Страны, входящие в ес. Страны, входящие в ес Какая страна главная в евросоюзе
(с 1 января )
Совета Евросоюза
(с 8 мая )
- Общая
4 892 685 км²
- Всего ()
- Плотность
499.673.325
116,4 чел/км²
- Всего ()
- ВВП/чел
$ 17.08·10¹²
$ 39,900
Подписан
Вступил в силу
7 февраля
1 ноября
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4)
Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Особые и зависимые территории государств-членов ЕС
Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:
Францией -
Нидерландами -
Соединенным Королевством -
Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
История
Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года
Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
История расширения ЕС
Год | Страна | Общее количество членов |
---|---|---|
25 марта 1957 | Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² | 6 |
1 января 1973 | Великобритания *, Дания ³, Ирландия | 9 |
1 января 1981 | Греция | 10 |
1 января 1986 | , | 12 |
1 января 1995 | , Финляндия , Швеция | 15 |
1 мая 2004 | Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония | 25 |
1 января 2007 | Болгария , Румыния | 27 |
Примечания
² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .
° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром
Норвегия
- Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
- Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
- Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Палата аудиторов
Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
- проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
- следит за качеством управления финансами;
- после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
- помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Штаб-квартира - Люксембург.
Европейский Центробанк
Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.
Европейский инвестиционный банк
Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов
(Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
Институт Европейского омбудсмена
Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Право ЕС
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Языки Евросоюза
В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.
(с 1 января )
Совета Евросоюза
(с 8 мая )
- Общая
4 892 685 км²
- Всего ()
- Плотность
499.673.325
116,4 чел/км²
- Всего ()
- ВВП/чел
$ 17.08·10¹²
$ 39,900
Подписан
Вступил в силу
7 февраля
1 ноября
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4)
Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Особые и зависимые территории государств-членов ЕС
Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории
Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:
Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:
Францией -
Нидерландами -
Соединенным Королевством -
Требования к кандидатам для вступления в ЕС
Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
История
Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года
Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
История расширения ЕС
Год | Страна | Общее количество членов |
---|---|---|
25 марта 1957 | Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² | 6 |
1 января 1973 | Великобритания *, Дания ³, Ирландия | 9 |
1 января 1981 | Греция | 10 |
1 января 1986 | , | 12 |
1 января 1995 | , Финляндия , Швеция | 15 |
1 мая 2004 | Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония | 25 |
1 января 2007 | Болгария , Румыния | 27 |
Примечания
² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .
° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром
Норвегия
- Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
- Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
- Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».
С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.
На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.
Палата аудиторов
Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.
- проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
- следит за качеством управления финансами;
- после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
- помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.
Штаб-квартира - Люксембург.
Европейский Центробанк
Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.
В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.
Европейский инвестиционный банк
Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.
Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.
Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).
Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).
Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.
Комитет регионов
(Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.
Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.
Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.
Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.
Институт Европейского омбудсмена
Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.
15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.
Право ЕС
Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.
Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.
Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.
Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.
Языки Евросоюза
В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.
Европа стала первопроходцем на пути интеграционного развития. Она первой среди регионов мира на основе взаимовыгодного сотрудничества образовала единое экономическое пространство - Европейский Союз.
Европейский Союз официально объединяет 28 государств . Список стран входящих в ЕС на сегодняшний день:
Вконтакте
Какие страны входят в Евросоюз
Помимо стран - членов ЕС , к нему относятся территории-сателлиты основных государств (Аландские острова — Финляндия, Азорские острова — Португалия и т. д.).
Некоторые европейские страны подписали специальные соглашения с ЕС и участвуют в его деятельности по отдельным направлениям. Партнерские отношения установлены с Норвегией, Исландией, Лихтенштейном. Они ввели в действие на своих территориях Шенгенское соглашение . Благодаря чему, граждане этих государств свободно перемещаются по Европе. В свою очередь, жители стран Евросоюза могут беспрепятственно посещать Исландию, Лихтенштейн и Норвегию. Подобным образом действует договор между ЕС и Швейцарской Конфедерацией.
Кандидаты в ЕС
- Турция - с 1987 г.
- Македония - с 2004 г.
- Черногория - с 2008 г.
- Албания - с 2009 г.
- Сербия - с 2009 г.
Возможным претендентом на зачисление в интеграционное образование является Босния и Герцеговина, а также Косово. Ассоциативные отношения в 2014 г. были закреплены с рядом государств Восточной Европы и Закавказья (Молдова, Украина, Грузия). В будущем они смогут подавать заявки на членство.
