – бессменным директором, избранным общими голосами коллектива. Именно здесь по сегодняшний день создаются популярнейшие во многих странах коллекции, узнаваемые по особому стилю.

Зайцев сегодня

Сегодня публика на показах модных коллекций Вячеслава аплодирует стоя и со слезами на глазах. Поразившая кутюрье болезнь Паркинсона и проблемы с суставами заставляют с трудом двигаться легендарного модельера. Его поддерживают бывшая жена Марина, сын и внучки, а сам мастер не теряет бодрости духа и надежды на выздоровление.

В своей Лаборатории моды заслуженный профессор Зайцев, уже который год выпускает молодых дизайнеров, уча их раскованности, смелости и умению отстаивать собственную позицию. Несмотря на свой почтенный возраст и поразивший недуг, кутюрье молод душой и полон планов создать новый конкурентноспособный коллектив российских модельеров.

У него огромный дом, который всегда открыт для друзей, и сам Вячеслав Михайлович считает себя счастливым человеком, так как многое сделал и еще мечтает сделать. За полвека работы в модной индустрии кутюрье одел, и научил чувствовать стиль тысячи людей – знаменитых и простых. По тому, как однажды Вячеслав Михайлович сказал про себя не без иронии: «Я успокоюсь только тогда, когда все женщины будут одеты роскошно, а мужчины – так как я», можно предвидеть, что его вклад в искусство и моду еще не раз удивит.

Вспоминая о нем, подразумеваем целую модную эпоху, зародившуюся на советском пространстве. Биография Вячеслава Зайцева началась 2 марта 1938 года в городе невест Иваново. Детство мальчика, росшего в военные годы в семье рабочих, было тяжелым, как, впрочем, у всех детей того времени. Мама ставила мальчика на ноги одна, отец ушел на фронт. Мама, ставшая для маленького Славы ангелом на Земле, прививала мальчику любовь к красоте окружающего мира и природы, к чтению и русскому народному искусству.

Тревожна и печальна ранняя биография Вячеслава Зайцева. Год рождения - 1938-й - не благоволил к нормальной сытой жизни. Семья голодала, семилетний мальчик вынужден был вести хозяйство сам, мама работала сутками напролет. Он настолько ее любил, что, когда она в 1978 году скончалась, Вячеслав Михайлович Зайцев почувствовал, что все вокруг него совершенно бессмысленно.

Школа и техникум

С 1945 года Слава Зайцев учился в средней школе города Иваново. Уже в детской биографии дизайнера Вячеслава Зайцева подчеркивается его любовь к изобразительному искусству. В школе он помогал учителю рисования с афишами для цирка, впоследствии создавал плакаты для театральных представлений.

Мальчик, вообще, тяготел к любому искусству, чудесно пел. В детстве пением зарабатывал на хлеб, кормил маму. В 10 лет его хотели забрать в Москву, в хор Свешникова, но мама была против этого. Мальчик сам решил, что уезжать и бросать самого близкого для него человека - это кощунство.

В 1952 году Вячеслав продолжил учебу, поступив в химико-технологический техникум. Педагоги ставили трудные задачи - не только выразительно изобразить линии на тканях, но и «оживить» орнамент. Успешно выполняя задания, Слава прикидывал и оценивал, как ткань с его рисунком будет смотреться на готовом платье.

В 1956 году Зайцев получил красный диплом, специальность «художник текстильного рисунка» гарантировала ему работу в «столице ситца», профессия была выбрана традиционная для города Иваново.

Вуз

В столицу - поступать в текстильный институт - он прибыл в 1956 году и отличался от местных абитуриентов. Приемная комиссия разглядела в молодом даровании недюжинный талант, к тому же провинциальный мальчик обладал хорошими знаниями, поэтому его легко зачислили в вуз.

Но учиться там и проживать в общежитии Славе было сложно. Биография кутюрье Вячеслава Зайцева хранит неприятные моменты, связанные с конфликтами с сокурсниками и персоналом, - однажды у него украли все папки с работами, и уборщица выкинула их на помойку. Над ним издевались, он был изгоем своего рода, не нравился своим новаторством, шокировал педагогов и однокашников своими цветными, яркими моделями с историческими, этническими мотивами. Тихий, скромный Слава совмещал работу с учебой.

Свою дипломную работу «Женские деловые костюмы» будущий кутюрье защитил на отлично.