Однако в 2014 г. руководители Евросоюза высказались против проведения интеграционных процессов в ближайшее время. До 2019 года не предусмотрено наращивание европартнёрства.
Из стран-кандидатов реальные шансы на зачисление в евроинтеграционную группировку имеют Македония и Албания. Просьба Турции уже несколько раз отклонялась , в связи с невыполнением ряда необходимых требований. К тому же она имеет существенные отличия в геоположении, этнокультурном и цивилизационном отношениях с остальными участниками ЕС. Удовлетворение заявок Боснии и Герцеговины, а также Косово не представляется возможным из-за их неопределённого международного статуса и существования спорных территориальных вопросов с другими государствами.
В разное время о желании присоединиться к единому европейскому пространству заявляли страны, географически весьма удалённые от Старого Света: Чили, Ливан, Египет, Иордания, Израиль, Мексика, ЮАР. Впрочем, их декларативные обращения не имеют под собой реальных оснований.
Требования для вступления в Евросоюз
Для вступления в интеграционный союз , страна-претендент должна соответствовать определённым требованиям. Они были впервые изложены в 1993 г., в столице Дании - Копенгагене. К так называемым Копенгагенским критериям относятся:
- Следование принципам демократического развития.
- Соблюдение правовых и гуманитарных норм.
- Наличие реального экономического роста.
Соответствие данным требованиям всесторонне изучается, выносится общая оценка, даются рекомендации. Если страна-кандидат не смогла выполнить предписания в установленный срок, её зачисление откладывается.
История интеграционных процессов в Европе
Впервые идея о возможности интеграции в пределах Европы была высказана в Париже на конференции в 1867 году. К реальному осуществлению проекта приступили спустя почти столетие. Толчком для формирования нового международного объединения, стала инициатива Р.Шумана про консолидацию усилий Франции и Германии в сфере выработки угля и стали. С этой целью в 1951 г. было заявлено о создании Европейской организации угля и стали. В дальнейшем она послужила фундаментом для развития Евросоюза.
Членами ЕОУС стали: Франция, Германия, Бенилюкс, Италия. В 1957 году они заключили договор о работе ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества) и Евроатома. В 1993 году ЕЭС модифицировалось в ЕС.
За 60 лет (с 1957 по 2018 год.) Евросоюз претерпел значительную трансформацию : количество стран - членов увеличилось почти в 5 раз; территориально ЕС охватил большую часть Европы.
Присоединение новых стран к интеграционной группировке получило название «волн». В истории расширения ЕС выделяют следующие «волны»:
1-ая (1973г.) – Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Республика Ирландия и Королевство Дания
2-ая (1081г.) – Греческая республика
3-я (1986 г.)– Королевство Испания и Португальская республика
4-ая (1995 г.) - Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия
5-ая (2004 г.) - Венгрия, Республика Кипр, Латвийская Республика, Литовская Республика, Республика Мальта, Республика Польша, Словацкая Республика, Республика Словения, Чешская Республика и Эстонская Республика
6-ая (2007 г.) - Румыния, Республика Болгария
7-ая (2013 г.) - Республика Хорватия
Список отображает порядок присоединения стран к зоне ЕС (в прошлом ЕЭС).
Принципы работы Еврозоны
Современная конструкция Евросоюза основана на соглашении, разработанном в 1992 г. в голландском городе Маастрихте. Его главные параметры таковы:
- формирование международного объединения с общими установками в сфере экономики, политики и валютных отношений;
- развитие общего рынка товаров и услуг, обеспечивающегося беспрепятственным движением продуктов производства;
- координация совместных усилий в природоохранительной области;
- совместная борьба с преступностью.
Договор вступил в действие 1 ноября. Его реальными последствиями стало учреждение единой для стран валюты-евро и создание безвизового перемещения (Шенгенская зона).
Выход из состава ЕС
Наряду с желанием многих стран присоединиться к ЕС, существуют сторонники дезинтеграции. В 2009 г. в Лиссабоне был парафирован договор, регламентирующий в том числе процедуру выхода из состава Европейского Союза. Порядок предусматривает проведение общенационального референдума. В случае если более половины граждан проголосует за отделение от ЕС, начинает действовать специальный механизм.
Правом на отделение воспользовалась Великобритания. Летом 2016 года в королевстве состоялся плебисцит, известный под названием Brexit. В нём приняли участие свыше 30 млн граждан Соединённого Королевства. Почти 52% участников опроса высказалось за выход из состава ЕС. Большинство «евроскептиков» проживает в Англии и Уэльсе, а жители Северной Ирландии и Шотландии относятся к сторонникам евроинтеграции, которые не желают оказаться оторванными от остальной Европы. Окончательный выход Британии задекларирован на 2019 год.
Сложившуюся ситуацию нельзя оценить однозначно . С одной стороны, сложится опасный прецедент. Им могут воспользоваться другие страны, входящие в ЕС и недовольные политикой, проводимой в рамках единой Европы. С другой стороны, усилится консолидация стран-членов, направленная на усиление взаимоотношений внутри ЕС.
В 2018 году участились разговоры о выходе некоторых стран из Европейского Союза, что обусловлено политической ситуацией в мире. В этой статье мы разберём какие страны входят в Евросоюз на 2019 год.
На сегодняшний день в Евросоюз входят 28 стран.
Кроме крупных держав в списке есть и ряд автономных областей, которые подчинены более крупным государствам. Среди автономных территорий Аландские острова, Азорские острова и другие.
Какие страны входят в Евросоюз, список в 2019 году
Дата вступления в Евросоюз | Страна | Общее количество членов |
25 марта 1957 | Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. | 6 |
1 января 1973 | Великобритания, Дания, Ирландия. | 9 |
1 января 1981 | Греция | 10 |
1 января 1986 | Испания, Португалия | 12 |
1 января 1995 | Австрия, Финляндия, Швеция | 15 |
1 мая 2004 | Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония | 25 |
1 января 2007 | Болгария, Румыния | 27 |
1 июля 2013 | Хорватия | 28 |
Карта Евросоюза со странами и столицами, границы ЕС
ВАЖНО: страны ЕС ведут политику таможенного союза. Внутри Союза действует система беспошлинной торговли, при этом количество курсирующего между странами товара не имеет значения, а значит, и не облагается налогом. Те державы, которым не посчастливилось войти в Союз, торгуют по единому таможенному тарифу.
Нужно отметить, что каждый сегмент ЕС сохраняет свою экономику и имеет все полномочия для независимого ведения экономической деятельности. НО обязательные денежные влияния в казну. Из вложений 28-ми государств складывается ВВП всего Союза.
Вступление в ЕС
Все нынешние члены Евросоюза прошли через определенные этапы, которые необходимо пройти для вступления в Союз. Так называемые копенгагенские критерии.
Какие требования к кандидатам на вступление
1. «Любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза».
СПРАВКА: Что значит «европейское государство» не совсем понятно. Несмотря на то что словосочетание используется в качестве термина, его чёткого определения до сих пор не дано. На практике «европейское» трактуется как государство, относящееся к Европе географически, а также культурно, исторически и политически близкое ценностям Союза.
2. Претендующая на членство страна обязана уважать ценности, которые лежат в основе Европейского Союза, разделять их и обеспечивать поддержание этих ценностей внутри своего государства.
ВАЖНО: Основные требования: «уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам».
Договор о Европейском Союзе включает и второстепенные требования к кандидатам на вступление. Они названы названы в ст. 49 «критерии соответствия»
Условия из ДЕС устанавливаются главами государств-членов Евросоюза.
Кандидаты на вступление в Евросоюз в 2019 году
Несколько стран представили свои кандидатуры на вступление в Европейский союз:
- Республика Албания.
- Черногория.
- Республика Македония.
- Республика Сербия.
- Турецкая республика.
СПРАВКА: для Сербии и Черногории даже установлен ориентировочный срок вступления — 2025 -й год.
Также есть потенциальные кандидаты:
- Босния и Герцеговина
- Республики Косово
Они ещё не кандидаты. Есть принципиальная разница между правовым статусом страны-кандидата и страны — потенциального кандидата.
Какие страны первыми вошли в Евросоюз
В первый эшелон вошли всего 6 стран (все западноевропейские): Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. Этот состав актуален на период 50-х — 60-х годов двадцатого века.
Уже в 1793-м произошло увеличение числа стран-союзниц. Так называемое расширение, которое закончилось присоединением Великобритании, Дании и Ирландии.
1981-й год стал датой подписания договора также с Грецией, а 1986-й с Испанией и Португалией.
СПРАВКА: Договор о Европейском Союзе подписали только в 1992 году (в силу он вступил 1 ноября 1993). Только с этого момента появился Евросоюз в том формате, в котором он существует по сей день. С 93-го года он живёт по правилам ДЕС и вступление производится по строго установленному регламенту.