Карьера

По окончанию института в 1962 году Вячеслав попал по распределению на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в город Бабушкин. Назначенный художественным руководителем, модельер приступил к созданию коллекции одежды для сельских работников. Никому не понравились яркие образы, пусть и пропитанные русским духом. Но в журнале «Пари матч» опубликовали статью о Зайцеве под названием «Он диктует моду Москве».

Вячеслав Михайлович тяготел к народному искусству. Модельер ездил по городам своей страны и изучал пропорции, сочетания цветов, ритм и некую грубую человечность всего русского.

Тем временем благодаря занятиям в Театральной библиотеке он познакомился с иностранными творцами моды. Славу впечатлили Шанель, Поль Пуаре, Кристиан Диор.

В 1965 году кутюрье познакомился с Марком Боаном и Пьером Карденом, в издании Women Wear Daily в статье «Короли моды» впервые упомянули о талантливом русском модельере.

Дому моделей одежды Зайцев посвятил 13 лет и ушел оттуда, будучи заместителем художественного руководителя. Он творил для работников многих заводов, фабрик и предприятий по всем городам России. Зайцев учитывал и сезонность, и возраст того, кто наденет его одежду, и климат, и уровень предприятия. Он так и не понял, как можно искажать идею художника и выпускать в свет совсем не то, что задумывал создатель, отгружать в магазины результат, пропущенный через призму советской номенклатуры.

Любовь и семья в биографии модельера Вячеслава Зайцева

Единственная женщина, с которой он был готов пройти через всю свою жизнь, но с которой получилось быть вместе, к сожалению, всего 9 лет, была жена Марина. Больше модельер не женился и даже не хотел рассматривать варианты, посвятив себя творчеству на 100 %.

Они познакомились с Мариной еще в институте, вместе участвовали в студенческой самодеятельности. Красивая, активная, талантливая девушка из прекрасной семьи. Ее папа служил военным летчиком-инженером, мама была балериной театра Станиславского и Немировича-Данченко. У Славы папа сидел как враг народа, а мама была простой рабочей. Получался мезальянс, но чувствам не прикажешь.

На втором курсе, в 1959 году, после забавного спектакля, в котором юноша чуть не потерял штаны, Марина привела Славу к себе в дом у станции метро «Аэропорт». Начался роман девушки из элитной семьи и нищего, но талантливого модельера Вячеслава Зайцева. Биография, жена, дети, фото, хроники в газетах, скандалы и жареные факты - все эти вещи раньше так со смаком не муссировались, как сейчас. Тем не менее то, что союз между молодыми был обречен на провал, понимали многие. Мама Марины невзлюбила Вячеслава с первых минут, искренне считая голодранцем, желавшем «вырулить» за счет ее дочери.

Но в 1959 году пара поженилась. На свадьбе присутствовало два свидетеля — Маринина подруга Светлана и друг Славы по институту Борис. Маринина мама сняла молодоженам комнатку в полуподвале их дома. Там супруги и прожили все девять лет брака.

В 1960 году у Зайцевых родился сын Егор, теща отказалась помогать с ребенком, и Вячеслав вызвал свою маму в Москву помочь с внуком. Слава учился и работал, когда окончил институт, Егору было два года.

Самый тяжелый момент в личной биографии Вячеслава Зайцева наступил в 1971 году, когда он вернулся домой из Венгрии, где работал над костюмами к фильму «Держись за облака». Теща выгнала его из его собственного дома, встретив в подъезде со словами: «Убирайтесь, я нашла дочери другого мужа!»

Зайцев ушел с тем, что было при нем. Экстравагантная дама окончила свою жизнь в сумасшедшем доме, у нее была плохая наследственность - оказывается, ее дедушка имел проблемы с умственным развитием. Жена не могла повлиять на свою мать, которая, по словам модельера, просто зомбировала дочь. Марину выдали замуж за циркача, она тогда тоже работала в цирке.

Вячеслав Михайлович - оптимист по натуре. Он вспоминает, что, когда жена не пускала свою маму в дом, счастливых моментов было очень много. Не только теща послужила причиной развода - Марина была замкнутой, а Слава не мог без общения. Жена ревновала супруга к красивым длинноногим манекенщицам.

Со второй женой Инной он прожил очень мало, она его раздражала своей непомерной любовью, эмоционально «выжимала» его, это сказывалось на его творчестве. Он не выдержал, ушел от нее, несмотря на то, что она много для него сделала. Насильно мил не будешь.

Егор

После развода Зайцеву запретили видеться с Егором. Даже созваниваться запретили. Новый муж Марины выгонял Егора из дома. Он ставил мальчика на горох на колени. Теща Вячеслава сказала внуку, что отец их бросил и мальчику надо принять нового папу.