Первыми странами входящими в ЕС по всем официальным порядкам и установленным этапам стали Австрия, Финляндия и Швеция.
Только в двадцать первом веке началось дальнейшее расширение союза (на Восток).
1 мая 2004 года ЕС принял Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и островные Кипр и Мальту.
В 2005 ом подписали договор, а в 2007-м стали членами ЕС восточноевропейские Болгария и Румыния.
Какая страна вступила последней в ЕС
Не так давно вошла в Европейский союз Хорватия. На данный момент это последняя страна, которая из статуса кандидата перешла в статус члена ЕС.
Хорваты подали заявление на вступление ещё в 2003-м году, на протяжении десяти лет они проходили процедуру вступления в союз. В 2004-м году Европейская комиссия одобрила инициативу, позволила Хорватии стать кандидатом.
Процесс затянулся из-за вмешательства Словении, официальные лица которой дали понять, что имеют ряд возражений по поводу вступления Хорватии в ЕС.
В 2009-ом году удалось урегулировать ситуацию при помощи международных представителей.
Подписание сопутствующих договоров состоялось в 2012-ом году, а в 2013-ом они вступили в силу, сделав Хорватию полноправным членов Евросоюза.
Страны Европы, не входящие в ЕС
- Лихтенштейн
- Монако
- Швейцария
- Россия
- Беларусь
- Молдавия
- Украина
- Норвегия
- Андорра
- Ватикан
- Сан-Марино
- Албания и Македония (не могут стать кандидатами на вступление, тк находятся в состоянии территориальных споров)
- Азербайджан и Казахстан (частично находятся на европейской территории)
- Косово (не может вступить в Союз, так как не все страны признают его независимым государством)
- Приднестровье (не до конца решен вопрос о выходе из состава Молдавии)
СПРАВКА: Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан являются партнёрами ЕС, активно сотрудничают со странами Союза, также официальная валюта этих государств — евро.
Европейский союз существует уже почти 90 лет, за это время его покинула только одна страна (Гренландия), которая в 1985 году выразила возмущение по поводу снижения квот на вылов рыбы.
В мозги всем внушено марксистское понимание политики, как продолжения экономики. На самом деле политика – это прежде всего ЦЕННОСТИ.
Ценности меняются со временем. Постоянное обвинение Исторической России в империализме людьми, просто не знающими или не понимающими исторический процесс, в «экспансии» или прочих грехах – сравнимо примерно с обвинением Средних веков в том, что люди тогда были грязные и даже не пользовались гигиеническими салфетками.
Время было другое. Все, абсолютно все страны истории, если могли, становились империями, а империи, в свою очередь – все без исключения. стремились к максимальной экспансии.
Россия была в этом не лучше, но и не хуже других европейских держав: Испании, Англии, Голландии, Франции или Португалии.
Когда наступил Новый век и Новые Ценности, которые навсегда оставили «имперское мышление» как стандарт и очевидность в прошлом? Даже больше – «национальные интересы» как императив любого государства – поставили под сомнение?
Этим новым началом стало окончание Второй Мировой Войны. Коль скоро Первая Мировая ничему не научила, то европейские политики, самые продвинутые из которых говорили о «Соединенных Штатах Европы» вообще давно, решили создать железный механизм, навсегда делающий войну в Европе невозможной.
Для этого надо так завязать экономику всех стран друг на друга, что война просто физически станет бессмыслицей.
Поэтому возникает «Европейское Объединение угля и стали» из 6 государств: Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса.
Однако, наличие страшного Коммунистического Фашизма на Востоке Европы всё больше и больше ставило в центр Европейского Интеграционного процесса и ЦЕННОСТИ: свободы, демократии, прав человека и правового государства.
Основой именно этого тренда стало, конечно, примирение двух вековых врагов: Франции и Германии, осуществленное двумя визионерами, католиками и билингвами: канцлером Аденауэром (он с Рейна, почти французской, по ментальности, Германии) и Президентом Де Голлем, бывших друзьями.
Франко-Германский тандем был основой мощного и стремительного увеличения Евросоюза, тогда называвшегося «Европейское Сообщество», выросшего к 2016-му году до 28-ми государств и 5 – стоящих в очереди.
Смыслом его является не только выгодная совместная экономика, но и преданность единым Ценностям, среди которых одной из центральных является принцип СОЛИДАРНОСТИ, то есть отказа от своего эгоизма ради Общих Интересов. Ради помощи более слабым участникам и внутри общества и среди государств Европы.
Преданность ценностям уже исключает всякое давление в их реализации, так что нелепейшее на свете сравнение ЕС с СССР делает любого такого чела просто клоуном.
С какого то момента стало ясно, что только ценностей и экономики – просто мало, интеграция потребовала и финансового и политического союза для её координации.
Вплоть до последнего времени по ВСЕМ вопросам в ЕС должен был быть консенсус, то есть ВСЕ страны обладали по всем вопросам правом вето. Изменили это (для некоторых случаев) на квалифицированное большинство, только в наши дни, в силу огромности и числа тем и самого союза. Изменили тоже – ЕДИНОГЛАСНО и ради ЗДРАВОГО смысла, а не желания «править миром».
Тем не менее и политическая интеграция понималась как минимум в трех очень отличающихся моделях.
Верная своей Федеративности и принципам Эрхарда о минимальном вмешательстве правительства в экономику, Германия хотела создания либерального и рыхлого союза стран, типа Швейцарской Конфедерации, постоянно идя на все возможные уступки своих национальных интересов ради Общего дела: так, Германия, при 85 миллионах имеет тот же политический вес в ЕС, что и Франция или Италия – с 55-65 млн. Германия же платит львиную долю в кассу Евросоюза, превышающую её экономический вес.
Французы, с времен Королей привыкшие к максимальной централизованности и огромной роли Правительства во всех делах, в том числе и экономике, видят ЕС в будущем как гигантское Супер-Государство с единым правительством, активно диктующем экономике правила игры.
Пока Британия, вынужденная кризисом экономики и вопреки возражениям Де Голля (уже бывшего не удел) не вошла в ЕС, эти две концепции постоянно спорили, но всегда находился компромисс – именно в силу уже не «примирения», а подлинной ДРУЖБЫ французов и немцев.
Британия же понимала ЕС по- третьему: «нам нужен с Европой единый Общий Рынок (как и называли ЕС долгое время), всё остальное – факультатив и вынужденная необходимость».
Увязка уже ТРЕХ видений ЕС проходила сложно, кроме прочего в силу слишком быстрого роста ЕС на Восток и введения единой валюты. Поэтому Британия всегда и везде в ЕС создавала сложности – впрочем всегда в итоге, получив льготы и скидки, оговорки и исключения, присоединяясь к ЕС в принципиальных вещах.
Если отбросить откровенный популизм, то сторонники Брекзита пробили именно это понимание Европы.
Строго говоря, ничего страшного в этом нет, Европа уже сейчас является «Европой разных скоростей»:
1. Страны-основатели и богатые страны, присоединившиеся позже, которые платят, а не получают (например, Австрия или Финляндия). Интеграция тут полная, гармония тут полная. Они имеют схожие экономики и большинство из них имеют ЕВРО.
2. Страны Юга и Востока, которые догоняют их, будучи ПОЛУЧАТЕЛЯМИ помощи. Интеграция там не совсем стопроцентная, масса популистов и тормозов. Многие из них не имеют ЕВРО.
3. Страны высокоразвитые, но без ЕВРО: Швеция или Дания.
4. Страны Европы, вообще не входящие в ЕС, но живущие на 70-90% по его правилам и де-факто в него по многим параметрам входящие: Норвегия, Швейцария, Монако, Исландия и др.
5. Страны – ассоциированные члены ЕС, например, Турция, тоже во всех областях жизни ориентированная до сих пор на европейские стандарты.
Выход Британии из ЕС вернет её на медленную скорость европейской интеграции, к стадии «Общего Рынка», что, возможно, и неплохо, ибо отказ от необходимости вписывания Британского видения мира в Ценности ЕС, может сделать его гораздо более динамичным и ещё более успешным. Согласовать немецкую ПОСТ-национальную и французскую ЕВРОПЕЙСКУЮ модели легче, чем еще и английскую - всё еще НАЦИОНАЛЬНУЮ.
Потому то и требует ЕС немедленной подачи официального заявления Великобритании из ЕС после Референдума – демократия и Европа гибки и динамичны и всегда найдут самое лучшее решение, особенно, если им не мешают. «Насильно мил не будешь». Или, как говорят немцы: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас».
Это станет и отличным поводом для целого ряда реформ внутри ЕС, делающих его еще более успешным и демократичным, процветающим и свободным. В интересах каждой страны и каждого европейца.