У Егора было тяжелое детство, простить сын отца не может до сих пор. Сегодня они занимаются одним делом, тем не менее каждый живет своей жизнью, а сын хотел бы, чтобы папа был ближе к нему. Месяцами они не созваниваются.

Первая жена Егора Даша подарила Вячеславу Зайцеву внучку Марусю. Но долго этот брак не продлился. Егор ссорился с женой, а Зайцев-старший очень дружил с невесткой. После развода сын известного модельера подсел на наркотики, но вовремя сумел избавиться от зависимости.

Сейчас у Егора второй брак, в котором также родился ребенок. Его жена Катя - модель, режиссер и помощник Вячеслава Михайловича.

Вячеслав Зайцев все же очень тепло отзывается о сыне как о замечательном, умном, талантливом и щедром человеке, готовом всегда прийти на помощь.

Авторские работы

Его давно заметили за границей, и, несмотря на национальность, биография Вячеслава Зайцева, образ мышления, создаваемые шедевры и жизненная позиция привлекали иностранных деятелей искусства в области моды. «Наш человек», - скорей всего, думали они. Его считали лидером советской моды, называли в прессе не иначе как «Красный Диор». Коллекции кутюрье «шествовали» по разным странам - в США, Канаде и Японии, Франции, Италии и Югославии.

В 1969 году модели одежды Зайцева были представлены в Нью-Йоркском музее, их заметили и предложили модельеру открыть модные магазины во всех странах. Вмешались отечественные чиновники, отвергнув предложение.

В 1974 году в статье «Обзор моды за 100 лет» редактора чехословацкого издания «Кветы» выделили советскому таланту почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, а также Фредериком Вортом и Кристианом Диором.

О, эпоха...

Зайцев начал приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать модные показы, привлекать внимание к проблемам моды. Внедрять чувство стиля и прекрасного в русские души, пытаться рассеять серость.

Он признается, что не любил работать с высокопоставленными чиновниками, политиками. Тем не менее министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева подарила ему однокомнатную квартиру в Новогиреево.

Он думал, что на родине его не любили, считали, наверное, шпионом, полагали, что навлечет разведчиков в Россию, статьи в иностранных СМИ не приветствовались отечеством.

Первый Дом моды европейского стиля имени Вячеслава Зайцева

В 1982 году Зайцев становится художественным руководителем московского Дома моды, спустя шесть лет его назначили директором. Организация получила колоссальное развитие, став первым русским модным домом европейского стиля и получившим имя Славы Зайцева. В 1996 году модельер стал президентом ОАО «Московский Дом моды Зайцева».

Преданный Мельпомене

Театр и искусство - вот настоящая любовь всей жизни. Модельер создал сценические костюмы для более двух десятков спектаклей столичных театров. В 1981 году - для постановки Г. Волчек спектакля «Вишневый сад», в 2013 году - к «Пиковой даме» в Малом театре. Модельер трудился для Театра «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге. Талантливый художник также создавал плакаты и афиши.

Эстрада, фестивали

В 1970 году мастер художник работает с ярчайшими звездами эстрады и театра, с Иосифом Кобзоном, Муслимом Магомаевым и Тамарой Синявской, с Аллой Пугачевой и Эдитой Пьехой, с Зыкиной и Киркоровым, с группами "На-на", "Машина времени" и многими-многими другими.

В 2009 года кутюрье возглавил жюри международного фестиваля моды под названием «Губернский стиль». В марте 2013 года в честь 75-летия модельера вышла книга С. Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

10 марта 2018 года прошел последний в его карьере сезонный показ. В рамках Недели моды Mercedes Benz Fashion Week Russia кутюрье участвовал в течение 10 лет, представив за это время на суд зрителей более 10 тысяч модных образов. Он попрощался с регулярными показами, но не с творчеством, обещая своим поклонникам очередные интересные проекты. Пока что на этом описание краткой биографии Вячеслава Зайцева можно подвести к концу.

Свой дом - будущий музей

Зайцев живет один в своем загородном доме, который готовит под музей, собирая материалы для будущей экспозиции.

Дом построен с оглядкой на будущее, на то время, когда я уйду.

Говорит, что перестал думать об одиночестве как о плате за талант. Ему нравится его погруженность в искусство. Когда он развелся с Мариной, он признался, что «рванул» в творчестве. И так продолжается по сей день.